Классный час "Вредные привычки"
Оценка 4.7

Классный час "Вредные привычки"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
4 кл
09.05.2017
Классный час "Вредные привычки"
Классный час "Вредные привычки" Цели: воспитывать у младших школьников негативное отношение к дурным привычкам, предупреждать возникновение желания попробовать запретное, научить общаться с окружающими, правильно вести себя в подозрительных ситуациях. ХОД ЗАНЯТИЯ. - нам важно знать, почему опасно курить? · Почему курят взрослые и дети, если это вредно? · Почему курение опасно для жизни? · Как бороться с курением? Округли те источники, которые чаще всего помогают предотвратить желание начать курить Средства массовой информации (газеты) Телевидение РадиовещаниеКлассный час "Вредные привычки"
вред привычки.doc
Классный час "Вредные привычки" Цели: воспитывать у младших школьников негативное отношение к дурным привычкам, предупреждать  возникновение желания попробовать запретное, научить общаться с окружающими, правильно вести себя в  подозрительных ситуациях. ХОД ЗАНЯТИЯ. ­ нам важно знать, почему опасно курить? ∙        Почему  курят взрослые и дети, если это вредно? ∙        Почему курение опасно для жизни? ∙        Как бороться с курением? Округли те источники, которые чаще всего помогают предотвратить желание начать курить Средства массовой информации (газеты) Телевидение Радиовещание Школа (учителя, классные руководители) Взрослые (соседи, прохожие) Семья (родители, родственники) Друзья Одноклассники Интернет  Курение, а точнее никотин, блокирует усвоение витамина С. Тем самым провоцируется гиповитаминоз С,  последствия которого отражаются на всех органах, особенно подвергаются разрушению оксидантами стенки  сосудов. Курение приводит к выраженным изменениям внутренних органов; чаще всего поражаются органы дыхания,  сердечно­сосудистая система, желудочно­кишечный тракт. Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие. По современным данным, более 90  % случаев рака лёгких связаны с курением в анамнезе. Основными этиологическими факторами рака лёгких  у курильщиков считаются радон, полоний, бензпирен и нитрозамины, содержащиеся в табачной смоле. Курение также увеличивает вероятность и других видов злокачественных опухолей. В их число входят  злокачественные опухоли полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки,  почки, мочевого пузыря, печени, простаты. Кроме того, курение вызывает эмфизему лёгких — хроническое заболевание, связанное с необратимой  дегенерацией лёгочной ткани. Курение является фактором риска сердечно­сосудистых заболеваний, таких  как атеросклероз и инфаркт миокарда. Курение способствует развитию инфекционных заболеваний органов  дыхания. Курение является фактором риска для осложнений при беременности. 1. Место для занятий плаванием.                 ­Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас хотел бы быть здоровым?    ­Почему вы хотите быть здоровыми?        ­Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы его будущие дети?                     ­А может ли человек влиять на своё здоровье?                         ­С какого возраста необходимо начинать заботиться о своём здоровье?             ­Какие условия нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? II. Сообщение темы и целей.             ­Сегодня поговорим о тех проблемах, которые мешают нам быть здоровыми. Назовём их вредными  привычками.  ­Какие вредные привычки мешают человеку быть здоровым? 2. Человек,  который занимается спортом. 3. Место, где  собираются  люди для просмотра матча. 4. Спортивный снаряд, которым развивают  мышцы. 5. Место, где играют  в теннис. 6. Что  поможет человеку прожить 100 лет?                                             Вредные привычки Телевидомание Неправильное питание Неряшливость Курение                                                                                                                                                                                                                                                                                             Беседа о чистоте.             1. Прослушивание стихотворения. Тротуар ему не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Он шагает напрямик. Он портфель нести не хочет, По земле его волочит. Сполз ремень на правый бок, Из штанины вырван клок. Мне, признаться, не понятно – Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? Почему фуражка блином, И расстегнут воротник? Кто он, этот ученик? – Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас так не  подумали? (Ответы детей.)             ­ Кто любит грязнуль? (микробы)              ­А чего боятся микробы?              ­Когда микробы бессильны?  Беседа о правильном питании. ­ Чем грозит обжорство?  Чтение отрывка из рассказа В. Драгунского. Что любит Мишка …Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся: – Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб и торт, и пирожные, и пряники хоть тульские, хоть  медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное  печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру  баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор, что съем целое кило! И столовую  люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр – с дырочками и без дырочек, с  красной коркой или с белой – все равно. Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый, люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки  одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, – то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску,  – кожуру! Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем,  боржом, газировку с сиропом, яйцо всмятку, вкрутую, в мешочек, могу и сырые. Бутерброды люблю, с чем  попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так… Первый не выдержал Борис Сергеевич. – Что ж, Миша, – сказал он, – ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно какое­то одинаковое,  чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только.… А люди?  Кого ты любишь? Или из животных?.. – Ой, – сказал он смущенно, – чуть не забыл! Еще – котят! И бабушку! В. Драгунский  ­ Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и      разнообразие. ­ Что значит умеренность? (Не переедать) ­ А разнообразие? (Ответы детей) Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые  необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и  сделать его более сильным. ­ Назовите, какие это продукты питания? (Творог, рыба, мясо, яйца, орехи) А третьи ­ фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают  организму, расти и развиваться. Физкультминутка. Беседа о курении. Говорят, что сигарета Смертоносней пистолета, Убивает без огня  Закурившего коня. С сигаретою моею Я худею и слабею, И желтею, как трамвай, Хоть в химчистку отдавай. Всех, кто любит сигарету, Тех, кто курит по секрету, Всех таких учеников На скамейку штрафников. Игра. Мойдодыр.      Вам, мальчишки и девчушки, Приготовила я частушки. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет Говорите: – Нет, нет, нет! Частушки Не грызите лист капустный, Он совсем­совсем невкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет. Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Зубы вы почистите  И идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет. И. И. Савчук Учитель. Многие ребята болеют болезнью века – «телевидеоманией». Когда потребляют все телепередачи  подряд; мыльные телесериалы, рекламу, фильмы, телевизионные утки вроде «Окон». Подумайте, так ли  полезно это занятие? (Ответы детей.) На доске записаны пословицы: *       Здоров будешь – все добудешь. *       Крепок телом – богат и делом. *       Здоровье дороже богатства.   во втором классе к дню снятия блокады Ленинграда. Тема: «Всё видел город наш бессмертный. По страницам дневника Тани Савичевой.» Цели:  1. Продолжать работу по гражданскому воспитанию учащихся. 2. Развивать интерес учащихся к истории и доблестным традициям Вооружённых сил. 3. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям. Задачи:    Воспитание познавательной активности.   Воспитание политической сознательности.   Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах. Материалы: иллюстрации с изображением блокадного Ленинграда, записи песен «Живите долго ветераны»,  «Моя землячка Савичева Таня», листки записной книжки (дневника) Тани Савичевой. Ход занятия: 1.Организационный момент. Ребята, сегодня мы празднуем замечательную и вместе с тем трагическую дату – День снятия  блокады Ленинграда. ­А что это за город Ленинград? Ответы детей. ­Город Ленинград ­ это Санкт­Петербург. Учитель: Ленинград – город герой. Во времена Великой отечественной войны наш город носил имя  Ленинград. Назван он был так в честь вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Совсем недавно  решением правительства городу вернули название Санкт­Петербург, которое дал ему основатель Петр  1.  Для жителей же блокадного Ленинграда название Ленинград навсегда останется в их сердцах и душах. Блокада ­ такое грубое и страшное слово, что скрывается за ним? Ответы детей. (Блокада – это оккупированный город). Если мы заглянем в словарик, то мы узнаем: блокада – Военная блокада ­ изоляция блокируемого объекта путем нарушения его внешних связей на суше, в  воздухе и на море. Город остался без связи с миром, с большой землёй, как называли сами жители. Дополнительный материал: В планах германского командования захват Ленинграда был одной из важнейших стратегических и  идеологических задач, решив которую гитлеровцы рассчитывали сломить волю многонационального русского народа, объединённого идеей спасения Отечества, к дальнейшему сопротивлению. 10 июля 1941 года началось наступление фашистских полчищ на Ленинград. Изнурительные бои длились на  протяжении двух месяцев, и только 8 сентября немцы смогли заблокировать доступ к городу по суше. В  первоначальных планах нацистского руководства город предполагалось уничтожить полностью, но  проникнуть в Ленинград фашистам не удалось, гитлеровцы решили осадить Северную столицу, взять её  измором. Ставка была сделана на то, что жители и защитники города попросту вымрут от голода и холода.  Поздняя осень и холодная зима стали самым тяжелым временем для жителей Ленинграда. Отсутствие  отопления и горячей воды вынуждало людей использовать в качестве дров мебель и книги. Сказать, что еды  не хватало катастрофически – ничего не сказать. Блокадный голод  описан в рассказах самих блокадников,  свидетелей тех великих событий. Самые страшные воспоминания описаны на детских страничках. Одним из таких свидетельств тех дней  является дневник Тани Савичевой. ­А вы знаете кто такая Савичева Таня? (Нет) Музыкальное приложение: песня в исполнении Эдиты Пьехи «Моя землячка Савичева Таня…» Рассказ учителя о Тане Савичевой. Дополнительный материал. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы  Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма. И погибли эти  две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк»  был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был  издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая  записная книжка была предъявлена наНюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт­Петербург), его копия — в витрине  мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900­ дневной фашистской блокады (1941­1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми  страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего  бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.» «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой  челкой, кофточка­матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный  ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные  поддерживали хором. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У  белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки  украшали уютный дом Савичевых — нарядные занавески, салфетки, скатерти. С детских лет вышивала и Таня  — все цветы, цветы… Лето 1941­го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел  только Миша. Утро 22­го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила  остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать­белошвейка шила обмундирование для  бойцов. Лека, из­за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе,  сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей  Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки»,  рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел,  дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую  записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.  Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского  завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не  пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…». Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама.  Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и  вывезена в тыл. В 1945­м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и  штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и  брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд,  обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом  ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок  Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей  окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2­х лет сражались за жизнь юной  ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги,  ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на  поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под  Санкт­Петербургом, на 3­ем километре  блокадной «Дороги Жизни». Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы. Оставшиеся  в живых  Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой»  (композитор Е. Дога, слова В. Гина).   Ленинград, по восторженному описанию Пушкина ­ «полночных стран краса и диво», в дни Отечественной  войны действительно показал себя «красой и дивом» и в подвиге перенесенного им мученичества, и в  геройской и мужественной самозащите, и в высоком подвиге патриотизма. В течение 900 дней это был город ­ фронт. Ежедневные обстрелы разных частей города, часто по несколько  часов подряд, особенно в местах скопления народа ­ на трамвайных остановках, бомбежка с воздуха;  разрушение зданий. Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий. Давайте чтить и помнить тех, кто сражался ради жизни, умирал, жертвовал собой, чтобы жили мы. Музыкальная композиция: «Живите долго ветераны». Урок мужества по теме: «Никто не забыт, ничто не забыто» (для обучающихся 1­3 классов) (для обучающихся 1­3 классов) Подготовили и провели: Янгубаева О. А. Тебнева С. С. Яковлева С. П.   Цели: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне, рассказать о пионерах – героях, о  детях войны, способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам  войны.   Ход классного часа.   Слайд 1­ Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы   войны, чтит память павших  героев, кланяется живым. Прошла война, Прошла беда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда       Об этом не забудем! 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской  Германией.    Известие о начале войны (запись)   Слайд 2. Кто из вас знает кто это? Это главнокомандующий фашисткой Германией Адольф Гитлер. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с  жестоким, коварным, и беспощадным врагом. 22 июня был выходной день спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники  мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начал брезжить рассвет, часы показывали четыре  утра...   Слайд 3 И вдруг эту утреннею тишину нарушило мощное боевой техники: гул самолетов, лязг танков,  пулеметные очереди. Зазвучала незнакомая речь... Слайд 4 Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца  сражался её героический гарнизон. Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли  пограничники! Но силы были слишком не равными. Слайд 5  Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь нашей страны. От мала до  велика поднялись на битву с врагом... И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага  обратно в его логово.   Слайд 6 Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не  пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Победа досталась нам дорогой ценой.   ??? Звучит песня «Священная война».   Слайд 7, 8 Каждый день во время Великой Отечественной войны на фронт уходили солдаты, воевали с  врагом на передовой и в тылу врага, проявлением мужества и стойкости людей, верности родине. Более  двадцати семи миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.   Слайд 9 ­28 Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей  семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми,  живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. И  вот 22 июня 1941 года все "погрузилось  во мрак", разбились мечты… Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно  спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила  тысячи детских судеб. В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10­14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя  частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев  были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7­8­летние  мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились бойцами хозяйственных команд. Дети, которые еще так недавно были ласковы, беспечны, простодушны, доверчивы, становились  втянутыми по горло в войну и пылали недетскою ненавистью к бесчеловечным врагам. Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей. Так  как же не принимать активного участия в борьбе против неугомонных врагов?    Слайд 29, 30  Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но  среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского  Союза. Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в  нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.   Слайд 31    Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в  школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.    Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята  собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.    Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной  организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера,  возглавлявшего карателей, убил его...  Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер,  которому только­только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая  родную землю. На его счету ­ шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был  награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.    Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед  школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою  салют.   Слайд 32          Марат Казей. Осенью 1941 года ему уже не пришлось идти в школу в пятый класс – в деревню, где он жил, ворвались  фашисты. Школьное здание они превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была  схвачена моя мама Анна Александровна Казей, и вскоре я узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и  ненавистью к врагу наполнилось сердце. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, ушел к партизанам в  Станьковский лес и стал разведчиком  штаба  партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского. Кроме  разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию  ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский  гарнизон. Участвовал в боях,  вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. За смелость и отвагу  награждён орденом Отечественной войны  I степени, медалями «За отвагу»  (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат  погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а  когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и  отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен  памятник юному герою.   Слайд 33   Зина Портнова,  ленинградская пионерка. Война застала ее в деревне Зуя, куда приехала на  каникулы, ­ это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная  комсомольско­молодежная организация «Юные мстители», и меня избрали членом ее комитета. По заданию  партизан  расклеивала листовки, училась метко стрелять, вела разведку.  Поступив на работу в столовую   курсов переподготовки немецких офицеров,  передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за  расстрелянных и замученных товарищей, по указанию подполья  отравила большую группу фашистов. В   декабре 1943 года возвращалась с задания. В деревне Мостище меня выдал предатель. Затем долго пытали  фашисты. Ответом врагу было моё молчание, презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время  одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Пыталась бежать, но фашисты настигли меня... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой,  мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием ­ званием Героя  Советского Союза. Слайд 34    Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень­ озеро. Когда его родное село захватил враг, ушел к партизанам. Не раз  ходил в разведку, приносил важные  сведения в партизанский отряд. Используя эти данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных,  разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. И  летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Всего мной  уничтожено 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно­фуражных  склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный  Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью  «За отвагу». Был в его жизни бой, который он вёл один на один с фашистским генералом. Подбил гранатой машину. Из  нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Он   ё ­ за ним. Почти  километр преследовал врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб  партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было и еще боев в моей недолгой жизни. И ни разу не дрогнул юный герой Лёня Голиков, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под  селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года пионеру­партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза. Слайд 35  Награждены орденами и медалями за отвагу и мужество пионеры­герои: Юта  Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя  Хоменко, Володя Казначеев, Надя Богданова, Валя Зенкина, Нина Куковерова, Аркадий Каманин, Лида  Вашкевич, Володя Дубинин.   Слайд 36, 37      Александр Матросов     В ноябре 1942г. добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254­й гвардейский  стрелковый полк 56­й гвардейской стрелковой дивизии. 23 февраля 1943г. в бою за деревню Чернушки  закрыл своим телом амбразуру дзота, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сентября 1943г. имя  Александра Матросова было присвоено 254­му полку с зачислением в списки 1­й роты полка.   Звучит песня «Бухенвальдский набат»   Минута молчания (секундомер)   Ученица. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина. Ученик.   Мы от свинцовых розг Падали с разбега, Но – поднимались в рост Звонкие, как победа! Как продолжение дня, Шли тяжело и мощно… Можно убить меня, Нас убить невозможно! Необходимо, чтобы каждый  человек знал историю своей Родины, помнил тех, кто отдал жизнь за  наше светлое будущее. Прошли годы…       Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит  события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их  медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941­1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью,  будем рассказывать о ней другим. Презентация1   Песня солнечный круг (исполняют дети) Классный час «Урок мужества!» Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности,  понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества; 2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников  Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев; 3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины. Этап подготовки: 1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война»,  «Война в Чечне». 2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?» 3) составление презентации Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме,  благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное! Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка) «Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду» (Конфуций) Ход урока I. Организационный момент II. Определение темы урока (на доске написано стихотворение) Мужество – это не мода, Скорая, быстротечная, Мужество – суть мужчины, Прочная, долгая, вечная. Если зернышко смелости С почвой подружится. Вызреет в пору спелости Зернышко колосом мужества. Учитель: ­ Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (ответ учащихся) Учитель: ­ Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать  мужественным? (ответ учащихся) III . Учитель: ­ Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите  пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. Учащиеся: ­ во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне. Учитель: ­ давайте вспомним об этих войнах. Ученик 1.: ­ Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего  народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года,  1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла,  выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и  девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских  девушек и женщин. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной  любви к Родине. Ученик 2.: ­ После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства,  фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было  принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших  солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный  контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной  скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в  непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Ученик 3.: ­ Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая,  не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о  которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18­20­летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто­то из нас знал» Учитель: ­ герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о  них. (передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее  подготовленную информацию о солдатах разных войн). Учитель: ­ о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая  сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и  маханье рукой. Внимание на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных  фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила для пятого класса  «Зажгите свечи»). IV. Учитель: ­ ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы  привести примеры? (ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают  в новостях) ­ сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать  реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы  сможем стать ближе к этим людям и быть полезными: 1. Подготовка подарков. 2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке). 3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление). 4. Организация встреч ветеранов. 5. Создание школьного интернет­музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая  информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому  воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции). V. Подведение итогов. Учитель: ­ ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для  себя сделали выводы? (ответ учащихся) Учитель: ­ Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке,  спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили,  завоевав победу. ­ По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим  братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты. ­ Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись ­ Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись, И для тебя, и для меня Он сделал всё, что смог… Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. ­ Сквозь годы нам видится Тропа партизанская, Пробитая пулями Сосна нарочанская. Атаки внезапные, Засады под соснами, Могильные холмики Над травами росными. ­ И верность, и мужество, И скорбь у пожарища Вы пали за Родину, Вы с нами, товарищи. Мы будем такими же В любом испытании Клянёмся! Клянёмся минутой молчания. Разработка сценария классного часа на тему: «Урок мужества!» Урок мужества "Дети войны" Рековец Светлана Владимировна, учитель  Разделы: Классное руководство Цели: побуждать интерес к изучению истории своей страны; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных  детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны; формировать активную  гражданскую позицию. Место проведения: школьный класс, актовый зал школы. Методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа приведены в  приложении 5. Оборудование: компьютер, проектор, экран, краеведческая и художественная литература по  данной теме. Форма: коллективное творческое дело. Подготовительная работа:  поисковая работа,  конкурс сочинений о детях войны,  обсуждение с учащимися темы и формы проведения классного часа,  распределение обязанностей между учащимися,  создание презентации по теме классного часа,  оформление кабинета,  подготовка оборудования,  подборка музыкального сопровождения и фрагментов из фильмов. Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи. Ход классного часа 1. Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Приложение 1). Ведущая 1 Мы много раз видали рукопашный В кино, ребята, только лишь в кино. И было всем, поверьте, очень страшно. Напомнило о прошлом нам оно. Ведущая 2 (Приложение 2,слайд 3 презентации) Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и  мужчины, юноши и девушки. Дети. «Мы были юны, страшно юны, среди разрывов и траншей» – эти строки поэта Олега Шестинского  посвящены детям и подросткам Великой Отечественной войны, тем, кому к началу войны не  исполнилось 18 лет. На фронт ушли их отцы, многие погибли уже в начале военных действий на  территории нашей Родины. Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок  1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы  подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и  партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков. В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и лекарственные травы,  ухаживали за животными и помогали тщательно собирать урожай, чтобы ни один колосок не  пропал в поле (приложение 2,слайд 4 презентации). На оккупированных фашистами территориях многие дети и подростки погибли от голода и  холода, от мучений в концлагерях. На Смоленщине были сожжены сотни деревень вместе с  жителями, погибали даже грудные дети. Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, узнаем о детях и подростках, совершивших героические  подвиги в годы Великой Отечественной войны во имя будущего нашей Родины, во имя нас с вами  тоже. За свободу Родины многие юные герои отдали свои жизни и наш долг знать и помнить об  этом, чтобы никогда на территории нашей России не разгорелся огонь войны. Пускай во всем, чем жизнь полна, Во всём, что сердцу мило, Нам будет памятка дана о том, что в мире было. Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье! (А.Т. Твардовский) 2. Стихотворение В.Суслова «Сыны полков» (Приложение 2, слайд 5 презентации). Горнили «К бою!» трубы полковые. Военный гром катился над страной.  Вставали в строй мальчишки боевые  На левый фланг,  На левый фланг в солдатский строй.  Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать.  Но всё равно в боях они умели  Не отставать,  Не отступать и побеждать. Тянули связь военные мальчишки, Катили в бой на танковой броне, Валились с ног в минуты передышки  И в час ночной  Неслись домой 3. По дорогам войны. Дороги войны... По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших, героев была  своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине и желание жить свободными  на своей земле. 4. Владимир Афанасьевич Володенков – юный герой Великой Отечественной войны(Приложение  2, слайд 6 презентации). Володя родился под знаменитой Ельней, в деревне Селенково. Через несколько лет семья  переехала в Москву. В самом начале войны его отец ушёл на фронт добровольцем. 9­летний  мальчишка тоже решил идти на фронт. В жаркий июльский день 1941 года он приехал на Белорусский вокзал, увидел группу военных и с мольбой обратился к ним: «Дяденьки, возьмите меня с собой на фронт, я сирота, хочу бить  фашистов, буду делать, что прикажете...» Воинственный настрой мальчика, напор, с которым он «атаковал» военных, покорил солдат, и  они, посовещавшись со старшим по званию, взяли Володю с собой. В тот день он не знал, что  попал в 251­ю отдельную штрафную роту 60­й армии. Да и какая разница ему была – главное, что он ехал на фронт воевать с фашистами. Девятилетний новобранец оказался физически крепким парнишкой. Он выполнял любую работу:  дежурил на кухне и мыл полы, копал окопы и чистил оружие. И всегда просился в бой.  Командиры любили мальчишку и берегли его. Только через год зачислили его во взвод разведки.  Юркий, смышлёный разведчик мог сноровисто пролезть в любую щель, ловко орудовал  ножницами, перерезая колючую проволоку и телефонные провода фашистов. Володя в составе взвода разведчиков принимал участие во многих боевых операциях. За бой при  взятии города Тернополя он был удостоен первой боевой награды – медали «За отвагу». Вручали её юному разведчику перед всей ротой, причём первому. Володя участвовал и при освобождении  его родного города Ельни, которая теперь стала городом воинской славы. Вместе с  разведчиками Володя принимал участие в освобождении Варшавы. Ему было 11 лет. За  проявленное мужество в этой операции он был награждён орденом Красной Звезды. В Центральном архиве Министерства обороны России хранится личное дело Владимира  Афанасьевича. В нём, в частности, сказано: «Сержант Володенков показал себя выдержанным,  дисциплинированным воином. Несмотря на малый возраст, находясь на должности связного при  командире роты, выполнял все приказания в срок и точно, преодолевая все трудности...» 31 июля 1945 года, уже старший сержант Владимир Афанасьевич Володенков, получил  благодарственное письмо от командующего 2­м Белорусским фронтом Маршала Советского  Союза Рокоссовского. Маршал благодарил 13­летнего воина за мужество и отвагу, проявленные  за четыре года Великой Отечественной войны. Показ фрагмента кинофильма Андрея Атанесяна «Сволочи» (Приложение 4). Для Володи война закончилась 18 мая в Праге. Лихое военное время оставило юному разведчику  серьёзные отметины – он был дважды ранен, стал инвалидом. Никто не осудил бы его, если бы он провёл войну в эвакуации, но он не мог поступить иначе... После войны он закончил в Москве ремесленное училище, стал строителем и вскоре вернулся в  родные края на Смоленщину. В Смоленске, работая в дистанции гражданских сооружений,  строил различные железнодорожные объекты и жилые дома. 5. В первый класс – с передовой (Приложение 2, слайд 7 презентации). Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь Михайлов. Во время  обороны крепости на Волге мальчик находился на артиллерийской батарее своего отца  Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко переносил опасности и  лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил воду, письма, газеты, собирал и передавал  командованию немецкие листовки и не раз выслеживал немецких разведчиков. Когда фашисты  были разбиты под Сталинградом, Игорь прилетел на самолёте к родным в Москву. Осенью 1944  года он поступил в первый класс одной из московских школ. 6. Пакет прибыл по назначению. В 1942 году близ города Волгограда фашисты захватили в плен вместе со взрослыми школьницу  Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещение, где жили офицеры. Однажды фашистскому полковнику связной доставил важный пакет с важными документами.  Когда офицер заснул, Люся, захватив документы, смертельно рискуя жизнью, пробралась к  советским воинам. За свой мужественный поступок Люся была награждена медалью «За отвагу». 7. Подарок партизанам. Война застала москвича Шуру Ефремова в Ельнинском районе на Смоленщине. Мальчик видел,  какие зверства творят фашисты на нашей земле. Шура созвал на тайное собрание сельских  ребят, где они решили собирать и прятать оружие и боеприпасы. Шуре удалось связаться с  партизанами. Он и некоторые его друзья пришли в отряд и передали оружие партизанам. Он  участвовал во многих партизанских операциях. Награждён орденом Красной Звезды. 8. Связной легендарного разведчика (Приложение 2, слайд 8 презентации). В Цуманских лесах, под городом Ровно, располагалась партизанская база. В рядах партизан  находился 12­летний Коля Янушевский из деревни Колесово Ровенской области. Коля Маленький – так его звали в отряде – нёс боевую службу разведчика. Коля Маленький был связным отважного советского разведчика Героя Советского Союза  Николая Ивановича Кузнецова. Коля помогал Н.И Кузнецову взять в плен фашистского генерала  Ильгена. За выполнение боевых заданий Коля Янушевский награждён партизанской медалью. ... Ветры в походные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь... Ребята – герои в разведку ходили  Сквозь чащу лесов и болотную топь… А нынче в разведку идут следопыты,  Туда, где когда­то ровесники шли...  Не будут, не будут, не будут забыты Ребята – герои родимой земли! ...  И кажется, снова в борьбе и в походе Сегодня в рядах своих верных Друзей  Голиков Лёня, Дубинин Володя, Котик, Матвеева, Зверев, Казей. В мирные дни, побеждая и строя, Помнит Отчизна своих сыновей. (Н. Добронравов) 9. На оккупированной территории. Своим чёрным крылом накрыла война детей и подростков на оккупированной территории  Советского Союза. Вместе с первыми бомбёжками закончилось детство мальчишек и девчонок. Вспоминает Николай Дмитриевич Кондратов. «Трагично памятен мне один из осенних дней 1942 года. Жил я вместе со своими родителями и  тремя сестрами в деревне Влашкино Демидовского района. Партизанские отряды,  действовавшие в округе, доставляли фашистам большое беспокойство. Уничтожить их врагу  никак не удавалось. И тогда фашисты решили выместить всю злобу на деревенском населении.  Вся наша семья была дома, когда на улице раздались шум, крики, немецкая речь. Фашисты  ворвались и к нам, силой вытолкали всех из дома, куда­то погнали. У оврага толпу разделили на  две части. Мы не знали, что с нами собираются делать до тех пор, пока одну из групп не загнали  в сарай, заперли и подожгли. Душераздирающие крики и детский плач, чёрный смрадный дым,  чудовищные языки пламени... Вторую группу, в которой был и я, выстроили на краю оврага. Напротив поставили пулемёты,  встали автоматчики. Офицер подал команду. Застрочили автоматы и пулемёты. Стоны, крики,  падают тела. Какие­то секунды видел я всё это и упал вместе со всеми. Очнулся на телеге. Меня  куда­то везли. Не сразу я понял, что это свои. После расправы над людьми фашисты уехали.  Вскоре прибыл бульдозер и засыпал ров с погибшими. Того небольшого промежутка времени  хватило, чтобы спасти оставшихся в живых. Нас вытащили из­под трупов несколько израненных  человек. Фашисты убили мою мать, отца, двух сестёр. Спаслась только моя третья сестра, которой в тот  чёрный день не было дома. Меня взяли воспитанником в воинскую часть. Прошёл с ней войну. До  самой смерти не забуду страшный день 1942 года, когда фашисты зверски уничтожили 250 моих односельчан. В годы оккупации в каждом районе Смоленской области были сожжены деревни дотла вместе с  жителями. Историки насчитывают их несколько сотен. Многие районы области совершенно  обезлюдели. Многие деревни после войны так и не были восстановлены. Для погибших было  великим мужеством жить на родной земле, когда пришли фашисты, жить и верить в Победу.  Виновны они были лишь в том, что хотели жить в свободной стране на земле своих отцов и дедов. Просмотр документального фильма о немецком концлагере в г. Смоленске «Смоленское гетто»  (Приложение 3). Минута молчания. Моцарт «Реквием» 10. Военное сиротское детство (Приложение 2, слайд 9 презентации). Трагедия нашего народа была в том, что многие дети во время войны потеряли своих родителей,  осиротели. Этим ребятам приходилось переживать голод, холод, болезни. У них не было крыши  над головой. Они бродяжничали, попрошайничали, воровали, чтобы выжить. В пилотке мальчик босоногий С худым заплечным узелком  Привал устроил на дороге,  Чтоб закусить сухим пайком. Горбушка хлеба, две картошки –  Всему суровый вес и счет. И, как большой, с ладони крошки  С великой бережностью – в рот. Стремглав попутные машины Проносят пыльные борта. Глядит, задумался мужчина. – Сынок, должно быть, сирота? И на лице, в глазах, похоже,–  Досады давнишняя тень.  Любой и каждый все про то же,  И как им спрашивать не лень. В лицо тебе серьезно глядя, Еще он медлит рот открыть. – Ну, сирота.– И тотчас: – Дядя, Ты лучше дал бы докурить. (1943 А. Т. Твардовский) Показ фрагмента фильма Бондарчука «Судьба человека» (Приложение 4). 11. Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. Жизнь детей и подростков в  годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах  дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт  для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах  организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали  металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины (Приложение 2,слайд  10 презентации). Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята  делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали  специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В  деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов. Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они  отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет,  свободной помогала ребятам в недетском труде (Приложение 2, слайд 11 презентации). 12. В наши дни школьники принимают участие в поисковых отрядах на местах боёв Великой  Отечественной войны, организации школьных музеев. Мы храним в своём сердце признательность всем героям Великой Отечественной, отдавших все свои силы, а порой и жизнь, за свободу нашей Родины. 13. Рефлексия. Учащиеся продолжают фразы, начатые учителем. 1. Я хотел бы… 2. Мне запомнилось… 3. Меня потрясло сильнее всего… 4. Мой дед рассказывал…  5. Я понимаю, что… 6. Я буду помнить… Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи Приложение 5 Литература       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение             основная общеобразовательная школа с. Монастырское 2013 год. Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание  того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению. Задачи:  1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;  2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества,  осознание необходимости увековечения памяти павших героев;  3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины. Этап подготовки:  1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в  Чечне».  2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»  3) составление презентации.  Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О,  чувство благородное, чувство освященное!  Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)  «Благородный человек знает только долг, низкий  человек знает только выгоду» (Конфуций)  Ход урока I. Организационный момент II. Определение темы урока (на доске написано стихотворение)  Мужество – это не мода,  Скорая, быстротечная,  Мужество – суть мужчины,  Прочная, долгая, вечная.  Если зернышко смелости  С почвой подружится.  Вызреет в пору спелости  Зернышко колосом мужества. Учитель:  ­ Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?  (ответ учащихся) Учитель:  ­ Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать  мужественным?  (ответ учащихся) III . Учитель:  ­ Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста  события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. Учащиеся:  ­ во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне. Учитель:  ­ давайте вспомним об этих войнах. Ученик 1.:  ­ Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая  1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это  были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и  надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло  более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Ученик 2.:  ­ После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически  находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979  года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог  печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»  В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь,  попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно  оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Ученик 3.:  ­ Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее  кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем  никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18­20­летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших  школах, которых, может быть, кто­то из нас знал» Учитель:  ­ герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.  (передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную  информацию о солдатах разных войн). Учитель:  ­ о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе,  горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание  на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении  песни группы Чернила для пятого класса «Зажгите свечи»). IV. Учитель:  ­ ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести  примеры?  (ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях) ­ сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную  практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:  1. Подготовка подарков.  2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).  3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).  4. Организация встреч ветеранов.  5. Создание школьного интернет­музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о  ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и  репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции). V. Подведение итогов. Учитель:  ­ ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали  выводы?  (ответ учащихся) Учитель:  ­ Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.  ­ По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы,  величественные памятники и просто небольшие плиты.  ­ Куда б ни шёл, ни ехал ты,  Но здесь остановись ­  Могиле этой дорогой  Всем сердцем поклонись,  И для тебя, и для меня  Он сделал всё, что смог…  Себя в бою не пожалел,  А Родину сберёг.  ­ Сквозь годы нам видится  Тропа партизанская,  Пробитая пулями  Сосна нарочанская.  Атаки внезапные,  Засады под соснами,  Могильные холмики  Над травами росными. ­ И верность, и мужество,  И скорбь у пожарища  Вы пали за Родину,  Вы с нами, товарищи.  Мы будем такими же  В любом испытании  Клянёмся!  Клянёмся минутой молчания.

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"

Классный час "Вредные привычки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017