Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»
Оценка 5

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
27.02.2019
Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»
Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е. его речь должна быть развита, лексика богата и разнообразна. Этого требует реальность. Умелое использование речевых возможностей причастия позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Высказывание великого поэта А.С. Пушкина «Поэзия не дружна с причастиями, но прозе без них не обойтись, потому что было бы столько союзных слов «который», что трудно было бы читать.», - подтолкнуло провести исследование по теме: «Какова роль причастия в речи?»
Олеся Причастия.docx
Оглавление Основная часть Введение………………………………………………………………………………2 Глава 1. Причастия как часть речи………………………………………………4­5. 1.1.  История изучения частей речи…………………………………………5­7 Глава 2.Выразительные возможности причастия………….……….………….5           2.1. Причастия в литературных произведениях………………………………8­11 Глава 3. Практическое  содержания исследования …………………………….11 3.1. Выразительные возможности причастия………………………................11 Заключение……………………………………………………………………………13 Список используемой литературы …………………………………………………14 Приложение «Роль причастия в речи». Практикум 1 Введение.            Причастие   –   очень   интересное   явление   в   русском   языке.   Множество   работ   посвящено   теме «Причастие». Ученых волнует вопрос о месте причастия в современном языке.        М.В. Ломоносов о причастии писал: «Совмещающая в себе «силу имени и глагола» и служащая « к сокращению человеческого слова».           Высказывание   великого поэта   А.С. Пушкина «Поэзия не дружна с причастиями, но прозе без них не обойтись,   потому   что   было   бы   столько   союзных   слов   «который»,   что   трудно   было   бы   читать.»,   ­ подтолкнуло провести исследование по теме: «Какова роль причастия в речи?» Актуальность работы. Современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно, т.е.   его   речь   должна   быть   развита,   лексика   богата   и   разнообразна.   Этого   требует   реальность.   Умелое использование речевых возможностей причастия позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь.  Объект исследования ­ литературные произведения, творческие работы учеников. Предмет исследования ­   причастия и причастные обороты в поэтических текстах,  повседневной речи. Цель   проекта ­  изучить   историю   происхождения   причастий   и   выяснить   их   выразительные возможности  в  русском языке. Для реализации поставленной цели в области исследовании были определены следующие  задачи:   познакомиться с историей появления причастия в русском литературном языке; найти в художественной литературе примеры употребления причастий;  проанализировать уровень знаний учащихся 7­9 классов о причастиях          Новизна  работы  состоит в   самостоятельной попытке рассмотрения  данного   вопроса.  2 Практическая значимость работы заключается в использовании материала исследования на уроках русского языка в классах, изучающих русский язык углубленно, на элективных курсах, во внеклассной работе, в итоговой аттестации. Для решения поставленных задач использовались методы исследования: 1. лингвистическое описание причастия как части речи; 2. текстовой филологический анализ (наблюдение за употреблением причастий в  произведениях русских поэтов, писателей,  в учебной литературе, в устной и письменной  речи учащихся)  3. анализ ошибок учащихся при употреблении причастий и причастных оборотов. Материалом для исследования послужили    М. Ю. Лермонтов. Лирика. 1. Б.Пастернак. Лирика 2. 3. И. Бунин . Рассказы. 4. Д. Кедрин. Лирика 5. А. Ардов . Рассказ «Суконный Язык» 3 Глава 1.  Причастие как часть речи. Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».  [1] На сегодняшний день остается под вопросом статус причастия: самостоятельная часть речи или глагольная форма? Но есть и другие мнения на этот счет. Все мнения, имеющиеся на данный момент, можно отразить следующим образом: 1. Причастие – самостоятельная часть речи 2. Причастие – отглагольное прилагательное 3. Причастие­разряд прилагательных; гибридная глагольно­прилагательная форма 4. Смешанная часть речи 5. Особая форма глагола. Следует отметить, что последний статус причастия наиболее употребим на сегодняшний день, но не является определяющим. Три  основных мнения по данному вопросу:    Такие ученые как Д.Н.Овсянико­Куликовский, М.В.Панов считали причастие самостоятельной частью речи, так как признаки ее совмещают в себе две части речи: глагол и прилагательное. Таким образом, получается новая часть речи с вопросом прилагательного и в равной степени присутствующих признаками   прилагательного   и   глагола.   К   этой   группе   ученых   относятся   также   М.В.Ломоносов, А.Н.Тихонов и академик Н.М.Шанский, редактор одного из УМК. Другие авторы, например, Бабайцева В.В. и Чеснокова Л.Д. считают, что « причастие  –  самостоятельная   часть   речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола». В УМК под редакцией   С.И. Львовой   причастие   рассматривается   как   глагольная   форма,   «совмещающая грамматические признаки глагола и других  частей   речи ». Л.В.Щерба   и   автор   современного   учебника   профессор   М.М.Разумовская   относят   причастие   к особой форме глагола. Такого мнения они придерживаются, потому что решающим фактором является определение причастия – особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Такой взгляд   отражен   в   Академической   грамматике,   вышедшей   в   1970   г.   под   редакцией   профессора Н.Ю.Шведовой,  в  двухтомной  академической  «Грамматике  ­  80». Есть  и  ещё  одна  точка зрения  на грамматическую природу причастий и деепричастий. Академик В.В.Виноградов в книге «Русский язык. 4 (Грамматическое   учение   о  слове)»  рассматривает   причастие   как  «категорию  гибридных   глагольно  – прилагательных форм». Последняя группа ученых представлена в меньшинстве. Ф.И.Буслаев, В.А.Богородицкий считают, что причастие   ­ это отглагольное прилагательное   В   учебнике   русского   языка   для   школьников   7   класса   под   редакцией   М.Т.   Баранова,Т.А. Ладыженской   2014   г     сказано:   «Причастие   –   самостоятельная   часть   речи,   которая   обозначает, проявляющийся   во  времени   признак   предмета   по   действию   и   отвечает   на   вопросы   какой?   (каков?), какие? что делающий? что сделавший?» Например:   сверкавший,  плачущая,  палящее,  переливающиеся.            Причастия,  как  и  прилагательные,  изменяются  по  падежам,  числам   и  родам  и  имеют  такие  же  падежные  окончания:    синеющая (и.п.),  синеющей (р.п.),   синеющую (в.п.),  о  синеющей (п.п).       В предложениях причастия  обычно  согласуются  с  именами     существительными  и  выступают  в  роли  определения:    ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра до ночи гремит по лесам. Причастия, как и глаголы, сохраняют:  значение действия:     идущий  по  реке  пароход  –  пароход,  который  идет  по  реке;   возвратность  /  невозвратность:     озарявшийся   –   озарявший;     вид   (совершенный   и  несовершенный):   сохраняемый  –  называвший. [1]   придуманный   –   думавший;     время   (настоящее   и   прошедшее) называющий,  1.1.  История изучения частей речи. Части речи стали выделяться еще на заре истории языкознания. [2] Изначально проблема выделения частей речи сталкивалась с вопросом их количества и качества. Платон выделял всего две части речи имя и  глагол. Аристотель выделял три части речи: имя,  глагол,  союз. Индийцы выделяли четыре части речи: имя, глагол, предлог, частица. Как видно из приведенного, в античном мире в основном выделялись две главные части речи – имя и глагол. Другие же части речи (союз, частица, предлог) были служебными. Однако еще в античном мире количество   частей   речи   в   грамматиках   уже   увеличивается   до   8,   что   происходит   в   результате дифференцированного подхода ученых к природе и внутреннему составу имен и глаголов. Так, Варрон (1 в. до н. э.) выделял имя, глагол, причастие, междометие, местоимение, предлог, наречие, союз; Присциан (V­VI вв.): имя, глагол, причастие, местоимение, предлог, наречие, междометие, союз. 5 Причастие,  как  самостоятельная  часть  речи,  впервые  было  выделено в  грамматических  трудах Аристарха Самофракийского, Дионисия Фракийского, Варрона, позднее же в работах Присциана. В   русистике   причастие   определялось   с   самого   начала   как:   1)   самостоятельная   часть   речи (М.Ломоносов); 2) часть прилагательного (А.Х. Востоков); смешанная часть речи (А.М. Пешковский); категория гибридных глагольно ­ прилагательных форм (В.В. Виноградов); одна из форм словоизменения глагола; форма глагола.  [2]   М.В. Ломоносов утверждал, что «причастие ­ это слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Ученый объяснял, почему причастия составляют принадлежность к книжной речи – потому что они заимствованы из старославянского языка, что сказывается на ряде их фонетических особенностей. Например, в наличии Щ в причастиях настоящего времени.   Также Ломоносов разъяснял, что причастия употребляются только от славянских глаголов и не допустимы от русских: «Действительного залога времени настоящего причастия, кончающееся на ­щий, производятся от глаголов славянского происхождения: венчающей, пишущий, питающий, а весьма не пристойны от простых российских, которые у славян не известны: говорящий, чавкающий» [2]. Эти слова мы   понимаем   так.  Причастие  –  самостоятельная  часть  речи,  которая  имеет  признаки,  свойственные глаголу и прилагательному, то есть обозначает признак предмета по действию.   В. И. Даль дал причастию более образное определение, говоря, что причастие ­ это часть речи, «причастная к глаголу в образе прилагательного».  Великий русский писатель А. С. Пушкин в своем высказывании о причастии обратил внимание на его стилистическую роль: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, ...мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». В   первой   половине   XIX   века   А.Х.   Востоков,   а   позднее   В.А.   Богородицкий   и   др.   включили причастие в состав прилагательного. До конца 80­х годов XX века в  русистике  господствовала  точка зрения, считавшая  причастие формой глагола.   Но уже в начале 90­х годов XX века причастие выделяется опять как самостоятельная часть речи (ср.   даже   в   учебнике   по   русскому   языку   Бабайцевой   В.В.,   где   причастие   называется   в   ряду самостоятельных частей речи и определяется так: «Причастие – самостоятельная часть речи…».  Но   в учебном пособии по русскому языку Блохиной Н.Г., изданном уже в 2004 г. причастие не приводится в перечне самостоятельных частей речи и определяется как «неспрягаемая форма глагола». Еще одним ярким примером, подтверждающим, что причастие необычная часть речи, является высказывание В. Пешковского: « Причастие ­ это смешанная часть речи». 6 Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль называя причастие «частью речи, причастной глаголу, в образе прилагательного» считал, что у причастий гораздо больше функций в речи, чем у любой другой части речи, в частности, у глагола и прилагательного по отдельности.  Александр Сергеевич Пушкин считал: «Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».  Причастия   довольно   редко   употребляются   в   разговорной   речи,   изобилующей   неполными предложениями,   более   простыми   по   сравнению   с   другими   стилями   речи   синтаксическими конструкциями.  Выдающийся   русский   писатель   XIX   века  Д.   В.   Григорович   отмечал,   что     «...причастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. Таким   образом,   причастие,   за   свою   более   чем   двухтысячелетнюю   историю   изучения, рассматривалось   то   как   самостоятельная   часть   речи,   то   как   неокончательное   наклонение,   неличная форма   глагола,  неспрягаемая   форма  глагола,   то  как   отглагольные   имена,   глагольные  имена,   то  как смешанная часть речи, гибридные глагольно­прилагательные формы, то как никакая часть речи и т.д. и т.п, Но при этом    часто употребляемая.  7 Глава 2. Выразительные возможности причастия. «Причастие, живописной   силой   прилагательного,   обладающее   энергией   глагола   и   «дорисовывает», «живописует»   действие, выразительность», ­ писал Н.В. Гоголь.    придавая   тексту   особую 2.1.  Причастия в литературных произведениях ( на примерах любимых произведений). М.Горький писал : «…Язык наш достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них –  шипящие звукосочетания: вши, вша, ща, щей».  А вот  А. Твардовский  ведет сознательный подбор и скопление причастных форм  в  стилистических целях. Вспомни с нами отступающих, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, ­ Помолившихся за нас.        В этом отрывке причастия, употребляемые в значении существительных, усиливают патетическую  торжественность речи.           В стихотворении Б. Пастернака  «Светает» ­ длинная цепочка причастий,   они помогают создать  яркие, неповторимые образы. Чтобы подчеркнуть значимость причастий, поэт нередко выносит их в  конец строки и рифмует с другими словами. Ты в ветке, веткой пробующем, не время ль птицам петь, намокшая воробышком Сиреневая ветвь! У капель – тяжесть запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез.     М.Ю. Лермонтов  охотно использовал выразительные возможности причастия.   Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной,  8 Хранимый под сенью зеленых листов От знойных лучей и летучих песков… «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?»       В  рассказе  «Косцы» Иван Бунин  для изображения бескрайнего простора России  пишет: «Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших   отцов   и   дедов,   уходила   перед   нами   в   бесконечную   русскую   даль».   Описывая   косцов   Бунин использует причастные обороты. Для   создания   конкретно­образного   чувства   тоски   по   ушедшему,   автор   использует сложноподчиненные предложения с причастиями и причастными оборотами, чтобы передать легкость и естественность одновременной работы и пения, свойственных только русскому человеку. Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.  Образ Родины в рассказе «Косцы» складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и Родиной. Краски, запахи, звуки – всё для него неповторимо, всё родное, любимое. Ибо   всему   свой   срок,   —   миновала   и   для   нас   сказка:   отказались   от   нас   наши   древние заступники,   разбежались рыскучие   звери,   разлетелись   вещие   птицы,   свернулись   самобраные скатерти, поруганы молитвы   и   заклятия,   иссохла   Мать­Сыра­Земля, иссякли   животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению». В тексте рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина  много причастий, благодаря которым мы чувствуем   дыхание   сада,   его   стремление   к   солнцу.   Здесь   много   олицетворений:   сад,   подсохший   и поредевший;   гниющая   листва;   листья,   свернувшиеся   и   почерневшие;   уходящие   поля.   Представлены формы   действительных   причастий   прошедшего   времени   совершенного   и   несовершенного   вида. Благодаря использованию причастий мы видим угасание, старение деревьев и движение к свету, к солнцу растений: гниющая листва и пробивающиеся из­под снега подснежники. Глагольные признаки причастий помогают представить картину сада в движении.   «А   возле   леса   ещё   тянется   длинный   островок   снега,   и   ярко­голубые   подснежники пробиваются из­под гниющей листвы.  9 Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы – и запах антоновских яблок. И небеса, и без границы в них уходящие поля. Вечер   был   сумрачный,   за   окошками  вырубленного сада   вспыхивали   зарницы. Свернувшиеся   и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.  Тонко пахло сладким ароматом листвы, поджаренной на солнце. Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад. Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.  Самобытность причастия, особенность его стилистического употребления отметил К. Д. Ушинский, который   писал,   что   «...эту   форму   создал   русский   народ   в   своем   характеристическом   стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».  Подбирая тексты разных стилей, мы нашли  стихотворение Д. Кедрина: Много видевший, много знавший,  Знавший ненависть и любовь,  Все имевший, все потерявший  И опять все нашедший вновь,  Вкус узнавший всего земного  И до жизни жадный опять,  Обладающий всем и снова  Все боящийся потерять.             Причастия помогают создать более возвышенную, торжественную атмосферу. Возможно, это  является причиной довольно редкого использования причастий в разговорной речи. Мы вряд ли скажем  «сын, помогающий маме убирать комнату» или «дочь, пылесосящая ковер», скорее всего, мы заменим  фразами «сын, который помогает маме убирать комнату» или «дочь, которая пылесосит ковер». Далее мы решили ответить на вопрос: что изменится в речи, если мы будем часто  использовать причастия в речи. Исследовали текст В. Ардова «Суконный язык»  Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и  вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в  пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на  проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие  животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися.  10 Анализируя текст, мы пришли к выводу, что чрезмерное употребление причастий тоже может  испортить наше высказывание. Тем более нежелательно скопление причастий, в суффиксах которых  встречаются шипящие: плещущий, тащащий и др.         Такие формы делают речь неблагозвучной. На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших... Вполне можно обойтись без насекомых». При необходимости   причастный   оборот   может   быть   заменён:  Человек,   встретившийся   мне   в   пути   – человек,   которого   я   встретил   в   пути.           Употребление причастий и причастных оборотов в речи           Таким образом, причастия вносили и вносят в русский язык и русскую литературу красочность, неповторимость, яркость! выразительность     и             Нередко в литературе можно встретить текст, насыщенный причастиями, которые хранят в себе внутреннюю энергию, открытые действия, помогают создать яркие, запоминающиеся образы.   Причастия   в   современном   русском   языке   занимает   особое   место,   так   как   они   представляют принадлежность литературного языка.            При этом они употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорной бытовой речи (кроме кратких причастий, широко употребляемых в разговорной речи и  диалектах).             Глава 3. Употребление причастий и причастных оборотов в речи современных школьников. 3.1. Выразительные возможности причастия.            Результаты опроса среди учащихся    «Знаете ли вы причастия?»   Проведенное  анкетирование среди учащихся 7­9 классов, в котором приняли участие 37  школьников показало, что   Анализ первого вопроса показал, что  все учащиеся знают, что такое причастие – 37 учеников. Второй вопрос « Знаете ли вы, какова его роль?»  нас насторожил: что такое причастие – знаем ( 37 учеников) , зачем оно – нет!  Третий вопрос «Часто ли вы употребляете их в речи?» заставил нас задуматься: не употребляют  (а может, просто не знают, что употребляют) – 37 человек. 11 Мы обратили внимание на то обстоятельство, что в ученических сочинениях  причастные обороты встречаются редко.                   Недавно на уроке русского языка мы писали сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». Читать наши работы было не только смешно, но и поучительно.  Например, в одной из работ мы прочитали: «Девочка, которая делает разминку, стоит рядом с девочкой,  которая поправляет  чешки».  А в другой  работе прочитали: «Она наблюдает  за девочкой, которая стоит рядом с девочкой, которая делает разминку». Если бы мы были внимательны к причастию, то таких ошибок можно было бы избежать, например, сказав: «Девочка, делающая разминку, стоит рядом с гимнасткой, которая поправляет чешки» или: «Она смотрит на девочку, наблюдающую за подругой, которая делать разминку». Наши письменные сочинения на литературные темы в старших классах будут представлять собой критические статьи в миниатюре, и в той или иной степени им должен быть присущ книжный характер. Приведённые   выше   слова   А.С.Пушкина,   отмечавшего   «выразительную   краткость   причастий»,   имеют такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.  Подготовленное   Приложение   №1  «Роль   причастия   в   речи»   поможет   ученикам   получить практические навыки употребления причастия в речи 5. Заключение. В   ходе   знакомства   с   историей   появления   причастий   в   русском   литературном   языке   было установлено, что причастие – особая форма глагола, обладающая свойствами глагола и прилагательного, 12 ­ является в художественном тексте средством выразительности.   Использование в тексте причастий придаёт ему динамику  и образность, яркость описания. Поэзия не особенно дружна с причастиями, но прозе без них не обойтись, потому что было бы столько союзных слов «который», что трудно было бы читать. Применив   исследовательский   метод,   пришли   в   выводу,   что   в   обыденной   речи   причастия употребляются крайне редко, а вот где нужны пафос, торжественность, там без   причастия   трудно обойтись.  Используемая литература. 13 1. Академическая грамматика русского языка. http://rusgram.narod.ru/1576­1595.html 2. Теория частей речи в отечественном языкознании studme.org 3. Энциклопедический словарь юного филолога.— М., 1984.        4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка – М., 1997 г.         5. Литературные произведения школьной программы         14 Роль причастия в речи Приложение № 1. "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного", ­ утверждал В.И. Даль                                                                                                                                         М.В.Ломоносов о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют некоторую высокость , и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов»  М. В. Ломоносовписал: «Причастие заключает в себе силу глагола и имени». Стилистическая   особенность   причастий   и   причастных   оборотов   состоит   в   том,   что   они   придают высказыванию книжный характер. А.С.Пушкин писал: «Мы не говорим: >>карета, скачущая по мосту; слуга,   метущий   комнату; мы   говорим: которая   скачет.   Который   метёт…   и   пр.>>,   –   заменяя краткость причастия вялым оборотом». В обыденной речи причастия употребляются крайне редко, а вот где нужны пафос, обличительность, торжественность, там без причастия  трудно обойтись Причастие — это особая форма глагола, которая имеет следующие признаки. 1.Обобщённое лексическое значение. Причастие   обозначает   признак   предмета   по   действию,   то   есть   по   значению   примыкает   к прилагательным  и   отвечает   на   вопрос   прилагательных какой? (а   также   искусственно   образованные вопросы что делающий? что делавший? что делаемый? что сделанный?):идущий по тротуару че­ ловек; уставший за день водитель; слова, произносимые вслух;перечисленные факты. 2.Грамматические признаки (значения).        Морфологический уровень. Эта глагольная форма обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного. Поскольку   причастие   —   это   одна   из   форм   глагола,   у   него   есть   все постоянные   признаки   глагола: переходность, возвратность, вид, спряжение. 15 Из непостоянных признаков глагола у причастий представлена характеристика времени (настоящего и прошедшего). Причастия   настоя    щего   времени обозначают   признак   предмета   по   действию,   совершающемуся одновременно с моментом речи или с моментом другого действия. Например: Идущий по действия идти иоборачиваться одновременны друг с другом и с моментом речи; Идущий по тротуару оборачивается — тротуару человек       человек обернулся — оба действия совершаются одновременно, но при этом до момента речи). Причастия   прошедшего       времени обозначают   признак   по   действию,   совершавшемуся   в прошлом (Уставший за день водитель сразу же заснул). Признаком глагола является также и залог (действи  тельный и страдательный).   Действительные причас    тия обозначают признак предмета, который сам производит действие, то есть признак   субъекта   действия (идущий,   уставший), а страдательные —признак   предмета,   на   который направлено действие, то есть признак объекта действия(произносимый, перечисленный).   К непостоянным   признакам   причастия также полнота / краткость (обычно страдательные причастия имеют краткую форму)   относятся   признаки прилагательного:   род,   число,   падеж,   а          Синтаксический уровень. Причастия согласуются с существительными, подобно прилагательным, и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, — определением и именной частью составного именного сказуемо  ­   го (краткие причастия — только частью сказуемого СИС). Использование причастий в речи Причастие – важное средство обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Лексический уровень. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике: Зарумянившееся лицо ее сияло радостью и решимостью (Л. Т.). Грамматический уровень. Морфологические признаки. 16 В   отличие   от   прилагательного (румяное   лицо   –   прилагательное   здесь   обозначает   постоянный,   не меняющийся   во   времени   качественный   признак   предмета) причастие   обладает   грамматическими категориями времени, вида, залога, которые отражают становление признака во времени. Синтаксическая роль. В то же время причастие «сжимает» информацию (один из приёмов сжатия текста), позволяя с помощью определения   передать   содержание,   которое   можно   выразить   и   придаточной   частью   предложения. Например: Страницы, прочитанные мною… ­ Страницы, которые я прочитал… Причастия позволяют избегать повтора слов:      Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.      Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса. Примечание. Причастия  – признак книжного стиля. «Книжность» причастий объясняется их историей: они восходят   к   старославянскому   языку   и   поэтому  издавна  были   принадлежностью   письменной   речи.   В поэзии   XVIII   в.   обилие   причастий   было   отличительной   чертой   «высокого   штиля».   М.В.   Ломоносов считал   возможным   употребление   в   этой   форме   лишь   старославянских   глаголов   и   тех   российских, «которые   от   славянских   как   в   произношении,   так   и   в   знаменовании   никакой   разности   не   имеют»: питаемый,   питавший,   питающий,   венчающий,   венчаемый,   видимый   и   т.п.,   и   предостерегал   против образования   причастий   от   глаголов,   «которые   нечто   подлое   значат,   и   только   в   простых   разговорах употребительны»:   мараемый,   брякнувший,   чавкающий,   нырнувший   и   т.п.   (Ломоносов   М.В.   Полное собрание сочинений. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 496) Со временем ограничения в образовании причастий были преодолены,   однако   приподнято­торжественное   звучание   этих   глагольных   форм   в   поэтической   речи осознавалось значительно дольше. Современные   поэты   и   писатели   ценят   причастия   не   за   их   книжный   характер,   а   за   то,   что   в них аккумулируется   значительная   выразительная   энергия   русского   языка. Изобразительная функция причастий   наиболее   наглядно   проявляется   при   употреблении   их   в   ролиопределений: Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его   лицо   (Л.   Т.). Но   и   сказуемые,   выраженные   причастиями,   тоже   могут придавать   особенную экспрессивность художественной речи: И ветер в круглое окно вливался влажною струею, ­ казалось, небо сожжено червонно­дымною зарею (Ахм.). Шаблоны сочинений о роли причастий в речи. 17 Вступление.      Причастия   играют   важную   роль   в   речи,   делая   её   более   яркой   и   выразительной.   Докажем   это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора).      Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине   делает   высказывание   более   ярким,   выразительным,   динамичным.   Обратимся  к   примерам   из текста (фамилия и инициалы автора). Аргументы. Лексический уровень (лексический аргумент).      Причастие обозначает признак предмета, красочно характеризует его, как и прилагательное. Например,  в предложении 1 есть причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета.      Причастия   обозначают   признак   предмета   по   действию,   красочно   характеризуя   его,   как   и прилагательное. Например,  в предложении … употреблено причастие «………». С его помощью точно описаны   признаки   предмета.   Однако   причастия,   имея   свойства   глаголов,   обозначают   признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность. Синтаксический уровень (грамматический аргумент).      Причастие   изменяется,   как   прилагательное.   Оно   связывается   с   определяемым   словом   с   помощью окончаний. Например, в предложении ……. причастие «………………)» согласуется с существительным в единственном числе, именительном падеже, среднем роде.      Знание грамматических особенностей причастий помогает создать связное письменное высказывание. Причастие   изменяется,   как   прилагательное.   Оно   согласуется   с   определяемым   словом.   Например,   в предложении …… особая  форма глагола «……………….» согласовано  с существительным в форме единственного   числа,   именительного   падежа,   среднего   рода.   Грамматическое   значение   выражено   с помощью окончания. Морфологический уровень (грамматический аргумент).      Грамматические категории залога и времени помогают уточнить  лексическое значение этой особой формы глагола. Например, в предложении ….. употреблено действительное причастие «…………….)». Прошедшее время обозначает, что этот признак по действию предмет приобрёл в прошлом, до момента 18 речи.   Или   предложение   :   «…………………………..».   В   нём   действительное   причастие   настоящего времени «идущий» указывает, что признак предмета проявляется в настоящем, в момент речи. Заключение.      Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.      Итак,   причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли. Образцы сочинений. 1. Образец. Причастия   играют   важную   роль   в   речи,   делая   её   более   яркой   и   выразительной.   Докажем   это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора). Во­первых,   причастие   обозначает   признак   предмета,   красочно   характеризует   его,   как   и прилагательное. Например,   в предложении …. есть причастие «……………..)». С его помощью точно описаны признаки предмета. Во­вторых, причастие изменяется, как прилагательное. Оно связывается с определяемым словом с помощью окончаний. Например, в предложении ….. причастие «……..»согласуется с существительным в единственном числе, именительном падеже, среднем роде. Итак,   причастия   придают   красочность   речи.   А  знание   грамматики   помогает   правильно   связать слова в письменном тексте. (более 70 слов) 2. Образец. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора). Во­первых, причастия обозначают признак предмета по действию, красочно характеризуя его, как и прилагательное. Например,   в предложении 1 употреблено причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета. Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность. 19 Во­вторых, знание грамматических особенностей причастий помогает создать связное письменное высказывание. Причастие изменяется, как прилагательное. Оно согласуется с определяемым словом. Например,   в   предложении   1   особая   форма   глагола   «зарумянившееся   (лицо)»   согласовано   с существительным в форме единственного числа, именительного падежа, среднего рода. Грамматическое значение выражено с помощью окончания. Итак,   причастия   придают   красочность   речи.   А  знание   грамматики   помогает   правильно   связать слова в письменном тексте. 3. Образец. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора). Во­первых, причастия обозначают признак предмета по действию, красочно характеризуя его, как и прилагательное. Например,   в предложении 1 употреблено причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета. Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность. Во­вторых, грамматические категории залога и времени помогают уточнить лексическое значение этой   особой   формы   глагола.   Например,   в   предложении   1   употреблено   действительное   причастие «зарумянившееся   (лицо)».   Прошедшее   время   обозначает,   что   этот   признак   по   действию   предмет приобрёл в прошлом, до момента речи. Итак,   причастия   придают   динамичность   и   особенную   экспрессивность   художественной   речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли. 20

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»

Исследовательская работа по русскому языку( 7 класс ) по теме: «Какова роль причастия в речи?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019