Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов
Оценка 4.7

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Оценка 4.7
Работа в классе +2
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
18.03.2019
Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов
В настоящее время профориентация школьников имеет важное значение, в профессиональном определении выпускников школ, в этом заинтересованы как сами школьники, так и учебные заведения, обучающие их, и семья, в которой воспитается выпускник. В психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов: первый – детская игра, в ходе которой ребенок примеряет на себя разные профессиональные роли; второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии; третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии.
Профориентация опыт работы.docx
МОУ СОШ № 33 самоопределение учащихся выпускных классов» Тема: «Профессиональное Реферат Тема: «Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов» Автор: Педагог-психолог Кузнецова Светлана Степановна 2010 год Г.Комсомольск-на-Амуре Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов               В настоящее время профориентация школьников имеет важное значение,   в   профессиональном   определении   выпускников   школ,     в   этом заинтересованы как сами школьники, так и учебные заведения, обучающие их, и семья, в которой воспитается выпускник. В   психологии   профессиональное   самоопределение   обычно подразделяют на ряд этапов: первый – детская игра, в ходе которой ребенок примеряет   на   себя   разные   профессиональные   роли;   второй   этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии; третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии. Четвертый этап – практическое принятие решения, то есть собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1)   Определение   уровня   квалификации   будущего   труда,   объема   и длительности подготовки к нему; 2) Выбор специальности. Поэтому     в   течение   последних   лет   в   Российской   школе   идёт реализация   Концепции   профильного   образования,   основными приоритетами которого являются: Признание   права   старшего   школьника   на   выбор   уровня   собственных достижений   (обязательного   или   повышенного)   и   обеспечение   этой возможности   путем   открытого   предъявления   требований   к обязательному уровню освоения содержания образования;  Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника; В   Концепции   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускников 9­х классов перед необходимостью совершения ответственного выбора ­ предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.  Цели предпрофильного обучения: Выявление   интересов,   проверка   возможностей   ученика   на   основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области   позволяющие   составлять   представление   о   характере знания, профессионального труда людей на основе личного опыта Задачи предпрофильного обучения: Выявление   интересов   и   склонностей,   способностей   школьников   и формирование   практического   опыта   в   различных   сферах познавательной   и   профессиональной   деятельности,   ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; Оказание   психолого­педагогической   помощи   в   приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; Развитие   широкого   спектра   познавательных   и   профессиональных интересов,   ключевых   компетенций,   обеспечивающих   успешность   в будущей профессиональной деятельности; Формирование   способности   принимать   адекватное   решение   о   выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. В   связи   с   этим   предпрофильная   подготовка   представляет   собой   информационной   и   психологической, систему   педагогической, организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению   по   завершению   основного   общего   образования.   К предпрофильной   подготовке   относится   информирование   и   ориентация учащихся   9­х   классов   в   отношении   их   возможного   выбора   профиля обучения   в   старшей   школе,   направлений   для   продолжения   обучения   в системе начального или среднего профессионального образования. В нашей школе педагоги   развивают   индивидуальные способности учащихся, используют дифференцированный подход в обучении. В учебных кабинетах   с   углубленным   изучением   различных   предметов,   достаточно материалов   для   получения   знаний,   умений   и   навыков.   Профильное   и предпрофильное обучение школьников осуществляется в 9­х и 11 классах. В   прошлом   учебном   году   11 «а»   класс     был   социально­гуманитарный   с углубленным   изучением   русского   языка,   литературы,   обществознания   и право,   11   «б»   класс   информационно   –технологический,   с   углубленным изучением информатики и физики. Учащиеся   в   течение   всего   периода   обучения   в   11   классе     не   могли определиться   с   выбором   профессии.   Они   ходили   на   консультации   с вопросами по выбору профессии. Диагностическое обследование показало к каким профессиям  школьники склонны школьники, и казалось бы, о чем ещё можно   говорить,   когда   и   так   всё   ясно,   но   ребята   переживали,   что   могут выбрать не ту профессию, которая на всю жизнь. . . Вместе   мы   анализировали,   ещё   и   ещё   раз   возвращались   к   результатам исследования. Рассмотрим эти результаты у учащихся 11­х классов 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 чел.-чел. чел.-тех. чел.-прир. чел.-знак. чел.худ.о.  Чтобы помочь школьникам в выборе профессии , я проанализировала  специальную литературу, из которой выяснилось, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в  результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с  требованиями профессии. Содержание определения высвечивает  двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто  выбирает (субъект выбора), с другой стороны ­ то, что выбирают  (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором  характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора  профессии.  Выбор профессии ­ это не одномерный акт, а процесс, состоящий из  ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Вместе   мы   рассмотрели   ряд   направлений,   способствующих   решению практических   вопросов   профессионального   самоопределения.   К   ним относятся:   вооружающая   школьников   система   профориентации, необходимыми   знаниями   для   ориентации   в   мире   профессий,   умениями объективно   оценивать   свои   индивидуальные   особенности,   диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания помощи в выборе профессии. Психологи   считают,   что   на   выбор   профессии   как   на   выбор деятельности   влияют   многие   факторы.   С   одной   стороны,   характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой ­ характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан   правильно,   если   психофизиологические   данные   личности   будут соответствовать   требованиям   профессии,   трудовой   деятельности.   Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего. Рассмотрим результаты диагностики учащихся 11 –х  9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 чел.-чел. чел.-тех. чел.-худ.о. чел.-пр. знак знак чел.-пр. чел.-худ.о. чел.-тех. чел.-чел. Как видно на диаграмме результаты с прошлым выпуском отличаются незначительно: юноши склонны к техническим профессиям, а большая часть девушек к профессиям, связанных с общением и обслуживанием людей. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной доминантой правильного выбора   является   профессиональный   интерес   или   профессиональная направленность.   Несомненно,   этот   подход   более   продуктивен,   так   как утверждает активность самого субъекта выбора профессии. Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному   из   важнейших   событий   в   целостном   жизнеопределении   человека. Выбор   профессии   связан   с   прошлым   опытом   личности,   и   процесс профессионального   самоопределения   простирается     далеко   в   будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение   жизни.   Этот   подход   требует   учета   широкого   спектра   факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте ­ на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем.   В   качестве   факторов   выбора   профессии   должны   быть   учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни. Поэтому   профессиональное   самоопределение   формируется   при следующих условиях:    Учет   индивидуальных   личностных   особенностей,   собственные привычки, черты характера. Не избирательно­положительное отношение человека к профессии, а сам   процесс   деятельности,   внешние   атрибуты   профессии,   творческие возможности, а также материальные, гигиенические условия труда. Знать перспективы профессионального роста, престиж профессии и ее общественная значимость. Профессиональное   самоопределение   формируется   при     следующих условиях: • Учет   индивидуальных   личностных   особенностей,   собственные привычки, черты характера. • Не избирательно­положительное отношение человека к профессии, а сам   процесс   деятельности,   внешние   атрибуты   профессии, творческие   возможности,   а   также   материальные,   гигиенические условия труда. • Знать перспективы профессионального роста, престиж профессии и ее общественная значимость. • Итак,   чем   полнее   профессиональная   направленность,   тем   более многосторонний   смысл   имеет   для   человека   выбор   данного   вида деятельности,   так   как   она   основывается   на   широком   круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Итак,   чем   полнее   профессиональная   направленность,   тем   более многосторонний   смысл   имеет   для   человека   выбор   данного   вида деятельности, так как она основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. В нашей школе к предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого­педагогической   диагностике   учащихся   9­х   классов,   их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п.   Для того чтобы определить насколько учащиеся 9­х классов определились с выбором   профессии,   с   ними   была   проведена   диагностика   мотивации выбора профессии. В 9 а классе мотивация выбора профессии была выше потому   что   в   течение   первого   полугодия   в   этом   классе   проводился элективный   курс   по   профессиональному   самоопределению,   в   9   б   классе элективный курс был другого направления.  Результаты диагностики мотивации выбора профессии 9 класс «а»  22 человека 12 10 8 6 4 2 0 мальчики девочки средняя высокая низкая 9 класс  «б» 23 человека 12 10 8 6 4 2 0 мальчики девочки низкая средняя высокая Для того чтобы намерения школьников реализовалось в полной мере были   разработаны   некоторые   мероприятия   по   реализации профессионального выбора: Беседа с учащимися  «Куда пойти учиться» Рассматривалась структура личного профессионального плана Примерная схема выбора профессии Оформлена информация на стенде: «Страничка для родителей» и школьников. Выступления   на   родительских   собраниях   по   темам:   «Выбираем профессию», «Готовимся к ЕГЭ» профессии», Классные часы по темам:  «Эмоциональное  отношение  к   выбору «В   мире   профессии»,   «Угадай   профессию»,  «Профессии   наших   родителей»,  «Потребность   личности   в самореализации» Игра: «Мир профессий», конкурс «Профсловарь» Этапы выбора профессии, Шкала «Я выбираю». Экскурсии на предприятия, учащихся 11­х,9­х классов  Сочинения, рассказы, стихи, подготовленные учащимися. Вот   выдержки   из   сочинений   о   профессиональном   самоопределении   и стихотворение  учащихся выпускных классов: 1. «Как часто в своей жизни нам приходится делать выбор.  Ещё с самого детства, мы выбираем себе друзей, игры,  увлечения. Но всё, же самый главный выбор, который мы делаем в жизни ­ это выбор своей  дальнейшей  профессии. Для многих профессия  ­  это лишь способ получения   денег   (заработок).   Но   важно,   чтобы  профессия соответствовала склонностям и интересам человека. Ведь не имея склонностей к точным наукам, человек не сможет работать там, где   нужен  гуманитарный   склад   ума   и   наоборот.   Да   и   вдвойне интересно работать, когда тебе нравится то, что ты делаешь…» 2. «В   мире   очень   много   разных   профессий,   но  выбрать   среди   них единственную   подходящую   очень  сложно,   И   очень   важно старшеклассникам, заканчивающим школу, не ошибиться в принятии этого решения…» 3. «Столкнувшись и сама с проблемой выбора  будущей профессии, я решила обратиться за помощью к  психологу нашей школы. Пройдя тесты   на   выявление   склонностей   и   способностей   к   различным занятиям, я получила перечень профессий, наклонности к которым у меня есть. Найдя интересный вариант работы, рассчитав свои силы для поступления, я сделала свой  выбор. Заинтересовавшись этим вопросом, я решила  узнать, а все ли, знают о своей дальнейшей работе ученики выпускных классов нашей школы, определились ли они со своим выбором, и готовы ли к выбранным  профессиям. Проведя тестовые   работы   по   профориентации,   обобщив   полученные результаты, получилось, что лишь немногие определились с выбором профессии и готовы к ней…» 4. «Я   поняла,   что   профессиональное   самоопределение   основа самоутверждения   человека   в   обществе,   одно   из   главных решений в жизни…» 5. «Кем же в жизни буду Я?» Адвокаты и спортсмены, Доктора, учителя,  Повара и бизнесмены,  Кем же в жизни буду я? Вот задача из задач! Все вокруг твердят мне хором:  «Космонавт, пилот и врач,  Стань певцом или танцором» Только всё лее сложно мне,  Ведь ответственное дело! И вот снится мне во сне,  То, чего давно хотела, Я­ театральная актриса,  И все спектакли на «ура!».  И тихо шепчутся кулисы,  Не замолкая до утра. Цветы, признание и слава,  Автографы и ряд главных ролей,  Зал рукоплещет, крики «браво!»,  Восторг таится у людей. Наутро встав, я приняла решенье Актрисой стану, всем я докажу!  Играть я буду жизни отражение, И всю реальность людям покажу! Таков финал стихотворенья,  Профессию я выбрала свою,  А вот ребятам пожелаю я терпенья.  И за внимание я всех благодарю! В течение всего периода с учащимися 9­х классов проводилась работа по развитию мотивации выбора профессии, с 11 классниками выявление профессиональных предпочтений:    ДДО ( дифференциально ­ диагностичекий опросник),   «Голланд» на выявление типов личности,   методика «Карта интересов» (склонности к профессии и деятельности) С ними рассматривались ситуации выбора, но школьники часто говорили о том, что родители предлагают другие варианты, поэтому решила помочь и тем и другим.               Из опыта работы прошлого  года сделала  вывод, что в профессиональном  самоопределении школьников большую роль играет семья.  Она как никто другой влияет на выбор профессии и оказывает как помощь,  так и негативное влияние:  переубеждение ребенка от выбранной профессии создают невыносимые условия,  когда ребенок хочет реализовать себя в творческой профессии, а родители этого  не хотят. ставят ребенка в ситуацию выбора или – или.   Анализировала проведенные родительские собрания, консультирования учащихся и их  родителей, литературу и сделала вывод, что родительские собрания по  такому вопросу  необходимо проводить вместе с детьми  в форме деловой игры,  где родители вместе с детьми решали актуальный и важный вопрос. Таких  собраний провела два, они прошли в деловой атмосфере, дети и родители нашли общий язык, вместе пришли к единому мнению, некоторые нюансы  рассматривались в более спокойной обстановке. Деловая игра: «Профессиональное самоопределение» прошла в 10 «а», и в 11 «а» классах. Наблюдая за родителями и детьми, убедилась, что поступила верно.  Совместные решения, приносят положительные результаты в профессиональном выборе.   Возникает меньше трений между взрослыми и детьми, как сказал папа Тани Н. «Я   понял,   что   моя   дочь   поступит   туда,   куда   давно   решила   сама,   мне останется только поддержать её и помочь»  В   заключении   отмечу   следующее:   профессиональное   самоопределение   это важная   часть   в   жизни   каждого   человека,   помочь   школьнику   в   выборе профессии необходимо всем тем, кто находится рядом, семья и школа. Таким образом, мы видим, что профессиональное самоопределение является очень важной и достаточно сложной задачей в жизни каждого человека. Ведь человек   счастлив   только   тогда,   когда   занят   любимым   делом,   а   любимым становится то дело, которое получается лучше других. Поэтому школьники при   профессиональном   самоопределении   нуждаются   в   квалифицированной помощи специалистов. Рекомендации школьникам выпускных классов: . Больше интересоваться специальной литературой по выбору профессии. 2.   Посещать   учебные   заведения,   с   тем,   чтобы   узнавать   вакансии, предложенные ими. 3.   Развивать   свои   способности   через   кружки,   дополнительные   занятия, консультации. 4.   Формировать   черты   и   особенности   характера,   так   как   при   выборе профессии     они   влияют   на   полноту   и   уровень   направленности   личности, содержат ее формально­динамические   особенности.  5. Участвовать в тренингах  по выявлению профессиональной направленности и по корректированию личностных особенностей.

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов

Из опыта работы педагога-психолога в общеобразовательной школе по профессиональному самоопределению учащихся выпускных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2019