История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.
Оценка 4.8

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
doc
музыка
Взрослым
29.01.2017
История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.
Представленный сценария является результатом совместной работы преподавателя и студентов. В материале рассматривается история возникновения и развития романса за рубежом и в России по сегодняшний день. Мероприятие имеет введение, цель, задачи, план сценария и музыкального оформления. Идея вечера романса пришлась по душе обучающимся.
русский романс.doc
ГБПОУ РА «АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Х. АНДРУХАЕВА». ПРЕДМЕТНАЯ (ЦИКЛОВАЯ) КОМИССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ. Шумская Е.Ю. История русского романса.  Литературно­музыкальная композиция. Сценарий внеклассного мероприятия   Майкоп, 2016г. Люблю я слушать, в негу погружаясь, Романсов пылких вздохи огневые. С. Данилов. Качественное состояние современного общества может быть достигнуто только при самой широкой, всесторонней эстетической подготовке будущих специалистов, а это предполагает не только внедрение красоты во все сферы нашей   жизни,   но   и   реализацию   важнейшей   общечеловеческой   задачи: сохранить культуру, защитить ее от современного равнодушия и вандализма. Эстетика студенческой жизни – это резерв повышения качества учебно­ воспитательного   процесса.   Исследование   эстетической   воспитанности студентов   на   интеллектуальном   уровне   предполагает:   выявление   степени приобщения   к   ценностям   эстетической   культуры   общества, характеризующейся   информированностью   в   области   искусства   и   эстетики, глубиной,   всесторонностью   и   идейной   содержательностью   эстетических знаний,   высоким   уровнем   художественных   и   эстетических   предпочтений, определяющих эстетический вкус человека, и др. Возникает   вопрос:   как   расшевелить   студентов,   заинтересовать   их предстоящей   темой   разговора?   Есть   прекрасный   опыт   в   этой   области, позволяющий каждого, даже самого пассивного и неорганизованного студента поставить в позицию организатора, творца оригинальных идей. Важно уже в начале года определить тематику классных часов; создать советы дела (2­3 студента), отвечающие за их подготовку; определить сроки проведения, место и   время;   обсудить,   кого   из   гостей   пригласить.   Классный   руководитель оказывает   методическую   помощь,   подсказывает   наиболее   активные   формы привлечения всех студентов в подготовку классного часа, его проведение и участие в нем. Необходимо больше доверять студентам. Пусть вначале не все будет гладко. Зато сколько радости получат студенты от творческой удачи! Тема: История русского романса. Цель.   Дать   представление   о   становлении   и   развитии   русского   романса. Расширить кругозор студентов. Задачи:  Образовательная: познакомить студентов с одной из форм вокальной музыки – романсом; дать определение романса, показать поэтапное развитие романса. Развивающая:   развивать   ассоциативное,   образное   мышление, воображение;   музыкально­слуховые   представления   в   процессе   восприятия музыки. Воспитательная:   вызвать   эмоциональный   интерес   к   избранной   теме; воспитывать   уважительное   отношение   к   национальному   художественному наследию и отечественной классической музыке. Ход подготовки: 1. 2. Выбрать ответственных за проведение мероприятия и ведущих. Подобрать необходимую литературу по соответствующей теме. 3. Оборудовать   помещение,   где   будет   проходить   мероприятие: подготовить аппаратуру: звуковоспроизводящую, проекционную. 4. 1. Подобрать звуковой ряд. План музыкального оформления: Я помню чудное мгновенье. – муз. М. Глинки, сл. А.С. Пушкина. Для меня ты всё – слова и музыка неизвестного автора. 2. 3. Жаворонок – муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ах, зачем я не лужайка – муз. Дж. Перголези, сл. Рибутта. Нет, не любил он – слова и музыка неизвестного автора. Матушка, матушка, что во поле пыльно – муз. М. Матвеева Я вас любил – муз. Даргомыжского. Сл. А. Пушкина Я ли в поле да не травушка была – муз. П. Чайковского. Средь шумного бала – муз. П. Чайковского, слова А.К. Толстого. 10. Снова, как прежде один муз. П. Чайковского, сл. Д.М. Ратгауза. 11. Клен ты мой опавший – муз. Г. Свиридова, сл. Есенина. Я тебя никогда не забуду муз. А. Рыбникова, сл. Е. Евтушенко. 12. 13. Как грустно, туманно кругом. Звучит фрагмент романса «Я помню чудное мгновенье» 1   ведущий.   Очень   часто   в   своей   повседневной   жизни   мы   слышим вокальную   музыку,  которая   отличается   исключительной   выразительностью: яркой   мелодией,   образным   поэтическим   словом,   редким   слиянием поэтической идеи с музыкой. Эти произведения  часто коротки по объёму. Голос   их   негромок   и   обращен   не   к   массовой   аудитории   слушателей,   а   к каждому из сидящих в зале, в них просто и задушевно ведётся повествование о самых сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами (звучит романс «Для меня ты всё». Слова и музыка неизвестного). К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для многих он является своеобразным дневником ярких впечатлений и душевных переживаний. Это и лирическое озарение («Я помню чудное мгновенье» М. Глинка   –   А.   Пушкин),   и   публицистический   монолог   («Голос   из   хора»   С. Свиридов –А. Блок), и сатирическую зарисовку («Титулярный советник» А. Даргомыжский   –   В.   Курочкин),   и   элегическую   исповедь   («Для   берегов Отчизны дальней» А. Бородин – А. Пушкин). Как   бы   масштабно   не   развивалось   творчество   композитора,   в   его замыслах всегда находилось место и для романса. Мы все знаем оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», являющиеся образцом русской классической   музыки.   Но   не   менее   известны   и   романсы   композитора «Венецианская   ночь»   на   слова   И.   Козлова,   песня­романс   «Жаворонок»   на слова Кукольника, «В крови горит огонь желаний» на слова Пушкина. А всего Глинка создал около 80 вокальных произведений, которые звучат и по сей день. (Звучит романс «Жаворонок» муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника.) 2 ведущий. История романса началась со странствующих певцов­поэтов Италии в ХII – ХIV веках. А так как певцы­трубадуры исполняли песни на родном романском языке, то отсюда родилось и название – «романс». В   ХV   веке   с   развитием   придворной   литературы   широкое распространение получил и романс (звучит романс ХVI века «Ах, зачем я не лужайка» муз. Дж. Перголези, сл. Рибутта).  3 ведущий. В России жанр романса появился в ХVIII веке. С самого начала   романс   развивался   по   нескольким   направлениям.   Главные   из   них: романс,   создаваемый   композитором   профессионалом   на   стихи   поэта,   и романс, создаваемый любителями, музыкально одарёнными людьми. В   ХVIII   веке   это   были   государственные   люди,   сановники,   имеющие музыкальное   образование.   Например,   музыка   одного   из   первых   сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником   Григорием   Тепловым.   И   много   позже,   даже   в   наше   время, романсы   продолжают   бытовать   в   этих   двух   основных   формах: профессионального и любительского творчества. 4   ведущий.  Особая   ветвь   образовалась   в   России   с   возникновением русской городской песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой города, образовав своеобразный сплав городского русского, или   как   его   часто   называют   «бытового»,   а   позже   «мещанского»   или «жестокого» романса. (Звучит романс «Нет, не любил он») Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов ХIХ века в творчестве Варламова, Гурилёва, Булахова, которые писали романсы в русском народном стиле на слова народных поэтов. В них было столько открытости, доверительности, определённой «обнажённости», что   снискало   им   популярность   у   широких,   музыкально   неподготовленных масс слушателей. (Звучит романс «Матушка, матушка, что во поле пыльно») 5 ведущий.  Немало  известных  произведений  ХIХ  века  было  создано композиторами­классиками, радуя нас слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным   и   людям   нашего   времени.   Поэтому   образы   многих   романсов   – вечны. (Звучит романс «Я вас любил» муз. А. Даргомыжского, сл. А. Пушкина). Стихотворение   Пушкина   –   не   обычное   любовное   излияние.   Это лирическое   обращение,   полное   глубокой   сдержанности   и   чувства   большой человеческой дружбы и уважения к некогда любимой женщине. Даргомыжский  тонко  передал   своеобразие  поэтического  замысла. Он придал романсу черты сходства с элегией. Неторопливо льется благородная песенная   мелодия   на   фоне   спокойного   арпеджированного   сопровождения. Мелодия льётся не непрерывным потоком, как это бывает в песне, а имеет декламационный характер, ритм мелодии отличается речевой свободой. Это придаёт   музыке   характер   особой   углублённости,   сосредоточенности   и сдержанности. Особенности   вокального   творчества   Даргомыжского   оказали многообразное влияние на его последователей. 6   ведущий.   Так   в   творчестве   П.И.   Чайковского   чутко   и   глубоко раскрываются характеры людей, богатый мир их душевных переживаний – от светлых грёз о радости до трагического отчаяния и дум о смерти. (Звучит романс «Я ли в поле да не травушка была» муз. П. Чайковского). Вспомните его романс «Средь шумного бала» (сл. А.К. Толстого). Он написан   в   ритме   вальса,   что   отвечает   содержанию   стихотворения (воспоминание о встрече с любимой во время бала). Этот вальс – тонкая, проникновенная,  лирическая   миниатюра,  интимное  признание   себе  в  своём чувстве. На фоне прозрачного вальсового аккомпанемента голос непринуждённо и просто рассказывает поэтическую лирическую повесть. (Звучит романс «Средь шумного бала»). Другое   произведение   Чайковского,   «Снова   как   прежде   один»   на   сл. Д.М.   Ратгауза   написано   вскоре   после   окончания   6­ой   симфонии,   носит трагический характер, выражая глубокую скорбь одинокого человека.  Музыка   романса   поражает   необычайной   собранностью   простотой, лаконизмом.   Глубокая   душевная   боль,   но   одновременно   и   сдержанность чувства. Этот романс – одно из самых трагических произведений Чайковского последних лет его жизни. (Звучит романс «Снова как прежде один» в исполнении Д. Хворостовского). 7 ведущий. Романс продолжал развиваться в творчестве композиторов Танеева, Глазунова. Калинникова, Скрябина, Прокофьева. Позже в творчестве Георгия Свиридова. Из его популярных песен­романсов мы знаем «Клён ты мой   опавший»   (на   сл.   С.   Есенина),   где   удаётся   композитору   передать лирическую интонацию есенинской поэзии, её исповедальность. Звучит   романс  «Клён   ты   мой   опавший»,  или   совместное   исполнение романса вместе со слушателями. 8 ведущий. Много песен­романсов вышло из­под пера Т. Хренникова («Я   здесь,   Инезилья»,   «Колыбельная   Светланы»,   «Как   соловей   о   розе   »). Николая   Яковлевича   Мясниковского   «Казачья   колыбельная»   (на   сл.   М.Ю. Лермонтова). Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки­баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою… А   сколько   песен   –   романсов   было   написано   в   годы   Великой Отечественной   войны:   «Темная   ночь»,   «В   землянке»,   «Жди   меня   и   я вернусь..». композиторами М. Блантером, Новиковым, Соловьевым­Седым. Богата и многообразна современная вокальная музыка. Исполняется она под  гитару, пишется  к  кинофильмам. Это  и Булат   Шалвович   Окуджава  и Сергей   и   Татьяна   Никитины,   Юрий   Антонов,   Андрей   Петров,   Микаэль Таривердиев,   Александра   Пахмутова   («Мелодия»),   Алексей   Рыбников написал романс к спектаклю «Юнона и Авось» – «Я тебя никогда не забуду», которым бредила молодёжь 80­х.  (Звучит романс «Я тебя никогда не забуду»). 9 ведущий. Влияние русского и советского романса на современную песню   огромно,   и   говорит   о   повысившихся   требованиях   массовой слушательской   аудитории   к   жанрам   бытовой   и   эстрадной   музыки.   Сейчас интерес   к   этому   жанру   повысился   и   связан   с   необходимостью   общения   с истинными ценностями духовной жизни. Романс даёт удовлетворение этому желанию. Слушая лучшие произведения русского классического и советского романса,   люди   испытывают   радость   от   общения   с   подлинно   высоким искусством.   Время   доказало,   что   выдержав   все   испытания,   романс   занял подобающее место в отечественной музыкальной культуре. (Звучит романс «Как грустно туманно кругом» в исполнении И. Казарновской). Литература. 1. Васина, Гроссман В.А. Мастера советского романса/ Васина, В.А  Гроссман – М., Музыка, 1968 2. Левашова О.Е. Романс и песня/ О.Е. Левашова – М., Музыка, 1975 3. Нестьев И. Звёзды русской эстрады/И. Нестьев – М., Музыка. 1972 4. Попова Т.В. О песнях наших дней/ Т.В. Попова – М., Музыка, 1969 5. Соболева Г. Русский, советский романс/ Г. Соболева – М., Музыка,  1985

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса. Литературно-музыкальная композиция.

История русского романса.  Литературно-музыкальная композиция.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017