Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.7

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
музыка
2 кл
29.01.2017
Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС
Как выучить ноты? Как их запомнить? Почему дети не охотно изучают ноты? Механическое действие ни к чему не приводит. Необходима обязательно практическая часть. Некоторые дети запоминают сразу, некоторым необходимо время. А что, если подойти к этому вопросу по-другому? Например, обозначить ноты цветами радуги...Мастер-класс по изучению нотной грамоты.
Мастер класс нотная грамота..docx
Мастер –класс для учителей музыки по теме:  «Изучение нотной грамоты в начальной школе в условиях реализации ФГОС Выполнила учитель музыки I квалификационной категории МБОУ “СОШ №9” ЕМР РТ Зайнутдинова Э.В. Цель ­  предоставить опыт работы по изучению нотной грамоты Форма – итегрированное (лекционно­практическое) занятие Вариант – показ отдельных форм работы 1. Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные   требования   к   школьнику.   Для   получения   высоких   результатов   в   образовании   в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и   обсуждать.   Для   этого   в   стандартах   нового   поколения   сформированы   несколько   видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно­творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль,   поскольку   творчество   является   его   стержнем   и   влияет   на   развитие   соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.),   воспитать   эмоционально­   чувственную   сферу   психики   (тонкость,   чуткость,   умение   через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Познавательные учебные действия обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно­следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Они включают в себя: ­общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации,   структурирование   знаний,   построение   речевого   высказывания,   выбор   наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); ­логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов,   логическая   цепь   рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);   установление   причинно­следственных   связей, ­постановки и решения проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.). Знаково­символические   учебные   действия  обеспечивают   конкретные   способы   преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного   материала,   выделения   существенного,   отрыва   от   конкретных   ситуативных   значений, формирования   обобщенных   знаний.   А   именно:   моделирование   –   преобразование   объекта   из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­ графическую или знаково­символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Предмет “Музыка” наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково­символические. Мелодия – это мысль, выраженная в знаково­символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью   анализа   мелодии   произведения,   его   интонации,   мы   можем   понять   основную   идею произведения.   Следовательно,   можно   сделать   вывод,   что   знаково­символические   УУД   являются ключевыми для предмета “Музыка”. Формирование познавательных УУД на уроке музыки УУД Самостоятельное  формулирование  познавательной цели Самостоятельное  формулирование  познавательной цели Знаково­ символическое  моделирование Виды деятельности 1. Исследовать и выявлять  общность истоков и  особенности народной и  профессиональной музыки 2. Исследовать историю  создания музыкальных  инструментов 1. Наблюдение за музыкой  в жизни человека 2. Различать настроения,  чувства и характер  человека 3. Выявлять сходство и  различия музыкальных и  живописных образов 4. Различать на слух  старинную и современную  музыку 1. Знакомиться с  элементами нотной записи 2. Моделировать в  графическом рисунке  особенности песни, танца,  Способы деятельности 1. Определять цель учебной деятельности с  помощью учителя, самостоятельно, искать  средства её осуществления через: распознавание  существенных признаков, свойств и явлений, с  помощью наблюдения, сравнения, анализа;  распознавание культурных отношений с другими явлениями. Умение работать с информацией через:  сравнение конкретно­чувственных и иных  данных ­ анализ и синтез ­ сериацию ­ упорядочение объектов по  выделенному основанию, классификацию,  обобщение ­ установление аналогий Знаково­символическое моделирование нотного  текста через: ­ кодирование/замещение ­ декодирование/считывание Анализ объектов с  целью выделения  признаков Синтез как  составление целого  из частей Выбор оснований и  критериев для  сравнения,  классификации  объектов марша. 3. Исполнять мелодии с  ориентацией на нотную  запись 1. Знакомиться с  элементами нотной записи 2. Моделировать в  графическом рисунке  особенности песни, танца,  марша. 3. Исполнять мелодии с  ориентацией на нотную  запись 1. Находить  (обнаруживать) общность  интонаций в музыке,  живописи, поэзии 2. Сходство и различия  русских и  западноевропейских  произведений  религиозного искусства 3. Выявлять особенности  народного и  профессионального  музыкального творчества 1. Подбирать стихи и  рассказы,  соответствующие  настроению музыкальных  пьес и песен 2. Подбирать изображения  знакомых музыкальных  инструментов к  соответствующей музыке 3. Узнавать по звучанию  различные виды музыки из  произведений программы ­ умение использовать наглядные модели ­ построение модели и работа с ней Анализ (расчленение целого на части) ­ процесс  мысленного или фактического познания  музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части Синтез (составление целого из частей) ­  объединение элементов музыкального языка в  единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко­стилистическими  свойствами и чертами Сериация (упорядочение объектов по  выделенному основанию) и классификация  (отнесение предмета к группе на основе  заданного признака): ­ узнавать по звучанию различные виды и жанры  музыки, ­ группы инструментов, инструменты различных  видов оркестра, музыкальные голоса и т.д. Установление аналогий: подбор стихов и  рассказов В примерной рабочей программе учебного предмета «Музыка» одной из задач является приобретение базовых   знаний   по   музыкальной   грамоте,   необходимых   для   осуществления   различных   видов музыкальной деятельности. Нотная грамота предполагает изучение следующих терминов и понятий: скрипичный   ключ,   нотный   стан,   расположение   нот   в   объёме   первой­второй   октав,   диез,   бемоль. Чтение   нот   первой­второй   октав,   пение   по   нотам   выученных   по   слуху   простейших   попевок (двухступенных,   трехступенных,   пятиступенных),   песен,   разучивание   по   нотам   хоровых   и оркестровых партий. В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся  получит возможность научиться: ­ использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших  мелодий. Эффективно   активизировать   учебно­познавательную   деятельность   учащихся,   овладеть   опытом творческой  деятельности,  используя потребности ребенка  открывать новое, позволяет технология проблемного обучения. Технология   проблемного   обучения   является   эффективным   средством   повышения   познавательной активности учащихся. Она позволяет развивать творческие способности, способствует формированию самостоятельного   мышления,   успешному   освоению   знаний   учениками,   помогает   воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных   проблемных   ситуациях.   Моя   задача   как   учителя   музыки   –   сделать   творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка. 2. Характеристика творческой лаборатории педагога­мастера  Представим  себе  человека,  не умеющего  читать  – таковым  являются  наши  школьники  в  области знакомства с нотной литературой. Ну, а теперь представим себе, что мы умеем читать ноты, как простые книги.  Если раньше мы могли и обходиться без этого раздела в обучении детей общеобразовательной школы, и   реализуемые   программы,   зачастую,   исключали   теоретическую   подготовку,   оставляя   её специализированным   учебным   заведениям,   то   ­   теперь,   при   изменении   содержания   образования, введении новых ФГОС, было   бы    совсем не лишним разгрузить память учащихся, привив им навык чтения нотной записи и избавив, тем самым, их от тотального заучивания материала только   лишь на слух. 3. Определение проблем и перспектив в работе педагога­мастера При   изучении   нотной   грамоты   я   сталкиваюсь   с   низким   уровнем   учебной   мотивации   учащихся   и познавательной активности.   В перспективе мне бы хотелось, чтобы к концу обучения в начальной школе 50% учащихся могли по нотам сыграть самые простые мелодии. 4. Описание   системы   уроков   (занятий)   в   режиме эффективной   педагогической технологии, представляемой педагогом Освоение   нотной   грамоты   я   начинаю   во   втором   и   третьем   классе.  При   повторении   материала   в четвёртом   и   пятом   классе   я   сталкивалась   с   тем,   что   большая   часть   учащихся   не   запомнили расположение нот на нотном стане.  5. Рассказ педагога о проекте занятия При обучении нотной грамоты я решила воспользоваться методикой запоминания нот с помощью цветов радуги. Каждая нота окрашивается в определённый цвет радуги. За основу мы взяли гамму до­ мажор. Таким образом, у нас получилось следующее: До – красный цвет Ре – оранжевый Ми – жёлтый Фа – зелёный Соль – голубой Ля – синий Си – фиолетовый (слайд) В такие же цвета мы раскрасили распечатанную клавиатуру пианино. (слайд) Изучение нотной грамоты обязательно сопровождается практическим действием: нажатием клавиши на клавиатуре пианино. У каждого ученика имеется распечатанная клавиатура пианино. Поэтому сперва ученик запоминает зрительно, потом уже через практику. Считаю, что связь теории и практики очень велика. У многих пробуждается интерес к освоению нот, они начинают стараться правильно изобразить  расположение  ноты  на  нотном  стане,  «сыграть»  на  своей   клавиатуре  и   уже  потом  на клавиатуре пианино. В каждом классе есть помощники из числа тех детей, кто посещает музыкальную школу. После   изучения   всех   нот   проводится   игра   «Найди   пару».   К   доске   приглашаются   14   детей.   Им раздаются карточки: 7 карточек с цветом радуги, 7 ­  с изображением ноты. Надо соотнести цвет и ноту. Все игры и изучение нот проводятся в тональности до­мажор. На   уроках   музыки   использую   обратную   практику.   На   экран   выводится   нотная   запись   песни   с цветными нотами. И по цвету дети определяют название ноты.  6. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов  эффективной работы с учащимися Я предлагаю слушателям определить названия нот по цвету, «проиграть» на клавиатуре и затем на пианино. 7. Краткая характеристика результативности используемой технологии Данную цветовую связь можно провести для вокальной разминки. Первый ряд поднимают карандаш голубого   цвета   –   это   пятая   ступень   звукоряда,   в   гамме   до­мажор   –   нота   «соль».   Второй   ряд поднимает карандаш жёлтого цвета – это третья ступень нота «ми», третий ряд поднимает карандаш красного цвета – это нота «до». Итак, начинает петь первый ряд и держит свой звук, пока к ним не присоединятся второй и первый ряд. Получатся мажорное трезвучие. Конечно, это случится не сразу, а после многократных повторений. Научить   учиться   –   это   значит   научить   решать   проблемы,   включенные   в   структуру   учебно­ познавательной   деятельности   учащихся.   Проблемно­поисковая   деятельность,   в   которую   ученики вовлекаются в процессе решения проблем, – важный фактор приобретения ключевых и предметно­ образовательных компетентностей. Таким образом, данная технология способствует изучению не только нотной грамоты, но и таких понятий, как интервалы, лад, гармония. Электронные ресурсы: 1.Примерная рабочая программа учебного предмета музыка НОО, М:2013г. 2. http://festival.1september.ru/articles/658015/ 3.http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/03/12/tekhnologiya­problemnogo­obucheniya 4.http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/14/tekhnologii_na_urokakh_muzyki_dokument_microsoft_off ice_word_2.docx

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС

Изучение нотной грамоты в младших классах в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017