Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мугинская гимназия им С.К.Курбанова»
Классный час
во 2 классе
«Дорогою добра»
Подготовила: учитель начальных классов Пашаева Зубайдат Магомедовна МКОУ «Мугинская гимназия им С.К.Курбанова»
Конспект классного часа
Тема «Дорогою добра»
Цель: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.
Задачи:
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
добрых поступков;
УУД: Коммуникативное развитие учащихся:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- культура поведения в учебном диалоге.
Регулятивные УУД:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие познавательной сферы:
- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;
- наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;
- создание условий для проявления способностей учащихся.
Личностное развитие учащихся:
- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности;
- рефлексия.
Ход занятия:
– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки, Я пойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравится. Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад (под музыку «Дорогою добра») .
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик»
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?
- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. - Тогда доведу.
- У меня только рубль ….- растерялся слепой. - Пожалуйста, доведи меня до дому.
-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;
-Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.
А мальчик еще сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)
А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)
А есть надежда, что он станет добрым? (да)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).
Что такое добро? (это все хорошее, доброе, красивое.)
Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова. Сегодня мы постараемся вникнуть в смысл слов «добро» и «зло» и проведем параллель между этими понятиями.
Сейчас я буду читать слова, а вы говорите добро или зло.
ДОБРО ЗЛО
Любовь безразличие
Сопереживание агрессивность
Справедливость ненависть
Бескорыстие зависть
Милосердие предательство
Сострадание равнодушие
Сочувствие хамство
Забота эгоизм
Готовность прийти на помощь обман
Теме добра и зла посвящено очень много стихотворений Послушайте одно из них.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
О люди, улыбайтесь чаще,
Тепло души дарите каждый миг
И никогда не осушайте
Тот чистый, сказочный родник!
Какой вывод вы можете сделать, прослушав его? (ответы детей)
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
-Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это
Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу
вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на
перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы
причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду
причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
-Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Доброе слово лечит, а злое калечит!
Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Всё плохое растворяется, уходит из ваших сердец. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обдувает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.
Я вам приготовила памятку с правилами доброты, прочитаем их.
1. Помогай людям!
2. Защищай слабого!
3. Делись последним с другом!
4. Не завидуй!
5. Прощай ошибки другим!
6. Совершай хорошие дела просто так, из хороших побуждений!
7. Призывай окружающих хорошо относиться друг к другу!
8. Делай добро не только для близких и друзей, но и для плохо знакомых людей!
9. Не вредничай!
10. Не груби!
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет - тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
-Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. Добрый человек бережно относится не только к людям, но и к природе.
Итог занятия.
- Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа, что для вас сегодня было ценным? Кто готов – откройте глаза.
- Вы осознали то, о чем мы говорили?
- Если мы соединим ваши бусинки, то получатся большие бусы, сплоченные, дружные. Мне хочется, что бы и вы все были всегда сплоченными, дружными и добрыми.
- Я желаю всем вам
крепкого здоровья, успехов в учёбе. В добрый путь, дорогие второклассники!
(вручаю символические подарки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.