"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
02.04.2018
Статья затрагивает актуальную проблему, с которой сталкивается любой учитель: как у современных учеников повысить интерес к изучению фундаментальных наук, таких как физика, какими современными приемами этого можно достичь, что может предпринять учитель на уроке, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению.Статья затрагивает актуальную проблему, с которой сталкивается любой учитель: как у современных учеников повысить интерес к изучению фундаментальных наук, таких как физика, какими современными приемами этого можно достичь, что может предпринять учитель на уроке, чтобы повысить мотивацию учеников к обучению.
Из опыта работы.docx
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Носкова Любовь Александровна,
учитель физики СШГ №12
г. Талдыкорган, Казахстан
« Без мотива любая деятельность, в том числе
и учебная, никогда не будет эффективной.»
Э.М. Браверман.
К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у
большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины
здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как
учить детей? Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает
усовершенствованные методы и приёмы обучения.
Я считаю, что один из
самых важных компонентов урока – создание мотива урока, заинтересованности
в нем, желание активно работать. Для этого на своих уроках использую
различные приемы: познавательные (побуждение к поиску альтернативных
решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение,
создание ситуации успеха, свободный выбор задания), волевые (информирование
об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности,
рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи,
самопроверки). На уроках физики я стараюсь создать такие условия, при
которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал
бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Вот какие приемы
создания мотивации учения я использую в своей работе.
Прием «Привлекательная цель» заключается в следующем: перед
учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель,
выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие,
которое планирует педагог. Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную
цель и произносить её вслух? Конечно же нет. Ведь это только один из
возможных способов входа в урок.
урок физики в 11 классе (геометрическая оптика). Цель учителя – показать
серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель:
научиться пользоваться оптическими приборами
(диапроектором,
фотоаппаратом…) понимать принципы их работы и возможности использования
Приём « Лови
в зависимости от оптических характеристик.
ошибку». Ученики получают тексты (или разбор решения задачи) со специально
допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить
учся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при
объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но
ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при
закреплении.
Например, Например: 8 класс, тема: «Тепловые явления». Учащимся предлагается
отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить
ее.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла».
( При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).
Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет
через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Первый пример: в 8 классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с
электризацией тел и электрическим полем. Я им рассказываю о большом
практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим,
взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары – какова их причина и
как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? (На том же мучном
заводе, при электрокопчении, при окраске машин).
Второй пример: в 7
классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до
верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем
вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.
Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и
не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой
угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Первый пример: формируя в 7 классе понятие скорости, я говорю, что
скорость учащихся, сидящих в классе за партами, равна 0 или 30 км/с, в
зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или
Солнца.
Второй пример: при изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся,
что изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:
почему трудно разломить кусок мела?
почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина
можно?
почему распространяются запахи?
почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается? Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку
(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта
на уроке при работе над новым материалом.
Пример. Урок о теплопроводности в 8 классе можно начать так.
«Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной
местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в
частности, поведал нам, со страхом спрашивавшим его, как были обустроены их
ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору,
застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно».
Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду
необъяснимых « чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный
ответ, и мы возвращаемся к этому эпизоду в процессе или после изучения
нового материала.
Прием
«Занимательность».
Занимательностьприем,
который,
воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного
настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех
учащихся. Мною сделана довольно большая подборка литературных
фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из
художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с
физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по
физике. Например, 8класс, тема «Плавление и отвердевание кристаллических
тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло.
какой процесс описан в загадке?
при каких условиях лед будет таять?
Следующий пример. 7класс, тема «Инерция».
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Вопрос: Объясните, что случилось? И многие другие примеры.
Считаю, что каждый урок и каждый прием обучения физике должен
основываться на познавательной деятельности обучающихся. Дети не
должны выступать в роли пассивных слушателей, лишь воспринимающих
информацию педагога. Новизна организации урока является мощным
стимулом возникновения и поддержания интереса к занятиям.
На уроках стараюсь чаще проводить фронтальный эксперимент, следуя
пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Важно значение имеют и формирование у учащихся обобщенных
умений, выработка общего подхода к решению физических задач. Поскольку
выражением такого подхода являются алгоритмы, то я стараюсь
вооружить ими учащихся. Блок уроков решения задач начинается с показа
применения алгоритма по данной теме. На примере решения нескольких
задач я показываю, как можно применить тот или иной алгоритм.
Алгоритмизации подвержены не все задачи, только небольшая часть
изучаемых тем содержит такие задачи. В связи с этим эффективно
решение задач по принципу «От простого – к сложному». В любом разделе
физики можно выделить задачи простые (на применение одной формулы),
простые комбинированные задачи (на использование двух формул,
содержащих параметр, не указанный в условии), сложные комбинированные
(их можно расчленить на простые комбинированные, а затем – на
тренировочные). Обучающиеся любят выбирать из предложенного набора
задач задачи разного типа, такая работа учит их мыслить, способствует
повышению их мотивации к обучению, т.к создается ситуация успеха, при
которой невозможно не решить посильную тебе задачу.
В заключении приведу высказывание американского психолога и педагога
Джерома Брунера, который утверждал, что «любого ребенка, находящегося на
любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение
ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным
любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако,
когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно.
Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем
стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится». При
организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял
себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и
следуя им. С этой целью для каждой темы формулирую тематические карты с
результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений,
навыков. Это снимает стресс и боязнь получить двойку за контрольную, ученики
чувствуют себя увереннее и поэтому познавательный интерес к предмету
становится более устойчивым. Я наблюдаю, эффективность применения
приведенных приемов на уроках физики: повысилось качество знаний моих
учеников, уровень их мотивации к изучению моего предмета, слабые ученики
стали более активными. Мои уроки стали более насыщенными, интересными для
детей.
Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить
мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать
подходы к решению проблем. Физика открывает для этого много возможностей;
важно не упустить их использовать. Завершая своё размышление о том, как повысить
мотивацию к обучению у наших учеников, в который раз убеждаюсь в справедливости слов Д.
Дьюи: «учитель – вечный ученик своей профессии». Учителю необходимо возрождаться,
потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И приведенные выше приёмы 7 модулей Программы второго (основного) уровня
дают ему возможность намного улучшить свою педагогическую практику обучения, отойти
от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
"ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.