Конспект урока по литературному чтению
Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов,
Тема: «Иван – крестьянский сын и чудоюдо» (волшебно богатырская сказка героического содержания)
Цель: познакомить учащихся с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.
Задачи:
отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
компетентности пятиклассников, обогащать словарный запас учащихся, развивать умение овладевать
художественными образами, выразительными свойствами языка.
главного героя Ивана – крестьянского сына.
Форма работы: беседа с элементами практической деятельности
Оборудование: презентация.
Развивающая: способствовать формированию коммуникативной и исследовательской
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, высоких нравственных устоев на примере
I. Организационный момент
Ход урока:
Вступительное слово
“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче,
тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего” (М. Горький)
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю,
обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись)
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали необычайной
выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний. Народ все продумал.
Добро всегда торжествует в сказке, зло – наказывается.
Сказка “Иванкрестьянский сын и чудоюдо” сказка волшебная, но чем же она отличается от
других волшебных сказок?
Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.
II. Основная часть
1. Чтение сказки
2. Анализ текста сказки
Понравилась ли вам сказка? Почему?
Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? (Сказка «Иван — крестьянский сын и чудоюдо»
посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.
Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка
прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.)
Кто из героев понравился больше? Почему?
Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в
сказке
(“Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудоюдо, будем с ним биться насмерть. А
чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще, чтоб на бой
идти”)
Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать, вот и отправились
братья с чудомюдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с
хлебомсолью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какуюто деревню. Какая картина представилась братьям?
(Все повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита еле
держится) Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)
Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного учащегося)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в
царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы
зла (в лице различных змеев). Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на
Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является
олицетворением битвы добра и зла.
Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
Кто оказывается самым организованным? (Самым бдительным оказывается Иван. “Ну, братцы,
заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться”)
Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?
Как ведет себя в дозоре старший брат?
Как ведет средний брат?
Почему же Иван берет всю ответственность на себя? (Иван понял бесполезность участия братьев в
походе и сам вступил в единоборство с чудомюдом)
3. Композиция сказки
Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три боя, три брата, три раза бросал предметыпомощники в избушку братьев, три жены, три
испытания)
Часто ли цифра три используется в сказках?
Почему? (Цифра три это цифра гармонии и совершенства, которое используется во всех
мировых культурах. Особенно троицу любят русские, что видно по многочисленным русским
сказкам.
Русскую землю охраняли в сказках три главных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и
Алексей Попович. В былине об Илье Муромце к нему приходили три старца. Змей Горыныч имел три
головы, у старика трое сыновей два умные, один дурак. Даже царство, которое вынужден искать
сказочный герой, носит название тридесятого, которое лежит также за тридевять земель.
Иван Царевич ищет счастья в трех царствах Медном, Серебряном и Золотом. Можно сказать,
что число три появляется едва ли не во всех русских народных сказках, даже со звериными
мотивами, как в известной сказке «Три медведя». Не обошел своей любовью тройку и родоначальник
российской словесности Александр Пушкин, который с рассказами няни Арины Родионовой впитал
дух русских сказок.
Три девицы у поэта прядут под окном, Гвидон трижды посещает царство Салтана, старик со
старухой жили у синего моря тридцать лет и три года, золотая рыбка соглашается исполнить для
старика три желания. Работник Балда соглашается работать на попа всего за три щелка.
Тройка популярна во всех странах и культурах, потому как это число выражает идею времени и
пространства. Время делится на прошлое, настоящее и будущее, трехмерное пространство
заключается в длине, высоте и ширине. Человеческий возраст различается на молодость, зрелость
и старость.
Даже сама Земля третья планета от солнца. Христианская религия, принятая Русью,
выражает бога через троицу Отца, Сына и Святого Духа. Часть исследователей полагает, что
популярность троицы пришла к нам именно из христианства, это и три дня, проведенные Христом в
аду до его воскресения, и сама Троица.
Однако христианская нумерология похожа и на древнюю славянскую веру в Триглава. Три головы
древнего божества властвовали над небесным миром (Ирий), земным и подземным (Навь).)
4.Работа по вопросам после произведения
— Чем занимались старик и старуха — родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как
об этом говорится в сказке? (2й вопрос.) (Старик и старуха, родители трех сыновей, были
крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый день трудились:
пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудомюдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех
людей истребить, городасела огнем спалить».)
— Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули
родную землю и поехали «с чудомюдом сразиться»? (3й вопрос.) (В сожженной деревне братья
встретили старую старуху. Старуха рассказала, что чудоюдо уже все ближние царства разорило,
разграбило, людей лютой смерти предало. Поняли братья, что не напрасно они покинули родную
землю: нужно было победить чудоюдо и спасти людей от беды.)
Как проявили себя братья в дозоре? (4й вопрос.) (Старший брат первым пошел в дозор и заснул.
Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал
сам сторожить переезд. Когда появилось чудоюдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил
его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее
сражаться во вторую ночь, потому что у чудаюда было уже девять голов.)
— Почему каждый новый бой с чудомюдом для Ивана — крестьянского сына становится все тяжелее?
(Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю
и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые
обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание
чудаюда о двенадцати головах.)
— Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки.
С чем это связано? (5й вопрос.) (В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он
еще, чтобы на бой идти». Старушка в деревне говорит братьям: «Добрые молодцы!» Чудоюдо и
змеиха называют его Иван — крестьянский сын. В середине сказки сказитель называет героя
Иваном, а затем тоже Иваном — крестьянским сыном. Иванушка — это ласковое имя. Так
называют обычно маленьких, младших. Обращение Иван — уважительное, а Иван — крестьянский
сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили — Иван Петров сын). Обращение
по имени и отчеству надо было заслужить.)
— Какие черты Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? (6й
вопрос.) (Сначала Иван — крестьянский сын проявляет решимость идти на бой вместе со
старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и
бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время
третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно
назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жен. «Кто предупрежден,
тот вооружен!» — говорит пословица.)
5. Обобщение
Чем заканчивается сказка? (“А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к
матери. И стали они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)
В чем необычность концовки сказки? (В этих словах олицетворена мечта людей о свободной,
спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь
совесть, любящий свою Родину)
Игра “Собери пословицу”
Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.
В каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя земля и в горсти мила.
Чужая сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси есть и ерши.
В чужой монастырь со своим уставом не лезь. Заключительная часть
III.
Игра “Интервью с литературным героем” (письменно)
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским сыном, что бы вы
хотели у него спросить, зная о его подвиге?
А чтобы он ответил на этот вопрос?
Домашнее задание
1. Прочитать и пересказать сказку;
2. Ответить на вопросы после произведения.
"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
"Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо" (волшебно-богатырская сказка героического содержания) (конспект урока + презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.