Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе
Оценка 4.8

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Оценка 4.8
Игры
docx
дефектология
Детсад
13.03.2017
Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе
Разработала учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №67» г.Березники Пермский край ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ «Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день» [4, с37] Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение.[3, 19] Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость. Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество. Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД: - тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него, - проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении[2, 47]. В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.[1, 54] Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания. По направленности выделяются следующие виды обучающих игр: - для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; - для развития фонематического восприятия; - для развития мелкой моторики; - по обучению грамоте; - по совершенствованию грамматического строя речи; - по обогащению словаря; - для развития связной речи. За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций. Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением. Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци- ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати- ческих категорий. Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах. Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения. В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены пять. 1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА». Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развивать звуко-слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную речь. Развивать мелкую моторику. Коррекция фонематического слуха. МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру. СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса. ХОД ИГРЫ: На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей. 1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку. 2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.) 3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный. 4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение. 5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты… ). 2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ». Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи. Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка). Ход игры. Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля. Мухи целый день летели (имитация полёта мухи) И совсем забот не знали, Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха) И друг друга догоняли (догоняют друг друга). Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины), В паутину все попались. ВАРИАНТ 1. В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту. Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает. Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки. Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь. ВАРИАНТ 2. Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах. В кармашки вставляются символы гласных звуков. Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ; СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху. 3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ». Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек. Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях. Развивать фонематический слух. Развивать звуко-слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную связную речь. Развивать мышление (доказывать свой выбор). Материалы: Игровое поле, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук) Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв). Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы. Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д. ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук). ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа. Усложнение: Составить предложения с данными словами. ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет. ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука). Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки). ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами. 4. Дидактическая игра «СОБЕРИ БУСЫ». Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развитие фонематического слуха. Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Совершенствовать звуко-слоговой анализ. Развивать грамматически правильную связную речь. МАТЕРИАЛЫ: Две верёвочки, бусинки с изображением предметов на все группы звуков, мешочек. Как сделать бусинки. На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения предмета, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон. Правила игры: В мешочек не подсматривать. Нанизывать бусинки в соответствии с условием игры. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание. ХОД ИГРЫ: ВАРИАНТ 1. Логопед выкладывает перед ребёнком бусинки с автоматизируемым звуком и несколько без него. Ребёнок должен нанизать только бусинки с заданным звуком. Усложнение: Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат автоматизируемый или дифференцируемые звуки в заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова. ВАРИАНТ 2. Ребёнок сначала выбирает бусинки с заданным звуком и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку. ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке подходящие прилагательные или глаголы. После того, как бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания. ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки, составляет с ними предложения. Потом снимает бусинки, вспоминая составленные предложения сначала руководствуясь зрительным и тактильным восприятием, а потом только тактильным. ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки. Например: У медвежонка в лесу были друзья: лисёнок и зайчонок . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры. 5. Дидактическая игра «ПОЛЕ ЧУДЕС». Игра предназначена доя детей 4-7 лет. Используется на логопедических занятиях, коррекционном часе. Играть может от 1 до 4 игроков. ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков в словах и предложениях. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа (определять позицию звука в словах, определять количество слогов в словах). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, усвоение падежных форм, усвоение предложных конструкций). Обогащение словаря (антонимы, многозначные слова). Оборудование: «Барабан» для проведения игры, картинки на все группы автоматизируемых и дифференцируемых звуков. 5 дисков с заданиями (в центре каждого диска отверстие для прикрепления к барабану). 1 диск: Круглый диск, разделённый на 8 секторов. К каждому сектору пришит прозрачный кармашек для смены картинок. 2 диск: На каждом из 8 секторов нарисованы схемы: - 3 сектора для определения позиции звука в словах (начало, середина, конец слова), - 4 сектора для определения количества слогов в словах (прямоугольники, разделённые на 1, 2, 3, 4 части), - и в 1 секторе нарисована схема анализа артикуляции звука (губы, язык, колокольчик). 3 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: лук, мальчик с полотенцем, дедушка, девочка играет на улице, яблоко, мужчина, грязный мальчик, девочку осматривает доктор. 4 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: гриб под кустом, птица над кустом, мальчик за кустом, мячик около стола, мальчик едет с горы, мяч летит через сетку, мальчик идёт в магазин, мальчик играет на гармошке. 5 диск: В секторах картинки: ручка пишущая, скрипичный ключ, листок с дерева, дверь с ручкой, ключ, бьющий из-под земли, лист бумаги, рука ребёнка, ключ от квартиры. Ход игры. ВАРИАНТ 1. Открыть крышку. На горлышко прикрепить диск №1. В кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками. Стрелки соединить, чтобы получилась 1 стрелка. Игроки по очереди вращают «барабан». Назвать слово, на котором остановилась стрелка. Усложнение: Придумать с данным словом предложения. Согласовать слово с числительными один, два, пять, сем ВАРИАНТ 2: На барабан прикрепить диск №2. Игроки по очереди крутят барабан, если стрелка остановилась на секторах со схемой места звука в слове – ребёнок придумывает слово с соответствующей позицией автоматизируемого или дифференцируемого звука. Если стрелка остановилась на схеме слоговой структуры – ребёнок придумывает слово с автоматизируемым или дифференцируемыми звуками с заданным количеством слогов. Если стрелка остановилась на схеме артикуляции – ребёнок рассказывает артикуляцию автоматизируемых или дифференцируемых звуков. ВАРИАНТ 3: На барабан прикрепить диск №3. Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. На диске находит слово-антоним, переводит на него вторую стрелку и придумывает предложение с этими словами и противительным союзом «а». Например: Этот мальчик чистый, а этот – грязный. Дедушка старый, а мужчина молодой. ВАРИАНТ 4. На барабан прикрепить диск №4. Игроки по очереди крутят барабан и придумывают предложение с картинкой, на которой остановилась стрелка. Учитывается правильное употребление предлогов в предложении. Например: Гриб вырос под кустом. Мячик летит через сетку. ВАРИАНТ 5. На барабан прикрепить диск №5. Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. Вторую стрелку переводит на слово с таким же звучанием, но другим значением. Затем придумывает с этими словами предложения. Литература 1. Барташникова И.А.Учись играя. Игры и тесты для дететй 5-7 лет. – Харьков, Фолио, 1997. – 412с. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1991. – 160 с. 3. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – Москва, Школа-Пресс, 1999. -78с. 4.Сидорова Т.Г. Преодоление нарушений звукопроизношения с использованием игр и игровых упражнений. Ж «Логопед в д/саду» 2013 №3Мастер-класс подготовила учитель-логопед МОДОУ «Детский сад №67 г.Березники Пермский край» Аронова Наталья Михайловна Мастер-класс для родителей. «Роль семьи в развитии речи дошкольников 4-5 года жизни. Теоретическая часть Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. - Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). - Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения: - не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; - у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность: - имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания. ПОМНИТЕ! Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Лучшее – обратиться за помощью к логопеду. Но и в этом случае огромное значение для дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов, закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней. Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех - пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. 2. Практическая часть. Обыгрываем вместе с родителями. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания. «Вспомни случай». Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли в сквере и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному. «Говорим по-разному» Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! «Бюро путешествий» Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями. «Всегда под рукой» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку. «Лучший друг» Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать? «Рассказы по картинкам». Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. «Истории из жизни». Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре. «Мой репортаж». Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. «Семейное ток-шоу». Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д. «Измени песню». Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста. «Чем закончилось?». Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика! Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко. В процессе общения взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести - семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка. Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веков принятых форм общения, - разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие-то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители
мастер-класс Роль семьи в развитии речи дошкольников.docx
Мастер­класс подготовила учитель­логопед МОДОУ «Детский сад №67 г.Березники Пермский край» Аронова Наталья Михайловна Мастер­класс для родителей.  «Роль семьи в развитии речи дошкольников 4­5 года жизни. Теоретическая часть   Дошкольный   возраст   как   никакой   другой   характеризуется   сильнейшей зависимостью  от  взрослого.  Именно  с близкими  взрослыми (мамой,  папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую   речь,   начинает   овладевать   предметами   и   орудиями   своей деятельности,  а  в дальнейшем   и постигать  сложную  систему  человеческих взаимоотношений.   Родители   могут   оказать   огромное   влияние   на   развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям,   ребёнок   бессознательно   перенимает   стиль   общения,   который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.  Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.  В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования,   происходит   взрыв   словесного   творчества.   Активный словарь   обогащается   словами,   обозначающими   качества   предметов, производимые с ними действия.  ­ Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка,   в   него   играют»),   начинают   активнее   подбирать   слова   с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы   и   явления,   применяют   обобщающие   слова   (существительные   с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).  ­   Дошкольники   средней   группы   осваивают   разные   типы   высказываний   – описание   и   повествование.   Речь   детей   становится   более   связной   и последовательной;   совершенствуются   понимание   смысловой   стороны   речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.  В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:  ­ не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; ­   у   некоторых   недостаточно   развита   интонационная   выразительность:   ­ имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных   и   прилагательных   в   роде   и   числе,   употреблении родительного падежа множественного числа).   Речь   детей   средней   группы   отличается   подвижностью   и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако   объяснение   значения   слова   у   многих   вызывает   затруднения. Большинство   детей   не   владеют   в   достаточной   степени   умением   строить описание  и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,   не   могут   связывать   между   собой   предложения   и   части высказывания.  ПОМНИТЕ!     Речь   не   передается   по   наследству,   малыш   перенимает опыт   речевого  общения   у   окружающих   его   взрослых   (и   прежде   всего родителей),   т.е.   овладение   речью   находится   в   прямой   зависимости   от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал   правильную,   грамотную   речь.     Важной   стороной   речевого развития является правильное произношение звуков.  Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со   сверстниками   и   взрослыми.     Ребенок   4­5   лет   должен   правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Лучшее – обратиться за помощью к логопеду.  Но   и   в   этом   случае   огромное   значение   для   дошкольника   имеет   его общение   с   вами.   Постарайтесь   во   время   совместных   прогулок   с   детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4­5 лет, стимулировать   их   речевую   активность,   выразительность   речи,   расширять словарь,   вырабатывать   способность   к   связному   рассказу,  изложению   своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих   играх.   Используйте   для   этих   занятий   то,   что   ваш   дошкольник видит вокруг, ­ дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" ­ "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." ­ "А что есть у дерева?" ­ "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками   этих   цветов   (розовый,   малиновый,   темно­зеленый,   светло­ коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой­то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов, закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" ­ "Дом, дерево, человек..." ­ "А что выше ­ дерево или человек? Может ли человек быть   выше   дерева?   Когда?"   Или:   "Что   бывает   широким?"   ­   "Река,   улица, лента..."   ­   "А   что   шире   ­   ручеек   или   река?"   Так   дети   учатся   сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить   свойства   предметов:   что   бывает   белым?   Пушистым?   Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..  Само   собой   разумеется,   для   развития   речи   дошкольника   трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит   пониманию   переносного   значения   слов.   Конечно,  происходит   все   это постепенно.   Двух­трехлетний   малыш   постепенно   учится   слушать   текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает   текст   сказки,   последовательность   действий   в   ней.   Научиться пересказывать   малышам   хорошо   помогает   так   называемый   отраженный пересказ.   Взрослый   начинает   фразу:   "Жили­были   дед...",   а   ребенок   ее заканчивает: "...да  баба";  взрослый: "И  была  у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" ­ "Зайчика". ­ "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.  Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для   пересказа   небольшие   рассказы   с   несложным   сюжетом.   Например, рассказы   Л.  Н.   Толстого   для   детей.  Очень   охотно   дети   передают   сюжеты мультфильмов,   кукольных   спектаклей,   цирковых   представлений,   когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом   и   самостоятельно   он   начнет   высказываться   о   том,   что   на   ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех ­ пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать,   чем   они   похожи,   а   чем   отличаются   друг   от   друга.   Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек ­ можно предложить   дошкольнику   самому   попробовать   составлять   небольшие сюжетные   рассказы.   Подберите   несколько   игрушек   или   картинок, позволяющих   выстроить   простую   сюжетную   линию   (например,   девочка   ­ елочка   ­   корзинка   ­   грибок   ­   ежик...).   Спросите,   что   могло   случиться   с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно   предложить   свой   вариант   рассказа,   а   потом   предоставить   свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети 4­5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.  2. Практическая часть. Обыгрываем вместе с родителями. Попробуйте   предложить   им   помещенные   ниже   творческие   задания. «Вспомни   случай».  Выберите   с  ребенком   какое­то   событие,  в   котором   вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли в сквере и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей ­ до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.  «Говорим по­разному» Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив   интонацию,   можно   безобидное   стихотворение   прочитать   как страшную   историю   или   как   телевизионный   репортаж.   Если   получится, попробуйте   использовать   иностранный   акцент.   Да   мало   ли   что   можно придумать!   «Бюро   путешествий»  Каждый   день   вы   с   ребенком   отправляетесь   по обычному маршруту ­ в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге,   какие   достопримечательности   увидите...   Путешествуя,   делитесь впечатлениями.  «Всегда под рукой» Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем­то   занять,   ­   например,   долгое   ожидание   в   очереди   или   утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, ­ чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна ­ улыбающаяся, другая ­ печальная, третья ­ удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.  «Лучший друг» Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть   в   "рассказы   о   лучшем   друге".   Пусть   ребенок   выберет   картинку, которая   ему   нравится.   Это   может   быть   какой­то   человек   ­   большой   или маленький ­ или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где   он   живет?   В   какие   игры   любит   играть?   Он   спокойный   или   любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?  «Рассказы   по   картинкам».  Хорошо,  если   вы   сможете   подобрать   несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить  порядок, чтобы можно было по  ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок ­ возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.   «Истории из жизни». Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне,   когда   ваши   руки   заняты,   а   мысли   свободны.   О   чем   рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.  «Мой репортаж». Вы с ребенком побывали в какой­то поездке только вдвоем, без   других   членов   семьи.   Предложите   ему   составить   репортаж   о   своем путешествии.   В   качестве   иллюстраций   используйте   фотоснимки   или видеосюжеты.   Дайте   ребенку   возможность   самому   выбрать,   о   чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если   начнет   фантазировать,   не   останавливайте.   Речь   малыша   развивается независимо   от   того,   какие   события   ­   реальные   или   вымышленные   ­   им воспроизводятся.   «Семейное ток­шоу».  Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя   в   роли   телевизионного   ведущего?   Приготовьте   магнитофон   или диктофон   для   записи,   дайте   "журналисту"   в   руки   микрофон   ­   и   можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью   подскажите   ребенку,   какие   вопросы   можно   задать.   Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.  «Измени песню». Детям нравится петь о знакомых вещах ­ о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений ­ тоже не страшно.   Рифмы   не   обязательны.   Можете   предложить   и   свой,   "взрослый" вариант переделанного текста. «Чем закончилось?». Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело,   которое   вы   должны   сделать   именно   сейчас,   но   попросите   ребенка рассказать   вам   позже,   что   произойдет   дальше   в   мультфильме   и   чем   он закончится.  Не   забудьте   поблагодарить   вашего   рассказчика!   Все   внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми   надо   обыкновенным,   правильным   языком,   но   языком   простым   и главное  говорить медленно,  ясно  и  громко. В  процессе  общения  взрослым необходимо помогать ребенку овладевать речью. Ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причем, как правило,   делать   это   по   ходу   разговора   так,  чтобы   поправка   не   прерывала общения.  В итоге к шести ­ семилетнему возрасту, ребенок уже будет располагать   солидным   словарным   запасом   (порядка   4­5   тысяч   слов)   и практически освоит грамматический строй родного языка.  Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веков принятых форм общения, ­ разговор и рассказ, игра, чтение книжек, сказки и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие­то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно   использовать   то,   что   хорошо   известно.   Развивая   общение, взрослый  не  просто  учит  ребенка  новым  видам взаимодействия   с  другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению   его   духовной   жизни,   открывает   ему   новые   грани   внешнего   и внутреннего мира, формирует его личность. Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе

Из опыта работы. Значение дидактических игр в логопедической работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017