Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе
Оценка 5

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
3 кл
07.01.2017
Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе
В начальной школе дети усваивают слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Дети должны научиться отличать эти слова друг от друга, ставить к ним вопросы. Далее дети узнают, что слова, отвечающие на вопросы кто? что? и т. д. , обозначают предметы; слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов; слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделает? и т. д., - действия предметов. Затем дети узнают, что слова, обозначающие названия предметов, - это существительные; слова, обозначающие признаки предметов, - это имена прилагательные; слова, обозначающие действия предметов, - глаголы. Все эти слова – части речи. Основная задача изучения этой темы в том, чтобы дать учащимся общее понятие о частях речи, привить умение группировать слова по грамматическим признакам: существительное, прилагательное, глагол. Часто можно замечать, что даже старшеклассники не различают части речи, не умеют находить грамматическую основу предложения. Младший школьник усваивает хорошо тот учебный материал, который ему, во-первых, интересен, а во-вторых, материал, который доступен. Такой наглядный учебный материал необходим учащимся с низким интеллектуальным уровнем развития. Поэтому, учитывая возрастные особенности младших школьников, приходится давать учебный материал в сказочной форме. В 3 классе детей знакомим с главными и второстепенными членами предложения. Поэтому сначала ребенок должен уметь различать части речи. В 2 классе начинается изучение слов на вопросы кто? что? Иногда дети со слабым интеллектуальным развитием затрудняются даже в различении слов на вопросы кто? что?; не умеют различать и другие части речи. При ознакомлении детей с частями речи и с членами предложения я применила следующий прием, который дал мне неплохие результаты.В начальной школе дети усваивают слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Дети должны научиться отличать эти слова друг от друга, ставить к ним вопросы. Далее дети узнают, что слова, отвечающие на вопросы кто? что? и т. д. , обозначают предметы; слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов; слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделает? и т. д., - действия предметов. Затем дети узнают, что слова, обозначающие названия предметов, - это существительные; слова, обозначающие признаки предметов, - это имена прилагательные; слова, обозначающие действия предметов, - глаголы. Все эти слова – части речи. Основная задача изучения этой темы в том, чтобы дать учащимся общее понятие о частях речи, привить умение группировать слова по грамматическим признакам: существительное, прилагательное, глагол. Часто можно замечать, что даже старшеклассники не различают части речи, не умеют находить грамматическую основу предложения. Младший школьник усваивает хорошо тот учебный материал, который ему, во-первых, интересен, а во-вторых, материал, который доступен. Такой наглядный учебный материал необходим учащимся с низким интеллектуальным уровнем развития. Поэтому, учитывая возрастные особенности младших школьников, приходится давать учебный материал в сказочной форме. В 3 классе детей знакомим с главными и второстепенными членами предложения. Поэтому сначала ребенок должен уметь различать части речи. В 2 классе начинается изучение слов на вопросы кто? что? Иногда дети со слабым интеллектуальным развитием затрудняются даже в различении слов на вопросы кто? что?; не умеют различать и другие части речи. При ознакомлении детей с частями речи и с членами предложения я применила следующий прием, который дал мне неплохие результаты.
Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе.docx
Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе В начальной школе дети усваивают слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой?  какая? какое? какие? что делает? что делают?  Дети должны научиться отличать эти  слова друг от друга, ставить к ним вопросы. Далее дети узнают, что слова, отвечающие на  вопросы кто? что? и т. д. , обозначают предметы; слова, отвечающие на вопросы какой?  какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов; слова, отвечающие на вопросы что  делает? что делают?  что сделает? и т. д.,  ­ действия предметов. Затем дети узнают, что  слова, обозначающие названия предметов, ­ это существительные; слова, обозначающие  признаки предметов, ­ это имена прилагательные; слова, обозначающие действия  предметов, ­ глаголы.  Все эти слова – части речи. Основная задача изучения этой темы в  том, чтобы дать учащимся общее понятие о частях речи, привить умение группировать  слова по грамматическим признакам: существительное, прилагательное, глагол.  Часто можно замечать, что даже старшеклассники не различают части речи, не умеют  находить грамматическую основу предложения. Младший школьник усваивает хорошо тот  учебный материал, который ему, во­первых, интересен, а во­вторых, материал, который  доступен. Такой наглядный учебный материал необходим учащимся с низким  интеллектуальным уровнем развития. Поэтому, учитывая возрастные особенности младших школьников, приходится давать учебный материал в сказочной форме.  В 3 классе детей знакомим с главными и второстепенными членами предложения. Поэтому  сначала ребенок должен уметь различать части речи. В 2 классе начинается изучение слов  на вопросы кто? что?  Иногда дети со слабым интеллектуальным развитием затрудняются даже в различении слов на вопросы кто? что?; не умеют различать  и другие части речи.   При  ознакомлении детей с частями речи и счленами предложения я применила следующий  прием, который дал мне неплохие результаты.  1. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (часть речи – имя существительное)   «живут» в доме, у которого два окна (две комнаты). В этом доме два хозяина:  вопросы кто? и что? Они приглашают к себе гостей – слова. Этот домик имеет  фундамент в один кирпич. (Идет подготовка к изучению главного члена  предложения – подлежащего, т. к. подлежащее в предложении подчеркиваем одной  линией). Домик выглядит так: Вместе с детьми отправляем слова в свои домики. Столпилась у дома группа слов, все  хотят попасть в дом. Дети им помогают расселяться по комнатам.   паук дедушка ветер парта кошка солнце волк клен лошадь Затем делаем вывод, что слова, отвечающие на вопросы кто? что? ­ это имена  существительные.  По мере работы задание усложняю.  Добавляем к именам существительным другие части  речи, которым в доме места нет. Ребятам очень интересно расселять имена  существительные в домики.                     облако читал стул столяр под белка муравей рыжий два пятерка Такой же дом, только с другими фундаментами, использую при изучении темы  «Падежи» (Имена существительные в косвенных падежах являются второстепенным  членом предложения – дополнением или обстоятельством). пять комнат с вопросами  кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? У этого дома нет окон с вопросами кто? что? Так же распределяем к падежам свои предлоги. Дети никогда не  будут путать именительный падеж с другими косвенными падежами.  2. После ознакомления со словами на вопросы  кто? что? знакомим детей со словами  на вопрос  какой? какая? какое? какие?, с частью речи – имя прилагательное.  В  этом доме три окна и чердак с окном. Дом стоит на воде и качается на волнах.   (Подготовка к изучению второстепенного члена предложения – определения, т. к.  определение подчеркивается в предложении волнистой линией). Дом выглядит так: К этому дому можно попасть только на лодке. К дому приплывают слова на вопросы кто?  что? ­ имена существительные. Они о себе знают только то, что за предмет  представляют. Хотят узнать о своих признаках. Из этого дома «дарят» именам  существительным слова­признаки. Составляются словосочетания. Легко находить  главное  и зависимое слово в словосочетании. Например, приплыл на лодке цветок. (Рисунок цветка  с записью). Он спрашивает:  ­ Я – цветок. Скажите, пожалуйста, я какой? Ему отвечают из окна с вопросом какой? : ­ Ты, цветок, красный, красивый, душистый! Приплывает солнышко и тоже спрашивает: ­ Я – солнышко какое? Ему отвечают из окна с вопросом какое? : ­ Ты, солнце, желтое, теплое, доброе, ласковое.  Приплыли на лодке девочки и спрашивают:  ­ Мы – девочки, какие?  Им с чердака отвечают:  ­ Вы старательные, прилежные, умные и т. д. Сажаем на лодку и слова – другие части речи. Но им никто из дома не отвечает. Например,  слова роет, два и т. д.  Затем делаем вывод: Слова красный, красивый, душистый, желтое, доброе, теплое,  ласковое, старательные, прилежные, умные  называют признаки предметов. В речи такие слова употребляются со словами­названиями предметов – именами прилагательными. Они  связаны с помощью вопросов какой? какая? какое? какие?  3. Далее идет ознакомление со словами, которые отвечают на вопросы что делает?  что сделал? что делал? и  др. с частью речи – глагол. Эти слова тоже «живут» в  своем доме. У них дом большой, там все «работают», все чем­то заняты. Этот дом  имеет двойной фундамент. (Подготовка к усвоению главного члена предложения –  сказуемого; сказуемое подчеркивается двумя линиями). Дом выглядит так: В предложениях находим слова, которые «работают» и размещаем их в дом. Дети такие  слова – глаголы находят очень быстро без затруднений. От слов, обозначающих людей,  переходим и на другие имена существительные, обозначающие другие предметы: волк,  осина, птичка, книга, ягода и т. д. Определять действия этих предметов детям не  составляет особого труда. Это очень важно при нахождении грамматической основы  предложения.  Делаем вывод: в речи часто используем слова, которые называют действия. К ним можно  задавать вопросы что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делает? что  сделает? что сделает? что будет делать? и т. д.   4. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия. особые  слова: ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе­хе, фу и другие. Они выражают разные чувства: радость,  восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К этим словам нельзя поставить вопрос.  Междометия тоже «живут»  в своем двухэтажном домике. В этом доме всегда слышится то смех, то плач, то стон и т. д. Фундамента нет, дом легкий. (Не являются никаким членом  предложения).  Дом таков:   5.  Есть в русском языке еще одна группа слов – предлоги (маленькие слова). К ним тоже  нельзя задать вопрос. Эти слова не сидят на одном месте, постоянно «играют» с именами  существительными. Дом не имеет фундамента (предлоги не являются членом  предложения).  Дом выглядит так: После изучения соответствующих частей речи помещаю рисунки домов на доске и  распределяем слова по домикам. Например, лиса, за дубом,  побежал, под, крот, сосна,  розовая, летит, на, стоит, без соли,  ветер, ах, у реки  и т. д. , В третьем классе  изучается раздел «Предложение»,  и идет ознакомление с главными  членами предложения – подлежащим и сказуемым. Дети учатся находить  грамматическую основу предложения. Младший школьник, даже слабоуспевающий,   крепко усвоивший части речи, без затруднения может правильно определять главные и  второстепенные члены предложения. Вначале в ходе беседы, работая по учебнику,   знакомлю детей со схемой главных членов предложения.  Например, возьмем предложение: «У садовой ограды краснела малина». Сначала в  предложении обязательно находим слово, которое «работает», производит действие. Детям легко удается находить глаголы. Это – слово краснела. Оно «живет» в доме с двойным  фундаментом, часть речи ­ глагол, в грамматическую основу «пришел» из дома с двойным  фундаментом.   ­ Фундамент его дома похож на схему сказуемого? Чем? ­ Похож. (Две линии).    Значит, слово краснела в  предложении является сказуемым, подчеркиваем двумя  линиями. Теперь узнаем, кто? или что?  выполняет эту работу, действие.  (Кто «хозяин»  этого действия?) Это – слово малина, отвечает на вопрос что? Часть речи – имя  существительное.  У этого слова дом с одним фундаментом.  ­ Фундамент дома «Имя существительное» похож на схему подлежащего?  Чем? ­ Похож. (Одна линия).  Значит, слово малина является в предложении подлежащим, подчеркиваем одной линией.   Итак,  грамматическая основа предложения –   [малина краснела].  Остальные слова в предложении – второстепенные члены. Чтобы определить, какими  частями речи являются другие члены предложения, «ищем»,  в каких домах они «живут».  К концу окончания начальной школы в моем классе не оказалось ни одного ученика, кто бы не умел определять части речи и находить главные члены предложения, хотя в классе было немало слабоуспевающих учеников.  Таким образом повышается у детей интерес к предмету, развивается творческая фантазия,  логическое мышление и речь, зрительная память, повышается активность учащихся на  уроке.  Исчезает у ученика страх перед предметом, который ему кажется самым трудным.

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе

Изучение частей речи и членов предложения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017