Исследовательский проект по литературе "Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века" (6 класс).
Оценка 4.7

Исследовательский проект по литературе "Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века" (6 класс).

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
pptx
русская литература +1
6 кл—11 кл +1
25.02.2018
Исследовательский проект  по литературе "Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века" (6  класс).
Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века.pptx

Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века

Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века

Традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века

Проектная работа по литературе выполнена учащимися 6 б класса: Шубиным Владиславом, Смирновой Софьей .
Руководитель: Калашник Наталья Алексеевна, учитель литературы.

Цель работы: исследовать традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века

Цель работы: исследовать традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века

Цель работы:
исследовать традиции святочного рассказа в русской литературе 19 века.
Задачи исследования:
определить истоки литературного святочного рассказа;
- определить этапы развития жанра;
проследить систему образов святочного рассказа;
- рассмотреть особенности сюжетов святочных рассказов;
осмыслить оценку жанра современниками;
создание святочных рассказов с учетом опыта исследования.


Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Знакомый - незнакомый жанр, подразумевающий, что писались эти рассказы специально к святкам, да и действие их протекало обычно в волшебное святочное время. «Мальчик у Христа на елке» Достоевского, рассказы Лескова, Мамина-Сибиряка, Куприна –это лишь самые известные, ставшие такими благодаря литературным авторитетам своих создателей.

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Предшественниками святочных рассказов можно считать устные истории, или былички, которые рассказывали обычно в деревнях в святочные вечера.

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Святки, период с Рождества до Крещения , считались одним из самых больших и шумных праздников крестьянского быта, сочетавших в себе буйное веселье и страх человека перед силами природы. Обязательным было гадание на суженого, часто сопровождавшееся страшными рассказами о сбывшихся гаданиях. Эти истории тоже легли в основу создания святочных рассказов.

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Истоки литературного святочного рассказа

Святочный рассказ входил в литературу постепенно. Светская культура с большим интересом относилась к народным верованиям и обрядам, понемногу забываемым в городе.

Первые святочные рассказы Впервые святочные рассказы появились на страницах уникального журнала 18 века «И то и сио»

Первые святочные рассказы Впервые святочные рассказы появились на страницах уникального журнала 18 века «И то и сио»

Первые святочные рассказы

Впервые святочные рассказы появились на страницах уникального журнала 18 века «И то и сио». Его издатель М.Д.Чулков помещал в нем разные этнографические материалы: песни, пословицы, поговорки, связывая их с народными и церковными календарными праздниками. К святкам, например, печатались подблюдные песни, рассказы о способах гадания и святочные былички.

Развитие жанра В преображенном виде святочные рассказы предстали перед читателями в романтической повести 1820-1830-х годов, представленной произведениями

Развитие жанра В преображенном виде святочные рассказы предстали перед читателями в романтической повести 1820-1830-х годов, представленной произведениями

Развитие жанра

В преображенном виде святочные рассказы предстали перед читателями в романтической повести 1820-1830-х годов, представленной произведениями Михаила Петровича Погодина, Владимира Федоровича Одоевского, Александра Александровича Бестужева-Марлинского. Кроме интереса к народной культуре писателей- романтиков завораживала мистическая атмосфера святок, позволяющая развивать сюжеты произведений в направлении близком для романтиков – фантастика, тайна, соприкосновение с потусторонними силами.

Развитие жанра М. Погодин В. Одоевский

Развитие жанра М. Погодин В. Одоевский

Развитие жанра

М. Погодин

В. Одоевский

Развитие жанра Благодаря писателям-романтикам появилось много новых тем для литературных святочных рассказов

Развитие жанра Благодаря писателям-романтикам появилось много новых тем для литературных святочных рассказов

Развитие жанра

Благодаря писателям-романтикам появилось много новых тем для литературных святочных рассказов . Кроме фольклорных чудес повествования наполнились образами духов, привидений, призраков. Но все эти тайны, ставшие деталями десятков рассказов, вскоре утратили свою привлекательность для авторов. Теперь в святочных рассказах слухи о привидениях обычно становились поводами для шуток героев, поводом для розыгрыша, фантастические явления объяснялись просто.

Развитие жанра Например, Дед

Развитие жанра Например, Дед

Развитие жанра

Например, Дед Мороз и леший, которых увидели в лесу герои рассказа А. Круглова «Дедушка Мороз», оказались переодетыми взрослыми, решившими попугать своих маленьких друзей.

Развитие жанра А тихие таинственные шаги, так ужаснувшие

Развитие жанра А тихие таинственные шаги, так ужаснувшие

Развитие жанра

А тихие таинственные шаги, так ужаснувшие Андрюшу Извольского, героя рассказа В. Андриевской «Незваная гостья», как выяснилось, принадлежали огромному белому коту Маркизу.

Развитие жанра Редкий святочный рассказ обходился без элементов чудесного, но фантастические персонажи были представлены не только привидениями, призраками и злыми духами, но и ангелами,

Развитие жанра Редкий святочный рассказ обходился без элементов чудесного, но фантастические персонажи были представлены не только привидениями, призраками и злыми духами, но и ангелами,

Развитие жанра

Редкий святочный рассказ обходился без элементов чудесного, но фантастические персонажи были представлены не только привидениями, призраками и злыми духами, но и ангелами, Девой Марией, Иисусом Христом. Темные и светлые силы действовали в святочных рассказах. Такая двойственность отражала жизненную реальность, где пугающая игровая атмосфера святок уживалась с благочестивыми празднованиями Рождества и Крещения (хотя церковь и осуждала гадания, ряженье и святочные игрища, считая их бесовскими по своей природе)

Развитие жанра Вместе со «страшными» святочными рассказами, напоминающими фольклорные былички , существовала другая группа рассказов, внутренне теснее связанных с

Развитие жанра Вместе со «страшными» святочными рассказами, напоминающими фольклорные былички , существовала другая группа рассказов, внутренне теснее связанных с

Развитие жанра

Вместе со «страшными» святочными рассказами, напоминающими фольклорные былички , существовала другая группа рассказов, внутренне теснее связанных с Рождеством Христовым, а не с периодом святок. В этих рассказах страх уступал место чувству умиления и жалости.

Развитие жанра Первые святочные рассказы этого типа появились в западноевропейской литературе

Развитие жанра Первые святочные рассказы этого типа появились в западноевропейской литературе

Развитие жанра

Первые святочные рассказы этого типа появились в западноевропейской литературе. В католической Европе стремились приблизить к людям священные библейские Рождественские события и персонажей. Жалостливые святочные истории удачно переводили праздник Рождества с духовного религиозного на душевный человеческий язык.

Чарльз Диккенс – признанный родоначальник «рождественского» жанра

Чарльз Диккенс – признанный родоначальник «рождественского» жанра

Чарльз Диккенс – признанный родоначальник «рождественского» жанра.

Культ дома, очага, уютно полыхающего в гостиной и противостоящего уличному ненастью, - все это хорошо было известно русскому читателю по произведениям Чарльза Диккенса, английского писателя, «Рождественские повести» которого были переведены в России почти сразу после появления в 40-х годах 19 века.

Развитие жанра Решающую роль в развитии жанра святочного рассказа в

Развитие жанра Решающую роль в развитии жанра святочного рассказа в

Развитие жанра

Решающую роль в развитии жанра святочного рассказа в России сыграла особая литературная ситуация: появились «тонкие» иллюстрированные журналы, в которых публиковались и длинные исторические повести, и незамысловатые рассказы, и статьи на разнообразные популярные темы. Они были рассчитаны не только на «среднего» читателя – служащего, мещанина, но и на их семьи. В журналах с говорящими названиями «Семейные вечера», «Домашнее чтение», «Домашняя библиотека» отводили специальные разделы для дедушек и бабушек, отцов и матерей, а также для самых юных читателей.

Развитие жанра

Развитие жанра

Развитие жанра

Святочный рассказ Самый семейный праздник отмечался этими изданиями особо, святочный рассказ с его простотой и доступностью, с его приуроченностью к чудесному празднику пришелся очень кстати

Святочный рассказ Самый семейный праздник отмечался этими изданиями особо, святочный рассказ с его простотой и доступностью, с его приуроченностью к чудесному празднику пришелся очень кстати

Святочный рассказ

Самый семейный праздник отмечался этими изданиями особо, святочный рассказ с его простотой и доступностью, с его приуроченностью к чудесному празднику пришелся очень кстати. Начиная с 70-х годов 19 века и вплоть до 1917 года специальные выпуски альманахов, сборников, журналов, газет публиковали нехитрые истории о слезах замерзающих сироток, о доведенных до отчаянья бедняках, о заблудившихся в бурю путниках.

Святочный рассказ Но , оттого что происходило действие святочного рассказа в ночь под

Святочный рассказ Но , оттого что происходило действие святочного рассказа в ночь под

Святочный рассказ

Но , оттого что происходило действие святочного рассказа в ночь под Рождество Христово, в великую ночь спасения, неутешенных не оставалось. По милости Провидения и сиротка встречала своего благодетеля. и бедняк получал наследство, и путник сквозь метель слышал звон спасительного колокольчика.

Святочный рассказ Рождественскую ночь недаром называли ночью младенцев, а

Святочный рассказ Рождественскую ночь недаром называли ночью младенцев, а

Святочный рассказ

Рождественскую ночь недаром называли ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. В этом не только намек на Библейскую историю, но и вполне земной подтекст: кто, как не ребенок, способен так радоваться подаркам, быть счастливым от вида блистающей елки, так доверчиво ожидать чуда. Все располагало к появлению особого детского ответвления святочного рассказа. Но этого не случилось, потому что в 19 веке специальной детской литературы не существовало, если не считать русских народных сказок.

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Чтобы понять мир образов святочного рассказа, нужно помнить, что он был частью праздника, и потому копировал многие детали библейской истории о рождении святого младенца. Так, в сказке неизвестного автора «Рождественская елка» один из героев старый дед объясняет, что подарки в Рождество принято дарить в память о дарах библейских волхвов, принесенных младенцу Христу в Вифлеем. Свечки на елке зажигаются, чтобы « дети ведали да помнили тот чудный божественный свет, который в святую ночь осенил пастухов, когда им Ангел Господень явился и возвестил великую радость о рождении Спасителя и когда небесное воинство славило Бога».

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

В святочных рассказах образ Божественного Младенца многократно отражается в образе ребенка, который тоже постоянно «спасает» людей, рассеивая своим присутствием мрак отчаяния и злобы, давая возможность взрослым героям проявить лучшие человеческие качества: доброту, щедрость, милосердие.

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Так, в рассказе В.И. Немировича- Данченко «Находка» во время балканской войны в рождественскую ночь в период затишья между боями солдаты находят среди убитых живую девочку – младенца: «Назло всей обстановке – боевым кострам, морозной балканской ночи, ружьям….перед нами спокойное – спокойное было детское личико, которое одною своей безмятежностью
обессмысливало эту войну»…

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Мир образов святочного рассказа

Сияние рождественского чуда входит в частную жизнь героев святочных рассказов. И совсем не обязательно оно связано с появлением ангелов (хотя бывает и такое). Гораздо чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как удачное стечение обстоятельств, счастливая случайность.

Особенности сюжета святочного рассказа

Особенности сюжета святочного рассказа

Особенности сюжета святочного рассказа

Святочный рассказ никогда не замыкается на заданной вначале печальной судьбе героя, трагических обстоятельствах его жизни. Развитие сюжета строится на преодолении жизненных препятствий, несчастий. Гармония и счастье обретается героем порой ценой собственной жизни. Автор при этом не покидает героя на пороге смерти, вступает в небесные обители вместе с ним.

Особенности сюжета святочного рассказа

Особенности сюжета святочного рассказа

Особенности сюжета святочного рассказа

Блаженство героев святочных рассказов после смерти как бы вознаграждает их за тяготы земного существования. Для маленького героя рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» именно смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего ему не хватало в жизни, - свет, тепло, нарядную елку, любящий взгляд матери.

Оценка жанра святочного рассказа современниками

Оценка жанра святочного рассказа современниками

Оценка жанра святочного рассказа современниками

Как ни высока была нравственная задача святочного рассказа, к концу 19 века он стал мишенью для пародистов, иронизировавших над ограниченностью сюжетов и тем, над « грубостью приемов, которыми авторы пытаются выбить у читателя слезы». В самом деле, написание рассказов к празднику превратилось в производство, часто их писали непрофессионалы. Жанр угасал. После 1917 года святочный рассказ исчез из периодической печати.
Итогом нашей исследовательской работы стали литературные опыты в написании святочных рассказов, так как в 21 веке возрождается интерес к этой теме. Мы пробовали учесть традиции создания святочных рассказов 19 века русской литературы.

Егор Иванов «Добрый дворник» .

Егор Иванов «Добрый дворник» .

Егор Иванов «Добрый дворник»

.
В маленьком городке Ивановске царило приятное оживление перед Рождеством. Высокое чистое лазурное небо будто застыло над праздничной землей, легкий приятный морозец покусывал за щеки и носы прохожих. Нарядные горожане покупали угощения и подарки, ходили по празднично украшенным магазинам, готовились к святкам. По улицам сновали стайки молодых людей, которые договаривались об устройстве посиделок и игр, сбивали компании колядовщиков. Старый сельский обычай – ходить по дворам с церковными песнопениями, возвеличивая хозяев дома и обещая добра и удачи в новом году, прижился и в городе. И накануне праздника взволнованные девушки и юноши обсуждали, где встретятся после праздничной церковной службы, под чьими окнами пропоют колядки, какие угощения получат от хлебосольных хозяев.
На одной из улиц старик-дворник чистил от снега дорожки. Наступал первый вечер святок. Под окнами домов толпились колядовщики, звучали веселые озорные песни, раздавались взрывы смеха, когда окна распахивались и из них в мешки сыпалось щедрое угощение.
Но не все в эту праздничную ночь были счастливы. По дороге к городу шёл одинокий маленький мальчик. Он проголодался и озяб. Малыш уже добрался до окраины, подошёл к одному из домов и постучал в освещенное окошко, чтобы попросить милостыню. Но хозяин дома, сварливый жадный мужик, вышел и прогнал его прочь. Мальчик брел по заснеженной улице и горько плакал. Старик - дворник заметил его, подошёл и спросил: - Ты почему один в такой поздний час?
- Я всегда один, у меня никого нет, я сирота, - ответил мальчик.
- Негоже такому малышу одному шататься по ночам,- проворчал старик,- да еще в такой светлый праздник - Что ж, бедолага, давай хоть накормлю тебя. Голодный, поди.
Дворник посмотрел на мальчика с жалостью и повёл его в пекарню. Там старик купил ему булку, которую мальчик с жадностью начал есть.
- Идешь-то куда?- поинтересовался старик.
- А куда глаза глядят, дедушка, - ответил мальчик, благодарно глядя на доброго дворника.
- Ишь ты, дедушка, - проворчал дворник. – Ну, коли так, пойдем к нам, внучок. Одни мы со старухой, ни детей, ни внуков не нажили, вот и будешь нам с бабкой помощником.
В эту ночь малыш спал на теплой печке в домике стариков. Отмытый и сытый, он тихонько сопел под одеялом. А старуха прислушивалась к его дыханию и временами жалостливо вздыхала:
- Намаялся, сердечный.
- Да уж, - вторил ей старик, -Господь привел.

Дмитрий Январев « Волшебство в

Дмитрий Январев « Волшебство в

Дмитрий Январев « Волшебство в Рождество»

Рождество… Время мечтаний и чудес. Скажете, нет место чуду в наш век, когда наука объяснила все, что только могла объяснить? А вот и неправда! Рождественские волшебные истории случаются со всеми, надо только верить, и тогда чудо непременно произойдет.      Эта история случилась в одном маленьком уютном городке. Городок был очень красивый. Дома выкрашены в разные цвета: голубые, желтые, сиреневые, оранжевые. Трава там летом была зеленая-зеленая, небо голубое-голубое, а солнце очень яркое и ласковое.     Но однажды пришла зима, и яркие краски исчезли. Дома стали серыми, некрасивыми и унылыми. Трава пожелтела. А снег, долгожданный, чистый, пушистый, так и не выпал. Настроение у всех упало и никак не желало подниматься. Город был окутан серым густым туманом. Ни звезд, ни луны на небе не видно. Было ощущение, что может прийти беда. Люди в городе перессорились и перестали разговаривать друг с другом. Все, даже дети, боялись выйти на улицы, потому что не могли ничего увидеть вокруг из-за тумана: ни домов, ни деревьев, ни прохожих. А потом и в домах стало трудно передвигаться. Взрослые и дети все время натыкались на разные предметы и ходили в синяках. Дни рождения никто не отмечал, все о них просто забыли. Даже когда пришел Новый год этого не заметили. На площади города не стояла, как обычно, нарядная сверкающая елка. Люди не дарили друг другу подарки. Всем было очень скучно.     Наступил сочельник. Сережа стоял около окна и грустил. Вдруг в доме раздался телефонный звонок. Это позвонил друг Сережи и попросил прощения за то, что совсем недавно, когда город еще был цветным, обидел его. Сережа обрадовался и сказал, что давно уже все забыл обиды. И тут на небе зажглась такая яркая звезда, что осветила бесцветный город. Туман стал рассеиваться, и с прояснившегося неба полетел мягкий пушистый чистый снег. Сережа, у которого настроение не просто поднялось, а еще и радостно заскакало, словно резиновый мячик, решил поделиться им еще с кем - нибудь и, позвонив соседскому мальчику, пригласил его в гости.  В этот момент на небе зажглась еще одна звезда. Сережа и его друг стояли у окна и смотрели на небо, на котором продолжали зажигаться новые яркие звезды. Это люди звонили друг другу и просили прощения за прошлые обиды, говорили добрые слова. И чем чаще они это делали, тем больше звезд загоралось.      Стало светло, белый праздничный снег накрыл дома и улицы, зазвонили колокола, звезды салюта падали с неба, раскрашивая город яркими красками. Весь городок был озарен серебристо-голубым цветом. А на центральной площади блестела огнями нарядная елка.  Люди вышли на улицы, знакомые и незнакомые поздравляли друг друга с праздником и радовались, что наступило Рождество.     Вот такое чудо произошло в одном маленьком городе в сочельник. А разве могло быть иначе в Рождество?

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Наша страна очень большая. Есть в ней и крупные мегаполисы, и маленькие городки, и крохотные деревеньки.
В одной из таких почти полностью заброшенных деревень жила большая семья. Почти все жители деревни уехали в соседний городок, осталось лишь несколько стариков, да эта большая семья. Почему большая? Да потому что детей в ней было шестеро, младшему Пете всего годик, а старшему Ване уже четырнадцать. А еше сестренки погодки Маша с Катей, да парнишки - близняшки Глеб и Павел. Все родителям помощники. Малыши были заняты дома, а старшие ходили пешком в ближайшую школу, расположенную на окраине городка. Идти приходилось далеко, а в непогоду, когда дороги были совсем разбиты, затоплены или заснежены, приходилось идти в обход через темный лес.
Семья не голодала, хотя и жили скромно. Было у них свое хозяйство и большой огород, где растили все необходимое и по осени собирали большой урожай, к тому же отец семейства работал на тракторе на дальней ферме. Была в семье и любимица, козочка Василиска. Молоко давала жирное да вкусное. Из шерсти Василискиной ребятишкам теплые носки вязали, варежки на зиму. Словом, не коза – чистое золото. Одно плохо, своенравная животина, пастись на лужайке возле дома не хотела. Забредет вечно куда-нибудь – ищи ее потом.

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Матвей Гелядов « Рождественская ночь»

Вот однажды под Рождество вся большая семья готовилась к празднику. Дома загодя все прибрано, елка нарядная в горнице красуется, мама с дочками пироги стряпают, отец малышам книжку читает про Рождество Христово, про звезду Вифлиемскую, про волхвов, что пришли поклониться Спасителю. Все притихли, слушают. А тут Ваня, которого отец послал скотине корму задать, вернулся расстроенный и рассказал, что упрямая Василиска опять убрела куда-то (и в мороз неймется упрямой козе). Где теперь искать ее? Делать нечего: собрались отец и Ваня на поиски, а тут и Катюшка-дочка с ними напросилась. Долго по деревне искали, не нашли. Решили, что упрямая Василиска в ближний ельник направилась полакомиться молоденькими побегами. А уж смеркается. Тут-то в лесу Катюшка и отстала от отца с братом, увязла в высоком сугробе. Пока выбиралась, а, глядь, уж одна. Хоть и темнеет быстро, да лес знакомый, бояться нечего. Только куда ни пойдет девочка, всюду лес да лес, не видно опушки. И вдруг совсем рядом Катюшка услышала Василискино жалобное блеянье, и сама коза-гулена вышла на тропку. Обняла девочка козочку, теперь и вовсе не страшно, а куда идти не знает. Совсем стемнело, не видно ничего. И вдруг над лесом засияла ослепительно яркая звезда. «Вот так чудо,- подумала Катя.- Совсем как в книжке про Рождество. Значит, звезда путеводная. Пойдем на ее свет - авось и выберемся из леса» . Так и сделала девочка: смело пошла по лесу, освещенному Рождественской звездой. А скоро услышала голоса отца и брата. «Слава Богу. Нашлась пропажа»,- только и сказал отец, увидев дочку. Вернулись домой к полночи под праздничный звон колоколов. А тут уж вся семья в сборе за столом. Отметили праздник как всегда дружно и весело, и с тех пор каждый год вспоминали о Рождественском чуде.

Использованные ресурсы Библия «Рождество

Использованные ресурсы Библия «Рождество

Использованные ресурсы

Библия «Рождество Христово»
Статья М.Кучерской «Вечность среди комнаты»
Сборник святочных рассказов (составитель М Кучерская), Москва «Детская литература» 1996 г.
Неизвестный автор «Рождественская елка»
Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
В.Немирович-Данченко «Находка»
А.Круглов «Дедушка Мороз»
В.Андреевская «Незваная гостья»
П.Гнедич «Призрак секунд-майора Кунце»
Интернет – ресурсы.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018