Исследовательская работа "В гостях у Василисы Прекрасной. Образ женщины, матери, хранительницы семейного очага."6 класс
Оценка 4.7

Исследовательская работа "В гостях у Василисы Прекрасной. Образ женщины, матери, хранительницы семейного очага."6 класс

Оценка 4.7
Аудио +3
doc
русская литература +1
4 кл—6 кл
29.01.2017
Исследовательская работа "В гостях у Василисы Прекрасной. Образ   женщины, матери, хранительницы семейного очага."6 класс
ИССЛЕД~1.doc

В гостях у Василисы Прекрасной. Образ   женщины, матери, хранительницы семейного очага. Лемешко Ольга. Краснодарский край  Тихрецкий  район станица Еремизино-Борисовская МБОУ СОШ №28  5  класс

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..1

Глава 1. Образ Василисы Премудрой в народном фольклоре……………1

Глава 2. Собирательный образ Василисы Премудрой…………………….2

Глава 3. Значение имени Василиса…………………………………………2

Глава 4. Общие качества, объединяющие героинь разных сказок……….3

Глава 5. Наши современницы-Василисы Прекрасные………………….....5

Глава 6. Практический выход. Собирательный портрет

женщины-матери, нашей современницы…………………………………...7

Выводы и итоги работы……………………………………………………...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                                        

 Чистоту, простоту мы у древних берем,

                                                                                              Саги, сказки - из прошлого тащим,

                                                                                              Потому, что добро остается

                                                                                              В прошлом, будущем и настоящем!

                                                                                Владимир Высоцкий.  «Баллада о времени».1975.

 

            Тема работы является актуальной, так как сказки учат нас смелости, доброте, человечности. Сказочным героям стараемся мы подражать: мальчики представляют себя отважными богатырями, девочки – прекрасными царевнами. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки входят в нашу жизнь с раннего детства. Сначала старшие читают или рассказывают нам эти чудесные волшебные истории. Подрастая, мы сами начинаем листать яркие книжки с красивыми картинками: «В некотором царстве, сказочном государстве…».

            В русском фольклоре – дошедших до нас из глубины веков былинах, преданиях, песнях, сказках - народ воплотил свои представления о подвиге и предательстве, любви, верности и коварстве, счастье и несчастье, дал образцы поведения в разных ситуациях. Сказочные герои и героини впитали лучшие черты русского характера: сурового и доверчивого, открытого друзьям и непримиримого к врагам. Читая сказки, мы можем узнать, какие душевные качества ценили в людях наши далекие предки, как они воспринимали и объясняли окружающий их мир.

Глава 1. Образ Василисы Премудрой в народном фольклоре.      

            Василиса Премудрая – любимый женский персонаж народного фольклора. Сказители наделяли ее редкостной красотой, мудростью, способностью волшебных превращений.  

            В былине о киевском князе Владимире Красно Солнышко Василиса Никулишна была женой Данилы Ловчанина, в которую влюбился князь Владимир. Послав Данилу на опасное предприятие, стоившее тому жизни, князь решил жениться на красивой вдове. Но тогда Василиса отправилась на могилу мужа и  убила себя булатным ножичком. С сюжетом этой былины похожа сказка «Федот-стрелец»: царь хочет извести Федота, чтобы взять за себя его жену. Только в сказке верная супруга помогает своему мужу выполнять  поручения царя, а когда царь хочет заставить ее выйти за него замуж, оборачивается горлинкой и улетает к своему Федоту.[1]

     В былинах мы встречаем и Василису Микулишну, жену Ставра Годиновича2, одного из младших богатырей русских былин. Когда Ставр за хвастовство посажен был князем Владимиром в погреб, жена его переоделась татарским мурзой, отправилась в Киев спасать любимого.

Глава 2. Собирательный образ Василисы Премудрой.

   Василиса Премудрая является одним из наиболее совершенных образов, созданных русской народной фантазией. В нем отражены замечательные особенности русской женщины-красавицы: величественная простота, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Василиса – добродетельная жена, наиценнейшее сокровище для своего мужа. А в написанной Евгением Шварцем по мотивам русского фольклора современной пьесе-сказке «Два клена» Василиса-работница – любящая и отважная мать, спасающая своих детей от злой Бабы-Яги.

    У русского народа есть много сказок о мудрых девах. Тот же женский образ может выступать в сказках под именами Марьи Моревны, Марьи-искусницы,  Елены Прекрасной, Варвары-красы, Настеньки. Все они красавицы, им нет нужды белиться-румяниться, цеплять парики и накладные косы – их краса сродни русской природе: такая же неброская, но милая сердцу. Но красивы они прежде всего своей душой: доброй, мудрой, верной, милосердной.

Глава 3. Значение имени Василиса.

    Василиса - женское имя, часто встречающееся в русских сказках и былинах. Означает оно «царственная», «жена царя». В большинстве сказок Василиса – царевна, дочь морского царя, именно такой она описана в сказке "Морской царь и Василиса Премудрая".[2] Но в других, как в сказке «Василиса Прекрасная», – она сирота, живущая у злой мачехи.  А, например, в «Царевне-лягушке» Василиса Премудрая – дочь Кощея Бессмертного, превратившего ее в лягушку за то, что «умней отца уродилась».[3] Существуют разные варианты этих сказок и их современные обработки.  Так, в мультфильме  по сценарию В. Мережко лягушку берет в жены  младший царевич, а в художественном фильме режиссера Александра Роу -  крестьянский сын.

Глава 4. Общие качества, объединяющие героинь разных сказок.

    Страна сказок - самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или же случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги!?

    Много столетий, а может быть, и тысячелетий стоит одиноко в лесу избушка Бабы-Яги на курьих ножках, пугая прохожих частоколом из людских костей и черепами, водруженными на высокие колья. Какой смельчак своей волей пойдет к страшной колдунье? Да, пожалуй, такого не сыщешь! А вот Василисе Прекрасной пришлось пойти к злой Бабе-Яге за огнем…  И все же она не дрогнула, не вернулась домой. Знает она, что в доме без огня, что без рук: и обеда не сваришь, и свечу не засветишь... Где было догадаться девочке, что ее послали к Бабе-Яге, чтобы вернее сгубить. Но не сбылись ожидания коварной мачехи и злых сестер - вернулась невредимой Василиса Прекрасная.[4]

    Изумительные рисунки к этой и другим народным сказкам создал Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), русский художник, мастер искусства книги.

Рассматривая их, а также мы можем представить, где жила Василиса, где нам ее искать. Может быть, в такой вот крестьянской избе: бревенчатые стены, крыша крыта дранкой или соломой. Во дворе колодец, у сарая телега. Или вот в таком тереме с резными наличниками, высоким крыльцом, светелкой под самой крышей. А может, в царском дворце, в белокаменных палатах ждет нас Василиса? Она ведь в любой обстановке умеет себя проявить: и в поле работница, и в избе хозяйка, и в танце мастерица.

    Внутреннее убранство и в избе, и во дворце,  и в тереме похоже: русская печь, лавки вдоль стен, стол, сундуки. К потолку подвешена зыбка для ребенка. Окна, стены, красный угол убраны рушниками, вышитыми красивыми узорами. В углу прялка – Василиса ведь рукодельница, и ее мастерство всегда ей помогает. И пряжа у нее ровная да тонкая, как волосок, и полотно – в иголку продеть можно, такое, что даже царь удивился: «Ему цены нет!» Сказки складывались в те времена, когда женщина своими руками одевала всю семью: пряла, ткала, шила одежду, украшала ее вышивкой. Свое уважение к этому непростому труду, восхищение искусной работой сохранил русский народ в образах Василисы Прекрасной, Марьи-искусницы, Настеньки.

    Даже для царских невесток важным считалось умение шить-вышивать и печь хлеб да пироги – говорит нам сказка. «Хлеб на стол, так и стол – престол». Вот у печи большая кадка – дежа, в которой подходит тесто, ухват, кочерга, деревянная лопата, чтоб сажать хлебы в печь, посуда: глиняные горшки и крынки, чугуны со щами и кашей. «Щи да каша – пища наша» - говорили в старину. А еще считали так: «Не красна изба углами, красна пирогами». Василиса встречает нас по русскому обычаю хлебом-солью, приглашает гостей к накрытому столу – она ведь умеет вкусно стряпать.

    Одета Василиса в традиционную русскую одежду: сарафан, белую рубашку, украшенную вышивкой. На голове ее кокошник, расшитый речным жемчугом. Волосы заплетены в косу. Она статная, стройная, сильная – такая и с нелегким крестьянским трудом справится, и с Бабой-Ягой сумеет побороться, а помогает Василисе Прекрасной ее мягкий нрав, незлобивость. Никого-то она не обделит ласковым словом и вниманием, всякому поможет делом. Выручает из беды Василису Прекрасную тоже любовь к труду, умение все делать быстро да споро. Василисой Прекрасной люди ее назвали не только за красоту, но и за умение работать, ведь больше всего человека красит труд. В сказке «Василиса Премудрая»[5] девочка Василиса помогает отцу правильно разгадать хитроумные загадки. В этой сказке я хочу отметить Василисин ум, смекалку, любовь к отцу, верность семье, мудрость, смелость, воспитанность.

    В сказке «Царевна-лягушка»[6] Василиса предстает перед нами умелой хозяйкой, заботливой женой, оберегающей мужа от волнений, утешающей его. Но она умеет держать себя не только дома у печи, но и на людях: на пиру она пляшет тоже лучше всех. Она верна своему супругу, неподкупна.

Даже злое сердце Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная» [7]  тронула доброта, приветливость, незлобивость, выдержка Василисы, потому она и отпустила ее.

    В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»[8] Василиса крепко держит свое слово: «Кто бы ни был таков, у кого мое платье, выходи сюда; коли старый человек — будешь мне родной батюшка, коли средних лет — будешь братец любимый, коли ровня мне — будешь милый друг!" Она выручает Ивана-царевича из беды, помогая ему выполнить задания морского царя. После свадьбы, когда Иван захотел вернуться на землю, Василиса бежит вместе с ним, применяя свои волшебные умения, чтобы спастись от погони. Она верная жена, помощница мужу.

    Кто-то скажет: «Конечно, хорошо было Василисам – они волшебницы, или имеют сказочных волшебных помощников, слуг, мамок-нянек. Сами-то небось ничего не делают, только приказывают: хлопнула в ладоши и все готово.» Но, во-первых, на то и сказка, чтоб в ней совершались всякие чудеса, иначе неинтересно будет. Во-вторых, отдать умное распоряжение, толково организовать работу тоже очень непросто. А Василиса не только командует, но многое делает сама.  В-третьих, какой же умной нужно быть, чтоб тебе подчинялись таинственные силы, звери, муравьи, пчелы!

    Народные сказки послужили источником вдохновения для современных сценаристов и писателей. По их мотивам сняты интересные фильмы: «Василиса Прекрасная», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и … медные трубы»,  «Кащей Бессмертный» и многие другие. Известным кинорежиссером-сказочником был Александр Роу (1906-1973), народный артист России.  Он снял 17 фильмов-сказок, к шести из них сам написал сценарии. Его фильм «Василиса Прекрасная вышел на экран  ровно 70 лет назад – в 1939 году. Он создан по мотивам известной русской народной сказки.

    В этом фильме  Василиса ловко справляется с крестьянской работой, жнет хлеб, не то, что жены старших братьев - лентяйки.  Она неподкупная  -отказывается от сокровищ Змея, от роскошных нарядов, отважно борется с Бабой Ягой и одолевает ее. Она сильная и смелая.

    Василиса-работница  из сказки Евгения Шварца «Два клена»[9] тоже работящая и умелая. Она отправилась искать двух своих сыновей, Федора и Егорушку. Трудный путь одолела Василиса, пока добралась до избушки Бабы Яги, заколдовавшей ее сыновей и превратившей их в клены. Чтобы освободить своих мальчиков, мать нанимается к Бабе Яге в работницы. Уговор такой: если похвалит Яга Василису, Федор и Егорушка снова примут человеческий облик. Много стараний пришлось приложить работнице, чтобы добиться этого – ведь самовлюбленная колдунья никогда никого не хвалит. Но добром и лаской, терпением и заботой Василиса привлекает на свою сторону не только слуг Бабы Яги: Медведя, Котофея и Шарика, но даже избушку на курьих ножках. Вместе, дружно они одолевают злую волшебницу и освобождают сыновей Василисы.[10]

Глава 5. Наши современницы-Василисы Прекрасные.

    Василиса Прекрасная стала идеалом русской женщины. Это означает, что и сейчас, для наших современниц важны доброта, умение вести хозяйство, ум, мудрость, терпение. Как и в стародавние времена, женщина должна создавать уют в доме, хранить семейный очаг, любить и оберегать от невзгод мужа и детей. Василисы Прекрасные, Василисы Премудрые и сегодня живут рядом с нами. «Это наши мамы», - утверждают мои одноклассники в заполненных ими анкетах /см. текстовое приложение стр.I /.

 Какие же они разные, наши мамы:

 «У меня всегда уютно и тепло дома. Я просыпаюсь утром, мама целует меня нежно в щечку. На столе уже стоит для меня готовый завтрак. С мамой можно поговорить о моих проблемах и секретах. Я знаю, что она поможет и поддержит меня в трудную минуту. Я очень счастлива, что у меня есть такая хорошая мама.» (Купчинская Анастасия)

«Мама - хранительница домашнего очага. Она очень вкусно готовит, она содержит дом в чистоте. Мы ей в этом помогаем. Она зарабатывает деньги, на которые мы живем. Она готовит нам суп, борщ, и еще очень многое другое. Это очень вкусно. Она заботится о нашей семье, а мы о ней.» (Панин Максим)

«Она всегда следит, чтобы нигде не было ни пылинки. У нее всегда есть, что покушать. Она не оставляет дела на завтра. Она все делает сегодня. Она никогда не предает. Папа никогда не ходит на работу без обеда.»  (Волов Данил)

«Моя мама очень любит меня и мою сестру. У нас дома всегда уютно, тепло и красиво. Мама всегда и во всем помогает мне. На праздники мама печет вкусный торт. Вечером вся наша семья собирается дома. Мама кормит нас вкусным ужином. Мне очень нравится, когда мы все дома. Я очень люблю свою маму. Она у меня самая лучшая!»  (Максимова Анна)

«Моя мама очень любит свою семью. Для нее дороже всех на свете папа, я и моя сестра Поля. Мама вкусно готовит, умеет шить и вязать. Она терпеливая, неторопливая, заботливая. С уважением относится к пожилым людям.»  (Дуткина Анна)

    Самородов Александр  отметил, что мама покупает одежду, стирает и гладит ее. Мама Сергея Бурчакова любит выращивать цветы, а мама Давида даже сыновей научила шить и вышивать. Политаева Ангелина написала, что мама следит за порядком не только в доме, но и во дворе и в огороде. Мамы Саши Кирий, Ермакова Руслана и Коломийца Стаса вкусно пекут пироги и торты. А мама   Колесниковой Дарьи следит, чтобы никто не опаздывал, интересуется школьными оценками. Вот какие замечательные у нас мамы!

    Сочинения ребят проникнуты искренней любовью к своим мамам, теплотой и признательностью  им  за нелегкий труд материнства. Прекрасные, нежные слова нашли они для выражения своих чувств. Большинство ребят ответили, что их мамы похожи на Василису Премудрую и перечислили черты характера, сходные со сказочной героиней: доброта, ум, мудрость, забота. Некоторые называли других героинь: Золушку, Спящую царевну, Красную Шапочку. Но ведь эти образы тоже родственны Василисе, имеют такие же душевные качества.

    Сочинения мам  тоже наполнены любовью и заботой, беспокойством о том, чтобы дети выросли хорошими людьми:

Болдарева Оксана: «Я думаю, что похожа на Василису Премудрую тем, что стараюсь всем оказать помощь».

Лемешко Л.В.: «Я не Василиса Премудрая, но похожа на нее тем, что научила свою дочь хорошему, культурному общению со взрослыми».

Волова Н.Н.: «Для своего сына я не просто мама, а еще и друг. Иногда понимания и уважения можно добиться не силой, а мудростью. И каждая женщина должна обладать мудростью, которая была у Василисы Прекрасной».

Полетаева В.А.: «Мне кажется, что я похожа на Василису Премудрую тем, что стараюсь примирить всех, оказать внимание, и я мудрая женщина, так как знаю, где нужно уступить, а где наступить».

Купчинская О.В.: «Василиса Премудрая - это, конечно, сказочный персонаж. Мне до этого персонажа далеко, но я стремлюсь. И я своих детей стараюсь во всем поддержать, конечно, если это обдуманное и верное решение».

Самохина Н.Ю.: «Я очень люблю свою доченьку Анечку и всегда стараюсь дать ей хороший совет. Я счастливая мама, мои дочери - это самый лучший подарок Бога!»

    Мамы называют своих дочерей и сыновей разными ласковыми словами, уменьшительными именами и прозвищами, но чаще всего – «солнышком».

Глава 6. Практический выход. Собирательный портрет женщины-матери, нашей современницы.

            Проанализировав собранный материал, я выбрала наиболее часто названные черты характера мам, чтобы составить собирательный портрет женщины-матери, нашей современницы. Вот что у меня получилось: мама – добрая, красивая, умная, хорошая, заботливая, любит свою семью, она надежный друг, мудрая советчица. Хорошая хозяйка: вкусно готовит, печет пироги, убирает, следит за порядком, создает тепло и уют в доме. Любящая, заботливая мать и жена: помогает готовить уроки, читает с детьми книжки, заботится о внешнем виде членов семьи.

            Потом я подсчитала, как часто встречается данная черта в ответах ребят. На основе этих подсчетов составила таблицу и построила диаграмму №1/ см. текстовое приложение стр.I /.

Рассматривая эту диаграмму, мы видим, что 32% ответов описывают маму как мудрую советчицу, умную помощницу, 33% - трудолюбивую, заботливую хозяйку, 34% - другие личные душевные качества: добрая, красивая, хорошая, нежная, терпеливая. Но ведь все эти качества мы встречали и у сказочных героинь! Потом я  выбрала характерные черты женских образов из прочитанных сказок, просмотренных фильмов: умная, мудрая, смелая, сильная, верная, любящая, бескорыстная, хозяйственная, заботливая, красавица, волшебница, рукодельница, уважает мужа и детей, Так же, как при обработке анкет, я подсчитала, как часто встречается каждая черта у героинь разных сказок,  и составила сравнительную диаграмму №2

/ см. текстовое приложение стр. II/.

    Из этой диаграммы видно, что сейчас выше ценятся такие женские качества, как доброта, хозяйственность, ум, мудрость, красота. В старину больше уважали в женщине силу, смелость, отвагу, гордость, независимость, уверенность. Но может быть, ребята просто забыли упомянуть об этих качествах своих мам? Хотя им и не приходится вступать в борьбу со сказочными злодеями, но, я думаю, эти черты мамам тоже присущи. Разве мало сил нужно, чтобы справиться с повседневными хлопотами по хозяйству? Ведь есть поговорка: «Дом не велик, а лежать не велит».

    На диаграмме №3/ см.текстовое приложение стр.II/ я изобразила те домашние работы, которые выполняют наши мамы, подсчитав, сколько раз о них упоминалось в анкетах.

 Хотя у нынешних мам нет волшебных помощников, зато есть помощники настоящие –  их сыновья и дочери. И они очень любят друг друга. А, как говорится в сказке Е. Шварца «Золушка», «любовь помогает нам творить настоящие чудеса».

В результате анализа я пришла к  выводам:

  • Те качества души, которые ценили в женщинах, воспевали в сказках и былинах наши предки, высоко ценятся и в наши дни.  сила, смелость сейчас не так важны, потому что времена стали не такие суровые. Зато возросла ценность доброты, заботливости, хозяйственности милосердия.
  • Наши современницы, наши мамы и бабушки обладают сказочными чертами характера: мудростью, красотой, любовью, нежностью. Они очень похожи на Василису Премудрую. О них тоже можно складывать сказки.

    Итоги своей работе хочется подвести словами, написанными в анкете-сочинении мамой Насти купчинской: «Я очень люблю читать детям сказки, особенно волшебные. Сказка учит моих детей, какими нужно быть. Доброта и трудолюбие всегда вознаграждается, а зло, лень наказывается. В сказках отражается народная мудрость, поэтому я всегда их читаю вместе с детьми. В сказках всегда все хорошо кончается, а вообще сказку любят люди, у которых есть воображение, которые не перестают удивляться окружающему их миру».

Использованная литература.

  1. Василиса Премудрая. Русская народная сказка. Ростов-на-Дону, «Владис», 2003.
  2. Два клена. Пьесы-сказки. М., «Детская литература», 1971.
  3. Добрыня и Змей. Десять былин. Сост.В.П. Аникин. М., «Дет. лит. » , 1976.
  4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (электронный вариант).
  5. Русские народные сказки. В обр.А.Н. Афанасьева. М., «Детская литература», 1978.
  6. Русские народные сказки в обработке М.Булатова и А.Толстого. М., «Омега», 2002.

Фильмы:                    «Василиса Прекрасная»

                                    «Марья-искусница»

                                    «Огонь, вода и медные трубы»

                                    «Морозко»

                                    «Варвара-краса, длинная коса»

Мультфильмы:          «Царевна-лягушка»

                                     «Вовка в тридевятом царстве»

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Русские народные сказки. В обр.А.Н. Афанасьева. М., «Детская литература», 1978, стр.64-69.

[2] Русские народные сказки в обработке М.Булатова и А.Толстого. М., «Омега», 2002, стр.49-63.

[3] Там же, стр.3-20.

[4] Русские народные сказки. В обр.А.Н. Афанасьева. М., «Детская литература», 1978, стр. 124-134.

[5] Василиса Премудрая. Русская народная сказка. Ростов-на-Дону, «Владис», 2003.

[6] Русские народные сказки в обработке М.Булатова и А.Толстого. М., «Омега», 2002, стр3-20.

[7]  Русские народные сказки. В обр.А.Н. Афанасьева. М., «Детская литература», 1978, стр. 124-134.

 

[8] Русские народные сказки в обработке М.Булатова и А.Толстого. М., «Омега», 2002, стр. 49-63.

[9] Два клена. Пьесы-сказки. М., «Детская литература», 1971, стр. 33-84.

[10] Два клена. Пьесы-сказки. М., «Детская литература», 1971.

В гостях у Василисы Прекрасной

В гостях у Василисы Прекрасной

Введение

Введение

Владимиром в погреб, жена его переоделась татарским мурзой, отправилась в

Владимиром в погреб, жена его переоделась татарским мурзой, отправилась в

Знает она, что в доме без огня, что без рук: и обеда не сваришь, и свечу не засветишь

Знает она, что в доме без огня, что без рук: и обеда не сваришь, и свечу не засветишь

Василисой Прекрасной люди ее назвали не только за красоту, но и за умение работать, ведь больше всего человека красит труд

Василисой Прекрасной люди ее назвали не только за красоту, но и за умение работать, ведь больше всего человека красит труд

В этом фильме Василиса ловко справляется с крестьянской работой, жнет хлеб, не то, что жены старших братьев - лентяйки

В этом фильме Василиса ловко справляется с крестьянской работой, жнет хлеб, не то, что жены старших братьев - лентяйки

Моя мама очень любит меня и мою сестру

Моя мама очень любит меня и мою сестру

Самохина Н.Ю.: «Я очень люблю свою доченьку

Самохина Н.Ю.: «Я очень люблю свою доченьку

Хотя у нынешних мам нет волшебных помощников, зато есть помощники настоящие – их сыновья и дочери

Хотя у нынешних мам нет волшебных помощников, зато есть помощники настоящие – их сыновья и дочери
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017