Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках
Оценка 5

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
искусство +1
6 кл—7 кл
21.02.2017
Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках
Исследовательская работа Пановой Насти по теме :"Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках", представлена на региональной ученической научно-практической конференции "Шаг в будущее" в 2010 году- место «Юниор».Материалы данной работы могут быть использованы для подготовки к урокам, кружковым занятиям о русском фольклоре, русской культуре.Материалы исследовательской работы по сказкам о Бабе Яге
Трансформация образа Бабы Яги.doc
ОБЛАСТНАЯ НАУЧНО­ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ – 2010» Панова Анастасия Александровна, Тюменская область, с. Викулово МОУ «Викуловская средняя школа №1», 8 класс, 2010 г 1 место «Юниор» Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках План исследований Тема данного исследования – «Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках».  Поэтому объектом исследования стали русские народные сказки, в которых так или иначе  действует Баба Яга.  Предметом исследования стал образ этой сказочной героини. Изучив критическую литературу  по данному вопросу, обобщив мнения  ведущих ученых, этнографов, литературоведов о сути  этого образа, его характере, мифологическом значении и проанализировав отобранные  произведения русского народного творчества о Бабе Яге, мы выдвинули гипотезу о том, что  данный образ с течением  времени по разным причинам претерпел изменения. Выявив истинный  смысл и значение этого фольклорного образа, можно определить причины его трансформации.  Что и является целью работы. Для достижения цели нужно было 1. Отобрать русские народные сказки, в которых героиней является Баба Яга. 2. Проанализировать образ, представленный в них. 3. Обобщить мнения ведущих специалистов по русской культуре, таких как Афанасьев, В.Д. Демин, В.П. Аникин, о данной героине. 4. Выявить в них общие суждения и существенные отличия. 5. Опираясь на этимологию слов «Баба» и «Яга» в словарях Фасмера и Даля, язык  символов, расшифрованный в словарях Г. Бидерманна и В. Бауэра, и конкретный  сказочный материал, найти подтверждение выдвинутой гипотезы. Таковы задачи работы.        Данная работа носит  реферативно­исследовательский характер. По образу Бабы Яги  существует множество литературы исторического, культурного, этнографического,  литературоведческого, лингвистического направления. Однако это небольшие статьи, главы в  книгах по русской культуре, русскому фольклору или короткие суждения, замечания  специалистов, исследующих данный образ. Отдельные монографии мы не нашли. Тайны русского народа всегда интересны русским людям, и открываются они постоянно, все  время  дополняясь какими­ то подробностями, обрастая деталями, частностями. Это  естественный процесс и закономерный. Практический смысл нашей работы в обобщении  материала по теме, изучаемой даже в школе, систематизации его и списка литературы по  данному вопросу. Новизна работы в попытке выявить причины трансформации сказочного  образа, имеющего большое мифологическое и культурное значение. Материалы данной работы могут быть использованы для подготовки к урокам, кружковым  занятиям о русском фольклоре, русской культуре. Введение. Исследователи русских народных сказок с огорчением пишут о том, что вопрос о Бабе Яге   в славянской мифологии недостаточно разработан. Связано это с тем, что разные ученые выдвигают   разные   толкования.   В   словаре   В.И.   Даля   слово   Баба   имеет   несколько   значений. Первое ­ замужняя или старая женщина, второе – каменный истукан на древних курганах, идол. На   сохранившихся   картинках   русского   лубка   под   названием   «Баба   Яга»   нарисована   просто женщина, которая или дерется, или дразнится с каким­то мужиком, возможно, мужем, то есть вздорная, сварливая женщина. (приложение  ) Этот сказочный образ   существует и в других Ι славянских народах: у поляков, чехов, словаков, украинцев, болгар. В этимологическом словаре М. Фасмера мы читаем: Баба Яга в украинском языке – язи – баба, «ведьма», то же в чешском и польском –  jedza  и еще «злая баба», в болгарском ­ еза «мука, пытка», в сербохорватском и словенском – Jеza «ужас, гнев», в праславянском и литовском, латышском ­ исходить, чахнуть, древнеисландское ­ скорбь, боль – ekki. Мы  видим, что у многих народов образ Бабы Яги связан с   ведьмой,   вызывающей   страх,   ненависть,   но,   с   другой   стороны,   это   просто   злая   женщина, несущая в себе муку, тоску, страдания. По мнению ученых, слово «Яга» образовано от слова «Йога», что значит «великая» (с индоарийского языка). Рассматривается еще одна гипотеза происхождения Бабы Яги. В «Повести временных лет» есть указание на племена Ягов и Касогов. Первые обитали в районе нынешнего Туапсе и были   достаточно   кровожадными   и   свирепыми   воинами.   Предполагают,   что   они   даже   были каннибалами,  а свои жилища,  в целях безопасности, строили  на сваях – отсюда « курные « ножки.     Имя   Бабы­Яги,   по   мнению   некоторых   исследователей   Севера,   связано   с   названием определённого   предмета.   Так   в   «Очерках   Берёзового   края»   Н.   Абрамова   (СПб,   1857)   есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в   четверть,   воротником.   Шьётся   из   тёмных   неплюев,   шерстью   наружу.…   Такие   же   яги собираются   из   гагарьих   шеек,   перьями   наружу…   Ягушка —   такая   же   яга,   но   с   узким воротником, надеваемая женщинами в дороге». (приложение  ) С Сибирью связана еще одна ΙΙ версия о бабе Яге, согласно которой Яга – персонаж не исконно славянский, он привнесен в русскую культуру  солдатами, пришедшими  в Сибирь. В предисловии Зеленина к изданию 1915 года   сборника   «Великорусских   сказок   Вятской   губернии»   отмечается:   «…пользующимися известностью в околотке сказочниками оказываются здесь чаще солдаты… Даже и сказочники не солдаты,   бесспорно,   позаимствовали   многие   свои   сказки   от   солдат…».   Это   положение, очевидно, справедливо Приложение №     Русский лубок    Ι Приложение №  ΙΙ      Ягушка – вид национальной одежды народов Севера   не   исключительно   для   Вятской   губернии,   но   и   для   других   областей,   Именно   новгородские дружинники,   казаки­первопроходцы,   воины,   ямщики   и   солдаты   принесли   на   Русь   те необыкновенные   сведения   о   жизненном   укладе,   обычаях   и   верованиях   Югры,   которые, перемешавшись   с   древнеславянской   мифологией   и   фольклором,   наложили   отпечаток   на волшебные сказки о бабе Яге. Первыми источниками о ней называют Дж. Флетчера (1588 г) «О государстве русском» ­ (Н.Веселовский «Мнимые каменные бабы», Вестник АИ, Сиб.,вып. 195.) в главе о пермяках, самоедах и лопарях он пишет: «…Но что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге­бабе (о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня ». Почти столетие простояла   в   Белогорском   капище   у   устья   Иртыша   золотая   Яга­баба   (от   ненецкого   «яха», хантыйского «яга, ягун, еган, югам, аган» – что на разных диалектах означает одно и то же: «река»), пока от новой угрозы ей не пришлось перебраться в непроходимые дебри на реке Конде. Сокровенное место, где обрела свое пристанище Золотая баба, охранялось стражей в красных одеждах. Никто, кроме главного шамана, не имел права входить в кумирню, чтобы узнать волю божества,   который,   по   словам   вогулов,   если   требовал   жертвы,   то   издавал   голос   младенца. (И.Завалишин. «Описание Западной Сибири»).    Золотую бабу отыскать не смогли. Не выдали национальную гордость и святыню хитроумные остяки. Надежно схороненная в безбрежной тайге и бескрайних болотах,   навеки сгинула со света Золотая баба – Сорни­най. Но, по суевериям угров, никто не может умереть и исчезнуть бесследно, не оставив на земле своего антипода, злобного призрака, который бродит незримо среди живых, причиняя им горе и неприятности, строя пакости и всевозможные козни, лишь иногда являясь в виде тени. От сожженных югорских идолов и Золотой бабы тоже остался такой двойник. Имя ему – Баба Яга. «В Марайской волости украдена Яга из буро­карих конских кож, кожан из козлиных овчин, дровни, два хомута и вожжи», – писала газета «Тобольские губернские ведомости» 11 января 1864 года. Такое объяснение происхождению Бабы Яги дает исследователь Сибирских мифов К.Д. Лаушкин.                Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи исследователи считают  одетые в меховые одежды куклы ­ иттармы, устанавливаемые ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах,   которые   сохранились   в   Саамском   крае.   Модель     такой   избушки   сохранилась   на территории парка Скансен (Стокгольм). Подобные избушки были и в Сибири. Это небольшие охотничьи лабазы, которые иногда делаются на двух­трех высоко спиленных пнях. Таинственная избушка на курьих ножках ­ не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы. Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно и находились куклы­иттармы в меховой национальной одежде – ягушки.                                                                                                                                                 У хантов и манси (равно как у ненцев и других северных народов) существовал обычай делать кукол­иттарм – вместилища душ умерших, которые живут в куклах, пока не возродятся в каком­ либо ребенке. Куклу из дерева одевали и ставили на постели умершего. Во время еды к ней в первую   очередь   придвигали   кусочки   пищи.   Кукла   считалась   противоположностью   двойника покойника, который может причинить вред семье умершего. Кукла ведет борьбу с двойником и охраняет от него юрту. В русской сказке кукла, вместилище души матери, помогает Василисе победить Ягу. Что это – заимствование или отголосок древнего обычая? «Василиса пошла в свой чулачник,   поставила   перед   куклою   ужин   и   сказала:   «На,   куколка,   покушай   да   моего   горя послушай: меня посылают за огнем к бабе­яге; баба­яга съест меня!». Куколка поела и глаза ее заблестели, как две свечки. «Не бойся, Василисушка, – сказала она. – Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе…»  Возможно, представление, что душа человека, заключенная в деревянной кукле­иттарме, должна возродиться в новорожденном, проявилось в другой русской сказке о Терешечке и ведьме: «… Старик со старухой сделали колодочку, положили в люлечку, завернули в пеленочку, и вместо колодочки стал расти сынок Терешечка… Отец сделал ему челночок. Терешечка поехал рыбу ловить.» Последняя деталь еще раз подтверждает северное происхождение сказки, где рыбная ловля с малолетства – главное занятие коренного населения. По мнению В. Демина, этот образ,  по­разному растолкованный, все же общий для всех народов, так   как   существовал   единый   индоарийский   язык,   единая   культура.   Но   взгляд   на   Бабу   Ягу противоречив. С чем это связано? На этот вопрос необходимо найти ответ. Баба Яга как воплощение природных стихий и языческое божество.             Известный русский собиратель сказок ХIХ века А. Афанасьев осмысливал русские сказки в понятиях так называемой «мифологической школы», усматривая в происхождении народно­ поэтических   образов   зависимость   от   древнейших   мифов,   порожденных   обожествлением природы. Это относится и к образу Бабы Яги. В книге «К мудрости ступенька» В.П. Аникин утверждает: «Было время, когда в Яге видели бурную тучу. Стук и гром, которые сопровождали полет Яги, толковали как бушевание природных   стихий.   Но   дождевая   туча   была   благом   для   земли   –   поэтому   образ   раздвоился. Считали, что Яга – зимняя туча – это страшное существо, знобящее, несущее смерть, а летняя и весенняя  Яга  –  туча­благодетельница.  Так   истолковал   образ  Яги  известный  русский   ученый Александр Афанасьевич Потебня, написавший о ней особое исследование, включенное в книгу «О  мифическом  значении   некоторых  обрядов  и   поверий».   По  атрибутам  и   признакам   этого мифического   существа,   мы   можем   считать   Бабу   Ягу   стихийным   изображением   ветра, помощником весеннего возрождения природы.  Потому Баба Яга, в ее древнейшем проявлении, как ветра весеннего периода, постоянно доброжелательна к стихийным богатырям, а с другой стороны, как разрушительная буря и грозная зимняя метель, она же переходит в злую ведьму. В лесах более всего слышится шум ветра, потому что Баба Яга живет постоянно в лесу и имеет голос сердитый. В других толкованиях можно еще заметить дополнение: у Бабы Яги есть три дочери Ягишны, вероятно, разделяющие с матерью стихийное ее значение ветра, бури и метели. Слово «Яга», по словарю Даля, образовано  от слова ягать ­ шуметь, бушевать, браниться (672 т.4.) Когда она едет, разражается страшная буря: «Все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ее, становится нем». В белорусских сказках это объясняется тем, что она летит в ступе, помахивая огненным помелом. Как только она поднимается в ступе, вздрагивает земля, свищут ветры, воют лесные звери, а домашние животные в стадо испуганно сбиваются. Есть варианты сказок, где сказано, что ступу ее везут черти. Современная   наука   отвергла   представление   о   том,   что   Яга   –   воплощение   природных стихий. Однако, разрушительная сила   Бабы Яги объяснялась тем, что она ­   богиня войны, злобная воительница.Без ­ Корнилович М.И. в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней относящихся». СПб., 1855 г. писал: «За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности…при оном озере стояли капища ПЕРУНА и БАБЫ ЯГИ». Перуна, славянского бога, считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха.   Перуну были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей, прежде всего он ­ бог грозы, грома. Потому считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из­за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает "Тот кто сильнее бьет", "разящий". Из слов Корниловича и толкования Перуна как верховного бога славян, видно, что Яга была таким же полноправным божеством, как и Перун, и имела свои места поклонения, найденные учеными в разных местах не только России. Баба Яга как покойная родоначальница, берегиня. В словаре Даля слово Баба имеет несколько значений. Первое ­ замужняя или старая женщина, второе – каменный истукан на древних курганах, идол. На сохранившихся картинках русского лубка под названием Баба Яга нарисована просто женщина, которая или дерется, или дразнится с каким­то мужиком, возможно, мужем, то есть вздорная, сварливая женщина. А в книге В.Демина «Тайны русского народа» много страниц посвящено каменным или деревянным бабам, которые в большом количестве до шестисот в одной губернии были разбросаны по всей Руси, и на севере, и на юге. Бабы эти вырезаны как фигуры женщин. Возле них и на них во время раскопок находили остатки женских украшений, лент, даров природы. В коллективном труде «История русского искусства» академик Б.А. Рыбаков пишет: «Огромный камень, связанный с редким культом Бабы­Яги, стоял над древним Берендеевым озером. Этому камню приносились в жертвы   ягоды   и   грибы».   Д.О.   Шеппинг   в   книге…представляет   Ягу   как   богиню   женского плодородия и берегиню, к которой девушки обращались за помощью в поисках суженого, а замужние женщины просили помочь в рождении ребенка. В доказательство он приводит пример находки, сделанные в устьях реки Оби, где почиталось русское божество – Золотая Баба. Ее кумир находился в Обдорской. Она держала одного мальчика на руках, а другого вела за руку. На   берегах   Камы   найдены   столбы,   имеющие   форму   женщины.   Почитание   Яги   ставится академиком в один ряд с почитанием других каменных идолов у наших предков.   Значит, эти фигуры были культовыми. (приложение  )ΙΙΙ Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед­отец». Женские статуи символизировали непобедимость и  Приложение №  ΙΙΙ     Каменные бабы бессмертие воинов. Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали  их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили  кости баранов. Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы­обереги,  появились  и на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II  тысячелетии до н. э.  Это своеобразные тотемы. «Тотем» слово нерусское, оно пришло из языка  племени индейцев оджибве и означало: «его род». Тотем – родоначальник. Очень рано древние  понятия о тотемах стали связывать с понятием о предках­родоначальниках. Этим­то и  объясняется особая власть старухи Яги над природой, да  и в ней самой много черт от  животного. В некоторых сказках Ягу заменяет козел, медведь сорока. Яга может обращаться в  разных птиц, зверей. Близостью к тотемам можно объяснить характер ее избушки на курьих  ножках. Хранительницей дома всегда была и есть женщина. Не случайно у избушки курьи ножки. Курица, по книге символов Бидерманна, представляет собой прообраз материнской сущности  (стр.140),Квохтанье ее является воплощением охранительной любви к слабым. Курица, сидящая  на яйцах зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища. Яйцо, по той  же книге символов, олицетворяет первоначало творение мира, то есть символ жизни, которую  дает каждая женщина, рождая ребенка. И кошка, и ступа – предметы быта, своеобразные  символы дома, ведь Баба Яга покровительница женщин, берегиня. Все положительные черты Яги появились именно в это историческое время и по традиции сохранились в сказках. Не случайно  Баба Яга помогает добрым молодцам, которые попадают к ней в поисках похищенных женщин –  матери или невесты. Она выступает в роли советчицы и дарительницы. Она дает, например,  клубок, с помощью которого герой находит путь в царство Кощеево. Делает это тогда, когда  герой начинает говорить с ней по­доброму, и после того, как узнает, что страдает женщина, и  герой отправился в путь для ее спасения. Вообще Яга творит множество добрых дел. В этой  роли доброго советчика и помощника Яга так же неизменна, как и в роли враждебного существа. Но на этом развитие образа не остановилось. Баба Яга как ведунья. Многие   ученые   склоняются   к   тому,  что  сказки   на  Руси   возникли   именно   потому,   что   с   их помощью готовили непосвященных к обряду инициации, рассказывая о том, какой неведомой силой будет человек наделен, о том, что и для чего необходимо пройти испытания и т. д. Очень много археологических раскопок подтверждают догадки ученых.  Иници цияаа на новую ступень развития в рамках какой­либо социальной группы или мистического общества.  (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход Например, посвятительный обряд в родовом обществе, связанный с переводом подростков в разряд  взрослых (юношей и девушек — в мужчин и женщин) Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Формы обряда различны, и на них мы еще остановимся в связи с материалом сказки. Формы эти  определяются мыслительной основой обряда. Предполагалось, что мальчик во время   обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это ­ так называемая временная смерть. Смерть   и   воскресение   вызывались   действиями,   изображавшими   поглощение,   пожирание мальчика   чудовищным   животным.   Он   как   бы   проглатывался   этим   животным   и,   пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т. е.   выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Тут же производилось обрезание. Обряд всегда   совершался   в   глубине   леса   или   кустарника,   в   строгой   тайне.   Обряд   сопровождался телесными истязаниями   и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Вспомнить хотя бы сказку «Телешечка», в которой Яга похищенного ребенка пыталась засунуть в печь, посадив на лопату. Именно такую страшную картину, по их мнению, видели арабы, побывавши на Руси и оставившие записи о том, что в этой стране детей зажаривают в печах. На самом деле это был своеобразный инкубатор – печь,   особо   сделанная,   со   встроенной   камерой,   в   которой   поддерживалась   определенная температура,   туда   помещали   недоношенных   детей,   как   бы   выпаривая   их.   Делать   это   могли особые   женщины     ­   ведуньи.   То   есть   ребенок,   который   мог   умереть,   возвращался   к   жизни. Воскресший   ребенок   получал   новое   имя,   на   кожу   наносились   клейма   и   другие   знаки пройденного обряда.  Образ Бабы­Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство).   В   этих   легендах   Баба­Яга,   стоящая   на   границе   миров   (костяная   нога)   служит проводником,   позволяющим   герою   проникнуть   в   мир   мёртвых,   благодаря   совершению определённых ритуалов. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя,   попадающего   к   Бабе­Яге.   В   частности,   крупнейший   специалист   в   области   теории   и истории фольклора  В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы­Яги ,обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит  баню  и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“.   То   есть   пришелец   через   испытание   едой   доказывает   Яге   искренность   своих побуждений   и   показывает,   что   он­то   и   есть   действительный   герой   в   отличие   от   лже­героя, самозванца­антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире),   куда   держит   путь   герой,   его   всегда   поджидает   немало   опасностей,   которые   ему приходится предвидеть и преодолевать.       Она   дарит   сказочному   герою   предметы­   элементы   древней   обрядовой   магии   ­   клубок, полотенце, гребешок. Ивану она говорит: «Иди же ты в садок; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь дверей; как будешь отпирать последние двери, тогда орел встрепенется крыльями, и если ты его не испугаешься, то сядь на него лети…». Иван так и сделал. В другой сказке Яга дает доброму молодцу совет: взять у царь­ девицы под подушкой пузырек с живой водой; потом ударить по голове змея, стерегущего вход в дом, перескочить на коне через тын, да так, чтобы не задеть натянутых сверху струн: «иначе все царство взволнуется – не быть молодцу живому». И Ивану­царевичу с сестрой она помогла попасть в некое царство, где все вымерли. Привел их туда подаренный Ягой клубок – сам катится и указывает путь. Яга одаривает героя чудесным конем, открывает героям секреты ­ их знания помогают Определенным закономерностям обучался человек в обряде инициации. Происходило это путем   имитации   грозовых   явлений.   Часто   связано   с   жестокими   физическими   мучениями. Опаление огнем ­ имитация действий молнии, которая наделяет могучей небесной своей силой то, во что ударяет. Особая роль здесь  отводилась  ведунье  – женщине, наделенной  особыми знаниями, живущей вдали от всех в глубине леса. Она собирала лечебные травы, коренья и, по   помогала   людям   ближайших   деревень.   Но   отношение   к   ней   было необходимости,   неоднозначным,   так   как,   живя   в   лесу,   она   не   могла   не   общаться   с   нечистой   силой.   Такой ведуньей и была Баба Яга.  Образ Бабы Яги в поздних сказках.         Итак, до наших дней дошел образ Бабы Яги как существа злобного. В одних сказках она предстает зловещей ведьмой («Баба Яга и Заморышек»),   злой дух под личиною безобразной старухи: «Стоит Яга во лбу рога», «кости у нее местами выходят наружу из­под тела, сосцы висят ниже пояса». Она похитительница детей («Гуси – лебеди»), повелительница птиц и разных лесных тварей («Баба – Яга»).   «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – и вдруг, откуда только взялись – налетели всякие птицы». Почти во всех сказках о Бабе Яге присутствует ворон – в народе он символ беды, или черная кошка – символ нечистой силы. Гуси – лебеди ей подчиняются, верно служат ей серые волки, рыбы и морские гады. Действует она, как настоящая ведьма. В погоне за братьями она использует огненный щит, которым «палила и жгла на все четыре стороны» («Баба Яга и Заморышек»). Обычно она скачет в деревянной или железной ступе, в ней она передвигается по воздуху, погоняя пестом или клюкой, а помелом след заметает. Есть кобылица, на которой она «вокруг света» облетает каждый день (« Марья – Моревна»). Она обладает страшной силой. Так, в сказке «Баба Яга» она перегрызает дремучий лес,   когда   устремляется   в   погоню.   Она   даже   людоедка,   беспощадная   к   своим   жертвам («Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»). Когда купеческий сын Иван пришел к ней, «она побежала зубы точить, чтобы незваного гостя съесть», сделала бы это, если бы его не спасла Жар – птица. («Царь – девица»). К ней отправляет мачеха свою падчерицу, чтобы та принесла от нее нитку с иголкой  («Баба Яга») или огонь («Василиса Прекрасная»), а на самом деле, чтобы Баба Яга съела посланных девушек. Она помогает злу. Так, в сказке «Поди туда, не знаю куда» она сама вышла навстречу к королевскому коменданту, которому король дал приказ извести Федота – стрельца, чтобы заполучить его красавицу­ жену. Баба Яга предложила коменданту свою помощь, за что тот наградил ее золотом. Но у Федота оказалась умная жена. Трижды она придумывала разные козни против стрельца, и всегда волшебница – жена спасала мужа, а Баба Яга осталась ни с чем. Образ Бабы Яги вызывает отвращение и ужас. Такой она появляется, по мнению В.П. Аникина, в поздних сказках, где «образ Бабы Яги оброс чертами средневековых ведьм, и где, как правило, происходит  наказание Бабы Яги и расправа над ней». Так, в сказке про Телешечку, мальчик, которого она хотела съесть, зажарив в печи, хитростью заставил ее сомой лечь на лопату, якобы показать, как нужно правильно ложиться, чтобы попасть в печь. В итоге она сама оказывается в горящей печи. То, что Баба Яга после того, как попала в огонь, погибла, нигде не сказано, значит, она бессмертна, но что с ней сталось, какой она вышла из огня тоже не говорится. Место обитания Бабы Яги    В своей книге «Русская народная сказка» В.П. Аникин соотносит местонахождение Бабы Яги с тридевятым царством волшебных сказок и   царством мертвых. « Изба Яги   стоит на лесной опушке, а дальше для героя никакого хода нет – одна кромешная тьма, ничего не видно». Живет она  вдали от людей. Зачастую это темный или мертвый лес, где не слышно пения птиц и  других звуков живой природы. Но в нем еще летают вороны, появляются какие­то дикие животные типа волка. Дальше – царство Кощеево. Там все мертво.       Место обитания Бабы Яги чаще всего избушка на курьих ножках (в сказке «Царь­девица» ­  «на куричьих голяшках), которая поворачивается по приказу хозяйки то передом, то  задом.Живут в избушке черный кот – символ нечистой силы, иногда филин или ворон. Почти во  всех сказках дом Бабы Яги окружают шесты с человеческими черепами (головами), вместо  дверей у ворот ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами  («Василиса Прекрасная»). Герою, Ивану Царевичу, который пришел к ней за волшебной  кобылицей, она говорит: «Если не упасешь – быть твоей буйной головушке на шесте».  В сказке «Марья ­ Маревна» ее жилище окружает огненная река, но находится избушка в чистом поле.   Живой человек встречает Ягу  в том крае, куда и ворон костей не заносит. Это царство смерти.  Всему живому оно сулит гибель. Баба Яга не переносит живого духа. «Чую, русским духом  пахнет», ­ так обычно говорит она, когда появляется новый герой, но она его еще не видит.  Смельчака она встречает традиционным пофыркиванием: «Фу, фу! Прежде русского духа  слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится».  В этих выражениях слово «русский» употреблено в значении человеческий, то есть она не  переносит человеческого духа. Она как будто слепая: пришедшего не видит, а нюхом чувствует,  как какой­то зверь ­ по запаху. В.Я. Пропп в своем исследовании о сказке писал, что Яге не по  себе от запаха живого человека: «Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах  мертвых противен живым».  Не случайно она ведет дружбу с Кощеем Бессмертным. В  славянской мифологии он называется Чернобогом, Повелителем Нави, Тьмы и Пекельного  царства.  Это Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и  черного.    В глубокой древности славяне делили весь мир на две половины: добрую и злую или  дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворял свой бог. Именно  враждебную олицетворял ­ Чернобог.   Кощей от слова «кощ» ­ кость, то есть существо,  состоящее из костей. Царство Кощея – царство мертвых. В нем нет ничего и никого живого. А у  Бабы Яги только костяная нога. «Костяная» – значит, не обтянутая кожей. Она – полумертвец,  полуживое существо. Баба Яга как проводник из царства живых в царство мертвых. А ее  избушка – своеобразный пропускной пункт. Тайны избушки Бабы Яги.          О том, что Баба­Яга – мертвец, свидетельствует  описание в некоторых сказках, где она лежит поперек своей избы «из угла в угол, нос потолок врос». Изба тесна, она в ней как в гробу. Что Яга­ покойник, говорит ее костеногость (Баба Яга ­ костяная нога). В действительности в древности  умерших хоронили  в  домовинах — домиках,  расположенных  над землей  на очень высоких пнях с выглядывающими из­под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились   таким   образом,   чтобы   отверстие   в   них   было   обращено   в   противоположную   от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги — отсюда и произошло   выражение   «Баба­Яга   костяная   нога».   Люди   относились   к   умершим   предкам   с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба­Яга — это умерший предок. С точки   зрения   сторонников   славянского   (классического)   происхождения   Бабы­Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых   и   миру   живых.   Известный   специалист   в   области   мифологии   А.   Баркова   интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.  Название «курьи ножки» ,скорее  всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба­Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела   пришедшего   из   мира   живых   человека   (живые   не   видят   мёртвых,   мёртвые   не   видят живых).   Она   узнавала   о   его   прибытии   по   запаху —   «русским   духом   пахнет».     Изба, напоминающая   по   своей   тесноте   гроб,   по   мнению   В.П.   Аникина,   ­   свидетельство   древнего обычая   хоронить   покойников   на   деревьях     или   на   помосте   (так   называемое   воздушное погребение).   Так   на   Севере   хоронили   шаманов,   завернув   предварительно   их   тела   в   шкуры. Захоронение  в избушках и на деревьях,  помостах сопровождалось  ритуалом  разведения  под ними или рядом костра, дым которого служил обрядом очищения и отделения души умершего от мира живых.(приложение  V)Ι  Приложение №  VΙ Саамский дом Святой лабаз Маремьяновых            Охотничий лабаз Заключение.   Мы видим, что образ Бабы Яги многолик, многозначен, противоречив. Первоначально она   ­   положительный   персонаж   древнерусской   мифологии,   прародительница,   хранительница рода, обычаев и традиций, жизненного уклада, своеобразная берегиня, мудрая женщина, ведунья. Но автор книги   «Образы восточнославянской волшебной сказки» Н.В. Новиков отмечал, что только в трети сказочных текстах Яга зафиксирована в положительной роли. В основном же она выступает   противником   и   гонителем   героев.   Новиков,   в   свою   очередь,   ссылается   на   П.В. Владимирова   автора   дореволюционной   учебной   книги   «Введение   в   историю   русской словесности».   Затем   Баба   Яга   трансформировалась   в   гнусную,   зловредную   старуху, повелительницу стихий, злобную воительницу, даже людоедку, существо, связанное с темными силами зла, с царством мертвых. Чем это объясняется? Скорее всего, не с национальными традициями отдельных народов, ведь этот образ, как мы   уже   говорили,     возник   в   период,   когда   существовал,   по   мнению   В.   Демина,   единый индоарийский язык, единая культура, и  этот образ общий для всех народов. Версия   первая   связана   со   сменой   матриархата.   Со   временем   культ   женского   предка уступил   место   культу   предка   по   мужской   линии.   Смена   понятий   последовала   за   победой патриархального   уклада   жизни   над   матриархатом.   Некогда   уважаемое   существо,   Яга   была развенчана: обществу потребовались другие покровители. Понятие о предке по женской линии претерпело глубокое изменение, вследствие   чего у Яги появились   и крайне отрицательные свойства, черты, которых ранее у нее не было. Но с развитием культа предков, знаменующего победу патриархального строя, на образ Бабы Яги были перенесены черты, присущие семейным духам – покровителям. Прежнее почитание Яги сохранилось лишь в образе безымянной старушки ­ задворенки. Герои чтут ее, вежливо кланяются ей при встрече. Старушка довольна и помогает тем, кто просит ее совета.   Так   у   Яги   появился   двойник,   отличающийся   от   нее   только   тем,   что   на   него   не распространилось осуждение.  В   энциклопедии   волшебных   существ   выдвигается   другая   версия   о   причинах   трансформации Бабы   Яги   из   положительной   героини   в   отрицательную:   возможно,   утверждают   авторы энциклопедии, это изменение образа могло возникнуть во времена христианизации Руси, когда многим языческим божествам славян придавались отрицательные черты. Так или иначе, но со временем миф о божестве Бабе Яге слился с мифом о ведьмах, и образ его трансформировался в образ старухи с костяной ногой, широко представленных в русских народных сказках.  Однако, несмотря на весь ее страшный облик,  все ее колдовское  могущество, на ее злые намерения (стремление   посадить   пришедшего   к   ней   человека   на   лопату,   затолкать   его   в   жарко протопленную печь и поджарить к обеду), она оказывает гостеприимство и Ивану­царевичу, и Ивану   —   крестьянскому   сыну,   и   любому   другому   герою,   спасающему   женщину.   Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти завороженное богатырское оружие, как одолеть   Кощея   Бессмертного  и  освободить  красавицу  из  его   плена.  Дети,  попавшие  к  этой страшной   колдунье,   всегда   выходят   победителями   из   самых,   казалось   бы,   безвыходных положений.   Все   ее   злое   коварство   идет   прахом,   и   из   похитительницы   она   превращается   в дарительницу.   И   никого   она   никогда   не   съедает,   то   есть   и   в   сложившейся   после   принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе – народов. берегине северных кумире   славян, идоле,   у   у           У Бабы Яги , как известно, одна нога. По мнению К.Д.Лаушкина и других ученых, уже ее одноногость  является  достаточным  основанием,  чтобы   предполагать,  что  она  входит   в  круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Но – «поищем змею». В сказках мы находим, мотив   обращения   Бабы­Яги  перед  своей  гибелью  в  змею.  У  нее,  как   уже  отмечали,   дочери Ягишны – змееныши. В имени Яга также скорее всего отразилась ее змеиная природа. Хотя этимология этого слова вызывает споры, наиболее близким к истине Лаушкину представляется мнение, что «Яга» происходит от санскритского «ahi» – змей.  Вывод,   что   Баба­Яга   имеет   змеиное   происхождение,   хорошо   согласуется   с   данными первобытного   религиоведения.   Культ   змей   как   существ,   сопричастных   к   стране   мертвых, начинается,   по­видимому,   уже   в   палеолите.   В   неолите   известны   изображения   змей, олицетворяющих   преисподнюю.   К   этой   эпохе   относится   возникновение   образа   смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя. В древнем Египте  богиня смерти Мерит Сегер изображалась  в виде змеи с человеческими  признаками. Аналогичные образы существовали и у других народов .    В   свете   сказанного   нетрудно   объяснить,   почему   природа   Яги   была   выражена   через   ее   ногу («костяную»). Ведь перед этим Яга была одноногой, и это качество связывало ее с первобытным олицетворением смерти – змеей. Так устанавливается генеалогия образа: новое время – Баба­Яга – костяная нога (сказочный персонаж);   дохристианская   эпоха   –   Баба­Яга   –   одна   нога   (славянская   богиня   смерти); первобытная   эпоха   –   змея   (олицетворение   смерти).   Нетрудно   восстановить   и   эволюцию   в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге (стадия одноногого и хромоногого божества, зарегистрированная  в некоторых сказках). Еще позже стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба­Яга». И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы­Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба­Яга превращается в чисто сказочный персонаж.                                                      Библиография. 1. Аникин В. П.   К мудрости ступенька. О русских песнях,   сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки/ рис. А. Бисти. – М.: Детская литература, 1982. – 96 с., ил 2. Бауэр В., Дюмота И., Головин С.,   Энциклопедия символов, Пер. с нем. Г. Гаева.­ М.: КРОНН – ПРЕСС, 1998. – 512 с.­ серия «Академия» 3. Бидерманн Ганс. Энциклопедия символов.­ М.: Республика,    1996.­ 333 с. 4. Бычков А.А.  Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян). – М.: Вече, 2000. – 400   5. Волшебные существа/ Сост. Т. Украинская. –    М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001.­360 с.:ил. 6.Даль   В.И.   Толковый   словарь   Живаго   великорусского   языка:   т1­4.­М.:Русский   язык   1978­ 1980 .­683 с. 7. Демин В.     Тайны русского народа. В поисках истоков         Руси.­ М.: Вече, 1997. – 560 с. (Великие тайны) 8.   Коринфский   А.А.     Народная   Русь.   ­   М.:   Моховая.   Дом   Беккендорфа,   1901   (репринтное издание)­ 720 с. 9. Круглов Ю. Г.   Русские народные сказки: Книга для  самостоятельного чтения 4 – 6 класс. Сост., автор предисл., примеч. Словаря Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1983.­ 320 с.  10.   Лаушнин   К.Д.Баба   Яга   и   одноногие   боги(   К   вопросу   о   происхождении   образа).­   в кн.:Фольклор и этнография .Л., 1970. с.181 ­186. 11. Русские народные сказки. – Казань: Татарское кн. изд­ во, 1985.    384 с. 12. Толковый словарь русского языка. Под редакцией С.И. Ожегов  и Н.Ю Шведовой.­ М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.– 944 с. 13.Фасмер Макс. Этимологический словарь. – М.: Прогресс, 1987, 710с. 14. Шеппинг Д.О.,   Мифы славянского язычества. – М.: ТЕРРА, 1997. – 240 с. – (Славяне)

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках

Исследовательская работа ученицы 8 класса "Трансформация образа Бабы Яги в русских народных сказках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017