Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»
Оценка 5

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
11.03.2017
Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»
Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок-исследование Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Методы обучения: проблемный, частично- поисковый. Цели: 1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе 2. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду. 3. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность 4. Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы. 5. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения. 6. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку. Оборудование: демонстрационные листы, компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, учебник «Русский язык». 4 класс.Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, конверты с набором карточек со словами, таблица с рефлексивными фразами, разноцветные цветы.
Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных».doc
Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных» Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок­исследование Форма   организации   учебно­воспитательной   деятельности:   индивидуальная,   групповая, коллективная. Методы обучения: проблемный, частично­ поисковый.  Цели: 1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе 2. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду. 3. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность 4. Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения  проблемы. 5. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения. 6. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку. Оборудование: демонстрационные   листы,   мультимедийный   проектор, магнитная   доска,   учебник   «Русский   язык».   4   класс.Ч.1/   Л.М.Зеленина,   Т.Е.Хохлова, конверты   с   набором   карточек   со   словами,   таблица   с  рефлексивными  фразами, разноцветные цветы.   компьютер, Ход урока I. Орг. момент. ­ приветствие. ­ эмоциональный настрой   ­Ребята!  Улыбнитесь друг другу.  Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.  II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)  2.1. Чистописание. (слайд №2) З  з  За  зл  заяц  зебра  У зайца длинные уши.  2.2.  Работа со словарем в учебнике.(слайд№3) Самостоятельная работа (Выписать слова, в которых буква з встречаются в начале и на конце слов): Завод,   завтра,   завтрак,   заря,   заяц,   здесь,   здравствовать,   здравствуйте,   земледелие, земляника, арбуз, мороз, союз, тепловоз, электровоз.   Проверка.  III. Актуализация опорных знаний.  ­ Что такое имя  существительное? (слайд№4) ­ Что обозначает имя существительное?  ­ На какие вопросы отвечает? ­ Как изменяются имена существительные? (слайд №5) ­ Какими постоянными признаками обладает? (слайд №6) ­ Какие слова пропущены в предложении? (слайд №7) Не подливай масла в … . Терпенье и … всё перетрут. …  вечера мудренее. Не укладывается в  … . ­  Какой частью речи они являются?  Соотнесите имена существительные с их признаками. (слайд №8) • В огонь • Труд  • Утро  • В голове                         ж.р., ед.ч., пр.п.                        с.р., ед. ч, им. п.                        м.р., ед.ч., в.п.                         м.р, ед.ч., им п.  IV. Создание проблемной ситуации с затруднением. ­ А теперь помогите ответить на вопрос в стихотворении. (слайд №9) Я прилагаю всё старание. Хочу понять правописание. Но вызывает тем не менее Правописание удивление. Сидят на веткЕ воробьи. Поют на ветвИ соловьи:  Ну почему, ответьте мне, Сидят на ­Е, поют на ­И? ­ Определите род и падеж выделенных существительных. (ж.р., П.п.) ­ Что можно сказать об окончаниях? (Разные окончания)  Какие вопросы возникают? ­    Ребята,  почему   имена  существительные,   стоящие  в  одной   падежной   форме,  имеют разные окончания?  V. Поиск решения проблемы. Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая научная группа  проведет исследование. Идет работа в группах. (слайд №10) Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» Свои предположения вы  высказали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их. Каждая группа ученых получает конверт с заданием. Работаем по плану. (План на слайде) 1. Просклонять предложенные существительные. 2. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам. 3. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются. 4. Сделать вывод. Представители научных групп получают конверт с заданием. 1 группа И.п. ваза папа 2 группа И.п. окно  стол 3 группа И.п. дочь печь  Задание группы выполняют на демонстрационных листах. После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой  группы представляет свои наблюдения и выводы. ­ Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные  окончания? 2. Чтение правила в учебнике. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 85 Почему в одном и том же падеже окончания разные?  Дети читают правило и  сопоставляют его с выводами, которые сделали в ходе работы с тестами. ­Сколько типов склонения  выделили учёные? (3 склонения имён существительных) (слайд №11) ­Можете объяснить почему? ( По наличию тех или иных окончаний.) ­Назовите особенности 1, 2 и 3 склонения, какие существительные относятся к ним?  ­ Приведите свои примеры к этой таблице. ­Может ли существительное 1 склонения стать существительным  2 склонения? (Нет.  Это  постоянный грамматический признак существительного.) ­ Почему? ( Род у существительных не изменяется)  ­ Как определить  склонение имён существительных? (слайд №12) 1. Определить род существительных. 2. Определить окончание  3. По роду и окончанию  определить склонение. ­ Какие имена существительные относятся к 1 склонению? ­ Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? ­ Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Дети отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои ответы с текстом презентации ­Почему так важно  уметь правильно определять тип склонения имен существительных?  (Относясь к разным склонениям, в одних и тех же падежах существительные имеют  различные окончания) VI. Динамическая пауза.  Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл. вы  должны поднять руки вверх и потянуться. Если это существительное 2 скл.­ повернуться  влево­ вправо  3 скл.­ присесть руки вперёд. 1. Кто ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу?  (Баран) 2. Ящик на  коленях пляшет – 3. То поет, то горько плачет (Гармонь)  Заверчу, закружу,  В небеса улечу (Вертолет) 4. Никого не обижает, А её все толкают (Дверь) 5. Закутан ребенок в сто пеленок (Капуста) 6. На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков ... (Горох.) 7. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это ... (Белка.) 8. По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко,  Что не хочется вставать. Что за штука я? ... (Кровать.) 9. Шубка ­ иголки,  Свернётся он­ колкий, Рукой не возьмёшь. Кто это ... (Еж.) 10. И от ветра, и от зноя,  От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко!  Что это?... (Палатка.) 11. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (Карандаш.) 12. Лесники её котят Взять домой не захотят. Ей не скажешь:  «Кошка, брысь»,  Потому что это ... (Рысь.) 13. Вперевалку шёл со льдин К нам на утренник ... (Пингвин.) 14. Длинным клювом тонким Схватит лягушонка.  Капнет с клюва капля.  Кто же это? ... (Цапля)  15. Целый день он спать не прочь, Но едва наступит ночь, Запоёт его смычок.  Музыканта звать ...(Сверчок.) VII. Продолжение работа над темой урока.  ­ Ребята, а как определить склонение имени существительного,  если оно стоит в  косвенном падеже? ­ Давайте дальше продолжим наше исследование и решим проблему:  «Как определить  склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже?»,  и создадим  алгоритм «Как определить склонение имени существительного косвенного падежа. (слайд  №13) В группах идёт коллективная работа по созданию алгоритма.  Представитель от каждой  группы представляет свои наблюдения и выводы.  После выполнения идет коллективная  проверка итогов работы. (слайд №14) Алгоритм действий при определении склонений имён существительных: 1. Поставить слово в именительный падеж, единственное число. 2. Определить род имени существительного. 3. Посмотреть на окончание имени существительного. 4. Определить склонение. VIII. 5. Закрепление Выборочный диктант. Работа в тетрадях ( слайд №15) ­ Запишите существительные в начальной форме. 1­ая группа  выписывает сущ.1 скл., 2­ ая  – 2 скл., 3­ья – 3 скл. Сморчок, в зелени, у черемухи, ландышем, под веткой, за ласточкой, в  ветвях, о весне, сиренью, от капели, под солнцем, с грачом. ­ Придумайте предложение, используя данные слова. IX. Самостоятельная работа. Работа в тетрадях. (Слайд №16)  ­ Прочитай имена существительные.  ­ Подумай, что общего у существительных каждого ряда.  ­ Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение). Помощь, помощник, помощница. Злость, зло, злоба. Лень,  лентяй,  ленивица. Лошадь,  лошадник, лошадка. (Дети выполняют самостоятельно) ­Проверяем работу. (слайд №17) 1 скл.                      2 скл.                       3 скл. помощница            помощник             помощь злоба                       зло                         злость ленивица                лентяй                   лень лошадка                 лошадник              лошадь X. Итог урока – Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока ­   Почему  имена   существительные,   стоящие   в   одной   падежной   форме,   имеют   разные окончания?  – От чего зависит тип склонения?  ­ Как определить склонение существительных? ­ Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже? ­ С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? XI. Рефлексия  ­Закончи предложение. (слайд № 18) (Из каждой научной группы  дети по­очереди высказываются одним предложением,  выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске) 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Мне захотелось… 9. Я научился… 10.  У меня получилось … 11.   Я смог… 12.   Я попробую… ­У вас на столах лежат разноцветные  цветы.  Поднимите красный цветок, если урок вам понравился, желтый ­ если урок не очень  понравился,  голубой ­  если урок не понравился совсем. XII.   Домашнее   задание:  выписать   из   словаря   по   5   словарных   слов   мужского, женского, среднего рода (слайд № 19) Литература: 1. Волина В.В. Веселая грамматика. Москва: издательство «Олма­Пресс», 1999г. 2. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 1991г. 3. Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994г. 4. Образцы каллиграфического написания букв. Демонстрационный материал.  Издательство: Сфера, 2012 г.

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»

Класс 4.Тема «Основные типы склонений имен существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017