Изучение лирики посредством цветового восприятия
Оценка 4.9

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
русская литература
11 кл
01.05.2017
Изучение лирики посредством цветового восприятия
Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.Настоящее открытие для учащихся - анализ стихотворения с точки зрения цвета. Цветовой анализ помогает прийти к пониманию философской концепции поэта. Подобный анализ стихотворения предполагает наличие ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по-настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово.
Цветовой анализ стихотворений.docx
Изучение лирики посредством цветового восприятия И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа г.Владивосток      Настоящее открытие для учащихся ­   анализ стихотворения с точки зрения цвета. Последние компьютерные разработки дали возможность дать  цветовые соответствия гласным: А – густо, темно­красный цвет Я – ярко­красный О – светло­желтый или белый Е – зеленый Ё – желто­зеленый Э – зеленоватый, салатовый И – синий У – темно­синий, сине­зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно­коричневый или черный.        В начале нашей работы с учениками было недоверие: нет ли здесь искусственной «привязки»   цвета   к   строкам     лирического   произведения.   Однако   после   долгой исследовательской работы мы пришли к выводу, что у авторов с тонкой поэтической организацией, у настоящих Мастеров слова, такое соответствие обязательно зазвучит.       Передо   мной   работа   ученицы   восьмого   класса.   Затейливые   звездные   всполохи розового,   голубого   и   желто­зеленого   цвета,   выполненные   тонким   пером   –   цветовое осмысление стихотворения Николая Рубцова «Зимняя песня». «Уже в самом названии стихотворения  «Зимняя   песня»  слышится   удивительное   звучание   М  и   Н.  Нежные   и светлые по своей природе, эти звуки создают образ хрустальных, звенящих сосулек. Ключевые   слова     стихотворения   ­   «огни»,   «звезды»,   «светятся»,   «светлые». Превалирующие буквы – А, Е, У, О, И. Именно потому мой рисунок и выполнен такими линиями и в таких тонах. Не только услышать любовь поэта к своей малой родине, но и увидеть в цвете зимы ее прелести, понять обращение автора к детским воспоминаниям и представить светлые звезды его надежды помогают именно цветовые соответствия его стихотворения».       Какие   цвета   ассоциативно   возникают   у   нас,   когда   мы   слышим   слово   «Родина»? Прежде всего, красный, затем зеленый, синий и, наконец, желтый. А теперь откроем стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и попробуем подсчитать, какие звуки встречаются в нем чаще. Именно эти цвета, которые уже были перечислены, и стали основополагающими  в этом стихотворении.         Когда­то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: “Где человек, до конца   понявший   Пастернака:   «И   сама   же   пояснила:   Пастернак   –   это   “тайнопись”, “иносказание”,   “шифр”.   “Пастернака   долго   читать   невыносимо   от   напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому оно по глазу?)».     Однако распознавать удивительную “тайнопись” пастернаковского слова чрезвычайно интересно. Быть может, стоит вглядеться в краски его стихов? В осатаненьи льющееся пиво                                        Светло, как днем. Их озаряет пена. С усов обрывов, мысов, скал и кос,                              От этой точки глаз нельзя отвлечь. Мелей и миль. И гул и полыханье                                 Прибой на сфинкса не жалеет свеч Окаченной луной, как из лохани,                                  И заменяет свежими мгновенно. Пучины. Шум и чад и шторм взасос.                                                                        (“Тема”, 1918)      Попробуем прислушаться к пастернаковской музыке моря. Разве не гудят строки этого   стихотворения,   подобно   раковине,   которую   мы   прикладываем   к   уху? Проанализируем их лексический состав: «льющееся пиво», «полыханье», «окаченный луной», «чад», «светло, как днем», «озаряет пена», «не жалеет свеч»… Как умело поэт пользуется   светотехникой!   Стихотворение   все   буквально   напоено   светом.   Светом   и музыкой.    «Как вам, например, кажется… у вас есть чувство, созерцание звука в свете? Кажется вам, что звуки светятся цветами?» – спрашивал у юного Бориса Пастернака композитор Александр   Николаевич   Скрябин,  мечтающий   силой   искусства   изменить   жизнь   всего мира. Тот самый Скрябин (1872 – 1915), стремившийся установить связь между звуком и цветом, автор удивительных по богатству фантазии сонат и симфонических поэм. Одна из них – «Прометей» – была задумана как музыкально­цветовое произведение: музыка должна сопровождаться в нем цвето­световыми эффектами.       А.Н.Скрябин был близким знакомым отца будущего поэта – художника Леонида Осиповича   Пастернака,   профессора   московского   Училища   живописи,   ваяния   и зодчества.   Частыми   гостями   в   его   доме   были   художники   Репин,   Ге,   Врубель… Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Нет, он не стал музыкантом, о чем неистово мечтал в течение целых шести лет, но будто услышав голос судьбы, сумел   воплотить в слове свое невероятное чувство музыки и цвета. Вся лирика Пастернака – своеобразный атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.     Для цветового анализа на лексическом уровне интересно рассмотреть стихотворение Б.Пастернака «Светает» из сборника «Сестра моя – жизнь» (1917). Ты в ветре, веткой пробующем.                                 Он ожил ночью нынешней, Не время ль птицам петь,                                            Забормотал, запах. Намокшая воробышком                                               Всю ночь в окошко торкался, Сиреневая ветвь!                                                          И ставень дребезжал. У капель – тяжесть запонок,                                       Вдруг дух сырой прогорклости И сад слепит, как плес,                                                По платью пробежал. Обрызганный, закапанный                                          Разбужен чудным перечнем Мильоны синих слез.                                                  Тех прозвищ и времен, Моей тоскою вынянчен                                              Обводит день теперешний И от тебя в шипах                                                        Глазами анемон.      Не правда ли, настоящая цвето­звуковая соната! Слышится легкий шелест листвы, к которой   прикасается   ветерок.   Покачивается   на   ветке   «воробышек»…   Вот незамысловатое  содержание   первой   строфы.   Однако,   вглядевшись,   здесь   можно заметить целых три цвета. Сероватый (под стать раннему утру) – цвет оперенья птицы. Чуть различимый зеленый (именно такой должна быть в эту пору листва). И сиреневый – у соцветий.  Читаем   вторую   строфу:   по   саду   пробежали   первые   лучи   солнца,   и   сад,   «обрызганный,   закапанный),   загорается:   в   каждой   капле   словно   вспыхивает   огонек («мильоны синих слез»). И вот уже синий цвет заполонил все вокруг, однако, нет, он не весь синий, потому что в каждой капельке можно увидеть еще и целую радугу цветов. Попробуем   озвучить  эту   строфу:  «ми  мажор».  Почему?  По   свидетельству   А.Блока, присутствовавшего на эксперименте Скрябина, именно звук ми вызывал у композитора голубые ассоциации, впрочем, как и у Римского­Корсакова, и у Метнера. Отсюда – звук ми и небесный цвет – пастернаковская музыка этой строфы.    Следующие две строфы стихотворения – зарисовка ночного сада. Черный цвет ночи. И   здесь   же   –   тревожный,   глухой   аккорд:   «забормотал»,   «торкался»,   «ставень дребезжал».       И   вот  – заключительная  строфа:   сад   «разбужен»,   и,   словно   оживший,   анемон (цветок белой окраски) смотрит на него удивленно­восторженно.        Конечно,   подобный   анализ   стихотворения   предполагает   наличие   ассоциативного мышления учащихся, не каждому дано по­настоящему «всмотреться», «вслушаться» в каждую строчку, в каждое слово. И все­таки, можно попробовать, тем более что, по верному замечанию М.Цветаевой, «Пастернака читатель пишет сам».    Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:                      Я клавишей стаю кормил с руки                      Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.  Ассоциативный   ряд   можно   выстроить   такой:   музыкант   у   рояля   –   черные   и   белые клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского – свет и тьма – добро и зло – жизнь и смерть…     А, может, у ребят получится что­то иное? Выбрав самый интересный, можно записать его на доске. Подобный   цветовой   анализ   помогает   не   только   почувствовать   красоту пастернаковского стиха, но и понять его мировосприятие.    Попробуем сделать еще один анализ стихотворения. («Когда разгуляется». 1956.) Большое озеро как блюдо.                          Просвечивает зелень листьев, За ним – скопленье облаков,                       Как живопись в цветном стекле. Нагроможденных белой грудой                  В церковной росписи оконниц Суровых горных ледников.                         Так в вечность смотрят изнутри По мере смены освещенья                          В мерцающих венцах бессонниц И лес меняет колорит,                                Святые схимники, цари. То весь горит, то черной тенью                 Как будто внутренность собора Насевшей копоти покрыт.                           Простор земли, и чрез окно Когда в исходе дней дождливых                Далекий отголосок хора Меж туч проглянет синева,                         Мне слышать иногда дано. Как небо празднично в порывах,                 Природа, мир, тайник вселенной, Как торжества полна трава!                       Я службу долгую твою, Стихает ветер, даль расчистив.                  Объятый дрожью сокровенной, Разлито солнце по земле.                            В слезах от счастья отстою!                1 – 4 строфы представляют собой развернутую картину природы. Все в ней изменчиво, скоротечно и потому неповторимо. Голубоватая гладь воды, «белая груда» ледников   и   резко   –  красно­черные  отблески   освещенного   леса.   Что   это?   Солнце! Именно благодаря ему  жизнь наполняется цветами – синевою, праздничной зеленью… Солнечный свет – источник жизни, источник красоты.       Продолжит   ассоциативный   ряд  золотистый   цвет  солнечный   лучей,   которые   проникают  сквозь «росписи оконниц» во «внутренность собора», храма Природы. Под его   куполообразным   небом   –   «простор   земли».   Отсюда,   из   «внутренности   собора», смотрели   ввысь,   в   «вечность»,   Вселенную,   целые   поколения     ­   «святые,   схимники, цари». В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор, хор Природы. «Далекий отголосок» его ловит чуткий музыкальный слух поэта, который «объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья» приобщается к великой тайне.    Природа, по Пастернаку, ­ «тайник вселенной», заглянуть в который дано не каждому. Поэту это удаётся («слышать иногда дано»). И как это ни трудно, он до конца своих дней   готов   воспевать   Природу   и   разгадывать   ее   «письмена»,   готов   «отстоять   «   ее «долгую службу».  Вот   так     от   цветового   анализа   вместе   с   учениками   можно   прийти   к   пониманию философской концепции поэта. (В данной разработке по лирике Пастернака  использованы    отдельные исследования литературоведа В.В.Рогозинского).

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия

Изучение лирики посредством цветового восприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017