Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии
Оценка 4.7

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология +1
Все классы
06.11.2017
Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии
Содержание проекта Введение………………………………………………………………….………..3 І. Основная часть:………………………………………………………………..4-11 1.1 Славянская традиционная тряпичная кукла……………………………..4 1.2 Виды кукол на Руси……………………………………………………….5-7 1.3 Способы и конструкции изготовления кукол……………………………8 1.4 Мощная символика кукол…………………………………………………9-12 ІІ. Практическая часть. Мои куклы.…………………………………………………………..13-15 1. Кукла «Ольшанка» 2. Кукла «Кувадка» 3. Кукла «Пеленашка». 4. Кукла «Колокольчик». Заключение………………………………………………………………………...16-17 Литература……………………………………………………………………..… 18 Приложения………………………………………………………………………………...19-2626 листов проекта
Славянская народная кукла.docx
Средняя общеобразовательная школа «Светлые Горы» Исследовательская работа «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир» Подготовила: Фильченко Таисия,  ученица 5 «Б» класса Руководители: учитель  изобразительного  искусства Маскалева  Лариса Матвеевна,  Красногорск 2017­2018 1 Содержание Введение………………………………………………………………….………..3 І. Основная часть:………………………………………………………………..4­11      1.1 Славянская традиционная тряпичная кукла……………………………..4      1.2  Виды кукол на Руси……………………………………………………….5­7      1.3  Способы и конструкции изготовления кукол……………………………8      1.4  Мощная символика кукол…………………………………………………9­12 ІІ. Практическая часть…………………………………………………………..13­15     1. Кукла «Ольшанка»     2. Кукла «Кувадка»     3. Кукла «Пеленашка».      4.  Кукла «Колокольчик».         Заключение………………………………………………………………………...16­17 Литература……………………………………………………………………..…  18 Приложения………………………………………………………………………………...19­26 2 Введение Актуальность исследования: Мы  с мамой проходили мастер­классы по славянской кукле и делали кукол из лоскутков ткани. Мне пришлись по душе куколки, выполненные своими руками. Я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые и обережные куклы. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование. В современном обществе происходит возрождение интереса к истории русского народа, к его   культуре,   традициям,   обычаям,   быту,   их   житейской   мудрости,   бесценному   опыту. Источником   знаний   о   русской   культуре   является   народное   творчество.   Одним   из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является славянская кукла. Цель: изучение   символики     и   особенностей   изготовления   славянских   кукол  (Кувадка, Ольшанка, Пеленашка, Отдарок на подарок, Колокольчик, Мартенички, Куколка на Счастье, Подорожница, Благополучница, Зайчик на пальчик, Малышок­голышок). Задачи: Проанализировать литературу по теме исследования. Изучить   историю   возникновения   тряпичных   кукол   и   рассмотреть   символику   на примере выполненных мною кукол. Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол. Привлечь внимание одноклассников к старинному искусству создания кукол. Гипотеза:    Методы исследования: Выбор и анализ информации из печатных и медийных источников. Посещение   мастер­классов   с   целью   использования   старинных   технологии   для изготовления тряпичных кукол. Новизна: заключается в том, что в работе делается акцент на выверенные веками способы изготовления   кукол,   многие   из   которых   имели   глубокий   сакральный   (священный)   для наших предков смысл.  Практическое   значение: результаты   исследования   будут   использованы   в   проведении уроков технологии и изобразительного искусства нашей школы. Объект исследования: рукотворные славянские куклы. 3 1. 2. 3. 4. 1. 2. І. Основная часть:      1.1. Славянская традиционная тряпичная кукла. Наших предков кукла сопровождала всю жизнь. Еще до рождения младенца у его будущей колыбели появлялась кукла, отгоняющая злых духов. Младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость – все жизненные этапы человек проживал в присутствии кукол   и   их   активном   участии.   Даже   после   смерти   кукла   была   рядом,   сопровождая усопшего в иной мир. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали крутить  кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились к куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали, где ни попадя, то ­ жди беды. Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960­х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Удивительна схожесть кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые   куклы   везде   возникли   из   обрядовых),   но   и   общечеловеческие   ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков. В изготовлении славянских тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный   смысл.   Как   правило,   тряпичные   куклы   были   простейшим   изображением человеческой   фигуры:   кусок   ткани,   свернутый   в   скалку,   тщательно   обтянутое   белой льняной   тряпицей   лицо,   груди   из   ровных   тряпичных   шариков,   коса   и   обыденный   или праздничный крестьянский наряд из лоскутов. От ловкости и усердия, с которыми девочка «крутила» кукол, зависело суждение  людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет. Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые,  относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям. Кукол, которые уже «отработали», то есть выполнили своё предназначение, разбирали на  тряпочки и с благодарностью предавали стихиям, чаще всего огню – их сжигали. Но  некоторые куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их  изготовления не пропала в веках, а сохранилась до наших дней.  4 1.2 Виды кукол на Руси: Куклы были разные. По предназначению славянские народные куклы можно разделить на  три основные группы: обрядовые куклы, куклы­обереги и игровые. Обрядовые куклы Это куклы, приуроченные к определенным праздникам.   Они делились на: 1) кукол кологодных праздников (праздники, которые связаны с движение солнца по  небосклону и которые помогают человеку в течении года оставаться в гармонии с  природой). Основные кологодные праздники ­ Масленица, Купало, Осенины и  Например, Масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима  снежная, приходи лето красное».  Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности. И при этом закликали весну, пели песни­заклички. 2) кукол семейных праздников: рождение, свадьба, возрастные обряды жизненного  цикла. Очень часто такие куклы выполняют еще и роль оберегов. ­ зольная кукла, ­ веснянка, ­ берестушка, ­ вербница, ­парочка (неразлучники) и др. Служили обрядовые куклы определенное время, делались для конкретного обряда, а не на  веки вечные. Потом такие куклы уничтожались, либо их сжигали, либо отправляли по воде, могли закапывать в землю. Поэтому конструкция таких кукол не была основательной.  Единственные куклы, которые хранили долго – это свадебные куклы (Неразлучники,  Роща). Считалось, что эти куклы оберегают семью в течении всей жизни от различных  напастей и неприятностей. Им отводилось в доме почетное место. В них не играли и с ними очень бережно обращались. Обережные куклы 5 Эти   куклы   призваны   защищать   своего владельца   и   его   дом   от   бед,   приносить   счастье, достаток. Славянские  обережные  куклы  с  давних  времен  "живут"  в  домах  людей  всех сословий.   Они  не  только   украшают  интерьер,   внося  в  него  изюминку  и   живость,  но  и являются помощниками в быту, становясь посредниками между миром людей и тонким миром духов. Эти   куклы   не   были   игровыми.   Они   бережно   хранились   в   сундуках   и   передавались   по наследству   только   в   день   свадьбы.   В   подавляющем   большинстве   случаев,   кукла   –   это символ женщины, женской сути, и конечно же, связь с ней имела непосредственно сама женщина.   Хотя, мужчинам тоже доводилось пользоваться магической силой кукол, но все же, куклу мужчине давала именно женщина, отправляя мужа на войну или в дальний путь. Считалось, что   кукла,   подаренная   женой   перед   дорогой,   охраняет   от   всех   невзгод   и   ненастий, напоминает о родимом доме и очаге. Среди обережных кукол можно выделить: Личные обереги (Подорожница, Благополучница, Покосница, Кувадка…) Обереги дома (Берегиня дома, Домовушка, Зерновушка, Богач…) Обереги здоровья (Кубышка­травница, Куколка на здоровье, Лихоманки…) Детские обереги (Оберег колыбели, Громница, Зайчик на пальчик, Пеленашка…) Обереговые куклы делали основательно. Не так как обрядовые, потому что служили они  длительное время. Ставили их часто в красный угол – это угол, где стоят иконы. Игровые куклы Это куклы, которые делались детям для забавы. В то же время они во время игры учили  ребенка жизни. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие  сестры. С пяти лет кукол могла сама делать уже любая девочка. ­ девка­баба (перевертыш),  ­ столбушка,  ­ куколка на счастье,  ­ зайчик на пальчик и др. Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому­то одному  виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например: "Зайчик на пальчик" и «Куколка на счастье» ­ обереговые и игровые куклы.  "Зольная" кукла – обрядовая и обереговая. Кроме того, любая обрядовая или обереговая , после того как она отработала свои  обереговые или обрядные функции, кукла могла стать игровой, Однако, чаще всего таких  кукол всё же сжигали. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» ­ гласит русская народная поговорка 6 Типологии кукол: Куклы раньше разделялись по характерным особенностям местности. В каждой местности  их делали по­разному. Можно было взять куклу, посмотреть, как она выполнена и  определить из какой она местности.  В каждом районе были определенные конструкции, определенным образом завязывались  узлы при кручении куклы (где­то это был узел, а где­то вместо узлов ставили закрепки, т.е. затягивали петельки.  Можно было определить по поясам, в Туле брали обычную нить, складывали ее в  несколько раз, завязывали на концах узелки и повязывали на куклу.  Также можно было определить по одежде, в одних местах юбки привязывались методом  прикладывания, в других – выворотным способом. Возрастная специфика кукол с рождения до замужества (женитьбы). У каждого возраста была своя кукла.  Младенческие – до 3 лет.  Куклы, которые будущие матери делают для своего ребёночка. Причём, ещё до его  появления на свет. Зачастую это были куклы «Пеленашки».  Раннее детство – до 6 лет.  Время, когда малыши сами делали свои первые куклы. Обычно простейшим методом и при  помощи мамы.  Старшенькие ­ до 9 лет.  Девочки учились делать более сложные куклы, разного способа изготовления – скрутка,  кукла­крестец, набивная и т.д.  Подростковые – до 14 лет.  Куклы уже имели волосы, сложные костюмы и расшитые аксессуары (пояс, передник).  Юношеские – до 18 лет.  В этом возрасте, девушки уже мастерили кукол на «выхвалку» ­ похвастаться. Они  собирались на гуляньях и демонстрировали мастерство и знания в рукоделии.  Если кукла получалась «корявая», считалось, что девушка ещё «не наигралась» и ей рано  вставать в свадебный хоровод.  Если же кукла была красивой и аккуратно сделанной, это было знаком женихам и сватам. 7 1.3 Способы и конструкции изготовления кукол. Способы изготовления: Шитьевой способ – в изготовлении используются ножницы и иголка. Делали таким  способом в основном игровых кукол. Делали выкройку и шили. Безшитьевой – ножницы и иголка не используются, кукла крутится одними нитками. Этот  способ использовали для обрядовых и обережных кукол. Делали им столбушек, узловых  кукол, кукол на крестовине, либо кукол смешанных конструкций. Конструкции изготовления: Узловая кукла ­ в основе конструкции узелки. Из них сделаны голова и грудь куклы Кукла ­ столбушка – в основе куклы столбик (скрутка). Для скрутки может использоваться ткань, бумага, береста. Кукла на крестовине – основа делалась из палочек, из травы, из ткани в виде креста. Смешанная конструкция – когда три основные конструкции используются в разных  конфигурациях и их может быть великое множество. Размеры кукол:  8 Основных размеров существовало три: с ладонь, с локоть и с палец. Ладонь – длина своей ладони. Палец – длина среднего пальца, либо по ширине ладони. В большинстве случаев они  приблизительно одинаковые. Локоть  ­ размер от запястья до локтя. Материалы, используемые в изготовлении кукол:  1. Природные материалы: береста, лыко, лен, ветви деревьев, травы, полешки, шишки.  2. Камень, глину, песок, золу – потому что это был доступный материал, зола была в  каждом доме. 3. Перья, шкуры. 4. Растения: зерна, семена, пучки травы или сена.  5. Для обереговых и обрядовых кукол использовали ношеные ткани. 6. Для сувенирных и декоративных кукол ­ лоскуты новой ткани. 7. Могли в одной кукле использовать несколько материалов.  1.4 Мощная символика русской куклы В семье куклы «крутили» обычно из старого тряпья, и это не от бедности. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу,   имели  наибольшее   сакральное   значение.  Примечательно,  что  лоскутки  для   кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Кроме   того,   существенную   роль   играет   податливость   материала,   ткани,   что   позволяет довольно   просто   и   быстро   сделать   куклу:   порвать   ветхую   ткань,   скрутить,   завернуть, завязать.  При изготовлении обережных кукол часто использовали символические наполнители — зерно, золу из родового зольника, льняное волокно. В качестве основы для изготовления текстильных   народных   кукол   применяли   различные   предметы:   ложку,   веретено,   навой, скрученную солому, лыко, траву, клювы птиц. Подготовленную основу наделяли атрибутами женской силы: одеждой, головой, грудями, иногда символически обозначали руки. Все составные элементы куклы крепились к основе нитками, поясками, без употребления игл. В куклах­закрутках ткань закрепляли нитками на талии, а также ниткой выделяли верхнюю треть куклы – ее голову. 9 Есть   особые   обрядовые   куклы,   сделанные   только   из   ниток   –   Мартинички. Это две куколки белого и красного цвета, соединённые между собой скрученным из белой и красной ниток шнурком. Основные значения цвета материалов:  Белый – защитный. Символ чистоты, праведность и порядок.  Зелёный, золотой или серебряный – для процветания.  Желтый – при нехватке энергии и творческого "полета" – Символ Солца.  Красный – цвет жизни и плодородия, обережный цвет.  Кремовый, персиковый и все оттенки красного – если необходима помощь в любви.  Если обережная кукла предназначалась мальчику – преобладали синие, чёрные, белые и  красные цвета. Для девочек использовались белые, красные, зелёные и жёлтые тона. Общие правила создания обережных кукол. Для того, чтобы кукла имела обережную силу, важно правильно подготовиться и  настроиться на работу. Помещение.  ­ окружающее пространство – чистое, с убранной едой, без людей и животных с открытой  форточкой (окном). ­ стол, либо какая­то другая рабочая поверхность – убрать все предметы, не относящиеся к работе. ­ религиозная атрибутика – должна соответствовать запланированной работе. Убрать или  завесить атрибуты других культур. Одежда. ­ длинное платье, юбка или рубаха (брюки не допускаются) без резинок, поясов и стразов. ­ если это личный рабочий пояс – одеть, остальные снять. Украшения – если они не являются оберегами или на них не стоит какая­то другая работа – снять. Церковные кресты и кольца «спаси и сохрани» остаются только, если работаем с  христианскими заговорами и молитвами. На кровати, где спим – не работаем! К работе приступать только здоровым и благостном расположении духа, предварительно  приняв душ. Предметы и материалы. ­ не используемые в быту, с чистой или наработанной под определенные цели энергетикой. ­ покупаются «по правилам» ­ под расчет (без сдачи) и без торга, отдельным чеком. ­ выбираются по принципу «липнет к рукам». ­ материалы натуральные – воск, лен, шерсть, х/б и т.д. 10 ­ хранить отдельно от других предметов и материалов – доступ к ним только у мастерицы­ рукодекльницы. ­ проводить чистку инвентаря после каждой работы (по необходимости). После приобретения принадлежности необходимо почистить четырьмя стихиями: водой,  землёй (солью), воздухом (ветром) и огнём (солнцем). Читаются определённые заговоры. Тряпичные   народные   куклы   имеют   одну   характерную   особенность   –   безликость.   У обережных кукол практически никогда не изображается лицо. Считается, что через глаза может вселяться злой дух и причинить вред человеку – обладателю обережной куклы. А в безликую куклу он это сделать не сможет. В помещении, где крутится кукла, не допускается присутствие мужских энергий. Женская энергетика   направлена   внутрь,   а   мужская   наружу.   Женщина   является   хранительницей домашнего очага. Дом – её стихия. И только она может закручивать в нем пространство на благо всей семьи. Кукла крутится за один раз, при свече и в обережном кругу – для того, чтобы начать  крутить куклу, необходимо настроиться и сохранять этот настрой в течении всей работы.  Он не должен прерываться. Никаких посторонних дум в голове быть не должно (ужин  приготовить, ребенка из сада забрать, полы в доме вымыть). Перед началом работы определённым обрядом выставляется обережный круг, призываются на помощь 4 стихии, и в этом кругу крутится кукла. Чтобы наделить куклу магической силой, при её изготовлении читали заговор, который иногда надо было успеть прочитать до конца, ни разу не сбившись, точно в течение времени её делания. Некоторые куклы женщина делала в абсолютном молчании. Даже заговоры проговаривала «про   себя».   Молчание   человека   при   исполнении   определённых   обрядов   и   магических действий   нередко   рассматривается   как   условие,   необходимое   для   их   успешного завершения и достижения желаемого результата. В   славянской   магии   и   обрядовой   практике   запрет   разговаривать   вступает   в   силу преимущественно   в   те   моменты,   когда   человеку   необходимо   вступить   в   контакт   с представителями «иного» мира. Молчание помогает человеку устанавливать связь с этим потусторонним миром. Молчать   принято   было   также   после   совершения   некоторых   магических   действий,   в частности,   после   чтения   лечебных   заговоров.   Поскольку   человеку   опасно   общаться   с потусторонними   силами,   при   контактах   с   ними   он   вынужден   принимать   меры предосторожности,   одной   из   которых   и   является   молчание.   Воздерживаясь   от   речи, человек предохраняет себя от влияния потусторонних сил. Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё просят), по сути она — посредник между миром земным и миром «иным», способ соединения сфер жизни и смерти. 11 Острые колющие и режущие предметы в работе не используются (иглы, ножницы, нож и  др.) – потеряет силу. Это применимо к ношеным тканям, которые хорошо рвутся. Если  ткани новые (лен) – делается надрез, а затем ткань рвётся. Клей тоже не используется. Материалы используются только натуральные: хлопок, лен, шерсть – они хорошо хранят  информацию, в отличие от синтетических. Обережные куклы крутятся на растущей Луне – все, что на рост и позитив. Завязывается нечетное количество узлов – число Яви.  Витки крутим посолонь – по часовой стрелке. Закручиваем пространство.  Нитки красные – красный цвет является обережным. Куклу делаем соразмерную – кукла должна быть с нами на одной волне. Должна вам  соответствовать. Вот почему необходимо использовать ладонь, а не сантиметр. В конце работы кукла освящается силой 4­х стихий. Стихии благодарят за помощь и закрывают обережный круг. Иногда процесс работы над куклой был очень сложным. Могло что­то не ладиться. Могли рваться нитки или не получалось ровно сделать какую­то часть одежды – тогда говорили: «несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт». И это для   рукодельницы   было   своего   рода   сигналом,   сообщало   о   том,   что   есть   какая­то проблема, на которую надо обратить внимание. Самым важным при изготовлении куколок были те образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает:   «светлая   голова,   чистая,   добром   наполненная,   любовью».   Делает   кукле грудь  и вкладывает  в неё  образы  счастливого  материнства,  достатка  в семье,  доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню   кому­то   другому,   то   сперва   должна   была   проникнуться   образом   будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе. Сделанную   по   заказу   или   для   продажи   тряпичную   обрядовую   куклу   не   покупали,   а своеобразно   выкупали.   По   старинным   правилам,   её   выбирали   из   большого   количества кукол. Тот, кто хотел иметь её в доме, клал на место, где она стояла, выкуп: деньги, какую­ нибудь вещь, продукты, ткани и т.п. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько основных типов. Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где,  оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.  Какие же древние представления отражены в туловище тряпичной куклы? Кукла   отражала   мифологическую   формулу   мироустройства,   самую   суть   вселенского кругооборота в природе и жизни человека.  Простейшая   трехчастная   фигурка,  перетянутая   по   месту   шеи   и   перепоясанная, строилась   по   схеме   триединого   мира:   небесного(верхнего),   земного   (среднего)   и подземного (нижнего). 12 Крестовидные  куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит  как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле. (См. приложение 1­4) II. Практическая часть  Кукла «Ольшанка» Ольшанка – кукла обережно­очистительная. Это любая безликая кукла, напоминающая  образ человека, свернутая из тряпочек, веточек, бересты, соломы.Она носится при себе. Ей рассказывают о том, от чего хотят избавиться. Когда появляется ощущение, что куколка  уже наполнена, она сжигается на костре, либо в печи бани после первого захода в парилку. Главные правила изготовление такой куколки: ­ Ткань нельзя резать, только рвать, нитки также только рвать. ­ Изготавливается без применения иголки. 13 ­ Нельзя завязывать узелки. ­ При изготовлении – не выпускать куклу из рук. ­ После изготовления кукла всё время должна быть с вами в кармане. ­ Лучше её никому не показывать. При изготовлении три раза читать заговор: «Ольшанка, стой за меня. Ольшанка, пой за меня. Ольшанка, бой за меня.» Кукла «Кувадка» Кувадки ­ простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу,  который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь. Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Но в середине XIX века он еще существовал  в Орловской и Костромской губерниях. Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. После родов роженица и  повитухи совершали обряды очищения. Мужчине, отцу ребенка, отводилась особая роль.  Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы,  совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада».  Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в  предбанник, где были развешаны обрядовые куклы.  В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко,  делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых  духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в  предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на  глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в  чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. Либо крутить кувадки, развешивать  их в предбаннике и совершать обряд «кувады» могла старшая женщина в роду. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов  женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а  мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы  остались.Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после  крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Обычно в связке было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же  считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного ­ ни железа, ни  14 глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были "теплые" куклы ­ из  ткани или дерева. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую  куклу ­ оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался  в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти  игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Кувадки можно подвесить над колыбелью целой гроздью, или в комнате, где находятся  дети, и количество кукол обязательно должно быть нечетным. Это важное условие для  того, чтобы куклы стали оберегом. При скручивании куклы её нельзя выпускать из рук, все готовые элементы зажимаются в  ладони. Лоскутки складываются к центру на 3 сложения, что символизирует 3 мира – Навь, Явь, Правь. Также существуют кувадки очистительные. Их главное отличие от обережных – в предназначении: очистить человека от боли или  каких­то неприятностей. Лоскуты ткани складывают к центру на 2 сложения. На голове ткань перекручивают на 3  оборота. Обережный крест не крутится. Во время скручивания говорить слова: «Куколка,  забери от меня всю боль, … (и т.д., проговаривать, от чего хочешь избавится). Иногда, чтобы от чего­то освободиться, требуется не одна кувадка, а 3, 5, 7, и т.д.  Особенно, если эта какая­то физическая боль или болезнь. Куколку можно и носить с собой для защиты, однако лучше для этого использовать  ольшанку. При этом ольшанки и кувадки, которые носишь с собой, нельзя никому  показывать. (См. приложение 5­6) Кукла «Пеленашка» На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу  "пеленашку", чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые  духи, караулящие семейную пару, увидели "спелёнутого ребёнка" и вселились в него  вместо настоящего дитятки. Также пеленашка "согревала постельку" ещё до рождения  ребёнка, и служила первой игрушкой и оберегом для малыша.  (См. приложение 7) 15 Кукла «Колокольчик».  Родина куклы ­ Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика  отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не  покидало радость, веселье и счастье. Это оберег радостного расположения духа. Также весёлая и нарядная куколка Колокольчик «следит», чтобы в дом приходили  хорошие и радостные новости. Несколько разноцветных куколок, связанных вместе,  привешиваются дома или в любом помещении у входной или межкомнатной двери, у окна  или у компьютера. Даже можно украсить одной или несколькими миниатюрными  куколками автомобиль или мобильный телефон. И в дом посыпятся радостные вести. (См. приложение 8) Заключение Тряпичные (и не только) славянские куклы ­ это простейшее изображение человеческой фигуры, но они имеют глубокую символику в своей конструкции. 3 Сверток, перетянутый в 2­3 местах, означает связь миров – подземного (Навь,   мир   ушедших   предков),   земного   (Явь,   мир   живущих   людей)   и небесного (Правь, мир богов).    16 4 Перед началом работы определённым обрядом выставляется обережный круг, призываются на помощь 4 стихии, и в этом кругу крутится кукла. (водой, землёй (солью), воздухом (ветром) и огнём (солнцем)  В помещении, где крутится кукла, не допускается присутствие мужских энергий. Женская энергетика направлена внутрь, а мужская наружу.  5 6 Красная   нить   для   обвивания   означает   родство,   кровь,   а   также   оберег 7 рода. 3 раза обвивают куклу нитью, 3 раза завязывают узелок – нечетное число Яви, означает,  что воздействие  куклы направлено на  живущих  людей. Причем обвивают куклу по часовой стрелке, от себя.  8 Основных размеров для куклы существовало три: с ладонь, с локоть и с палец. 9 Не   используют   режущих   и   колющих   предметов,   так   как   кукла представляет собой образ человека. 10 Материалы для куклы используются только натуральные: хлопок, лен,  шерсть. 11 В конце работы кукла освящается силой 4­х стихий. 12 Кукла является медитативным предметом (с ней общаются, через неё  просят) 13 Кукла выполнялась, как помощница в делах, как защитница, и  сопровождала все этапы жизни девочки/женщины. По качеству куклы  делали вывод о готовности девушки  к замужеству. Далее, в замужестве,  куклы помогали женщине в домашних делах и в обережье своей семьи, а  также сопровождали сыновей и мужей в их делах. 14 Лицо   не   прорисовывалось,   так   как   глаза,   нос,   рот,   уши,   даже   и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. 15 Мастерицы   на   Руси   считали,   что   в   некоторые   дни   заниматься изготовлением оберегов не следует. Неподходящими днями были пятница, воскресенье и крупные праздники. К тому же считалось, что смастерить куколку важно за один день. 16 При завязывании узелков стоит произносить вслух пожелания всяческого позитива и здоровья себе и родным. 17 Ношеная материя, из которой ладили куклу, по мнению древних славян, хранила родовую силу. 18 В   традиционной   славянской   кукле   закодирована   жизненно   важная информация: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь. 19  По предназначению славянские народные куклы можно разделить на три основные группы: обрядовые куклы, куклы­обереги и игровые. Играя,   дети   воспроизводили   жизненные   ситуации   (свадьба,   прием   гостей,   рождение младенца), это приобщало их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. С ранних лет, благодаря куклам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее 17 функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по   наследству.   Так   с   малых   лет   воспитывалось   уважение   к   дому,   образу   жизни крестьянской семьи. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе –   помогал   отдохнуть,   почувствовать   радость   от   рождающейся   в   собственных   руках красоты.   Таким   образом,   я   доказала,   что  если   изучить   историю   и   символику   тряпичной куклы, то можно понять её значение в семьях наших предков, их веру в то, что куклы очищают,   оберегают   и   гармонизируют   внутренний   мир   человека,   тем   самым помогают улучшить жизнь. Сегодня,  русские   народные  тряпичные  куклы  переживают  свое  второе  рождение  и   все больше   и   больше   современных   людей   начинают   интересоваться   народными   обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. 18 Литература  1) http://stranamasterov.ru/node/566633 2) https://www.livemaster.ru/topic/167005­mk­oberegovaya­kukla­kolokolchik 3) Г. и М. Дайн "Русская тряпичная кукла" 4) И. Колпакова «Возвращение мудрости предков» 5) М. Морева «Старославянские куклы­обереги» 6)   Мастер­классы   кукольниц­мастериц   Евгении   Лазаревой­Кольцовой   и   Юлии Ларичевой. 19 Приложение 1             20 Приложение 2              ; 21 Приложение 3    22 Приложение 4           . . 23 Приложение 5  Кукла «Кувадка» 24 Приложение 6 Кукла «Кувадка среднерусская» Кукла «Кувадка тульская» 25 Кукла «Кувадка вятская» Приложение 7 Кукла  «Пеленашка» 26 Приложение 8 Кукла  «Колокольчик» 27 28 29

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под руководством учителя технологии

Исследовательская работа ученицы 5 класса на тему «Тряпичная кукла –символический образ человека, его жизненный ориентир», выполненная под  руководством учителя технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017