ҚММ "ГАГАРИН ОРТА МЕКТЕБІ"
КГУ «ГАГАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Дневник работы над проектом
По теме : История моей семьи в истории моей страны
Автор проекта:
Визитиу Виолетта уч-ся 8»б» класса
Гагаринской Средней школы
Руководитель проекта:
Глебова Татьяна Анатольевна
Учитель Истории
Гагаринской средней школы
2016г.
Исследовательский проект
На тему: История моей семьи в истории моей страны.
Введение.
Семья – это то место где тебя всегда поддержат и примут таким, какой ты есть. Но ведь семья любого человека состоит не только из мамы и папы, но и огромного количества родственников. Порой о некоторых ты даже не подозреваешь. И я уверена, что любому человеку интересно, да просто и необходимо знать, кем были его предки, чем занимались, как жили.
Тема, которую я решила исследовать настолько не проста, что практически почти невозможно сохранить объективность, не задев чувства многих и многих людей: русских и немцев. Ни в чем не повинный народ стал заложником военного времени. «Свои – чужие?» Кто они немцы Казахстана? Как вышло так, что в начале войны целый народ огульно был обвинен в пособничестве германскому фашизму? Почему были насильственно депортированы в Сибирь и Казахстан?
Актуальность: Я считаю, что данная тема актуальна, так как развитие национальных отношений был и остаётся одним из важнейших вопросов в истории нашей страны
Объект исследования: генеалогическое дерево моей семьи, депортация немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны .
Предмет исследования : депортация семьи Штроман.
Методы исследования:
· Изучение литературы по истории;
· Изучение и обобщение полученного материала;
· Интервьюирование моей бабушки Лёвкиной (Бохан) Аллы Анатольевны ;
· Анализ полученной информации.
Гипотеза: История страны складывается, в том числе из истории жизни конкретных людей.
Цель исследования : проследить историю моей семьи в истории Казахстана, изучить трагическую страницу истории Казахстана , связанную с депортацией немцев Поволжья.
Задачи исследования :
1. Дать теоретическое обоснование понятиям «немцы-переселенцы», «поволжские немцы», «репрессии», «депортация», «трудармия», «реабилитация»;
2. Проследить судьбу моей семьи через работу с личным семейным архивом, воспоминаниями моей бабушки;
3.Изучить вопрос «Депортация немцев в годы Великой Отечественной войны»
4. Познакомить учащихся школы с материалами исследования.
Объект исследования: генеалогическое дерево моей семьи, депортация немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны .
Продолжительность проекта : сентябрь-февраль 2015-2016 учебный год
Продукт проекта: генеалогическое древо по линии Штроман , исследование «История моей семьи в истории моей страны», презентация .
План работы над проектом
Этап работы |
Промежуточный этап |
Сроки |
Содержание работы |
Подготовительный этап. |
Выбор темы проекта и уточнение названия. |
Сентябрь 2015 |
Изучение темы проекта, подбор материала для уточнения названия проекта. |
|
Постановка проблемы, цели и задач проекта. |
Сентябрь 2015 |
Выделение вопросов, рассмотрение которых позволило бы достаточно полно раскрыть исследуемую проблему, решить задачи для достижения поставленной цели. |
|
Составление и обсуждение с учителем плана работы над проектом. |
Сентябрь 2015 |
Консультации с учителем по составлению плана работы над проектом и по отдельным этапам работы над ним, уточнение способов работы, сроков и имеющихся ресурсов. |
Основной этап |
Составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению. |
Октябрь 2015 |
Поиск научно-методической литературы для работы над исследованием. Сбор информации для составления геологического древа |
|
Работа с научно-методической литературой. |
Октябрь-ноябрь 2015 |
Изучение научно-методической литературы, в том числе интернет ресурсов, по истории фамилии Штроман, истории депортации немцев (конспектирование отдельных статей, составление тезисов, аннотаций, рецензий). |
|
Проведение анкетирования кадет, обработка материала. |
Октябрь –ноябрь 2015 |
Сбор и обработка фактического материала Беседа с родственниками . Консультации с учителем по отдельным вопросам. |
|
Выполнение исследования. |
Ноябрь-декабрь 2015 |
Обобщение и систематизация собранного материала. Обработка результатов сбора материала. Составление генеалогического древа Консультации с учителем. |
|
Анализ, обобщение, выводы.
|
Декабрь 2015 |
Обсуждение с учителем всей проделанной работы и выработка шагов по созданию проектного продукта. |
|
Оформление работы.
|
Январь 2016 |
Оформление письменной части проекта, консультации с учителем по поиску стиля проекта. |
|
Создание компьютерной презентации. |
Январь 2016 |
Повторение сведений по работе в программе Power Point. Создание презентации. Консультации с учителем, редактирование компьютерной презентации и ее доработка с учетом замечаний учителя. |
|
Подготовка к защите проекта. |
Февраль 2016 |
Посещение репетиционных и консультативных занятий с учителем по предзащите проекта. Генеральная репетиция публичной защиты проекта. |
Заключительный этап. |
Защита проекта. |
Март 2016 |
Публичная защита проекта (школьная научно-практическая конференция). |
|
Подведение итогов. |
Март 2016 |
Анализ выполненных работ: качество выполнения продукта и проектной деятельности, качество выполнения проекта, качество защиты и др. Оценка и самооценка проекта. |
|
Составление отчета о проделанной работе. |
Март 2016. |
Доработка проекта и письменной части отчета с учетом замечаний и предложений. |
Доработка проекта |
Изучение материалов по вопросу вклад немцев Казахстана в экономику республики |
Июнь- август 2016 |
Допорлнение 3 главы «вклад немцев Казахстана в экономику Республики |
Основная часть
Мы начали свою работу с того, что выбрали тему для исследования, по изучению генеалогического древа моей семьи . В ходе сбора информации выяснилось что ветвь по линии Визитиу я в данный момент изучить не могу, так как папа и его родственники в данное время с нами не поддерживают связи и о них нет никакой информации. А вот ветвь по линии Штроман меня очень заинтересовала. Интересно было не просто составить генеологическое древо а узнать историю фамилии Штроман, изучить трагический эпизод в жизни моей семьи, связанный с депортацией немцев Поволжья .
Определили проблемы, цели и задачи предстоящей работы, выделили вопросы, рассмотрение которых позволило бы достаточно полно раскрыть исследуемую проблему.
После выбора темы мы уточнили название: «История моей семьи в истории моей страны».
Совместно с учителем составили план работы и приступили к его реализации.
Прежде всего, мы составили список научно-методической литературы, подлежащей обязательному изучению перед началом работы над проектом. Изучая необходимую литературу, отбирали необходимый материал и нужную информацию.
Затем приступили к сбору и обработке фактического материала, характеризующего происхождение фамилии Штроман, и истории моей семьи связанной с депортацией в Казахстан . Работая над темой мы обращались к различным информационным источникам, позволяющим дать полное представление о выбранных для исследования словах.
В ходе этой работы я беседовала с родственниками и восстанавливала по воспоминаниям исторические события , связанные с историей моей семьи.
Завершили работу тем, что обработали окончательные результаты, обсудили с учителем всю проделанную работу с целью выработки шагов по созданию проектного продукта – составление генеалогического древа, подготовке презентации «История моей семьи в истории моей страны ».
В июне – августе я продолжила работу над доработкой моего проекта. Изучила материалы о вкладе немцев в экономику Казахстана.
В заключении добавила стихотворение собственного сочинения , посвящённое теме проекта
Список используемой литературы
1. Бургарт Л.А. Немцы в Восточном Казахстане 1941–1956 гг.: депортация и жизнь в условиях режима спецпоселения. — Усть-Каменогорск, 1997. — 251 с.
2. Герман А.А. Депортация немцев Поволжья осенью1941 г. // Начальныйпериод Великой Отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через70 лет: Материалы3-й международной научно-практической конференции. Саратов, 26–28 августа2011 г. М.: «МСНК-пресс», 2011. С. 415-441.
3. Депортированные в Казахстан народы: время и судьбы. — Алматы, Арыс-Казахстан, 1998. — 428 с.
4. Земсков В.Н. Спецпоселенцы (по документам НКВД – МВД СССР). – Социологические исследования, 1990. – 234 с.
5. История российских немцев в документах (1763–1992 гг.). / Сост. В.Ауман, В.Чеботарева. — М., 1993. — 448 с.
6. Сталинские депортации 1928–1953 гг. / Сост. А.Н.Яковлев, Н.Л.Поболь, П.М.Полян. — М.: Междунар. фонд «Демократия», 2005. — 904 с.
Заключение
Закончив свой проект, мы можем сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например: не составила генеологического древа по линии отца Визитиу. Это произошло потому, что папа с нами не проживает и родственных отношений не поддрживает.
Вместе с тем мы считаем, что решили проблему своего проекта, так как : сотавили генеалоическое древо спо линии мамы, изучили историю происхождения фамилии Штроман, и наконец, изучили историю депортации семьи Штроман в Казахстан.
Изучая родословную своей семьи по маминой линии я узнала о том, что крутой поворот в судьбе российских немцев произошел в 1941 году. Депортация немцев Поволжья1941 г. оказалась самой чудовищной миграцией немцев по своему характеру, содержанию, направленности и последствиям. По своим масштабам она являлась крупнейшей за все время войны декорационной кампанией, означавшей трагедию для всего немецкого народа и приведшей к огромным жертвам.
Для многих немцев Казахстан уже стала родным домом, они многое здесь пережили, они полюбили этот край, здесь были могилы их родных, и немцы остались в Казахстане , в нашем селе. Темой моего дальнейшего исследования я хочу взять тему ; «История немцев нашего села»
ОТЗЫВ
на исследовательскую работу по теме:
«История моей семьи в истории моей страны ».
Автор: учащиеся 8Б класса Визитиу Виолетта , Гагаринской средней школы
Руководитель: Глебова Татьяна Анатольевна- учитель истории высшей категории высшего уровня квалификации.
“Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня...”Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём, в прошлом, лица близких и дорогих нашей семье людей.
Родословная – это та незримая ниточка, которая связывает день прошлый и день сегодняшний. Как большая и могучая река начинается из маленького родника, так и история великой страны начинается с истории отдельного человека и его семьи. Сильна та страна, в которой народ знает и чтит свою историю.
Исследовательская работа - «История моей семьи в истории моей страны» не просто интерес к своей родословной , то ещё и изучение происхождения фамилии Штроман, это тема переселения немцев Поволжья. Особенность темы в том, что необходимо уделять особое внимание изучению судеб отдельных людей, оценивать значительность события. Собирать и хранить память о прошлом своей семьи, родного края дает возможность человеку ощущать себя в истории, понимать свое значение в жизни.
Я считаю, что данная тема актуальна, так как развитие национальных отношений был и остаётся одним из важнейших вопросов в истории нашей страны.
Я считаю, что данная работа интересна тем, что при изучении крупных событий, произошедших в XX веке в стране на уроках истории Казахстана , можно проследить связь этих событий с историей семьи.
Цель исследовательской работы: проследить историю семьи в истории Казахстана, изучить трагическую страницу истории Казахстана , связанную с депортацией немцев Поволжья.
Исходя из этой цели, в исследовательской работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование понятиям «немцы-переселенцы», «поволжские немцы», «репрессии», «депортация», «реабилитация»;
2. Проследить судьбу моей семьи через работу с личным семейным архивом, воспоминаниями моей бабушки;
3.Изучить вопрос «Депортация немцев в годы Великой Отечественной войны»
4. Познакомить учащихся школы с материалами исследования.
Объект исследования: генеалогическое дерево моей семьи, депортация немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны .
Предмет исследования : генеалогическое древо, происхождение фамилии Штроман, депортация немцев Поволжья .
Методы исследования:
· Изучение литературы по истории;
· Изучение и обобщение полученного материала;
· Интервьюирование моей бабушки Лёвкиной (Бохан) Аллы Анатольевны ;
· Анализ полученной информации.
Собран интересный и познавательный материал по истории депортации немцев Поволжья .
В своем исследовании Виолетта даёт ответы на поставленные вопросы. Изучает историю происхождения фамилии Штроман, составляе генеалогическое древо по лини мамы , историю депортации немцев в годы Великой Отечественной войны . Удачно использует научные факты в работе.
Задачи данного исследования способствуют развитию интереса учащихся к вопросам по истории, а также развитию компетенции : Виолетта училась брать интервью, анализировать свою работу, работать с литературой вне школьной программы.
В ходе работы Виолетта проводила самостоятельные исследования, анализировала их результаты и формулировала выводы.
Оформление работы соответствует требованиям: введение, в котором изложена актуальность темы, подчеркнута важность данной темы для автора; практическое значение изучаемой темы; указаны гипотеза, цель и задачи, которые требуется решить. Основная часть содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Большое внимание учащиеся уделяют сведениям, добытым из разных источников. В заключительной части работы формулируются выводы, опирающиеся на приведенные в основной части факты, Виолетта обращает внимание на выполнение поставленных во введении целей и задач, что говорит о приобретённых исследовательских навыках.
В списке использованной литературы указаны источники, которыми пользовалась в ходе работы. Анализ предлагаемой литературы и отбор наиболее интересных и важных фактов формируют навыки работы с различными источниками информации. Выполнение презентации и публикации развивает навыки научной организации труда и самостоятельность.
В результате проведённой поисково-исследовательской работы у Виолетты : вызван интерес к исследовательской деятельности; раскрыт творческий потенциал; кругозор расширился; мыслительная деятельность активизировалась; Виолетта научилась добывать нужную информацию из разных источников и применять ее в новой для него ситуации. Процесс и результат проведенной исследовательской работы принес удовлетворение, радость, переживание успеха, осознание собственных умений. Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе, во внеурочной деятельности.
Виолетта проявила самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать исследовательские проблемы, добросовестно отнеслась к делу. В ходе работы выполнила все рекомендации руководителя по устранению замечаний в процессе доработки исследовательской работы.
Исследовательская работа «История моей семьи в истории моей страны » учащейся 8 Б класса отвечает всем требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Учитель: Глебова Т.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.