"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
Оценка 4.6

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
02.04.2018
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
Статья затрагивает актуальную проблему, с которой сталкивается любой учитель: как у современных учеников повысить интерес к изучению фундаментальных наук, таких как физика, какими современными приемами этого можно достичь, что может предпринять учитель на уроке, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению.Статья затрагивает актуальную проблему, с которой сталкивается любой учитель: как у современных учеников повысить интерес к изучению фундаментальных наук, таких как физика, какими современными приемами этого можно достичь, что может предпринять учитель на уроке, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению.
Из опыта работы.docx
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ     Носкова Любовь Александровна,                                                                                                       учитель физики СШГ №12                                                                                                       г. Талдыкорган, Казахстан « Без мотива любая деятельность, в том числе  и  учебная,  никогда не будет эффективной.» Э.М. Браверман.  К   сожалению,   в   последнее   время   приходится   все   чаще   отмечать,   что   у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как учить детей? Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает усовершенствованные методы и приёмы обучения. Я   считаю,   что   один   из самых важных компонентов урока – создание мотива урока, заинтересованности в   нем,   желание   активно   работать.   Для   этого   на   своих   уроках   использую различные   приемы:   познавательные   (побуждение   к   поиску   альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор задания), волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия   поведения)   и   социальные   (создание   ситуации   взаимопомощи, самопроверки).   На   уроках   физики   я   стараюсь   создать   такие   условия,   при которых учащийся оказался бы втянутым  в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе. Прием  «Привлекательная   цель»  заключается   в   следующем:   перед учеником   ставится   простая,   понятная   и   привлекательная   для   него   цель, выполняя   которую   он   волей   –   неволей   выполняет   и   то   учебное   действие, которое планирует педагог. Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель   и   произносить   её   вслух?   Конечно   же   нет.   Ведь   это   только   один   из возможных способов входа в урок. урок  физики   в 11  классе  (геометрическая   оптика). Цель  учителя  –  показать серию   экспериментов   по   оптике.   Перед   учениками   ставится   иная   цель: научиться   пользоваться   оптическими   приборами   (диапроектором, фотоаппаратом…) понимать принципы их работы и возможности использования Приём « Лови в зависимости от оптических характеристик. ошибку». Ученики получают тексты (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками.   Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч­ся   в   качестве   творческого   задания.   Этот   приём   можно   использовать   при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики   должны   быть   предварительно   предупреждены   об   этом,   либо   при закреплении. Например, Например:   8   класс,   тема:   «Тепловые   явления».   Учащимся   предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее. «Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла».                                                                                ( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).  Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Первый пример: в 8 классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией   тел   и   электрическим   полем.   Я   им   рассказываю   о   большом практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим, взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары – какова их причина и как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? (На том же мучном заводе, при электрокопчении, при окраске машин).                                                  Второй пример: в 7 классе   на   первом   уроке   физики   задаю   вопросы:   почему   вода   доходит   до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике. Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Первый   пример:   формируя   в   7   классе   понятие   скорости,   я   говорю,   что скорость   учащихся,   сидящих   в   классе   за   партами,   равна   0   или   30   км/с,   в зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или Солнца. Второй пример:  при изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся, что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты: ­ почему трудно разломить кусок мела? ­   почему   2   куска   мела   нельзя   вновь   соединить,   а   2   куска   пластилина можно? ­  почему распространяются запахи? ­ почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается? Прием  «Отсроченная  отгадка».  В   начале   урока   учитель   дает   загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Пример.  Урок   о   теплопроводности   в   8   классе   можно   начать   так. «Вернувшись   из   интересного   зимнего   лыжного   похода   по   малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, со страхом спрашивавшим его, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили   ее   лапником   и   с   комфортом   ночевали   в   ней.   Было   не   холодно». Вопрос:   сможете   ли   вы   объяснить   этот   факт   или   отнесете   его   к   разряду необъяснимых « чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный ответ,   и   мы   возвращаемся   к   этому   эпизоду   в   процессе   или   после   изучения нового материала. Прием  «Занимательность».  Занимательность­прием,   который, воздействуя   на   чувства   ученика,   способствует   созданию   положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся.   Мною   сделана   довольно   большая   подборка   литературных фрагментов,   а   именно   стихов,   пословиц   и   поговорок,   отрывков   из художественных   произведений,   загадок,   сказок,   легенд,   народных   примет   с физическим содержанием. К исходным  текстам сформулированы вопросы по физике. Например, 8класс, тема «Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло. ­ какой процесс описан в загадке? ­ при каких условиях лед будет таять? Следующий пример. 7класс, тема «Инерция».  Едет поезд по уклону, Пассажиры спят в вагонах. Вдруг они, как сговорились, Все направо отклонились. Вопрос: Объясните, что случилось? И многие  другие примеры.  Считаю, что каждый урок и каждый прием обучения физике должен основываться   на   познавательной   деятельности   обучающихся.   Дети   не должны   выступать   в  роли   пассивных   слушателей,   лишь   воспринимающих информацию   педагога.   Новизна   организации   урока   является   мощным стимулом возникновения и поддержания интереса к занятиям. На уроках стараюсь чаще проводить фронтальный эксперимент, следуя пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Важно     значение   имеют   и     формирование   у   учащихся   обобщенных умений, выработка общего подхода к решению физических задач. Поскольку выражением   такого   подхода   являются   алгоритмы,   то   я   стараюсь вооружить ими учащихся. Блок уроков решения задач начинается с показа применения   алгоритма   по   данной   теме.   На   примере   решения   нескольких задач   я   показываю,   как   можно   применить   тот   или   иной   алгоритм. Алгоритмизации   подвержены   не   все   задачи,   только   небольшая   часть изучаемых   тем   содержит   такие   задачи.   В   связи   с   этим   эффективно решение задач по принципу «От простого – к сложному». В любом разделе физики можно выделить задачи простые (на применение одной формулы), простые   комбинированные   задачи   (на   использование   двух   формул, содержащих параметр, не указанный в условии), сложные комбинированные (их   можно   расчленить   на   простые   комбинированные,   а   затем   –   на тренировочные).  Обучающиеся любят  выбирать  из  предложенного  набора задач задачи разного типа, такая работа учит их мыслить, способствует повышению их мотивации к обучению, т.к создается  ситуация успеха, при которой невозможно не решить посильную тебе задачу. В заключении приведу высказывание американского психолога и педагога Джерома Брунера, который  утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом   уровне   развития,   можно   обучить   любому   предмету,   если   обучение ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством   и   желанием   уметь   решать   различные   учебные   задачи;   однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому   учитель   должен   строить   свою   работу   на   уровне,   соответствующем стадии  развития  ребенка, на  которой  тот  в  данный  момент находится».  При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им. С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений, навыков. Это снимает стресс и боязнь получить двойку за контрольную, ученики чувствуют   себя   увереннее   и   поэтому   познавательный   интерес   к   предмету становится   более   устойчивым.  Я   наблюдаю,   эффективность   применения приведенных   приемов   на   уроках   физики:   повысилось   качество   знаний   моих учеников, уровень их мотивации к изучению моего предмета, слабые ученики стали более активными. Мои уроки стали более насыщенными, интересными для детей. Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить,   самостоятельно   действовать,   ориентироваться   в   ситуациях,   знать подходы к решению проблем. Физика открывает для этого много возможностей; важно не упустить их использовать. Завершая своё размышление о  том, как повысить мотивацию к обучению у наших учеников, в который раз убеждаюсь в справедливости слов Д. Дьюи: «учитель – вечный ученик своей профессии». Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии  с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И приведенные выше приёмы 7 модулей Программы второго (основного) уровня дают   ему возможность намного улучшить свою педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"

"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018