Исследовательская работа "Прелесть Уральского сарафана старинного и современного".
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Прелесть Уральского сарафана старинного и современного".

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
5 кл
05.05.2017
Исследовательская работа "Прелесть Уральского сарафана старинного и современного".
Презентация
Прелесть Уральского сарафана старинного и современного.docx

VI Ашинский районный конкурс

реферативно-исследовательских работ

для обучающихся 5-8 классов

 

 

 

 

Тема  работы:

«Прелесть Уральского сарафана

старинного и современного»

Направление: Культурология

 

 

 

Автор: Таушева Ксения, 5«а» класс МКОУ «СОШ №1» города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области

Руководитель: Валишина Наталья Юрьевна, учитель начальных классов, логопед МКОУ «СОШ №1» города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области

 

 

г. Аша

2016 г

 

 

Содержание:

Введение___________________________________________________________________2

Глава 1. Основная часть

1.1 Истоки народного костюма на южном Урале__________________________________4

1.2 Виды сарафанов __________________________________________________________5

1.3 Поиск и анализ старинных сарафанов________________________________________6

1.4 Сарафан: новое – не всегда забытое старое__________________________________7-8

Заключение_________________________________________________________________9

Библиографический список___________________________________________________10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В традиционной одежде отражаются ход формирования, благосостояние и социальное положение населения. Одежда тесно связана с духовной культурой людей.

Несмотря на влияние поздних городских костюмов, традиционные формы её, сложившиеся, по-видимому, во времена Древней Руси, были относительно устойчивы на Урале ещё на рубеже XIX-XX вв. и отчётливо сохранялись во многих вариантах.

Не одно поколение нашей семьи живет в Ашинском районе Челябинской области,     который издавна славится людьми трудолюбивыми и мастеровыми. Я часто бываю в гостях у бабушки, общаюсь с ней и каждый раз узнаю что-то новое из истории своей семьи.

         В нашем доме всегда жило рукоделие, поэтому здесь бережно хранятся изделия моих прабабушек и бабушек. Время от времени перебирая их, я испытываю чувство гордости за бабушкино мастерство. Возникает желание более основательно овладеть различными видами рукоделий, проявить индивидуальность и украсить свой дом красивыми и практичными вещами. Среди старинных родовых вещей я обнаружила в бабушкином сундуке хорошо сохранившиеся самошитые сарафаны. Они выполнены разными поколениями мастериц с сохранением народных традиций. Мне захотелось больше узнать об истории их появления, видах, особенностях изготовления, роли в женской одежде.

Обратившись к наследию своих бабушек, я выяснила, что самым распространенным видом женской одежды в каждой семье были сарафаны, некоторые из которых до сих пор хранятся в сундуках старожилов Миньяра. С течением времени сарафан не канул в лету. Несмотря на разнообразие современной одежды, сарафаны продолжают жить. Их шьют и с удовольствием носят женщины разного возраста.

Цель работы: проследить историю развития сарафана в Уральском костюме и его современное применение.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 • познакомиться с традиционными сарафанами на примере сохранившихся образцов;

 • определить видовую принадлежность бабушкиных сарафанов;

 • узнать отношение моих современниц к этому виду одежды;

 • проанализировать современные тенденции моды в отношении сарафанов.

Объектом исследования являются старинные образцы и современные модели сарафанов.

В ходе исследовательской работы можно выделить следующие этапы:

• изучение литературных источников, каталогов музейных экспонатов, собранных в этнографических экспедициях по Челябинской области;

• поиск и анализ обнаруженных старинных сарафанов;

• анкетирование учащихся;

• подготовка материалов для создания творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основная часть

1.1 ИСТОКИ НАРОДНОГО КОСТЮМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.

В основе русского костюма заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь русский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь русской крестьянки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя одежда жителей каждой местности на Руси имела свои отличительные особенности, женский костюм обладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром.

Все ведение домашнего хозяйства, духовное и нравственное воспитание детей возлагалось на женщин. Именно они творили и создавали те костюмы, которые могли им доставить радость. В них ярко воплощалась жажда прекрасного. В эту работу женщины вкладывали настоящий талант художника, освобождавший ее душу от тяжкой действительности.

Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног”, и в документах XIV в. применялся в мужской княжеской одежде.

Уральские казачки в конце XVIII – начале XIX вв. носили сарафаны. А вот что писала газета “Оренбургские губернские ведомости” в 1851 году о костюмах Челябинского уезда: «Девушки одевались летом нарядно, особенно на Троицу. Сарафаны шелковые или ситцевые с батистовыми рукавами или коленкоровыми, с премудрыми складками и вышивкой. Пояса носили из крученого шелка – именные или плетеные с золотыми головками по концам. Башмачки аленькие, козловые или бараньи, а также из простого товара. Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные». 

1.2 ВИДЫ САРАФАНОВ

Работая над данной темой, я познакомилась с музейными собраниями народной одежды, изучила литературу, рассмотрела образцы сарафанов.

У женщин в употреблении был костюм, состоявший из рубахи и сарафана. Поверх сарафана носили короткую, до талии, безрукавную кофту — душегрею, шу­гай, коротеньку, епанчу, телогрею, и передник с нагрудником.

Женская рубаха вначале имела прямой покрой с наплечными прямы­ми вставками — поликами. Позже рубахи шили на кокетке со сборенными рукавами на плечах и у запястья. Верхняя часть рубахи называлась рукавами, а нижняя — станом.

В XIX — начале XX в. русские женщины Среднего Урала носили сара­фаны разных фасонов, некоторые сохранялись подолгу. Как считают  ис­следователи, самым древним был глухой сарафан прямого покроя, то есть сшитый без лямок. На Средний Урал его принесли русские на раннем эта­пе миграции. В наши дни он встречается в составе погребальной одежды старообрядцев. Назывался такой сарафан дубасом. Это название  сохраня­лось с того времени, когда холсты дубили, то есть ок­рашивали отваром коры дуба, ольхи, ивы, березы.

Затем появился косоклинный сарафан. Покрой его тоже выглядел архаичным — спереди сшивались два холщовых полотнища, сзади находилось одно, по бокам вшивались клинья. Материал сзади поталин собирался не борками, а в складки — пластиками, лям­ки пришивались к большой лапочке (головке), оставлен­ной при кроении материала в виде выступа на заднем полотнище. До конца XIX в. косоклинный сарафан был распространен повсеместно. В наши дни его про­должают носить старообрядцы на юго-западе Пермс­кой области.

С середины XIX в. наиболее распространенным типом сарафана становился его поздний вариант — так называемый круглый сарафан. Он проник и в ста­рообрядческую среду. Круглый сарафан шили из 4-8 прямых полотнищ, собирали сзади пышными оборка­ми, лямки пришивали к маленькой лапочке. По по­крою, отделке и материалу он имел много разновид­ностей. Сарафан из набойного холста называли печатным, из шелка — китайчатым.

На Урале слова «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды. Происхождение этих названий различается:

 • По покрою, то есть, в зависимости от фасона. Самые древние из них: «костыч», «шушун», «Клиник», «косоклинник» — это старинные клинообразные сарафаны; «московик», «москвич» или «круглый» — прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку.

 • По материалу и технике изготовления выделяются «пониток», «тканник», «набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «бумажник», «атласник», «ситник» и пр.,

• По цвету и способу окраски ткани — «синяк», пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник».

 • По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан- «костыч», который на Урале в конце XIX века носили только пожилые женщины.

• По назначению — свадебный сарафан «лопотина» (старинный косоклинный распашной сарафан из шелковой ткани) и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена — покос.

1.3 ПОИСК И АНАЛИЗ СТАРИННЫХ САРАФАНОВ

Вооружившись теоретическими знаниями, я побывала у бабушки, чтобы узнать, не сохранились ли у неё и её соседей старинные сарафаны. Мне не  повезло, но она мне рассказала, что  были у них домотканая рубаха, повойник, рукава, платки, пояса и несколько сарафанов. Два из них принадлежали моей прабабушке Вере Георгиевне Шведовой, третий – самой бабушке Урицкой Надежде Ивановне. Вся одежда изготовлена прабабушкиными умелыми руками. Со слов бабушки, самый старый сарафан изготовлен был вручную в начале XX века из домотканой яркой пестряди красно-синих цветов. Он был сшит по моде того времени: отрезной, на подкладе, застежка лифа на крючках, сборчатая юбка из семи полотен была пришита по линии талии к лифу. С изнанки подол был подшит холстом.

         Второй сарафан - «карасейник». Он был прямой, из четырех полос, собранный вверху под обшивку, с пришивными лямками. Сшит был из бордовой полушерстяной ткани саржевого переплетения. На подоле - фабричное х/б кружево белого цвета, по верхнему и нижнему краям окантован черной шерстяной тесьмой и серебряным люрексом. Изначально сарафан использовался как выходная одежда.

Третий сарафан был более позднего изготовления. Он традиционного покроя: прямой, на кокетке, с круглым воротом. Срезы окантованы черной тесьмой. Сшит прабабушкой из яркой набивной ткани.

1.4 САРАФАН: НОВОЕ – НЕ ВСЕГДА ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

С течением времени многие народные виды одежды канули в лету. Несмотря на разнообразие современного женского гардероба, сарафаны продолжают жить, и в настоящее время снова популярны. Конечно, они изменились. Но, как и в старину, сегодня существуют различные покрои сарафанов: приталенные и свободные, прямые и расклешенные книзу, цельнокроеные и отрезные по талии, с кокеткой или на бретелях.

         Сарафан шьют практически из любой ткани. Выбор зависит от сезонности и от назначения сарафана. Например, летний сарафан, который в жаркие июльские дни с успехом заменит любую блузку, можно сшить из лёгких тканей: хлопчатобумажных, льняных, шёлковых. Выбрав габардин, сукно, другую шерстяную ткань, можно сшить сарафан для осенне-зимнего сезона. Сарафан универсален. Его могут носить женщины в любом возрасте. Он часто встречается в школьной форме, повседневной деловой и домашней одежде, может быть выполнен в любом стиле: классическом, спортивном, романтическом фольклорном. Он лаконичен, удобен, разнообразен, подчеркивает достоинства фигуры и скрывает недостатки.

Моя мама Таушева Елена Владимировна является большим поклонником старины. Например, она сшила на кухню льняные занавески с вязанной каймой, связала плед из лоскутков, сшила из марлёвки сарафан и тунику, обработала их вязанным кружевом. Получилось красиво, современно,  не отходя от традиций своих бабушек.

Меняется мода, новое приходит на смену устаревшему, но народный костюм по-прежнему остается источником вдохновения. Современных модельеров и дизайнеров одежды в нем привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.

 

 

 

Анкетирование

С целью выявления отношения к сарафану как виду одежды, я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых. Им были предложены следующие вопросы:

1. Есть ли в вашем гардеробе одежды сарафаны? Если есть, то какие?

2. Назовите достоинства, преимущества сарафана в сравнении с другими видами одежды.

3. Каким он должен быть, чтобы считаться модным и популярным видом одежды?

4. Кому вы бы рекомендовали его носить? (возраст, социальный статус, особенности фигуры)

 5. Отвечая на вопрос: «Из каких предметов состоял русский народный костюм?» что бы вы назвали первым?

6. Знаете ли вы о сохранившихся в вашей семье народных костюмах?

 Выводы по результатам анкетирования.

В опросе приняли участие 36 учениц 5-9 классов, 12 учителей школы и моих знакомых.

1. Из всех опрошенных сарафаны есть у 78%, при том у 45% в гардеробе имеются только летние сарафаны, а у 33% есть и летние, и деловые. У некоторых отмечены сарафаны разных стилей: классический деловой, повседневный и нарядный, спортивный.

2. Среди достоинств сарафана 70% назвали удобство, 51% - разнообразие в тканях и назначении, 45% - возможность сочетания с другими вещами.

3. Почти половина респондентов (48%) считает, что популярность сарафана зависит от того, соответствует он современной моде или нет. 30% процентов опрашиваемых утверждают, что он должен быть оригинального покроя и хорошего качества. 22% девушек не представляют сарафан без добавления каких-либо аксессуаров.

 4. Большинство опрошенных (56%) считает, что сарафан-это одежда для любого возраста и любой фигуры. А вот другая половина с ними не согласна и думает, что он предназначен для молодых девушек с хорошей фигурой. Я считаю, что все зависит от покроя.

5. 62% респондентов без сомнения называют сарафан, остальные указали его вместе с рубахой.

  6. Из всех опрашиваемых ни у кого не сохранилось в семье народных костюмов. И это не удивительно, ведь мы живем в городе. Возможно, что в деревнях сохранилось больше предметов старинной одежды.

Вывод: сарафаны - очень распространенный вид одежды как повседневной, деловой, так и нарядной. Мы ценим его за удобство, разнообразие и универсальность. В гардеробе современной модницы обязательно найдется место сарафану.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы я познакомилась с историей народного сарафана, многообразием его видов, особенностями кроя, рассмотрела старинные образцы, сохранившиеся только в коллекциях музеев, узнала современные направления сарафанной моды, выявила отношение учащихся к этому виду одежды.

Исследователей русского народного костюма в старинных сарафанах привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.

Несмотря на давнюю историю, модели сарафанов широко представлены в модных коллекциях. Современные сарафаны разнообразны, индивидуальны и остаются актуальными независимо от изменений моды. Те, кто ценят комфорт и удобство в одежде, красоту и стиль, умело учитывают особенности фигуры, хотят быть современной и разной, почувствуют достоинства этого вида одежды.

Используя полученные знания, я смогла раскрыть тайну бабушкиных сарафанов. К сожалению, сегодня мало кто из моих сверстниц может воочию увидеть, примерить одежду своей прабабушки. Вещь может пережить человека и много рассказать о его судьбе. Я решила узнать историю моей семьи и более пристально заглянуть в глубь своего рода. Это будет новым этапом моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.     Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет»,2006

2.     Васильченко Л.П. Быт славян. Томск: Красное знамя, 2001.

3.     Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977.

4.     Райкова Л.И. Истоки народного костюма на Южном Урале kraeved74.ru/pages/article369.h...

5.     Учебник «Технология. 7 класс» (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.

6.     Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов ОУ Екатеринбург «Сократ», 2002.

7.     Я познаю мир. Детск. энцикл.: Культура / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

VI Ашинский районный конкурс реферативно-исследовательских работ для обучающихся 5-8 классов

VI Ашинский районный конкурс реферативно-исследовательских работ для обучающихся 5-8 классов

Содержание: Введение___________________________________________________________________2

Содержание: Введение___________________________________________________________________2

ВВЕДЕНИЕ В традиционной одежде отражаются ход формирования, благосостояние и социальное положение населения

ВВЕДЕНИЕ В традиционной одежде отражаются ход формирования, благосостояние и социальное положение населения

Объектом исследования являются старинные образцы и современные модели сарафанов

Объектом исследования являются старинные образцы и современные модели сарафанов

Глава I . Основная часть 1.1

Глава I . Основная часть 1.1

Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные»

Чулки белые, иногда бумажные с узором, башмачки в переплет, что было заметно, так как сарафаны очень длинные»

На Урале слова «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды

На Урале слова «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды

Изначально сарафан использовался как выходная одежда

Изначально сарафан использовался как выходная одежда

Анкетирование С целью выявления отношения к сарафану как виду одежды, я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых

Анкетирование С целью выявления отношения к сарафану как виду одежды, я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых

Из всех опрашиваемых ни у кого не сохранилось в семье народных костюмов

Из всех опрашиваемых ни у кого не сохранилось в семье народных костюмов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017