Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века"
Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство
8 кл—9 кл
06.05.2017
Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века" проводится в 8-9 классах общеобразовательной школы. Цель мероприятия - расширить знания учащихся об Алтайском крае, городе Барнауле, шире - об окружающем мире; воспитывать патриотизма, любовь к родному городу и краю; развивать творческий потенциал учащихся; привлекать их к исследовательской деятельности; формировать способности школьников к рефлексии.Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века" проводится в 8-9 классах общеобразовательной школы. Цель мероприятия - расширить знания учащихся об Алтайском крае, городе Барнауле, шире - об окружающем мире; воспитывать патриотизма, любовь к родному городу и краю; развивать творческий потенциал учащихся; привлекать их к исследовательской деятельности; формировать способности школьников к рефлексии. Файл представляет собой документ, состоящий из 4 страниц. Материал будет полезен не только учащимся, но и всем тем, кто интересуется историей Алтайского края и города Барнаула.
muzika1.doc
И.Г. Губушкина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 22»
Г. Барнаула
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА «ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА XVIII ВЕКА В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
БАРНАУЛА XVIII НАЧАЛА XIX BB.»
Цель воспитывать патриотизма, любовь к родному городу и краю,
развивать творческий потенциал учащихся,
привлекать их к
исследовательской деятельности, формировать способности школьников к
рефлексии.
Оборудование: музыкальный центр,
компьютер.
мультимедийный проектор,
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Учитель даёт задание группе учащихся найти материал по заданной теме.
Собранный материал систематизируется учителем и учащимися. Назначаются
ведущие классного часа. Дети под руководством учителя отбирают репродукции
картин известных художников XVIII века и готовят мультимедийную
презентацию.
ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка из вокального цикла Ф. Шуберта «Зимний путь».
1ый ведущий. Уже к концу XVIII века Барнаул можно было назвать
значительным культурным центром не только на Алтае, но и в Сибири. В
Барнауле раньше, чем во многих других сибирских городах, появился свой
любительский театр и оркестр, но всё передовое появлялось в русской глубинке
позже, чем в Петербурге, поэтому мы будем вести разговор не только о XVIII
веке, но и о начале XIX века.
2 ой ведущий. Тесные связи с Петербургом, вызванные принадлежностью
Барнаульского сереброплавильного завода Кабинету (царской фамилии),
положительно влияли на развитие образования, научного и технического
творчества в целом. Долгое время тон общественной и культурной жизни города
задавали горные инженеры и чиновники, приехавшие из Петербурга и проходившие службу на Алтае, а также являющиеся образованными и
просвещёнными людьми.
3ий ведущий. С 1776 года в Барнауле действовал Театральный дом,
который называли Оперным домом, так как основной его репертуар составляли
комические и волшебные оперы самый распространённый жанр в XVIII веке.
Это было связано с тем, что до середины XIX века не было деления артистов на
оперных и драматических, так как драматический репертуар не обходился без
музыкального сопровождения, и наоборот. В последней четверти XVIII века
большую распространенность на русской сцене получили французские и
итальянские комические оперы. Самыми известными являлись произведения
итальянского композитора Эджио Дуни «Немецкая башмачница, или Башмаки
Мардоре», «Фальконе», «Дочь, за которой плохо присматривали», «Художник,
влюбившийся в свою модель», которые слушали не только в северной столице, но
и в провинциальном Барнауле. Спектакли носили бытовой и светский характер,
шли в сопровождении оркестра.
1ый ведущий. Естественным компонентом музыкального быта второй
половины XVIII века являлась военная музыка, а военные оркестры важнейшим
просветительским учреждением.
В 1792 1794 гг. в Барнауле была создана музыкальная школа при
КолываноВоскресенском горном батальоне. Этой школой руководил Степан
Иванов один из передовых музыкантов своего времени. В архивах сохранилась
заявка, сделанная этим человеком, в ней он просил своё начальство приобрести
для школы самые «нужные ноты»: концерты, симфонии, марши. Иванов также
хотел, чтобы в музыкальной школе учащиеся играли на духовых, ударных и
струнных инструментах, но просьба его не была удовлетворена. По
сохранившейся заявке видно, что этот передовой человек вплотную подошёл к
созданию симфонического оркестра, но, к сожалению, оркестр появился
значительно позже в начале XIX века, он был создан П.К. Фроловым в 1817 г.
(упоминания о нём сохранились в воспоминаниях современников).
2ой ведущий. Пользуясь постоянной связью Барнаула с Петербургом,
горные офицеры получали из северной столицы различные товары, предметы
роскоши, книги, журналы, музыкальные инструменты. В начале XIX века в
Барнауле насчитывалось 30 фортепиано (цифра значительная для того времени).
Музыкальные инструменты пользовались спросом, поэтому их пытались
продавать и в маленьком провинциальном городке. Домашнее музицирование было любимым занятием «изнеженных горноофицерских жён». Именно
аристократия барнаульского общества насаждала здесь внешние формы
культуры, одной из которых являлись балы. В балах и маскарадах принимали
участие музыканты домашних и гарнизонных оркестров.
3ий ведущий.
Профессор ботаники Дерптского университета, член
корреспондент Петербургской академии художеств, посетивший Барнаул в
1826г., в своих воспоминаниях писал: «Господа и дамы собираются, танцуют,
иногда ставятся концерты ... чтобы организовать оркестр, гн Фролов велел
учиться музыке музыкантам горного батальона, и даже хор, высокие партии в
котором ведут мальчики, представляет иногда чтонибудь оригинальное. Я был
приятно поражён, когда услышал этих певцов на балу, устроенном Фроловым в
своём доме, где при исполнении полонеза инструментальная музыка
чередовалась с хоровыми партиями, прозвучавшими благодаря звонким голосам
мальчиков очень хорошо. Я присутствовал на многих других празднествах,
которые гн Фролов устраивал в царские дни ... и по другим поводам, и мне не
верилось, что всё, чему я был свидетелем, происходило на расстоянии 5 тысяч
вёрст от столицы... Дамы являлись одетыми в костюмы, сшитые из нарядной
материи по последним столичным модам... столы убраны со вкусом и
изысканностью ... Всю обстановку я нашёл такой, какой она бывает только в
изысканном европейском обществе».
Светская жизнь барнаульцев была неразрывно связана с духовной, поэтому
с давних времён в городе широкое распространение получило церковное пение в
храмах. Высоким исполнительским уровнем отличались хоры Петропавловского
собора, Дмитриевской, Знаменской, Нагорной церквей, которые стимулировали
расцвет исполнительской хоровой культуры, вызвали к жизни многочисленные
хоровые коллективы: любительские, светские, ученические и т.д.
Музыкальная жизнь Барнаула до сих пор остаётся малоизученной темой в
исторической и краеведческой литературе. Между тем, на протяжении всей
истории города музыка естественным образом входила в жизнь и быт
барнаульцев: устраивались концерты, ставились музыкальные спектакли,
создавались музыкальные школы, организовывались церковные и светские хоры,
любительские и военные оркестры.
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С КЛАССОМ:
Что нового вы узнали сегодня о своём городе?
Что общего между музыкальной жизнью северной столицы и Барнаула ХVIII начала XIX века?
Какую роль играет искусство в жизни человека?
Какие чувства вы испытываете, когда звучит музыка ХVIII века?
Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века"
Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века"
Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века"
Классный час "Трансформация музыкальной жизни Петербурга XVIII века в культурной жизни Барнаула XVIII - начала XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.