Исследовательская работа "Приметы и поверья"
Оценка 5

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
7 кл—8 кл
08.02.2017
Исследовательская работа "Приметы и поверья"
Исследовательская работа "Приметы и поверья" рассматривает материал, связанный с русскими народными приметами и поверьями. Данную работу можно использовать на занятиях краеведческого кружка, на классных часах и открытых мероприятиях. Она будет интересна ученикам среднего звена. Может также использоваться как образец для создания собственного исследования.
Приметы и поверья.doc
Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Куженерский район» МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» Районный слет юных краеведов по направлению «Край родной марийский – этнография» Секция «Народный календарь, народные приметы и поверья» Без примет и ходу нет Выполнила:   обучающаяся  7 класса   МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа» Эльтерова Елена  Руководитель: учитель русского языка  и литературы МБОУ «Куженерская основная  общеобразовательная школа» Петухова Л.В. 1 п.Куженер  2012 год Содержание Введение……………………………………………………………..3­4 Без примет и ходу нет………………………………………………5­24 1. Русские народные бытовые приметы……………………….5­12 2. Русский месяцеслов………………………………………….13­18 3. Русские народные приметы в рассказах А.П. Чехова……...19­24 Заключение…………………………………………………………..25 Используемая литература…………………………………………..26 Используемые источники…………………………………………..27 Приложения………………………………………………………….28­30 2 Введение Без примет и ходу нет. Так гласит народная мудрость.  Народная примета ­ это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой, форме.    А   само   слово   “примета”   происходит   от   слова   “примечать”,   т.е. наблюдать.   В   результате   наблюдений   за   тем,   что   происходит   вокруг   ,   у человека     накапливался   жизненный   опыт.   Эти   знания   передавались   из поколения   в   поколение,     бережно   хранились,     и   им   народ   доверял,   как священной книге. Каждый из нас может   выбирать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого   суеверия   или   повнимательнее   присматриваться   к   приметам   и серьезнее отнестись к многовековому опыту поколений.   Большинство   из   нас,   сдавая   экзамены,   просят,   чтобы     их   ругали; похвалившись какой­то удачей или везеньем, сплевывали,  чтобы не сглазить, или стучали по дереву. Мы идем  в обход, если черная кошка перешла дорогу, боимся числа 13. А кто из нас не имеет счастливых вещей, чисел? Кто хоть раз в жизни не прибегал к помощи судьбы, кто не верил в тайны? Задав   себе   эти   вопросы,   мы   решили   узнать   о   народных   приметах   и поверьях   больше.   Поэтому  целью  данной   работы   стало   изучение   русских народных примет и поверий. В процессе исследования решались следующие задачи:  1. Собрать информацию о русских народных приметах и поверьях. 3 2. Найти   эпизоды   из   рассказов   А.П.   Чехова,   иллюстрирующие народные приметы. 3. Систематизировать приметы и составить брошюру «Примечай­ка!» Чтобы   решить   поставленные   задачи,   мы   использовали   следующие методы: ­   поиск   информации   в   сети   Интернет,   литературе   по   этнографии   и художественных книгах; ­ беседы с людьми старшего поколения; ­ систематизация и обобщение полученных знаний. Объектом исследования стали русские народные приметы, поверья. Предмет  исследования   –   связь   народных   примет   и   поверий   с хозяйственной деятельностью человека. Новизна данной  работы заключается в том, что в ней проанализированы примеры поверий и примет, встречающиеся у А.П.Чехова. Начав   работу   над   темой,   мы   прежде   всего   обратились   к   книге М.Забылина «Русский народ», в которой нашли интересную информацию о приметах,   бытовавших   у   русского   народа.   Мы   разделили   их   на   приметы, связанные   с   бытом   человека,   и   приметы,   по   которым   судили   о   погоде. Обратившись к произведениям  А.П. Чехова, выписали и систематизировали приметы, встречающиеся в его рассказах. А также решили создать для своих сверстников   брошюру   «Примечай­ка!», распространенные народные приметы.   куда   включили   самые 4 Без примет и ходу нет 1. Русские народные бытовые приметы Начать рассказ о приметах мы решили с человеческого жилища. Ведь дом ­  это самое основное пристанище и укрытие, самое святое и дорогое, что есть у каждого человека в жизни. Бесспорно, тот кто дом построит и облагородит, тот и в нем хозяин, но и   здесь   никак   не   обойтись   без   потусторонней   силы,     которая   проявляет доброту к хозяину и зло к его недоброжелателям . Речь идет о  Домовом. Его также   величали   домовитым   хозяином,   соседушкой,   домоседушкой.   Где именно живет домовой, неизвестно, но он может принимать  вид какого­то животного.   Иногда   домового   видели   в   обличии   маленького   человечка   с необыкновенно   толстыми   руками   и   ногами,   всего   в   шерсти.   Существует поверье,   что   кот   ­     родственник   домового   и   замечает   его,     когда   тот отлучается по делам. Вот почему крестьянин,  заводя котенка,  выбирает его тщательно, подбирая такую масть, которая соответствует цвету волос хозяина дома. Если кошка убегала, значит,  домовой не возлюбил ее. Домовой может быть и проказничать: лизать волосы на голове у спящего человека, после чего образуются “колтуны”, греметь посудой, прятать вещи.  Считается, что домовой становится видимым перед приближающимся несчастьем. А иногда наваливается на хозяина ночью и начинает душить. Для спасения   надо   зачураться   или   прочитать   молитву.   А   чтобы   с  домовым   не ссориться, надо в первый день месяца за печку ставить миску с молоком, а 8 5 июля – в день Федоры – не выметать мусор из избы, чтобы вместе с ним не выбросить домового, который в это время прячется в нем. У домового есть жена домовилиха или домовиха. Она может горько плакать ночью к беде. А так же, у домового и домовихи есть много родных сестер и братьев, живущих в доме и вокруг него. Это и дворовой, и приемник, и кладовой, и овинник, и полевой, и стоговой, и хлевник, и бука, и банник, и анчутка, и амбарник. Откуда взялись все эти духи,   расскажет нам древнее предание. Оно повествует о том, что у первых людей Адама и Евы, после их грехопадения родились  дети,  которые  были     уродливы.    Адам   хотел  их   утопить   в  реке Евфрат, Ева затупилась за своих детушек и упросила мужа не убивать их, а спрятать так, чтобы ни одна живая душа их не смогла увидеть. С той поры все эти дети разбросаны по всему свету. Они прячутся от людей, и лишь изредка им являются и потихоньку творят всякие пакости. Но если человек к ним хорошо относится и считается с их присутствием, то они ему  помогают. Добрую   половину   своей   жизни   человек   проводит   дома.   Поэтому   с домашними делами и предметами связано много примет. Очень важным действием на Руси всегда являлось строительство нового дома. От соблюдения и знания многих тонкостей зависело и благополучие обитателей нового дома, и даже сама их жизнь. “Закладка фундамента под новый дом, возведение стен, крыши, отделка дома,   переезд   на   новое   место,   в   только,   что   построенный   дом,   праздник новоселья   –   все   это   сопровождалось   различными   ритуалами.   Строители   и владельцы дома никогда не пренебрегали народными приметами, поверьями” [3] По поверью,   строители закладывают дом на чью­то голову, и тот на кого   дом   заложен,   в   скором   времени   умрет.   Добросовестные   мастера закладывали   дом   на   голову   кота   или   мыши.   Если   не   закладывать 6 строительство на  голову, то смерть ожидает  самих строителей. Считалось, что пока дом строится,  хозяин не умрет, но после 50­ти лет нельзя начинать строительство нового дома,  иначе ждет человека скорая смерть. В углы, и в щели дома затыкали вычесанные или остриженные человеческие волосы или ногти, чтобы дом дольше стоял. Посреди сруба сажали живое деревце или прикапывали зеленую ветку, чтобы дом дольше простоял.   Перед   новосельем   пускали   в   дом   черного   петуха   или   курицу   и оставляли на ночь. На вторую ночь пускали черного кота или черную кошку. И только на третью ночь хозяева сами заходили в новое жилище. Почему? Считалось, что тот, кто первым пойдет в новый дом, умрет первым, такая же участь ожидала и того,  кто первым уснет в первую ночь. При переселении в новый дом нужно было быстрей устроить праздник  для отпугивания злых и для   приманки   бодрых   духов.   Отсюда   получило   свое   распространение новоселье. Обращаясь к  народным приметам,   мы можем  увидеть, что  обычные бытовые   предметы   обретают   в   них   магические   свойства.   Веник,   стоящий метелкой вверх,  отпугивает злых духов, а внезапно заскрипевшая дверь сулит несчастье.  Порвалась занавеска ­  быть ссоре между подругами, падает икона ­   к   смерти.    Если  хорошо   растут   комнатные   цветы  –   быть   в   семье   миру, вянущие сулят неспокойствие в доме.   Мыло за пазухой спасает от порчи. Через окно нельзя бросать мусор, выливать помои – под окном стоит ангел­ хранитель. В печной огонь не следует плевать – на языке вскочат волдыри. Если девушка любит сидеть на подоконнике – не видать ей замужества, как собственных   ушей.     Ключи,   положенные   на   стол,   не   сулят   добра, остановившиеся часы – к перемене в жизни, а упавшая с вешалки шуба – к крупной ссоре в семье.   Но самым интересным,   на наш   взгляд, предметом является зеркало. Издавна зеркало считалось одной из загадок человеческого обихода. Выходя 7 из   дома,    следует   посмотреть   в  него,  как   бы   отдавая   наставление   своему двойнику стеречь дом.  Каждому   известно   с   детства,   что   разбитое   зеркало обещает несчастье. А уж если такое произошло, то непременно осколки нужно зарыть в землю,  чтобы  в них не заглядывал черт. Когда в доме покойник, все зеркала следует занавесить, чтобы душа не Новорожденных   стараются   мимо заблудилась в зеркальном лабиринте.  любого зеркала, чтобы избежать сглаза. Дарить зеркало нельзя.  Хорошо если зеркало висит напротив входной двери, потому что оно отражает все зло, желающее проникнуть в дом. Народная мудрость примет коснулась и приготовления пищи, и прихода гостей,  и поведения за столом, и дальних поездок. Хлеб резать на весу ­  голод кликать. Если в чашке с чаем на поверхности плавают пузырьки ­ к деньгам. Для того, чтобы примета исполнилась,   надо собрать пузырьки в ложку и вылить на голову. Многие приметы связаны с насекомыми, которые могут водиться в доме. Например, рыжие тараканы – к печали, черные к подарку. Крысы в доме к несчастью, а муха,  появившаяся зимой,  – к покойнику. Отправляясь в путь нужно помнить о том,   что нельзя перед дальней дорогой что­то зашивать, мыть волосы, купаться. Не к добру наступать на чужой   след,   а   вот   украсть   зажигалку   или   коробок   спичек   перед   дальней дорогой к счастью. Если заблудился в лесу  – переверни крест с груди на спину   и   отыщешь   дорогу.   Садится   в   машину   или   другое   средство передвижения   нужно   с   правой   ноги,   а   перед   этим   лучше   всего   всем домочадцам присесть на минуту, чтобы не было препятствий в пути. Задавить собаку  ­ к неприятностям, а если скрипят колеса – это к бедности или с ссоре с   соседями.   В   дальний   путь   лучше   отправляться   после   пения   петухов   и желательно в вторник или субботу, а если идет дождь, успех вам обеспечен. 8 Если хочешь поскорее свидеться с отъезжающим, то вернувшись к порогу, следует еще раз оглянуться ему в след. Встреча   с   попом,   монахом   и   женщиной   с   пустыми   ведрами   не   сулит удачи. А вот встреченный с полными ведрами или другим сосудом с водой принесет   успех.   Если   на   пути   попалась   похоронная   процессия,   нельзя переходить дорогу, иначе болезнь,  от которой умер человек,  перейдет к тебе. Если русский человек собирается в гости, то всегда готовил подарок. При подборе подарка учитывалось то, что серебро дарить – к слезам, а золото – к благополучному исходу дела, а вот железо – к неприятностям. Колющие и режущие предметы в подарок могли привести к ссоре. Для избежания ссоры, если  все  же  приходится  делать  такой  подарок, нужно  уколоть  того,  кому даришь,  в руку или взять в замен медную монету. Кошельки, сумки, шкатулки и все, что может быть чем­то наполнено, пустыми дарить не следует, иначе жизнь   будет   пустая.   Цветы   всегда   дарят   в   нечетном   количестве,   а   если сломается один из подаренных цветов, то того,   кому принадлежит,   ждет болезнь   или   смерть;   нельзя   дарить   цветы   в   горшках   –   не   будут   расти; украденные цветы дольше всего хранятся. Носовой платок дарить – к слезам., перчатки женщине может дарить либо муж, либо близкий родственник, а взять их у малознакомого мужчины – значит,  попасть к нему в плен. Дарить свечи или подсвечники – к покойнику. Так же есть целый ряд примет для игроков, посещающих казино, игорные дома. Все они пришли к нам из прошлого. Полезно помнить, что десятую честь выигрыша всегда нужно отдавать в пользу бедных; в противном случае удача отвернется от игрока. Очень интересны приметы, связанные с жизнью и смертью человека. Для того   чтобы   определить,     будет   ли   жить   тяжело   больной   человек,   нужно положить ему на голову чистотел. Если больной заноет – к смерти, заплачет – 9 к выздоровлению. Для этих же целей клали в мочу больного крапиву. Если она   почернеет,   то   человек   умрет.   Существовало   еще   множество   способов определения судьбы больного и избавления от болезней. Все эти приметы – не ненужные   суеверия,   а   основаны   на   знании   народной   медицины   и   свойств различных   растений.   Это   еще   раз   подтверждает   практическую   мудрость, заложенную народом в приметы и поверья. Как вывести бородавки, успокоить зубную боль, прекратить икоту, остановить кровотечение, вылечить лишай и многое другое ­  говорят народные приметы. Также из них можно почерпнуть многие   физиологические   закономерности,   т.е.   зависимость   человеческого характера от определенных черт лица. Например, нависшие брови говорят о том, что у человека злой характер, обладатель тонких губ считается в народе человеком хитрым и лукавым, обладатель же толстых – чувственным. Особое   место   в   народных   приметах,   так   же   как   и   вообще   в   жизни русского   человека   всегда   занимала   семья,   а   это   значит   любовь,   свадьба, супружеская жизнь и дети. Для того  чтобы сватались женихи, по народной примете, нужно помыть первому сватающемуся мыски обуви водой, затем этой водой помыть руки и даже умываться невесте, приговаривая: “По твоему следу пойдут ко мне сто женихов”. А вот, известная всем примета о сидении за столом на углу говорит не только о том, что семь лет в девках сидеть, но и о том, что жених с углом будет, т.е. с домом или квартирой. Очень разнообразные и многочисленные приметы связаны со свадьбой, т.к. свадьба – это наиболее торжественный и важный   праздник,  определяющий   судьбу   человека.   Брак,     заключенный   во время сенокоса,  считался несчастным, поэтому в это время свадеб на Руси не играли. Если во время венчания невеста уронит платок, а жених его поднимет, то он долго не проживет. Кто при венчании первым ступит на коврик, тот будет главным в семье. Если церковный венец надевают на голову невесты – брак будет крепким, если держат на весу над головой, боясь помять фату или 10 прическу   –   брак   может   быть   неудачным.   В   браке   можно   было   проверить верность жены. Для этого существует множество способов. Если наложить магнит в изголовье жены, верная жена мужа со сне обнимет, не верная – спать не сможет. Чтобы муж крепче полюбил свою жену,   нужно сжечь ворот его рубашки и,   подсыпая пепел в питье,   приговаривать: “Как рубашка к телу льнет, так и муж бы к жене льнул”. Беременность  в народе почитали,  и в целом ряде примет отразилось это положение женщины. Все они от чего­то предостерегали и оберегали будущую мать.  Например,  для  того   чтобы  не  родить   страшного   ребенка   или  урода, нужно   было   устранить   от   глаз   беременной   все   неприятности   и   предметы неприятного   вида.   И   это   легко   объяснить   с   точки   зрения   современной медицины. Ведь  если   женщина  ощущает   и видит  что­то  плохое    во  время беременности,   когда   ее   нервная   система   наиболее   хрупка   и   подвержена нарушениям   и   расстройствам,   как   и   вообще   весь   организм,   то   любой   не благоприятный фактор может повлиять на состояние здоровья   ее   плода. Считалось, что роженица мучается за душу каждого человека, который знает, что она рожает, поэтому нужно, чтобы как можно меньше людей об этом знало. На роженице не должно быть не одного узла, даже косы расплетают. Очень   хорошей   приметой   является   то,     что   при   рождении   ребенка   отец должен посадить дерево: как дерево растет, так ребенок будет расти. Если дерево увянет – ребенок заболеет.  Если   ребенок   родился   слабым   его   нужно   непременно   окрестить. Рубашку,  которую одевали на первого младенца при крещении, одевают и на всех   последующих,   чтобы   все   дети   любили     друг   друга.   Младенца запрещалось по примете целовать в губы – немым останется. На самом деле целовать в губы ребенка не рекомендует чисто из гигиенических соображений. В каждой такой примете кроется тайный смысл,  направленный на то, чтобы 11 ребенок рос здоровым и нормально развивался. Уже хотя бы только из­за этого стоят верить приметам и знать их. Хотелось   бы   намного   рассказать   о   приметах   связанных   с   теми,     кто окружает человека, т.е. с животными дикими и домашними. Люди верили, что птицы, звери, насекомые, могут, предвещать счастье и несчастье человека. Аист приносит новорожденных и вьет свои гнезда над добрым домом. Возможно,  это объясняется тем, что над домом, в котором живут добрые и любящие   люди   царит   аура   покоя   и   благополучия.   И   чувствуя   эту благоприятную  ауру, птицы вьют гнезда именно над такими домами. Именно   –   очаг   благополучия   и поэтому   дом,   над   которым   гнездо   аиста,   взаимопонимания.   И   этот   факт   тоже   был   подмечен   народом.   Голубь прилетает либо к пожару, либо к известию, и к плохому человеку голубь не прилетит;  дятел около жилья предвещает смерть; встретить по дороге зайца ­ дурная   примета;     если   впереди   стада     вечером   идет   рыжая   корова   – следующий день будет солнечным, если черная – к ненастью; если животное домашнее   не   имеет   имени   –   то   оно   скоро   заболеет   и   умрет;   кошка трехцветного окраса сулит в доме достаток и богатство; если курица закричит петухом ­ быть беде; если разорить гнездо ласточки – не миновать пожара; мыши пищат – к свадьбе; паука убить – к несчастью; петухи распелись – к вестям; птица хохлиться – к непогоде; если пчелиный рой влетит в дом, то в течении года кто­то скончается; свинья навстречу – к счастью; не бей и не пинай собаку – с тобой судороги случаться; тараканы в доме – к богатству. Таким образом, бытовая жизнь русского человека была тесно связана с приметами, многие из которых дошли до наших дней. Большинство из них собрано в книге М. Забылина «Русский народ». [2] 12 2. Русский месяцеслов Одно время года всегда сменяет другое,  и этим определяется жизненный уклад   человека.   В   связи   с   этим   сформировался   народный   календарь,     в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был   особый,   имел   свое   предназначение.  Погоду   люди   издревле   старались предугадать   из­за   важности   для   себя.   Отыскивали   повторяемость   её изменений и устанавливали связь разных погодных явлений. Эти наблюдения, накапливающиеся веками, вылились в бесчисленное количество примет.   Мы   решили   обратиться   к   этой   стороне   народной   жизни   и проанализировать приметы, связанные с временами года. “Месяцеслов”   был составлен в середине прошлого века В. И. Далем и вошел в сборник “Пословицы русского народа”. [1] Что же интересного и поучительного   для   современного   человека   есть   в   нем?   Начнем   с   самого русского времени года – зимы. По народному поверью,  малоснежная  зима сулит засушливое лето, а чем больше   зимой   снега,     тем   дождливей   лето.   Лучше   всяких   синоптиков месяцеслов помогал людям предсказывать погоду на завтра. Туманный круг вокруг солнца – к снегу, красноватые  кольца вокруг  луны к морозу, небо затянутое тучами – к потеплению, лес трещит ­  жди мороза, а если шуршит – к оттепели, много сосулек зимой – к урожаю овощей. 13 Январь   ­   самый   загадочный   и   сказочный   месяц   года.   Его   в   народе называли Василь – месяцем – от святого Василия, чья память отмечалась 1­ ого января по старому стилю. 1 февраля решало погоду на весь месяц. Среди февральских праздников стоит отметить Сретенье. На Сретенье весна с зимой встречаются. Тихий и облачный день предвещает хороший урожай плодов. Если перед закатом выглянет сквозь облака – прошли последние морозы, если солнце   вовсе   не   покажется   –   ожидай   суровых   Власьевских   морозов.   Если выпадет снег – весна будет затяжной и дождливой, если оттепель ранней и теплой.   Капель   предвещает   урожай   пшеницы,   а   ветер   урожай   фруктов. Метель   на   Сретенье   –   осень   будет   поздняя.   На   Сретенье   не   следует отправляться в дальний путь. Считалось, что хороший год по весне видно. Например,   если за сухим мартом следует дождливый апрель – хороший урожай обеспечен. Народная мудрость гласит, что с первым громом надо   подпереть спиной дерево или деревянную стенку – весь год спина болеть не будет, а если выбежишь из дому за   первым   весенним   громом,   то   непременно   в   этом   году   разбогатеешь.   В Куженерском   же   районе   бытует   поверье,   что   под   первым   громом   надо кататься по земле.  (Приложение   1 ) Случившийся   в   марте   гром   –   признак   урожая,   а   частые   мартовские туманы – предвещают дождливое лето. Самый значимый день в марте – это 22 число – 40 мучеников. Какова погода в этот день,  такова она будет еще 40 дней: если день теплый – 40 дней будет теплых, холодный надо ждать – 40 холодных утренников. Этот день считается и второй встречей весны (первая – на Сретенье). На 40 мучеников – 40 птиц прилетает. Исстари на Руси пекут из хлебного теста жаворонков.  В   апреле   начинался   на   Руси   сев   овощей.   При   растущей   Луне   (от новолуния до полнолуния) сеяли и сажали те овощи, у которых съедобная 14 часть над землей, при убывающей луне (от полнолуния до новолуния) – у которых съедобная часть находится под землей. 7 апреля – один из наиболее почитаемых и ярких народных праздников – Благовещение. Это третья  встреча весны. Выпускают на волю из клеток птиц. В ночь на Благовещение пережигают в печах соль. Этой солью,  как и солью заготовленной   в   великий   четверг   на   Страстной   неделе,     можно   излечить болезнь,   если   подмешать   ее   в   святую   воду   и   дать   выпить   больному.   На Благовещение и птица гнезда не вьет, а человеку тоже  работать не положено. Кто не чтит Благовещение, с огнем за работой сидит – у того убьет в это лето молнией близкого родственника.  Май считается самым тяжелым месяцем в году: все свадьбы, помолвки, заключенные в мае, обречены на неудачу. В мае три похолодания: когда зацветет абрикос, когда цветет черемуха – особенно холодно, когда дуб выбрасывает первые листочки. Очень   почитал   народ   на   Руси   праздник   Николы   –   вешнего,   который отмечается   22   мая.   В   деревнях   в   это   время   молодые   ребята   впервые отправлялись   “в   ночное”   –   выгоняли   лошадей   на   ночь   на   выпас,   где устраивали   пирушку   с   друзьями.   Такой   вечер   отмечался   как   вступление мальчика во взрослую жизнь. По урожайному лету судили о холодной зиме, если лето дождливое – зима ждет снежная и наоборот. Июнь – начало лета.  Наиболее  интересные   июня, которые хотелось бы отметить,  это Федора, о которой упоминалось ранее (8 июня). В этот день не следовало выметать из избы сора, дабы не обидеть домового, а торговые люди в этот день ставили для него горшочек с каши и клали несколько монеток, надеясь, что это принесет им прибыль. Второй интересный день  месяца – это Тимофей, которого чествовали 23 числа. В этот день, по поверью, бродят по 15 земле разные призраки. Знающие люди могут увидеть в эту пору  несметные стада мышей – к голодному году, волчьи стаи в полях – к падению скота, тучи воронья   –   к   повальную   мору   людей.   А   если   припасть   ухом   к   земле   и услышать, что стонет Мать – родная Земля,  то это предвещает пожар. Если привидится, что по полю огонь бежит – к засухе. Особенно опасно в этот день увидеть комету (“огненный змей”) – это предвещает неминуемую войну. Июль – макушка лета. 7 июля народ праздновал Ивана Купалу. В эту ночь, по поверью, цветет папоротник, кто найдет его цветок,  тому откроются все клады. Раскладывали в лесу обрядовый костер и прыгали через него: кто выше прыгнет, тот будет всех богаче. Сильная роса на Ивана Купалу – к урожаю огурцов. Умоешься купальской росой – будешь здоров и счастлив весь год. На Иванову ночь небо звездное – будет много грибов. Август – последний месяц лета. По первому числу смотри,  какова будет осень. Если   идет дождь – то и осень будет мокра. Второго августа – всем известный  Илья Пророк. Если в этот день сухо, то шесть недель будет сухо. А Ильинским дождиком умываются от дурного сглаза. На Илью до обеда – лето,   после   обеда   –   осень.   После   Ильи   не   разрешалось   купаться:   «Илья Пророк ледок в воду бросил.» Отмечались в августе три спаса: Медовый – 14 августа, Яблочный – 19 августа,   Ореховый   –   29   августа.   28   августа   –   Успение.   На   Успение разговляются   хлебом   из   нового   урожая.   На   Успение   красавицы присматривали   себе   жениха.   С   Успения   не   присмотришь   –   зиму   в   девках сидеть будешь. На Успение солили огурцы. За летом приходит осень,   и чем она теплее, по поверью, тем длиннее будет зима. Следует обращать внимание на то, какой стороной кверху лягут 16 опавшие листья. Если лицевой – к холодной зиме, а уж если большая часть листьев ляжет обратной стороной – то это к урожаю и теплой зиме. Сентябрь сулит теплую осень и снежную зиму, если вдруг ударит гром. В конце   сентября   народ   устраивает   шуточные   похороны   мух,   комаров   и тараканов, которых считали причинами неурядиц и безденежья. 11   сентября   –   Иван­Постный.   Этот   день   считали   окончательным завершением   лета   и   начало   “бабьего   лета”.   Иван­Постный   –   осени   отец крестный.   В   этот   день   установлен   строгий   пост:   “С   поста   не   мрут,   от обжорства дохнут”, – говорили в народе.  Не разрешается есть не только мясо или   рыбу,   но   даже   разрезать   и   вкушать,   что­либо   круглое,   нельзя   рубить капусту в память об усекновении главы Ивана Предтечи. В   сентябре   отмечается   большой   праздник   Воздвижение   –   постный праздник   (27   сентября).   Кто   в   Воздвижение   постится   тому   семь   грехов простится, кто не чтит Воздвижение на того семь грехов воздвижутся. Нельзя в этот день начинать новых  дел. 30   сентября   –   Вера,   Надежда,   Любовь,   Софья   ­     всесветные   бабьи императрицы.   В   этот   день   всем   женщинам   разрешалось   не   работать   и мужчины поздравляли их с праздником. Октябрь слывет в народе месяцем – свадебником. 14 октябрь отмечали Покров. С Покрова зима начинается, с Матрены (19 ноября)   –   устанавливается.   Это   время   особенно   удачно   для   празднования свадеб, а если землю припорошит снежком, то молодых ожидает счастливая жизнь. Девки приговаривают: “Покров – батюшка, покроет землю снежном, а меня   женихом.”   Благоприятным   для   обручения   является   время   и   после Покрова. 17 Ноябрь   считали   внуком   сентября,   сыном   октября,   зиме   родным батюшкой. Ноябрь – это сумерки года. Если много снегу надует в ноябре, значит,  в следующем году будет хороший урожай хлеба. 4   ноября   –   Осенняя     Казанская.   Что   Казанская   покажет,   то   и   зима скажет. Жениться на  Казанскую – быть счастливым, но в дальний путь в это день отправляться не следовало. В деревнях устраивали на Казанскую пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся с летних работ. 4 ноября отмечали на Руси первый зимний праздник – Кузьминки. Это девичий   праздник.   Девушки   готовили   пиршество   и   приглашали   на   него холостых парней. На стол обязательно подавали блюдо из курицы. Декабрь называли в народе стужайлом. Раз в десять лет декабрь бывает теплым и даже тает снег. В последнее воскресенье декабря гадали, каким будет следующий год. Для этого брали двенадцать луковиц и  очищали их от чешуек,     насыпали   на   каждую   щепотку   соли   и   оставляли   на   ночь,   утром смотрели: какая луковица “смокрила”, такой по счету месяц в будущем году будет дождлиывым. 4 декабря – Введение. Если снег выпадает до введения, то он может растаять, если после – то не растает до весны. 13  декабря  –  Андрей  Первозванный,  когда   ходят  слушать   воду.  Если тихая вода – зима хорошая, если шумная – то жди морозов, бурь и метелей, но результат нужно сверить с тем, что покажет Юрьев день (9 декабря). В этот день девушки гадали о суженых. 25   декабря   –   Спиридон­Поворот.   В   народе   это   день   считался   самым коротким в году и даже работать запрещалось. От Спиридона – солнце на лето, зима на – мороз. По погоде первых 12 дней следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года. 18 Много   интересного   узнаешь,   читая   славянский   месяцеслов.   И   многие приметы   действительно   сходятся   хотя   бы   наполовину.   Приходится удивляться точности, с которой подмечены народные природные явления и перемена погоды. И этими приметами люди пользуются до сих пор. 3. Русские народные приметы в рассказах А.П.Чехова. Собрав информацию о бытующих в народе приметах, мы решили узнать, а   использовали   ли   их   писатели   в   своих   произведениях,   ведь   русская литература   всегда   отличалась   народностью.   Обратившись   к   рассказам А.П.Чехова, убедились, что этот писатель прекрасно знал русские народные приметы. [4] Чехов,   создавая   свои   художественные   произведения,   очень   часто обращается к различным жанрам русского фольклора (паремиям, приметам, сказкам,   лирическим   песням,   легендам,   быличкам,   свадебным   обрядам)   и различным явлениям народной культуры. Интерес   А.П.   Чехова   к   приметам   русского   народа   был   довольно устойчивым: в разные годы им были созданы десятки рассказов, в которых так 19 или   иначе   упоминались   приметы   или   суеверия.     Народные   приметы   тесно вплетены и в сюжетную канву произведений А.П. Чехова. Писатель относится к   приметам   как   к   незаменимому,   удивительному,   уникальному   звену национальной культуры. Погодные   приметы   в   рассказах   А.П.   Чехова   можно   разделить   на несколько групп: а) приметы, в которых погоду предвещают птицы и насекомые; Громадные   стаи   ворон,   предчувствуя   непогоду,   с   криком   носились   над садом (“Именины”, 1888) Было   душно.   Низко   над   землёй   стояли   тучи   комаров,   и   в   пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь... (“Соседи”, 1892) б) погода определяется по облакам и небу; Ясное,   звёздное   небо   и   термометр   пророчили   мороз   к   утру.   (“Чёрный монах”, 1894) Слюнке   и   Рябову   видно...   как   по   ясному   небу   бегут   куда­то   мелкие облачки, и они чувствуют, что день будет ясным, тихим (“Рано”, 1887) в) погода определяется по солнцу; Солнце уже зашло, и на горизонте пылало красное зарево, предвещавшее на завтра ветреную погоду. (“Чёрный монах”, 1894) А когда солнце, обещая долгий, непобедимый зной, стало припекать землю, всё живое, что ночью двигалось и издавало звуки, погрузилось в полусон. (“Счастье”, 1887) г) будущие погодные явления в рассказах Чехова прогнозируются по воздуху; Душное июньское утро. В воздухе висит зной, от которого клонится лист и покрывается трещиной земля. Чувствуется тоска за грозой. Хочется, чтоб всплакнула природа и прогнала дождевую свою тоску. 20 Вероятно,   и   будет   гроза.   На   западе   синеет   и   хмурится   какая­то полосочка. (“Он понял”, 1883)  д) приметы, в которых погода определятся по нескольким признакам; Небо, воздух и деревья по­прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно. (“Именины”, 1888). Если лето дождливое, то и гриб бывает. (“Кулачье гнездо”, 1885) е)   будущее   человека   определяется   и   зависит   от   встречи   с   тем   или   иным животным. Очень часто таким животным является заяц. ­   Быть,   барин,   беде!   ­   сказал   ямщик,   оборачиваясь   ко   мне   и   указывая кнутом на зайца, перебегающего нам дорогу (“Ночь перед судом”, 1886) ­ Заяц! Заяц!... Заяц дорогу перебежал!.. Не судьба, знать, мне две тысячи четыреста получать... Ворочай назад, Митька! Не судьба! (“Не судьба”, 1885) Вообще,   заяц   –   один   из   излюбленных   персонажей   русского   фольклора.   В обрядовых,   хороводных   и   шуточных   песнях,   сказках,   в   пословицах   и поговорках ­ всюду он выступает как ярко выраженный образ. Кроме брачной и любовной символики, заяц в народных поверьях, приметах тесно связан с миром духов и нечистой силы. Как животное, обитающее в лесу, он находится в   подчинении   у   мифического   хозяина   леса   –   лешего.   Считается,   что   заяц создан чёртом и служит ему. Чёрта, как и зайца, называют косым (в загадке он “косой бес”). Часто   заяц   оказывается   оборотнем­посредником   между   миром   человека   и миром нечистой силы. В народе популярны страшные рассказы о чёрте или лешем в заячьем обличие, который перебегает человеку дорогу, бросается ему под   ноги   или   преследует   его.   Облик   зайца   изредка   принимают   ведьмы   и колдуны; в виде чёрного зайца является домовой.  21 Представление о зайце как о существе опасном и нечистом объясняется в примете   –   заяц,   перебежавший   дорогу   или   встреченный   на   пути,   сулит несчастье.   И   в   итоге   герой   рассказа   “Не   судьба”   оказывается   на   скамье подсудимых. Ещё одним животным, которое в рассказах А.П. Чехова предвещает будущее, является собака. Во дворе Глоткина всю ночь выла собака. Моя кухарка Пелагея говорит, что это верная примета. (“Из дневника помощника бухгалтера”, 1883) Слышится   то   отрывистый,   то   тревожно   подвывающий   собачий   лай, какой издают псы, когда чуют врага, но не могут понять, кто и где он. (“Недобрая ночь”, 1886) Не   зная   естественных   законов,   народ   не   мог   понять,   почему   известные причины вызывают всегда известные последствия; они видели только то, что между   различными   явлениями   и   предметами   существует   какая­то таинственная близость, и результаты своих наблюдений, впечатлительности выразил   в   тех   кратких   изречениях,   которые   так   незаметно   переходят   в приметы и так легко удерживаются памятью.  Следующая группа ­ бытовые или житейские приметы. Они связаны с догадкой и мыслями относительно жизни человека, который всегда желал знать своё будущее. Бытовые   приметы,   используемые   Чеховым   в   своём   творчестве,   также разнообразны, как и погодные. Их можно разбить на несколько групп: а) будущее зависит от встречи с духовным лицом; Ежели   священник   на   дороге   встретится,   то   быть   беде.   (“Не   судьба”, 1885) 22 Действительно,   в   народе   бытует   поверье,   примета,   которая   предвещает плохое при встрече с духовным лицом. Поп, монах дорогу перейдёт ­ к худу. б) приметы, в которых говорится о том, что судьба человека зависит от числа, даты; Как   только   начну   что­нибудь   тринадцатого   числа...   то   всегда   кончаю плохо. (“Не судьба”, 1885) По небу пролетало несколько блестящих метеоров. Я начал считать их и насчитал   двадцать   восемь.   Я   указал   на   них   Теодору.   “Нехорошее предзнаменование!”  в)   жизнь   и   судьба   человека   зависит   от   совершения   героем   определенных физических (иногда физически случайных) действий; Свистеть в комнате грех... Вот у нас Седельников свистел, свистел, да и просвистелся…  Свистел в своей лавке от утра до вечера и просвистел свою   бакалею   в   трубу!   Весь   в   долгах   теперь...   И   мне   двести   рублей должен... (“Забыл”, 1882) г) будущее человека зависит от действий по отношению к нему других людей. Чаще всего эти действия являются случайными; ­ Ты уронил бутылку?­ спросила она. ­ Да, уронил. Ну, так что же из этого? ­   Нехорошо,­  сказала   она,   ставя   свой   стакан   и   ещё   больше   бледнея.   ­ Нехорошая примета. Это значит, что в этом году с нами случится что­ нибудь недоброе. (“Шампанское”, 1887) Не узнала, бог с тобой, ­ сказала она. ­ Богатым быть. (“Студент”, 1894) Или счастье и судьба зависят от правильного поведения на свадьбе. 23 ­ Слышь, Макар! ­ кричит отец невесты. ­ Назад из церкви поезжайте другой дорогой! Примета есть! (“ Свадьба”, 1887) Раньше не случайно в ходу было выражение “свадьба ­ судьба”, потому что семья создавалась один раз и навсегда. Нужно было соблюсти все обряды, большое значение придавалось и приметам: в какое время лучше всего играть свадьбу,   чего   избегать,   чтоб   не   навредить   молодым;   как   уберечь   их   от недоброго взгляда, злых намерений и т. д. Как к особому типу примет можно отнести и сновидения, которые в рассказах А.П.Чехова занимают немаловажное место. Герои   рассказов   А.П.   Чехова   также   пытаются   связать   свою   жизнь   с увиденным во сне: ­ Не было печали, так вот черти накачали. Недаром я сегодня во сне печь видел. ­ А что? Кто это приехал? ­ Сестрица с мужем, чтоб их... (“Последняя могиканша”, 1885) Тут же кстати старик вспомнил, что в истекшую ночь ему снилась печь, а видеть во сне печь означает печаль. ( “Нахлебники”, 1886) Все вышеизложенное вовсе не говорит о том, что А.П. Чехов верил в приметы. Наличие народных примет в произведениях Чехова свидетельствует о том, что писатель хорошо знал русский фольклор и благодарно использовал его в своём творчестве. Отличительной   чертой   народной   приметы   является   ее   краткость,   в примете нет ни одного лишнего слова, она не объясняет какое­либо явление, а лишь констатирует факт. Но в то же время примета очень содержательна. А как известно, одним из главных принципов чеховской художественной системы является лаконизм. Всем знаком его афоризм: 24 “ Искусство писать ­ искусство сокращать”. Поэтому примета, как жанр фольклора, и была близка А.П.Чехову. Заключение 25 Приметы и поверья – это не только полезные и нужные в быту вещи, но и то,   что   называют   духовным   наследием   народа.   «Мы   обязаны   помнить   все лучшее,   что   было   сотворено   нашими   предками   за   многие   столетия национальной   истории.   И   не   только   помнить,   но   и   опереться   на   их В приметах сохранилось очень много, того что было в достижения.” [3]   старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай. Кроме  всего  этого  в  приметах  есть неповторимая  поэзия, в которой открывается ум, сердце, кругозор русского человека, его жизненный уклад, самобытность и неповторимость.  В   сохранении   и   соблюдении   русских традиций, связанных с приметами, есть не только практическая польза для жизни и быта современного человека, но и спасение его культурного наследия. Во всем мире существует опасность, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо.  Каждый народ, каждый человек должен обратиться к своему прошлому, найти в мудрой старине те драгоценные перлы, которые нужно   “отмыть”,   чтобы   они   ярче   сияли   и   аккуратно,   бережно   передать следующим   поколениям.   Такими   перлами   и   являются   приметы   русского народа, наши приметы – образец мудрости и самобытности. Поэтому   данная   работа   актуальна   в   наше   время,   когда   молодежь ориентирована на западную культуру. Считаем, что пропаганда нашей родной русской   культуры   должна   начинаться   со   школы,   поэтому   в   следующем учебном   году   планируем   провести   серию   классных   часов   и   мероприятий, посвященных русским народным обрядам и обычаям. Используемая литература 26 1. Даль   В.И.   Словарь   живого   великорусского   языка,   Москва.­ Просвещение, 1994 г. 2. Забылин   М.   Русский   народ:   Его   обычаи,   предания,   обряды   и суеверия.­ М.: Эксмо, 2003. 3. Харлицкий М.С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды.­М.: Просвещение, 1989. 4. Чехов А.П. Рассказы.­ М.:Просвещение, 1983. Используемые источники 27 5. Электронный ресурс: primets.narod.ru 6. Электронный ресурс:  ru. Wikipedia.org 7. Электронный ресурс: primetka.ru 8. Беседа   с   Софроновой   Т.А.,   1940   г.р.,   уроженкой   деревни   Лом Куженерского района 28 Приложения 29 Приложение 1 Беседа с Софроновой Т.А.,  1940 г.р., уроженкой деревни Лом Вопрос: Как  деревенские жители относились к приметам? Ответ: Были люди, которые сильно верили, в нашей семье мать знала приметы, но  особого значения им не придавалось. Вопрос: А какие бытовые приметы у вас соблюдались? Ответ: Волосы, которые оставались на расческе, никогда не выбрасывали, говорили,  что голова болеть будет. Их сжигали. В воскресенье денег в долг не давали,  потому что считали, что обратно могут не отдать. Ребенка первый месяц  никому не показывали от сглаза берегли. Вопрос: А если все­таки сглазят? Ответ: Тогда надо воду через дверную ручку лить, а потом этой водой ребенка умыть и молитву от уроков прочитать. Вопрос: А приметы огородные были? Ответ: Были. В духов день землю не трогали. Капусту всегда садили в Егорьев день.  Много­то я не помню уже. Вопрос: А  с природой что­то связанное? Ответ: При первом громе надо было по земле кататься, чтобы спина не болела. А еще вспомнила, что мать говорила о состриженных ногтях: их надо было собирать  и когда умрешь, чтобы в гроб их положили. На том свете заставят черти по  стене лезть, ногти и пригодятся. Вопрос: А про животных приметы были? Ответ: Кошек обижать нельзя, на том свете они тебе глаза выцарапают. 30 Беседу записала Эльтерова  Елена 2 июня 2012 года. С моих слов записано верно:                /Софронова Т.А./ Приложение 2 Брошюра «Примечай­ка!» Составили: Члены краеведческого кружка «Следопыт» 31

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"

Исследовательская работа "Приметы и поверья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017