История близлежащих деревень
Оценка 4.9

История близлежащих деревень

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
8 кл—9 кл
29.01.2017
История близлежащих деревень
Презентация к выступлению по историческому краеведению
Публикация является частью публикации:
Вместо эпиграфа.docx

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Николо-Кропоткинская основная общеобразовательная школа

 

Историческое краеведение

Тема: «Уголок России…»

 

Автор:  Сунин Иван

Место учебы: ученик 8 класса Николо-Кропоткинской основной общеобразовательной школы, Талдомского района, Московской области.

Научный руководитель: Чубукова С.А.

Место работы: учитель Духовного краеведения Подмосковья, МОУ Николо-Кропоткинской ООШ, высшей категории.

Аннотация на работу:

«Уголок России…»

Сунин Иван в своей исследовательской работе, используя материал учебников «История Талдомского района», «Духовное краеведение Подмосковья»,  «История московской области», духовно-краеведческий материал музея школы, личные беседы со старожилами сел и деревень, ресурсы интернет попытался сопоставить события истории России и конкретных сел и  деревень Талдомского района Московской области.

В своей работе он раскрывает отношение людей   к происходившим и  происходящим переменам в жизни, технике, культуре быте. Данное сопоставление фактов позволяет сделать выводы не всегда аналогичные учебнику истории России.

Данная работа является еще одной неизвестной страничкой истории  нашего Талдомского края и помогает понять, сделать выводы  о возможных изменениях в нашей жизни.

 

 

2016 год

                                                       Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3

2. Основная часть………………………………………………………4- 8

3. Вывод…………………………………………………………………9

4. Заключение…………………………………………………………..9

5. Список литературы………………………………………………….10

6. Приложения…………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

Актуальность темы: Умение сопоставлять прошлое и настоящее дает возможность прогнозировать будущее. Проводя собственные исследования,  появляется возможность понять то,  как жили наши ближайшие предки.  Некоторые, из которых, еще живы и могут в открытой беседы рассказать о прошлом. Уголок России - это  малая родина. Это реальные люди, которые живут или жили рядом. События, которые происходили в данном конкретном месте, в определенный исторический период.

Объект исследования:

Объектом исследования стало село Большое Семеновское и Храм Богоявления. Особый интерес вызывает отношения людей к тем или иным историческим событиям. Конкретно отношения людей к православной вере и в ответ отношения священнослужителей к людям в разные исторические эпохи.

Цель: соотнести отношение общества к христианской культуре на протяжении 160 лет, используя основные исторические события России  и жизнь небольшого села, за период 1856-2016 годы. 

Задачи:

 - исследование истории родного края;

-сопоставлять и делать выводы на основе изучения имеющихся материалов и документов;

-исследование малоизвестных исторических событий, при непосредственном контакте со старожилами.

-раскрыть сущность и важность вопроса;

- воспитывать бережное отношение к  своей малой Родине

 Методы исследования:

-анализ документальных источников;

- встречи и беседы со старожилами;

- работа с интернет ресурсами.

Предполагаемое практическое применение:  

Материал интересен тем, что он касается конкретных мест и жизни отдельных людей нашего края. Может являться дополнением к изучению материалов учебников «История Талдомского района», «Духовное краеведение Подмосковья», «Истории Московской области»

Литературные источники: учебные пособия «Духовное краеведение Подмосковья», «История Талдомского района» и рабочая тетрадь к нему, историко-краеведческий материал школьного музея, интервью старожилов сел, интернет.

Основная часть

 «Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества» -   Федор Достоевский, писатель

Главная цель моей  работы соотнести отношение общества к христианской культуре на протяжении 160 лет, используя основные исторические события России  и жизнь небольшого села, за период 1856-2016 годы.  

Село Большое  (Святое) Семеновское Талдомского района Московской области, именно в 1856 году в селе закончилось строительство каменного Храма Богоявления на средства и пожертвования односельчан и прихожан. Со слов старожил села собирали кто сколько может Семеновские давали по копейке, а  «островские» побогаче и рубль давали (со слов Батулиной Марьи Ивановны и Графовой Клавдии Сергеевны). Собирали яйца по деревням для укрепления кладки.

В России это время Крымской войны 1853-1856гг, довольно разорительной для России. Подписанный в 1856 году Парижский мирный договор потребовал от России вернуть Османской империи всё захваченное в южной Бессарабии, в устье реки Дунай и на Кавказе; империи запрещалось иметь военный флот в Чёрном море, провозглашённом нейтральными водами. Российская империя была надолго ослаблена и потеряла влияние в регионе Чёрного моря, также началась потеря авторитета на общемировой политической арене (Википедия).

Но у селян Большого Семеновского было не только желание построить белокаменную церковь но и средства для этого, следовательно, дела их были не так уж и плохи, учитывая добровольность участия!

1861 год - отмена крепостного права, так желаемое просвещенными умами России. В селе с этим документом познакомил свою паству приходской батюшка. Первым приходским священником каменного храма был Михаил Елпатьевский, участвовавший в освящении двух пределов.

 С начала XIX столетия, с развитием товарного хозяйства и появления посредника между производителем товара и потребителем – торговца, увеличивается товарообмен, возрастает роль денег в жизни общества.

Помещики начинают обзаводиться примитивными промышленными предприятиями, перерабатывающими продукты земледелия - крахмально-паточными заводами, мельницами, маслобойнями и т. п. В нашем районе такие предприятия дожили до революции 1917 года. В   Большом Семеновском еще были две ветряные мельницы, маслобойня с конным приводом («ходили три лошади»). (газета «Заря»)

Батулина Мария Ивановна вспоминала:

- Еще девочкой я застала то время когда в каждом доме была швейная машинка «Зингер», которую для сельчан на зимнее время приобрел барин, вернее приказчик, барина-то и в глаза ни кто не видел, жил он в Санкт- Петербурге. Поля жители села очень интересно поделили. Самые непригодные для обработки оставили за «барином», а остальная земская поделенная через полоску, правда, платили арендную плату. Зимой валяли валенки продавали в Сергиево-Посаде, делали соления и то же вывозили в Посад. Торговые отношения хорошо были налажены у «островитян» и жителей  деревни Лозынино.

Поэтому вероятнее всего отмену крепостного права жители этих сел встретили довольно спокойно, что нельзя сказать о Николо-Кропотках, где произвольничий гнет братьев Барановых способствовал недовольству и выступлениям крестьян.

 Беспомощные, забитые люди искали защиты и исцеления от недугов у «господа бога», которого прославляла армия священнослужителей. Люди шли в Троице-Сергиевскую лавру в город Загорск, в Новый Иерусалим в городе Истре, в девичий монастырь в Маклаково, в монастырь Святого Мефодия, что под Рогачевом. Молились, стояли на коленях, но положение оставалось прежним... Некоторая часть крестьян,  оказалась не в состоянии держаться на своем клочке земли, оставляла навсегда свое хозяйство в деревне, уходила на фабрики и заводы, пополняя ряды пролетариата. Другая часть не порывала окончательно со своим хозяйством в деревне и старалась поддерживать его побочными заработками. Так крестьянин становился деревенским кустарем. (газета «Заря»)

Наступает век 20-ый. Недовольства в стране – выступления рабочих1905 года. В Московском восстании принимает участие наш Талдомский поэт Сергей Клычков. После провала отсиживается у родителей в Дубровках, вздрагивая при появлении чужой пролетки (История Талдомского района).  А близ деревни Мокряги на «Пуговке» предприниматель Бендрышев имел лесопилку, мельницу, маслобойню и кирпичный завод (целый комбинат).

К началу XX столетия ручные жернова, которые имелись на два-три дома, деревянные ступы с пестами, предназначенные для переработки проса и гречихи на крупу, все более заменялись и вытеснялись предприятиями с конной тягой и энергией воды. А на «Пуговке» у Бендрышева стоял даже локомобиль, который топился дровами и приводил в движение все предприятия. На «Пуговку» съезжались помольщики из окрестных деревень, ожидали очереди по три-четыре дня, а иногда и больше. Также на мельницах и маслобойнях в других местах было всегда «завозно». В деревнях тогда сеяли и лен для холста и масла, коноплю - на масло и для веревок, необходимых в хозяйстве крестьянина (газета «Заря»).

Первая и Вторая Мировые войны сильно изменили не только быт и нравы наших селян, но и изменили их мировоззрение и отношение к жизни.

 До 1917 года село Святое Семеновское относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии, Семеновской волости. После 1917 года территория Калязинского уезда претерпела ряд изменений, была значительно уменьшена. Из нескольких волостей уезда был образован Ленинский уезд Московской губернии (ныне Талдомский район Московской области), на территории которого и оказалось село Святое Семеновское, переименованное в село Большое-Семеновское.

Из священно-церковных служителей дольше всего служили представители рода Колеровых. Первый представитель этой династии – Захар Колеров был определен в храм пономарём. В 1846 году после упокоения Захара Колерова, пономарем стал его сын Ксенофонт, который в 1900 году был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Богоявленский храм в село Святое Семеновское. Сын Ксенофонта Захаровича – Федор в 1912 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в селе Кимры Тверской губернии. В 1929 году была предпринята попытка властей закрыть Преображенский храм, что привело к стихийному протесту прихожан. Власти жестоко расправились с верующими. Протоиерей Федор Колеров и миряне Ананий Бойков и Михаил Болдаков были расстреляны 29 ноября 1929 года. Протоиерей Федор Колеров причислен к лику святых.

В самый тяжелый период смуты, когда оскверняли и разрушали храмы, в село Б.Семеновское в Богоявленский храм был направлен священник Николай  Сергеевич Пиганов. Отец Николай был не только хорошим пастырем и молитвенником о душах человеческих, но и отзывчивым и добрым человеком. Священником-врачом в прямом смысле слова  Он постоянно помогал крестьянам в их многочисленных бедах и скорбях.  Графова Клавдия Сергеевна (в девичестве Пеганова) вспоминает: «Упала из окна на дроги и разбилась, батюшка вылечил.  Вывихнула племянница руки, отец Николай вправил. Добрый и отзывчивый был человек».

. Из воспоминаний Графовой Клавдии Сергеевны: «9 мая 1945 года, на свой страх и риск, открыл храм и служил Благодарственный молебен: Спасения земли русской от врагов».

В 1933 году собирали деньги для уплаты налога за землю и храм, «но батюшка «запродал Салиму»,  кормилицу (корова в те годы – это жизнь) и церковь выжила, храм спасен.

Нам стали известны еще два примечательных случая из жизни батюшки. Когда у семьи Федосеевых пала корова он отдал свою, чтобы дети не умерли  Храм официально был закрыт, но богослужение продолжалось на дому у отца Николая. (краеведческая работа наших ребят «И в начале было Слово…»

После о. Николая в храме Богоявления служил о. Степан. Он был скромным, мудрым человеком, большим утешителем в скорбях. В это время 60-70-е годы в село пришла грунтовая дорога,  и был пущен рейсовый автобус «Талдом - Остров». Ученики  близлежащих  деревень ездили в Николо-Кропоткинскую восьмилетнюю  школу, 9,10 классы обучались на Северном, где специально для дальних  ребят существовал интернат.

Более 30-ти лет прослужил настоятелем храма ветеран Великой Отечественной Войны протоиерей Петр Бахтин. Очень мягкий и добрый человек. Не назойливо, без поучений привлекал всех к Храму и нынешние прихожане это в основном те, кто пересекся с о. Петром, заинтересовались и пришли к Богу.  

 

 

 

 

 

 

Выводы

В результате проведенных исследований можно сделать некоторые выводы:

- жители села Большое Семеновское и близлежащего Острова не испытывали крепостной гнет;

- имели возможность развивать свое хозяйство, вести торговлю;

- Храм построенный на средства прихожан был особо любим и почитаем на протяжении всей истории исследования. Особая заслуга приходских священников, которые даже во времена гонений смогли уберечь Святыню и приобщить к Храму прошедший атеистическую чистку народ.

Заключение

Нынешнее село Большое-Семеновское это скорее дачное место. Из местных осталось 5-7 жителей, постоянно из них проживают от силы 5 семей.  От некогда молочного комплекса осталось одно воспоминание и высокий бурьян на месте складирования силоса и навоза.  А ведь совсем недавно это было лучшее отделение совхоза «Измайловский».

И только величественный белокаменный Храм, благодаря настойчивости и радению отца Владимира, возвышается и приглашает на праздник своим голосистым звоном колоколов. Возрождается Вера, очень хочется надеяться и на то, что возродиться село и сельский труд станет,   как и прежде необходим и уважаем. Об этом  нам говорили бывшие работники совхоза «Измайловский» несмотря на тяжелый труд,  все они вспоминают то время с  ностальгией.

Продукты питания ни кто не отменял, да и  руководство нашей страны, наконец, повернулось к селу лицом.  Строить всегда сложнее, чем уничтожать, видимо у нас такой менталитет, а работать на селе есть, кому и есть желание, видимо должно пройти время, и может быть это время наше? 

                                              

 

 

Используемая литература

1. Краеведческий материал нашей школы: « История Храма Большое Семеновское», «И в начале, было Слово…», «История близлежащих деревень»,  «Не потерять душу…(Петр Бахтин  воин-пастырь)

2. Ресурсы интернет

3. Личные беседы со старожилами д. Остров  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Анкета-опросник

1.ФИО…………………………………………………………………

2.Год и место рождения……………………………………………..

3.Интересные события по теме……………………………………..

4.Время встречи…………………………………………………….

5. Кто проводил опрос……………………………………………..


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Оглавление 1. Введение……………………………………………………………

Оглавление 1. Введение……………………………………………………………

Введение Актуальность темы:

Введение Актуальность темы:

Материал интересен тем, что он касается конкретных мест и жизни отдельных людей нашего края

Материал интересен тем, что он касается конкретных мест и жизни отдельных людей нашего края

Чёрного моря, также началась потеря авторитета на общемировой политической арене (Википедия)

Чёрного моря, также началась потеря авторитета на общемировой политической арене (Википедия)

Барановых способствовал недовольству и выступлениям крестьян

Барановых способствовал недовольству и выступлениям крестьян

Первая и Вторая Мировые войны сильно изменили не только быт и нравы наших селян, но и изменили их мировоззрение и отношение к жизни

Первая и Вторая Мировые войны сильно изменили не только быт и нравы наших селян, но и изменили их мировоззрение и отношение к жизни

Вывихнула племянница руки, отец

Вывихнула племянница руки, отец

Выводы В результате проведенных исследований можно сделать некоторые выводы: - жители села

Выводы В результате проведенных исследований можно сделать некоторые выводы: - жители села

Используемая литература 1. Краеведческий материал нашей школы: «

Используемая литература 1. Краеведческий материал нашей школы: «

Приложение1 Анкета-опросник 1

Приложение1 Анкета-опросник 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017