Картины из цветного песка
Оценка 4.7

Картины из цветного песка

Оценка 4.7
doc
31.10.2021
Картины  из цветного песка
Семинар-практикум для педагогов
консультация для педагогов Песочная терапия.doc

1920x1080 песок, солнце, позитив, рисунок hd обои на рабочий стол 22898Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 161» ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

ПЕСОЧНАЯ 
ТЕРАПИЯ

 

 

 

Консультация для воспитателей

 

 

 

 

Выполнил:

Педагог – психолог

Сухинина Т. В.

 

 

 

Барабинск, 2015

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

 

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок т. п.) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Благодаря песку мы также способствуем развитию мелкой моторики рук, что непрерывно связано с развитием речи.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы, например Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Но относительно недавно петербуржскими психологами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Игры направлены на:

·        Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,

·         Развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму «Песочная грамота»,

·        История России в играх на песке.

·        Познавательные игры на песке- это игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические игры, исторические игры.

В кабинете психолога-логопеда песок используется круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворца, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить  взаимопонимание.

Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи.

Использование песка на занятиях.

На речевых занятиях мы используем следующие методы и приемы работы:

·        Беседа «Правила игры с песком в помещении», во время которой обсуждаем то, что можно делать с песком в помещении и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и т.д.)

·        Рассказывание из собственного опыта детей «Что я чувствую, играя с песком». Дети рассказывают о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, которые возникают у них во время игр с песком.

·        ТРИЗ. Игра «Песок: хорошо – плохо». Дети могут назвать все полезные и вредные свойства песка.

·        Наблюдение за сыплющимся песком (песочные часы) «Мои ощущения». Дети способны очень долго наблюдать за сыплющимся песком, несколько раз переворачивая песочные часы. Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях.

На занятиях по математике можно использовать такие упражнения, как:

·        «Измерь и сосчитай». Дети ложками пересыпают песок из одной ёмкости в другую и считают их количество.

·        «Измерь разными мерками». Одно и то же количество песка измеряется разными мерными ложками и сравнивается их количество.

·        Игра «Найди фигуру». Разгребают пальцами песок, находят геометрическую фигуру и называют её.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому мой мастер - класс направлен на развитие именно этого вида чувствительности.

Так, например, игра-упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу».

Упражнение «Мои ладошки». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Психотерапевтическая игра «Лабиринты для «непослушных страхов детей», в ходе игры ребёнок всевозможными способами пугает собственный страх. По желанию ребёнка, (в случае, если страх нарисован или вылеплен) по мере прохождения лабиринта страх можно понемногу уничтожать. В итоге, обычно остаётся маленький кусочек от рисунка или пластилиновой фигурки. Таким образом, большой страх становится маленьким и жалким.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице.

Во время занятий с такой группой детей, в индивидуальной работе, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Таким образом, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Недаром, у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек, перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

В результате именно в песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру». Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Именно поэтому я предлагаю внедрить в практику для воспитателей и их воспитанников Песочную терапию в образовательную деятельность. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку: развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать большую способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; овладеть чувством контроля; развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Уважаемые коллеги, удачи и терпения вам в вашей нелегкой и очень интересной работе!   

 


Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 161»

Просто сыграем, как делают дети,

Просто сыграем, как делают дети,

Развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму «Песочная грамота», ·

Развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучению чтению и письму «Песочная грамота», ·

Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях

Это зрелище их завораживает. Затем они рассказывают о своих ощущениях

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость»

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость»

Таким образом, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию

Таким образом, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2021