"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
Оценка 4.7

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русская литература
5 кл
01.01.2019
"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
Иван - крестьянский сын и чудо- юдо.doc
Конспект урока по литературному чтению  Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов,  Тема: «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо» (волшебно богатырская сказка героического содержания) Цель: познакомить учащихся с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся. Задачи:   отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.  компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать  художественными образами, выразительными свойствами языка.  главного героя Ивана – крестьянского сына. Форма работы: беседа с элементами практической деятельности Оборудование: презентация. Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской  Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере  I. Организационный момент Ход урока:  Вступительное слово “Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего” (М. Горький) ­ Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя? (Из   фольклорных   произведений   мы   узнаем   о   событиях   седой   старины,   о   хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись) ­ Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается. ­ Сказка “Иван­крестьянский сын и чудо­юдо” ­ сказка волшебная, но чем же она отличается  от других волшебных сказок? ­ Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос. II. Основная часть 1. Чтение сказки  2. Анализ текста сказки ­ Понравилась ли вам сказка? Почему? ­ Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? (Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо­юдо»  посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.  Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка  прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.) ­ Кто из героев понравился больше? Почему? ­ Какое известие опечалило жителей некоторого государства? ­ Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке   (“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо­юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще, чтоб на бой идти”) ­ Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились братья с чудом­юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом­солью, сели на добрых коней и поехали. ­ Ехали они, ехали и приехали в какую­то деревню. Какая картина представилась братьям? (Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле держится) ­ Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем? (За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную) ­ Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой? (Сообщение заранее подготовленного учащегося) Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).  Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом   мосту   происходит   единоборство   героя   (витязя,   богатыря)   со   змеем,   что   является олицетворением битвы добра и зла. ­ Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают? ­ Кто оказывается самым организованным?  (Самым бдительным оказывается Иван. “Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”) ­ Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины? ­ Как ведет себя в дозоре старший брат? ­ Как ведет средний брат? ­ Почему же Иван берет всю ответственность на себя? (Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом­юдом) 3. Композиция сказки ­ Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите. ­ Как в этой сказке проявляется цифра три? (Три боя, три брата, три раза бросал предметы­помощники в избушку братьев, три жены, три  испытания) ­ Часто ли цифра три используется в сказках? ­   Почему?  (Цифра   три   это   цифра   гармонии   и   совершенства,   которое   используется   во   всех мировых   культурах.   Особенно   троицу   любят   русские,   что   видно   по   многочисленным   русским сказкам.  Русскую землю охраняли в сказках три главных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алексей Попович. В былине об Илье Муромце к нему приходили три старца. Змей Горыныч имел три головы, у старика трое сыновей ­ два умные, один дурак. Даже царство, которое вынужден искать сказочный герой, носит название тридесятого, которое лежит также за тридевять земель. Иван Царевич ищет счастья в трех царствах ­ Медном, Серебряном и Золотом. Можно сказать, что   число   три   появляется   едва   ли   не   во   всех   русских   народных   сказках,   даже   со   звериными мотивами, как в известной сказке «Три медведя». Не обошел своей любовью тройку и родоначальник российской словесности Александр Пушкин, который с рассказами няни Арины Родионовой впитал дух русских сказок.  Три девицы у поэта прядут под окном, Гвидон трижды посещает царство Салтана, старик со старухой жили у синего моря тридцать лет и три года, золотая рыбка соглашается исполнить для старика три желания. Работник Балда соглашается работать на попа всего за три щелка.  Тройка популярна во всех странах и культурах, потому как это число выражает идею времени и пространства.   Время   делится   на   прошлое,   настоящее   и   будущее,   трехмерное   пространство заключается в длине, высоте и ширине. Человеческий возраст различается на молодость, зрелость и старость. Даже   сама   Земля   ­   третья   планета   от   солнца.   Христианская   религия,   принятая   Русью, выражает бога через троицу ­ Отца, Сына и Святого Духа. Часть исследователей полагает, что популярность троицы пришла к нам именно из христианства, это и три дня, проведенные Христом в аду до его воскресения, и сама Троица.  Однако христианская нумерология похожа и на древнюю славянскую веру в Триглава. Три головы древнего божества властвовали над небесным миром (Ирий), земным и подземным (Навь).) 4.Работа по вопросам после произведения — Чем занимались старик и старуха — родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об   этом   говорится   в   сказке?   (2­й   вопрос.)  (Старик   и   старуха,   родители   трех   сыновей,   были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом­юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города­села огнем спалить».) —  Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом­юдом сразиться»? (3­й вопрос.)  (В сожженной деревне  братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что чудо­юдо уже все ближние царства разорило, разграбило, людей лютой смерти предало. Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю: нужно было победить чудо­юдо и спасти людей от беды.) ­ Как проявили себя братья в дозоре? (4­й вопрос.)  (Старший брат первым пошел в дозор и заснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо­юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда­юда было уже девять голов.) — Почему каждый новый бой с чудом­юдом для Ивана — крестьянского сына становится все тяжелее? (Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание чуда­юда о двенадцати головах.) — Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? (5­й вопрос.) (В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он еще, чтобы на бой идти». Старушка в деревне говорит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо­юдо и змеиха   называют   его   Иван   —   крестьянский   сын.   В   середине   сказки   сказитель   называет   героя Иваном,   а   затем   тоже   Иваном   —   крестьянским   сыном.   Иванушка   —   это   ласковое   имя.   Так называют обычно маленьких, младших. Обращение Иван — уважительное, а Иван — крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили — Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.) — Какие черты Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6­й вопрос.)  (Сначала   Иван   —   крестьянский   сын   проявляет   решимость   идти   на   бой   вместе   со старшими   братьями,   затем   во   время   боев   он   проявляет   храбрость   и   упорство,   мужество   и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жен. «Кто предупрежден, тот вооружен!» — говорит пословица.) 5. Обобщение ­ Чем заканчивается сказка?  (“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”) ­   В   чем   необычность   концовки   сказки?  (В   этих   словах   олицетворена   мечта   людей   о   свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть, любящий свою Родину) Игра “Собери пословицу”  ­ Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки. В каком народе живешь, того и обычая держись. Своя земля и в горсти мила. Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси ­ есть и ерши. В чужой монастырь со своим уставом не лезь. Заключительная часть III. Игра “Интервью с литературным героем” (письменно) ­   Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге? ­ А чтобы он ответил на этот вопрос? Домашнее задание 1. Прочитать и пересказать сказку; 2. Ответить на вопросы после произведения.

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)

"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2019