Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся
Оценка 4.7

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Оценка 4.7
Документация
doc
администрации +1
Взрослым
11.05.2017
Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Классно.doc
КЛАССНО­ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ  КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Адаптационный период в образовательном учреждении Необходимость   адаптации   возникает   в   связи   с   кардинальной   сменой деятельности человека и его социального окружения. И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая   учебная   ситуация   новой   ступени   образования).   Ситуация   новизны является   для   любого   человека   в   определенной   степени   тревожной.   Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из­за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным,   безответственным,   отстает   в   учебе,   быстро   утомляется   и просто   не   хочет   идти   в   школу.   Ослабленные   дети   являются   наиболее подверженными дезадаптации. Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего или прогульщика. Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная   своих   учеников,   не   может   успешно   привлекать   их   к   самоуправлению   и самообслуживанию,   индивидуализировать   и   дифференцировать   обучение. Необходимо   корректировать   собственную   педагогическую   позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идет. Вопрос в том, сколько времени уйдет у учителя и ребенка на него и насколько этот процесс будет эффективен. Поэтому   смысл   адаптационного   периода   в   школе   состоит   в   том,   чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Задачи адаптационного периода. Для первоклассников: – помочь ребенку вжиться в позицию школьника; – ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; – научить ребенка задавать вопрос; – подготовить родителей к новой роли – родителя школьника; В пятых классах обратить внимание: – на адаптацию к «разногласице» требований учителей; – введение самоконтроля; – выявление   (пояснение,   понимание)   позиции   в   соответствии   с   ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда – акцент на полоролевое взаимодействие; – принятие новой позиции – ученик второй ступени школы. В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи: – принятие позиции «ученик – старшеклассник»; – принятие новичков в коллектив; – поиск   личностного   смысла   и   мотивации   учения   для   каждого десятиклассника; – узнавание специфики мира юноши и мира девушки; – организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. Чтобы   адаптационный   период   был   эффективным,   необходимы   следующие этапы его организации: – разработка психологом школы варианта программы для работы с каждой группой классов (1, 5, 10 классы); – осознание   классными   руководителями   идеи   адаптационного   периода   и принятие его смысла; – создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом   специфики   класса   и   собственных   возможностей   на   основе   базовой программы; – обеспечение директором и его заместителями организационных условий для проведения адаптационного периода; – привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры,   визуального   искусства   и   т. д.)   для   проведения   итоговых коллективных творческих дел; – промежуточный   анализ   и   корректировка   программы   психологом   и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей; – обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям; – проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода; – итоговый   анализ   результатов   адаптационного   периода   психологом, классными   руководителями,   построение   психолого­педагогических   задач   для каждого конкретного класса; – проведение   итоговых   психолого­педагогических   совещаний   по   каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих   классов   и   отдельных   детей   с   целью   осмысления   результатов адаптационного периода; – подготовка   итоговой   справки   –   анализа   «Об   адаптационном   периоде   в школе». Динамика адаптационного периода Адаптация первоклассников. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на   первом   этапе   адаптационного   периода,  который   длится   примерно   неделю, учитель прежде всего ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую   доброжелательную   атмосферу   в   классе,   дать   возможность   детям почувствовать себя членами нового сообщества. Пример из практики:  В конце первого дня обучения в одном из первых классов родилась сказка про любопытных гномов, которые любят трудиться и учиться. В другом классе появился образ муравейника, где каждый житель помогает   другому   делать   общее   важное   дело   и   все   они   живут   по определенным правилам.  1   класс   «В»   «строил»   свою   школу,   где   каждый   нашел   себе   место,  и придумал эпитет для своей школы на букву «В». Все это было нарисовано, и каждый ребенок с помощью учителя вписывал свое имя в общую картину. В ходе этой работы ребята учились выражать свое мнение, фиксировать свое желание  что­то   сказать,   знакомились   с   первыми   школьными   правилами, учились обращаться к учителям и однокласснику. Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята получают первый опыт сотрудничества в группах. Группа в данном случае работает прежде всего как механизм поддержки ребенка в новой ситуации. Режим дня в каждом классе   выстраивался   по­своему.   Ребята   вспоминают,   что   они   делают   утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В одном классе первоклассники показывают   пантомиму,   в   другом   рисуют,   а   в   третьем   подбирают   картинки, иллюстрирующие   необходимые   действия.   Каждая   группа   строит   свой   план школьного   дня   и   обосновывает   его.   Затем   ребята   обсуждают,   что   же,   на   их взгляд, самое важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника.   В   результате   работы   на   этом   этапе   дети   осмысливают   опыт учебного сотрудничества, то есть разбираются, что им мешает, а что – помогает стать настоящими школьниками. На третьем этапе  учитель обсуждает с ребятами возможность критериев оценки учебной работы и способы, как всего этого можно достичь. Четвертый   этап  адаптационного   периода   первоклассников   посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель   создал   ситуацию,   когда   не   он,   а   сами   ребята   осуществляют   этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных  трудностей учеников. Ребята работают  в парах, в группах, старясь договориться в  ситуации столкновения мнений. Самым непростым делом для первоклассников оказывается спорить, не ссорясь и не обижаясь друг на друга, искать   аргументы   и  доказательства   своей   позиции   в   решении   той   или   иной задачи.   В   конце   работы  ребята   оценивают,   насколько   аргументированно   они спорили   и   отстаивали   свое  мнение,  анализируют   встретившиеся   трудности. Учитель обращает внимание,  насколько по­школьному работают дети и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями. На   заключительном   этапе   ребята   обмениваются   впечатлениями   о   первых школьных   днях,   рисуют,   что   им   больше   всего   запомнилось   и   понравилось   в школе, распределяют общественные поручения. Затем они участвуют в конкурсе рисунков   на   асфальте   на   территории   школьного   двора.   Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики». Значимым   моментом  этого   периода   являются   родительские   собрания. Учитель знакомит  родителей  с особенностями обучения и спецификой  новой учебной   ситуации,  рассказывает   о   первых  трудностях   и   успехах   детей, проявленных в ходе адаптационного периода. Логика развития адаптационного периода в 5 классах Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный   период  пятиклассников   предполагает   значительную   долю   их самостоятельной   деятельности.   А  поскольку   референтной   группой   для   этого возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы  и правила поведения на новом этапе школьной жизни выбрать самостоятельно. Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству ребят   друг  с  другом.   Они   делятся   информацией   о   том,   что   больше  ценят   в других людях  и самих себе, чем  нравится  заниматься,  как  чувствуют  себя  в школе. На   втором   этапе  адаптационного   периода   ребятам   предоставляется возможность   взаимодействия   в   больших   и   малых   группах,   состав   которых меняется,   и   выработки   правил,   облегчающих   действие   сообща.   Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – творческого, трудового и т. п. Среди общих правил появилось, например,   такое:   «Надо   работать   сообща,   выслушивая   друг   друга   и   сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме и были обсуждены их необходимость и  значимость. Таким образом,   одновременно   с   рождением   способов   оптимального  взаимодействия приходит принятие созданных правил.  Еще одной важной  содержательной частью  данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества  и свойства его личности, формы их проявления в поведении и действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Третий этап  адаптационного периода пятиклассников связан с сознанием появления   нового   сообщества –   класса.   На   совместном   для   всей   параллели пятых  классов   мероприятии   создают   автопортрет   своего   класса   (кто   – коллективно в рисунке, кто – в «живых картинах», кто – в устной презентации своего   коллектива).   Работа   организуется   таким   образом,   чтобы   каждый пятиклассник   привнес   в   общее   представление   свое   индивидуальное   видение. После этого очень быстро и легко в классах распределяются все общественные поручения.  После   презентации   классов   ребята   отправляются   участвовать   в  «Веселых стартах».   Эмоциональное   сопереживание   за   успех   своей   команды  укрепляет чувство причастности к своему коллективу. Технология адаптационного периода Программа помощи в адаптации  вновь прибывшим учащимся Задача, стоящая перед педколлективом  в первые месяцы учебного года, – сокращение периода адаптации учащихся с целью их скорейшего включения в выполнение   намеченных   программ   и   планов,   создание   максимально благоприятных условий для самореализации личности детей. Адаптация, т. е. приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Здесь необходимо продумать комплекс мер.   Данная   программа   нацелена   на   более   успешную   и   безболезненную адаптацию учащихся, начинающих свое обучение. В   ее   выполнении   должны   участвовать   классные   руководители,   классные воспитатели,   учителя­предметники,   работающие   с   данными   классами, социально­психологическая и медицинская службы, родители, администрация. Исполнители 1 Классные  воспитатели 5  классов, классные  руководители Раздел I. Коллективная деятельность  по адаптации учащихся Содержание деятельности 2   с едиными   учащихся   Ознакомление требованиями в гимназии Помощь учащимся по ориентации в расписании, расположении кабинетов, столовой, гардероба Контроль за соблюдением единых требований Изучение личных дел учащихся Изучение медицинских карт учащихся Начало   оформления   соицально­демогра­ фического   паспорта,   данных   об   особенностях физического развития Классные часы­знакомства     интересов Встречи в неформальной обстановке (поездки в музей, в театр и т. д.) Выявление   индивидуальных   особенностей, склонностей, учащихся, наметившихся проблем: а) посещение уроков б) индивидуальные беседы с учащимися в) индивидуальные беседы с родителями г) анкетирование родителей и учащихся д)   привлечение   учащихся   к   общественной, внеклассной   деятельности,   распределение общественных нагрузок е) координация взаимодействия всех участников образовательного   процесса.   Своевременное, оперативное   информирование   администрации, членов   родителей   о возникающих проблемах. Взаимодействие   с   классными   руководителями по индивидуальных особенностей, успехов, проблем учащихся Отслеживание регламента учебной деятельности на уроке и дома   педколлектива, формированию     2. предметники Учителя­   Сроки 3 Сентябрь Сентябрь Постоянно Сентябрь Сентябрь Октябрь Сентябрь­ октябрь Сентябрь– октябрь Сентябрь­ октябрь Октябрь Постоянно Сентябрь Сентябрь Постоянно Сентябрь– октябрь Постоянно Сентябрь– октябрь 1 2 Окончание табл. 3 Постоянно   НОТ. 3. Зам. директора  по УВР 4.   Зам.   директора по ВР 5. Зам. директора  по УВР, методист   Социально­ 6. психологическая служба Сентябрь Октябрь   деятельности   Сентябрь­ октябрь Сентябрь– октябрь Сентябрь   Выработка   Акцентирование Проведение   на   уроках   минуток   отдыха   и расслабления Индивидуальные   консультации. рекомендаций требований к учебной деятельности Составление расписаний с учетом возрастающих особенностей учащихся Посещение   уроков,   изучение   особенностей   и возможностей   учащихся   во   время   классной работы Выработка рекомендаций по совершенствованию учебной деятельности в 5 классах Информирование   учащихся   о   системе внеклассной работы, о традициях гимназии Координация руководителей Разработка   рекомендаций   по   проведению родительских собраний Разработка   диагностики   для   отслеживания прохождения адаптации Разработка   рекомендаций   по   применению технологий   и   методик,   обеспечивающих эффективность   учебной   деятельности   вновь принятых учащихся Вооружение возрастной психологии Диагностика   индивидуальных   особенностей личности ребенка Тренинг консультации Проведение социометрии Сентябрь Занятия на снятие эмоционального напряжения Сентябрь– Сентябрь– октябрь Сентябрь классных Сентябрь   педколлектива   знаниями Сентябрь индивидуальные   знакомства,   Сентябрь Октябрь Октябрь Подготовка   лекций   и   консультаций   для родителей октябрь Октябрь Раздел II. Координация деятельности педколлектива  в период адаптации вновь принятых учащихся Формы  деятельности Административное  совещание Заседание учителей,  работающих  в 5 классах Классно­обобщающий  контроль в 5 классах Совещание при зам.  директора по УВР Совещание при зам.  директора по ВР Тематика Ответственные Сроки Задачи педколлектива в  период адаптации Реализация программы  помощи в адаптации Изучение деятельности  5 классов в период  адаптации Особенности учебной  деятельности учащихся 5 классов Особенности   коллективов 5 классов Директор Август Зам. директора  по ВР Сентябрь Зам. директора  по УВР Зам. директора  по УВР Сентябрь– октябрь,  январь Октябрь Зам. директора  по ВР Октябрь Раздел III. Подведение итогов (ноябрь) Аналитическая деятельность: Подготовка аналитических справок по итогам I четверти в 5 классах, отчетам классных руководителей. Выработка рекомендаций, решений. Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля. Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности гимназии и родителей в период адаптации учащихся 5 классов». План работы по осуществлению преемственности  возрастных групп учащихся на учебный год Месяц Недели Содержание Цель, форма проведения Примечание 1 Сентябр ь 2 3 1­я неделя Работа с  классным  коллективом 5 Зам.  директора  4 Совместная работа учителей  начальных классов и учителей­ предметников в 5 классах.  Классный час: 1) особенности организации  учебной деятельности в 5 классе; 1 2 3 4 5 Продолжение табл. 2­я неделя 3­я неделя Культура  поведения  учащихся в  коллективе;  уровень об­ щения учебных  навыков,  познавательная  активность 4­я неделя Уровень ЗУН  учащихся по  предметам Октябрь 1­я неделя Психолого­пе­ дагогические  проблемы в обу­ чении учащихся 5 классов в  период  адаптации 2­я неделя 2) организация работы классного актива Родительские собрания: 1) особенности периода  адаптации учащихся в 5 классе  (школьный психолог); 2) единство требований к  учащимся на уроках (классный  руководитель, учитель­ предметник) Посещение уроков в 5 классах  (школьный психолог).  Индивидуальная работа с  учащимися и их родителями Посещение уроков в 5 классах  (см. 3­ю неделю). Пробная  проверочная работа по русскому языку и математике за 4 класс.  Родительские собрания: итоги  проверочных работ, пути  устранения пробелов Посещение уроков в 5 классах  (школьный психолог, учителя  начальных классов,  администрация), организация  учебной деятельности учащихся  с учетом особенностей периода  адаптации Педконсилиум: обработка ана­ литического материала,  планирование расширенного  заседания кафедр учителей  начальных классах, математики,  русского языка и литературы Кл.  руководит ели Зав.  кафедрами , зам.  директора Зав.  кафедрами Психолог,  зам.  директора  по УВР Совещание при зам.  директора  по УВР Октябрь 4­я неделя Уровень ЗУН  учащихся по  предметам за I  четверть Контрольные работы по  математике и русскому языку  (ассистенты – учителя  начальных классов) Окончание табл. 4 5 Расширенное заседание кафедр:  работа по повестке дня,  планирование работы на  текущий учебный год с учетом  рекомендаций (основные  направления, проблемы) Индивидуальная работа зав.  кафедрами с учителями 1 Ноябрь 2 3 1­я неделя Итоги работы  по проблемам  преемственност и между  начальными  классами и  средним звеном  школы 2­я неделя Разработка методических рекомендаций  (памятки,  схемы и т. п.) на основании  выводов  экспертной  группы  расширенного  заседания  кафедр 3­я неделя Завершение  работы по  намеченной  программе 4­я неделя Совместная  методическая  работа учителей начальных  классов и  среднего звена  школы Родительское собрание «Пути  формирования познавательных  интересов учащихся. Итоги  успеваемости за первую  четверть». Консультации для учителей  начальных классов и учителей­ предметников в 5 классах  (русский язык и литература,  математика) В течение  II и III чет­ верти; две  по  русскому  языку, две  по ма­ тематике Совещания при заместителях директора Март, после посещения уроков в 4 классах Ноябрь, после посещения  уроков в 5 классах 1 2 1. О целях и задачах мероприятий по созданию условий успешной адаптации  учащихся в 5 классах; о преемственности педагогических стратегий; о качестве  образовательной деятельности учителя. Выступление зам. директора школы 2. Знакомство с классным  коллективом: характеристика класса. Выступление учителя  начальных классов. Знакомство с системой работы классного  руководителя, учителя­предметника. Выступление классного руководителя, учителей­предметников  (руководителя МО): «О системе работы по  адаптации учащихся в 5 классе». Предварительные итоги уровня ЗУН (знания, умения, навыки) 1 2 3. Выступление зам. директора по УВР Окончание табл. «Материалы отслеживания  трудных детей и  неблагополучных семей» «Итоги наблюдения за учащимися на уроке. О  тематике психолого­педагогических консилиумов» «О системе индивидуальной работы с учащимися».  «О системе работы Совета профилактики  правонарушений. О системе социальной поддержки  семьи и школьника» «О плане воспитательной работы. Итоги  анкетирования» «Особенности системы  внеклассной работы. Общая  оценка классного  коллектива» 4. Итоги посещения уроков, изучение системы педагогических подходов.  Выступление педагогов: учителей­предметников Выступление заместителя директора школы по учебно­воспитательной работе в  начальных классах; среднего звена школы 5. Итоги работы начального и среднего звена школы, согласно выше­ перечисленным целям и задачам: обращение к коллективу педагогов: – Имеются ли вопросы? – Суждения? – Какие будут предложения? – Выводы, рекомендации учителей начальных классов Классно­обобщающий контроль  как метод изучения и регулирования адаптационного периода Одной   из   форм   классно­обобщающего   контроля   является   мониторинг сформированности   уровня   подготовки   пятиклассников,   в   ходе   которого представляется   возможным   оценить   знания,   умения   и   навыки   учащихся.   В мониторинге   принимают   участие   как   учителя­предметники,   так   и администрация,   психолог,   социальный   педагог.   Такой   подход   позволяет скорректировать   совместные   действия   всех   участников   педагогического процесса. Данный   контроль   носит   аналитический,   диагностирующий   характер, позволяет   изучить   уровень   подготовки  обучающихся,   мотивацию,   позволяет планировать   их   успешность,  исходя   из   возможностей   на   момент   проверки.   В ходе  классно­обобщающего контроля  изучается  единство  действий  педагогов, становление классного коллектива, отношение родителей к проблемам ребенка, выявленным в адаптационный период, и к школе целом. Методической   службой   совместно   с   администрацией   целенаправленно отсматриваются   уроки   учителей­предметников,   проводится   своевременная корректировка в системе преподавания того или иного предмета, устраняются причины, способствующие дезадаптации школьника. Ц и к л о г р а м м а  к л а с с н о ­ о б о б щ а ю щ е г о  к о н т р о л я имеет следующий вид: 1.   Инструктивное   совещание   с   заместителями   директора,   психологом, социальным   педагогом.   Разработка   и   утверждение   программы   действия администрации в адаптационный период (сентябрь, отв. директор). 2.   Инструктивное   совещание   с   классными   руководителями,   учителями­ предметниками (сентябрь, отв. зам. директора по УВР). 3.   Посещение   уроков   (сентябрь   –   октябрь,   отв.   зам.   директора   по   УВР, психолог,  социальный педагог, руководители МО). 4.   Сбор   аналитических   материалов.   Диагностика   знаний   учащихся – административные контрольные работы (октябрь, отв. зам. директора по УВР). 5. Проверка тетрадей (сентябрь, отв. зам. директора по УВР). 6. Проверка дневников (сентябрь, отв. зам. директора по УВР). 7. Анализ планов классных руководителей (сентябрь, отв. зам. директора по УВР). 8.   Выявление   состояния   здоровья   учащихся   (сентябрь,   отв.   медицинский работник, классный руководитель) 9.   Анкетирование   по   проблеме   «Адаптация   учащихся   к   требованиям основной школы» (октябрь, отв. психолог). 10. Педагогический консилиум (октябрь, отв. директор). 11.   Тематические   родительские   собрания   по   итогам   педагогического консилиума (ноябрь, отв. зам. директора по УВР). Итоги классно­обобщающего контроля находят отражение в аналитических справках,   которые,   в   свою   очередь,   позволяют   не   только   увидеть   уровень результативности,  выявить   негативные   факторы,   но   и   принять   своевременное решение в устранении причин, влияющих на дезадаптацию школьника. Одной из форм подведения итогов классно­обобщающего контроля является педагогический   консилиум –   совещание   с   целью   выявления   проблем педагогического процесса и изыскания способов их решения. Педагогический консилиум способствует достижению следующих целей: – выявление причин, вызывающих затруднения в обучении пятиклассников; – изучение проблем адаптационного периода; – разработка рекомендаций по устранению этих причин. Примерный план педагогического консилиума может иметь следующий вид: Цель:  подведение   итогов   классно­обобшающего   контроля   в   5   классах.   учителя­   классные   руководители, Участники:   администрация   школы, предметники, врач­педиатр, экспертная группа. № 1 1 2 3 4 5 6 7 Содержание 2 I. Целевая установка Участники 3 Итоги классно­обобщающего контроля Директор II. Выступление участников консилиума: Уровень познавательных интересов младших  школьников на момент получения начального общего  образования Общая характеристика на момент окончания  начальной школы Медицинские показатели состояния здоровья  обучающихся в переходный период Аналитические данные анкетирования обучающихся и их родителей Итоги диагностики входного контроля по предметам  на начало учебного года Педагогическая позиция классных руководителей 5  классов и период ознакомления с обучающимися Результативность адаптационного периода  пятиклассников в учебном году III. Экспертиза адаптационного периода Руководитель МО  начальной школы Учителя начальной  школы Врач­педиатр Психолог,  социальный педагог, методисты Учителя­ предметники Классные  руководители 5  классов Зам. директора по  УВР Экспертиза совместной деятельности  педагогического коллектива, медицинских  работников, обучающихся и их родителей в новой  учебной ситуации. Проблемы и пути их реализации Зам. директора по  научно­ методическому  обеспечению План проведения  классно­обобщающего контроля в 5, 10 классах Цель: адаптация учащихся 5–10 классов к новым условиям образовательного процесса.  № п/п Содержание контроля Сроки Ответственный 1 Инструктивное совещание с классными  руководителями, учителями­ предметниками, руководителями кафедр 3 2 Посещение уроков русского языка,  литературы, математики, истории,  иностранного языка, биологии Сбор аналитических материалов.  Диагностика знаний учащихся русского  языка, литературы, биологии. К/срезы,  проверка техники чтения (входной  контроль) 4 Проверка тетрадей по русскому языку,  математике 5 Проверка дневников учащихся 5, 10 классов 6 Анализ планов классных руководителей.  7 8 Индивидуальные собеседования Состояние здоровья учащихся 5, 10 классов. Совместный анализ с мед. работниками  школы Социометрия: изучение психологического  климата классного коллектива, определение статуса ребенка, его интересов. Уровень  тревожности 9 Педагогический консилиум (деловая игра) 10 Консультации по проблеме адаптации  обучающихся для родителей 11 Педагогическая мастерская. Разработка  методических рекомендаций в помощь  Заместители  директора Руководители кафедр,  учителя­предметники Руководители кафедр,  учителя­предметники,  заместители директора Руководители  кафедр Руководители кафедр,  классные  руководители, справка Зам. директора по ВР Классные  руководители, мед.  работник, справка Педагог­психолог Зам. директора по  УВР, психолог Зам. директора по  УВР. Классные  руководители 5, 10 кл. Зам. директора по  УВР, психолог учителям­предметникам, классным  руководителям, родителям по проблеме Проверка   обозначила   проблемы,   пути   решения   которых   видятся   в следующем: Проблемы,  препятствующие процессу адаптации 1 1. Уровень подготовки  учащихся. Учебная  адаптация 2. Личностные особенности. Индивидуальные  возможности  пятиклассников, их  способность к учебному  труду 3. Единство педагогических  требований к оценке  учебного труда 4. Психологическая  поддержка Пути решения 2 1. Выявление пробелов усвоения программного  материала через различные формы диагностики  обученности. 2. Планирование системы повторения. 3. Контроль за уровнем знаний, умений, навыков  (входной, тематический, итоговый), прогнозирующий  (исходя из успешности ученика на данный момент) 1. Личностно ориентированный подход к результатам  учебного труда. 2. Определение уровня учебной мотивации через  анкетирование «Мотивы учебной деятельности» 3. Определение академических способностей  учащихся, склонности к изучаемым предметам 1. Формирование и поддерживание атмосферы  интереса к учебному труду. 2. Создание в учебно­воспитательном процессе  ситуации успеха 1. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка. 2. Обучение пятиклассников новой системе отношений  с учителями, одноклассниками. 3. Изучение с учащимися режима дня  Р е ш е н и е  расширенного заседания кафедр учителей начальных классов, математики,   русского   языка   и   литературы   по   проблеме   преемственности начального и среднего звена школы в обучении и воспитании учащихся: 1. Рекомендовать администрации школы: – проводить комплектование 5 классов своевременно и с учетом специфики класса и мнения школьного психолога; –  осуществлять   контроль   за   комплектованием   5   классов   со   стороны администрации; –  спланировать   работу   по   осуществлению   контроля   за   деятельностью классных руководителей 5 классов на протяжении первого полугодия с учетом специфики данного периода; –  создать   условия   для   четкой   организации   учебно­воспита­тельной деятельности учащихся (таблички на учебные кабинеты, расписание, соблюдение санитарно­гигиенических требований и т. п.); – осуществлять контроль за соблюдением трудовой дисциплины педагогами: своевременное начало и конец урока, прием детей за 10–15 минут до занятий; исключить опоздания учителей на урок. 2.   Предусмотреть   систему   мер   по   дальнейшему   формированию   и развитию коллектива учащихся в 5 классе: –  знакомство   с   учащимися   через   характеристики,   данные   учителями начальных классов (май); –  комплектование   5   классов   с   участием   учителей­пред­метников специализированных   классов   с   учетом   результатов   тестирования   в   течение учебного года (май); – предусмотреть проведение педконсилиумов для классных руководителей и учителей­предметников   (тематику   разработать   зам.   директора   по   учебно­ воспитательной работе совместно со школьным психологом); –  организация   «школы   классного   руководителя»   (зам.   директора   по воспитательной работе продумать формы и содержание работы); –  разработка   тематики   родительских   собраний   в   5   классах   с   учетом специфики периода адаптации учащихся: содержание, методы обучения и т. п. (собрание – спустя неделю с приглашением учителей­предметников, школьного психолога, логопеда и т. д.). 3.   Рекомендовать   учителям   5   классов   продолжить   работу   по преемственности   начального   и   среднего   звена   школы   в   4   классах   (III четверть): – изучение программы начальных классов, уровня ЗУН учащихся; – ознакомление с возрастными особенностями младших школьников, изучение уровня их работоспособности (наблюдение, пробные уроки); –  изучение   системы   работы   учителя   начальных   классов:   форма   и   методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.; – изучение системы внеклассной работы и работы с родителями; – посещение 2–3 уроков (для ознакомления с системой работы педагога). 4. Следовать единым требованиям к уроку: – подготовка ученика к уроку (учебные принадлежности выложены на стол, дневник в том числе и т. п.); –  домашнее   задание   –   своевременно,   с   объяснением,   в   соответствии   с объемом классной работы; – выставление отметок учителем­предметником регулярно; –  контроль   за   дисциплиной   учащихся:   отмечать   пропуски   в   классном журнале, доводить до сведения родителей в этот же день, отмечать в дневнике учащихся опоздания, удаления учащихся с уроков не допускать. 5.   Рекомендовать   учителям   начальных   классов   и   среднего   звена (математика, русский язык и литература): – рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения профессионального мастерства; – совершенствовать методику организации различных типов урока; – овладеть методикой анализа и самоанализа урока; –  разнообразить   методы   организации   учебной   деятельности   учащихся   на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности; – предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах; –  разработать   единую   систему   повторения   учебного   материала   начальных классов по русскому языку и математике в 5 классе; –  внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой и т. п.; – шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы; – рассмотреть вопросы методик по отдельным учебным темам (консультация, практикум и т. п.) как в начальных, так и в 5 классах по математике, русскому языку и литературе. № 1 1 Сопровождение адаптационного процесса.  Характер противоречий Параметры анализа Виды противоречия 2 По мере осознания  проблемы 3 • Человек понимает сущность своей проблемы • Человек не осознаёт свою проблему, ощущая её  лишь как общее неблагополучие. • Человек не осознаёт проблему, считает положение  благополучным 2 3 По наличию опыта  решения проблем По желанию решать  проблемы • У человека нет опыта решения подобных проблем. • У человека имеется опыт решения проблемы,  который приводит к регрессу. • У человека имеется опыт решения проблемы,  ведущий к прогрессу в развитии • Имеется желание решить проблему. • Проблема решается в силу внешнего давления. • К проблеме индифферентное отношение. • Проблема воспринимается как жизненная  данность, апатия, нежелание её решать 1 4 2 По готовности  к запросу помощи Окончание табл. 3 • Человек готов обратиться за помощью. • Человек готов принять помощь. • Человек отказывается от помощи Характеристика взаимодействия Инициатива Принятие  решений Активность в  решении  проблемы Результат Взаимодействие субъектов сопровождения  в период адаптации Позиции участников взаимодействия 1. Носитель проблемы обращается за помощью. 2.   Помощь   предлагается   наставником,   постепенно   передается инициатива носителю проблемы 1. Решение принимает носитель проблемы. 2.   Решение   принимает   сопровождающий   на   первом   этапе, постепенно передавая это право носителю проблемы. 3. Решение  принимает помогающий, это положение  дел остаётся неизменным 1. Наиболее активен носитель проблемы. 2.   На   первом   этапе   наиболее   активен   помогающий,   постепенно пропорция смещается в сторону носителя проблемы. 3. Более активен тот, кто оказывает помощь, такое соотношение остаётся неизменным 1. Решение актуальной проблемы для развития человека. 2.   Обретение   опыта   решения   или   предупреждения   проблем носителем проблемы. 3. Обретение опыта решения проблем помогающим Практические рекомендации  в помощь учителям­предметникам Предварительная работа  по решению проблемы 2 Пути решения  проблемы на уроке 3 1. Изучение программ начальной  школы учителем 5­го класса, средней  школы – учителем начальных классов. 2. Изучение мониторинга  образовательного процесса в 4 классах. 3. Знакомство с психологическими  особенностями учащихся 1. Изучение психологии подросткового  возраста. 2. Знакомство с семьями детей Использование  коллективных и  групповых  Проблема 1 1. Адаптация в  условиях  предметной  системы обучения 2. Формирование  детского  коллектива в связи с пробле­ технологий 1 мами  подросткового  возраста 3. Преемственность  инновационных  технологий  начальной школы в  старших классах 4. Проблема  одарённых детей 5. Проблема  организации  самостоятельной  работы на уроке 6. Соблюдение  единых требований Изучение технологий, используемых в  начальных классах 1. Изучение в начальной школе, в какой  зоне учится одарённый ребёнок. Если не в зоне ближайшего развития, то принятие  соответствующих мер. 2. Изучение психологических  особенностей данного ребёнка Наблюдение уроков в начальном звене Наблюдение уроков в начальном и  среднем звене 7. Осуществление  обратной связи Изучение вопроса при посещении урока в  начальном звене 8. Преемственность  форм и методов  организации  учебной  Изучение форм и методов организации  учебной деятельности учителями  начальных классов и среднего звена друг  у друга 2 3 Продолжение табл. 1. Использование  основных приемов  технологий из  начальной школы. 2. Адаптирование  технологии  начального  обучения к  технологиям  среднего звена Построение урока с  учётом этих  способностей Учить  самостоятельно  работать 1. Подготовка  ученика к уроку. 2. Своевременность  домашних заданий. 3. Выставление  оценок учителем­ предметником. 4. Контроль за  поведением уч­ся Использование  приёмов обратной  связи в 5 классах Использование  форм и методов  организации  начальной школы и деятельности осуществление  плавного перехода к «своим» 1 9. Единая система  итогового  повторения в 4  классах и вводного  повторения и  контроля в 5  классах 10. Использование  средств  наглядности 2 Разработка единой системы повторения и  контроля Окончание табл. 3 Использование  системы повторения и контроля из 4  класса Изучение системы наглядности в  начальной школе Использование  системы  наглядности из  начальной школы Методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка (4–5 классы) Начальная школа 1 1. Изучение простого  предложения. Разбор простого  предложения производится без  названия видов обстоятельств     2. Изучение сложного предложения (ССП).  Рекомендуем работать   с   однородными   членами предложения, используя терминологию 3. Фонетика. К концу преподавания в начальной школе   давать   единую   со   средней школой   запись   звуко­буквенного анализа слов 4.Словообразовательный разбор 5 класс 2 Учителям нужно иметь в виду, что:  1) разбор   простого   предложения   производится без названия видов обстоятельств; знаков   препинания   при 2) расстановка   обращениях и прямой речи проводится на уровне ознакомления 3) изучение ССП и СПП проводится в начальной школе на уровне ознакомления (см. программу начальной школы) 4) запись звукобуквенного анализа слов: коньки коньки – 2 слога. к – [к] – согласный, парный, глухой о – [а] – гласный, безударный н – [н’] – согласный, непарный, звонкий ь – к – [к’] – согласный, парный, глухой  и – [и] – гласный, ударный 6 букв, 5 звуков 5) необходимо учитывать, что в начальной школе для   словообразовательного   разбора   не   берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся Окончание табл. Внимание учителям! Графическое оформление глаголов в неопределённой форме: ­ ть, ­ чь, ­ ти указывать как суффикс  5. Морфологический разбор имени существительного. К концу преподавания в начальной школе научить детей единому со средней школой морфологическому разбору частей речи. I. Часть речи (называем). II. Морфологические признаки (называем): – начальная форма; – постоянные   признаки:   собственное   или   нарицательное,   одушевлённое   или неодушевлённое, склонение; – непостоянные признаки: падеж, число. III. Синтаксическая роль. 6. Морфологический разбор имени прилагательного. I. Часть речи (называем). II. Морфологические признаки (называем): – начальная форма; – непостоянные признаки: падеж, число, род (в ед. числе). III. Синтаксическая роль. 7. Морфологический разбор глагола. I. Часть речи (называем). II. Морфологические признаки (называем): – неопределённая форма; – постоянные признаки: спряжение; – непостоянные признаки: число, время, лицо, в прошедшем времени – род. III. Синтаксическая роль. 8. Орфограмма. Учителям   средней   школы   учитывать,   что   графическое   обозначение   орфограмм проводится строго по учебникам начальной школы 9. При проверке творческих работ учащихся во II–III классах нужно использовать единую классификацию речевых ошибок Рекомендации по преемственности  в преподавании математики Начальная школа 1 – Традиционная программа – Дидактическая система Л. В. Занкова 5 класс 2 1. Довести вычислительные навыки  основных 4 действий до автоматизма (в  пределах шестизначных чисел) 1. В начальной школе письменное  умножение и деление на трехзначное  число даётся в пределах умений. 1 2 Окончание табл. По программе начальной школы навык  не отрабатывается. Рекомендуем на эту тему обратить внимание 2. Рекомендуем учесть, что некоторые  устные приёмы умножения в  программу начальной школы не входят 3. Вести работу с именованными  числами в соответствии с программой  начальной школы 5. Обратить внимание на то, что  нахождение неизвестного компонента в начальной школе изучается только на  одношаговых уравнениях (X  5 = 25).  Знакомство с положительными и  отрицательными числами проводится  только в системе Л. В. Занкова, в  традиционной системе преподавания  этой темы нет 2. Рекомендуем учить детей рациональным  приёмам устного счета на основе законов  сложения и умножения 3. Обратить внимание на работу с  именованными числами (перевод и  действия) 4. Доводить работу над порядком действия  в выражениях, содержащих до 4 знаков, до  навыка 5. Обратить особое внимание на  математическую терминологию в речи  учителей и учащихся 6. Учителям, работающим по новым  учебникам: объёмные геометрические  фигуры рекомендуем давать только в ознакомительном порядке. Нахождение объёма геометрических фигур  перенести в программу средней школы 7. Дроби. Работа на уроках проводится  только с обыкновенными дробями (с  одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями с  одинаковыми знаменателями  отрабатываются на уровне навыка На этапе адаптации в среднем звене школы необходимо учитывать множество различных  ф а к т о р о в: 1.   Психологические   особенности   школьников,   проявляющиеся   в   его познавательной деятельности: –  соотношение уровня развития когнитивных процессов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения); – индивидуальные особенности познавательной деятельности; – умственная работоспособность и темп умственной деятельности. 2.   Особенности   мотивационно­личностной   сферы,   под   которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности (личностная тревожность). 3. Особенности системы отношения школьника к миру и к самому себе: –  восприятие   и   эмоциональная   оценка   себя,   своих   взаимоотношений   со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; – отношение к важнейшим видам деятельности в школе. 4.   Особенности   поведения   школьника  в   ситуациях   внутришкольного взаимодействия. Разрабатывая   систему   профилактики   школьной   дезадаптации,   необходимо учитывать данные параметры. Стоит отметить, что не только дети испытывают трудности в этот период. По крайней мере, в тех школах, где принято, что педагог­предметник ведет класс до выпуска,   а   потом   снова   набирает   пятиклассников,   педагоги   испытывают   ряд сложностей. Им   приходится   переключаться   на   работу   с   другой   возрастной   группой   и подстраиваться к новой системе требований как в вопросах самостоятельности, темпа деятельности, так и сформированности когнитивных функций. Говорить о таких   сложностях   не   принято,   так   как   для   «профессионала»   не   должно существовать   подобных   проблем,   хотя   можно   услышать:   «Пятачки   такие маленькие!» Для   нас   представляется   важным   предоставить   педагогам   возможность говорить о трудностях, обсуждать способы решения. Мы видим ресурс как в том, что предлагаются варианты решения, так и в том, что учитель видит такие же проблемы у коллег, воспринимает ситуацию как «нормальную». Разговор   об   особенностях   возраста,   обращение   к   личным   воспоминаниям помогают быстрее переключиться на работу с другой возрастной группой. Программа психологической диагностики  адаптации учащихся 1, 5, 10 классов МОУ СОШ № ____ Объект  диагности ки 1 Класс Показатели Уровни Используемы е диагностики Сроки Мероприятия  по результатам  диагностики 2 3 4 5 6 7 Эмоцион ально­ 1  класс ы Социальные контакты, познаватель­ Удовлетво ренность  Венгер А. Г., Иванова Г.  М.  Сентябрь ,  Малые  педсоветы по 1 классам. 1 2 3 4 5 6 7 Продолжение табл. волевая  сфера ная  деятельность, настроение,  игровая  деятельность  и  неудовлет воренност ь «Готовность  к школьному обучению» октябрь,  май Собеседование психолога с  родителями. Собеседование психолога с  учителем 1  класса Консультации  учителей. Консультации  родителей Консультации  учителей. Консультации  родителей Процентн ое  соотношен ие Методика  Гинзбурга  М. Р.;  Нежновой  Т. А. Уровни: высокий средний низкий Методика  Д. Б. Элькон ина;  Н. И. Гуткин а Сентябрь ,  октябрь,  май Ноябрь,  май Особенн ости  мотивац ии 1  класс ы 1  класс ы Особенн ости  развития произвол ьности  внимани я 5, 10  класс ы 5, 10  класс ы 5, 10  класс ы Нервно­ психичес кое  состояни е  учащихс я Выявлен ие  индивид уальных  особенно стей  личности Психоло гический климат  коллекти ва Мотивы:  учебный,  социальный,  внешний,  игровой,  позиционный Развитие  произвольног о внимания, умение  ориентироват ься на  образец, степень  самостоятель ности Факторы  школьной  тревожности, самооценочна я  тревожность,  межличностна я  тревожность Определение  индивидуальн ых и  типологическ их  особенностей  личности Характер  взаимоотноше ний в  коллективе,  лидеры в  классе,  комфортност ь пребывания  в коллективе Уровни: высокий средний низкий Тест  школьной  тревожности Филлипса. Личностная  шкала  проявления  тревоги Ноябрь,  апрель Консультации  учителей,  консультации  родителей,  консультации  классных  руководителей Ноябрь Принадле жность к  тому или  иному  типу Тест  «Конструкти вный  рисунок  человека» Составление  психологическ ой карты  личности Ноябрь,  апрель Социометри я. Цветопись.  Шкала­ анкета  Лутошкина Консультации  классных  руководителей . Составление  психологическ ой карты  класса Принадле жность к  группе: – лидеров –  принимае мых –  непринима е­мых Составитель (психолог­педагог) ____________________ Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим   Вас   ответить   на   приведенные   ниже   вопросы.   Подчеркните   тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку: 1. Охотно ли Ваш ребенок идет в школу? – неохотно (Д. А.) – без особой охоты (В. Д. А.) – охотно, с радостью (Д. А.) – затрудняюсь ответить. 2. Переживает ли Ваш ребенок свои учебные успехи и неуспехи? – скорее нет, чем да (Д. А.) – не вполне (В. Д. А.) – в основном да ( А.) 3. По каким предметам он стремится улучшить свою успеваемость? 4.   Нуждается   ли   ребенок   в   Вашей   помощи   при   выполнении   домашних заданий? – довольно часто (Д. А.) – иногда (В. Д. А.) – не нуждается в помощи (Д. А.) – затрудняюсь ответить 5. Соответствует ли Вашим ожиданиям организация учебно­воспитательного процесса в нашей школе? – да – нет (почему) 6.   Считаете   ли   Вы,   что   система   обучения   и   воспитания   в   нашей   школе способствует развитию Вашего ребенка? – да – нет – в чем именно 7. Ваши пожелания. П   р   и   м   е   ч   а   н   и   е.   Об   уровне   дезадаптации   будет   свидетельствовать преобладание ответов, обозначенных Д. А., угроза дезадаптации – В. Д. А. По остальным вопросам (3, 5, 6, 7) следует провести анализ с последующими выводами. Твое отношение к учению. Анкета десятиклассника Отношение к учебному предмету Учебный  предмет Люблю эти уроки Хочу знать эти предметы Заставля ют заниматьс я Не люблю этот предмет Какой из предмето в самый трудный Какие из предметов считаешь самыми полезными для подготовки к жизни после окончания школы Русский язык Литература Иностранный язык Математика История Обществознание География Физика Химия Биология ОБЖ Физкультура Отношение к учебным предметам Класс ______________ Дата опроса _________________ Изучаю  с интересом 3 Равнодушен Не люблю 4 5 № Предмет 2 Русский язык Литература 1 1 2 3 Иностранный язык 4 Математика 5 История 6 Природоведение 7 Физкультура 2 3 4 5 Окончание табл. 1 8 Труд 9 ИЗО 10 Музыка Результаты анкетирования можно представить с помощью графика. Динамика мотивации учащихся 10 классов по предметам Эмоциональное состояние учащихся в школе Класс ______________ Дата опроса _______________ Выбрать только 8 чувств и отметить значком «+» те, которые наиболее часто испытываешь в школе. Я испытываю в школе 1 Да 2 Спокойствие Усталость Скуку Радость Уверенность в себе Беспокойство Неудовлетворенность собой Раздражение 1 Окончание табл. 2 Сомнение Обиду Чувство унижения Страх Тревогу за будущее Благодарность Симпатию к учителям Желание приходить сюда Положение  об организации обучения первоклассников  в адаптационный период I. Общие положения. Настоящее   положение   регламентирует   организацию   обучения первоклассников в адаптационный период и разработано на основе: – Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ; – типового Положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196;  – Устава школы; – требований государственных образовательных стандартов; – Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11­13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»; – Письма   Минобразования   России   от   20.04.2001 г.   №   408/13­13 «Рекомендации   по   организации   обучения   первоклассников   в   адаптационный период» и др. Данное   положение   об   организации   обучения   в   адаптационный   период поможет   учителю   в   реализации   требований   Санитарных   правил,   в   создании благоприятных   условий   для   адаптаций   детей   к   школе,   снятии   статического напряжения   школьников   при   одновременном   выполнении   образовательных программ по всем предметам. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия   для   адаптации   ребенка   к   школе,   обеспечивающие   ему   дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782­99 «Гигиенические требования к   условиям   обучения   школьников   в   различных   видах   современных общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. К 2 309 в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями,   физкультурными   занятиями,   развивающими   играми».   Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на   четвертых   уроках   использовать   не   классно­урочную,   а   иные   формы организации учебного процесса. В   течение   восьми   недель   учитель   может   планировать   последними   часами уроки   физической   культуры,   а   также   уроки   по   другим   предметам   в   форме уроков­игр,   уроков­театрализаций,   уроков­экскурсий,   уроков­импровизаций   и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно­урочной форме. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два   урока   в   неделю)   направлены,   в   первую   очередь,   на   развитие   и совершенствование   движений   детей   и  по   возможности   проводятся   на  свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.  При   проведении   трех   уроков   в   день   в   течение   двух   месяцев   четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим   образом:   16   уроков   физкультуры   и   24   нетрадиционных   урока, которые можно  распределить между  разными  предметами,  гибко  использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября –  октября  4–5  экскурсий  по  окружающему  миру, 3–4 –  по  изобразительному искусству, 4–6 – по труду, 4–5 уроков театрализации по музыке и 6–7 уроков­ игр и экскурсий по математике. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам. II. Организация уроков математики. Начальный   период   адаптации   (приблизительно   один   месяц)   совпадает   с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами   предметов   в   ходе   их   сравнения,   расположения   в   пространстве, классификации   по   признакам   (цвет,   форма,   размер),   получая   при   этом количественные   и   пространственные   представления.   Наряду   с   расширением математического   кругозора   и   опыта   детей,   формированием   их коммуникационных   умений   и   воспитанием   личностных   качеств,   специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится   на   основе   полной   предметной   наглядности   в   ходе   проведения   игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из­за парт, свободно   перемещаться,   подходить   к   столу   учителя,   к   полкам,   игрушкам, книгам   и т. д.   На   уроках   могут   использоваться   игровые   приемы   обучения. Большое   место   на   занятиях   математикой   следует   отводить   дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.   Для   развития   пространственных   представлений   у   первоклассников полезно   использовать   разнообразные   дидактические   материалы   (строительные наборы, конструкторы и пр.). Изучение   некоторых   вопросов   курса   математики   в   этот   период   может проходить   не   только   на   уроках   в   классе,   но   и   уроках­играх   в   хорошо оборудованной игровой комнате и уроках­экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. Перечисленные   формы   организации   учебной   деятельности   могут   быть использованы при изучении следующих вопросов программы: 1.   Признаки   предметов   (сравнение   предметов   по   цвету,   размеру,   форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «(Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай­ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др. 2.   Пространственные   представления,   взаимное   расположение   предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями. 3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин. III. Организация уроков окружающего мира. Адаптационный   период   совпадает   по   времени   с   сезоном   года,   когда   в большинстве   регионов   страны   имеются   благоприятные   возможности   для проведения   экскурсий   и   целевых   прогулок,   в   ходе   которых   происходит непосредственное   знакомство   детей   с   окружающим   миром.   Тем   самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует, однако, отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна,   поскольку   в   этом   случае   эффективность   последних   может значительно   снизиться.   Проведенные   наблюдения   должны   быть   осмыслены, обобщены,   выстроены   в   формирующуюся   систему   представлений   ребенка   о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой   обучаются   школьники.   На   порядок   проведения   экскурсий   могут повлиять   погода,   социальная   обстановка,   творческие   задумки   учителя, содержание занятий по другим учебным предметам. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр­театрализаций. Подвижные   игры,   игры­театрализации   проводятся   в   классной   комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке. Все   перечисленные   формы   организации   учебной   деятельности   могут   быть использованы при изучении следующих вопросов программы: 1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде». 2.   Разнообразие   природы:   экскурсии   и   целевые   прогулки   «Разнообразие растений»,   «Деревья   твоего   двора»,   «Что   за   дерево»;   подвижные   игры «Комнатные растения». 3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город», «Дорога от школы до…» (особое внимание обращается   на   места   опасного   перехода).  Также   ознакомление   с   социальным окружением  может  проходить  через   подвижные  игры, раскрывающие   правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте: можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться». 4. Здоровье: подвижные игры, например, «Чистота – залог здоровья». IV. Организация уроков музыки. Игровой   элемент   присущ   внутренней   природе   искусства.   Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие. Основой   изучения   закономерностей   музыкального   искусства   учащимися являются   простейшие   музыкальные   жанры:   песня;   танец,   марш,   их интонационно­образные   особенности.   В   связи   с   этим   учебная   деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно­игровые приемы: – пластическое интонирование; – музыкально­ритмические движения; – свободное дирижирование; – игра на элементарных музыкальных инструментах; – разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. Эти   приемы   позволяют   сделать   процесс   освоения   музыки   как   искусства увлекательным,   насыщенным   разнообразными   формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.   интересным, V. Организация уроков изобразительного искусства. В   период   адаптации   к   новым   для   ребенка   условиям   школьного   обучения художественным   занятиям   принадлежит   особая   роль.   Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что­то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания   мира.   Ребенок   не   столько   создает   некое   произведение,   сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе   с   ребенком,   на   равных   с   ним   создавать   особую   реальность   на   листе бумаги   или   в   куске   пластилина.   Художественная   деятельность   ребенка предполагает   особую   установку   учителя   на   творческое   сотрудничество,   на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные   занятия   в   период   адаптации   должны   иметь   различные формы: – прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического   любования   и   наблюдательности,   а   также   сбора   природных материалов   для   дальнейших   художественных   занятий   (например,   тема   урока «Золотые краски осени»); – экскурсия   в   мастерскую   народных   умельцев   своего   края   или   в художественно­краеведческий   музей   (уголок   школьного   музея   народного декоративно­прикладного искусства) (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»); – игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»). Чтобы   ребенок   понял   и   создал   художественный   образ,   ему   надо   в   нем воплотиться,   изобразить   его   через   движения   своего   тела.   Это   создает разнообразие   форм   деятельности   и   полноту   впечатлений   на   уроках  ИЗО, способствуя снятию напряжения. VI. Организация уроков труда. Основные   направления   работы   на   первых   уроках   труда   включают   в   себя расширение   сенсорного   опыта   детей,   развитие   моторики   рук,   формирование познавательных   процессов   (восприятия,   внимания,   памяти,   мышления   и   др.), координации   движений,   формирование   первоначальных   приемов   работы   с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр. 1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда   может   проходить   на   таких   экскурсиях,   как   «Красота   окружающей природы»,   «Образы   родного   края»,   «Сказочные   животные»,   «Птичий   базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах. 2.   Сбор   природного   материала   целесообразно   провести   на   экскурсии «Природа – художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят на   уроках   для   дальнейшей   работы:   листья,   корни,   шишки,   веточки,   плоды   и другой природный материал.  Экскурсии могут включать игры­соревнования на развитие глазомера, чувства цвета,   формы.   Например,   можно   предложить   игры   «Собери   листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки   (желудя   и   др.)»,   «Из   каких   природных   материалов   можно   сделать фигурку лисички». Уроки   на   свежем   воздухе   могут   включать   игру   и   конкурсы,   связанные   с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д. 3.   Можно   предложить   уроки­конкурсы   с   использованием   изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил» или урок­игра «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей   самолётов   из   бумаги   и   игры­соревнования,   например,   на   дальность полетов. 4. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местные предприятия, где используются текстиль, бумага, глина и пр. 5. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также   стать   содержанием   уроков   труда   при   наличии   инвентаря, соответствующего возрасту ребенка. План­задание для проверки по теме «Организация обучения первоклассников в период адаптации» Цель: изучить особенности организации обучения первоклассников в период адаптации (сентябрь – октябрь). Вопросы, рассматриваемые при проверке: 1. Проведение в сентябре – октябре по 3 урока по 35 минут каждый.  2. Проведение четвёртых уроков с использованием иных форм организации учебного процесса: в виде целевых прогулок, экскурсий, физкультурные занятия, развивающие игры.  3.   Указание   в   классном   журнале   формы   проведения   урока,   если   урок проводится не в классно­урочной форме. 4. Наличие игровых ситуаций на различных уроках. 5.   Примерное   распределение   уроков   в   нестандартной   форме:   16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока (4–5 экскурсий по окружающему миру, 3–4 – по изобразительному искусству, 4–6 – по труду, 4–5 уроков театрализации по музыке и 6–7 уроков­игр и экскурсий по математике). 6. Отсутствие домашних заданий. 7.   Стиль   общения   учителя   и   учащихся   на   уроке:   словесная   оценка деятельности учащихся и отсутствие отметок (или значков их заменяющих).

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся

Классно-обобщающий контроль  как одна из наиболее действенных форм контроля успешной адаптации обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017