Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
история +2
9 кл—11 кл
16.01.2017
Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"
Целью данной работы являлось определение тематического и жанрово-стилистического разнообразия публикаций нашего земляка Пятерима Николаевича Варфоломеева с целью исследования тематического многообразия, углубления и расширения сведений об историческом и культурном достоянии родного края; исследовать влияние личности на развитие общественного сознания. В его произведениях описываются проблемы 90-х годов XXвека.
ПЯТЕРИМ.doc
МКОУ «Эртильская средняя школа № 1» Интегрированная проектно­ исследовательская работа (история, литература) по теме  «Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист» Исполнитель: ученик 9­в класса Шамшев Андрей Сергеевич  Руководитель:  учитель истории Шамшева О.А., учитель литературы Попова И.В. 2012­2013 учебный год «…Но! Мы еще от жизни не  ушли. Свет берез не весь еще  распродан. И вернутся снова журавли – Остаюсь с обманутым  народом!»                               П. Варфоломеев Содержание I. Жизненный и творческий путь Пятерима Николаевича  Варфоломеева II. Особый публицистический почерк Пятерима III. Анализ публикаций разных лет а) Анализ публикации, созданных в 90­е годы.   б)   Анализ   статей     2000­2005   гг.,   объединенных   темой экономического развития области и районов в отдельности.            в) Анализ статей   разных лет о судьбах людей разного возраста  г)   Анализ   статей,   объединенных   темой   исторической памяти,   сохранения   культурного   и   духовного   развития родного края IV. Заключение Актуальность исследования Очерки   и   статьи   нашего   земляка,   журналиста   Пятерима   Варфоломеева опубликованы   в   центральной   печати   на   рубеже   20­21   веков.   Но   они   не потускнели от времени и отражают черты и вехи недавней,  переломной для России эпохи с  той искренностью и убедительностью, которая дает право на долгое существование. Публикации журналиста – это летопись драматических противоречий   в   общественно­социальной   жизни   страны   последних десятилетий. Цель: определение тематического и жанрово­стилистического разнообразия публикаций   нашего земляка Пятерима Николаевича Варфоломеева с целью исследования   тематического   многообразия,   углубления   и   расширения сведений   об   историческом   и   культурном   достоянии   родного   края; исследовать влияние личности на развитие общественного сознания. Предмет исследования: статьи и очерки конца 90­ х годов двадцатого века – начала двадцать первого (2005 г.), опубликованных в периодических изданиях Воронежской   области   (газеты   «Коммуна»,   «Труд»);   человек   как равноправный участник общественного развития. Задачи: 1. Познакомиться   с   жизненным   и   творческим   путем П.Н.Варфоломеева. 2. Определить   взаимосвязь   публикаций   по   времени   написания, основному тематическому направлению. 3. Выявить особенности публицистического стиля и его жанров. 4. Показать   возможности   стилевых   приемов,   используемых   в различных жанрах публицистики. 5. Определить  взаимосвязь  исторической ситуации  рубежа  веков  с содержанием статей. 6. Провести содержательный анализ статей и очерков. 7. Воспитывать чувства чуткости, любви, уважения к родному краю, к его истории. 8. Расширение кругозора, развитие образности речи и мышления. 9. Определить влияние СМИ на общественное сознание. 10. Научить учащихся проводить социологические исследования. 11.Раскрыть   проблемы   общественного   развития   через публицистическую деятельность П.Варфоломеева. Гипотеза: влияние публикаций на формирование общественного сознания. Практическая   направленность:  использование   полученных   данных   на уроках   обществознания   и   истории   по   теме   «Личность   в   политическом процессе», «Роль СМИ в формировании общественного сознания», «История России  в 90­е годы», русского языка «Стили речи. Публицистический стиль» I Жизненный и творческий путь П.Н.Варфоломеева Варфоломеев   Пятерим   Николаевич   родился   15 марта     1947  года   в   городе   Эртиле   в  семье     шофера Николая Ивановича и   домохозяйки Анны Ивановны. Пятеримом   его   назвал   отец   (   в   честь   генеральского сына, у которого служил тогда Николай Иванович). В семье кроме Пятерима было еще четверо детей.  В 1964 году П.Н.Варфоломеев окончил школу № 1. Не пройдя по конкурсу при поступлении на дневное отделение   института   факультета   журналистики   ВГУ, пошел   работать   на   сахарный   завод.   Одновременно   с трудовой деятельностью он  учится на заочном отделении ВГУ. Уже работая на заводе, Пятерим  Николаевич сотрудничает с районной газетой «Трудовая слава». В 1965 году переходит на работу в редакцию газеты.  Из родного города уезжает в 1972 году и работает корреспондентом газеты   «Молодой   коммунар»,   позже   занял   место   заведующего   отделом сельской молодежи, заместителя редактора, а затем и редактора.  В 1980 году был переведен в Воронежский обком КПСС на должность заведующего сектором печати, телевидения и радиовещания. И снова работа в газете.   На   этот   раз   собственным   корреспондентом   газеты   «Труд»   по Центральному Черноземью. Двадцать шесть лет отдано работе в этой газете.  За годы работы в газетах награжден многими  Почетными грамотами и Дипломами Союза журналистов СССР и России: знаком «Отличник печати», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», ему присвоено почетное звание   «Заслуженный   работник   культуры   Российской   Федерации».   В настоящее время Пятерим Николаевич является членом Союза журналистов России1. Пятерим – имя старинное, исконно русское, писатель Борис Андреевич Можаев, бывший командировке в воронежской глубинке, сказал коллегам из газеты «Труд» : «Не зря его так нарекли. Понимает наш собкор деревню…» Судьбу, как и родителей, не выбирают, но за человеком, в возможных пределах остается право попытаться наполнить свою жизнь и жизнь других людей высоким смыслом, радостью, счастьем. Пятерим Николаевич сохранил редкое по нынешним временам качество – умение принять, пропустить через себя людскую боль, умение сопереживать вместе с героем своего очерка или рассказа. Воронежский поэт Владимир Александрович Мирошкин писал: « От 1 Новичихин Е. В., «Коммуна, «92 от 28.06.2008 хода времени спасенья нет. И в нем светлый оставляет след и жизнь людей, и мысли озаренье…» И жизнь людей, и  мысли озаренье нашли свое отражение в публицистике Варфоломеева П.Н.. II Особый публицистический почерк Пятерима Для  Пятерима Варфоломеева в журналистике характерен свой  особый литературный   почерк.   Его   статьи   отличает     искренняя,   светлая,   порой   не лишенная  печали   любовь  к   своей  малой  родине,  к  людям, работающим  на земле, к России в целом. Варфоломеев П.Н. писал на разные темы, но со временем его внимание сосредоточилось   на   судьбе   российской   многострадальной   деревни, вступившей в очередную годину преобразований.  Статьи,   написанные   в   90­е   годы   прошлого   века,   определяет   особая гражданская   позиция   автора.   Драматические   противоречия   в   общественно­ политической жизни страны стали  основой   различных публикаций Пятерима в средствах массовой информации. Конец   20­начало   21   века     ­   это   период   кардинальной   структурной перестройки   всех   средств   массовой   информации,   который   связан   с преобразованиями в обществе, повлиявшими на смену социальных институтов и социальных отношений. Изменение ориентиров общества оказало влияние на условия   функционирования   языка,   которые   сказались   на   преобразовании системы   речевых   средств   выражения,   используемой   в   публицистическом стиле.  С начала 90­х годов на первый план выдвигается социальная роль СМИ. Важность и актуальность такого понятия как  «социальность прессы» всегда следует   соотносить   с   профессионализмом   журналиста.   Социализация затрагивает   особые   отношения:   реальные   общественные   отношения, личностная позиция автора.  Варфоломеев   Пятерим   стремится   отразить   личностный   подход   к освещению какой­либо темы, то есть стремится выразить   свое собственное мнение,   свой   взгляд   на   события   (процесс   индивидуализации   современного публицистического   стиля).   В   статьях   90­х   годов,   опубликованных   в различных изданиях,  автор отражает свой личностный взгляд на излагаемые факты и события, на анализируемые явления. При чтении статей чувствуется, что автор готов к открытому, откровенному диалогу и восприятию аудитории как равноправного участника процесса информационного взаимодействия. Как   известно,   одна   из   функций   публицистического   стиля   ­   функция воздействия,   а   воздействие   на   адресата   посредством   публицистики определяется   конкретными   коммуникативными   задачами.   Прагматику публицистического   текста   формирует   отношение   автора   к   происходящим событиям,   к   излагаемым   фактам,   а   также   намерение   автора   вызвать   у читателя   определенное   отношение   к   описываемому   предмету,   событию, явлению.  С искренностью и убедительностью талантливый журналист взглянул на деревенские тяготы и беды. Его  статьи нашли своих читателей не только на фермах   и   полевых   станах,   но   и   в   самых   высоких   кабинетах,   поскольку честному  человеку далеко не безразлично то, как живет, а чаще всего просто­ напросто   выживает   русская   деревня.   Ибо   на   земле,   от   которой   пахнет хлебным медом, полевыми цветами, зарыты корни общенационального древа.  Руководитель   управления   культуры   и   туризма   Воронежской   области Иван Образцов сравнил статьи и очерки Пятерима с «незабудками, которые долго   будут   цвести   на   газетных   полосах,   не   давая   нам   забывать,   что   все: рабочие, писатели, художники, маршалы, бизнесмены – родом из деревни. А если помнить об этом всегда, то наша Родина будет процветать»2. 2 с. 4, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с III Анализ публикаций разных лет Познакомившись   с   большим   количеством   статей   П.Варфоломеева,   я условно разделил все статьи на несколько  групп: 1. 2. 3. 4. Публикации, созданные в 90­е годы.  Они дают представление о происходивших   событиях   не   только   во   всей   России,  но   и   с каждым человеком в отдельности.   Публикации   2000­2005   гг., экономического развития области и районов в отдельности. Публикации разных лет о судьбах людей разного возраста. Публикации,   объединенные   темой   исторической   памяти, сохранения культурного и духовного развития родного края   объединенные   темой Анализ публикации, созданных в 90­е годы.   Основу статей составляют встречи с разными людьми, беседы с ними, посещение   сел   и   деревень   области,   наблюдения   за   изменениями, происходившими в 90­е годы прошлого столетия. В публикации «Овсянка, сэр!»3 речь идет о том, что  согласно переписи населения 1996 года, перестали существовать 17 000 сел и деревень. Однако во   многих   населенных   пунктах   еще   существует   несколько   домов,   где доживают   свой   век   старики.   В   такие   населенные   пункты     не   собираются тянуть   газопроводные   трубы,   прокладывать   дороги,   строить   медпункты, школы,   магазины.   На   границе   Воронежской   и   Липецкой   областей располагается   деревенька   Овсянка,   о   которой   уже   вовсе   забыли   местные власти.   Именно   там   живет   несколько семей. Это одинокие старые люди. Об их жизни,   тяготах   и   заботах   пишет   автор. Под   профессиональный   взор   журналиста попали старики Овсянниковы. Всю жизнь 3 С.18, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с отдали они родному селу, есть и ордена, и медали за доблестный труд. Но теперь они вынуждены просто выживать, так как в деревне нет ни магазина, ни медпункта,   а   добраться   до   ближайших   благ   цивилизации   у   них   нет   ни транспорта, ни здоровья. Вот так и живут­поживают… Чтобы добиться особой правдивости картины, погрузить читателя в мир деревни, автор использует лексику, свойственную разговорному стилю речи: просторечия,   слова   с   эмоционально­экспрессивной   окраской   («Тутошние старушки в один голос долдонят: скоро­де нашу землю всю распродадут, нам оставят лишь огородишки. И за место на кладбище придется платить. Брешут, да?   Я   тоже   думаю:   им,   бабкам,   лишь   бы   язык   почесать…»4).   Стремление передать свое неравнодушное отношение к проблеме достигается при помощи вопросительных и восклицательных предложений. Высокая экспрессивность чувствуется благодаря использованию конструкций с разговорной окраской: частицами (приехал­то, скоро­де), неполными предложениями: «­ У вас и людей­то нет? Где все? ­ На кладбище… ­ Не понял? ­ А что тут не понимать? Вымирает наша Овсянка…»5 В статье «Сдвиг по фазе от рекламы»6, опубликованной в газете «Труд», говорится о разрушающем воздействии на психику человека рекламы. Автор называет маленькие паузы на телевидении «терроризмом». Потому что иначе нельзя назвать то, что во время показа замечательных фильмов о войне, о героизме,   о   самоотверженности   нагло   и   цинично   врывается   ролик   с предложением: «Кому идти за Клинским? или Какой аромат туалетной воды выбрать?»     По   мнению   Варфоломеева   П.Н.,   для   работающего   человека реклама не так страшна, как для юного поколения и пожилых людей. Ведь она способна диктовать модель поведения, не давая понимать, что хорошо и что плохо.   А   виртуальная   музыка   меняет   у   подрастающего   поколения   полюса нравственных ценностей. То, что когда­то было со знаком «минус», обрело знак «плюс». Например,  было «возлюби ближнего» ­ сегодня «возлюби себя». И судя по рекламе, современные люди в свободное время  пьют пиво и  ищут на   обратной   стороне   крышки   призы.   такое времяпрепровождение   становится   для   молодежи   нормальным.   Именно   о таком   духовном   неблагополучии   поколения   90­х   годов   с   болью   в   сердце рассуждает автор. А ведь социально­стрессовые ситуации  у большого числа жителей   при   изменении   укоренившегося   массового   сознания,   ломке сложившихся   стереотипов   поведения,   смене   представлений   о   добре   и   зле отмечались у огромного числа людей в 90­е годы. Телевидение настойчиво внедряло   в   сознание   людей   сомнительные   ценности   и   представления   с 4 С.18, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с  5 С.19, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с 6 С.38, , Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с    К   сожалению, помощью   массовой   рекламы   –   основного   инструмента   кодирования   и программирования   широких   слоев   населения.   С   помощью   массированной рекламы   внимание   людей   акцентируется   не   на   высоких   ценностях,   а формируется потребительская психология вещизма. А   что   касается   рекламы   пива,   то   это   первый   шаг   к   алкоголизации. Разрушительная эпидемия пьянства стала национальной трагедией.  В   этой   статье   автор   поднимает   проблему   защиты   духовного   и физического здоровья нации от разрушительного воздействия телерекламы. В публикациях «Жизнь с видом на помойку», «Свалка»7  повествуется о том, что в обществе все больше и больше стало появляться бездомных, или как   говорят   в   народе,   бомжей.   Речь   идет   о   пригородных   свалках,   где существует своя жизнь. Здесь в картонных домиках живут люди, внешне они грязные   и   неухоженные,   но   добрые   и   простые.   Лакомая   еда   в   виде просроченной   колбасы,   чуть   подгнивших   апельсинов     всегда   на   их   столе, табуреты и  выцветшие ковры  ­ в картонных домиках.  стиль       обладает Газетно­публицистический одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи   присутствует   достаточное   количество   штампов,   общественно­ политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей   требует   все   новых   языковых   средств,   чтобы   оказывать   на   них воздействие.   Именно   этой   цели   служат   все   богатства   художественной   и разговорной речи. В данных статьях помимо лексических средств («катили в сторону Воронежа», «классический бомж», «шпана»), присутствует большое количество     эпитетов   («пушистый   ивняк»,   «убийственные   запахи», «ужасающее гнилье», «растрепанные чувства»). Статьи «Меняем жизнь на рубли»8, «Один день Ивана Степановича»9 посвящены   рассказу о том, как доживают  свой век  победители фашизма. Герой   статей   –   ветеран   Великой   Отечественной   войны   Иван   Степанович, седой голубоглазый  старик. При встрече с ветераном  автора поразил рассказ о том, как молодые здоровые мужики предлагали Ивану Степановичу десятки тысяч рублей за ордена и медали. И как тот не старался убедить их в том, что завоеваны   были   они   ценой   собственной жизни, что дороги ему, от молодых слышал только смех и оскорбления.    «­ Меня еще никто в жизни так не обижал!   –   продолжал   жаловаться   Иван Степанович,   вновь   доставая   из   кармана флакончик нитроглицерина. …  Степаныч   так   разволновался,   что его стал бить сухой кашель.» 7 С62­63, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с 8 С.92, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с  9 С.95, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство им.  Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с Но   автор   рассуждает   не   только   об   отношении   к   старикам   молодых людей. Он еще и описывает в каком унизительном положении находятся эти люди, когда идут в магазин и покупают вместо мяса свиные шкурки. А вот кефир или молоко можно купить, если сдать бутылки.  « С семи утра  около магазина толпились старики, туда завезли свиные шкурки.   В   мясном   отделе   на   витрине   красовались   они   по   2   рубля   за килограмм.   Шкурки   были   первой   свежести,   хорошо   очищены.   Иван Степанович сразу же схватил три килограмма. В тот момент к нему подошла какая­то крашеная дама с хвостиком и спросила: ­ А собаки это едят? …Шкурки он сразу отнес домой, где супруга покупку очень одобрила 6 «Милое дело для борща».» Читать эти строки равнодушно нельзя. Однако на такое впечатление и рассчитаны статьи Пятерима Николаевича. Авторское отношение к проблеме ясно: нищенская пенсия, бездушное отношение молодежи к ветеранам – вот, что «заслужили» те, кому сегодня мы обязаны мирным существованием. Не смотря на то, что статьи были опубликованы в   конце 90­х годов, я решил продолжить изучение этого вопроса.   Может, это частный случай? Меня заинтересовало, а как же живётся другим ветеранам Великой Отечественной войны в будни? Социологи   Фонда   «Общественное   мнение»   провели   опрос   полутора тысяч   россиян   и   600   жителей   столицы,   выяснив   их   представления   о социальном   положении   ветеранов   Великой   Отечественной   войны.   Мнения оказались   достаточно   противоречивы.   Так,   более   половины   опрошенных полагают, что ветераны пользуются уважением в обществе, 37% респондентов считают,   что   это   не   так.   55%   утверждают,   что   окружающие   уделяют участникам войны недостаточно внимания; не согласны с этим ­ 35%. Как передает корреспондент «Нового Региона», только 7% опрошенных думают,   что   в   материальном   плане   ветераны   живут   хуже   большинства остальных   пенсионеров   в   России,   тогда   как   58%   считают,   что   бывшие фронтовики   обеспечены   лучше   других   россиян.   Однако   более   половины опрошенных   (55%)   говорят,   что   государство   делает   для   ветеранов недостаточно . Социологи   отмечают,   что   в   2011­12   годах   представления   россиян   о положении ветеранов в обществе довольно заметно изменились. Респонденты стали чаще считать, что окружающие уделяют им достаточно внимания, и государство   делает   для   ветеранов   достаточно   много,   а   материальное состояние  их  сегодня  сравнительно  благополучно.  По  мнению   ученых, это связано   с   различными   знаками   внимания.   Эти   самые   различные   знаки внимания   не   так   уж   разнообразны   и   ограничиваются   лишь   временем празднования Дня Великой Победы. Мною   был проведён опрос старшеклассников, в ходе которого были получены следующие результаты: У  73  %  респондентов   есть   родственники  (прабабушки,  прадедушки), участвовавшие в Великой Отечественной войне. На вопрос «Живы ли они сейчас?» положительно ответили только 27% опрошенных. На вопрос «Достаточно ли государство заботится о ветеранах Великой Отечественной   войны?»   положительно   ответили   30   %   респондентов.   70% считает, что государство недостаточно заботится о ветеранах. Результаты опроса представлены в виде диаграмм: Живы ли сейчас ваши родственники,  участвовавшие в Великой Отечественной войне?   Достаточно ли государство заботится  о ветеранах Великой Отечественной войны? Эти цифры настораживают, но не дают ответа, что же происходит с нашим   обществом.   Ведь   испокон   веков   русские   люди   отличались соборностью,   уважением   к   старшим,   творением   милости.   Если   помощь недостаточна со стороны государства, то люди должны помогать тем, кто в этом нуждается. Анализ статей  2000­2005 гг., объединенных темой экономического развития области и районов в отдельности. Публикации об экономическом развитии родного края можно условно озаглавить   так   –   «Экономика   без   нравственности».   Принято   считать,   что экономика бывает двух видов – эффективная и неэффективная. Но есть еще одна, родившаяся в России при попытке дважды войти в одну и ту же реку пещерного капитализма – безнравственная экономика. Ее криминальный лик промелькивает в тех случаях, когда килограмм выращенного тяжким трудом зерна   искусственно   удешевляется   до   стоимости   стакана   газировки.   Плоды такой экономики мы пожинаем до сих пор. Автор уверен, что необходимо бороться   с   проявлениями   такой   уничтожающей   сельского   производителя экономикой.  Статья «Дорога через метель»10 построена на антитезе. Картина первая. Автор рисует в нашем воображении  Воронеж с магазинными витринами, где можно купить продукты на бой вкус: колбасы, копчености, мучные изделия, масло   различного   процента   жирности…   И   сколько   бы   человек   не прогуливался   по   родным   улицам любимого   города,   сколько   бы   не наблюдал   за   витринами   супермаркетов, создается   впечатление,   что   в   нашей стране всегда есть и будет еда, на любой вкус и кошелек. Однако   другая   картина   вовсе   не такая   яркая.   В   беседе   с   главой Верхнехавского района отмечается, что в районе   очень   сложная   обстановка   с   реализацией   продукции.   Например,   за семена   подсолнечника   на   маслозаводах   дают   мизерную   плату,   а животноводство не только не выгодно, но порой и убыточно. Вот и выживает воронежская деревня от года к году с большим  трудом.  Кредиты, договоры с переработчиками… И все же русская деревня испокон веков держалась на ее жителях.   Вот   и   сегодня   энтузиазм   и   самоотверженность   трактористов, комбайнеров, доярок и свинарок не сравнимы ни с чем. Конечно, инвестиции в село сегодня проводятся государственной политикой, но ведь это происходит не   везде,   да   и   не   всякому   хозяйству   это   по   карману.   Поэтому   главная «инвестиция» ­ это все же работники села.  Его нужно сохранить, сделать так, чтобы было кому работать на земле. Иначе в витринах магазинов не будет того изобилия. Которое мы наблюдаем сегодня. Большое   внимание   Пятерим   Николаевич   уделяет   своему   родному Эртильскому району, потому что болеет за него душой. О развитии района не раз писал он в различных газетах, в том числе и в «Труде».  В   статье   «Колхоз   …   на   продажу»11  автора   волнует   исчезновение животноводческой   отрасли   на   территории   района.   Об   этом   серьезно задуматься помогла журналисту одна встреча. 10 С.182, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с  11 С.255, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с «В моем родном Эртильском районе – дело было во время жатвы – посреди   ячменного   разлива   вдруг   остановился,   как   вкопанный,   комбайн «Енисей».   У   пришедшего   на   полевой   стан   за   подмогой   механизатора спрашиваю, что случилось. «Увяз,» ­ коротко ответил он. «Как это?» ­ не понял я его. «Очень просто, в болоте». Если бы не видел своими глазами. То не поверил бы, что такое может быть – болото в центре поля. Специалисты потом объяснили,   что   удивляться   нечему. Островки   болотной   растительности проклюнулись за околицами многих сел, чему   есть   причина:   с   фактическим сведением   на   нет   животноводства   из севооборота   выпали   такие   культуры,   как   эспарцет,   люцерна,   козлятник, шедшие на корм с скоту. Но достоинства этих трав не исчерпываются лишь тем, что они – отменные молокогоны. Усваивая из воздуха азот, эти растения накапливают   его   в   почве,   которую   они   своей   мощной   корневой   системой дренируют, проводя естественную мелиорацию». Вот     получается, что  все  в   деревенской  системе  ведения  хозяйства взаимосвязано, существует  как единый механизм. Нарушится в нем какое­ нибудь   соотношение,   и   работа   будет   давать   сбой.   Ярким   примером   такой ситуации в нашем районе является данная статья.  Рассуждая   о   серьезной   проблеме   ­   тяжелом   состоянии   российской деревни   –   для   эффективного   воздействия   на   чувства   читателя   автор использует эффект комического. С болью в сердце описывая то, как исчезает животноводство   на селе, Пятерим Николаевич  пишет: « А  чтобы потомки знали, что такое корова, придется поставить ей памятник в областном центре. А то,  стоит  же памятник  собачке Бим  на главной  улице  Воронежа,  вот и воздвигнем рядом образ буренки». В этих строчках слышится крик о том, что исчезновение   одной   из   главных   отраслей   сельского   хозяйства   чревато   для села экологической катастрофой. Не менее актуальной является статья «Печка вскладчину»12, которая вновь   посвящена   экономике   Эртильского   района.   На   этот   раз   автор рассуждает о том, вернется ли крестьянский клан в родовое имение. Читатель знакомится с рабочими   ООО «Битюг», которые   без выходных и отпусков трудятся на поле, в кузнице, в мастерской. Все это мужчины и женщины, для которых   труд   –   главное     в   жизни.   Однако   эти   люди   почти   одинакового возраста:   кому­то   уже   подошел   пенсионный   возраст,   а   кто­то     является настоящим пенсионером. Но смены этим работникам совсем нет, потому что дети и внуки уехали в город. Не живет уже в   деревне   полноценная   многочисленная родня. 12 С.235, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с Пятерим   Николаевич   описывает   семью   Елисовых   из   Дмитриевки.   В семье 10 детей, 10 зятьев, невесток, 17 внуков, 3 правнука. Жили они когда­то все   вместе,   но   потом   переехали   в   город:   там   цивилизация…   И   остались старики одни. «Держатся Елисовы за родовое гнездо, лелея робкую надежду, что власть вспомнит: такие села, как их Дмитриева, скорее все­таки живы, чем мертвы… Елисовского клана хватило бы, чтобы Дмитриевка снова обрела статус   полеводческой   бригады.   Таков   элементарный   ответ   на   вопрос,   как утолить   кадровый   голод:   «миграция   наоборот»   ­   из   города.   Пока   это фантазия.» Статья   написана   в   2004   году.   А   сегодня   хочется   верить,   что   все программы,   нацеленные   на   поддержку   села,   имеют   установку:   возвратить людей   в   село,   сделав   его   привлекательным   для   жилья.   А   значит   на   селе должны появиться  магазины, скверы, школы, клубы. Очень   важно   сохранить   население   на   селе.   Сохранение   личных подсобных   хозяйств   ­   это   и   сохранение   сельского   уклада   жизни   в   целом. Сегодня только в глубинке сохраняются исконные обычаи, язык, духовные ценности,   традиционный   образ   жизни.   Строятся   дороги,   ремонтируются школы,  открываются   детские   сады.  В   целом,  государство     ведет   большую работу по развитию малых форм хозяйствования. Реализуются программы, ведется   финансирование.   Именно   в   настоящее   время   нужно   поменять отношение и принести пользу населению, которое проживает на селе.  Чувствуя   свою   причастность   ко   всему   происходившему   и происходящему в родном Эртильском районе, Варфоломеев П.Н. в 2003 году публикует   несколько   статей,   объединенных     названием   «Прости   меня, Эртиль»13. Лирическое начало одноименной публикации – признание любви к родному месту. «Любовь к малой родине необъяснима и прекрасна. Для меня это город Эртиль… Это не просто точка на карте. Все самое лучшее, ей­богу. – здесь: лучшие дома, палисадники, лучшие березы, пруды, ландыши. Самые красивые девушки. Самые легкие и теплые пуховые платки, которыми всегда изобиловал   эртильский   базар.   Кроме   пудовых   и   полупудовых   гусей,   наш город славился  и гордился своим механическим заводом… в Эртиле имелась еще одна точка приложения рабочих рук – сахарный завод. Его сатураторы были загружены круглый год.» Воспоминания автора связаны с тем временем, когда   в   городе   кипела   жизнь,   работали   в   полную   силу   все   местные предприятия. В памяти автора и люди, которые многое сделали для своего Эртиля.   Один   из   них   это   Марк   Дмитриевич   Обрывко.   Имея   начальное образование, он стал замечательным профессионалом своего дела. Награжден этот человек за свой труд многими правительственными наградами. И вся жизнь эртильцев была связана именно с предприятиями, где они трудились. Каждый   рабочий   на   своем   месте   был 13 С.269, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с мастером, болел душой за производство, обсуждал с товарищами малейшие изменения в цеху.  Однако это ностальгические воспоминания Пятерима. Далее рисуется противоположная картина – город словно замер: не спешат на смену рабочие, в центре стало безлюднее, люди какие­то растерянные и грустные. С кем бы автор   ни   встречался:   друзьями, руководителями   –   налицо   был   нравственный   и   экономический   распад провинции.   с   родственниками,   знакомыми, «Оглядываясь на свою юность, ­ пишет автор, ­ немыслимо было даже представить   себе   семиклассника   со   стаканом   вина   в   руке,   а   появление   в общественном месте пьяного воспринималось как ЧП, как позор для города. И   не   меньше.     А   сегодня   ситуация   иная…Так   в   какую   же   сатанинскую пропасть мы свалились?» Вот в таком свете увидел Эртиль журналист спустя годы. Многоголосие чувств испытал он. В конце статьи волнительные слова, от которых хочется плакать и в тоже время заставить   каждого осознать – нужно менять что­то вокруг себя и в самом себе. « Мой самый любимый город Эртиль. Прости ты всех,   кто   тебя   обделил,   обошел   вниманием.   Прости   и   меня   за   то,   что   я, видимо, с опозданием заговорил о твоей  нынешней скорбной участи. И не ты в ней виноват. Как   и не виноват в том, что   я не смог выполнить просьбу живущей неподалеку старенькой учительницы: «Я  вас очень прошу, ­ сказала она, узнав о моей предстоящей поездке «на родину», ­ купите мне, будьте так любезны, эртильский пуховый платок. Я там когда­то делала такую покупку, но тот платок давно износился…» … А ведь их теперь нет на базаре… Это теперь   невыгодно,   особенно   в   таких   городках,   как   Эртиль.   А   иначе   как объяснить, что умирает в три раза больше, чем рождается» Такую грустную   историю о своей малой родине поведал журналист всей   воронежской   области.   Конечно,   в   таком   положении   не   только   наш Эртиль…  Существует еще одна публикация под названием «Прости меня, Эртиль – 2»14. Здесь автор продолжает рассказывать о том, как с очередным визитом прибыл в родной город.  Но чувство невыполненного долга теперь сменяется чувством   вины.   Пятерим   Николаевич   поражен   рассказами   земляков   об экономической   «мудрости»   руководства   сахарного   завода,   когда   по выдолбленному асфальту нельзя уже ездить.  Страшно и больно  смотреть на реку Эртилец, от которой осталось только лишь гордое название. А ведь была когда­то «полноводная, глубокая. Пацаны с крутых берегов прыгали в воду вниз головой, взрослые катались на лодках. Сейчас неухоженная никем река заилилась , заросла камышом, превратилась в узенький, перешагнуть можно, ручеек,   готовый   вот­вот   нырнуть   под землю.   Неужели   такая   же   участь   ждет Эртиль?» 14 С.275, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с Публикации,   посвященные   Эртилю,   имеют   жанр   путевого   очерка. Стилистические   особенности     его   выявляются   на   основе   анализа   речевых средств, которые дают возможность определить авторскую точку зрения на описываемые события и оценочное отношение автора к излагаемым фактам в структуре речевого произведения. Элементы композиционно­стилистической организации   текста,   отражающие   построение   речевого   материала   в соответствии   с   авторскими   намерениями,   которые   направлены   на отображение   определенного   отношения   публициста   к   фактам,   и показывающие   взаимосвязь   и   взаимообусловленность   элементов   жанрового стиля.  Для данных путевых очерков характерна проблема гражданственного и нравственного   состояния   «среды»   (г.   Эртиль).   Эта   проблема   здесь   имеет больше нравоописательный характер, однако все то, о чем рассуждает автор, влияет на экономическое развитие района.  Эти   очерки   отличает   большая   описательность:   излагаются   реальные факты   из   истории   развития   района,   представлены   рассказы   о   встречах   с разными людьми, а также суть разговоров в форме диалога. Выводы и заключения, которые делает автор, логически вытекают из анализа   рассказов   эртильцев.   Автор   часто   переходит   от   описания   одного явления   к   другому(от   настоящего   видения   Эртиля   к   его   прошлому).   Это подчеркивает зависимость одного факта от другого.  Очерки Пятерима об Эртиле – это своеобразный графический рисунок или   эскиз     к   картине   города.   Это   некая   середина   между   документом   и художественным образом. Особую     роль   в   очерках   имеют   лирические   отступления:   пейзажи   всплески   (вина,   гнев, (описание   Эртильца,   полей),   эмоциональные   недоумение,   жалость).   Все   это   помогает   раскрыть   и   обстановку описываемого, и эмоционально­психологическое состояние очеркиста. Роль деталей (эртильский платок) способствует необычайной глубины проникновения в суть описываемого (боль за нынешний  Эртиль). Автора   характеризует   простая,   образная   манера   повествования: разговорная   лексика   и   манера   построения   предложений,   яркие   эпитеты   и сравнения.   Однако   все   это   умело   переплетается   в   канве   собственно публицистической   статьи,   изобилующей   книжной   лексикой   (пенсия, предприятие, баланс, официально зарегистрированные и т.д.) Анализ статей   разных лет о судьбах людей разного возраста  Есть у Пятерима Николаевича очерки и статьи, посвященные рассказу о судьбе простого деревенского жителя.  Именно такие публикации наполнены верой в то, что все преодолеет русский человек. Жители села – это и есть та Россия,  которая   сродни    некрасовскому   образу    Матушки –  Руси.  Ведь   у селянина особый склад души и характера:  он неистово верит в светлое, верит в преобразования, в преодоление трудностей.  Наверное, поэтому наши люди остаются   Людьми   в   годины   испытаний   –   будь   то   лихолетье   войны   или лихолетье каких­либо социальных преобразований. Есть   у   Пятерима   Николаевича   очерки,  где   он   продолжает   традицию Василия   Шукшина –  рассказы   о  чудиках,  живущих   в  деревне.    Кто   такие чудаки? Это люди чистые душою, часто наивные, удивительно доверчивые и добрые. Они живут в каком­ то своем мирке, светлом и радостном. Чудаки имеют некую бесконечную мудрость, которой хватит на всех В статье «Чудаки»15  автор рассказывает  многих людях. Один из них Николай   Новиков.   Он   живет   в   селе   Дубрава   Богучарского   района.     Этот человек известный в районе археолог и краевед, благодаря его инициативе и упорству   в   школе   был   организован   краеведческий   музей.   Это   и   житель деревни   Карачун   Рамонского   района   Василий   Иванович   Лямзин.   Он замечательный   гончар,   трудолюбивый   человек.   Благодаря   его   мастерству процветает на рамонской земле гончарное дело.  Среди   многих   и   многих   публикаций   мне   удалось   найти   статьи, посвященные   судьбам   замечательных   эртильцев   –   Александра   Ивановича Завьялова, Марка Дмитриевича Обрывко.   В статье «Просто дед»16 рассказывается о встрече Варфоломеева П.Н. с Обрывко. Это было так. «На накатанной проселочной дороге я увидел нечто на   грани   фантастики.   Из   волнистого   марева   вдруг   вынырнула   навстречу, треща мотором, речная лодка, поставленная на автомобильные колеса… За рулем сидел сухопарный дедок. Он рукой подал мне знак – проезжай. Но я был заинтригован и вылез из кабины, чтобы расспросить про предназначение штуковины на четырех колесах» Имя Обрывко   известно не только в Эртиле. Этот человек, имевший начальное   образование,   стал   замечательным   изобретателем.   Работая   на сахарном заводе, он видел, что тяжелые вилы­бармаки на свеклоприемных пунктах   неудобны   и   трудны   для   женщин,   укладывавших   свеклу.   Поэтому инженером   был   изобретен   и  собран   от   гайки   до   гайки   свеклопогрузчик,   а спустя время и буртоукладчик. За это изобретение Марк Дмитриевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной премии СССР. А   та   самая   лодка   стала   последним   изобретением   инженера.   Будучи страстным рыбаком, он не мог отказать себе в удовольствии добраться до пруда на лодке. Вот такой талантливый человек жил на Эртильской земле. Жанр этого публицистического стиля – портретный очерк. Суть его – показать, каким ценностям служит герой, каковы его жизненные стремления. По данному очерку ясно, что главное для героя – улучшение условий работы людей, забота о них. Пример М.Д.Обрывка и многих других героев может служить жизненным ориентиром для тех, кто желает откорректировать свои жизненные задачи. 15 С.281, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с 16 С.341, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с В   портретном   очерке   важен   характер   человека.   У   Пятерима Николаевича   это   любознательный,   заинтересованный,   неравнодушный, трудолюбивый,     но   удивительно   скромный   человек.   Все   его   поступки   и действия направлены на достижение  поставленной цели. Журналист мастерски обнаруживает тот «участок» на жизненном пути, который   интересен   для   читателей   и   может   служить   примером.     В   своих портретных   очерках   Варфоломеев   П.Н.   исследует   своего   героя   с   разных сторон: нравственной, интеллектуальной, творческой. Анализ   статей, сохранения культурного и духовного развития родного края  объединенных   темой   исторической   памяти, Публикации   этой   группы   объединяет   тема   исторической   памяти: сохранение   в     памяти   имен,   традиций,   обычаев   своего   края.   Выдающийся русский  художник  Николай Рерих сказал: «Прошлое – это окно в будущее, лишь постоянно вглядываясь в былое, мы обретаем силу, идущую от наших вековых корней.  Тема сохранения исторических памятников, сохранения воспоминаний о   прошлом   своих   родственников,   уважение     к   прошлому   –   вот   то,   что связывает многие статьи Пятерима Николаевича.  В публикации «Обрубленное дерево»17  идет речь о судьбе эртильской женщины. Всю жизнь она хранила тайну о своем прошлом – ссылке в Соловки. Только   в   преклонном   возрасте   она   призналась   своему   мужу,   что «молоденькая из самых Соловков до Эртиля пешком протопала». На вопрос: «Как ты туда попала?» Она сказала, что «погрузили в телегу всю семью и отправили». Больше об этом никто в семье не спрашивал. Так и ушла история о репрессиях в прошлое, никто в семье не спрашивал подробностей. А может, стоило? Чтобы знать историю своего рода? В статье «Крестники великой княгини»18  рассказывается о старинном дворце в глубине поселка Рамонь. Романтически настроенные люди называют его   «застывшим   аккордом».   Он   действительно   красиво   выглядит   на   фоне роскошной природы Рамони. Этот дворец имеет свою историю.  В нем жила Ольга. По отцу она – великая княгиня Романова, родная сестра   последнего   русского   царя   Николая  II.   По   мужу   –   принцесса Ольденбургская.  Когда великой княгине Ольге было 19 лет, она приехала на жительство в Рамонь и прожила там несколько лет . О себе оставила добрую память.   У   нее   в   округе   было   много   крестников,   о   каждом   из   них   она заботилась, следила за тем, чтобы они учились. Ольга имела разные взгляды на то,   как   должна   развиваться   Россия.   Особенно   волновал   ее   вопрос,   как 17 С.387, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с 18 С.404, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с несправедливо устроен мир, когда одни живут в роскоши, а другие ­ в нищете. Идейный конфликт зашел столь далеко, что в 1916 году она с поручиком Куликовским покинет Рамонь навсегда.  Какова судьба дворца? После 1917 года из него вывезли все ценности, приспособили под казарму, затем лазарет, а после библиотеку. Сегодня этот памятник   архитектуры,   как   и   многие   в   России,   в   плачевном   состоянии. Хочется верить, что реставрация сооружения все состоится. В очерке «База данных в Хреновом»19 рассказывается об одноименном селе. Оно обязано своим возникновением двум великим людям – императрице Екатерине и ее фавориту графу Орлову. После того, как Черноморский флот, ведомый   отважным   и   красивым   адмиралом   Алексеем   Орловым,   наголову разгромил   флотилию     турок,   царица   жаловала   ему   богатые   земли, примыкающие к реке Битюг. Здесь в 1777 году был заложен конезавод, откуда и   пошла   знаменитая   порода   орловских рысаков.   Конезавод   и   сегодня   существует, скакуны   выигрывают   на   престижных международных   скачках.   Славится   село кумысолечебницей.  Но   не   исключено,   что   о   Хреновом вскоре узнает весь  мир,  как  о селении,  где живет   удивительный   человек   –   Иван Мартынович Волощенко. В его доме хранится более   полумиллиона   документов,   откуда   можно   получить   полную   и достоверную информацию обо всем: исторической личности, историческом событии,   рецептах   экзотических   блюд,   мировых   рекордах,   легендах, поверьях.   Словом,   в   документах   есть   ответ   на   любой   вопрос.   Иван Мартынович   Волощенко   –   бывший   учитель   истории,   но   по   призванию   он научный   работник,   сумевший   собрать   и   систематизировать   громадный фактический материал. Многие статьи посвящены защите музеев, памятных мест в городе и области.  Пятерим  Николаевич   рассказывает   о  судьбе  громадного  и  седого вяза, растущего в селе Староживотинное, по легенде его посадил сам Петр Великий. Судьба дачи Башкирцева, связанной с любовной историей Алексея Кольцова и   красавицы купчихи Варвары Лебедевой. На грани исчезновения оказалась бывшая помещичья усадьба в селе Пальна­Михайловка в Липецкой области, впервые построенная в России по канонам ампира. Таким   образом,   Варфоломеев   освещает   проблемы,   связанные   с сохранением   памятников   истории   и   культуры,   а   также   уважительного отношения к тем людям, кому суждено было пройти сложный путь войны, репрессий.   Тема   исторической   памяти   тесно   связана     с     сохранением исторического богатства нашего государства. Бережное отношение к истории 19 С.408, Варфоломеев П. Это мы, Господи…­Воронеж: Воронежская областная типография – издательство  им. Е. А. Болховитинова, 2008.­527 с своей   Родины     является   основой   стабильного   социально­экономического развития общества. IV Заключение. Во   второй   половине   двадцатого   века   в   жизни   общества   значительно возросло   влияние   газет   и   журналов,   радио     и   телевидения,   объединяемых понятием СМИ. Особенно остро СМИ воздействовали  на сознание людей и управляли их поведением в 90­е годы 20 века, во времена нестабильности, духовной нищеты. Именно в это время активную жизненную позицию занимал П.   Н.   Варфоломеев,   печатаясь   в   областных   газетах   «Труд»   и   «Молодой коммунар».   Он   правдиво   отражал   информацию   о   злободневных   явления жизни, о прогнозах развития актуальных процессов в будущем. Публицист писал   о   тяжелой   участи   деревни,   о   культурном   варварстве,   о   пагубном воздействии   рекламы   на   психику   человека,   затрагивал   проблемы маргинализации     в обществе. Пятерим пытался ответить на вопросы  что случилось,   как   случилось   и   почему.   Этим   самым   оказывал   влияние   на сознание   людей,   был   настоящим   гражданином   своей   страны   и   истинным патриотом родного края. Источники и литература 1. Архив межпоселенческой библиотеки муниципального района. 2. Варфоломеев П. Это мы, Господи… Воронеж: Воронежская областная  типография – издательство им. Е.А.Болховитинова, 2008. 3. Газеты «Труд» и «Молодой коммунар» конца 90­х начало 2000­х годов. 4. Книга отзывов Эртильского краеведческого музея. 5. Козлов Н. Как относиться к себе и людям. М.: Новая школа. 1994. 6. Платонов В.Е. Эртиль: грани веков. – Воронеж: ВГУ, 2003.­236 с. 7. Фонды Эртильского краеведческого музея

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"

Исследовательская работа "Пятерим Варфоломеев как гражданин и публицист"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017