Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
дефектология +2
Детсад—2 кл
20.02.2017
В материале представлена карта наблюдения «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка». (По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор).
Цель : дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС .
карта наблюдений за детьми с РАС.docx
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и
их оценка»
(По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:____________________________________________
ФИ ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:___________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных
нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений
Н.г.
К.г.
Динамика
(+\)
Блок 1. Эмоциональноповеденческие особенности
1.Контакт
Оценки
0 Контакт полностью отсутствует
1
Контакт возможен при глубокой заинтересованности
ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок
берет психолога за
руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например,
ребенок
вступает в контакт только в присутствии матери; уходит
от
контакта, когда его о чемто просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность
зависят от
настроения и состояния ребенка
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Активность
Оценки
0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии,
погруженность в себя
1 Избирательная активность (например, увидев «любимые
игрушки»,
ребенок проявляет активность, стереотипно с ними
манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с
психологом.
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но
быстро
пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен,
чувствителен к тону, вопросу
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки
0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям.
Неадекватные эмоции: стойкий негативизм,
эффективность,
лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным
проявлением негативизма, аффективные реакции при
изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности,
страхи, возможны бурные аффективные проявления при
неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот,
повышенная расторможенность, возбудимость. При
неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
4. Поведение
Оценки
0 Преимущественно полевое поведение без признаков
критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные
крики, двигательное беспокойство). На замечание не
реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность,
страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих.
Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует
без выраженных эмоциональных проявлений
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки
0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на
какомто аффективно значимом действии
(например, раскачивании, прыжках, постукиваниях).
Или, наоборот, проявляет импульсивность,
несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе
занятий.
Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп
при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но
постепенно
увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается
ускоренный
темп, который к концу цикла занятий нормализуется
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки
0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении
аффективно
значимых заданий
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих
действиях, но способен к переключению внимания при
1 2
значимом задании
Способен к переключению, но наблюдается застревание
на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки
0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии
осмысленного анализа объекта. Сниженная активность
при поиске
объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные,
стереотипные манипуляции с игрушками с
использованием
обнюхивания, облизывания, подкидывания и других
действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно
разглядывает их, но
направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки
0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта
произносит звукосочетания, редкие лова или фраз
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз.
Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже
короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос
маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Целенаправленные действия
Оценки
0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от
задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими
предметами, которые аффективно значимы, или
повторять аффективно значимые фразы и слова
(например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает
эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять
тревожность, страхи, что отражается на темпе
выполнения заданий
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.