"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.
Оценка 4.7

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
02.05.2017
"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.
"Как мы говорим?", наверное. эти слова заставляли задуматься многих. Нужно ли нам бороться за чистоту речи? ? Влияет ли сквернословие и другие плохие слова на организм человека? Слово - это самое мощное оружие? На все эти вопросы можно ответить на уроке по теме "Как мы говорим?"
План урока Как мы говорим.doc
Цели:            ­ выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской             речи; уяснить негативное воздействие сквернословию на человека;             мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи;           ­ развивать память, логическое мышление, устную и письменную речь;           ­ воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь и бережное             отношение к природе, аккуратность. Оборудование: выставка книг; видеофильм «Великая тайна воды»; видеоролик  «Сплав «Амаду»; стакан воды; фотографии различных оружий; журнал «Домашний  очаг» № 7 2010; мультимедийная презентация к уроку; компьютер и медиапроектор;  огнетушитель. Тип урока: урок­исследование. Количество уроков: 2. Форма урока: круглый стол. Ход урока. 1. Орг. момент. Подготовка учащихся к уроку. 2. Вступительное слово учителя. ­ Ребята, вы любите исследовать, проводить эксперименты, опыты? Сегодня  наш класс превратится в лабораторию, а мы с вами станем учеными­ исследователями. Мы будем испытывать мощное энергетическое оружие.  Средства пожарной безопасности на месте (показать на огнетушитель), а,  кстати, вы умеете им пользоваться? Но если кто­то боится, он может  покинуть класс. Слабонервных прошу выйти. Итак, мы готовы к работе? Как  вы думаете, что же это за оружие? Учитель показывает фотографии оружий. А) пистолет; Б) автомат; В) пулемет; Г) танк; Д) ракета. (При этом учитель спрашивает детей: «Может, это самое страшное  оружие?», «Или это?», «А какое же оружие самое страшное на Земле?») Слайд № 1. Учитель. Вы согласны или нет? Почему слово можно назвать самым сильным  оружием? Да, сегодня мы поговорим о том, что может сделать слово. Это  тема нашего «Круглого стола». Слайд № 2. Учитель. Эпиграфом к нашему занятию будут слова русского писателя и  классика мировой литературы И.С.Тургенева. Слайд № 3. (Читает учащийся) Учитель. О чем просит нас писатель? (Ответы учащихся). Итак, вернемся к  теме нашего разговора: «Как мы говорим?» А что мы говорим? Ксюша  проводила социологический опрос, интервью,  в нашей школе, что же он  показал? Ксюша делает вывод из интервью, проведенного ею, о том, что каждый учащийся  школы употребляет в своей речи слова, не являющимися литературными. Есть  такие учащиеся, которые даже произносят слова неправильно. Учитель. Ребята, как вы думаете, это проблема только в нашей школе?      Надо ли на ваш взгляд бороться за чистоту языка? Учитель. Итак, мы поняли, что надо бороться за чистоту языка. А кто наш  враг? С кем необходимо бороться? 3. Работа по теме «Круглого стола». Слайд № 4. Учитель. Эти слова являются показателем низкой речевой культуры, так как  делают речь многословной и бессодержательной. ­ Почему нужно с ними бороться? Для того, чтобы что­то сказать, человек  тратит определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова­ паразиты? Ученые, конечно, не подсчитывали, но было бы интересно узнать об этом. Может быть, если бы мы не говорили ничего лишнего, жизнь наша  стала длиннее и уж точно красивее? Может быть, мы смогли бы построить  дом или нарисовать картину, а вместо этого силы уходят впустую,  в никуда!  Подумайте об этом. Сценка «Диалог». (Ребята экспромтом играют сценку). Слайд № 5. Учитель. Вы поняли, ребята, о чем здесь шла речь? А ведь эти слова  употребляют многие подростки. Слайд № 6. Учитель. В Интернете имеется словарь молодежного сленга, обратите  внимание на то, сколько слов имеется здесь! (Использование Интернета).  Слайд №7. Ребята с легкостью называют части тела человека, делаем вывод, что ребята  знакомы со сленговыми словами и выражениями. Сравниваем слова со сленговым  словарем в Интернете. Учитель. А я наивно предполагала, что тыква растет на огороде, а не на  плечах у человека. Хотя, впрочем, те, кто разговаривает на таком языке,  думают явно не головой. На первый взгляд, это кажется смешным, но здесь  кроется глобальная проблема. Что мы видим? Слова извратились, потеряли  всякий смысл. Они превратились в безобразных уродов­мутантов,  заражающих всех, кто к ним прикасается. Их задача – ни оставить на земле  ни одного правильно говорящего человека. И этот вирус поражает молодежь,  то есть вас. А ведь вы и есть наше будущее. Что же будет в итоге? Люди  перестают понимать друг друга. Известный журнал «Домашний очаг» (показывает учитель журнал) ежемесячно  публикует на своих страницах»Толковый словарь для родителей», чтобы те могли понимать своих детей. Разве это не страшно? Призываю вас не поддаваться этому  вирусу, бороться с ним! А как это сделать? (Ответы учащихся). Следующий наш враг – это сквернословие. А что это такое? Давайте посмотрим.  Сделайте морфемный разбор этого слова и определите лексическое значение. Слайд № 8. Сквернословие – это речь, наполненная неприличными словами,  выражениями, бранью. Учитель. Как вы думаете, всегда ли люди ругались? Какие слова чаще всего  употребляют сквернословы? Можно ли ругаться, осыпать бранью друг друга? Устные сообщения учащихся о бранных словах (по словарю «Русское  сквернословие») Учитель. Информация, конечно впечатляющая. Но все­таки, почему так  страшно слышать и употреблять в речи бранные слова?(музыкальное  сопровождение). Ведь слово не нож и не пистолет, человек замертво не  падает от таких слов? Последние исследования ученых­генетиков доказали,  что слово ­  материально. Посмотрите, как оно действует, например, на воду. (Учитель показывает на стакан воды). Физминутка. Фрагменты видеофильма «Великая тайна воды». Учитель. А как эта информация относится к человеку? Оказывается, человек на 70­90 % состоит из воды. Академик П.П.Гаряев сделал важное открытие  и описал его в книге «Волновой генетический код». Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве  атомной бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате  «корежатся и рвутся» хромосомы человека, и он медленно умирает.  Выходит, злыми словами можно расшатать здоровье человека и даже убить  его. Но помните, что слово – меч обоюдоострый. Мы все связаны единым  кругом. И все, что ты пожелал плохого другому человеку, обязательно  вернется к тебе. Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не  только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на  все мироздание, на весь космос, на экологию. Вот что писал еще в начале 20 века русский поэт Н.С.Гумилев. Наизусть рассказывает Соенова Дарья (музыкальное сопровождение). Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города… Но забыли мы, что осияно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это – Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.                                                                                             1919 г. Национально­региональный компонент. ­ Ребята, как мы должны относиться к природе?  Дети говорят о бережном отношении к природе. Вспоминают, как в 2009 г. очищали   р. Каинзару и р. Эдиганка от мусора.  ­ Мы живем в прекрасном краю, в Горном Алтае, посмотрите, какая у нас  необыкновенная природа, какие чистейшие реки, ручьи, озера, это наша родина,  которую мы любим, и будем всегда беречь. Но к нам приезжают ведь люди из  других городов России, из­за рубежа, которым тоже нравится наша республика,  они совмещают отдых и спорт. Видеоролик «Сплав». Чтобы сохранить природу, не отравлять все окружающее: растения,  животных, людей ­ мы никогда не должны сквернословить! Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодежи? Теперь вы поняли почему? ­ Что же нам делать? Ваши предложения. (Ответы учащихся) ­ Давайте прямо сейчас начнем бороться за красоту и чистоту нашей речи.  Как? Я предлагаю вам составить словарик добрых слов и пользоваться ими.  Какие слова могли бы войти в него? Спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, вы прекрасно  выглядите… (учащиеся предлагают перечень слов). ­ А еще я предлагаю вам сегодня провести сеанс словотерапии. Давайте  скажем друг другу что­нибудь приятное, красивое, какой­нибудь комплимент,  ведь слово материально. (Работа в парах, начинает учитель). ­ Я надеюсь, что мы прибавили друг другу здоровья. 4. Рефлексия. ­ Давайте подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Что вас поразило больше всего? К каким выводам мы пришли? (Бурные ответы учащихся) ­ Ребята, как можно быстрее… Слайд № 9. ­ Урок мне хочется закончить словами: Слайд № 10. Домашнее задание. Огромное впечатление произвели на ребят  фрагменты фильма «Великая тайна воды», чтобы продолжить исследование и  убедится в невероятных свойствах воды, ребятам предлагается сделать опыт  (по желанию):  в два стакана воды положить немного семян гороха или подсолнуха, на  одном стакане написать слово «Дурак» (говорить ему каждый день это  слово), на другом «Спасибо» (пример из фильма). В результате уже через  месяц разница между стаканами будет большая. Поощрение учащихся, активно работавших на уроке. Приложение к уроку ­ За последние 20 лет число детей с отставанием в умственном развитии  выросло в 10 раз. ­ Более 80 % новорожденных больны. ­ Здоров лишь каждый десятый выпускник школы. ­ Ежедневная смертность населения России составляет более 2500 человек в  день. ­ По показателям средней продолжительности жизни Россия стоит на 133 –м  месте в мире среди мужчин и на 100­м месте среди женщин. ­ 54 % молодежи, родившиеся в 80 –е г., не способны закончить среднюю  школу. ­ Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой штраф или  административный арест на срок до 15 суток (статья 20.1 «Мелкое  хулиганство» Административного кодекса РФ).

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.

"Как мы говорим?" Разработка урока по русскому языку для 6 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017