Классный час «О товариществе и дружбе»
Оценка 5

Классный час «О товариществе и дружбе»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
5 кл
22.02.2018
Классный час  «О товариществе и дружбе»
Классный час «О товариществе и дружбе» Цель: Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые по¬нятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями. Предварительная подготовка За месяц до беседы порекомендуйте ученикам прочитать книги: И.С. Кона «Дружба»; Ю. Тынянова «Пушкин», «Кюхля»; А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» и др. Дайте ученикам письменное задание - рассказать о своем лучшем друге, подруге. Предложите им дописать такие предложения: 1. Друг - это тот, кто... 2. Друг и приятель - не совсем одно и то же, так как... 3. Самый лучший друг - мама, потому что... 4. Мой верный друг - папа, потому что... Чтение сочинений. Наиболее удачные сочинения и ответы ребят советуем прочитать, проводя беседу. «Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба».doc.
Кл. час О товариществе дружбе .docx
КГУ «Зуевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Классный час  «О товариществе и дружбе» Евстегнеева А.С. Классный час  «О товариществе и дружбе» Цель: Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями. Предварительная подготовка За   месяц   до   беседы   порекомендуйте   ученикам   прочитать   книги:   И.С.   Кона «Дружба»; Ю. Тынянова «Пушкин», «Кюхля»; А. Сент­Экзюпери «Маленький принц» и др. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. Предложите школьникам ответить на вопросы анкеты:  Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?  Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?  Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?  Какие проступки ты смог бы простить другу?  Чего не смог бы простить ему?  Всегда ли ты говоришь другу правду?   Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично   выступить против друга, если тот неправ?  Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?  На чем строится дружба твоих родителей и их друзей? 4. 5. 10. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков? 11. В чем, по­вашему, сходство между дружбой и любовью? 12. Почему дружбу можно назвать школой любви? Дайте ученикам письменное задание ­ рассказать о своем лучшем друге, подруге. Предложите им дописать такие предложения: 1. Друг ­ это тот, кто... 2. Друг и приятель ­ не совсем одно и то же, так как... 3. Самый лучший друг ­ мама, потому что... 4. Мой верный друг ­ папа, потому что... Ход беседы I. Чтение сочинений. Наиболее удачные сочинения и ответы ребят советуем прочитать, проводя беседу. II. Беседа. Товарищество   и   дружба   ­   удивительные   отношения,   возникающие   между   людьми.   В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь».   На   первое   место  ученый   ставил   бескорыстие.   Оно   делает   отношения   между друзьями благородными и чистыми. Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем   кто­либо   другой,   поймет   ваше   настроение,   ваши   переживания,   разделит   радость   и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие   угодно   жертвы.   Товарищеские   отношения   строятся  на   основе   взаимопонимания, уважения друг к другу. Аристотель считал: «Дружба ­ самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Люди   еще   в   далекие   времена   задавали   себе   вопрос:   «Что   делает  одного   человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание  друга  как  другого «Я» обязательно  предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки. Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентации, интересов и черт характера. Дружба   всегда   предполагает   определенные   нравственные   принципы   ­   верность, постоянство, честность и т. д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера, А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь ­ береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей ­ узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела ­ что во пне, а в друге ­ что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Надежный   фундамент   дружбы   ­   товарищество.   Это   благородное   чувство.   Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в  XVII  веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое   товарищество.   В   годы   Великой   Отечественной   войны   оно   во   многом предопределило победу нашего народа над немецко­фашистскими захватчиками. III. Работа учеников. Далее   один   из   учеников   может   прочитать   рассказ   писателя   В.   Россина   «Двойной праздник»: «Февраль   сорок   третьего   года   выдался,   помню,   суровый.   Трещали   от   мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер... В ночь на двадцать третье вызывает меня командир роты. ­ Товарищ Лозовой, ­ говорит, ­ не забыл, что у нас завтра? ­ Не забыл, ­ отвечаю. ­ День рождения нашей армии. ­ Верно, ­ кивнул ротный.  ­  Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник. Вместе   с   ефрейтором   Волошиным,   усатым   кряжистым   волжанином,   мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших   позиций.   А   надо   сказать,   опасное   это   дело.   Стоит   неосторожно пошевельнуться,   как   тебя   засекут   вражеские   наблюдатели.   И   трудное... Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару. Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где­то около полудня Волошин встревожено зашептал: — Сержант, возня какая­то у мельницы! ­ и протянул мне бинокль. Отчетливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядам мельницу. Из нее выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залег у заснеженного куста. Я потянулся, было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому­то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас. Вскоре появился еще один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте свое! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалеку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время.   Волошин   увидел,   что   я   мерзну,   снял   полушубок,   укутал   меня.   Туговато пришлось ему в одном ватнике и маскхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы все обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг ­ снежная пелена.   Ну   и   обрадовался   я   той   метели!   Слов   нет,   чтоб   передать   мою   радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше. ­ Оставь меня, Коля, ­ попросил я. ­ Возьмешь ребят в помощь и тогда... Вот тогда и вернешься... Но Волошин не соглашался. ­ Эх, Дима, Дима! ­укоризненно сказал. ­ И что ты такое предлагаешь! А вдруг  гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдем тебя в такую вьюгу, и  ты замерзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим... Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнер. Живет он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник». Академик   Д.  Лихачев,   обращаясь   к   молодежи,   писал:   «Поддерживайте товарищеские   отношения   со   своими   одноклассниками.   Будьте   хорошим,   честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.  С. Друзья   создаются   в   юности.   Помните   это!   Затем   становится   все   труднее   и труднее подружиться. Помните и это». Говоря   о   дружбе,  нельзя   не   сказать   и   о   таком   важном   качестве,  как   порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место  в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Некоторые   ребята   любят   командовать,   требуют,   чтобы   товарищи   прислушивались только   к   их   мнению,   беспрекословно   им   подчинялись.   Высокомерие,   эгоизм,   корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми. У   каждого   человека   не   так   уж   много   настоящих   друзей,   и   их   надо   беречь.   Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их. Затем ученики, сменяя друг друга, читают стихотворение С. Погореловского: Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слезы проглотил. Пришел домой, захлопнул двери,  Ничком свалился на кровать.  А я­то в дружбу нашу верил!..  Но больше дружбе не бывать! А собирались всем делиться,  Как настоящие друзья!  На теплоход один проситься:  Матросом ­ ты, матросом ­ я! Хотели вместе мы по свету  Поплавать вдоль и поперек...  Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!  Такую дружбу не сберег! Ты не сберег мечты хорошей,  И вот всему конец теперь!..  Но чьи шаги у нас в прихожей?  Кто приоткрыл тихонько дверь? Да это Колька ­ так несмело  Вошел с поникшей головой: – Прости уж! Сердишься?.. За дело!  Беда, горячий я какой! Я подхожу к нему мириться  И говорю ему: ­ Ну что ж!  Я не сержусь: чего сердиться?  Я так и знал, что ты придешь! Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания  другу,  который   в трудную минуту не помог в беде, опасности. IV. Звучит песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг...»  Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»: 1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе ­ значит делить  с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству. 2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба ­ это нравственное  обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. 3. Дружба ­ это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность. 4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит  человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу. 5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию. 6. Умей  жить  так,  чтобы  тебя  с  другом  объединяло единство  духа, идеалов.  Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. 7. Быть требовательным к дружбе ­ значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. V. «Как научиться дружить?»­ этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами. «Если   хочешь   иметь   хорошего   друга,   старайся   сам   стать   лучше.   Будь   добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба». Рая Сырцова из Ставропольского края. «Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой». Люба Смирнова из г. Люберцы Московской области. «Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь». Витя Самсонов из г. Киева. Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо: «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе в 9 классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна...» Другу ты отдать сумей Все тепло души своей. Все отдал ­ богаче стал. Что сберег, то потерял. Лишь тот не на год ­ навсегда богат,  Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.  Лишь тот не на год ­ счастлив навсегда,  Кто дружбу пронесет честно сквозь года. Н. Доризо

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»

Классный час «О товариществе и дружбе»

Классный час  «О товариществе и дружбе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018