Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.
Оценка 5

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Оценка 5
Домашняя работа +2
docx
Междисциплинарный 4
Детсад—4 кл
14.02.2019
Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.
Данный материал будет интересен, в первую очередь, педагогам дошкольных образовательных учреждений и педагогам начальных классов. Здесь поставлена проблема об уровне развития мелкой моторики детей, о влиянии на данный процесс современных гаджетов - телефонов, планшетов, компьютеров и т.д. Как выстроить взаимодействие с родителями, чтобы обратить их внимание на проблему? Опыт, указанный в данной статье, нельзя отнести к строго научному процессу. Но он позволил прожить совместно с родителями их маленькие открытия, достижения и даже неудачи, которые позволили сформулировать цели на ближайшее будущее.
Из опыта работы.docx
Из   опыта   работы:   развитие   мелкой   моторики   у   детей   старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями. Тенденции   современного   общества   таковы,   что,   уже,   начиная   с дошкольного   возраста,   подрастающее   поколение   не   только   знакомо   с гаджетами, но и активно их использует. Яркими примерами тому являются мобильные телефоны, планшеты и т.д.   С одной стороны, это одно из условий жизнедеятельности  в социуме, навыки работы с технологическими достижениями человечества, но что же с другой   стороны?   Законы   нашего   мира   подразумевают,   что   любой   объект практически   всегда   содержит   в   себе   как   положительные   качества,   так   и отрицательные.   Рассмотрим   этот   вопрос   с   точки   зрения   развития   мелкой моторики. Наверняка вам приходилось наблюдать неоднократно, как ловко ребенок может   управлять   джойстиками,   клавиатурой   и   т.д.   Он   поглощен   игрой   (а именно   с   игры,   как   естественной   деятельности   ребенка,   начинается   его знакомство   с   миром),   его   пальчики   инстинктивно   «перебегают»   с   одной кнопки   на   другую,   действия   автоматизированы.   Со   стороны   кажется,   что такая   ловкость   –   это   явный   показатель   развитости   мелкой   моторики   рук. Несомненно, это может являться таковым, но всегда ли?   В одной из групп старшего дошкольного возраста (5­6 лет) родителям было   предложено   провести   дома   наблюдение   за   детьми   (а   вернее, деятельностью их рук) в ситуациях: o Игра на компьютере (планшете, телефоне) o Составление фигур из мозаики (варианты мозаик по усмотрению родителей) по образцу o Вырезывание   ножницами   простых   фигур   (например, геометрических) и сложных (например, фигуры животных и птиц) o Лепка из пластилина по теме (фигуры животных, птиц, транспорт и т.д.) o Рисование орнаментов красками и карандашами (по обозначенным контурам) Заранее было условлено, что родители ни в коем случае не оказывают помощь   ребенку   в   любой   из   этих   ситуаций,   но   ведут   видеосъемку   всех процессов. Так же были заданы рамки: каждая ситуация может длиться не более 25 минут (соотнесение с длительностью НОД в старшем дошкольном возрасте).  Конечно, назвать такое наблюдение научным нельзя, т.к. сами условия их проведения   сильно   зависят   и   от   взаимодействия  «родитель­ребенок»,  и   от социально­эмоциональной   обстановки   в   семье,   и   от   желания   ребенка заниматься   определенным   видом   деятельности,   и   т.д.   Наблюдение предполагалось   проводить   в   течение   месяца.   Заранее   отметим,  что   не   все родители смогли ответственно подойти к этому вопросу. Изначально 100% семей принялись за работу, но, чем ближе к завершению близилось время, тем всё меньше становилось участников. О причинах такой обстановки судить не будем,   слишком   вариативно.   Рассмотрим   конечный   результат   тех,   кто, благодаря своим усилиям, помог нам собрать интересную, и противоречивую порой, информацию. Итак… o Игра на компьютере (планшете, телефоне) Практически  все  100%  видеоматериала   позволили  увидеть   родителям, как   эмоционально   зависимы   их   дети   от   виртуальной   реальности,   как   они сопереживают   героям,   как   они   вживаются   в   роль   героев,   как   тяжело проигрывать (даже виртуально!), как возникают вспышки гнева или чувство эйфории, и т.д. При этом дети не испытывали затруднений при нажимании на кнопки или дисплей во время игры. Пальчики дошкольников ловко нажимали на нужные клавиши или кнопки, работали обе руки. Первый видеоряд, при его просмотре совместно родителей и педагога, позволил увидеть у некоторых детей затруднения в психоэмоциональном развитии. Родители впервые, как оказалось, взглянули на ситуацию с другой стороны. Но наша цель  здесь – это сравнить развитость мелкой моторики детей в различных условиях. Вывод, современные   гаджеты   освоены   дошкольниками   довольно­таки   на   высоком уровне. o Составление фигур из мозаики (варианты мозаик по усмотрению родителей) по образцу Эта ситуация вызвала недоумение у большинства родителей: что такого особенного   в   пластиковых   гвоздиках?   Напомним,   что   выбор   мозаики   не ограничивался.   Кто­то   купил   наборы,   соответствующие   возрасту,   кто­то упрости задачу и оставил свой выбор на моделях для младшего дошкольного возраста, и т.д. Суть в том, что мы должны были изучить (если можно здесь так   сказать)   конструктивный   праксис.   Например,   сложить   картинку   по заданному   образцу.   Большинство   детей,   конечно   же,   справилось   с   таким творческим заданием. Трудности возникали у родителей: как мотивировать на сложение   именно   этой   картинки,   а   не   другой;   как   в   принципе   привлечь ребенка   к   выполнению   задания   и   т.д.   Мозаику   можно   было   заменить, например, на сложение разрезной картинки с опорой на образец и без него (такая методика используется логопедами при диагностировании).  Но тактильно мозаика в большем выигрышном положении, т.к. ребенку приходится осуществлять пинцетный захват, соотнести гвоздик по цвету и по его местоположению относительно других, счет ячеек и т.д. Если в самом начале этого упражнения дети и их родители были настроены оптимистично, то в завершении можно было наблюдать уже сложные психоэмоциональные ситуации.  В связи с тем, что не у всех старших дошкольников получилось: во­ первых, сложить картинку по образцу (соотнести визуально); во­вторых, не у всех   получилось   выдержать   временной   интервал;   в­третьих,   не   у   всех пинцетный   захват   оказался   достаточно   развитым   для   данного   возраста. Простая   игра   с   мозаикой   обернулась   для   некоторых   родителей   большим открытием. o Вырезывание   ножницами   простых   фигур   геометрических) и сложных (фигуры животных и птиц).  (например, Умение правильно держать и направлять ножницы здесь – неотъемлемая часть   процесса.   Родители   могли   оказывать   помощь   при   взятии   ножниц ребенком   для   работы:   большой   и   средний   пальчик   захватывают   кольца, указательный – направляет, остальные подгибаются. Если при вырезывании простых фигур еще можно было наблюдать положительное отношение детей к процессу (хотя не се смогли вырезать четко по линии), то при переходе к сложным   фигурам   произошел   спад   психоэмоционального   состояния. Некоторые дети не могли сообразить даже, как вырезать фигуру – они не поворачивали лист бумаги, а пытались развернуться сами или вывернуть руку определённым образом, чтобы продолжить процесс! В сравнении с игрой за компьютером, это задание оказалось посильным единицам. o Лепка из пластилина по теме (фигуры животных, птиц, транспорт и т.д.) Сам процесс лепки – это некоторая релаксация. Руки работают с теплой массой в ярких красивых цветах, хочется творить, создавать и т.д. Но все это происходит, когда есть свобода выбора или просто предлагается поиграть в «каляку­маляку».   Когда   задаются   рамки,   пусть   даже   временные,   и   есть необходимость   скоординировать   работу   рук,   пальчиков   –   возникают определенные   затруднения.   Конечно,   темп   работы   у   каждого   свой,   но   мы должны помнить о том, что в дальнейшем детей ждет поступление в школу и уже сейчас важно придерживаться некоторых правил. Так вот, с заданием по лепке из пластилина справились почти все. Мы не берем здесь во внимание, что   дети   самостоятельно   добавляли   или   убирали   какие­либо   элементы   к предложенным   образцам.   Важно   было   увидеть,   как   происходит   работа детских пальчиков, Как они управляются с пластилином, соединяют детали, сглаживают поверхности.  o Рисование орнаментов красками и карандашами (по обозначенным контурам) Если   без   предисловий,   то   детальное   закрашивание   орнамента   вызвало массу затруднений. При работе с кистью – как правильно держать кисть, как набрать  краску,  как  нанести краску  (примакивание,  тычки и т.д.)  на  узор, чтобы   не   выйти   за   контуры   или   не   смешать   цвета,   и   т.д.   При   работе   с карандашами   –   как   нанести   ровным   слоем,   чтобы   не   было   полос;   как   не размахнуться и не выйти за контуры; где нажать сильнее, а где можно слегка.  Данными   наблюдениями   мы   не   пытались   указать   родителям   на недоразвитость   мелкой   моторики   рук   у   детей   (говорим   не   обо   всех).   Не пытались   указать   на   неумения   детей,   на   их   нежелание   соблюдать   правила (даже работая по ФГОС, педагог ориентируется на определенные эталоны) и т.д. Важно   было   дать   возможность   увидеть,   что   владение   современными гаджетами не является абсолютным показателем развитости мелкой моторики у   детей.   Да,   эти   технологии   можно   использовать   как   некий   тренажер   на определенном этапе, как систему поощрения за труды, как цель, к которой можно стремиться. Но развитие мелкой моторики, и ее влияние на развитие мозга, психических процессов все­таки зависят от многообразия тактильных, визуальных и других ощущений.  Дети   дошкольного   возраста   воспринимают   окружающий   мир,   в   том числе,   и   посредством   своих   детских   пальчиков.   Не   лишайте   их   этого удовольствия! Покажите мир во всех его красках!

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019