История военного костюма
Оценка 5

История военного костюма

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
7 кл
06.04.2017
История военного костюма
Публикация является частью публикации:
история военного костюма.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» От кольчуги до мундира: История  Русского военного костюма Выполнил: Нугаев Динар                     уч­ся 7г класса Руководитель:                                                                             Аблялимова Наталья Михайловна Учитель истории Южноуральск 2016   Введение Глава I §1 §2 §3 Глава II §1 §2 Заключение Приложение                                                       Содержание                                                                                                                                                               2 Введение Актуальность Наука   о   древнем   русском   вооружении   имеет   давнюю   традицию:   она зародилась с момента находки в 1808 году на месте знаменитой Липицкой битвы   1216   года   шлема   и   кольчуги,   возможно,   принадлежавших   князю Ярославу   Всеволодовичу.   Историки   и   специалисты   по   изучению   древнего оружия прошлого столетия А. В. Висковатов, Э. Э. Ленц, П. И. Савваитов, Н. Е.   Бранденбург   придавали   немалое   значение   сбору   и   классификации предметов   воинского   снаряжения.   Они   же   начали   расшифровку   и   его терминологии,   включавшей   слова   как   европейского,   так   и   азиатского происхождения. В наше время традицию изучения военного дела и оружия Руси (IX­XVII века) успешно продолжили и глубоко обосновали советские исследователи   А.   В.   Арциховский,   Б.   А.   Рыбаков,   Б.   А.   Колчин,   А.   Ф. Медведев, М. Г. Рабинович, М. М. Денисова, Н. В. Гордеев и другие. Они посвятили   свои   труды   изучению   средств   защиты   и   нападения,   их изготовлению и распространению, обратив внимание на способы ведения боя древнерусских ратников. Эволюцию оружия они справедливо рассматривали как явление, тесно связанное с экономической базой общества. Оружейное дело сосредоточило в себе лучшие достижения производства и творческие усилия многих поколений русских ремесленников. По количеству найденного и   сохранившегося   в   музейных   собраниях   вооружения   ­   не   менее   8000 предметов (не считая многих наконечников стрел) ­ находки средневековой России имеют международное научное значение.  Постановка проблемы На   основе   развития   военного   костюма   проследить   и   историю   развития русской армии. Гипотеза или исходный замысел Если  Россия  и её армия совершенствовались и развивались со временем, 3 то   русским   солдатам   требовалась   новая   военная   форма,   то   есть обмундирование  Цель проекта: Рассмотреть как в различные исторические этапы менялась  форма военных и происходило становление русской армии. Задачи проекта:  изучить основные этапы развития истории нашего государства;  выявить как личность главы государства влияла на военное дело;    развить познавательный интерес учащихся к истории;  выбрать необходимый материал. Методы, используемые в проекте • ­ изучение литературы по данному вопросу; ­ посещение виртуальных музеев. • Сроки  4 Глава I. От  Древней  Руси до петровских реформ. §1. Доспехи Древней Руси. Если у ранних славян, по сообщениям греков, не было доспехов, то к VIII—IX веку относится распространение кольчуг. Они делались из колец, сделанных из железной проволоки, которые в поперечнике достигали 7—9 и 13—14 мм, а по   толщине   —   1,5   —   2   мм.   Половина   колец   сваривалась,   а   другая   — склёпывалась при плетении (1 к 4). Всего же их уходило не менее 20 000 на одну кольчугу. Позднее встречались кольчуги с вплетёнными для украшения медными   кольцами.   Размер   колец   уменьшается   до   6—8   и   10—13   мм. Встречались и плетения, где все кольца были склёпаны. Древнерусские  кольчуги, в среднем, в длину были 60—70 см, в ширину (в поясе) около 50 см или   больше,  с   короткими   рукавами   порядка   25  см   и  с  эти   отверстия   все пластины соединялись ремешками.  5 Кольчуга   ­   "кольчатая   броня"   ­делалась   из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Она надевалась на круглый штифт ­ оправку, чтобы получилась длинная   спираль.   Около   600   метров   железной проволоки­спирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались   круглые   разомкнутые   кольца   Половину   их одинакового   диаметра. сваривали.   После   этого   у   оставшихся   колец расплющивались разъединенные концы, и на этом месте пробивались отверстия ­ для заклепок дополнительно   или штифтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить.  Затем   можно   было   собирать   кольчугу.   Каждое   разомкнутое   кольцо соединялось   с   четырьмя   целыми   (сваренными)   кольцами   и   склепывалось. Заклепка имела в диаметре около 0,75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенном в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и уменья. Таким образом каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное ­ с четырьмя целыми. Иногда   в   кольчугу   вплетали   ряд­другой   медных   колец.   Это   придавало   ей нарядный вид. Вес одной кольчуги равнялся примерно 6,5 кг.  После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска. Вот что говорит о блестящих   кольчугах   русская   летопись:   "И   бе   видете   страшно   в   голых доспехах, яко вода солнцу светло сияющу" (Лаврентьевская летопись). Кольчуги   на   Руси   были   очень   распространены   и   применялись   не   только дружиной,   но   и   незнатными   воинами.   Помимо   кольчуг,   применялись ламеллярные доспехи. Их появление относится к IX—X веку. Такой доспех делался   из   железных   пластин   формы,   близкой   к   прямоугольной,   с 6 несколькими отверстиями по краям. Через тщимся книзу подолом, иногда — с   рукавами.   По   данным   археологии,   в   IX—XIII   веках   на   4   кольчуги приходился 1 ламелляр, при этом на севере (особенно в Новгороде, Пскове, Минске) пластинчатые доспехи были более распространены. А позднее они даже вытесняют кольчуги. Имеются сведения и об их экспорте. Применялись также чешуйчатые доспехи, представляющие собой пластины размером 6 на 4—6 см, укреплённые за верхний край к кожаной или матерчатой основе. Существовали и бригантины. Для защиты рук с конца XII — начала XIII века используются  створчатые наручи. А в конце XIII века появляются ранние зерцала — круглые бляхи, одеваемые поверх доспехов.  В среднем, длина каждой пластины составляла 8—10 см, а ширина — 1,5—3,5 см. На доспех их уходило   более   500.   Ламелляр   имел   вид   рубахи   длиной   до   бёдер,   с расширяразрезным   воротом.   В   конце   XII   —   начале   XIII   века   появляются кольчуги из плоских колец — их диаметр 13—16 мм при ширине проволоки 2 —4 мм и толщине 0,6—0,8 мм. Эти кольца сплющивались с помощью штампа. Такая   форма   увеличивала   площадь   прикрытия   при   том   же   весе   доспеха. Однако   кольчужные   плетения   использовались   и   для   других   целей   — примерно тогда же появляются кольчужные чулки (нагавицы).  Шлемы, по данным археологии, в широкое употребление входят с  X  века, причём археологических находок шлемов (как и кольчуг) на Русь приходится больше,   чем   на   какую­либо   другую   страну   Европы.   Поначалу   это   были конические   шлемы   норманнского   типа,   пришедшие   в   Европу   из   Азии. Данный тип не получил на Руси широкого распространения и был вытеснен сфероконическими шлемами, которые появились примерно тогда же. Это были шлемы  черниговского типа, клепанные из четырёх частей железа, и, зачастую, богато украшенные. Встречались и другие виды сфероконических шлемов. А большинство шлемов снабжалось бармицей. 7 Крупногабаритные щиты были защитным вооружением ещё древних славян, однако   их   конструкция   неизвестна.   В   X   веке   же   были   распространены круглые   плоские   деревянные,  обтянутые   кожей   щиты   с   железным умбоном.  С   начала   XI   века   распространяются  миндалевидные   щиты, удобные для всадников.  В   IX­X   веках   сложился,   по   существу,   новый   комплекс   боевых   средств, который   в   течение   последующих   веков   претерпел   постепенные   изменения. Молодое государство выдвинуло многочисленную и, в значительной степени,   оснащенную   всеми   видами   тогдашних тяжеловооруженную   армию, наступательных и защитных средств. На полях сражений появились отряды­ полки,   сражавшиеся   в   организованном   боевом   порядке,   по   определенным тактическим правилам.  В   начальный   период   существования   Киевской   державы   военные   действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси ­кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в   середине   и   во   второй   половине   X   века   к   выдвижению   на   первый   план конницы,   в   дальнейшем   подразделившейся   на   легкую   (лучников)   и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника ­ копье, лук и стрелы, меч и сабля. Растущее   преобладание   кавалерии   не   означало,   однако,   что   пехота   вовсе исчезла. В оснащении пехотинцев, также часто подразделявшихся на лучников и копейщиков, особенно популярным был топор. §2 От нашествия татаро­монгол до стрельцов. В XII ­ первой половине XIII века убыстряется темп развития боевой техники. С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляется шлем с полумаской и круговой бармицей, полностью 8 закрывавшими   лицо,   массивная   длинная   сабля,   тяжелый   меч   с   длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитной одежды свидетельствует   распространившийся   в   XII   веке   прием   таранного   удара копьем. Утяжеление снаряжения не было таким значительным, как в Западной Европе, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.  Собственно боевая одежда, по древнерусским понятиям,   именно   она   ­   без   шлема   ­   и называлась доспехом; позднее этим термином стало   называться   все   защитное   снаряжение воина. Среди боевых прикрытий тела кольчуге долгое   время   принадлежало   бесспорное первенство. Она использовалась с X по XVII век.  С   начала   XII   века   главными   для   русских ратников войнами становятся оборонительные битвы с кочевниками. В связи с этим на Руси доспехи не становятся такими тяжелыми и неподвижными, как это характерно для Западной Европы: бои с кочевыми   всадниками   требовали   быстрого   маневрирования   и   подвижности русского ратника.  Главную роль на полях сражений играла конница. Однако впереди конницы зачастую выступала пехота, начинавшая сражение. Для XII века характерны смешанные   пехотные   и   конные   бои,   происходившие   у   стен   и   крепостей городов. Пехотинцев ­ "пешцев" ­ использовали при защите городских стен и   прикрытии   тылов   конницы,   для   проведения   необходимых ворот, транспортных   и   инженерных   работ,   для   разведывательных   и   карательных вылазок.  9 Вооружались   пешцы   разнообразными   видами   оружия   ­   метательными, рубящими   и   ударными.   Их   одежда   и   вооружение   в   целом   были   более простыми   и   дешевыми,  чем   у   дружинников,  так   как   отряды   пехотинцев   в массе своей формировались из простонародья ­ смердов, ремесленников, а не из профессиональных воинов. Оружием пещца были походный топор, тяжелое копье и сулица, дубина и рогатина. Доспех на пешце был чаще кольчужный, а то и вовсе никакого. Щиты пехотинцы XII века употребляли и круглые, и миндалевидные. С конца XII века вид кольчуги изменился. Появились кольчуги с длинными рукавами, длиной до колен, с кольчужными чулками ­ "нагавицами". Теперь кольчуги   стали   изготавливаться   не   из круглых,   а   из   плоских   колец.   Такие кольца   делались   из   круглой   железной проволоки,   а   затем   сплющивались   при помощи   специального   железного штампа.  Кольчуга XIII века состояла из плоских   Наиболее колец   разного   размера. крупные   кольца   располагались   в   виде прямоугольников   на   спине   и   груди; более мелкие кольца покрывали плечи, бока, рукава и подол кольчуги. Правая сторона   подполка   кольчуги   плелась   из толстых, массивных колец. Когда кольчугу застегивали, она прикрывала левый подполок, сплетенный из более тонких колец. Ворот был квадратным, разрезным, с неглубоким вырезом. По своему внешнему виду такая кольчуга напоминала рубашку с рукавами и квадратным 10 воротом.   Шею   и   верхнюю   часть   груди   воина   прикрывало   специальное кольчатое ожерелье ­ "бармица", которое было связано со шлемом.  Кольца, из которых делалась подобная кольчуга, были двух видов: клепанные, а также сеченные из листа железа и прокованные в виде небольших шайб с эллипсовидным сечением. Всего на кольчугу уходило около 25 тысяч колец. Кроме   кольчуг,   на   Руси   была   принята,   но   до   XIII   века   не   преобладала, защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по   XV   век,   чешуйчатые   ­   с   XIII   по   XVII   век.   Последний   вид   доспеха отличался особой эластичностью. В том же XIII веке распространяется ряд таких,   усиливающих   защиту   тела   деталей,   как   поножи,   наколенники, нагрудные зерцальные бляхи, наручи.  Пластинчатый   доспех   ­   это   состоящая   из металлических   пластин   броня   для   прикрытия тела воина. Пластины такой брони могли быть   разнообразными:   квадратными, весьма полукруглыми,   широкими   прямоугольными, узкими продолговатыми, толщиной от 0,5 до 2 мм.   На   пластинах   делалось   несколько небольших   дырок,   через   которые   пластины нитками   или   ремешками   прикреплялись   к кожаной   или   матерчатой   основе.   На   более древних панцирях основы не было, пластины связывались только друг с другом, и панцирь надевался   на   толстую   стеганую   куртку   или   кольчугу.   Все   пластины   были выпуклыми и надвигались одна на другую, что усиливало защитные свойства доспеха.  Панцири   такой   системы   ­   "ременного   скрепления"  ­   бытовали   на   Руси   до конца XV века.  11 "Выдасть печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы, он же дасть ему бронь, щит, мечь", ­ так упоминались древние брони в "Повести временных лет".  Хорошо защищенный панцирем всадник мог даже не иметь в руках рубящего оружия. Для конника весьма существенным оружием стали булава и кистень, которые   давали   возможность   быстро   наносить   оглушающие   удары   и стремительно продолжать сражение в другом месте боя. В   1237­1241   годах   на   Русь   обрушились   полчища   хана   Батыя.   Завоевание затормозило   развитие   страны,  но  не  подавило   самостоятельности   русского военного   дела   и,   более   того,   способствовало   его   ускоренному   прогрессу. Военные   перемены   того   времени   характеризуются   усилением   значения пехоты, растущим применением средств дальнего боя ­ луков, самострелов, камнеметов,   ускоренным   преобразованием   кольчатой   защитной   одежды   в пластинчатую.  Во второй половине XIII­XIV веках сохраняется во многом восходящая от домонгольского   периода   общеевропейская   линия   развития   русского вооружения. Появились: колющий меч, более изогнутая, чем веком раньше, сабля, создается законченная система наборного доспеха, распространяются треугольный щит, топоры­булавы, шестоперы, самострелы. Наряду со шлемом традиционной   сфероконической   формы   входит   в   употребление   невысокое куполовидное изголовье ­ шишак.  Около   1380   года   на   Руси   появилось   огнестрельное   оружие.   Однако традиционное   холодное   оружие   ближнего   и   дальнего   боя   сохранило   свое значение. Пики, рогатины, шлемы, панцири, круглые щиты, булавы, кистени, шестоперы   и   в   период   употребления   огнестрельного   оружия,   в   течение двухсот   лет,   практически   без   существенных   изменений   сохраняются   на вооружении.  12 Девять столетии (с IX по XVII век) над созданием и усовершенствованием защитного   и   наступательного   вооружения   трудились   мастера­оружейники русских городов.  Разнообразное   и   совершенное   вооружение   немало   способствовало   ратным подвигам   и   боевой   славе   русских   воинов,   в   течение   веков   отстаивавших свободу  и  независимость   своей  Родины.  К сожалению, красочные   издания, посвященные древнерусским доспехам и оружию, редки.  Московский   художник   Владимир   Семенов,   уже   известный   своими иллюстрациями   к   "Слову   о   полку   Игореве",   а   также   сериями   открыток, посвященных истории Москвы, обратился на этот раз к русскому доспеху. В своих   работах   он   как   бы   оживил   страницы   прошлого,   изобразив   русских воинов   в   привычной   для   них   обстановке,   в красочном и достоверном боевом убранстве.  "Некоторые,   ­   писал   о   московских   всадниках Герберштейн, посол германского императора при дворе Ивана III, ­ имеют кольчатый панцирь и нагрудный доспех, состоящий из соединенных вместе колец пластин,   расположенных   наподобие   рыбьей чешуи".   Такой   доспех   назывался   "бехтерцом", или "бахтерцом" (от персидского "begter" ­род и доспеха).   Бахтерец   набирался   из   расположенных   вертикальными   рядами продолговатых   пластин,   соединенных   кольцами   с   двух   коротких   боковых сторон. Боковые и плечные разрезы застегивались пряжками или ремнями с металлическим наконечником. Для изготовления бахтерца использовалось до 1500   пластинок,   которые   монтировались   таким   образом,   чтобы   создать двойное или тройное покрытие. К бахтерцу наращивался жемчужный подол, а иногда ворот и рукава. Средний вес такого доспеха достигал 10­12 кг, а длина ­ 66 см.  13 Если бахтерец в XVI­XVII веках получает на Руси широкое распространение, то   щит   в   это   же   время   свое   боевое   назначение   утрачивает,   становится парадно­церемониальным   предметом.   Это   относится   и   к   щиту,   навершие которого состояло из металлической "руки" с клинком; в эту "руку" входила левая   рука   воина.   Такой   вид   щита   с   клинком,   называвшийся   "тарч"   (от арабского   "туре"   ­   "щит"),   употреблялся   при   обороне   крепостей,   но встречался крайне редко. §3 Стрельцы Ивана Грозного. Русские летописи сообщают, что в 1550 году (а это век XVI) царь Иван IV (Иван Грозный) "Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи   человек,   а   велел   им   жити   в   Воробьевой   слободе...".   Говоря современным   языком,   Иван   Грозный   сформировал   на   контрактной   основе постоянный стрелковый полк численностью в три тысячи человек и определил ему местом дислокации Воробьеву слободу. Следовательно, в середине XVI века в России существуют части регулярной армии. Английский купец того времени,   торговавший   в   Москве   Д.Горсей   пишет:"...Московские   стрельцы очень   опрятно   одеты   в   бархатные,   разноцветные   шелковые   и   стамедные одежды   разных   цветов...   тысяча   стрельцов   в   красных,   желтых   и   голубых одеждах".   Не   вполне   четкое   описание   единой   униформы,   но   однозначно отрицать ее наличие тоже нельзя. Датируемые 1599 годом записи англичанина В.Парри позволяют однозначно утверждать ­ в конце   XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: "...гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны...". Была ли она единообразна и по покрою, утверждать не беремся, но вот описание русских стрельцов, данное в 1606 году неким Паерли :"...были построены в два ряда пешие московские стрельцы до 1000 человек в красных суконных кафтанах с белой на груди перевязью...".   Сохранившиеся   рисунки   начала   XVII   века   позволяют 14 однозначно утверждать, что в это время стрельцы имели единую по покрою униформу,   цвет   которой   зависел   от   полка.   Представляем   реконструкцию рисунка, изображающего московских стрельцов в 1613 году. Из   него   видно,   что   оба   стрельца   одеты   в одинаковые   по   покрою   и   украшениям кафтаны. Цвет кафтанов и сапог разный, но единое   вооружение   и   амуниция.   Оба   имеют   шлемы, одинаковые   металлические одинаковые фитильные ружья (пищали), сабли и  бердыши.  Через   плечо   одинаковые   ремни  с подвешенными   к   ним   деревянными пенальчиками   для   пороховых   зарядов.   Эта амуниция называлась "берендейка". Бердыши   как   древковое   холодное использовались   оружие, так и как подпорка для тяжелого фитильного ружья при стрельбе. Фитильное ружье того времени имело калибр 22 мм. и весило до 8 кг. Разные цвета   кафтанов   и   сапог   при   едином   покрое   и   украшениях,   одинаковости вооружения и аммуниции достаточно точно показывают, что эти два стрельца принадлежат к разным стрелецким полкам.    По утверждениям М.М.Хренова военное обмундирование стрельцов начала  XVII века состояло из длинного платья типа ферязи с отложным воротником,  шапки с меховым околышем либо железного шлема, перевязи (берендейки)  белого цвета, носимой строго через левое плечо. Заметим, считается, что впервые в Европе единообразную и обязательную для всех   униформу первыми надели солдаты английской парламентской армии Кромвеля в 1645 году, а вообще, считается, что армейская униформа стала рапространяться по Европе из Франции примерно с 1670 года. Однако, здесь мы отчетливо видим, что в России униформа появилась еще в середине XVI 15 века, а   середине XVII, когда просвещеная и передовая Европа стала одевать своих солдат в униформу, для России она была давно привычной армейской одеждой. Первые   изображения,   которые   однозначно   идентифицируются   как   московских   стрельцов изображения   датируются   серединой   XVII   века,     когда   эту   униформу   в   своей   работе,   русской   военной   униформы     руским   вооруженным   силам, посвященной   зарисовал   и   описал   австриец   Кемпфер: "...кафтаны их были довольно нарядны, у одного полка из светло­зеленого, а у другого из темно­ зеленого сукна, застегнутые по русскому обычаю на   груди   золотыми   шнурками   длиною   в   одну четверть...". Наиболее подробно и точно описал униформу московских стрельцов шведский офицер Э.Пальмквист, служивший  русскому царю в 1674 году. Шапка: Бархатная с высоким колпаком и меховым околышем. Цвет колпака зависит от полка. Мех у рядовых стрельцов овчинный, у офицеров (начальных людей) соболинный. На передней части колпака у офицеров золотая эмлема в виде короны. Верхний кафтан: Восточноевропейского типа, застегивается справа налево на шарообразные или плоские круглые золоченые пуговицы. Петлицы цветного (по полку) шнура с кистями по концам. У офицеров часто из золотого или серебряного   шнура.     Число   рядов   петлиц   и   пуговиц   регламентирется   по полкам.   Иногда   вместо   шнуров   золотой   или   серебряный   галун.   Воротник стойкой.   По   бокам   на   полах   небольшие   разрезы,   застегивающиеся   на   три пуговицы с такими же петлицами. Длина кафтана немного выше щиколоток. Такой же кафтан для холодного времени подбивался овчиной или мехом и 16 имел меховой шалевый воротник, меховую оторочку низа рукавов. В верхней части обеих рукавов проделаны прорехи, оттороченные мехом.   Кафтан   подпоясывается   матерчатым   кушаком   из цветной ткани (по полкам), у офицеров кушак  с золотым шитьем,   бахромой   и   кистями   на   концах.   Перчатки коричневой   кожи   с   мягкими   крагами,   у   офицеров перчатки     с   жесткими   крагами   и   украшены   золотым шитьем   и   бахромой.  Зипун:   Надевается   под   кафтан. Имеет   цвет   одинаковый   с  кафтаном.  Цвет   одинаковый   с кафтаном. Застегивается на такие же пуговицы. Воротник стойкой или без воротника.   Длина   выше   колен.   У   офицеров   воротник   и   борта   отделаны золотым или серебряным галуном. Штаны: (порты) прямого покроя узкие в коленях, длиной до середины голени. Цвет не регламентируется. Украшений нет.  Сапоги:  Кожаные   цвета,   присвоенного   данному   полку,   с   каблуками. Высота до колен. На рисунке изображены слева два офицера, о чем свидетельствуют короны на шапках,   кушак   с   кистями,   трость   вместо   ружья   и   бердыша;   справа   два ярдовых   стрельца.   Все   четверо   принадлежат   к   разным   полкам.   Офицеры, одеты   дополнительно   в   нерегламентируемые   меховые   плащи,   которые   они могли носить взамен кафтана на меховой подкладке. Однако,   это   расцветки,   так   сказать,   парадной   одежды.   Для   выполнения повседневных   обязанностей,   военных   походов   стрельцы   надевали   полевую униформу. в те времена называемому "носильное платье". Имея, тот же самый покрой, что и вышеописаннная, нсильная одежда шилась из сермяжной ткани серого, черного, коричневого или вообще неопределенного цвета. 17 Знаков   различия офицеров   по   чинам   (а   таковые   к этому   времени   уже   имелись)   у Стрельцов не существовало. Впрочем,   книга   "Энциклопедия   военного костюма.   Европейский   солдат   за  300   лет. 1618­1918" приводит изображение   офицера из   стрелецкого   полка   Степана   Янова   в строю,   имеющего   в   отличие   от   рядовых стрельцов   вместо   ружья   протазан   с государственным гербом и красной кистью, символ   своего   должностного   положения. как Если учесть, что с 1719 года в армии Петра Великого   чины офицеров в строю различались по цвету кисти протазана: *подпоручик ­ зеленая; *поручик ­ красная; *капитан­поручик ­ синяя; *капитан ­ белая; *майор ­серебро с золотом; *подполковник ­ серебро; *полковник ­ золото, то   можно   предположить,   что   и   в   XVII   веке   в   стрелецких   полках   чины офицеров различались примерно по этому же принципу. Тогда перед нами пятидесятник или что­то вроде современного старшего лейтенанта. Да и то сказать, только в середине XIX века в Русской Армии знаки различия званий появились   на   эполетах.   До   этого   в   некоторых   случаях   чины   можно   было различить   по   горжетам   (офицерский   шейный   знак),   которые   офицеры надевали лишь при определенных видах формы. 18 Обмундирование   стрельцы   получали   от   казны   или   шили   в   полках   по утвержденным   образцам   из   материи,   получаемой   опять   таки   из   казны. Обмундирование   должно   было   выдаваться   ежегодно.   Всеми   делами стрелецких   полков   ведал   так   называемый   Стрелецкий   Приказ   (прообраз современного   Главкомата   Сухопутных   войск).  Э.Пальмквист   сохранил   для нас   расцветки   униформы     четырнадцати   из   двадцати   стрелецких   полков, имевшихся в Москве к 1674 году. Полки именовались по именам командиров ( приложение 1). Наряду со стрельцами, солдатами и другими «непременными»   (т.е.   регулярными) войсками допетровской Руси, артиллеристы того   времени   делились   на   Московских   и менее   привилегированных   Городовых.   Они получали от казны жалованье, вооружение, и, по   крайней   мере   во   2­й   пол.   XVII   в., снабжались единообразным платьем. Кафтаны   пушкарей   по   покрою   вряд   ли   отличались   от   стрелецких   или солдатских, но поверх них пушкари — как московские, так и городовые, — носили   еще   особые   металлические   круги   —   так   называемые   аламы   или зерцала, которые представляли собой остаток полного зерцального доспеха. Аламы состояли из двух стальных, жестяных либо медных кругов с чеканным, прорезным, рисованным изображением или позолотой (у городовых пушкарей, скорее всего, просто   гладкие). Крепили  их  на груди  и  спине  посредством 19 ремней   с   пряжками.   В   парадном   варианте   ремни   были   обшиты   бархатом разных цветов. Нагрудные   знаки   артиллеристов   часто   упоминаются   в   описаниях торжественных приемов иностранных посольств в Москве. Так, в 1667 г., при встрече польских послов, «вся дворцовая площадь была уставлена пехотой, перед которой стояли орудия большого калибра с прислугой, у каждого из коих висел на груди блестящий  знак...» В I674 г. Э.Пальмквист в разделе своих записок, озаглавленном «Наблюдения и заметки о русской артиллерии», дал такие подписи к рисункам V и VI: «изображает размещение пушкарей и орудий   во   время   въезда   послов   в   стены   Кремля;   груди   пушкарей   были украшены вызолоченными щитами с изображением царского герба, такие же щиты были поставлены перед каждым орудием между пушкарей...». В XVII столетии появляются стрельцы, которые, составляя уже нечто вроде постоянного   войска,   имеют   и   однообразную   одежду,   сначала   красную   с белыми   берендейками   (перевязи),   а   потом,   при   Михаиле   Феодоровиче, разноцветную;   жильцы   имели   дорогие   терлики   и   парчовые   шапки; впоследствии   являются   еще   конные   жильцы,   у   которых   были   крылья   за плечами. Рынды, составлявшие почетную стражу царей, одевались в кафтаны и ферязи из шелка или бархата, отороченные мехами, и носили высокие шапки из рысьего меха. 20 1. Пеший  жилец   XVI   ­ XVII века. 2. Рында XVI ­ XVII столетия. 3. Стрелец начала XVII века.   4. стрелецкого Офицер полка   середины XVII столетия. царе   При Алексее Михайловиче стрельцы одевались в длинные кафтаны из сукна с большими отложными   воротниками   и   застежками   в   виде   шнуров;   на   ногах   высокие сапоги, на голове шапка в мирное время мягкая, высокая, отороченная мехом, в   военное   —   круглая   железная.   Полки   различались   между   собой   цветом воротников,   шапок   и   иногда   сапог.   Начальствующие   лица   имели   кожаные рукавицы и посохи, служившие в то время вообще знаком власти. Солдатские и наёмные иноземные полки также одевались наподобие стрельцов. Разумеется,   что   Русская   армия   XVII   века   состояла   не   из   одних   только стрелецких полков. Кроме них имелись еще наемные иноземные части или полки   иноземного   строя,   набираемые   из   иностранцев.   Это   пехотные солдатские   полки,   конные   рейтарские   полки,   конные   драгунские   полки. Кроме них продолжала существовать и иррегулярная дворянская поместная конница и иррегулярные казачьи части. К последней четверти XVII века от иностранных наемников стали постепенно отказываться и заменять их в полках иноземного строя русскими людьми. Эти полки   уже   называли   солдатскими   полками   нового   строя.   Сведений   об   их униформе   не   имеется.   Набор   и   в   эти   полки   осуществлялся   по добровольческому принципу. 21 Выводы к 1 главе Итак, мы видим, что   задолго до Петра I в России сложилась регулярная армия,   имевшая   определенные   штаты,   единую   униформу,   единообразное вооружение, офицерский состав, стройную вертикаль власти. Добавим, что еще в начале XVII века Онисим Михайлов составил "Устав ратных, пушечных и   иных   дел",   т.е.   Русская   армия   имела   и   единые   боевые   уставы.   Был выработан   и   добровольческий   принцип   комплектования   войск. Комплектование стрелецких полков осуществлялось на добровольной основе из вольных людей, причем сложилось целое сословие военно­служилых людей, т.к.   служба   в   стрелецких   полках   быстро   стала   наследственным   семейным делом. 22 Глава II.  Российская империя. Военная реформа Петра I. §1. Пехотные полки. Военная форма ­ это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной,   прочной,   практичной   и   легкой,   чтобы   человек,   несущий   тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и   своего   рода   визитная   карточка   любой   армии.   С   тех   пор   как   униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока.  Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Но у воинского одеяния было еще одно функциональное назначение ­ то, которое оправдывало   яркость   его   расцветки,   ­   облегчить   командование   боевыми порядками   на   поле   боя.   Для   того   чтобы   командиры   могли   разбираться   в 23 обстановке,   их   подчиненные   должны   были   носить   мундиры,   не   только издалека заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название "униформа") своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи... Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но   основные   цвета   оставались   традиционными:   у   англичан   красные,   у французов синие, у австрийцев белые, у русских... О русской военной форме мы расскажем подробнее.  В русской армии единообразная форма одежды для войск  была введена в период реформ конца XVII ­ начала XVIII века, в правление Петра I. Целью российского   царя   Петра   Великого,   которой   были   подчинены   все экономические и административные ресурсы империи, было создание армии, как эффективнейшей государственной машины.  Армию, которую унаследовал царь Петр, с трудом воспринимавшую военную науку современной ей Европы, армией можно назвать с большой натяжкой, а кавалерии в ней было значительно меньше, чем в армиях европейских держав. Известны   слова   одного   из   русских   дворян   конца   XVII   века:   «На   конницу смотреть стыдно: лошади негодные, сабли тупые, сами скудны, безодежны, ружьем владеть не умеют; иной дворянин и зарядить пищали не умеет, не только   что   выстрелить   в   цель;   убьют   двоих   либо   троих   татар   и   дивятся, ставят   своим   успехом,   а   своих   хотя   сотню   положили   ­   ничего.   Многие говорят:   «Дай   Бог   великому   государю   служить,   а   саблю   из   ножен   не вынимать».» А Брунсвикский посланник Вебер, живший в то время в России, характеризовал поместную конницу как «достойную сожаления толпу»... 8 ноября 1699 года царь Петр начал формирование новой армии по западному образцу, а к моменту своей смерти в 1725 году Петр Великий сумел вывести 24 Россию   в   ряд   ведущих   государств   и   создал   военную   машину,   которая Европе. изменила баланс сил       в   В конце января 1700 года в селе Преображенском под Москвой были созданы два новых драгунских полка, организация и обучение которых были поручены офицерам­саксонцам   ­ двум   полковнику   Иоахиму   Гулицу   и полковнику Шневенцу.  Одежда   Преображенского   полка состояла   из   следующих   основных частей.   Под   кафтан   надевали   более короткий   камзол.   На   ноги   надевали   штиблеты   или   тупоносые чулки, башмаки.   Вокруг   шеи   завязывали черные   галстуки,   на   руки   натягивали кожаные   или   лосиные   перчатки.   От непогоды   спасали   суконная   епанча (плащ)   и   головной   убор:   сначала медвежья   шапка   с   красным   верхом,   а   позже   черная   валеная   шляпа   — треуголка (3 — офицер в шляпе и епанче). Лейб­гвардии   Преображенский   полк   состоял   из   четырех   фузелерных батальонов,   одной   гренадерской   и   одной   бомбардирской   рот.   Фузелеры одевались в темно­зеленые с красными обшлагами кафтаны, красные камзолы и   штаны,   зеленые   чулки;   епанча   имела   тот   же   цвет,   что   и   кафтан   (2   — рядовой). Унтер­офицеры (капралы, подпрапорщики, каптенармусы, сержанты) имели такое же обмундирование, но с золотым галуном на обшлагах и вокруг шляпы. Офицеры   (прапорщик,   подпоручик,   поручик,   капитан­поручик   и   капитан) носили   одинаковую   с   нижними   чинами   по   покрою   и   цвету   одежду,   но   с 25 некоторыми отличиями: на кафтане и камзоле по борту и краям обшлагов и карманных клапанов, вокруг шляпных полей — золотой галун; вызолоченные пуговицы;   зеленый   подбой   кафтана;   белый   галстук;   на   шляпе   плюмаж   из белых   и   красных   перьев.   В   парадном   строю   офицеры   надевали   большие парики,   бывшие   тогда   в   Европе   в   большой   моде. §2. Артиллерийские полки. Нижние   чины   артиллерийского   полка   носили:   красный   кафтан   с   синими обшлагами, оторочками петель и подбоем; красные штаны и камзол; епанчи синие;   черный   галстук,   чулки   синие   либо   синие   с   белыми   продольными полосами; тупоносые сапоги или башмаки. Головным убором у бомбардиров (   служила   кожаная   шапка,   как   у   гренадеров­гвардейцев,   но   без   перьев   и задника, с тремя медными гренадами по бокам тульи и сзади. Остальные чины имели   шляпы   или   картузы.   Фузелеры­артиллеристы   от   бомбардиров отличались головным убором. Артиллерийские офицеры носили кафтан, камзол и штаны красного цвета, синие   епанчи;   первые   три   были   с   вызолоченными   пуговицами,   а   епанча   с вызолоченным   крючком   и   петлею;   галстук   и   чулки   белые;   башмаки тупоносые; шляпа обшивалась золотым галуном. Привилегией офицеров было ношение   нагрудных   знаков   («горжетов»)   в   форме   широкого   полумесяца: серебряного у младших офицеров (от прапорщика до капитана), золоченого у старших, а также шарфы, плетенные из красных, синих и серебряных нитей. Шарф либо завязывался узлом на поясе у левого бедра двумя кистями, либо перекидывался через правое плечо и таким же образом завязывался на левом бедре . Первые годы Северной войны офицеры не носили ни нагрудных знаков, ни трехцветных   шарфов.   Для   большинства   из   них   даже   золотой   галун   был роскошью, и им обычно обшивались треугольная шляпа, портупея, перевязь 26 лядунки.   Представляя   себе   армию   Петра   1,   следует   иметь   в   виду,   что количество   суконных   мануфактур   в   России   того   времени   было   мизерным; покупка   сукна   за   границей   стоила   очень   дорого.   Поэтому   цвета обмундирования встречались самых разнообразных оттенков. Случалось даже, что целые части вынуждены были носить одежду из некрашеного домотканого серого   полотна.   Тем   не   менее,   установленные основные   цвета, Петром   I   для   всех   родов   войск, просуществовали почти весь X VIII в. §3. Драгунские  полки. Зимой   1699­1700   годов,   при учреждении   царем   Петром   двух новых драгунских полков, им была положена униформа«францужского фасона»,   то   есть,   сразу   же   при формировании   русские   драгуны получили   униформу,   которая   не   отличалась   по   сути   от   одеяния   драгун европейских   армий.   При   этом   поместная   столичная   и   провинциальная кавалерия сохранила свою старую одежду «русского» стиля, так же, как и иррегулярная кавалерия. Как   и   в   пехотных   «новоприборных»   полках,   цвет   драгунских   кафтанов оставался на усмотрении полковых командиров. Их решение определялось по большей   части   доступностью   ткани   того   или   иного   цвета   и   стоимостью «постройки» самих мундиров. Покрой униформы был установлен единым для всей армии, и как пехотинцы, так и драгуны носили в общем одинаковую одежду. 27 Кафтан полагался длиною до колена. Воротник в виде очень низкой стойки или   отложной.   Рукава   с   большими   обшлагами,   с   тремя   обшлажными пуговицами.   Обшлага   и   обшивка   петель   кафтана   из   сукна   «приборного» (полкового) цвета.  На   полах   кафтана   ­   два   больших   кармана   с   «зубчатыми»   клапанами   и четырьмя   небольшими   оловянными   пуговицами,   13­16   оловянных   пуговиц нашивались по борту мундира.  Камзол, который носили под кафтаном, имел такой же покрой, но был уже и короче, а также не имел воротника и обшлагов. По борту камзол застегивался на  18  пуговиц;   еще   по   три   пуговицы   нашивалось   на   каждом   рукаве,   и   по четыре ­ на кармане. 1.Рядовой 2.Рядовой   Конно­ носили данной ­ 3. с 4. полка. Ингерманландского драгунского полка.  гренадерского   полка   Кропотова.   Конные   гренадеры кафтаны   и   шапки­митры,   подобные   униформе, гренадерам   пехоты.   Цвет   кафтанов   и   шапок определял командир полка. В полку фон дер Роппа митры и кафтаны были красными, а в полку Рожнова зелеными.   Барабанщик   Ингерманландского   драгунского полка.От   барабанщиков   пехоты   драгунских музыкантов отличали только кавалерийские сапоги ботфортами.   Прапорщик   Ингерманландского   драгунского униформы   от Основным   отличием   драгунской «солдатской»   была   обувь.   Вместо   башмаков каждый   драгун   получал   по   паре   тяжелых   черных   кавалерийских   сапог­ ботфортов с квадратными носками. В пешем строю ботфорты можно было отвернуть   вниз.     Под   сапоги   драгуны   надевали   белые   шерстяные   чулки длиною до колена, которые удерживались  черными кожаными подвязками. Цвет галстуков и накидок­епанчей в драгунских полках варьировал еще шире, чем   в   пехотных.   Все   же,   по­видимому,   преобладали   епанчи   и   галстуки 28 различных   оттенков   красного   цвета.   Однако   и   здесь   выбор   оставался   за полковником.  Кожаные перчатки с крагами, палевого цвета, чаще надевали в коном строю. Грубые перчатки давали некоторую защиту от удара вражеской шпаги, но затрудняли обращение с фузеей и пистолетом. Головные уборы, как и в пехоте, были разнообразны. Некоторые полки получили черные шляпы­ треуголки, в других солдаты носили более дешевые картузы («карпузы») с отделкой полкового цвета. Конные гренадеры получили гренадерские шапки­ митры, подобные тем, что были даны гренадерам пехоты. Никаких особых отличий по полкам не существовало. Разнообразие цветов и оттенков   униформ   в   полках,   да   еще   в   дыму,   пыли   и   грязи   сражений, приводило к серьезным конфузам. Известна история о том, как в одном из боев, выравнивая ряды для следующей атаки, шведские гвардейские драгуны обнаружили в своем строю шесть русских драгун, встающих на места в их эскадроне: солдаты спутали свой эскадрон с вражеским... Некоторое представление о разнообразии униформ русских драгун первого десятилетия XVIII века дает следующая таблица (приложение 2). И   лишь   в   1720   году,   с   введением   униформы   нового   образца,   были   четко определены   положенные   цвета.   Русские   драгуны   отныне   получили   синие кафтаны с белым отложным воротником и красными обшлагами, отворотами фалд и обшивкой петель. Под   кафтаном   полагалось   носить   светло­коричневый   камзол.   Короткие штаны, цвета камзола, полагалось носить поверх синих шерстяных чулок.  Униформу дополняли красные шейные галстуки и епанчи. 29 1.Рядовые линейного драгунского полка. Солдаты   одеты   в   мундиры   нового   образца, установленного   в   1720   году.   Кафтаны   имеют отложные   воротники   и   упрощенные   карманные клапаны. Мундиры такого типа носили вплоть до 1735 года.  2.Рядовой   гарнизонного   драгунского   полка. Гарнизонные   драгуны   в   продолжение   всего царствования   Петра   Великого   продолжали носить   кафтаны   образца   1700   года.   Под кафтаном солдат носит серый рабочий камзол (во время работ кафтаны полагалось снимать).   3.Прапорщик линейного драгунского полка. Даже   прапорщикам,   носителям   самого   первого   офицерского   звания, разрешалось   украшать   униформу   по   их   желанию.   Эта   свобода   в   выборе офицерских   униформ   была   ограничена   лишь   после   смерти   Петра   I.   Для отличия от солдат офицеры украшали мундиры золотым шитьем или галунами и надевали трехцветные шарфы и серебряные горжеты.  30 Выводы к 2 главе   Созданное   по   образцу   западноевропейского,   обмундирование   у   пехоты   и артиллерии   включало   в   себя   кафтан,   под   который   надевались   камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии ­ кафтан, камзол, лосины. Цвета   соответственно   были:   темно­зеленый   и   красный   в   пехоте,   синий   и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные.   Знаками   различия   для   офицера   служили   металлическая   пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.  Такова была основа, на которой развивалась военная форма в течение XVIII столетия.   Мундир   эволюционировал   по   пути   большого   разнообразия, функционального совершенствования и зачастую неоправданного усложнения. Усилившееся   разнообразие   вызывалось   появлением   новых   разновидностей войск.   Так,   если   регулярная   кавалерия   петровского   времени   состояла   из одних только драгун, то позднее были учреждены карабинеры, кавалергарды, пикинеры, конные егеря, легкоконные полки и т. д.  31 Глава III. Военная форма середины XVIII века до конца XIX века. Случилось  так, что после Петра I и до Петра III российский трон, кроме малолетнего Петра II, занимали женщины. И хотя Петром I была проведена европеизация военной одежды, но борьба за европейский вид воинства все еще не   утихала.   За   прошедшие   после   Петра   25­30   лет   неприятие   петровских униформистских “нововведений” еще не потеряло актуальность, хотя и стало глухим.   Противодействие   приобрело   вид   борьбы   за   самобытность   и национальные   интересы,   против   иностранного   засилья.   Употребление петровского   военного   мундира   стало   своеобразной   зримой   присягой   на верность   отечественным   интересам.   В   гвардейском   мундире   взошла   на престол   Елизавета,   позже   это   же   повторила   и   Екатерина.   В   этих психологических   условиях   затевать   какие­либо   перемены,   без   опоры   на заложенное Петром, означало сильно рисковать. Так, Екатерина II пишет: “В начале  царствования государыни  императрицы Елизаветы Петровны  издано было   повеление   управлять   все   дела   по   указам   родителя   ее,   Петра Великого...”Но,   по   существу,   вид   одежды   всегда   являлся   внешней маркировкой социальных перемен. Времена Бирона целиком связываются с засильем немцев и противоборством этому.   При   нем   форма   шляп,   холодного   оружия   и   пригонка   мундира требовались   на  “прусский   манир”.   Но   это   обезьянничание   нельзя   называть настоящими   реформами,   так   как   перемены   носили   характер   отдельных указаний,   не   связанных   общим   подходом.   С   приходом   Елизаветы целенаправленных   реформ   униформы   также   не   было.   Указывалось   (кроме некоторых перемен прикладного цвета) лишь шить мундиры “не долги” и “не широки”,   а   рукава   и   обшлага   обуживать.   С   целью   понудить   выполнять указания,  просто   уменьшали   отпуск   сукна   на  постройку  плащей,  мундира, камзола и штанов. Но, судя по повторяющимся требованиям в указах, армия, 32 привыкшая   к   просторным   петровским   мундирам,   не   спешила   перенимать нововведения, к тому же национальный костюм в России всегда отличался просторностью. Прибыв в Россию из Гольштейна в 1745 г. подростком, гольштинский герцог и наследник   русского   престола   Петр Федорович уже никогда не покидал ее. Его придворные   войска   имели   униформу Гольштинии,   расцветкой   и   элементами напоминавшую прусскую. Их численность с   1745   г.   постепенно   увеличивалась,   и особенно   через   10   лет,   после   постройки крепостицы   Петерштадт   в   Ораниенбауме. Расположенная   там   микроармия   Петра своеобразным Федоровича стала     полигоном для проектных преобразований в армии. Первоначально войска были составлены из выходцев из Германии, но за   долгое   время   существования   в   России   их   состав   обновлялся   и   стал довольно пестрым. С восшествием на престол Петра III в эти войска набирали уже из прибалтий цев, поляков и украинцев. Свои будущие военные реформы Петр   Федорович   первоначально   отрабатывал   на   своем   “потешном” гольштинском войске, которое в 1762 г. было представительством 7 пехотных полков и 6 конных. В прусской армии резкое укорочение и утеснение военных одежд произошло еще в 1720­е гг. Те же процессы прошли и в армиях европейских стран и внешний вид гольштинских мундиров не вызывал у них насмешек. Например, секретарь французского посольства Ж.Л. Фавье писал о Петре Федоровиче в 1761 г: “Вид у него вполне военного человека. Он застегнут в мундир такого 33 узкого   и   короткого   покроя,   который   следует   прусской   моде   еще   в преувеличенном виде”.    Взойдя на трон, Петр Федорович хотел придать современный модный вид униформе   российской   армии.  При   этом   он   не   менял   традиционного   цвета мундиров российской армии, не менял их покрой, он лишь сократил объемы тканей и изменил нашивные элементы. Успел ли он переодеть полностью хотя бы   гвардию   ­   вопрос   невыясненный.  Конечно,  льстивая   часть   придворного офицерства,   сразу   же   после   смерти   Елизаветы,   сама   начала   перешивать мундиры на гольштинский манер, так как намерения императора были хорошо известны. Этот факт засвидетельствовал Болотов в своих записках. Б. Миних пишет,   что   “Вместо   Кабинета   он   учредил   Комиссию...   Эта   Комиссия,   в которой  император  много  председательствовал,  сначала  занималась  только военными делами, и появился новый регламент Его Величества, названный "Строевой   устав"...”Безвременные   и   временщики.   Воспоминания   об   эпохе дворцовых   переворотов   (1720­60   гг.).   И   хотя   известно   много   рисунков, проектов,   сохранились   новые   гвардейские   мундиры   самого   Петра   III, головные уборы, портреты, но напечатанных государственных актов с новым регламентом по армейским мундирам издано не было, так как работы Военной Комиссии над армейской реформой в 1762 г. еще не были подытожены.  У   старого   елизаветинского   мундира   линия   карманов   и   шлиц   все   еще оставалась заниженной по отношению к талии. Полы кафтана и камзола были почти прямые, а не уходили назад, длина камзола была до половины бедра. Крупные   обшлага   сильно   отделяются   от   рукава   как   особый   его   элемент, мундир   был   однобортный   без   лацканов,   достаточно   просторный   и,   при желании,   мог   быть   легко   застегнут   на   все   пуговицы.   Рукава   мундира достаточно просторны, чтобы дать место рукавам камзола, штаны были также свободны. Сзади, в шлицах мундиров и сюртуков, были заложены глубокие складки, числом пять и глубиной у подола до 20­25 см каждая. 34 Согласно нововведениям  Петра III, полы мундира   укоротились   до   половины бедра,   а   камзол   почти   уже   У превратился   в   жилет. офицеров   камзол   стал   без рукавов   и   воротника   с   длиной пол   до   паха.   Рукава   мундира   а плотно   легли   по   руке, небольшие   обшлага   почти   составили   одно   целое   с рукавом, выделяясь лишь цветом. Штаны обузились и должны были лежать без складок, для чего натягивались по колену шнурком. Новый мундир, практически, уже не мог быть застегнут на   все   пуговицы,   и   едва   сходясь   на   груди,   полы   сразу   же   разбегались   в стороны, открывая живот. Складки шлиц сократились до трех, неглубоких и наполовину зашитых. Одно сокращение числа складок в шлицах до трех и уменьшение   глубины   до   5­10   см   давало   изрядную   экономию   средств государству  на  постройку  мундира.  Общее  “утягивание” ширины  мундира, камзола   и   штанов,   скашивание   назад   пол   мундира,   уменьшение   длины   и ширины обшлагов рукавов, уменьшение длины пол камзолов сантиметров на двадцать значительно дополняло общую экономию дорогого сукна. А в целом в силуэте нового мундира наметился переход, когда военный мундир русской армии стал более близок к силуэту мундира конца XVIII столетия, нежели к петровскому   кафтану.   Кроме   того,   из   сукна,   отпущенного   по   старым стандартам, можно было либо одеть больше солдат, либо сэкономить на этом деньги. Итак, задуманная реформа обмундирования была вполне оправдана экономически,   создавая   изрядную   экономию   денег.   Кроме   того,   она   была оправдана эстетически, создавая образ передовой армии.  35 Новые  мундиры  обзывали “кургузыми” или “куцыми”. Кстати,  в  подобные мундиры   были   одеты   пруссаки   ­   армия   противника   в   Семилетней   войне. Державин, позднее обласканный Екатериной, приезжал на   коронацию   Екатерины   в   Москву   в   гвардейском мундире,  сшитом   при   Петре  III.  В  записках,   стараясь затушевать свое хамелеонство, он иронично описывает свой   тогдашний   мундир:   “...будучи   в   мундире Преображенском,   на   голстинский   манер   кургузом,   с золотыми петлицами, с желтым камзолом и таковыми ж штанами   сделанном   с   прусскою   претолстою   косою, дугой   выгнутою,   и   буклями,   как   грибы   подле   ушей торчащими,   из   густой   сальной   помады   слепленными   щеголял   перед московскими жителями...” .    Форма обмундирования в царствование Екатерины II соблюдалась, особенно в гвардии, весьма неточно, да и в армии командиры частей позволяли себе самовольно изменять. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её   не   носили.   Все   это   вызывало   представления   об   изменении   формы обмундирования   войск,   которая   и   была   в   конце   царствования   Екатерины изменена   по   настоянию   князя   Потемкина,   говорившего,   что   «завиваться, пудриться, плесть косы — солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было сильно упрощено и сделано значительно удобнее; оно состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода; но в кавалерии и особенно в гвардии Форма обмундирования осталась по­ прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли 36 из обыкновенной формы обмундирования войск. В России погон появился на военной   одежде   при   Петре   I.   Использовать   погон   как   средство   отличия военнослужащих   одного   полка   от   военнослужащих   другого   полка   стали   с 1762   года,   когда   каждому   полку   были   установлены   погоны   различного плетения   из   гарусного   шнура.   Одновременно   была   предпринята   попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным. Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки,   просторные   шаровары,   сапоги   (бывшие   до   этого   только   у кавалеристов)   и   легкие   практичные   каски.   Тогда   же   обмундирование поменяло цвет на светло­зеленый.  Павел   I   затеял   военную,   как   впрочем   и   другие реформы,   не   только   из   собственной   прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина   в   полках,   звания   раздавались   не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой­то чин, к тому или иному полку. Многие же имея чин и получая жалование и вовсе   не   служили  (по   всей   видимости   в  основном этих­то   офицеров   и   уволили   из   штата).   Как   реформатор,   Павел   I   решил последовать   своему   любимому   примеру   —   Петру   Великому   —   как   и знаменитый   предок   он   решил   взять   за   основу   модель   современной европейской   армии,   в   частности   прусской,   а   что   как   не   немецкое   может служить образчиком педантичности, дисциплинированности и совершенства. В целом военная реформа не была остановлена и после смерти Павла. 37 Павел   I   пересадил   в   Россию   целиком прусское   обмундирование   войск. Форма   обмундирования   составили широкий и длинный мундир с фалдами и   отложным   воротником,   узкие   и   лакированные короткие   штаны, башмаки,   чулки   с   подвязками   и и сапоговидными   штиблетами   треугольная   шляпа. небольшая   Впервые   была   введена   шинель   вместо   Она   спасла   жизнь плаща­епанчи. многим   участникам   Швейцарского похода 1799 г. Полк от полка отличался цветом воротников и обшлагов, но цвета   эти   были   без   всякой   системы   и   чрезвычайно   пестры,   трудно запоминались и плохо различались, так как в число цветов входили и такие, как   абрикосовый,   изабелловый,  селадоновый,   песочный   и   т.  п. Еще   одним полковым отличием служили петлицы, размещавшиеся на клапанах обшлагов (иногда   на   самих   обшлагах).   Цвет   и   рисунок   этих   петлиц   различался   для каждого   полка.   Подбой   (подкладка   ­   отвороты   фалд)   мундиров   для   всех полков был красного цвета. Зимние суконные панталоны могли быть белого, палевого или цитронного цвета (в зависимости от полка). Летние полотняные – белого цвета. Вновь появились гренадерские шапки и шляпы, косы, букли и пудра. Был введен новый тип головного убора — фузелерная шапка (ее носили обычные не элитные роты гренадерских полков). Мундиры   унтер­офицеров   должны   были   отличаться   галуном,   которым обшивались воротник, обшлага и обшлажный клапан. Другим отличием для 38 унтер­офицеров служила черно­оранжево­белая кисточка на головном уборе. Унтер­офицеры носили трость и были вооружены алебардой. Вместо епанчей в армии была введена шинель. Егерские корпуса были расформированы на отдельные номерные батальоны (№№1­20) пятиротного состава. Через некоторое время, в мае 1797 г. они были   развернуты   в   двухбатальонные   полки.   Униформа   егерей,   как   и униформа всей армии, имела ярко выраженную прусскую стилистику. Цвет мундиров   егерских   полков   был   светлее   чем   в   полках   армейской   пехоты. Полки   различались   прикладным   цветом   воротника   и   обшлагов.   Егерским офицерам не полагался ни нагрудный знак, ни эспантон. Офицерские шляпы в егерских полках обшивались фигурным галуном. В кавалерии были возвращены нагрудные кирасы, ботфорты, ташки, палаши. Отличием   полковой   униформы   кирасирских   полков   был   цвет   воротников, погончиков, разрезных обшлагов, обкладки бортов и отворотов фалд белого кирзового колета. Драгуны носили мундиры аналогичные пехотным, но более светлого зеленого цвета. Подбой мундира всех драгунских полков был палевый. Число гусарских полков было значительно увеличено. В качестве образца их униформы была взята униформа гусарского полка гатчинских войск. За   время   правления   Павла   I   наибольшее   число   перемен   происходило   в униформе   гвардии   (особенно   среди   офицеров).   Если   солдатские   мундиры менялись с периодичностью в один год, не претерпевая изменений во внешнем виде, то офицерские — едва успевали проноситься несколько месяцев, как император   вводил   новый   образец   и   ревниво   следил   за   выполнением собственных   предписаний.   Прически   вновь   получают   важное   значение; солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце;   прическа   была   так   сложна,   что   в   войсках   заведены   были   особые парикмахеры. 39 Соблюдение формы обмундирования было обязательно, под страхом иногда ссылки   в   Сибирь.   Все   это   вызвало   резкую   критику   со   стороны   Суворова, который говорил: «Нет вшивее пруссаков; в шильотгаузе и возле будки не пройдешь без заразы, а головной их убор вонью подарит вам обморок. Мы от гадости (паразитов) были чисты, а ныне они первою докукою стали солдат. Стиблеты гной ногам». Им же было сочинено на солдатское обмундирование четверостишие: «Пудра ­ не порох, букли ­ не пушки, коса ­ не тесак, я не пруссак, а природный русак!» Ради эффектного театрального вида строя унтер­офицеры и офицеры вместо огнестрельного   оружия   имели   алебарды,   а   шпаги   их   болтались   между фалдами мундира; затем все начальники имели в руках палки с костяными набалдашниками. Это были те самые «палки капрала», которых следовало бояться   больше   неприятельской   пули.   Гренадеры   получили   высокие конусообразные   шапки   (гренадерки)   с   большим   металлическим   щитом спереди;   шапки   эти,   как   парадный   головной   убор,   сохранились   в   л.­гв. Павловском   полку.   Вся   Форма   обмундирования   войск*   и   все   снаряжение павловского солдата было приспособлено к плац­параду; даже ружья были пригнаны   не   для   стрельбы,   а   для   приемов.   По   свидетельству   очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги. 1Унтер­офицер мушкетерского полка (период правления Александра I, 1802­1803 годы) 40 2. 4. В Рядовой   кирасирского   полка   (период правления Александра I, 1813­1814 годы) 3. Матрос гвардейского экипажа (времен монархии Николая I, 1826­ 1856 годы) лейб­гвардии Рядовой Преображенского   полка   (времен Николая I, 1826­1856 годы).   начале   XIX   века   по вступлении   на   русский императора Александра I навсегда были уничтожены букли и косы, штиблеты и туфли престол   были заменены высокими, до колен, сапогами; мундиры значительно  укорочены,   сужены   и   получили   вид   в   роде   теперешних   фраков;   введены стоячие   твердые   воротники   и   плечевые   погоны   и   эполеты;   воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. Довольно большое разнообразие имели головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов.  Погоны были введены сначала только в пехоте и все красного цвета, затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, темно­зеленый и желтый,   по   порядку   полков   дивизии);   офицерские   погоны   обшивались галуном, а в 1807 году были заменены эполетами. Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей. Павловские плащи были   заменены   узкими   шинелями   со   стоячими,   не   закрывающими   ушей воротниками.   Вообще,   несмотря   на   значительное   упрощение   формы обмундирования, она была еще далеко не так удобна и не практична. Солдату было   затруднительно   содержать   в   исправности   массу   ремней   и 41 принадлежностей, входивших в состав снаряжения; кроме того, форма была все еще сильно сложна и тяжела в носке. Ополченцы при Александре I сначала одевались в какое хотели платье; позже им дана форма, состоявшая из серых кафтана, шаровар,  заправленных  в высокие   сапоги, и  картуза (фуражки)  с медным крестом на тулье. Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 год офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было   отменено.   Ношение   усов   разрешалось   только   офицерам   легкой кавалерии (гусары, уланы); бороды носить не позволялось никому, но иметь баки   не   возбранялось.   Ношение   эспонтона   (уменьшенный   протазан), введенного Павлом I, отменено в 1807 году.При Николае I мундиры и шинели сначала   делались   по­прежнему   весьма   узкие,   особенно   в   кавалерии,   где офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть;   воротники   мундира,   оставаясь   всё   такими   же   высокими, застёгивались наглухо и сильно подпирали голову; кивера доходили до 5,5 вершков высоты и были похожи на перевёрнутые вверх дном вёдра; во время парадов   они   украшались   султанами   в   11   вершков   длиной,   так   что   весь головной  убор   был  высотой  16,5  вершков  (ок. 73,3  см).  Шаровары,  зимой суконные, а летом полотняные, носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткие. Особенно много хлопот солдату продолжала причинять амуниция из белых и чёрных лакированных ремней, требовавших постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было весьма велико; даже пехота  имела  неоднообразное обмундирование; некоторые её части  носили мундиры двубортные, другие — однобортные. Кавалерия была одета весьма пёстро;   её   форма   имела   массу   мелочей,   пригонка   которых   требовала   и времени,   и   сноровки.   С   1832   г.   начинаются   упрощения   в   форме 42 обмундирования, выразившиеся прежде всего в упрощении амуниции; в 1844 году тяжёлые и неудобные кивера заменяются высокими касками с острым навершием (однако в конно­гренадёрских и гусарских полках кивера были сохранены), офицеры и генералы вместо устаревших двууголок стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы. В общем, за годы правления   Николая   форма   вместо   французского   всё   больше   приобретала прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими   хвостами,   мундиры   для   гвардии   шились   из   тёмно­синего   или чёрного   сукна,   фалды   на   армейских   мундирах   стали   делать   крайне короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии. В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки ­ лычки, по которым различались звания. В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров: сперва лишь для  ношения на шинели,  а  с 1855  г. ­ и  на  повседневной форме.  С  этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами. Форма   обмундирования   флота   также   довольно   резко   изменяется   в царствование   Александра   I;   здесь   так   же,   как   и   в   сухопутных   войсках, появились мундиры с фалдочками, в виде фраков, с высокими воротниками, во флотских экипажах белыми, в гвардейском черными с петлицами, брюки длинные суконные, на головах морских офицеров высокие треугольные шляпы с   плюмажем,   у   нижних   чинов   шапки   с   широкими   полями,   высокие, цилиндрические, в гвардейском экипаже с гербом спереди, во флотских — с кокардой   из   ленты   на   боку.   В   это   же   время   плащи   были   заменены   узкой шинелью,   шитой   в   талью,   со   стоячим   воротником.   Во   времена   правления Николая I в 1826 году офицерам флота были даны сюртуки (вицмундиры) с длинными   фалдами   и   стоячими   высокими   воротниками;   шляпы   заменены 43 киверами с небольшими козырьками и гербом; кивера представляли собою усеченные конуса. И офицеры флота, и нижние чины получили фуражки с кантами   на   манер   армейских,   с   роты   на   околыше;   шинели   же   все   еще оставались прежние малоудобные. Во все это время, как видно из описания, морская военная форма немногим отличалась от сухопутной. Вполне удобную форму обмундирования войска получили в XIX столетии только   во   времена   царствования   императора   Александра   II;   постепенно изменяя военную форму, довели ее наконец до такого покроя, когда она, имея красивый и эффектный вид в блестящих родах оружия, была в то же время просторна   и   допускала   в   холодное   время   поддевание   теплушек.   Особым блеском   отличалась   форма   гвардии,   которая   в   парадных   случаях   уже   со времен   Александра   I   носила   особые   цветные   суконные   или   бархатные (черные) лацкана (нагрудники); кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным; всем были даны просторные шинели   с   отложным,   закрывавшим   уши   воротником;   воротники   мундиров были значительно понижены и уширены, хотя они и до сих пор еще тверды и малопрактичны.   Армейский   мундир   был   сначала   двубортный,   затем однобортный; шаровары сначала носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних   чинов   всегда;   летом   шаровары   были   полотняные.   Красивые,   но неудобные   каски   остались   только   у   кирасир,   улан   и   в   гвардии,   имевшей, кроме того, фуражки без козырьков; в армии парадный и обыкновенный убор составляло кепи, в первом случае с султаном и гербом. Офицеры имели еще фуражки. Тогда же был дан весьма удобный и практичный башлык, немало послуживший   солдату   в   суровое   зимнее   время.   Ранцы   и   сумки   были облегчены,   число   и   ширина   ремней   для   их   носки   уменьшены,   и   вообще солдатская   ноша   облегчена.   К   началу   70­х   годов   уже   не   было   никаких стеснений   относительно   ношения   усов,   бород   и   т.   п.,   но   стрижка   волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно 44 удобной,   была   дорога;   затруднительна   была   также   пригонка   мундиров   с пуговицами и тальей. 1. Трубач лейб­гвардии Драгунского полка. 2. Обер­офицер лейб­гвардии Конно­Гренадерского полка. 3. Обер­офицер лейб­гвардии Гусарского полка. 4.Обер­офицерармейских пе хотных полков Соображения   эти,   а   стремление   к   национализации главное, императора Александра III коренным образом изменить  форму обмундирования войск; побудили   только   гвардейская   кавалерия   сохранила,   в   общих   чертах,   свою   прежнюю богатую   одежду.   В   основу   нового   обмундирования   были   положены единообразие,   дешевизна   и   удобство   носки   и   пригонки.   Все   это   было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоит из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии — гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имеет косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием ее исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно похож на мундир   пехоты,   только   несколько   короче;   барашковая   парадная   шапка напоминает   древнюю   боярку;   широкие,   заправленные   в   высокие   сапоги шаровары, в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо­синего, и 45 серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают   несложное   обмундирование   современного   солдата.   Отсутствие пуговиц имеет еще и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь;   такое   же   значение   имеет   и   отмена   султанов,   касок   с   блестящими гербами   и   лацканов.   Кавалерия   при   перемене   формы   сохранила   на   своих шапках, воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличаются номерами на погонах; в каждой пехотной дивизии первый полк имеет красный, второй — синий, третий — белый, четвертый — черный (темно­зеленый) околыши, первые два полка (первая бригада) — красные, а вторые два полка (вторая бригада) — синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имеют красные, а стрелки — малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключается еще в цвете канта и прибора. 46 1.   Обер­офицер   армейских 2. 3. Подхорунжий лейб­гвардии Казачьего полка. 4. Обер­офицер   армейских драгунских полков. уланских полков. Рядовой   армейских пехотных полков. Описанная форма   во многом приближается   к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищают глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром III введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах; дополнением этого явились белые чехлы на   фуражки   в   течение   всего   летнего   периода,   а   также   последовавшее   в недавнее время разрешение заменять летом мундиры кителями, с орденами и лентами на них даже в торжественных случаях. В   царствование   Александра   II   резко   изменилась   и   форма   флота;   моряки получили   оригинальные   фуражки   с   лентами,   у   черноморцев   и   гвардейцев георгиевскими, у прочих — черными; покрой флотской шинели такой же, как и сухопутной, но она черного цвета; черного же цвета и офицерские пальто. Мундиры   были   заменены   так   называемыми   бушлатами   с   отложными воротниками   и   пуговицами   в   два   ряда;   этот   мундир   надевается   в определенных   случаях,  вообще   же   одежду   матроса   составляет   фланелевая синяя свободная рубаха, доходящая до пояса и опускающаяся вниз напуском; 47 ворот   рубахи   вырезан   спереди,   спину   прикрывает   широкий   воротник;   под этой рубахой надевается форменная полотняная, такого же покроя, белого цвета с синим отложным воротником, выпускаемым поверх фланелевого; на тело надевается тельная вязанная фуфайка, которая видна в открытый ворот рубах;   брюки   черные   длинные   или   в   сапоги,   а   летом   белые,   полотняные; парадного   головного   убора   нет.   Офицеры   в   семидесятых   годах   получили вместо глухих сюртуков открытые с манишкой, мундиры остались с высокими воротниками, но с длинными фалдами; кивер заменила треугольная шляпа, такая, как у гражданских чиновников. В   начале   XX   столетия   император   Николай   II   почти   не   изменил   форму обмундирования войск, установленную в прошлое царствование; были только постепенно   восстановлены   военные   формы   гвардейских   кавалерийских полков   эпохи   Александра   II;   офицерам   всей   армии   была   дана   галунная (вместо   простой   кожаной,  введенной   Александром   III)   плечевая   портупея; для   войск   южных   округов   парадный   головной   убор   был   признан   слишком тяжелым   и   заменен   обыкновенной   фуражкой,   к   которой   прикрепляется маленький   металлический   герб.   Наиболее   существенные   изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым   в   талью   и   с   цветным   кантом   по   борту   мундиром.   В   каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому — красный, второму — синий, третьему — белый. Прежние цвета остались только в тех полках,   для   которых   с   цветом   их   было   связано   какое­либо   историческое воспоминание. Одновременно с изменением цветов полков были изменены их фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки. Войска вспомогательного назначения и различные специальные корпуса имели форму пехотного образца. 48 На   рубеже   XIX   —   XX   века   офицеры   и чиновники   морского   ведомства   в   течение летнего   времени   получили   разрешение   носить особые плащи­накидки с капюшонами. Вообще флотские   формы   обмундирования   всех государств   весьма   похожи   одна   на   другую; почти   во   всех   преобладает   синий   цвет   и   Форма   обмундирования круглые   шапки. матросов весьма удобна, легка, применима ко всякому   климату   и   удобопригоняема. Некоторая   сложность   военной   формы   морских   офицеров   не   имеет   такого значения, как в сухопутных войсках, ибо имущество моряка особого обоза не требует. Выводы к 2 главе. 49 Заключение 50 Список литературы 1. А.И.Бегунова. От кольчуги до мундира. Москва. Просвещение.1993г.  2.   С   русским   воином   через   века.   Москва.   Л.В.Беловитский. Просвещение.1992г.  51 3.   ММ,   Хренов   и   др.   Военная   одежда   русской   армии.   Москва.Военное издательство. 1994г.  4. С. Охлябинин. Честь мундира. Чины Традиции Лица. Русская армия от Петра I до Николая II. Москва. Издательство "Республика". 1994г. 5..В.Н.Земцов, В.А.Ляпин. Екатеринбург в мундире. Екатеринбург. Средне­ Уральское книжное издательство. 1992г. 6.И.Голыженков, Б.Степанов. Энциклопедия военного костюма. Европейский солдат за 300 лет. 1618­1918. Издательство "Изографус". ЭКСМО­ПРЕСС. Москва. 2001г. 7. Военно­исторический журнал № 6­2004г. 52 Приложение 1 Приложение 2. 53 54

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма

История военного костюма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017