Исследовательские работы учащихся
Оценка 4.9

Исследовательские работы учащихся

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
4 кл—11 кл
05.01.2017
Исследовательские работы учащихся
Публикация является частью публикации:
Аннотация.docx
Вклад декабристов в развитие Забайкальского края Давыдова Александра Олеговна Российская Федерация, Забайкальский край, город Краснокаменск Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» 10 класс Аннотация Пребывание   декабристов   в   крае   –   первый   и   наиболее   яркий   эпизод   из   истории Нерчинской политической каторги. Это были участники восстаний на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине в декабре 1825 г., а также примыкавшие к ним по политическим взглядам члены тайных обществ. Они выступали против крепостного права – «рабства, утвержденного законом», за прогрессивное переустройство общества. Декабристов   лишили   всех   прав   и   приговорили   к   разным   срокам   каторжных   работ   с последующей ссылкой. Как особо опасных государственных преступников решено было их отправить   на   Нерчинские   рудники.   Всего   по   этому   делу   в   Забайкалье   оказалось   88 декабристов­дворян,   5   солдат   и   11   самоотверженных   женщин,   приехавших   вслед   за мужьями.  Объектом исследования является пребывание декабристов на территории Забайкалья. Предметом исследования является влияние декабристов на развитие нашего края. Целью  данной   работы   является   изучение   особенностей   пребывания   декабристов   в Забайкалье и рассмотрение влияния, которое оказали участники восстания на жизнь края. Для достижения цели будут поставлены следующие задачи: ­ Рассмотреть жизнь декабристов в период их ссылки в Забайкалье. ­   Проанализировать   отношения   декабристов   с   местными   жителями,   выявить положительное влияние на жизнь забайкальцев. В работе использован ряд документов, описывающих жизнь декабристов после восстания, их деятельность на благо Сибири и Забайкальского края.  В исследовании я опиралась на разные виды источников: • • • • документы и мемуары  справочные издания  научная и научно­популярная литература  периодика В данной работе применялись следующие методы исследования:  ­ историко­сравнительный метод,  который позволил выявить противоречия  во взглядах историков на роль декабристов в Забайкалье; ­ метод теоретического анализа, помог проникнуть в сущность проблемы; ­   метод   изучения   литературы   привел   к   более   конкретному   исторически   глубокому пониманию  событий, которые происходили после восстания на Сенатской площади.    Актуализация  значительного   вклада   ссыльных   декабристов   в   культуру   Забайкалья,   их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов:   научные   и   литературные   труды,   музыкальные   произведения,   живописные полотна,   педагогические   исследования,   археологические   раскопки,   архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в любые времена аграрного вопроса. Проблема   декабризма   имеет   не   только   культурно­историческое,   но   современное значение, и, несмотря на обилие научной и популярной литературы, сегодня является до конца не исследованной. До определенного времени декабристская тема была одной из самых популярных в Отечественной   истории.   Ей   посвящались   научные   исследования,   документальные   и художественные   фильмы,   театральные   постановки,   многочисленные   издания.   Музеи гордились   своими   коллекциями,   связанными   с   историей   декабристского   движения. Сегодня мы вновь наблюдаем всевозрастающий интерес к этой проблеме.  25   октября   1826   г.   на   Благодатский   рудник   прибыли   отправленные   первыми   в Сибирь декабристы, восемь человек: двое братьев Борисовых, Сергей Волконский, Сергей Трубецкой,   Евгений   Оболенский,   Артамон   Муравьев,   Василий   Давыдов,   Александр Якубович.  Работали заключенные ежедневно по 6 часов, в шахте на глубине около 150 м. Цепи не снимали ни на работе, ни на отдыхе.  Из Благодатского рудника содержащихся там декабристов перевели в Читу.  В Читинский острог декабристы начали поступать с 28 января 1827 года. Всего через   Читинские   казематы     прошло   86   узников.   С   1827   по   август   1830   гг.   почти   все декабристы   содержались   в   Чите.   Специально   для   них   были   построены   два   каземата, огороженных острожными стенами. Так как в Чите не было рудников, то ссыльным пришлось заниматься земляными работами: починкой и проводкой домов. Также декабристы благоустраивали читинские улицы, чистили конюшни, засыпали песком овраг ­ Чертову могилу, строили собственную тюрьму. Зимой, в холодное время, в особом помещении мололи муку на ручных жерновах. Здесь было положено начало артельного хозяйства, общими были деньги, продукты. В часы отдыха занимались огородничеством.  Уже   в   Чите   кое­кто   начал   писать   свои   воспоминания,   чтобы   продолжить   их   в Петровском заводе. Теперь из этих воспоминаний опубликована целая библиотека.  В   1830   году   декабристов   загнали   в   самую   глухомань   ­   на   Петровский железоделательный   завод,   находившийся   в   1000   км   на   северо­запад   от   Нерчинска,   за грядой Яблоневого хребта. Это перемещение закончилось в сентябре 1830 года. Для них была построена новая тюрьма.  За отсутствием земляных работ, которыми декабристы занимались в Чите, для них была придумана новая работа, а именно ­ мельница с ручными жерновами, на которой мололи зерно. Забайкальская каторга для многих декабристов явилась не только наказанием, но и школой   народной   жизни.   Яснее   и   точнее   всех   это   выразил   М.   С.   Лунин:   «Настоящее поприще   наше   началось   со   вступлением   нашим   в   Сибирь,   где   мы   призваны   словом   и примером служить делу, которому себя посвятили».  Пребывание декабристов – представителей наиболее просвещенных людей эпохи – способствовало развитию края. Они внесли большой вклад в его изучение, в просвещение, здравоохранение и другие сферы жизни.  Это была целая эпоха в смысле роста и развития читинского поселения. За четыре года декабристы вместе с женами глубоко изменили и подняли все стороны жизни далекой окраины России.  Большинство   декабристов   в   ссылке   оставили   революционную   деятельность   и занялись просветительством. И, может быть, как раз в этом и состоит их главная заслуга перед   Россией.   Они   изучали   быт,   нравы,   обычаи   местного   населения.   Одно   из   первых опубликованных этнографических исследований Бурятии принадлежит Н. А. Бестужеву. Но не только это. Например, за двухколесной бричкой, очень удобной для передвижения по забайкальскому бездорожью, навсегда закрепилось название «бестужевка». Братья   Бестужевы,   Борисовы,   некоторые   другие   декабристы   активно распространяли среди населения агрономические, гигиенические знания; на свои средства устраивали амбулаторные пункты, небольшие больницы. После окончания каторжных работ в 1839 году в Читу на поселение прибыл Д. И. Завалишин, который прожил здесь 24 года. Он был одним из инициаторов преобразования селения   Чита   в   город   –   центр   Забайкальской   области.   Он   был   одним   из   негласных разработчиков   «Проекта   на   устройство   областного   города»,   принимал   участие   в общественной жизни. Пользовался большим авторитетом и доверием не только у жителей, но и у представителей администрации, нередко прибегавшей к его помощи и советам. Завалишин   возобновил   работу   крестьянской   и   казачьей   школ,   на   свои   деньги выписывал учебники, разные пособия. Умело и рационально вел свое хозяйство и учил этому местных жителей. Завалишин не воспользовался амнистией декабристам в 1856 г. и остался в Чите. Декабристов   можно   считать   первыми   краеведами   Забайкалья.   Они   собирали сведения, систематизировали их, заносили в свои дневники и записные книги.  Особенно   плодотворны   были   усилия   декабристов   в   деле   организации   народного образования, декабристские школы, которые открывались по всей Сибири, в том числе и в Иркутске,   Петровском   заводе.   «Благодаря»   разгрому   тайных   обществ   дворян­ революционеров   в   Читинском,   а   потом   и   в   Петровском,   острогах   на   время   поневоле   Такая   концентрация   просвещенных, собрался   цвет   русской   интеллигенции. высокообразованных   людей   в   тюремной   тесноте   привела   к   созданию   «Каторжной академии». На ее «конференциях» «академики» читали друг другу лекции, каждый по наиболее близкой ему тематике. Курс истории вели Н. А. Бестужев, А. М. Муравьев, П. А. Муханов,   М.   М.   Спиридонов;   курс   русской   литературы   ­   A.   M.   Одоевский,   своими наблюдениями   и   воспоминаниями   делился   участник   первой   русской   кругосветной экспедиции   К.   П.   Торсон;   медик   К.Ф.   Болыр   преподавал   физику,   химию,   анатомию, физиологию;   П.   С.   Бобрищев­Пушкин   ­   высшую   математику;   Д.   И.   Завалишин   и   Ф. Хадковский   ­   астрономию.   А   братья   Борисовы,   образованные   ботаники,   энтомологи   и орнитологи,   в   свободное   время   занимались   сбором   коллекций   местных   растений   и насекомых, в том числе бабочек. И это все в ручных и ножных кандалах! Медицинскую помощь населению Забайкалья оказывали декабристы и их жены. Они навещали   больных,   снабжали   их   лекарствами,   пищей,   теплой   одеждой,   давали   советы. Заслуживает внимания и тот факт, что именно по настоянию Вольфа в местной больнице при   Петровском   заводе   стали   давать   больным   свежие   овощи   как   противоцинготное профилактическое средство, что привело к ликвидации цинги в этом месте. В одной из камер тюрьмы была устроена аптека, в которой руками узников, А. З. Муравьева и А. Ф. Фролова под руководством доктора Ф.Б. Вольфа, готовились лекарства, которыми мог воспользоваться   любой   нуждающийся,   причём   совершенно   бесплатно.   Сам   же   доктор Вольф мог в любое время посещать больного, и мастерового, и каторжника, для оказания помощи. Среди   сосланных   было   немало   ценителей   музыки,   великолепных   писателей   и несравненных поэтов – и все они, так или иначе, повлияли на культуру нашего края. В Петровске и Тобольске декабристы организовали первые в Сибири светские музыкальные школы.   Здесь   преподавались   хоровое   пение,   теория   музыки,   общеобразовательные предметы,   сольфеджио,   музыкальная   литература,   обучали   и   игре   на   каком­либо инструменте. Среди ссыльных и их жен нашлись талантливые исполнители, такие как Петр Свистунов,   Сергей   Кривцов,   Александр   Тютчев,   Камилла   Ивашева,   Анна   Розен. Аккомпанировала им Е. Трубецкая. В разных уголках Сибири под влиянием декабристов образовались литературные кружки.   В   них   в   основном   читались   и   обсуждались   новые   литературные   произведения передовых русских и иностранных писателей. Кружки эти, разумеется, и создавались с целью   приобщения   местной   молодежи   к   литературе,   развития   ее   вкуса,   знакомства   с передовой мыслью. В Петровском заводе кружок интеллигенции образовался вокруг И. Горбачевского. Участники его переводили сочинения Руссо, Вольтера, Шиллера. В таком же направлении действовали кружки братьев Бестужевых в Селенгинске и Кяхте. Знакомя   коренное   население   с   передовой   русской   литературой,   декабристы одновременно   серьезно   занимались   изучением   местного   фольклора,   жизни   и   быта сибиряков.   Они   понимали,   что   путь   к   познанию   народа,   к   сближению   с   ним,   его просвещению и образованию лежит через знакомство с созданными им легендами, былями, сказаниями, песнями… В   укреплении   связи   с   местным   населением,   просвещении   его   очень   большое значение имеет еще одна сторона деятельности декабристов в Сибири. Это – организация библиотек.      Декабристы,  пользуясь  большей  свободой  жен,  деятельно  организовывали библиотеку, комплектуя ее книгами, газетами и журналами на русском и иностранном языках. В коллекциях Читинского краеведческого музея хранится 65 книг декабристов, из них две рукописи, 26 печатных работ на русском, остальные – на иностранных языках. Интересна судьба огромной библиотеки, собранной декабристами еще в Петровском заводе. Ею пользовались их ученики, приезжающие в Сибирь, ученые, служащие завода, ссыльные.   Позже   разъехавшиеся   декабристы   оставили   библиотеку   своему   товарищу   И. Горбачевскому. Тот, в свою очередь, пожертвовал ее в пользу завода. Так возникла первая настоящая публичная библиотека для чтения. Определенный  вклад  внесли декабристы  и в развитие сельского хозяйства  края. Ими   разработаны   научные   основы   аграрной   деятельности,   организовано   искусственное орошение, местные жители были обучены образцовому ведению огородничества. Особую роль сыграли декабристы в развитии земледелия в Забайкалье, внедряя в обиход   новые   культуры   и   приемы   обработки   почвы.   Узники   с   успехом   занимались   не только возделыванием зерновых культур, но заводили огороды всюду, где представлялась малейшая возможность. Братья   Бестужевы   вместе   с   К.   П.   Торсоном,   когда   переехали   на   поселение   в Селенгинск, занялись разведением тонкорунных  овец­мериносов и довели стадо до 600 голов.   Декабристы   придумали   и   построили   поливальные   машины,   механическую молотилку, конную мельницу, жернова для лущения кедровых орехов и многое другое. Велико было значение ссылки в формировании облика забайкальцев, но оно было двояким.   Край   постоянно   пополнялся   разного   рода   уголовными   преступниками,   что способствовало росту преступности и снижению нравственного уровня общества. Данная категория   ссыльных   была   настоящим   бедствием   для   крестьян   и   горожан.   С   другой стороны, среди ссыльных, особенно государственных преступников, было немало людей образованных. Они занимались просвещением населения, изучением края, вели широкую культурную работу.  Уже   одно   общение   с   ними   расширяло   кругозор   населения.   Неоценимый   вклад внесли декабристы в развитие Забайкалья.     Трудами декабристов прирастала к России Сибирь с её несметными богатствами. Они   изучали   историю   края,   составляли   географические   карты   Восточной   Сибири, занимались   разведкой   полезных   ископаемых,   внедряли   передовую   агрокультуру, просвещали   сибиряков,   совершенствовали   государственную   машину   управления. Декабристы   создали   особый   нравственный   тип   русского   человека.   «Рыцари   свободы» остались   в   людской   памяти   как   «апостолы   добра».   Девизом   декабристов   стали   слова: «Призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Изучив литературу по вопросу пребывания декабристов на территории Забайкалья, выяснилось,  что  оценка   их  пребывания  в  нашем  крае   весьма   противоречива.   Во  время работы с краеведческими фондами библиотек города выявился большой пласт литературы, посвященной декабристам: воспоминания самих декабристов и их современников, научные труды, письма декабристов и их жен, биографические и библиографические указатели, энциклопедии.   На   основании   этого   был   создан   буклет   «Вклад   декабристов   в   развитие Забайкальского края».

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017