Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"
Оценка 5

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
окружающий мир
3 кл
29.01.2017
Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"
Исследовательская работа по теме "Правильная осанка - залог здоровья" Данная тема актуальна в настоящее время. Она знакомит с самой простой методикой определения типа осанки и позволяет детям самим определить осанку, а комплекс мероприятий поддерживать и формировать правильную осанку. Цель моей работы: Определение физиологических особенностей формирования и развития у школьников правильной осанки.Исследовательская работа "Правильная осанка - залог здоровья"
здоровье.doc
Тема : Правильная осанка ­ залог здоровья СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………… Глава 1.Обзор литературных источников………………………………… 1.1 Осанка человека и условия её формирования………………………….  Глава 2 Материалы и методы исследования ……………………………… 2.1   Объект и предмет исследования………………………………………     2.2   Методы исследования…………………………………………………… Глава 3 Результаты исследования…………………………………………… 3.1 Определение осанки у школьников……………………………………… 3.2 Причины нарушения осанки…………………………………………… Вывод………………………………………………………………………… Литература……………………………………………………………………. Приложение……………………………………………………………………        Введение      Приятно смотреть на стройного, подтянутого человека с правильной осанкой: легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И 1 совсем другое впечатление производят люди с нарушенной осанкой ­ сутулые, с выступающими назад лопатками и выпяченным животом. Наверно, каждый слышал   о   том,   что   осанка   и   здоровье   человека   неразрывны.   И   это действительно так. Правильная осанка формируется еще в раннем детстве и должна сохраняться на всю жизнь.  По статистике   56 % младших школьников имеют нарушение осанки. Обычно нарушения осанки возникают в периоды бурного роста с 5 до 14 лет. Это   время,   когда   кости   и   мышцы   увеличиваются   в   длину,   а   механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям.  Проблему  исследования  подсказала   ситуация  на  уроке. Учительница, как обычно, сделала замечание однокласснику  по поводу осанки. Но на этот раз  одноклассник возмутился: «Ну и что, мне так гораздо удобнее писать». Ребята возмутились: «Вырастишь кривым и некрасивым!». «А мужчине и не обязательно быть красавцем, а на здоровье я не жалуюсь»­ последовал ответ.  В  беседе  выяснилось,  что  не  все   школьники   знают   об   осанке.  А   без знаний  школьник не сможет помочь себе в формировании правильной осанки. Возникло желание более подробно изучить этот вопрос и выяснить прав или нет  мой одноклассник. Для этого мною определена цель и задачи исследования.   моей     физиологических   особенностей   работы:  Определение   Цель   формирования и развития у школьников правильной осанки. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать теоретические и практические основы   вопросам формирования осанки у подростков.  2. Определить  тип осанки  у одноклассников по методике Ф.Штаффелю . 3. Определить причины  нарушения осанки. 4. Познакомить  одноклассников  с комплексом упражнений для  профилактики  и коррекции  сколиоза. Гипотеза: Если учащимся  будут знать,  какая у них в настоящее время  осанка, рассказать о причинах  ее нарушения  и влиянии неправильной осанки  на здоровье человека, то в  последствии, они будут следить за своей осанкой.  Практическое значение: учащиеся узнают,  что такое осанка, определят тип  своей осанки, получат рекомендации по соблюдению правильной осанки. Глава I.Обзор литературных источников 2 1.1 Осанка человека и условия её формирования.  Современные люди очень много времени проводит сидя, за книжкой, тетрадкой,   компьютером.   Ученики,   студенты,   преподаватели,   секретари, операторы, врачи ­ далеко не полный список профессий, которых роднит одна неприятность:   прогрессирующий остеохондроз. По статистике, около 85 % населения Земли в той или иной мере страдают от остеохондроза. Как раз это состояние характерно занятиям человека в сидячем положении. Специалисты   в   области   эстетики,   физиологии,   биомеханики, клинической медицины дают разные определения термину «осанка». Так, по определению С.И. Ожегова осанка ­ внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры).  В.И.   Даль   определял   хорошую   осанку   как   «сочетание   стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь ­ корова”.  Английские словари переводят термин «осанка», как "carriage, bearing" (это скорее нужно переводить как выправка, поза), но все, же чаще применяют научный термин «posture». С   научной   точки   зрения,   осанка   –   более   емкое   и   более   конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как   прямое   отражение   здоровья   и   физического   развития.   Осанка   это привычное   положение   вертикально   расположенного   тела   человека, обусловленное   двигательным   стереотипом,   скелетным   равновесием   и мышечным балансом.  Осанка  —   это  привычная  поза   (вертикальная   поза,   вертикальное положение тела  человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела»   —   это   то,   положение   тела,   которое   регулируется   бессознательно. Каждый человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка   обычно   ассоциируется   с   выправкой,   привычной   позой,   манерой держать себя (энциклопедия, 1995). Осанка   обусловлена   наследственностью,   но   на   ее   формирование   в процессе   роста   у   детей   влияют   многочисленные   факторы   внешней   среды. Процесс   формирования   осанки   начинается   с   самого   раннего   возраста   и происходит   на   основе   тех   же   физиологических   закономерностей   высшей нервной   деятельности,   которые   характерны   для   образования   условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки. Глядя   на   осанку   можно   многое   сказать   о   человеке.   При   правильной осанке тело постоянно сохраняет без напряжения выпрямленное положение со   слегка   отведенными   назад   плечами   и   подобранным   животом.   Если   вы хотите   производить   хорошее   впечатление,   то   ваша   осанка   должна соответствовать норме.  3 Нормальная   осанка   определяется   вертикальной   линией,   на   которой располагается   центр   тяжести   тела   и   которая   проходит   через   центральную нервную вершину черепа и пересекает линии, соединяющие уши и суставы плеч, бедер, коленей и лодыжек.  Подбородок должен находиться под прямым углом   к   остальному   тело,   грудная   клетка   поднята   вверх,   но   не   слишком, плечи   прямые,   живот   подтянут,   но   не   втянут   глубоко   внутрь.   В   таком положении   спина   сохраняет   мягкие   изгибы,   а   все   тело   поддерживается суставами бедер и ног, которые стоят слегка врозь с напряжением в пятках. Если вы хотите быть успешным и здоровым человеком, вам следует научиться держать осанку. Прямо вы должны не только стоять, но еще сидеть и ходить (Белякова, 1978). 1.2 Классификации осанки Существует   несколько   типов   классификаций   осанок.   Рассмотрим классификацию осанки  Поля Брэгга.  Существует четыре вида осанки:  ­хорошая осанка. Голова, туловище и бедра располагаются на одной прямой линии,   живот   плоский,   грудная   клетка   выдвинута   вверх   и   вперед,   спина нормально изогнута. Люди с такой осанкой, как правило, здоровы, молоды, независимы и успешны.  ­посредственная осанка. Голова выдается вперед, поясница слегка впалая, живот выпуклый, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут. Люди с такой   осанкой   часто   недовольны   собой,   не   слишком   внимательны   к   себе, здоровье шалит и дела не всегда удаются. ­плохая осанка. Голова впереди, лопатки торчат, живот расслаблен, поясница впалая.   Люди   с   такой   осанкой   не   следят   за   здоровьем,   рассеянны,   часто болеют. Такая осанка типична для неудачника. ­очень плохая осанка.  Голова сильно выдается вперед, живот расслаблен, изгиб верхней части спины чрезмерно подчеркнут, грудная клетка плоско­ впалая,   поясница   впалая.   Люди   с   такой   осанкой   больные   или   несчастные люди, замкнувшиеся в своих проблемах. Традиционно  осанку   оценивают   по   состоянию   естественных   изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю  Типы осанки: 1. нормальная осанка — I;  2. круглая спина — II;  3. плоская спина — III;  4. плоско­вогнутая спина — IV;  5. вогнуто­круглая спина — V.  4 1.Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного  кифоза. Если   он   сильно   выражен   и   захватывает   часть   поясничного   отдела,   спина называется тотально­круглой.  2.Плоская   спина   характеризуется   сглаженностью   всех   физиологических изгибов  позвоночного   столба  и   уменьшением   угла   наклона  таза:  грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается   боковыми   искривлениями   позвоночного   столба   — сколиозами.  3.При кругло­вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.  4.При плоско­вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.  1.3 Причины нарушения осанки Нарушение   осанки  –   это   нарушение   естественного   положения   тела   – сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи с чем, они хуже выполняют свои функции. Менее работоспособными становятся   и   мышцы,   ухудшается   кровоснабжение   мозга   и   как   следствие уменьшается   умственная   работоспособность,   уменьшается   внимание, ухудшается память. Снижается наша продуктивность, а значит и способность работать. Основная   причина  нарушений   осанки   и   искривления   позвоночника   ­ привычка горбиться, косо держать плечи и таз, неправильно сидеть за столом. Из­за   плохого   зрения   дети   часто   сутулятся,   поэтому   необходимо периодически   проверять   зрение.   Нарушается   осанка   и   при   недостаточном освещении.   Нарушение   осанки   нередко   сопровождается     расстройствами деятельности внутренних органов, которые влияют на сердечно ­ сосудистую и   дыхательную   системы,   приводя   к   снижению   физиологических   резервов организма, особенно детского(Белякова, 1978). 1.4 Значение осанки Значение   осанки  особенно   велико   у   детей,   в   период   роста   и формирования   скелета.   Неправильные   привычные   положения   тела   быстро приводят   к   деформациям   позвоночника,   грудной   клетки,   таза,   нижних конечностей,   включая   стопы.   Сколиотическая   болезнь   и   плоскостопие   — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения  вертикального  положения  тела   человека  и  при  стоянии,  и при сидении,   и   при   ходьбе   человека   или   беге,   именуемого   осанкой (энциклопедия,1998).  5 Глава 2 Материалы и методы исследования 2.1 Объект и предмет исследования  Объектом исследования  являются ученики 2 класса В МБОУ «Усть­  Предмет исследования – определение  типа осанки у учеников 2 класса.            Абаканской СОШ».                   2.2 Методы исследования  При выполнении  работы были применены следующие методы: 1.Определение осанки проходило с использованием методики Ф. Штаффеля. 2. Проведено анкетирование родителей. 3. Предложен комплекс упражнений для формирования правильной осанки. 4. Выпущен буклет «Правильная осанка – залог здоровья»          6 Глава 3. Результаты исследования Определение осанки у учеников 2 класса В МБОУ «Усть­Абаканской СОШ №2» проходило с использованием  методики  Ф Штаффелю. В классе 19 учеников, из них 7 девочек и 12 мальчиков. 3.1. Определение осанки у школьников Тест 1 Определение   типа  осанки  (методика Ф.Штаффель) Цель: Определить тип осанки у школьников 9 лет. Подойти с привычной осанкой к стенке и встать к ней спиной.  Если   тело   соприкоснулось   с   поверхностью   стены   в   4­х   точках:   затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка правильная.  Если сильно вперед выделяется грудная клетка ­ «лордоз». Результаты исследования отражены в диаграмме 1 и рис.1(приложение А). Диаграмма 1 – Определение осанки у школьников 11 5 12 10 8 6 4 2 0 1 1 1 мальчики девочки 7 Из диаграммы видим, что у 16 учеников  нормальная осанка, что составляет 84, 2 % , но 3 ученика, а это 15,8 % имеют разные отклонения от  нормы, что определяет   необходимость     направления   мероприятий   на   формирование правильной осанки. 3.2Причины нарушения осанки Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.   «Сидячая   природа   школьных   занятий,   пренебрежительное отношение к физической культуре первый постоянный враг хорошей осанки (энциклопедия. 1995). О возможных причинах, отклонения в осанке учащихся было решено провести анкетирование родителей по анкете 1(приложение Б), Результаты   анкетирования   показывают,   что   дети   большую   часть времени   проводят   в   сидячем   положении   от   7   до   9   часов   в   сутки:   при выполнении     домашнего   задания,   за   компьютером,   просмотр   телевизоров, уроки   в   школе,   что   составляет   86%.     Лишь   25%   систематически   делают утреннюю   зарядку,   2   %   посещают   спортивные   секции,   а   выходные   дни предпочитают проводить дома у телевизора. Результаты   тестирования   учеников   и   анкетирования   родителей позволили определить  причины нарушения: 1. Малоподвижный образ жизни. 2. Неправильная   посадка   на   уроках   в   школе   за   партой,   дома   при выполнении домашнего задания, просмотре телевизора. 3. Нежелание заниматься физической культурой. 3.3 Профилактика нарушения  осанки 1.Правильная организация питания.    В рационе детей и подростков должны присутствовать белки животного и растительного  происхождения:  мясо,  рыба, морепродукты, кисло­молочные продукты, яйца. 2 Занятия  физической культурой (приложение В).  ­  Дополнительные   занятия   в   спортивных   секциях,   танцевальных   кружках, занятия плаванием. 3.Правильная посадка за партой. 4.Организовывать физминутки на уроках (приложение В). 5.Ранцы вместо портфелей.     Для   одноклассников   был   предложен   и   разучен   комплекс   физических упражнений для формирования и поддержания правильной осанки «Полет к звезде» (приложение Г, буклет). 8 Выводы           Обзор литературных источников,  результаты тестирования учеников 2 класса  МБОУ «Усть­Абаканской СОШ» показали, что проблема правильной осанки существует и необходимо направлять мероприятия на формирование правильной осанки.            В ходе исследования нами определено, что у 15,8% учеников нашего класса имеют разные отклонения в осанке. Анкетирование   родителей     помогло   определить   причины   способствующие нарушению   осанки:   неправильная   поза   при   выполнении   уроков, продолжительная работа за компьютером.          Исследовательская работа способствовала развитию  у одноклассников желания   иметь   красивую   осанку.   Для   одноклассников   были   предложены рекомендации   по   формированию   правильной   осанки   и   разучен   комплекс упражнений.  Гипотезе подтвердилась. Учащиеся узнали, что такое осанка, определили свой тип   осанки.   Зная,   что   неправильная   осанка   это   не   только   некрасивая внешность, но и угроза здоровью, приняли предложение следить за осанкой, выполнять утром зарядку. Правильная осанка это не только красивая внешность, но и здоровье. 9 Литература Белякова Н.Т. «Фигура, грация, осанка» М.: «Просвещение» 1978 г.,стр. 32; Энциклопедия «Я познаю мир – медицина» М.: Издательство АСТ 1998; Биологический энциклопедический словарь М. научное издательство Большая российская Энциклопедия»1995; «Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович  Даль : Жизнь и творчество : Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б— ка. НИО  библиографии ; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред.  Е. А. Акимова. — М.: Пашков Дом, 2004. — С. 11­18. — 136 с.  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000  слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт  русского языка им. В. В. Виноградова. — 4­е изд., дополненное. — М.:  Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5­89285­003­X. 10 Рис. 1 ­ Определение осанки у школьников по методике Ф.Штаффеля Приложение А 11 Приложение Б Анкета  Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетировании, посвященном проблеме здоровья вашего ребенка. Заранее Вам, благодарны. Анонимность опроса гарантируется. Методика: Изучение степени физической продуктивности у ребенка. Цель   анкетирование:  определение   степени   физической   продуктивности ребенка в течение суток.  1.Сколько времени ваш ребенок находится в сидячем положении. 2.Делает ли ваш ребенок зарядку. 3.В какой спортивной секции занимается ваш ребенок. 4.Как вы проводите выходные дни. 5.Интересны   ли   вам   результаты   исследования   по   определению   осанки   у вашего ребенка. 12 Рис.­ 2 Занятие физической культурой Приложение В 13 Рис.3 Физминутки на уроках Приложение Г 14 Комплекс   упражнений   на   формирование   и   поддержание правильной осанки «Полет к звезде». 1.Ходьба на месте. 2.Исходное положение ­ основная стойка. Поднимание прямых рук вверх ­ вдох, опускание – выдох (3 – 4 раза) Темп медленный. 3.Исходное положение – основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и.п. (3 – 4 раза каждой ногой). 4.Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх ­ вдох, возвращение в исходное положение – выдох (3 – 4 раза). 5.Исходное положение – основная стойка, руки на поясе. Перекатывание с пяток на носки (5 – 7 раз ).  6.Исходное положение – стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. 7.Исходное   положение   –   стоя.   Занести   одну   руку   за   голову,   другую   за лопатки и соединить. Менять положение рук. (4 – 5 раз). 8.Исходное   положение   –   сидя,   колени   согнуты   в   коленях   под   углом   300. Потрясти ногами в стороны. 9.Ходьба.                                                            15

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"

Исследовательская работа "Правильная осанка-залог здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017