Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»
Оценка 4.7

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
16.04.2018
Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»
Формирование компетентности учащихся в рамках ФГОС.docx
Уткина Марина Алексеевна учитель истории и обществознания I кв категории МБОУ Беловская сош Тема опыта: «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС» Актуальность.  В   соответствии   с   одобренной   Правительством   Российской   Федерации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных   направлений   на   первом   месте   стоит   переход   к   новым образовательным   стандартам.   ФГОС   должны   создать   условия   для формирования у выпускников таких компетенций, которые обеспечили бы им успешность   и   востребованность   в   профессиональной   деятельности   и психологический комфорт в личной жизни.     Достижение   этой   цели   прямо   связано   с   индивидуализацией образовательного   процесса,   что   вполне   осуществимо   при   обучении школьников по индивидуальным образовательным траекториям.       Акцент на индивидуальное обучение отражен как в ФГОС 1 и 2 поколения, так   и   в   регламентирующем   документе   –   базисном   учебном   плане   школы, согласно   которому   предусмотрено   выделение     отдельных   часов   на ученический компонент.     Теоретическая база опыта. Для   реализации   индивидуальной   образовательной   траектории   на   уроках истории была выстроена данная методическая система. Основы подхода были заложены   работами   Л.С.   Выготского,   А.Н.   Леонтьева,   С.Л.   Рубинштейна. Ведущая   идея,   объединяющая   все   компоненты   системы,   заключается   в овладении   ключевыми   компетенциями   выпускниками   общеобразовательных учреждений через индивидуальную образовательную траекторию, основанную на компетентностно­ориенитированном подходе.  Индивидуальная   образовательная   траектория   –   это   целенаправленная дифференциальная   деятельность,   обеспечивающая   учащимся   осознанный выбор,   самореализацию,   рефлексию   и   коррекцию   самооценки   при педагогической поддержке со стороны учителя. В основе лежит комплексная составляющая   образовательных   направлений,   мотивация   и   целеполагание ученической   деятельности   в   соответствии   с   учительской   доминантой, конечный результат в виде разнообразных, включая предметные, компетенций.     Цели методической системы.  1 Реализация персональных моделей образования – ведущая цель образования в профильной школе в соответствии с ФГОС второго поколения. Задачи системы:   создание   образовательной   среды,   для   обеспечения   индивидуальной   зоны творческого развития ученика,   оптимизация   процесса   обучения   через   компетентностно­ориентированый  подход  для приобретения ключевых компетенций,   формирование   учащимися   на   каждом   этапе   урочной   и   внеурочной деятельности   собственной   образовательной   продукции,   опираясь   на   свои индивидуальные качества и способности,   создание педагогических условий для успешной социализации школьников с учетом психологических особенностей и способностей личности. Особенности методической системы         1.   Даже   при   одинаковых   знаниях   базового   уровня   в   5­7   классах образовательные   продукты   разных   учеников   будут   различны,   поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.         2.   Другая   особенность   –   проблема   взаимодействия   с   учащимися профильной школы, дифференцированными по социально­экономическому и социально­гуманитарному профилям. В   2010   году   Мировой   экономический   форум   опубликовал   рейтинг образовательных   систем   125   стран   мира.   Рейтинг   показывает подготовленность   страны   к   экономике   будущего,   общее   качество   системы образования.   России   в   списке   передовиков   нет.   Основной   причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные   при   изучении   дисциплин.   Современная   педагогическая   наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников.  Почему же сложившаяся система образования не способна ответить на вызов времени?  Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом:   изменение учебных программ;  дополнение учебного плана новыми предметами. Оба   эти   направления   ориентированы   на   экстенсивное   развитие   школы,   на увеличение   объема   изучаемого   материала.   Это  тупиковый   путь,   хотя   бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.  Цели Отличие компетентностного подхода от традиционного Традиционный подход ЗУНы (должны знать то­ то и то­то, уметь то­то и  то­то)  Компетентностный подход Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему  2 «Что нового узнал?»  Решение проблем как  способ закрепления  знаний  Уровень образованности Объем полученных  знаний  Содержание учебных программ Программы по предметам  разрабатываются  независимо друг от друга Отбор   учебного материала Содержание предмета  соответствует  содержанию базовой  науки     «Чему учу?»  Технологии Формы и методы  соответствуют  запланированной  цели, т.е.  формированию ЗУН  Результат ЗУНы  научился?» Решение проблем  как смысл образовательной  деятельности  Расширение круга проблем, к  решению которых подготовлены выпускники  Программы по отдельным  предметам являются  элементами образовательной  программы школы  (включаются межпредметные  связи)  Содержание предмета  определяется из логики  познавательной деятельности  (индивидуализация  образовательных маршрутов)    «С помощью чего учу?»  Введение технологий, имеющих  интерактивный характер,  обеспечивающих  самостоятельную  деятельность учащихся,  направленную на достижение  определенной цели и  самооценку.  Сформированность  компетенций  Выход   был   найден   за   счет   индивидуального   компетентностно­ ориентированного подхода. Это деятельностный подход, который позволяет дифференцировать обучение в соответствии с индивидуальной траекторией на базовом и профильном уровне. В основе различий лежит мотивационная деятельность   учащихся,   отбор   содержания,   объем   и   скорость   освоения материала,   уровень   сложности   проблемных   вопросов,   роль   учителя­ инструктора в социально­экономических классах и учителя­координатора в социально­гуманитарных классах.       Формы   обучения.   При   акценте   на   проектное   и   проблемное   обучение преимущественными формами стали: критический анализ текста и обобщение 3 информации,   обсуждение,   создание   собственного   текста,   выступление (презентация).   Технологии   компетентностно­ориентированного   подхода (технология   интерактивного   обучения,   проектная   технология,   технология проблемного   обучения)   являются   базовыми   для   индивидуальной образовательной траектории. Понятия  «компетенция»  и  «компетентность»  отличаются   от   традиционных понятий ЗУН.   Главная задача современной системы образования – создание условий   для   качественного   обучения.   В   «Концепции   модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему   универсальных   знаний,   учений,   навыков,   а   также   опыт самостоятельной   деятельности   и  личной   ответственности   обучающихся,  то есть   ключевые   компетенции,   определяющее   современное   качество образования».           Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.  Формирование   ключевых   компетентностей  ­   это   способность   человека правильно   оценить   сложившую   ситуацию   и   принять   решение,   достигнуть результата.  Виды   ключевых   (универсальных)   компетенций,   выделенных   в   ходе конструирования методической системы             Предметная  – усвоенные учащимися специальные компетенции, опыт творческой   деятельности   и   ценностные   установки,   специфичные   для изучаемой области знаний          Социальная – универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях        Информационная  – освоение методов   самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации        Проектная  –  умение   выдвигать   идеи,   ставить   цели,  планировать   свою деятельность, оценивать ее результаты    Рефлексивная  –   готовность   организовывать   свою   деятельность   в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я это делаю, что получу в результате; отслеживать свои   результаты, выходить на новые цели обучения и достигать их.    Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков,   качеств.   Современным   ядром   ключевых   компетенций   является личностный компонент. Например, история нужна детям для формирования духового облика, а это социальная компетентность, для формирования черт характера (терпимости, трудолюбия)   –   это  рефлексивная   компетентность.   Понимание   событий истории   придает   ребенку   уверенности   в   себе,   а   это  коммуникативная     4 компетентность,     ребенок   узнает   о   новых   людях,   открытиях   ­   это информационная   компетентность.   Если   ребенок   связывает   свою   жизнь   с историей ­ это технологическая компетентность. Как начать формирование компетентности учащихся, что должен для этого сделать   преподаватель   и   какой   результат   говорит   о   формировании компетентности учеников? Итак, формирование компетентностей начинается с мотивации.  Мотивация­   это   направленность   ученика   на   определенную   деятельность, связанная   с   его   отношением   к   ней.   Для   поддержания   мотивации   можно использовать  креативные  (творческие) задания:  1) задания с запланированным результатом,  2) задания, вызывающие интеллектуальные затруднения, 3)   для   учащихся   с   низкой   мотивацией   необходима   система   заданий   с постепенным усложнением. Если удается изменить мотивацию ученика, то создавая ситуацию успеха на уроке,   развивается зона ближайшего действия (вместе с учителем), а когда ученик   выполняет   работу   сам,   без   помощи   учителя   –   зона   ближайшего развития. О   меняющейся   мотивации   ученика   и   формировании   его   компетентностей говорит его Карта успешности (или технологическая карта).  Она составляется на урок, на неделю, четверть, год.  Карта успешности состоит из: 1. Обучение ученика самооценке его собственной деятельности. Это   важный   этап,   на   котором   ученик   обучается   самооценке   с   помощью приемов. содержание компетентность     результатов своей Сравнения деятельности   с   эталоном   ­   образцом полного   и   правильного   ответа; взаимооценка; Технологическая Рефлексивная Информационная Коммуникативная   (при   условии работы в парах, в группе) Сравнение  своего результата с  эталоном занимает совсем мало времени, не отвлекает ученика от оценивания своей работы и вызывает у него интерес. 2.Обучение учащихся самоконтролю содержание компетентность Умение   отслеживать   время, Технологическая 5 определять степень трудности задания, готовность эту трудность преодолеть и необходимость помощи учителя Рефлексивная Информационная Коммуникативная   (при   условии работы в парах, в группе) Перед работой можно предложить детям ответить на вопросы: ­Сколько времени тебе потребуется для выполнения задания? ­Нужна ли тебе помощь учителя? ­Как ты готов выполнить задание: без помощи учителя «5», с недочетами «4», с ошибками «3» После этого учащиеся выполняют задания, а учитель фиксирует затраченное время и необходимость своей помощи. Выполнив задание, учащиеся получают правильный ответ, сравнивают со своим и снова отвечают на вопросы теперь уже фактически. Опыт показывает, что этот этап самый длительный, так как ученику долгое время находившемуся в положении объекта, трудно осознать себя субъектом учебной деятельности. 3.Обучение учащихся выбору при выполнении учебных действий содержание компетентность Формирование  набора  предпочтительных учебных действий  для обучающегося ­ “Технология  внутренней дифференциации” Технологическая Рефлексивная Информационная Коммуникативная 4. Обучение учащихся целеполаганию содержание компетентность Создание   ситуации   целеполагания   в индивидуальной самостоятельной работе на уроке.   Технологическая Рефлексивная Информационная Карта успешности включает в себя:  ­Определение уровня обучаемости ученика (диагностика), когда выявляются учащиеся с высокой и низкой мотивацией обучаемости ­Систему креативных заданий для индивидуальной самостоятельной работы ученика (зона ближайшего действия и ближайшего развития) 6 Формирование компетентностей на уроке истории в среднем звене Группы компетентностей Постановка мотивации Технологии   формирования компетентностей     Социальная Умения    : делать выбор; принимать решения; брать ответственность; бесконфликтно сосуществовать; Коммуникативная Умение общаться Информационная Умение находить,  обрабатывать,  использовать  необходимую  информацию из разных  источников стимулирование  познавательной  активности  учащихся; упор на  деятельность  ученика; обеспечение  сотрудничества; развитие  предметно­научной речи; возможность  общения в  предложенной  ситуации на уроке; обсуждение  поставленной  проблемы; использование различных источников информации; самостоятельно обрабатывать информацию; анализ предполагаемой информации; Рефлексивная Умение оценивать  результаты учебного  труда своего и других формирование адекватной   оценки и самооценки; обобщение   своих знаний; Технологии 1­го уровня  сложности: 1) задание на опознание,  содержание одну  мыслительную операцию,  выбор альтернативы “да” или  “нет”; 2) на различение – содержат в  себе “помехи”, создаваемые  наличием вариантов ответов,  один из которых верный; 3) на соотнесение –  предполагает разделение  фактов или явлений на  группы по определенному  признаку; 4) на поиск основания для  классификации, при  выполнении которого  школьнику необходимо  выявить основание или  признак для разделения  фактов на группы; 5) на воспроизведение фактов, дат, названий, требующее от  ученика точного их  воспроизведения; 6) на воспроизведение правил, понятий,  выводов, что  требует от ученика большего  объема воспроизведения; 7)  на воспроизведение  текстов, стихов, данных в  определенной  последовательности; 8) на выявление фактов, 7 Технологическая Умение действовать  по заданному  алгоритму, плану,  таблице и т.п., их  составлять, его  анализировать. поддержка познавательного интереса; Активизация творческих способностей учащихся; Умение действовать нестандартных ситуациях;   в Умение пользоваться новыми информационными технологиями. 1. 2. дат, понятий 9) на перечисление и описание фактов; 10) на описание процессов и  способов деятельности. Технологии 2­го уровня  сложности: задание на анализ; на синтез; Значительное   влияние   на     мотивацию   учащихся   может   оказать   учитель, использующий   в   своей   работе   методы   и  приемы   формирования коллективной работы: 1) Создание ситуации успеха позволяет замотивировать  учащихся на активную работу   в   классе   во   время   урока.   Можно   предложить   ребятам   во   время фронтального   опроса   отвечать,  начиная   словами:  «Я   знаю,   что…»  Данный прием способствует росту уверенности в себе даже слабым ученикам. 2) Прием   «Лента   времени».   Начертить   на   доске   ленту   и   обозначить   этапы изучения   темы,   формы   контроля,   проговорить   о   самых   важных   периодах, требующих   от   ребят   стопроцентной   самоотдачи,   вместе   найти   уроки,   на которых можно «передохнуть». «Лента времени позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой  последующей темы. 3) Прием «Оценка ­ не отметка». Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки ­ стимулировать познание. Детям нужен успех.   Степень   успешности   во   многом   определяет   отношение   к   миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. 4) Прием «Автор». Ученикам задаются следующие вопросы:  Если   бы   Вы   были   автором   учебника,  как   бы   Вы   объяснили   эту   тему ученикам?  Если бы Вы были автором учебника, как бы Вы объяснили необходимость изучения этой темы? 8  Если бы Вы были художником, то, как бы Вы зарисовали эту тему в пиктограмме? 5) Упражнение «Соедини части ­ узнаешь целое» ­ учащимся   раздаются части карты или выражение в виде пазлов, правильно собрав которое он получит результат, о котором он должен рассказать ребятам. Применение упражнений на уроке позволит:  Обеспечить психологическую безопасность на уроке;  Позволит поддерживать продуктивный темп урока;  Осуществить индивидуальный подход к ученикам.  Сформировать мотивацию к учению  Развить навыки рефлексии и самоанализа  Наладить доверительно ­ дружеские отношения с учениками. Вывод: Через   применение   данных   методов   и   приемов   мы   способствуем формированию   ключевых   компетентностей   у   учащихся   через   систему мотивации к успешному обучению.   Формирование ключевых компетентностей на уроках не возможен без одной из форм коллективной деятельности обучающихся ­ групповой работе.  Принцип работы в группе  состоит в передаче учащимся в период работы функций   традиционно   выполняемых   учителем:   информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих.   Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в   совместное   планирование   учебной   деятельности,   восприятие   и   уяснение информации,   обсуждение,   взаимный   контроль.   Эта   форма   предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы. Высокую результативность дают не все группы.  Работа учеников в группе зависит от:  Целенаправленного формирования учебных групп  Подбора консультантов  Умения учеников сотрудничать  Взаимоотношений в учебное и внеучебное время  Уровня   знаний   учащихся   (чтобы   учебные   группы   успешно   работали, целесообразно   формировать   их   из   учеников   с   различными   учебными возможностями) Так можно формировать ключевые компетентности  на уроках в рамках групповой работы Этапы урока, Содержание деятельности Ключевые компетентности 9 Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая Этап  формирования знаний Этап организации  изучения учащимися  программного  материала по  учебникам Этап  формирования умений и навыков фронтальный разбор  учебного материала; повторный разбор  изучаемого материала в  группах; ученики сначала читают  текст учебника; совместно разбирают его  содержание; отвечают на вопросы,  заранее подготовленные  учителем; совместное выполнение  упражнений, решение  примеров, задач; Этап  формирования у учеников обязательных результатов обучения Каждая группа получает  карточку с заданиями; Ученики в группе  приступают к работе; Когда все задания  выполнены, ответственный консультант оценивает  деятельность каждого  ученика в группе; отчёт групп о проделанной работе.  Отметка за работу  выставляется в виде  дроби: в числителе –  оценка ответственного  консультанта, в  знаменателе – результат  самоанализа и самооценки  учащегося. Этап  Закрепления   и совершенствования знаний Решение нескольких  примеров совместно; В ходе решения выясняем  Социальная Коммуникативная Информационная 10 Этап повторения  ранее изученного  материала Этапы выявления  знаний и умений  учащихся Рефлексивная Технологическая Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая Социальная Коммуникативная Информационная Рефлексивная Технологическая все непонятные вопросы; Ученики выполняют  задание самостоятельно; Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения  каждого. В первую  очередь высказываются  ученики с низки учебными  возможностями. Работа учащихся в  группах на этом этапе  обучения способствует  повышению их активности Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5­7 минут; Даются заранее  приготовленные вопросы,  отвечая на которые,  учащиеся отчитываются  перед собой и группой в  том, как усвоили  материал; Вывод:  преимущества   групповой   работы   при   формировании   ключевых компетентностей в рамках мотивационной системы: 1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 2. У   учащихся формируется своя  точка зрения, они учатся отстаивать  свое мнение. 3. Каждый   понимает,   что   успех   группы   зависит   не   только   от   запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в заданиях. 4. Дети   учатся   общаться   между   собой,   с   учителями,   овладевают коммуникативными умениями. 5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощь. Методы   обучения.  Характер   деятельности,   степень   самостоятельности   и творчества   учащихся   обосновали   критерии   выбора   метода   обучения.   Ими стали   репродуктивный   метод   (по   образцу)   для   учащихся   5­7   классов   на 11 базовом   уровне   и   частично   для   учащихся   предпрофильной   (8­9   классы)   и профильной   социально­экономической   подготовки   (10­11   классы).   В зависимости   от   личных   достижений   учащихся   этих   классов   применяются метод   проблемного   изложения,   который   способствует   закреплению   более широкого   спектра   компетенций.   Метод   проблемного   изложения;   частично поисковый,   или   эвристический,   метод,   а   также   исследовательский   метод применяется в профильных социально­гуманитарных классах.   К средствам и приемам, выработанным  для данной системы, относятся:        1. Организация эффективного управления образовательным  процессом. Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся. Работа в рамках   методического   объединения   кафедры   истории   и   обществознания. Создание   организационно­педагогических   средств   (учебные   планы, экзаменационные билеты, проблемные задания, учебные пособия и т.п.).     2.  Мотивация деятельности учащихся социально­экономических классов на реализацию   общеобразовательных   стандартов   и   развитие   общей   эрудиции, учащихся   социально­гуманитарных   классов   –   на   получение   профильных знаний   и   реализацию   предметных   компетенций.   Применение   проблемных вопросов   и   познавательных   задач   на   разных   стадиях   уроков,   учебное   и социальное проектирование, рефлексивно­оценочная деятельность учащихся, которая   позволяет   отслеживать   динамику   и   корректировать   процесс формирования ценностей и компетенций.        3. Использование образовательных, включая компьютерные, технологий. Создание учебно­наглядных пособий.  Участие в экспертной группе школьных научно­практических конференций. Дистанционное обучение.     4. Приобретение творческого опыта, ценностных ориентаций, отражающих их индивидуально­личностные позиции, мотивы деятельности и социальные чувства.   Внеурочная   деятельность   с   участниками   конкурсов   и   олимпиад разного уровня.        5. Приобретение позитивного социального опыта через самоуправление школы.        6. Формирование успешности, как ученика, так и учителя.   Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.     Результаты  проверяются   через   полученные   компетенции,   которые реализуются   через   высокие   результаты   олимпиад,   итоги   промежуточной   и государственной   аттестации   и   поступления   в   вузы   страны.   Кроме   того, существующая обратная связь, позволяет не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.                   Завершая этот разговор  о формирование компетентности учащихся на уроках истории, хочу подчеркнуть, что именно такая работа позволяет развивать личное, индивидуальное, неповторимое мышление каждого ученика. 12 Значит,   он   получает   право   нравственного   выбора,   право   на   субъективизм, критичность   и   пристрастность   суждений,   на   обоснование   своего   решения. Иными   словами,   школьник   открывает   свой   собственный   путь   к   познанию, самостоятельно мыслит и принимает решения.  Принципиальное же отличие инновационных технологий, лежащих в основе ФГОС,  состоит в том, что главной действующей фигурой на уроке становится ученик, а главная цель учителя – развить способности ученика, подготовить для общества личность, способную к самообразованию и самореализации. Будущее ­ гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет,   смеется,   ставит   вопросы,   заставляет   страдать,   радоваться,   искать ответы. Это будущее ­ наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы научим их и разовьем такие качества как мобильность, конструктивизм, динамичность.   По   прошествии   каждых   10   лет,   100%   наших   нынешних   знаний   будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! 13

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»

Из опыта работы «Формирование компетентности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»
Скачать файл