Классный час "Стресс: польза или вред?"
Оценка 5

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
4 кл
09.04.2017
Классный час "Стресс: польза или вред?"
Публикация является частью публикации:
Классный час.doc
1                                       СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение  .……………………………………………………………..2 2. Основная часть…..…………………………………………………….3 2.1 Цель и задачи классного часа ………………………………………3 2.2 Формы и методы проведения классного часа…...………………. . 3 2.3 Сценарий классного часа….……………………….. ……………....4 3. Заключение..………………………………..…………………………9 4.  Список литературы..……………………………………………......10 5. Приложения ..………………………………………………………..11 2                                            1. Введение Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития  человека в процессе его жизнедеятельности. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все люди, а особенно дети требуют той или иной психологической  поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда  отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания,  полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению  здоровья людей – психического, физического и социального. Если составить  обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим  спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он  полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность  окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует  развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде  всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена  смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его  миром. В противном случае человек испытывает стрессовую ситуацию. Тема стресса  является актуальной в наше время. Изо дня в день мы слышим о негативном  влиянии стресса на человека, на его здоровье, поступки и поведение. Хотелось бы  узнать, есть  ли  что – то положительное в этом явлении? Как преодолевать и  бороться со стрессом и не позволять ему себя победить?  В этом мы попробуем  разобраться,  разработав  классный час для обучающихся 4 класса «Стресс: польза  или вред?» Актуальность разработки состоит в использовании элементов тренинга и  инсценировки. 3                                              2. Основная часть                               2.1 Цель и задачи классного часа Цель: формирование навыков преодоления стрессовых ситуаций с помощью  различных методов и приемов. Задачи:  1.    Раскрыть понятие  стресса.  2.    Познакомить с влиянием стресса на физиологическое и душевное здоровье  человека.  3.    Познакомить учащихся с примерами положительного  воздействия стресса на  человека.  4.    Обучить навыкам преодоления стрессовых ситуаций.                      2.2 Формы и методы проведения классного часа Формы работы: классный час с элементами тренинга, индивидуальная и групповая  работа. Время проведения: 45–50 минут. Место проведения: МБОУ НШ № 17, 4 класс Методы работы: Словесные: беседа. 4 Наглядные: использование кроссворда, оформление буклета «Стресс»,  компьютерная презентация. Практические: проведение упражнений на расслабление, обучение навыкам  саморегуляции.                          2. 3   Сценарий классного часа 1). Приветствие. Прозвенел звонок сейчас, Начинаем классный час. Встаньте дети, не ленитесь, И, прошу вас, улыбнитесь. Игра: «Я рад тебя видеть…!» ­ все встают в круг, по кругу каждый говорит соседу  следующую фразу: «Я рад тебя видеть (имя)…!». Тему нашего классного часа вы попробуете определить сами. А поможет нам в этом  кроссворд. (Приложение 1). Дети отгадывают кроссворд, работая  в группах. 2). Знакомство с понятием стресса и его стадиями. ­ Сегодня мы поговорим с вами о стрессе. Попробуйте изобразить стресс, используя  разные средства (в виде рисунка, жестов, мимики, ассоциаций). ­ Упражнение  в группах «Какие ситуации являются стрессовыми?» 5 Все ребята в группах по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их   мнению   являются   стрессовыми.   Затем   один   представитель   от   каждой   группы называет эти ситуации. Учитель записывает их на доске. Исходя из сказанного, попробуем дать определение стресса. (Слайд 2). Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции  организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. (Слайд 3). Стадии стресса. В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например,  вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы  испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда  даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать.  Это первая стадия – стадия тревоги.  На этой стадии в кровь поступают особые  вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм  готовится действовать.   Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться   напряжённой,   сложной,   а   вы   уже   способны   действовать   достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из­за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.  Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья  стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы  вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете  сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут 6 изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все  ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека  значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает  подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. 3). Влияние стресса на человека. ­ Расскажите, как, на ваш взгляд, стресс влияет на человека. (Ответы детей) (Слайд 4).  Влияние стресса на здоровье человека огромно.  1.   Ухудшается   концентрация   внимания   и   памяти.   Влияние   стресса   на работоспособность огромно: лишь в редких случаях человек с головой уходит в работу. Ему свойственна быстрая утомляемость. 2. Сильнейшие головные боли. 3. Наблюдается учащение сердцебиения, может случиться инфаркт миокарда,  обостряется гипертоническая болезнь. 4. Хроническое недосыпание. 5. Алкоголизм. 6. Страдает и желудочно­кишечный тракт: обостряются или открываются  язвенная болезнь и гастрит. 7. Снижается иммунитет и как следствие — частые вирусные заболевания. 8. В стрессовых ситуациях гормоны вырабатываются в огромных количествах и отрицательно влияют на работу нервной системы и внутренних органов. 7 9. Некоторые специалисты считают, что именно стресс провоцирует рост  онкологических клеток. 10. К сожалению, некоторые последствия стресса настолько тяжелы, что  необратимы: редким, но всё же последствием бывает дегенерация клеток как  спинного, так и головного мозга. При стрессе человек может потерять желание вообще что­либо делать и даже жить.   У   него   появляется   раздражительность,   агрессивность,   нетерпимость, приступы   гнева. неустойчивость, бессонница.   Также   бывают   депрессии,   неврозы,   эмоциональная ­   Как   вы   думаете,   нужно   ли   помочь   человеку,   находящемуся   в   стрессовой ситуации? (ответы детей) ­ А может ли человек сам себе помочь? (ответы детей) 4). Навыки  преодоления стрессовых ситуаций.                          Упражнение «Внутренний луч» (выполняют дети). Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества,  непонимания. Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно  освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка,  исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются  зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый 8 внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека,  сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой. ­ Давайте познакомимся, какие бывают способы и приемы борьбы со стрессом.  (Слайды 5 и 6).                         Упражнение «Дыхательные техники» (выполняют дети).                            Успокаивающее дыхание  Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания. Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох. Дышите таким образом несколько минут.                 Расслабляющее дыхание  К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться. Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю. Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту  же  ноздрю  и  закройте  ее  средним и безымянным   пальцами.  Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход   и   делайте   вдох­выдох   через   левый.   Продолжайте   такие   поочередные   вдохи­ выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоится. Упражнение «Смех – дело серьезное» (выполняют  дети). 9    Ученые установили, что веселые  люди живут дольше.       Еще в  XVI  веке врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех. (Видео «Улыбка»).  Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ. Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»                        Обучение навыкам саморегуляции  (Приложение 2). Упражнение 1 «Продумай заранее». Упражнение 2 «Расслабление под музыку» Упражнение 3 «Домик».  Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.  Сядьте удобно. Пальцы  рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.   Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох –  задержка дыхания. Выполнять упражнение 1­2 минуты, несколько раз в день.                                         3. Заключение ­ Давайте прочитаем высказывание Ганса Селье, автора теории стресса:  «Отсутствие стресса есть смерть». (Слайд 7). Как вы его понимаете? (Ответы) То  есть если бы человек не испытывал стрессовых ситуаций, он бы не выжил как вид.  Существует 2 вида стресса: дистресс (отрицательный) и эустресс (положительный).  (Слайд 8). 10 Эустресс (от греч. эу — «хороший» или «настоящий») — благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация   к   стрессовому   фактору   и   ликвидация   самого   стресса.   Он   нас   делает сильнее и выносливее.                    Примеры положительного воздействия стресса • Мобилизация внутренних ресурсов перед экзаменами. Характерны уверенность в себе, адекватная оценка своих сил. • Высокопрофессиональные спортсмены часто описывают необычное состояние тела и   психики,   появляющееся   у   них   во   время   соревнований.   Для   него   характерна спокойная   настороженность.   В   результате   увеличиваются   скорость,   сила   и координация, происходит полная концентрация на существующем моменте. ­ Давайте подведем итог нашего сегодняшнего классного часа. Что нового вы сегодня узнали?  Был ли классный час для вас интересным и полезным? ­ У каждого из вас лежат на парте смайлики. (Приложение 3).  Подойдите  к доске  и  прикрепите  один из них  к плакату  «Дистресс  и  эустресс». (Приложение 4).  ­ Каждому из вас я предлагаю памятку «Я учусь владеть собой»  (Приложение 2) и буклет «Что такое стресс?»  ­ Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «Спасибо» и «До свидания» (сначала все говорят громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом).                                                      4. Список литературы 1. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус.   2000. ­ № 5. 2. Грегор О. Как противостоять стрессу //Стресс жизни. ­ СПб, 2011. 11 3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. ­ М., 2008. 4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2013.  5. Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники  ошибок / Эмоциональный стресс. ­ Л., 2010.  6. Левис Ш. Ребенок и стресс. ­ СПб., 2002. 7. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы  психологии. ­ 2012. ­ № 1. 8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности  //Психологическая наука и образование. ­ 2008. ­ № 2.  9. http://psylist.net/pedagogika/00247.htm 10. http://www.no­stress.ru/stress/stress_science.html                                            5. Приложения                                                    Приложение 1. 12                                                    Кроссворд 1 2 3 4 5 6 1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас  тревожит, поделитесь с доброжелателем – это облегчит ваше положение. 2. Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями,  товарищами, чтобы не привели к стрессу? 3. Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если  вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. 4. Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в  ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое – нанести душевную боль  другому человеку. 5. Живой человек, обладающий сознанием. 6. Чувствительность рецепторов полости рта. 13                                   Ответы кроссворда 1. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас  тревожит, поделитесь с доброжелателем – это облегчит ваше положение. (Страх). 2. Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями,  товарищами, чтобы не привели к стрессу? (Конфликт). 3. Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если  вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (Тревога). 4. Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в  ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое – нанести душевную боль  другому человеку. (Гнев). 5. Живой человек, обладающий сознанием. (Личность). 6. Чувствительность рецепторов полости рта. (Вкус). 14 «Я учусь владеть собой» Приложение 2. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.  Не бывает безвыходных ситуаций. Подумай о своем дыхании. Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку   внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому,  попробуй восстановить  дыхание. Начни дышать глубоко и медленно, думая о том,  как восстанавливается  работа всех органов. Проделай следующее упражнение:  Медленно сделай глубокий вдох.  Задержи дыхание и  сосчитай до четырех.  Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох–задержка дыхания­медленный выдох 4­5 раз.   Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.   Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое  сковывает. 15 Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажешься в ситуации,  вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее .  Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.  Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии  директора школы.   Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.   Подумай, что скажешь и что сделаешь.  Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь  себя абсолютно спокойно.  Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение  расслабляться,  надо тренировать  Сядь спокойно в комфортной позе.  Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.  Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем  беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.  Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку. Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю.  Продолжай упражнение не менее 5­7 минут. 16                                              Приложение 3. Приложение 4. 17

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"

Классный час "Стресс: польза или вред?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017