Урок
26
КАК ЖИВОТНЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ, ДЫШАТ.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЖИВОТНЫХ
Цель: познакомить учащихся с органами дыхания животных, со значением кровеносной системы для животных, с органами выделения.
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, лото-карточки с описанием животных, плакат «Органы дыхания».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1. Игра «Лото».
Играющие выбирают разложенные на столе карточки с изображением животных. Ведущий читает текст-описание о животном: способ питания, способ передвижения, место обитания. Играющие отгадывают, о каком животном идет речь.
Например: животное, живущее в гнездах или дуплах; ловко перепрыгивает с дерева на дерево; питается орехами, ягодами, иногда птичьими яйцами.
2. Сообщения учащихся о поведении домашних животных.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Беседа «Как дышат животные».
– Назовите признаки живого организма.
– Сегодня мы поговорим о значении дыхания для животных. Вспомните, как дышат растения. Какой газ они поглощают и какой выделяют?
Каждый человек знает: дышать необходимо, чтобы жить.
– Что же такое дыхание? Вдохи, выдохи или колыхание рыбьих жабр – лишь внешние дыхательные движения. При дыхании организм поглощает кислород, а выделяет углекислый газ, то есть происходит процесс газообмена.
Природа создала специальные «транспортные пути» – дыхательные органы, которые помогают клеткам живого организма участвовать в газообмене. У рыб, ракообразных и других водных животных роль таких органов играют жабры. Водные животные получают кислород из воды. Жабры рыб имеют форму лепестков (показ на плакате).
У насекомых газообмен осуществляется через систему тонких трубочек – трахей, пронизывающих все тело. Через трахеи кислород поступает в ткани. Но трахеи не способны снабжать кислородом животное крупного размера. Таким образом, дыхательная система насекомых – одно из важных обстоятельств, ограничивающих размеры представителей этого многочисленного царства.
У высших позвоночных животных, от амфибий до млекопитающих, в том числе и у человека, дыхательные органы – легкие. Если у насекомых трахеи пронизывают все тело, то легкие расположены компактно (показ на плакате).
Органы дыхания
насекомых |
рыб |
наземных животных |
|
|
|
трахеи |
жабры |
легкие |
– Что общего в дыхании всех животных?
2. Самостоятельная работа по выполнению заданий 68, 72 в рабочей тетради № 1.
– Объясните, по какому принципу вы объединили слова в группы.
– Какой орган у растений обеспечивает перенос питательных веществ? (Стебель.)
– Для чего нужны растению корень и листья?
3. Чтение и анализ текста в учебнике «Зачем животным нужна кровеносная система?».
– Что такое кровеносная система?
– Какое значение она имеет для животного?
– Что такое сердце?
– С чем сравнивают сердце и почему?
4. Беседа «Как животные освобождаются от вредных веществ».
– Согласитесь ли вы с высказыванием: «Все вещества, которые есть в организме животного, нужны ему. Вредных веществ в организме не бывает»?
Учащиеся высказывают свое мнение.
– Каждый организм затрачивает немало усилий, чтобы добыть пищу. Из поглощенных питательных веществ строится его тело, обновляются клетки, организм растет, а полученная из пищи энергия поддерживает его жизнедеятельность. Но все-таки часть того, что съедает организм, не усваивается. Да и в процессе превращений пищи в организме образуются вещества не только полезные, но даже вредные. Поэтому организм пытается избавиться от вредных веществ с помощью органов выделения – своего рода организм производит непрерывную уборку и чистку всех клеток, тканей и органов.
Наводя порядок в доме, любая хозяйка выбрасывает разнообразный мусор – остатки пищи, пыль из углов. Встречаются среди мусора и такие предметы, которые хранить дома опасно. После уборки хорошо бы еще проветрить комнаты, освежить застоявшийся воздух… Примерно то же происходит и в организме, только состав «мусора» еще более пестрый.
Необходимо избавиться организму от веществ, которые он получил с пищей, но не использовал; от веществ, образовавшихся при обмене веществ, то есть при переваривании пищи; от излишней воды.
У разных животных органы выделения имеют различное строение. Главный орган выделения у большинства животных – почки.
IV. Итог урока.
– Как животные различаются по способу дыхания?
– Зачем нужна животным кровеносная система?
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 93–95, ответить на вопросы на с. 94, подготовить сообщение на тему «Как звери воспитывают свое потомство» (по выбору).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.