Классный час "Конфликты и пути их разрешения"
Оценка 4.6

Классный час "Конфликты и пути их разрешения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
Взрослым
05.01.2017
Классный час "Конфликты и пути их разрешения"
Классный час посвящен способам разрешения конфликтов в подростковой среде. В ходе классного часа ребята создают модель конфликта, дают определения понятиям: конфликтная ситуация, конфликтный человек, инцидент, компромисс. Рассматриваются стратегии и способы разрешения конфликтов, применение данных стратегий и способов на конкретных примерах.
классный час Конфликты и пути их разрешения.doc

Разработала Плотникова В.И.- преподаватель математики ГБПОУ «Коми-Пермяцкий политехнический техникум»

Тема классного часа: «Конфликты и способы их решения»

 

Цель: способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее

 

Задачи:

 

·        Ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт;

·        способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

·        побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

·        воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

·        формировать социально одобряемые формы поведения;

·        на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

 

 

Краткое описание

 

  • Необходимо рассмотреть понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», «инцидент».
  • Показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.
  • Рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
  • При проведении используются активные методы обучения.

 

Место мероприятия: мероприятие по направлению духовно- нравственного воспитания

Тип мероприятия: внеклассное с обучающимися 1-2 курса

Используемое оборудование: мультимедиа.

Продолжительность- 30 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Этапы классного часа

 

 

Этап

Подэтап

Примеры методов

I. Организационный

1. Приветствие

Активные методы знакомства – метод «Приветствие»

2. Мотивация

Целеполагание

Формирование заинтересованности, раскрытие значимости воспитательного мероприятия.

II. Изучение нового

1.      Актуализация знаний учащихся

 

Активные методы представления информации -  элементы метода «Мозговой штурм».

2.      Сообщение новой информации

Работа с первоисточником.

Активные методы представления информации: восстановление логической цепочки, Метод «Кластер»

III. Закрепление

1.      Формирование и развитие навыка

Ролевая игра, групповые формы работы, дискуссия.

2.      Анализ и подведение итогов

Практическое применение полученных знаний

III. Заключение

1.      Рефлексия

Интеллектуальная рефлексия. Продолжи фразу ….


Содержание классного часа

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I.       1. Этап: Организационный

Подэтап: Приветствие

Цель: поприветствовать друг друга

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Делать это будем необычным образом. Я буду называть способ приветствия, а вы должны поздороваться этим способом как можно с большим количеством человек.

Способы приветствия:

- встреча близкого друга.

- встреча деловых людей.

Используется метод «Приветствие».

Здороваются друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом. Как подать руку? Как близко подойти? Какое выражение лица будет при этом?

Ученики ходят по классу молча, ни с кем не разговаривая – это повышает концентрацию внимания и придает действию прелесть новизны.

Преимущество игры: способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе.

 

I.                  2. Этап: Организационный

Подэтап: Мотивация. Целеполагание.

Цель: Мотивировать учащихся.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ситуация: учащийся опаздывает на занятие, заходит, не поздоровавшись и садится на место, грубо отвечает на замечание педагога.

Наблюдают за случившимся

II.  1. Этап: изучение нового

Подэтап: Актуализация знаний учащихся.

Цель: Генерировать максимальное количество идей на заданную тему и развить способность видеть проблему в многообразии подходов.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Что произошло? Как можно назвать эту ситуацию?

Тема нашего классного часа- конфликты и способы их решения.

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Конфликт)

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?

Ответы учащихся.

Учащиеся определяют тему урока, и цель

 (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)

(Поиски истины, открытия, самоутверждения и т.п.)

Между кем может произойти конфликт? Что вызывает конфликт?

 Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Первая группа учащихся объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».

Третья группа определяет значение выражения «инцидент».

Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».

 

С помощью толкового словаря, учащиеся дают значения понятиям: Конфликт, конфликтный человек, конфликтная ситуация, инцидент, компромисс.

Учащиеся дают короткие ответы на вопросы

Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.

 

II.    2. Этап: изучение нового

Подэтап: Сообщение новой информации.

Цель: Концентрация внимания учащихся, структурирование информации.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. приложение №2).

Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.  (Учитель читает описание поведения).

 

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

 

Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

 

Поиск решения, устраивающего обе стороны.  Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

 

Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

 

 

 

 

 

Ребята работают в группах

 

 

Ответ учащегося: приспособление.

 

 

Ответ учащегося: избегание.

 

 

Ответ учащегося: сотрудничество.

 

 

Ответ учащегося: соперничество.

2.Можно ли предотвратить конфликт?

 Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация (нарастание противоборства между сторонами) конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным. (Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.)

(По ходу рассказа появляется модель конфликта. См. приложение №3).

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Создают модель конфликта

 

 

 

Ребята распределяют приемы способов по колонкам

 

III. 1. Этап: Закрепление

 Формирование и развитие навыка

Цель: анализ и поиск решения проблемы, конструктивное взаимодействие, обработка эффективных средств общения.

Действия педагога

Деятельность обучающихся

а) Ролевая игра «Контакты и конфликты».

Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра -  оценка ситуации. Рассмотрите ситуацию и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия инцидента.

Ученики разыгрывают заранее подготовленную ситуацию.

Проводит разбор ситуации по вопросам:

-Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

-Есть ли из нее выход?

-При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество)

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество)

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание)

г) если одна из сторон подчинится обстоятельствам (приспособление)

 

б) Результативность стратегий. Вернемся к стратегиям поведения конфликтов.

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна из сторон оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

 

Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

 

в) Формирование убеждений

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Закрепим полученные знания.

Учитель начинает фразу:

  • Самое главное, чтобы обе стороны желали…
  • Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, …
  • В прощение ваше освобождение от того негатива, …
  • Дайте возможность партнеру высказаться, …
  • Предоставьте собеседнику психологическую паузу…
  • Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас…
  • Не спешите реагировать на чужое…
  • Идите на все возможные…
  • Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный…
  • Уступайте в мелочах, чтобы добиться…
  • Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить…
  • Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их…
  • Помните, что безвыходных ситуаций…

 

г) Пути выхода из конфликтов

Обозначьте пути решения конфликтов. (памятка)

Обсуждают и принимают общие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по описанию результативности определяют стратегию.

 

 

 

 

Ответ учащихся:

Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

 

 

 

 

Учащиеся продолжают фразу:

…разрешения конфликта.

… как ее разрешить.

… который накопился в результате конфликта.

… внимательно его выслушайте.

…для снятия эмоционального накала.

… критиковать

... раздражение.

… компромиссы.

… ущерб личности.

… победы в главном.

… время и здоровье.

… разрешить или избежать отрицательных последствий.

…не бывает.

 

Работают в группах

  1. Доброжелательность
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса.
  6. Способность признать свою ошибку.
  7. Правильный выбор роли.
  8. Умение слушать и слышать друг друга.
  9. Справедливость.

 

VI.1. Этап: Подведение итогов.

Подэтап: Анализ и подведение итогов.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.      Просмотр видеоролика. 

2.      Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта.

3.      Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.

Ребята определяют какие способы разрешения конфликта отражены в ролике

Слушают учителя, делают выводы.

 

VI. 2.  Этап: Подведение итогов.  Подэтап: Рефлексия

Цель: Оценка работы на данном мероприятии.

Действия педагога

Деятельность обучающихся

Просит учащихся продолжить фразу

- Мне было интересно…

- Я сегодня разобрался….

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

Учащиеся высказываются


Приложения

 

 

Приложение 1.

Ситуация

 

Женя и Семен учатся в одном техникуме и живут в одной квартире. В воскресенье утром они столкнулись друг с другом.

Ж е н я (входя в комнату с криком) Знаешь что ты сделал?. Ты оставил квартиру похожей на мусорную свалку, а ко мне через час придут друзья. Теперь мне придется убрать весь этот беспорядок! Сколько раз …

С е м е н : Эй, ты, потише, я вчера на самом деле не слишком тщательно убрал в квартире, но я работал десять часов в день, чтобы закончить свою работу. Иногда тебе надо немного уступать. Я не знал, что к тебе кто-то придет. И кроме того здесь не может быть всегда так, как в доме твоей матери. Мы оба живем здесь, а ты все еще не привык к этому.

Ж е н я: Кто не привык к этому, так это ты. Разве ты не понимаешь, что иногда мне хочется приготовить что-нибудь или пригласить друзей? Когда люди живут вместе в одной квартире, они должны уважать интересы друг друга, но твое барахло повсюду. Ты не можешь быть таким ленивым...

С е м е н: Что, таким же ленивым, как ты! Когда ты в последний раз пришел вовремя на занятия? Ты единственный, кого я знаю, кто может спать целый день. А теперь я еще и ленивый

Ж е н я: Ты не знаешь что я сейчас работаю по ночам? И прекрати уходить от темы. Проблема в том, что ты живешь как свинья!

С е м е н: Остановись и подумай, а то эта «свинья» в следующем месяце не даст тебе плату за квартиру

 

Приложение 2.

 

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны.

Стремление добиться своего за счет другого.

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Уклонение от принятия решений.

Люди, неуверенные в себе.

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Мирные, уступчивые люди.

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

 

Приложение 3.

 

Модель конфликта

 

Конфликтная ситуация

 

Инцидент

 


Конфликтное взаимодействие

 

Разрешение конфликта

 


Конструктивное    Деструктивное

Надпись: Угрозы, насилие
Грубость, унижение
Переход на личности
Уход от решения проблемы
Разрыв отношений
Надпись: Юмор
Уступка
Компромисс
Сотрудничество
Осознание позиций сторон

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.– Минск, 1996;

 

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;

 

3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. – СПб.: “Сова”, 1993.

 

4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007


Разработала Плотникова В.И.- преподаватель математики

Разработала Плотникова В.И.- преподаватель математики

Этапы классного часа

Этапы классного часа

Содержание классного часа

Содержание классного часа

I. 2. Этап: изучение нового

I. 2. Этап: изучение нового

Ролевая игра «Контакты и конфликты»

Ролевая игра «Контакты и конфликты»

Проводит разбор ситуации по вопросам: -Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной? -Есть ли из нее выход? -При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

Проводит разбор ситуации по вопросам: -Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной? -Есть ли из нее выход? -При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

Приложения Приложение 1.

Приложения Приложение 1.

Список литературы: 1. Вишнякова

Список литературы: 1. Вишнякова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017