История развития Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского
Оценка 4.8

История развития Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
7 кл
16.01.2017
История развития Пермского академического театра  оперы и балета имени  П.И.Чайковского
"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г. Белинский. Этот материал рассказывает о истории Пермского театра
театр кожемякина шк 1.docx

VI НАУЧНО _ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

 

 

 

 

Направление: Социально - гуманитарное

 

 

           

 

 

 

 

История развития Пермского академического театра  оперы и балета имени  П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Бояршинова Лена 7 «б» класс

МОУ «ООШ № 1»

 

Руководитель:

Кожемякина Светлана Леонидовна

Учитель музыки  МОУ «ООШ № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чусовой 2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1.     Теоретическая часть.

1.1.         Театральная старина………………………………………5

1.2.          Пермский Государственный Академический театр оперы и балета имени П.И.Чайковского………………………………8

1.3.         Роль театра оперы и балета  в развитии русской музыкальной культуры………………………………………………………10

1.4.         Становление театра в послевоенные годы………………12

2.     Выдающиеся балетмейстера в Прикамье

2.1.         Георгий Георгиевич Исаакян…………………………….19

2.2 .   Наталья Галимзановна Ахмарова………………………20

2.3. Евгений Панфилов…………………………………………..22

3.     Заключительная часть

3.1.         Анализ результатов диагностики………………………...24

3.2.         Практическое применение данной исследовательской работы

4.Библиографический список использованных источников………26

5.Приложение…………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни", – писал В. Г. Белинский.

Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из самых знаменитых театров оперы и балета в России. Один из основных творческих принципов театра — освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где были поставлены все его сценические произведения: 10 опер и 3 балета.

Балетная труппа театра — одна из наиболее популярных в России, успешно гастролирует за рубежом под маркой «Чайковский-балет». В январе 2008 года с постановки оперы П. И. Чайковского «Мазепа» начато продвижение в США оперной труппы, выступающей там под названием «Чайковский-театр».

В современном мире стихия свободных, интуитивных театрально-пластических поисков все больше устремляется в русло надежных и устоявшихся западных технологий танца. Профессионализм; работа с движением, обоснованным той или иной «языковой системой»; опора на сложившиеся методики подготовки тела; развитие принципов построения движенческих структур и композиций – все это становится более чем актуальным. Актуально также, на наш взгляд, изучить деятельность самых знаменитых балетмейстеров Перми.

Цель работы:

Проследить историю становления и развития Пермского академического театра и балета П.И.Чайковского

Задачи:

-Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме

-Выявить условия развития и формирования музыкально театрального искусства.

-Исследовать историю возникновения  и развития театра, творческую деятельность балетмейстеров в Перми

Объект исследования является культура Урала, предметом – театр оперы и балета П.И.Чайковского

 

Гипотеза

Я предполагаю, что 30% учащихся с 4-8 классы знают историю Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского, а 70% о  театре не знают.

Для исследования я выбрала  учащихся МОУ ООШ №1 с 4-8 класс. В декабре  учащимся была предложена анкета. В организации проведения анкетирования мне помогал учитель музыки. На протяжении всего этого периода я еще работала над теоретической частью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1. Театральная старина

Многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ у различных народов протекал примерно одинаково: с постепенным освобождением от магической обусловленности, обрядовой ритуальности к большей зрелищности, театральности, социальной наполненности. При этом в рамках единой общерусской культуры на территории нашей страны возникали в отдельных регионах местные особенности.

На территории Урала такие особенности формировались главным образом под влиянием двух факторов. Во-первых, Урал представлял собой полиэтнический регион, в котором рядом с представителями коренных народностей проживали русские переселенцы из Поморья, центральных губерний, Поволжья. Происходило взаимодействие и взаимовлияние культурных традиций этих народов. Во-вторых, на образ жизни, мироощущение, обрядово - зрелищные традиции народов, населяющих Урал, независимо от национального признака, немалое воздействие оказало превращение этого региона в крупнейший центр горного дела феодальной России.

В обрядово – зрелищной культуре Урала скоморошество занимало особое место. Эта мысль может быть подтверждена рядом фактов. Во-первых, известны топономастические реалии (до сих пор сохранились прозвища Гудок, Скрыпник, фамилия Скомороховы, названия деревень Весёлково, Скоморохово, речка Скомороховая). Во-вторых, существуют многочисленные фольклорные произведения со скоморошьей тематикой. Например, сказка «Куда глаза глядят», детская песня «Уточка моховая», игровая шуточная песня «Скоморох идёт по улице» записанная в XIX в. П.А.Некрасовым в Александровской волости Соликамского уезда. В-третьих, следы скоморошества прослеживаются в народных обрядах, например, свадебное балагурство дружки имеет скоморошьи корни. Редкое празднество на Урале обходилось без скомороха как действующего лица. Это особенно характерно для святочных праздников.

Святочное празднество состояло из комплекса различных представлений ряженных. «Святками на Урале, - отмечал исследователь Н.С.Попов, - делают вечеринки, на коих собранные девицы и мужчины пляшут по скрипкам, поют особливо подблюдные песни, хоронят золото…».

К Святкам приурочен наиболее древний вид ряжения – переодевание в животных (Приложение 1,№1). Часто разыгрывалась на Урале медвежья потеха. В уральской потехе, кроме скомороха и поводыря с медведем, принимала участие ватаге парней, девушек, молодых мужчин, ряженных в различные национальные костюмы; украинские, татарские, русские, казачьи, что было вполне типичным явлением для уральского ряжения, отражавшим пёстрый этнический состав населения в этом регионе.

Особое место в русской народной культуре занимает проводимое в канун Великого поста масленичное празднеств, которое. Имеет много общего с западноевропейским карнавалом благодаря ярко выраженной театрально-игровой сущности. На Урале к этому празднику приурочивалось разыгрывание народных драм. Способы изображения Масленицы на Урале были различными: воплощение образов народной фантазии в образе куклы, соломенного чучела, деревянной статуи (Приложение 2,№1). В конце XIX столетия Масленицу изображал нередко живой человек, и тогда игрище достигала большей театральности, включало в свою орбиту больше зрителей-участников, создавалось импровизированное коллективное действо.

К числу наиболее ярких зрелищных представлений в летнем сезоне русского фольклорного театра относится игрище, приуроченное к Троицыну дню. Игрище было построено как своеобразное действие, в котором хороводные игры следуют одна за другой в определённой последовательности. Элемент театрализации вносился в троицын день моментом «снаряжения берёзки». Большое оживление в троицын хоровод вносил обычай исполнения роли берёзки одною из девушек. У русских крестьян, селившихся по реке Тавде (Тюменский уезд), это делалось в лесу, после «заламывания» венков. Сначала пели «проголосные» песни, а «берёзка» медленно ходила по кругу, потом переходили к плясовым и стиль хоровода резко менялся. По возвращении в селение молодёжь обходила с песнями улицы деревни, потом начиналось посещение домов участниц хоровода.

Итак, обрядово - зрелищные действа на Урале, в значительной степени обнаруживали совпадение с общерусской традицией и по срокам проведения (Святки, Масленица, Троицын день и т.д.), и по способам перевоплощения, и по различным типам общения в них исполнителей и зрителей (непосредственному - в игрищах масленичного типа, святочных представлениях ряженых, опосредованному - в хороводных игрищах).

Вместе с тем такие представления под влиянием конкретных событий, происходящих в жизни уральского крестьянства, приобретали иногда свои особенности. Это касается театрально-игровых форм святочного «сезона», в которых заметно преобладали скоморошья традиция и национальное костюмирование.

В масленичных обрядовых действах использовались сюжеты из местной жизни, составлялись своеобразные масленичные указы. Местные особенности весеннее - летнего «сезона» проявлялись и в игрищах туземного происхождения, сопровождавшихся наиболее древним видом общения исполнителей и зрителей. Следует подчеркнуть, что все эти особенности сохранялись на Урале до конца XIX в.    

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Театр оперы и балета

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П. А. Соколов, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х годов. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского "Аскольдова могила", Беллини "Невеста-лунатик" ("Сомнабула"), бессмертной комедией Гоголя "Ревизор". Соколов расширил свою деятельность, перенеся ее на другие уральские города – Пермь и Ирбит.

В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый театр на 800 мест открыла та же труппа Соколова. В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми. В Оренбурге профессиональные артисты впервые выступили в 1856 году (труппа провинциального антрепренера Б. И. Соловьева, Приложение № 2).

После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург, Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

Город Пермь имел лишь небольшое деревянное здание театра по Обвинской улице,   но оно сгорело в 1863 году.  (Приложение 1,№ 3)   Было решено построить новый, каменный театр, на постройку его объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали больше 100 тыс. рублей. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно было в то время одним из лучших театральных зданий.  (Приложение 2, № 3).

В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города; для непосредственного заведования театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счёт города содержать оперную труппу. “Первый “муниципальный” сезон открылся постановкой “Аиды”. А всего дирекция провела шесть сезонов, из них один был драматический, один – оперно-драматический, остальные оперные. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом. За сезон проходило до ста и более спектаклей, ежегодный репертуар включал свыше тридцати произведений. В основном ставилась русская классика – “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” П. Чайковского, “Князь Игорь” А.Бородина, “Борис Годунов” М. Мусоргского, “Демон” А. Рубинштейна. Кроме них - такие редкие гости на современной оперной сцене, как “Вражья сила” А. Серова, “Майская ночь” Н. Римского-Корсакова, “Каменный гость” А. Даргомыжского и другие.                                                              Существование театра в первые два десятилетия ХХ века было неровным, однако опера продолжала жить. Зрительский интерес к опере и уровень постановок антрепренёры поддерживали, делая ставку на певцов-премьеров. В различные сезоны в Перми выступали А. Нежданова, П. Петрова-Званцева, Н.Фигнер, М. Максаков, Л.Собинов и другие выдающиеся вокалисты.                                                                                                                           20 августа 1921г. открылся первый после гражданской войны театральный сезон. В афишах - “Демон”, “Фауст”, “Аида”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Риголетто”, “Севильский цирюльник”… К концу 20-х годов Пермь становится одним из тех центров оперного искусства, куда охотно приезжают выдающиеся вокалисты и талантливые дирижеры.

 

1.3. Роль театра оперы и балета  в развитии русской музыкальной культуры

К сожалению, сложилось устойчивое представление о провинции как о чем-то второсортном; ее культурную жизнь считали упрощенным вариантом столичной, потому и изучение, к примеру, театральной истории в провинции казалось занятием малоинтересным и бесперспективным.

На самом же деле часто происходило наоборот. Города, близко расположенные к столицам (Псков, Тула, Владимир и др.), жили "отраженным светом", театральная жизнь в них протекала довольно вяло, безынициативно, так как вполне естественно совершался отток лучших творческих сил в столицу. Но чем дальше от Москвы, тем больше накапливалось потенциальных возможностей для создания своих центров.

В далеких "медвежьих углах" сочинялись оригинальные народные драмы, пьесы, оперы, создавались первые в России товарищества актеров и первые любительские театры из представителей крепостного сословия; раньше, чем в императорских театрах, шли некоторые пьесы; даже электричество в уральском театре появилось раньше, чем в столице. Провинция была надежным местом для театральных экспериментов, пробы сил молодых дарований .

В условиях провинции театр обнаруживает свои прочные и тесные связи с профессиональным театром, являясь «практической школой сценического искусства» для будущих профессионалов. Именно благодаря уральским театрам на звёздном небосклоне России зажглась целая плеяда звёзд: Ф.И.Шаляпин, И.С.Козловский, И.К.Архипова, С.Я.Лемешев, Б.Т.Штоколов, В.Огновенко, В. Горелик…

Имя великого певца Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории русской музыкальной культуры (Приложение 1, № 4). Целиком обязанный ей своими художественными достижениями, Шаляпин создал себе и русскому оперному театру небывалую славу далеко за пределами Родины. Искусство Шаляпина теснейшим образом связано с традициями всего передового русского театра. Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство нашей страны. Именно поэтому создатель Московского Художественного театра К. С. Станиславский с убежденностью говорил, что Шаляпин - один из учителей не только оперного, но и драматического актера. "Я свою систему писал с Шаляпина", - утверждал он.  Пермь – город, в котором прошло детство Сергея Дягилева, в котором находится единственный в мире дом-музей легендарного импресарио. Здание Пермского оперного театра было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых. Пермь, Петербург и Париж - именно эти три города, обозначенные в названии фестиваля, сыграли в судьбе Дягилева особую роль и обозначили этапы его восхождения к вершинам мировой славы. Отличительная особенность пермского фестиваля заключается не только в месте проведения, но и в его мультижанровом характере. Многообразная деятельность Сергея Дягилева, связанная с оперно-балетным театром, музыкой, изобразительным искусством, издательским делом, является структурной моделью фестиваля и реализуется как комплекс художественных событий и научно-исследовательских симпозиумов.                    Программа фестиваля включает мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, панораму выступлений трупп современного танца, художественные выставки, концерты симфонической, камерной, органной, джазовой музыки, ретроспективу художественных фильмов, фотовыставки. Важной составляющей фестиваля являются международный симпозиум Дягилевские чтения, международный семинар по музыкальному театру и круглые столы по проблемам оперного и балетного искусства, а также первый в культурной истории России конкурс на лучший продюсерский проект. Все это делает фестиваль Дягилевские сезоны уникальным культурным явлением в жизни России. (Приложение 2, № 4)

Сергей Павлович Дягилев родился в марте 1872 г., в Перми, в семье военного (отец его был генералом). Закончив пермскую гимназию, он в 1890 г приехал в столицу и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно он обучался в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова. Однако ни профессиональным юристом, ни профессиональным музыкантом он так и не стал. В университете Дягилев сошелся с будущими своими соратниками по «Миру искусства»: Бенуа, Бакстом, Философовым и другими. Все они имели большое влияние на формирование его интересов и его художественного вкуса. В 1895 г. Дягилев совершил большое заграничное путешествие, посетил множество музеев и завел знакомство с европейскими деятелями культуры. свое призвание Дягилев нашел как импресарио. Самые фантастические, самые грандиозные и дорогостоящие проекты делались реальностью, если он брался за их осуществление. Причем каждое из них сразу становилось событием в мире искусства и сохраняло о себе память на многие годы. Все, кто его знал, в один голос свидетельствуют, что Дягилев имел в своем характере то, чего часто недостает у людей искусства — объединяющую творческую волю. Он обладал огромной энергией и поразительным даром находить подход к людям. Везде, где требовалось разыскать меценатов, готовых выложить большие (часто очень большие) деньги, свести нужных людей, снять необходимое помещение, устроить и организовать работу многих разных людей, позаботиться о рекламе и поддержке прессы, Дягилеву не было равных не только в России, но и, пожалуй, даже за границей. (Приложение № 5)

 

1.4.Становление театра в послевоенные годы

Во время войны уральская земля стала приютом для эвакуированных на Урал из Ленинградских театров оперы и балета им. С.М.Кирова (Пермь) и Малого оперного (Оренбург), для композиторов С.Прокофьева, Д.Кабалевского, пианиста Г.Нейгауза, музыковедов В.Цуккермана, М.Друскина и других. Их деятельность способствовала поднятию уровня музыкальной культуры и созданию на Урале музыкальных учебных заведений, исполнительских коллективов. Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тысяч выступлений на фронте и в тылу. Многие музыканты ушли на фронт, далеко не все вернулись с поля боя

Огромная заслуга уральских театров оперы и балета в обращении и пропаганде уральской темы в театральном искусстве, которая в 40-50-е годы XX века получила сценическое воплощение в балете "Каменный цветок" А.Фридлендера, опера "Охоня" Г.Белоглазова, оперетте "Марк Береговик" К.Кацман и в других сочинениях композиторов Урала. Не менее значимы постановки опер и балетов современных авторов на сценах уральских театров: «Маскарад» Д. Толстого и «Сестры» Д. Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б. Машкова, «Берег счастья» А.Спадавеккиа, Э. Денисов «Пена дней» "Анюта" В. Гаврилин, "Тысяча и одна ночь" Ф. Амиров…                                                     После Отечественной войны пермский театр имени Чайковского признавали "лабораторией советской оперы" (Приложение 1,№ 6).  Он входил в тройку сильнейших после Москвы и Питера. С ним не могли не считаться. Премьеры шли за премьерами. В основу либретто опер брали произведения советских писателей, и не самых плохих: "Сестры" по роману "Хождение по мукам" А. Толстого, "Таня" по одноименной повести А. Арбузова.

Советский композитор итальянского происхождения А. Спадавеккиа с либреттистом И. Кеппером предлагают к постановке оперы "Овод". Композитору Т. Хренникову было интересно отдать свои новые оперы "Мать", "В бурю", "Семья Тараса" именно пермским артистам. Всё это ставил театр, не боясь дерзких экспериментов и не страшась провалов. Музыкальные круги в Москве и маститые композиторы пристально следили за тем, что творится на Западном Урале, который ковал не только сталь.

Чтобы попасть на очередную премьеру, люди могли простоять всю ночь, дожидаясь, когда откроются билетные кассы. Девочки спешили на спектакль, завернув в газету туфельки, а мальчики - нагладив до острой стрелки свои единственные брюки. Шли как в храм... Чтобы познать Истину.

В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы Пермского театра, заложенные всей его предысторией. Один из основополагающих принципов — обновление репертуара за счет редко идущих на сцене произведений. Возрождение малознакомого, забытого, по разным причинам не принятого российской сценой характерно для всех периодов жизни театра.

В 1965 г. Пермскому театру оперы балета присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в1969-м—звание «академический». (Приложение 2№ 6).        На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра со спектаклями и концертными программами, и участвуя в постановках спектаклей. Начиная с 1973 года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, Германию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, Японию и Южную Корею, Англию, Ирландию, Голландию, Испанию, Китай, США. Во Франции и на Кубе, в Камбодже и Канаде, в Таиланде и Египте, в Никарагуа, Индии и США - всюду, где выступали артисты, они получили признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших оперно-балетных центров России.

Среди интереснейших творческих принципов театра и попытка освоить все оперное и балетное наследие П. И. Чайковского, уроженца Прикамья. В 1974 г. Пермский академический театр имени П. И. Чайковского пригласил лучших солистов из многих театров страны и всех своих зрителей на Первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Этот праздник с успехом повторился в 1983 и 1988 годах. Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского…

Другой убедительный принцип творческой жизни театра — работа над произведениями современных композиторов. В Перми получили путевку в жизнь оперы «Маскарад» Д. Толстого и «Сестры» Д. Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б. Машкова, «Берег счастья» А. Спадавеккиа...                                                         Пермский театр открыл публике великие творения С. Прокофьева: в сезон 1981-82 гг. осуществил авторский двухвечерний вариант оперы С. Прокофьева «Война и мир» и впервые в СССР дал сценическую жизнь опере «Огненный ангел» (1984). Открытие многих купюр оперы «Война и мир» укрупнило, сделало масштабнее народно-патриотическую линию оперы, драматургия целого стала более стройной и логичной, характеры некоторых главных персонажей стали более живыми многогранными. Эта постановка вошла в историю, и была отмечена Государственной премией РФ им. М.И.Глинки... (Приложение № 7)                                          Заслуженную славу Пермскому театру принесло участие наших оперных певцов и артистов балета в Международных фестивалях. В Перми традиционно проходит открытый Российский конкурс артистов балета “Арабеск”, возглавляемый Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой. (Приложение № 8) Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в 1993 г.

Национальной театральной премией “Золотая маска” за лучшую женскую и мужскую роль в 1996 году отмечены Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия - исполнители главных партий в пермской постановке оперы Г.Доницетти “Дон Паскуале”.Группа постановщиков цикла “Оперная Пушкиниана” удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 г. (Приложение № 9)                                               Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене. “Пер Гюнт” Э.Грига поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, “Кончерто барокко” И.С.Баха - дар Фонда Дж. Баланчина. Российско-испанская постановка оперы “Саломея” Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью 1995 года. Русская опера "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова поставлена швейцарским режиссером Д. Кэги и художником из Германии С.Пастеркамп. В рамках российско-американского культурного проекта “Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене” осуществлена постановка одноактных балетов “Сомнамбула” В.Риети, “Доницетти-вариации” (2001), “Ballet Imperial” на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского (2002).                                .        В Пермском театре оперы и балета зазвучали редкие для российской сцены оперы: не ставившаяся много десятилетий «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Летучий голландец» Р. Вагнера, практически не идущая в стране опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Сильный культурный резонанс не только в стране, но и за ее пределами вызвала опера Э. Денисова «Пена дней», познакомившая россиян с оперным творчеством известного композитора.                                  В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского «Три сестры Прозоровы» по А.П.Чехову и его одноактный балет «Дама Пик» — парафраз на музыку П. Чайковского.  Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Первом Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в 1993 г. Одними из членов жюри конкурса были О. Бородина и Д. Хворостовский — лауреаты Первого Всероссийского конкурса молодых оперных певцов, проходившего в Перми в 1987 году.

Пермский оперный продолжает покорять столицы, и не только балетом. Завершились гастроли Пермского театра оперы и балета на сцене Мариинского театра. И это для нашего театра стало событием, возможно, более важным, чем гастроли зарубежные: ведь быть признанными у себя на родине куда приятней и почетней. Когда Мариинка приглашает на свою сцену периферийную труппу - случай беспрецедентный. А здесь - еще и давний условный конкурент, «третья российская балетная труппа». Пермский театр привез не только свой козырь и основной продукт экспорта - балетные постановки (три балета Баланчина и обновленный, роскошный по количеству вложенных денег «Дон Кихот»), но и оперы.  Баланчинскими балетами питерскую искушенную публику сложно было удивить, тем более что в репертуаре Мариинки есть свои «Балле Империаль» и «Серенада». К тому же, Мариинский балет условно принято считать лучшим, поэтому гастроли, хочешь - не хочешь, походили на определенное соревнование. Главная интрига была связана с показом «Балле

Империаль» - лауреатом «Золотой маски». Несмотря на уверенность, подкрепленную престижной премией, этот балет оказался самым рискованным из-за случайности, которая, как известно, призвана продемонстрировать закономерность. У примы пермского балета Елены Кулагиной не оказалось партнера. Роман Геер не смог поехать на гастроли из-за болезни. Виталий Полещук из-за двух серьезных травм ноги сейчас не танцует сложные партии, особенно те, где есть прыжки. Дружески укрепить мужские силы пермской труппы из заграничных гастролей приехал премьер Мариинки Игорь Колб. Всего сутки совместных репетиций с Кулагиной и - два спектакля. Что не могло не отразиться на качестве. Игорь Колб сорвал на выступлении одну из поддержек. Впрочем, сама Елена Кулагина бесконечно благодарна питерскому артисту и считает, что «многим пермским артистам еще надо поучиться работать так, как он». Некоторые посчитали, что впервые пермская прима танцевала с по-настоящему достойным партнером, «авторитетом», который способен не теряться в тени партнерши, выполняя функцию «поддержки». Гастроли, между прочим, заставили задуматься, не пора ли пермскому балету приглашать в труппу солистов «со стороны». Как всегда был отмечен высочайший уровень, техничность женского кордебалета во всех пермских постановках.

               Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной “стартовой площадкой” для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих “звезд первой величины” столичных и других крупнейших театров страны и мира. Имена всемирно известных танцовщиков - Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой - прославили Пермский край.        

Художественный руководитель и главный режиссёр — лауреат Государственной премии России Георгий Георгиевич Исаакян.

Заведующий оперной труппой — Виктор Хребтов.

Художественный руководитель балета — лауреат международных конкурсов Наталья Галимзановна Ахмарова.

Заведующий труппой балета — заслуженный работник культуры России Виталий Дубровин.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выдающиеся балетмейстера в Прикамье

2.1.          Георгий Георгиевич Исаакян

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премии им. Ф. Волкова Правительства РФ - Георгий Георгиевич Исаакян. (Приложение № 10) Георгий Исаакян трудится в Перми уже почти 20 лет, а Пермь до сих пор не может поверить своему счастью. Исаакян — фигура настолько экзотичная для наших краев, что убедить местных театралов, будто он появился у нас вот просто так, по глупой случайности, — решительно невозможно. Вот почему вокруг обстоятельств этого события ходит столько легенд, а художественный руководитель Театра оперы и балета в устных преданиях давно стал фигурой фольклорной, мистической и не без чертовщинки. Говорят, например, будто покойный директор театра Михаил Арнопольский — вот уж поистине легендарный человек! — просто-напросто… выиграл Исаакяна у другого театрального руководителя во время некоей судьбоносной партии в преферанс.

В многообразной и насыщенной современной оперной культуре России имя режиссера Георгия Исаакяна, по признанию российской прессы – одно из самых интересных и значимых. В начале III тысячелетия столичная газета «Музыкальное обозрение» называет его одним из «самых востребованных оперных режиссеров». Прирожденный организатор, он не только выдвигает новые творческие идеи  и проекты, но энергично и эффективно их воплощает в ведущих российских театрах и на зарубежных сценах. Г. Исаакян ведет активную постановочную деятельность, успешно расширяя ее географию: Дублин (Ирландия), Осака (Япония), Национальная Опера Латвии (Рига), Большой театр оперы Беларуси (Минск), оперный театр Республики Башкортостан (Уфа) – вот адреса его последних постановок. Самые различные жанры – от масштабных исторических полотен, таких, как «Дон Карлос» Дж. Верди в Сакаи-сити-опера, Япония, до искрометно-веселой оперетты И. Штрауса «Летучая мышь» в ЛНО (Рига) – вот творческий диапазон Исаакяна.

Г. Исаакян ведет активную педагогическую деятельность на факультете искусств Пермского государственного института искусства и культуры. Он окончил ГИТИС в 1991 году, факультет музыкального театра. С 1991 года – режиссер-постановщик Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, с 1996 года – главный режиссер, с 2001 года – художественный руководитель театра.

В Пермском театре Г.Г. Исаакян осуществил постановку 25 спектаклей, которые отличаются неординарностью режиссерского решения, заслужили высокую оценку критики, вызвали огромный интерес у зрителей, в том числе и столичной публики. Работы Г.Г. Исаакяна неоднократно отмечены различными творческими премиями и государственными наградами.

Г. Исаакян – художественный руководитель проекта и режиссер-постановщик «Оперной Пушкинианы», беспрецедентный проект удостоен премии и Законодательного Собрания и Губернатора Пермской области и Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1999 г. Многие балеты он фактически «открыл» для российского зрителя. Интерес к малоизвестным, редко исполняемым названиям – еще одна характерная черта Г. Исаакяна. Самые значительные его работы последнего времени поездках: Южная Корея, Франция, Индия, Япония, США, в составе сборной труппы «Звезды Российского Балета».

2.2.  Наталья Галимзановна Ахмарова

 Лауреат международных конкурсов Наталья Галимзановна Ахмарова родилась в г. Рославль Смоленской области. (Приложение № 11)

В 1974 году поступила в Пермское хореографическое училище, которое окончила в 1982 году с отличием. В 1981 году стала лауреатом московского Международного конкурса артистов балета. В 1982 году - была принята в труппу Пермского театра.

За период работы в театре станцевала все ведущие партии: Маша - «Щелкунчик», Китри - «Дон Кихот», Аврора - «Спящая красавица», Жизель, Анюта, «Привал кавалерии», Джульетта - «Ромео и Джульетта», Айша - «Семь красавиц».

Принимала активное участие в гастрольных поездках: Южная Корея, Франция, Индия, Япония, США, в составе сборной труппы «Звезды Российского Балета»

В 1987 году заняла I место на Международном конкурсе в Перу.

С 1992 – 1997 год работала по контракту в США в труппе «Boston Ballet», где танцевала ведущие партии в балетах таких хореографов, как Чу Сан Го, Твайла Тарп, Кранко, Дени Пелзик, Джордж Баланчин, Майкл Гордон, Брюс Маркс, Бурнонвиль, Бен Стивенсон, а также все ведущие партии классического репертуара.

С 2002 году - педагог-репетитор по балету Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

В 2003 году возглавила балетную труппу Пермского театра.

Современный отечественный неклассический танец – так можно обозначить территорию, о которой идет речь. Как всякое явление постмодернистской действительности не поддается четкому определению, не вписывается в четкие рамки определенного художественного стиля. Потому что эта самая действительность ставит под вопрос не только четкость определений, но и само понятие художественного, равно как и стиля. Плюральность и открытость, отсутствие универсальных канонов в том «что» и в том «как»; модернистская установка на постоянную новизну и актуальность; отрицание любых идеологий и мифов; наконец, установка на принципиальное нарушение и размывание границ – любых - вот его базовые элементы. Контемпорари, для своих агентов становится кодом, паролем, знаком приобщения к некоему глобальному, лишенному географических и политических разграничений пространству, к самым важным, актуальным на данный момент, процессам – художественным и жизненным.

2.3Евгений Панфилов

Пермский Балет Евгения Панфилова также, поначалу был театром – танца модерн «Эксперимент». Диковатому пареньку из глубинки суждено было вырасти в самобытнейшего автора, режиссера и балетмейстера, одного из «отцов» нового российского танца и танц-театра. Классика, модерн, пантомима и элементы народного пляса; эксцентрика и гротеск; вечные сюжеты и злободневные проблемы; высокий и низкий стиль; выпускники хореографических училищ, толстушки с улицы и люди сложной судьбы - все смешивалось в карнавально- площадной театральности неуемного, непредсказуемого и фанатичного автора.

Театр «Балет Евгения Панфилова» был создан как уникальное театральное объединение, состоящего из трех хореографических трупп «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова» (год создания 1994), «Бойцовский клуб Евгения Панфилова» (2001) с различной танцевальной эстетикой, объединенных единым авторским стилем хореографа-Лауреата Всесоюзного и международных конкурсов, Лауреата Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова, Лауреата Национальных театральных Премий «Золотая Маска» Евгения Панфилова (1955-2002).

Сегодня, когда его нет, но он, всё-таки, где-то рядом, перефразируя Марину Цветаеву, мы знаем: Панфилов был волей чуда и чудом воли. Он шагнул в балет прямо из архангельской деревни. Ему было уже 23 года. Если случается с человеком, что столкнувшись со своей судьбой, он сразу распознаёт её и принимает раз и навсегда, то так случилось с Евгением Панфиловым в дни создания своего авангардного авторского театра.

Евгений Панфилов родился 10 августа 1955 года в деревне Копачёво Холмогорского района Архангельской области в многодетной семье сельской учительницы. (Приложение № 12)

Будучи студентом Пермского государственного института искусств и культуры, в 1979г. Евгений Панфилов создал в Перми театр пластического танца «Импульс».(Приложение № 9). Спустя много лет, увидев спектакль Евгения в Москве, видный музыкальный критик Алексей Парин назвал Евгения Панфилова гениальным самородком из Перми.

Панфилов неустанно двигался вперед по пути усложнения своего хореографического языка, но поскольку в России не существовало школ современной хореографии, Евгений сделал ставку на танцовщиков, прошедших хорошую хореографическую школу классического балета.

В 1987 году театр был реорганизован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова».

В 2000 году частный театр удостоен нового статуса: Государственное областное учреждение культуры «Театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России.

Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы всех костюмов к своим балетам, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями.

Театр «Балет Евгения Панфилова» за все года своего существования был удостоен чести представлять Пермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет директор Ленских Наталья Христофоровна, которая была приглашена на эту должность самим Евгением Панфиловым. (Приложение 2, № 12)

 

 

 

 

 

 

 

3.        Заключительная часть.

Учащимся с 4-8 класс была представлена следующая анкета

1.          Бывал ли ты в Пермском театре оперы и балета имени П.И.Чайковского?

2.          В каких театрах ты бывал?

3.          Что ты знаешь о театре?

4.          Хотел бы ты бывать там чаще?

5.          Нравится ли тебе посещать театры?

6.          Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3.1.  Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 378 учащихся.(Приложение  № 13-16) Исходя, из результатов анкет выяснилось, что 5% учащихся бывали в театре оперы и балета имени П.И.Чайковского, Большинство  учащихся были на гастролях Лысьвенского драм театра – 75%. Ребята хотели театры посещать чаще, им это очень нравится, отметило это 69%.И 54% считают, что этого не достаточно быть культурным человеком.

3.2. Практическое применение данной исследовательской работы.

Учащиеся могут прочитать теоретическую часть моей работы, из которой

узнают о выдающихся балетмейстеров в Прикамье, познакомятся с историей Театра оперы и балета П.И.Чайковского. Так же узнают о роли театра оперы и балета в развитии  русской музыкальной культуры.

Прочитав этот теоретический материал, у учащихся появится интерес, как можно чаще ходить на гастроли различных трупп, и побывать в Пермском театре оперы и балета П.И.Чайковского

Свою работу я могу применить выступлением перед учащимися 4-8 классов.

 

 

Заключение

 

Гастроли показывают состояние и статус пермского балета. По словам театрального критика, члена жюри Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Ларисы Барыкиной, представлена качественная, конкурентоспособная продукция, притом, что на ее производство затрачиваются куда меньшие средства, чем на аналогичный столичный балетный продукт.

Как говорит Георгий Исаакян, поддерживается репутация театра: «Если бы мы выступили неудачно, то никто не поставил бы, конечно, крест на труппе. Но мы представляли регион, и нам было важно, чтобы гастроли прошли успешно».

Пермь в очередной раз подтвердила, что обладает одной из лучших в стране балетных трупп, и продемонстрировала, что это город, где происходят очень интересные эксперименты в опере. Пермь ждет от Мариинского театра ответного визита. Уже решено, что знаменитая питерская труппа будет участвовать в открытии и закрытии фестиваля «Дягилевские сезоны», который пройдет в Перми весной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.

http://2124253.342.ru/

2.

http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/iskus/mus1.html

3.

http://slovari.bilet-spb.ru/a-6,5,34.html

4.

http://theatr.biz/ch/CHELYABINS1.html

5.

http://www.edic.ru/res/art_res/art_18474.html

6.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan_2/28.php?show_comments

7.

http://www.neurobroker.ru/c/theatre.a/site.80545.html

8.

http://www.peoples.ru/art/music/national/shtokolov/

9.

http://www.uralopera.ru/palyi.php

10.

Барыкина Л. Вариации на балетную тему // Театральный Свердловск. Свердловск, 1989.

11.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 291 – 352.

12.

Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1987. С. 200

13.

Закс Л. Рождение театра // Театральный Свердловск. Свердловск, 1989

14.

История Урала в период капитализма. Том 1. Пермь, Кн. изд-во, 1976.

15.

История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989.

16.

Костерина-Азарян А.Б. Театр Николая Никитича Демидова // демидовский временник: Исторический альманах. Кн. 1. Екатеринбург, 1994. С. 147 – 162

17.

Костирина – Азарян А. Б. Театральная старина Урала. Екатеринбург: Демидовский институт, 1998. С. 65, 224,

18.

Курочкин Ю.М. Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя. Свердловск: Свердл. Кн. Изд-во, 1957. С 287.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

1. Ряженые. Святочная медвежья потеха

 

 

 

2. Проводы Масленицы. Народное гуляние

 

Приложение № 3

 

 

1.Деревянное театральное здание в Перми

 

 

 

 

 

2.Здание театра с фонтаном

 

Приложение № 2

 

2труппа провинциального антрепренера Б.И.Соловьев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

 

Здание театра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Федор Иванович Шаляпин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дягилевские сезоны

 

 

 

 

Приложение № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Дягилев

 

Приложение № 6

 

 

 

1.     Реконструкция театра после Великой Отечественной войны

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Здание театра после реконструкции

 

Приложение № 7

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опера «Война и мир»

 

 

Приложение № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Васильев и Екатерина  Максимова

 

Приложение № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Золотая Маска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна Куинджи

 

 

Приложение № 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгий Георгиевич Исаакян

Приложение № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Галимзановна Ахмарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Евгений Панфилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Театр Панфилова

 

 

 

 

 

 


Приложение № 13

1.          Бывал ли ты в Пермском театре оперы и балета имени П.И.Чайковского?

2.           

 

 

 

 

Приложение № 14

2.В каких театрах ты бывал?

 

 

Приложение № 15

3.Хотел бы ты бывать там чаще?

 

 

 

 

 

 

Приложение № 16

4.     Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?


 

Скачано с www.znanio.ru

VI НАУЧНО _ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

VI НАУЧНО _ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Содержание Введение…………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………

Введение "Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр?

Введение "Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр?

Выявить условия развития и формирования музыкально театрального искусства

Выявить условия развития и формирования музыкально театрального искусства

Теоретическая часть 1.1. Театральная старина

Теоретическая часть 1.1. Театральная старина

Урале обходилось без скомороха как действующего лица

Урале обходилось без скомороха как действующего лица

Тавде (Тюменский уезд), это делалось в лесу, после «заламывания» венков

Тавде (Тюменский уезд), это делалось в лесу, после «заламывания» венков

Театр оперы и балета Начало профессиональному театру на

Театр оперы и балета Начало профессиональному театру на

В . начинается целая эпоха в истории

В . начинается целая эпоха в истории

Роль театра оперы и балета в развитии русской музыкальной культуры

Роль театра оперы и балета в развитии русской музыкальной культуры

Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство нашей страны

Оно стоит в одном ряду с творчеством корифеев русской драматической сцены, вознесшим на недосягаемые высоты сценическое искусство нашей страны

Петербургского университета. Одновременно он обучался в

Петербургского университета. Одновременно он обучался в

Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тысяч выступлений на фронте и в тылу

Большую работу провели концертные бригады, осуществившие десятки тысяч выступлений на фронте и в тылу

В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы

В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы

Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька»

Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька»

Русская опера "Золотой петушок"

Русская опера "Золотой петушок"

Баланчина и обновленный, роскошный по количеству вложенных денег «Дон

Баланчина и обновленный, роскошный по количеству вложенных денег «Дон

Имена всемирно известных танцовщиков -

Имена всемирно известных танцовщиков -

Выдающиеся балетмейстера в Прикамье 2

Выдающиеся балетмейстера в Прикамье 2

И. Штрауса «Летучая мышь» в ЛНО (Рига) – вот творческий диапазон

И. Штрауса «Летучая мышь» в ЛНО (Рига) – вот творческий диапазон

За период работы в театре станцевала все ведущие партии:

За период работы в театре станцевала все ведущие партии:

Евгений Панфилов Пермский Балет

Евгений Панфилов Пермский Балет

Евгения в Москве, видный музыкальный критик

Евгения в Москве, видный музыкальный критик

Заключительная часть. Учащимся с 4-8 класс была представлена следующая анкета 1

Заключительная часть. Учащимся с 4-8 класс была представлена следующая анкета 1

Заключение Гастроли показывают состояние и статус пермского балета

Заключение Гастроли показывают состояние и статус пермского балета

Список литературы 1. http://2124253

Список литературы 1. http://2124253

Приложение 1 1

Приложение 1 1

Приложение № 3 1.Деревянное театральное здание в

Приложение № 3 1.Деревянное театральное здание в

Здание театра с фонтаном

Здание театра с фонтаном

Приложение № 4 Здание театра

Приложение № 4 Здание театра

Приложение № 4 1

Приложение № 4 1

Приложение № 5

Приложение № 5

Приложение № 4 Здание театра

Приложение № 4 Здание театра

Приложение № 7

Приложение № 7

Приложение № 8

Приложение № 8

Приложение № 9 «Золотая

Приложение № 9 «Золотая

Приложение № 10

Приложение № 10

Приложение № 11

Приложение № 11

Приложение № 12 1

Приложение № 12 1

Приложение № 13 1.

Приложение № 13 1.

Приложение № 14 2.В каких театрах ты бывал?

Приложение № 14 2.В каких театрах ты бывал?

Приложение № 15 3.Хотел бы ты бывать там чаще?

Приложение № 15 3.Хотел бы ты бывать там чаще?

Приложение № 16 4. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

Приложение № 16 4. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017