К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.
Оценка 4.6

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

Оценка 4.6
Научные работы
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
15.03.2019
К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми, диагностика детей по теме исследования. Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми. Цель исследования: Изучить особенности и проблемы подростков, воспитывающих в условиях гипоопеке. Объект исследования: подростков воспитывающий в условиях гипоопеке. Гипотеза: Мы предполагаем, что гипоопека способствует развитию у подростков агрессию социальную дизадаптацию. Это одна из причин нарушения детско-родительский отношений.
Курсовая работа социализация.doc
К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А  Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке. 1.Ведение Глава 1    Связь психического здоровья с семьей. 1.1.          Трудные ситуации и психическое здоровье. 1.2 Вербальные   и   невербальные   отношения   в   семье   и психологическая заброшенность.         Глава 2     Взаимоотношения в асоциальных семьях.   Психологические   последствия   плохого   обращения   в   2.1     неблагополучных семьях. 2.2        Типы семейных взаимоотношений. ВВЕДЕНИЕ             Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое   не   соответствует   общепринятым   или   официально   установленным социальным   нормам.   Религия,   литература,   искусство,   наука,   философия   с различных   сторон   рассматривают   и   оценивают   это   явление.   Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии   особого   направления   (специальной   психологической   теории)   – психологии  девиантного  поведения. В  нашей  работе  мы  будем  рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков. В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и   поиска,   более   эффективных   мер   социального   контроля   –   превентивных, профилактических,   коррекционных,   реабилитационных   и   др.   Все   это стимулирует   вовлечение   более   широкого   круга   специалистов   –   психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков. Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу,   другой   возводит   жилище,   третий   выращивает   хлеб,   четвертый   лечит людей, пятый шьет одежду.  Но есть самая  универсальная  ­ самая  сложная и самая  благородная  работа,  единая  для   всех   и  в  то  же   время  своеобразная   и неповторимая в каждой семье, ­ это творение человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит   моральная   ответственность   за   человека,   за   его   будущее.   Каждое мгновение   той   работы,   которая   называется   воспитанием,   ­   это   творение будущего и взгляд в будущее. Воспитание   детей   ­   это   отдача   особых   сил,   сил   духовных.   Человека   мы создаем любовью ­ любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери   к   людям,   глубокой   верой   в   достоинство   и   красоту   человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по ­ настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки,   начинается   его   поведение.   Человек   постепенно   открывает   мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, ­ это ощущение того, что   мать   (а  потом   и   отец)   существуют   для   его   радости,  для   его   счастья. Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку, видит яркую игрушку ­ и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки   маленького   человека   продолжают   диктоваться   только   его   У   него   развиваются потребностями, ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие   человек   вырастает   уродом. требований к себе. Гармоничное  воспитание личности возможно  только при  том  условии, когда к потребностям ­ первому, элементарному и даже в какой ­ то мере   человеческого примитивному   побудителю   человеческих   поступков, поведения   ­   присоединяется   более   сильный,   более   тонкий,   более   мудрый побудитель   ­   долг.   Собственно,   человеческая   жизнь   начинается   с   того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага. Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему ­ либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые  годы, чувствуют  горечь, тоску от отсутствия   в   их   воспоминаниях   памяти   о   родительской   ласке,   семейных радостях,   неиспытанных   сыновних   чувствах   и   т.п.   Наоборот,   испытавшие счастье,   которое   дается   сколько­нибудь   хорошей   семейной   жизнью, вспоминают,   что   они,   детьми,   считали   мать   красавицей,   необыкновенно доброй, а отца ­ умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это,   они   могут   уже   сказать,   что   в   действительности   мать   вовсе   не   была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами   и   детям   приходится   видеть   выражения   благодарности   или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся   на   всю   жизнь   и   нередко   определяющее   характер   жизни   и деятельности сына. Данная   работа   представляет   собой   аналитический   обзор   специальной литературы,   посвященной   проблемам   жестокого   обращения   с   детьми, диагностика детей по теме исследования.  Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения.   Данное исследование посвящено оценке   социо­культуральных,  психологических   и   биологических,  а   в   более узком   смысле,   патологических   факторов,   которые   определяют   причины   и особенности жестокого обращения с детьми.  Цель исследования: Изучить особенности и проблемы подростков,  воспитывающих в условиях гипоопеке. Объект исследования: подростков воспитывающий в условиях гипоопеке. Гипотеза:  Мы   предполагаем,   что   гипоопека   способствует   развитию   у подростков   агрессию   социальную   дизадаптацию.   Это   одна   из   причин нарушения детско­родительский отношений. Задачи исследования: 1.  Аналитический обзор литературы по теме исследования. 2.  Выделить проблемы нарушения детско­родительских отношений. 3.   Разработать   практические   рекомендации   для   родителей   и   педагогов   по организации   эффективных   взаимоотношений   в   семье   между   детьми   и родителями. Методы   исследования:  изучение   литературы   по   теме   исследования, диагностика детей 13­14 лет. Значимость   исследования:  выявить   причины   агрессивного   поведения   у подростков. Структура   курсовой   работы:  две   главы,   заключение   и   рекомендации, приложение. Глава 1 Связь психического здоровья с семьей. 1.1. Трудные ситуации в семье и психическое здоровье. Трудности   неизбежно   встречаются   в   жизни   каждого   человека.   Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослых. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных   обстоятельствах   и   располагая   имеющимися   у   него   собственными возможностями.   Такое   рассогласование   препятствует   достижению первоначально   поставленной   цели,   что   влечет   за   собой   возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая   достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем­то новым,   неизвестным,   неожиданным   для   себя.   Это   потребует   от   него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может   оказаться   успешным   и   потому   может   послужить   причиной   для разочарований.   То,   что   для   взрослого   выступает   как   привычное   и естественное, для ребенка может быть трудно и сложно. Любая   трудная   ситуация   приводит   к   нарушению   деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает   дискомфорт.   Все   это   при   определенных   условиях   может   иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Трудные   ситуации,   под   влиянием   которых   складываются   способы поведения,     и   формируется   отношение   к   затруднениям,   имеют   различный характер. Это   могут   быть   переходящие,   быстротечные,   будничные   для   ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда, забыл ключ от дома и т.п.); кратковременные,   но   чрезвычайно   значимые   и   острые   ситуации   (потеря близкого   родственника,   разлука   с   любимым   членом   семьи,   резкая   смена жизненного стереотипа); или, напротив, ситуации длительного, хронического действия, связанные, как правило, с семейной обстановкой (развод родителей, противоречивое и ли деспотичное воспитание, алкоголизм родителей и т.п.); а также   ситуации,   возникающие   под   влиянием   факторов   эмоциональной депривации   (госпитализация,   круглосуточное   пребывание   в   детских дошкольных учреждениях и т.п.). Наиболее   существенное   влияние   на   детей   оказывают   острые психические   травмы   и   хронические   психотравмирующие   воздействия, которые   являются   ситуациями   повышенного   риска   и   предрасполагают   к возникновению дезадаптивных реакций.  К. Флейк – Хобсон выделяет для детей раннего  и дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска. 1.Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:         враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся); чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); появление нового члена семья (отчим, мачеха, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). 2. Ситуации, вызывающие беззащитность из–за отрыва от семьи:   направление в детское учреждение; помещение в чужую семью;  госпитализация. Такого   рода   ситуации,   оказывая   существенное   влияние   на   весь   ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и   нервно   –   психические   расстройства   у   детей,   с   которыми   нередко сталкиваются     медицинская   и   психологическая   практика,   являются,   как правило.   Следствием   таких   долговременных   патогенных   воздействий. Перечисленные   ситуации   охватывают   наиболее   существенные,   значимые жизненные отношения ребенка, поэтому их наличие должно предопределять серьезные   отрицательные   последствия   для   развития   личности.   Однако, вопреки   этому   очевидному   положению,   в   последнее   время   учеными обнаружен   удивительный   феномен   –   неуязвимые   дети.   Так   названы   дети, “которые воспитываются в самых ужасных условиях и все­таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является   их   способность   не   реагировать   на   стресс   и   справляться   с   ним благодаря   исключительно   интенсивной   мыслительной   деятельности   и компетентности.   …Эти   дети   отличаются   начитанностью   и   душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит.  Существуют   и     другого   типа   трудные   ситуации,   которые   с   большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так   называемые   «ситуации   стресса   обыденной   жизни»   –   повседневные, зачастую   и   повторяющиеся   события,   способные   вызвать   затруднения   и отрицательные   переживания   (например,   посещение   зубного   врача,   ссора   с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее   велико.   Это   можно   объяснить   тем,   что   все   подобные,   казалось   бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный   или   неудачный   опыт   преодоления   препятствий,   определяет собственное отношение к трудностям, пробует, “примеряет” разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.  Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль   родителей   представляется   двоякой:   во­первых,   именно   родители нередко   создают   своим  детям   трудные  жизненные   ситуации.  Подавляющее число   психотравмирующих   ситуаций   спровоцировано   семьей,   и   родители являются   теми   взрослыми,   которые   учат   детей   преодолевать   трудности жизни. Влияние   родителей   на   становление   у   детей   способов   поведения   в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния: 1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.   Так,   психологами   выделены   3   группы   детей,   склад   характера которых  соответствовал   определенным   типам  воспитательных   воздействий, практикующихся в семье. Были установлены следующие зависимости: А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети; Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети; В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. 2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое   ребенок   (сознательно   или   бессознательно)   принимает   для   себя   в качестве примера для подражания. 3.   Целенаправленное   обучение   детей   конструктивным   способам преодоления трудных ситуаций. Естественное   желание   всех   родителей   –  уберечь,  предостеречь   своего ребенка   от   возможных   неприятностей   в   жизни.   Однако   постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы   –   дело   нереальное   и   совершенно   неэффективное.   Поэтому единственное   и   наиболее   разумное,   что   могут   сделать   родители   –   это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни. 1.2.Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность            Социальная динамика современной семьи характеризуется негативными тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими   данными.   Стабильно   растет   внебрачная   рождаемость, которая   достигла   25,3%   детей   от   всех   родившихся.   Тревожной   является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними.  В   рамках   этих   кризисных   явлений   укорачивается   период   полноценной   и оптимальной   семейной   социализации,   ослабляется   роль   родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы.   В   целом   это   приводит   к   тому,   что   семья   утрачивает   свой социализирующий   потенциал   по   выхаживанию   и   воспитанию   детей.   По мнению   ведущих   как   отечественных,   так   и   зарубежных   специалистов, занимающихся   ключевыми   проблемами   сохранения   семьи,   описанные социологические   характеристики   отражают   новые   формы   вербального семейного   поведения, контрацептивную и бракоразводную революции.   которые   включают   в   себя:   сексуальную, В основе  динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми,   необходимо   выделить   два   взаимосвязанных   типа   воздействия   на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения). Для здоровой семьи характерна:  сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;   гибкие,   открытые   взаимоотношения   между   младшими   и   взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения;   сохранные,   эмоционально   теплые   связи   между   поколениями,   которые составляют основу «семейной памяти».  Опору   семьи   создают   взаимно   солидарные   и   поддерживающие   друг   друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей. Для   конфликтной   (дисфункциональной)   семьи   типичны   «запутанные отношения» – это семья:  с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;  семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;   семья   с   хронической   неприязнью   между   отдельными   членами   семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.  В   таких   семьях   часто   наблюдаются   проблемы   с   алкоголем.   Постоянно, особенно   у   женщин,   встречаются   психосоматические,   т.е.   связанные   с психогенными   причинами   нарушения   со   стороны   здоровья,   поэтому   могут наблюдаться   «хронические,   трудно   излечимые   заболевания».   Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье.  общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;  в   межличностных   отношениях   доминируют   разъединение,   неприязнь, взаимное перекладывание вины;   активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем­либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;  по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;   часто   наблюдается   тенденция   разрешать   возникающие   проблемы   на эмоциональном уровне;  постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;  между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей   отмечается   заниженная   самооценка,   так   как   они   часто   проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации  при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого. Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими,   уходящими   в   прошлое   конфликтами.   Такая   ситуация утяжеляется   в   тех   случаях,   если   поведение   ребенка,   связанное   с употреблением   алкоголя   или   наркотиков,   помогает   сохранить   замкнутый, конфликтный   круг   отношений,   т.к.   за   этим   может   стоять   неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети   и   подростки   могут   прибегать   к   использованию   наркотиков   для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:  сочетание   затяжных,   конфликтных   внутрисемейных   отношений   с криминологической и наркологической отягощенностью;  нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне. Дети,   проживающие   в   такой   семье,   испытывают   различные   формы психологического давления:   разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;  заброшенность и насилие;  чувство вины и стыда за поведение членов семьи.  Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным   как   нормой   поведения   внутри   своей   семьи   и   моральными требованиями,   правилами   поведения   вне   семьи –   в   школе,   в   общении   с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов   поведения»  на  свои   взаимоотношения   с  окружающими,  навязать его, если не встречают отпора. Большой   интерес   для   исследования   агрессивности   ребенка   как   фактора определяющего   жестокость   в   обращении   с   ребенком   представляют   ответы детей младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?». Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.   При   их   анализе   было   выделено   четыре   группы   запретов   (по значимости   и   частоте),   первое   место   заняли   запреты   (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;   второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;   третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;  четвертое   место   –   запреты   нравственного   характера,   касающиеся   как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).  Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И   даже   при   сохранении   высокой   эмоциональной   привязанности   ребенка   к родителям,   им   крайне   трудно   транслировать   свои   ценности   (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции   внутриличностного   конфликта   и   агрессивных   побуждений   из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.  Отсюда нередки случаи психологического  насилия в современной семье, а сексуальное,   физическое   насилие,   жестокость   по   отношению   к   ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.  Можно   добавить,   что   «строгий   стиль»   воспитания,   ориентированный   на воспитание   детского   послушания,   приводит   к   возникновению   у   ребенка повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о   своих   действиях   или   восприятие   новой   информации   о   моральных принципах. Все   вышесказанное   заставляет   серьезно   задуматься   над   следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним. Глава 2 Взаимоотношения в асоциальных семьях 2.1.Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях          Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями   ребенку   и   в   какой   мере   их   отношение   нацелено   на удовлетворение   значимых   для   него   потребностей.   Последствиями   такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению. Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей   (уходы   из   дома   и   бродяжничество,   алкоголизация   и   наркотизация, нарушения сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и   наркотиками;   в   дисфункциональных,   конфликтных   семьях,   вследствие запутанности   семейных   отношений,   доминирует   стремление   ограничиться эпизодическим   вмешательством   в   проблемное   поведение   детей.   В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию.   Однако   обычно   сочетается   с   конфронтацией   по   отношению   к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка   на   изоляцию   от   детско­подростковой   среды,   что   фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения   и   саморазрушающих   «экспериментов»   с   наркотиками   или злоупотребления ими. Необходим   учет   следующих   форм   неадекватного   семейного   воспитания  (в качестве   примера   рассмотрим   явление   наркотизации   как   наиболее негативного вида девиантного поведения)  Гиперпротекция   (доминирующая   или   потворствующая)   –   этот   стиль воспитания   характеризуется   или   постоянным   контролем   над   любыми проявлениями   поведения   ребенка   с   недоверием   к   "правильности"   его самостоятельных   поступков,   или   некритичным   удовлетворением   любых запросов   ребенка.   При   употреблении   подростком   наркотиков   в   условиях такого   воспитательного   подхода   с   его   стороны   быстро   формируются выраженные   формы   протестно   ­   вызывающего   поведения,   облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда   недоумение   «почему   это   случилось   с   моим   ребенком»,   сменяется попытками   отвержения   материнского   стиля   отношений,   установления тотального   контроля   с   угрозами   наказания,   что   встречает   протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные   и   непоследовательные   отношения.   При   таком   воспитательном отношении   родители   не   могут   установить   рамок   в  поведении   ребенка   и   в своих   требованиях.   Ребенок   продолжает   вести   себя   своевольно,   сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения. Воспитание   с   возложением   на   ребенка   повышенной   моральной ответственности.  При этом  воспитательном  подходе  требования к  ребенку (чаще   девочке),   как   правило,   велики   и   оправдываются   необходимостью «строгого   контроля».   Высокие   запросы   к   ребенку   могут   сочетаться   с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям или не соотноситься   с   его   возможностями,   что   обычно   сопровождается   риском психогенной   травматизации.   В   складе   личности   стимулируются   черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным   отношением   к   более   активной   позиции   сверстников,   которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.  Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных отношений   как   в   дисфукциональной   (конфликтной),   так   и   в   распавшейся семье,   один   из   родителей   (чаще   отец)   не   уделяет   внимания   ребенку,   что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и   одному   из   супругов,   например,   отцу,   может   приписываться   вина   и ответственность   за   наркотизацию   ребенка.   При   этом   наркотизирующийся подросток   и   активно   вовлеченная   в   его   проблемы   мать   легко   образуют своеобразную   "пару"   против   отца,   который   начинает   считаться   главной причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал   материнский   стиль   отношения   и   пр.).   За   этой   позицией   стоит неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в употребление наркотиков.  Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать   неустойчивость   в   своих   воспитательных   требованиях,   но,   как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения.   Неустойчивый   стиль   воспитания   формирует   у   ребенка   черты упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.  Эмоциональное   отвержение,   гипоопека   и   жестокое   обращение.   В   основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными   моментами   в   жизни   родителей.   При   эмоциональном отвержении   на   первый   план   выходит   невнимание   к   ребенку,   который воспринимается   как   помеха   в   жизни.   При   жестоком   обращении эмоциональное   отвержение   сочетается   с   мало   мотивированными   и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и  наказаний. Такой стиль воспитания  ведет к  задержанному  психическому развитию,  к   формированию   невротических  расстройств   и  к   усилению  черт эмоционально­волевой   неустойчивости   или   импульсивности.   Неустойчивый характер   воспитания   и   эмоциональное   отвержение   часто   становятся причинами   саморазрушающего   поведения   ребенка   с   употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может   быть   наличие   скрытой   или   явной   психотравмирующей   ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением. На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных отношений   позволяют   избежать   прямолинейных   попыток   разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе   семьи,   о   характере   семейного   воспитания,   о   личных   проблемах родителей, определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного   поведения   подростка,   в   частности,   экспериментирования   с наркотиками и «срывов» при воздержании от их употребления. 2.2.Типы семейных взаимоотношений             В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная  ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей   воспитания,   и   формулировка   его   задач,   и   более   или   менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики   воспитания   в   семье   и   отвечающие   им   4   типа   семейных взаимоотношений,   являющиеся   и   предпосылкой   и   результатом   их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат     в   семье   проявляется   в   систематическом   поведении   одними членами   семейства   (преимущественно   взрослыми)   инициативы   и   чувства собственного достоинства у других его членов. Родители,   разумеется,   могут   и   должны   предъявлять   требования   к   своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых   необходимо   принимать   педагогически   и   нравственно   оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками   грубости,   а   иногда   откровенной   ненавистью.   Но   даже   если сопротивление   оказывается   сломленным,   вместе   с   ним   оказываются сломленными   и   многие   ценные   качества   личности:   самостоятельность, чувство   собственного   достоинства,   инициативность,   вера   в   себя   и   в   свои возможности.   Безоглядная   авторитарность   родителей,   игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, ­ все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких­либо   забот,   усилий   и   трудностей,   принимая   их   на   себя.   Вопрос   об активном   формировании   личности   отходит   на   второй   план.   В   центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют   процесс   серьезной   подготовки   их   детей   к   столкновению   с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными   к   жизни   в   коллективе.   По   данным   психологических наблюдений   именно   эта   категория   именно   эта   категория   подростков   дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской   опеки.   Если   диктат   предполагает   насилие,   приказ,   жесткий авторитаризм,   то   опека   –     заботу,   ограждение   от   трудностей.   Однако результат   во   многом   совпадает:   у   детей   отсутствует   самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.             Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от   детей,   может   порождаться   тактикой   «невмешательства».   При   этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем,   ни   другим   не   следует   переходить   намеченную   таким   образом   линию. Чаще   всего   в   основе   этого   типа   взаимоотношений     лежит   пассивность родителей как воспитателей.                        Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами   совместной   деятельности,   ее   организацией   и   высокими нравственными   ценностями.   Именно   в   этой   ситуации   преодолевается эгоистический   индивидуализм   ребенка.   Семья,   где   ведущим   типом взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает   особое   качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое   значение   в   становлении   самооценки   имеет   стиль   семейного воспитания, принятые в семье ценности.  3 стиля семейного воспитания:  ­ демократический ­ авторитарный ­ попустительский При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При   авторитарном   стиле   родителями   навязывается   свое   мнение   ребенку. Стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если   оценки   и   ожидания   в   семье   не   соответствуют   возрастным   и индивидуальным  особенностям  ребенка, его  представление   о  себе кажутся искаженными.  М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются   в   семьях,   где   родители   уделяют   им   достаточно   много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают   уровень   их   развития   выше,   чем   у   большинства   сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но   не   подарками;   наказывают,   в   основном,   отказом   от   общения.   Дети   с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются,   но   требуют   послушания;   низко   оценивают,   часто   упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От   условий   воспитания   в   семье   зависит   адекватное   и   неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье,   где   родители   постоянно   порицают   ребенка,   или   ставят   перед   ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.   (Не   говорите   ребенку,   что   он   некрасив,   от   этого   возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят   подарки   (ребенок   привыкает   к   материальному   вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное   представление   –   здесь   нужна   гибкая   система   наказания   и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.  В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание   к   личности   ребенка   (его   интересам,   вкусам,   отношениям   с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома   большей   свободой,   но   эта   свобода,   по   сути,   ­   бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.   Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –   поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил   пятерку?»),   послушание   («Тебя   сегодня   не   ругали?»)   и   т.д.   В самосознании   маленького   школьника   смещаются   акценты,  когда   родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к   соответствующему   ответу:   «Ничего   особенного»,   «Все   нормально». Родители  задают  и  исходный  уровень  притязаний   ребенка  –  то,  на что  он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем   завышенной   самооценкой   и   престижной   мотивацией притязаний, рассчитывают   только   на   успех.   Их   представления   о   будущем   столь   же оптимистичны.  Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем   уровнем   успеваемости,   который   складывается   в   начале   обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и   ему   трудно   включиться   в   процесс   обучения.   Если   переживаемые   им временные   трудности   раздражают   взрослых,   возникает   тревожность,   страх сделать что­то плохо, неправильно. Тот  же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из­за   нарастания   тревожности   и   связанной   с   ней   низкой   самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит   к   ряду   других   особенностей   –   желанию   бездумно   следовать указаниям взрослого,  действовать   только по  образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что   усиливает   эмоциональный   дискомфорт.   Получается   замкнутый   круг: неблагоприятные   личностные   особенности   ребенка   отражаются   на   его учебной   деятельности,   низкая   результативность   деятельности   вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно,   изменив   установки   и   оценки   родителей.   Близкие   взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Второй   вариант   –   демонстративность   –   особенность   личности, связанной   с   повышенной   потребностью   в   успехе   и   внимании   к   себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».   Но   бывает,   что   ребенку   оказывается   достаточное внимание,   а   оно   его   не   удовлетворяет   в   силу   гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются   не   безнадзорными,   а   наоборот,   наиболее   избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения.   («Лучше   пусть   ругают,   чем   не   замечают»).   Задача   взрослых   – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания,   не   обращать   внимание   на   легкие   проступки     и   наказывать   за крупные   (скажем,   отказом   от   запланированного   похода   в   цирк).   Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение   взрослых,   то   для   демонстративного   ребенка   –   недостаток похвалы. Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря   своей   тревожности.   Они   мало   заметны,   опасаются   вызвать неодобрение   своим   поведением,   стремятся   к   выполнению   требований взрослых.   Неудовлетворенная   потребность   во   внимании   приводит   к нарастанию  еще  большей  пассивности, незаметности,  что  затрудняет   и так недостаточные   контакты.   При   поощрении   взрослыми   активности   детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.        Многие родители с замиранием  сердца ждут так называемого переходного возраста   у   своих   детей.  У   кого­то   этот   переход   от   детства   к   взрослению проходит   совершенно   незаметно,   для   кого­то   становится   настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим»,   раздражительным,   он   то   и   дело   вступает   в   конфликт   с окружающими.   Это   нередко   вызывает   непродуманную   отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых.   И   это   самое   страшное   –   ломает   растущего   человека,   делая   его неискренним   приспособленцем   или   по­прежнему   послушным   вплоть   до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает, сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то   душевные   травмы,   нанесенные   в   этот   период,   могут   изломать   всю дальнейшую   судьбу   девушки.   Родители   всегда   должны   помнить,   что   их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13­14­ летняя   девочка,   чувствуя,   как   быстро   увеличивается   ее   рост,   меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и   претендует   на   соответствующее   отношение,   на   независимость   и самостоятельность. Подростковая   самостоятельность   выражается,  в   основном,  в  стремлении   к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях,   в   их   любви   и   заботе,   в   их   мнении,   они   испытывают   сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения   в   этот   трудный   для   обеих   сторон   период,   зависит,   главным образом,   от   стиля   воспитания,   сложившегося   в   семье,   и   возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. После   относительно   спокойного   младшего   школьного   возраста   этом   этапе, подростковый   кажется   бурным   и   сложным.   Развитие   на   действительно,   идет   быстрыми   темпами,   особенно   много   изменений наблюдается   в   плане   формирования   личности.   И,   пожалуй,   главная особенность   подростка   –   личностная   нестабильность.   Противоположные черты,   стремления,   тенденции   сосуществуют   и   борются   друг   с   другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Основные   сложности   в   общении,   конфликты   возникают   из­за родительского   контроля   за   поведением,   учебой   подростка,   его   выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:   Родители регулярно указывают детям, что им делать;  Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;  Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение   родителей,   родители   и   ребенок   имеют   почти   равные   права, принимая решение;  Решение часто принимает сам ребенок;  Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего   особенности   отношений   подростка   с   родителями   и   его личностное развитие. Демократичные   родители   ценят   в   поведении   полростка   и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют  ему право быть самостоятельным в каких­то областях своей жизни; не ущемляя его   прав,   одновременно     требуют   выполнения   обязанностей.   Контроль, основанный   на   теплых   чувствах   и   разумной   заботе,   обычно   не   слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные   родители   требуют   от   подростка   беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще   дети   авторитарных   родителей   приспосабливаются   к   стилю   семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.  Ситуация   осложняется,   если   высокая   требовательность   и   контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь   неизбежна   полная   потеря   контакта.   Еще   более   тяжелый   случай   – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание   безразличного   родительского   отношения   с   отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,  основанный  на тесном эмоциональном  контакте, ­ приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими   неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Вывод: Семейная   жизнь   сложилась   с   давних   пор   так,   что   родительские обязанности   делятся   между   отцом   и   матерью,   и   притом   делятся неравномерно.   Важнейшие   заботы   по   уходу   за   детьми   и   первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла   к   этому,   а   по   натуре   может   внести   в   это   больше   нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы. С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются,   продолжая   нуждаться   в   помощи   родителей   и   взрослых,   но   Дети ищут   уже   не   исключительно   материальной   поддержки. индивидуализируются.   У   одних   являются   вкусы   и   потребности,   которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других ­ наоборот. Воспитывать  ­ не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать   их,   а   прежде   всего   самому   жить   по   ­   человечески.   Кто   хочет исполнить   свой   долг   относительно   детей,   оставить   в   них   о   себе   добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Воспитание   детей   требует   самого   серьезного   тона,  самого   простого   и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. Цель   воспитания   ­   содействовать   развитию   человека,   отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно   только   этому   содействовать   и   не   мешать,   чтобы   он   сам   в   себе выработал человека. Главные   основания,   которых   необходимо   держаться   при   воспитании ребенка   во   время   семейной   его   жизни:   чистота,   последовательность   в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях   воспитателя   или   обусловленность   этих   действий   и   признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Вся   тайна   семейного   воспитания   в   том   и   состоит,   чтобы   дать   ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда  относиться  к  ребенку, с  первого  дня  появления его  на свет, как  к человеку,   с   полным   признанием   его   личности   и   неприкосновенности   этой личности. Качественный анализ           В исследовании принимало участие 5 подростков из них 2 мальчика и 3 девочки.   Возраст   участников   13   лет   5   мес.­14лет   8мес.   Все   подростки   из асоциальных полных и неполных семей, в которых доминирует гипоопека. Список подростков, принимавших участие в диагностике: Наташа Н.          14 лет 2 мес. Лада   В.             13 лет 5 мес. Настя Щ.            14 лет Миша  Б.             13 лет 9 мес. Виталяий    Ш.    14 лет 8 мес.      Количественный анализ  Таблица № 1    № п/п Утверждения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.    Очень часто улыбается мне Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу сделать, а что — нет У него не хватает терпеливости  в отношении ко мне Когда   я   ухожу,   сам   решает,   когда   я должен вернуться Всегда   быстро   забывает     то,  что  сам говорит или приказывает Когда   у   меня   плохое   настроение, советует   и развеселиться Считаем,   что   у   меня   должно   быть, множество   правил,   которые   я  обязан выполнять. успокоиться   мне   Да Кол­во ответов,% ­ 1 1 1 1 1 1 Частичн о   Кол­во ответов, % 2 ­ ­ 2 3 2 2 Нет Кол­во ответов,% 3 2 ­ ­ 1 2 ­ 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.  столько Постоянно на меня кому­то жалуется Предоставляет           мне       свободы, сколько мне надо За одно и то же один раз   наказывает, а другой ­ прощает Очень   любит   делать   что­то   вместе   со мной        Если поручает  мне какую­то работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу Начинает   сердиться   и   возмущаться   по поводу любого пустяка, который я сделал Разрешает мне идти, куда я захочу,  не спрашивая у него разрешения В   зависимости   от   моего   настроения отказывается от своих дел Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня Всегда настаивает на том, что я должен быть наказан за все мои проступки 18. Мало интересуется тем, что меня волнует 25. Меняет свои решения так, как ему                и что я хочу Разрешает   мне   идти,   куда   я   захочу, каждый вечер Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, а иногда — нет Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен Позволяет   мне   делать   практически   все, что мне нравится придет   в   голову   или   как   ему   будет удобно     Часто хвалит меня за что­либо Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь Хотел бы, чтобы я стал другим,  19. 20. 21. 22. 23. 24. 26. 27. 28. 1 ­ 1 ­ 3 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ ­ 2 2 2 ­ 3 5 1 2 3 2 2 2 1 1 3 2 3 1 3 3 4 3 3 2 4 2 ­ 2 3 1 3 ­ 3 4 4 2 3 1 4 2 2 1 ­ ­ 1 1 ­ ­ 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. изменился                            Позволяет мне самому выбирать  себе дело по душе Иногда   очень   легко   меня   прощает,   а иногда ­ нет Старается открыто доказать, что любит меня Всегда   следит   за   тем,   что   я   делаю   на улице или в школе Если   я   сделаю   что­нибудь   не   так, постоянно и везде говорит об этом Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» Очень   тяжело   заранее   определить,   как поступит,   когда   я   сделаю   что­нибудь плохое или хорошее Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу Всегда   тщательно   следит   за   тем,   каких друзей я имею Когда я его чем­то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну     Всегда легко прощает меня Хвалит и наказывает очень непоследова­ тельно: иногда слишком много, а иногда слишком мало Всегда   находит   для   меня   время,   когда это мне необходимо Постоянно указывает мне, как себя вести Вполне   возможно, что  в  сущности меня ненавидит             Позволяет мне планировать проведение каникул по собственному желанию Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным Всегда откровенно ответит на любой  вопрос, о чем бы я ни спросил Часто проверяет, все ли я убрал,  как он велел Чувствую, что он пренебрегает  мной                                                          ­ 3 ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 3 ­ 4 ­ 5 1 ­ ­ ­ ­ ­ 4 2 ­ ­ 1 1 1 4 3 2 5 1 4 ­ 3 1 3 2 2 2 1 ­ 5 5 4 4 3 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 4 2 3 3 3 49.Моя  Комната или уголок  ­ это моя крепость: могу убирать  50. ее или нет, он туда не вмешивается Очень тяжело разобраться  в его желаниях  и указаниях                      1 ­ 3 2 1 3 Качественный анализ  Достоинством анкеты является  Массовость обследования.  Большая скорость сбора информации.  Лёгкость обработки результатов.  Возможность применения статистических данных. Рассмотрим   проведенную  диагностику, которая делится на 5  шкал в таблице. Таблица № 2 № Название шкалы Общий балл Средний балл п\п 1. 2. 3. 4. 5. Позитивный интерес Директивность Враждебность Автономность Непоследовательность 31 22 61 36 36 6,2 4,4 12,2  7,2 7,2          Анализ проведенных диагностик показал, что подростки испытывают в своих семьях дискомфорт. Они нуждаются в поддержке со стороны взрослых, хотят иметь с ними дружеские взаимоотношения. Ребята надеются на то, что негатив во взаимоотношениях изменится в лучшую сторону. Но показатель свыше 3 баллов красной чертой показывает, что в данных семьях доминирует нарушение   детско­родительских   отношений.   По   всем   шкалам   цифры колеблются в равных пределах.               Средний   показатель  6,2 ­    позитивный   интерес, символизирующий отвержение   подростка   родителями,   создают   у   него   неуверенность   в   себе, формируют отрицательное отношение к социуму, к миру взрослых. Самый   низкий   показатель     директивность   4,4   (   но   по   диагностике   он превышает 3 балла) – символизирующий стремление родителей к лидерству, их стремлении управлять поведением ребенка, навязывании ему чувства вины, декларировании ему своей жертвенной позиции.              Самые высокий показатель заняла такая ценность, как враждебность, что символизирует отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения. Преобладание в детско ­ родительских отношениях игнорирование потребностей   ребенка,   чрезмерной   строгости   и   агрессивности,   приводящее как правило, у подростка чувство опасности, недоверия к миру, к людям, неуверенности в себе и тревожности.                  Показатель автономность и непоследовательность занимают средние позиции это и отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность  в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса.   Автономность   может   проявляться   также   в   излишней беспристрастности   и   формальности   общения.   В   отличие   от   директивного стиля   взаимоотношений   подросткам   в   таких   семьях   предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрез­ вычайно   низкой   оценки   себя   как   личности   и   человеческой   жизни   вообще. Возможна   высокая   вероятность   возникновения   у   подростка   социальной дезадаптации и психологической склонности к алкоголизации. Непоследовательность в детско­родительских отношениях лишает подростка ощущения   стабильности   окружающего   мира,   провоцирует   повышенную тревожность   и   формирует   ярко   выраженную   экстернальную   позицию   и психологический инфантилизм. Вывод:   В   данном   случае   привлекает   внимание,   что   все   ценности  с   негативной стороны жизни родителей перенесены на их детей. Здесь ярко прослеживается весь спектр отрицательных характеристик, таких как: Эмоциональное   отвержение  родителями   подростков   влечет   за   собой отсутствие   ласки   и   уважения,   в   крайних   случаях   —   враждебность. Преобладание   в   детско­родительских   отношениях   игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности.  Директивность  родителей   выражается   в   их   стремлении   управлять поведением   подростка,   так   и   в   навязывании   ему   чувства   вины   и декларировании   своей   жертвенной   позиции.   У   подростков   развивается негативизм,   появляется   чрезмерное   стремление   к   независимости   и   сочетающееся   с   минимальной   собственной самостоятельности, ответственностью за происходящее с ним. Автономность  родителей,   где,   прежде   всего,   отсутствует   внимания   к потребностям   ребенка,   погруженность   в   собственные   переживания   и   дела, отсутствие   эмоционального   контакта   и   интереса,   а   также   формальность общения, равнодушии к нему. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества   и   собственной   ненужности.   В   крайних   случаях   это   может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще. Способствует высокой вероятностью возникновения   у   подростка   социальной   дезадаптации   и   психологической склонности к алкоголизации. Непоследовательность со стороны родителей лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует   ярко   выраженную   экстернальную   позицию   и   психологический инфантилизм.         Для коррекции нарушения детско ­ родительских отношений родителям и   педагогам   рекомендуются   семинары   по   темам:   «Причины   нарушений   во   «Установление взаимоотношениях   родителей   и   подростков», взаимопонимания   и   доверия   во   взаимоотношениях   между   родителями   и подростками».   Предлагаются   рекомендации   для   родителей   по   нескольким направлениям: 1. «Учитесь дружить со своим ребенком» 2. 3.  «Как вести себя в конфликтной ситуации, чтобы оставаться друзьями»  «Раздражительность­ хронический стресс» Литература: 1. Андреева   А.Д.,   Вохмянина   Т.В.,   Воронова   А.П.,   Чуткина   Н.И. /под   ред.   Дубровиной   М.В./.   Руководство   практического   психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г. 2. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г. 3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 234. 4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289. 5. Волкова   Е.   М.   Трудные   дети   или   трудные   родители?   –   М.: Профиздат, 1992. – С. 272. 6. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г. 7. Колосова   С.   Агрессия   и   агрессивность//   Школьный психолог,2000г 8. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г. 9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – С. 340. 10.Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – С. 198. 11.Моделирование   воспитательных   систем:  теория ­  практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год.   12.Подласый   И.   П.   Педагогика:   Учеб.   для   студ.   высш.   пед.   учеб. заведений. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. – С. 476. 13.Подросток   на   перекрестке   эпох.   Проблемы   и   перспективы социально­психологической адаптации подростков. Под ред. Кривцовой С. В., М. Генезис, 1997г. 14.Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной М. Международная Пед. Академия,1995г. 15.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. М. ВЛАДОС, 2001 г. В двух книгах. 16.Сборник   тезисов   международной   конференции:   Подростки   и молодежь в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001. 17.Селеванов   В.   С.   Основы   общей   педагогики:   Теория   и   методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 336. 18.Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2­е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С. 324. 19.Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176. 20.  Флейк­Хобсон   К.   Развитие   ребенка   и   его   отношений   с окружающими. М., 1993 г.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.

К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А      Тема: Особенности семейных взаимоотношений у подростков воспитывающих в условиях гипоопеке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2019