Канистерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников.
педагог-психолог МБДОУ г.Мурмаснка №50(СП)
Шашерина Регина Владимировна
Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности психолога любого дошкольного учреждения.
Актуальной задачей, опираясь на стандарт, является учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день существует много методик, которые помогают решать задачи, касающихся детей с ОВЗ, имеется обширный практический игровой материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка. Тем не менее, возникают сложности в оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, потому что методики коррекционного воздействия не могут быть универсальными. Это обусловлено тем, что различия между нарушениями, встречающимися у детей, столь значительны, что каждый ребенок, нуждающийся в помощи, требует индивидуального подхода. В условиях современного образования и большой наполняемости образовательных учреждений сделать это проблематично. Поэтому необходима такая программа или методика, которая может объединить собой детей с разной степенью и характером задержки.
Опираясь на эти условия и знания о положительном воздействии животных на процесс реабилитации и коррекции воспитанников с ОВЗ, в практике нашей ДОО на протяжении длительного времени использовались разнообразные формы работы с животными, воспитанники постоянно посещают океанариум, конеферму, страусиную ферму. С прошлого года в рамках нашего ДОУ применяется метод канистерапии.
Канистерапия ориентирована на достижение следующих целей:
· Развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
· Улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
· Избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;
· Развитие общительности и дружелюбия;
· Значительное улучшение физического состояния больного.
Канистерапия заключается в непосредственном наблюдении и тесном контакте воспитанника через общение, кормление, игры и уход за животными.
Методика включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической коррекции.
Развитие ребёнка, становление его личности невозможно без включения в социум, способности адекватно взаимодействовать в нём. Часто болеющие, высокотревожные дети, а также дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую лишены не только полноценного контакта со сверстниками, но и круг взрослых, их окружающих, заметно уже, чем у здоровых детей. Дефицит общения, узкий круг контактов являются причиной несформированности коммуникативных навыков. У многих детей не срабатывают механизмы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. Причин много: и недостаточное внимание родителей, нагрузки, связанные с обучением, и многое другое. Итог – возрастает количество воспитанников с высоким уровнем тревожности и агрессивности.
При взаимодействии с собаками дошкольники приобретают навыки, которые не обеспечит им ни одна другая среда, потому что собаки демонстрируют свою неподдельную любовь, ласку, доброту и дети это чувствуют, они формируют чувство ответственности, смелости, уверенности в себе.
Благодаря своей преданности, дружелюбию, движениям, прикосновениям, взгляду, запаху, окрасу и дыханию собаки лечат людей, улучшая их физическое и эмоциональное состояние, выводя их из тяжелой депрессии и апатии, отвлекая от мрачных мыслей и одиночества.
В процессе занятий, создается особая канистерапевтическая среда, которая во многом, решает данную проблему. Возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным не предполагает риска для понижения самооценки и резкого изменения представлений о социальном мире. При этом опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем.
Общение с собакой эмоционально проще общения с человеком. Во-первых, спектр эмоций у животных уже, а во-вторых, здесь в большей степени, чем с людьми возможен тактильный контакт. Прикосновение к собаке даёт возможность довербального выражения эмоционального состояния, что имеет особое значение при работе с детьми, не владеющими речью. Довербальное выражение чувств является «универсальным языком». Не обладая тонкостью и высокой дифференцированностью в своём выражении физический контакт, тем не менее, позволяет вести эмоционально насыщенный диалог, не прибегая к речи. При этом знаки при физическом взаимодействии едины для животного мира. Мягкое и нежное прикосновение является выражением заботы, резкое же и сильное, болезненное – проявлением агрессии. Двигательное выражение чувств, не в меньшей степени, чем эмоциональную, затрагивает и двигательную сферу. Взаимодействие с животным является мощным мотивационным двигателем.
Благодаря нашим социальным партнерам – «Клубу Романов на Мурмане», ребята смогли увидеть и позаботиться о питомцах клуба, которые произвели неизгладимое впечатление. Воспитанники сами предлагали организовать сбор корма для животных.
Была проведена предварительная работа с детьми перед встречей с питомцами клуба, где они подготавливали рассказы о своих домашних питомцах, рисовали красочные рисунки, обсуждали необходимость заботы о братьях наших меньших. Ребята активно взаимодействовали с питомцами, играли, гладили и даже кормили.
Тактильные ощущения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играют большую роль, взаимодействие с животными, забота о них, улыбки, которые вызывали собаки – неоценимо для детей в целом, а особенно с ОВЗ.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является еще и желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живёт, растёт, развивается, если для этого имеются необходимые условия.
Совместно с педагогами ДОО, воспитанниками и их родителями уже не первый раз участвуем в благотворительной ярмарке для Фонда помощи животным "Путеводная звезда", где подготавливали сделанные с любовью и своими руками разнообразные изделия, поделки и корма.
Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым мышлением, с достаточным уровнем нравственного развития, учитывая особенности детей, с которыми ведется работа, это особенно важно.
Поэтому мы с удовольствием хотим продолжить сотрудничество с клубом любителей животных «Романов на Мурмане».
Мы очень рады таким друзьям!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.