Исследовательская работа "Так ли важен завтрак" (3 класс)
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Так ли важен завтрак" (3 класс)

Оценка 4.8
Домашняя работа +2
doc
окружающий мир +1
3 кл—11 кл +1
08.02.2017
Исследовательская работа "Так ли важен завтрак" (3 класс)
Презентация к данному исследованию
Публикация является частью публикации:
Так ли важен завтрак.doc

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение.

I.    Актуальность выбранной темы.

1.  1 Здоровье Российских школьников.

II.  Основная часть.

2.1    Что же такое завтрак?

2.2    Каким он должен быть?

2.3    Исследование данного вопроса.

2.4    Как устранить выявленные проблемы?

      Заключение.

      Список использованных  источников.

      Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Я учусь в третьем классе во вторую смену. Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак и часов в 9 мама или папа звонят домой и задают постоянный вопрос, позавтракала ли я? Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут!  Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему?   Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решила провести исследование  «Так ли важен завтрак?» и  разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

    Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

- завтракают ли дома ученики нашего класса;

- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;

- оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи» и  информационный буклет для учащихся и родителей «Берегите свое здоровье!»

  Гипотеза исследования:

1. Допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.

2. Что произойдет, если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется?

      Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.

 

 

 

I.  Актуальность выбранной темы.

 

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснила, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это  показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль.

Леонид Михайлович Рошаль родился в г. Ливны Орловской области 27 апреля 1933 г. в семье военного летчика.

Л.М.Рошаль является высококвалифицированным детским хирургом широкого профиля, основателем научной школы в хирургии детского возраста по разработке консервативных методов лечения у детей хирургических заболеваний, требующих раннего оперативного вмешательства.

В дни трагических событий на Дубровке Леонид Рошаль сумел несколько раз пройти в зал, где находились заложники "Норд-Оста", вел переговоры с террористами, выводил оттуда детей, передавал медикаменты, оказывал помощь больным и раненым. За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке, 5 ноября 2002 года Леониду Рошалю вручена премия "Национальный герой".

 

 

1.1     Здоровье российских школьников.

 

В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней, которые вы видите на слайде:  
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

Практически все выпускники российских школ страдают хроническими заболеваниями, предупреждают российские педиатры. В течение последних лет число школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата,  системы пищеварения и нервной системы увеличилось в несколько раз. По мнению специалистов, причины сложившейся ситуации заключаются в неправильном питании и хронических перегрузках детей.

 Болезни органов пищеварения, прежде всего,  связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

 

 

 

 

 

II.               Основная часть.

 

2.1   Что же такое завтрак?

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Школьники, получающие правильное питание – ежедневный полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой. Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от домашнего завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше иммунитет, они реже пропускают занятия.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Источниками витаминов группы В (В2, В6, В12) являются красное мясо, печень, яйца, молочные продукты, цельнозерновой хлеб и зелёные овощи.        Витамин  В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

 

2.2   Каким должен быть завтрак?

Завтрак играет немаловажную роль в развитии ребенка. Главный аргумент в пользу завтрака состоит в том, что с этой трапезой прекращается ночной "пост" и повышается уровень сахара в организме. Сахар является основным источником энергии, необходимой для работы головного мозга. В течение дня, когда дети в школе или в садике, сложно контролировать питание. Сбалансированный завтрак обеспечит детский организм питательными веществами, необходимыми ему в первой половине дня. Вовремя съеденный завтрак способствует улучшению памяти и взлету творческих возможностей. У завтрака еще одна важная функция - воспитательная: благодаря завтракам у детей постепенно вырабатывается привычка своевременно и правильно питаться. А это позволит им в будущем избежать проблем со здоровьем и лишним весом.

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

frukty06Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и  наши северные ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

 

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

 Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.                     

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

 

Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1  шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр

 

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

На слайде вы видите - Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

 Первая смена

·       7.30 - 8.00 Завтрак дома

·       10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе

·       12.00 - 13.00 Обед дома или в школе

·       19.00 - 19.30 Ужин дома

 Вторая смена

·       8.00 - 8.30 Завтрак дома

·       12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)

·       16.00 - 16.30 Горячее питание в школе

·       19.30 - 20.00 Ужин дома

2.   3  Исследование данного вопроса.

           Я привела требования к организации питания детей и подростков школьного возраста.  А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  Что говорит о питании заведующая столовой  Александра Николаевна?

    Заведующая буфета нашей школы  ответила  на следующие вопросы:

DSC07526.JPG

1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?

(Из 477 учащихся 1 смены завтракают только 205 человек)

2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?

         (В  нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей. У нас имеется двухнедельное меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников)

3.Ваши пожелания ученикам и их родителям.

     (Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие).

DSC08245.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

Также я  провела анкетирование учащихся. Были опрошены 70 человек.

·     Всегда завтракают  дома и в школе – 52 учащихся (74%)

·     Не успевают завтракать каждый день (занятия в музыкальной школе и кружках) – 8 учащихся (12%)

·     Отказываются от завтрака – 10 учащихся (14%)

 

 

 

 

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?

·     В школе едят всё – 33учащихся  (47%)

·     В школе едят то, что нравится – 37 учащихся  (53%)

·     Дома едят всё – 61 учащихся (87%)

·     Дома едят то, что нравится – 9 учащихся (13%)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики считают:

·     Завтрак необходим – 60 учащихся (85%)

·     Завтрак не обязателен – 10 учащихся (15%)

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

·     Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.

·      Некоторые ребята не всегда  завтракают    по разным причинам (спешат в музыкальную школу, на кружки; не желают завтракать – отсутствует аппетит).

·     Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой. Да я сам так делал!

·     Из беседы с классным руководителем я узнала, что дети, которые не завтракают чувствуют себя хуже тех, кто завтракает; они чаще испытывают чувство голода, более нервозны, быстрее устают, им тяжелей сконцентрировать внимание на уроке, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе. Соответственно, снижается успеваемость.

·     Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

 

Я взяла интервью у нашего школьного врача Светланы Николаевны:

 Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом  и  сколько выпускников?

(Если в начальных классах это 6 - 7 учеников, то к окончанию школы это до 12  учеников. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.)

2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

(Весь процесс приготовления блюд контролируем обязательно)

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах).

 

2.4  Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

·     Обратить внимание родителей и учащихся   на рацион  питания детей.

·     Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.

·     Медицинскому  работнику школы провести беседу о важности завтрака.

·     Подготовить  и провести для учащихся начальных классов беседу  «Так ли важен завтрак?».

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась.  Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнесла  «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

     Вторую  гипотезу я отнесла бы к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального  и интеллектуального.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

В результате своего исследования я пришла к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Я затронул пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!   И возможно это станет темой моего следующего исследования.

 

DSCI2113.JPG

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Вашему вниманию предлагаю познакомиться с информационным буклетом для  учащихся. А чтобы ребята с удовольствием завтракали – предлагаю книжку-малышку «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ», из которой они  сами могут приготовить себе завтрак и получить не только  удовольствие, но и пользу!

сканирование005сканирование006сканирование003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая над темой, я познакомилась  со следующей литературой:

 

1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992год.

2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986 год.

3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989 год.

4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008 год.

5. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.

6. http://www.7ya.ru/article/Pitanie-shkolnikov.

7. http://mamsterritory.ru/2010/09/02/zavtrak-dlya-shkolnika.

8. http://www.fiziolive.ru/html/pitanie/dieta/food_schoolboys.htm.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Исследовательская работа "Так ли важен завтрак" (3 класс)

Исследовательская работа "Так ли важен завтрак" (3 класс)

Содержание Введение.

Содержание Введение.

Введение. Я учусь в третьем классе во вторую смену

Введение. Я учусь в третьем классе во вторую смену

I. Актуальность выбранной темы

I. Актуальность выбранной темы

Здоровье российских школьников

Здоровье российских школьников

I. Основная часть

I. Основная часть

Источниками витаминов группы В (В2,

Источниками витаминов группы В (В2,

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня

Из 477 учащихся 1 смены завтракают только 205 человек) 2

Из 477 учащихся 1 смены завтракают только 205 человек) 2

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята? ·

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята? ·

По данным анкетирования, можно сделать вывод: ·

По данным анкетирования, можно сделать вывод: ·

Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в

Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в

Заключение. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период

Заключение. Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период

Приложения Вашему вниманию предлагаю познакомиться с информационным буклетом для учащихся

Приложения Вашему вниманию предлагаю познакомиться с информационным буклетом для учащихся

Работая над темой, я познакомилась со следующей литературой : 1

Работая над темой, я познакомилась со следующей литературой : 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017