Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
2 кл
12.12.2017
Цель: сформировать представление о Конституции, правах и обязанностях детей
Задачи:
• познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
• формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
• расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детейЦель: сформировать представление о Конституции, правах и обязанностях
Задачи:
• познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
• формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
• расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей
КОНСТИТУЦИЯ .docx
Классный час на тему «Конституция Российской Федерации»
Цель: сформировать представление о Конституции, правах и обязанностях
Задачи:
познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально
положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей
Планируемые результаты учебных действий.
Личностные УД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки
и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
умение вести себя культурно, грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в
общественных местах) и природной среде;
осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое
отношение к людям с нарушениями здоровья;
умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (области,
административного центра); находить на географической карте территорию России, её столицу –
город Москву; описывать достопримечательности столицы и родного края.
Познавательные УД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с
произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Овладение
первоначальными оформительскими навыками:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы);
знания о своем Отечестве, его истории, культуре, героических свершениях, достижениях;
понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот»,
«долг», «служение Отечеству», «защита Отечества»;
понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации.
Регулятивные УД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей
деятельности и деятельности сверстников:
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися
демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе,
воспитания патриотических убеждений;
освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативные УД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и
вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации.
Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со
сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество
со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами
коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и
иностранных языках;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать
им;
учиться согласованно, работать в группе:
формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на
позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и
религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы сегодня учениками пришли в школу. И нам надо
будет вспомнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право
и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе)
Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что
ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам.
Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в
Конституции Российской Федерации. Сегодня мы будем говорить о празднике, который отмечается 12
декабря. А вы знаете почему? 12 декабря 1993 года была принята конституция Российской Федерации и
с этого дня каждый год 12 декабря принято отмечать день Конституции. В этом году 12 декабря
отмечается 24 летие Конституции РФ. Что такое конституция? Дети: Конституция РФ – это основной закон государства, то есть список самых главных правил,
которые установили для себя граждане России (слайд 2)
Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю, что вам это будет
интересно. В России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция была принята после
Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических
Республик, вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются
Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. (В истории Российской Федерации было пять конституций,
включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект
устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить: Конституционную
Монархию, Равенство всех граждан перед законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий
(слайд 34).
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как
устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего
государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к
основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона,
будет много преступлений.)
Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему
хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ
Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы
человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное
единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя
память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической
основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за
свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации. (слайд 5)
Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».
Как вы понимаете это изречение?
Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Учитель: Ребята, а что такое конституция?
Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет
высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. (слайд 6)
Определяет: Как устроено государство? Как образованы органы власти? Каковы права и
обязанности граждан По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, (ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую
характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона), 2 разделов, 9 глав, 137
статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений (слайд 7)
Разделы и главы Конституции
1 глава. Основы конституционного строя.
2 глава. Права и обязанности человека и гражданина.
3 глава. Федеративное устройство.
4 глава. Президент РФ.
5 глава. Федеральное Собрание.
6 глава. Правительство РФ.
7 глава. Судебная власть.
8 глава. Местное самоуправление.
9 глава. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию,
имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого
из нас защищает государство, через милицию и суд (слайд 8)
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести.
По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или
ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать,
собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других
людей, разглашать государственную тайну (слайд 9).
классу:
Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос классу: Как вы думаете, какие это обязанности?
Учитель: Наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
В 4 главе говорится о государственных символах.
Вопрос
назвать?
Учитель:
герб и гимн.
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг? (слайд 10). Флаг
Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по
ширине полосами. Верхняя белая, средняя синяя, нижняя красная. Считается, что белый цвет
выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный готовность не жалеть
своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Вопрос
флаг?
Учитель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме
Государственные символы России – это флаг,
классу:
символы
можем
видеть
вы
можете
мы
Где
Какие военнослужащих, милиции. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем
любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Следующий символ – это гимн (слайд 11). Гимн официально принятая торжественная песнь в
честь государства. Гимн России был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30
декабря 2000 года № 2110
Вопрос классу: Где и на каких мероприятиях мы с вами можем услышать гимн России?
Учитель: Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и
поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
(прослушивание гимна РФ)
Учитель: Следующий символ – это герб (слайд 12). Государственный герб Российской Федерации
представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в
оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой
короной, соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой держава. На груди орла, в
красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Государственная символика
или ее
элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Учитель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении,
аттестате об окончании школы, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно
увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Учитель: Ребята, в конституции прописано не только о государственных символах России, но там
ещё есть главы и статьи в которых прописаны наши с вами права и обязанности (слайд 13)
Вопрос классу: Что такое права? Что такое обязанность?
Право – это узаконенная возможность чтонибудь делать, осуществлять, а обязанность – это
действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и
обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в
совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять
гражданин России?
Права и свободы граждан
Обязанности граждан, Право на жизнь
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени, Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность, Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность, Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий, Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным Право на труд, Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь , Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации, Свобода творчества
Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет
непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... »
(слайд 14)
Какие же права есть у вас, школьников?
Право на учебу. Право на отдых между уроками. Право на каникулы. Право на занятия в
кружках и секциях.
Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника?
Уважать друг друга. Культурно вести себя. Ходить опрятным. Выполнять устав школы.
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это
противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом?– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да! Учитель: Ребята, нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение
имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? ( Солнце дает жизнь всему живому.)
И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для
человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучикжизнь)
(слайд 15)
Вопрос классу: Почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь.
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2
лучикздоровье) (слайд 16)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
3) Без кого человек не может быть понастоящему счастлив? (Без семьи, без друзей)
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья) (слайд 17)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека? Вы узнаете, если внимательно послушаете
стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю.
Если скажут слово Родина сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина толстый тополь у ворот
У реки берёзкаскромница и ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики, над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики громкий радостный гудок
Или степь от маков красная, золотая целина
Родина бывает разная, но у всех она одна.
(З. Александрова)
(4 лучик Родина) (слайд 18)
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять
свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. (5 лучик –
свобода) (слайд 19)
Тогда возникает вопрос А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет
доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя
подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои
права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно
обидеть человека, оклеветать, оскорбить его. И это тоже будет нарушением права – права на
защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны
быть наказаны. (6 лучик – честь и достоинство) (слайд 20)
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди? Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует?
Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом, и каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом, а не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час и мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых. (7 лучик – труд и отдых) (слайд 21)
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати,
как вы думаете, есть ли право, связанное както с вашей учебой? (8 лучик – образование)
(слайд 22)
У вас, у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь.
Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено
оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде
всего, лежит на родителях.
Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя
хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право
решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги. Но ребенок тоже
не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них,
слушаться их. Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много
прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь
именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои
права не надо забывать, что у других они точно такие же.
Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
Итог классного часа.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом
пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории.
Одним словом будьте патриотами!
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь.
Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и
контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих
вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.
Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации" 2 класс для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.