Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Оценка 4.9

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
история
6 кл—9 кл
29.01.2017
Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Жизнь в блокадном Ленинграде. Слайд № 1 Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи: • воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; • познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; • пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии.
Жизнь в блокадном Ленинграде.docx
Жизнь в блокадном Ленинграде. Слайд № 1 Цель: патриотическое воспитание учащихся Задачи:  воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;  познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде;  пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего  народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой  Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных  произведений и поэзии. Ход классного часа Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш  классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда. Слайд № 2 22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода.  Кто­то собирался на дачу, кто­то в парк. И вдруг... Слайд № 3 (Левитан.Объявление о начале ВОВ). Приложение 1 Жизнь изменилась, началась война!!! (фрагмент “Вставай страна огромная”) Слайд № 4 Ученик 1: 22 июня 1941 г. немецко­фашистские войска вероломно, без  объявления войны вторглись в нашу страну. Их натиск был очень силен, они  быстро продвигались вглубь страны и к концу лета 1941 г. заняли огромную  территорию Советского Союза. В том числе они вплотную приблизились к  Ленинграду – второму по численности населения городу СССР. К началу  войны в городе проживало более 3 млн. человек. Но самое главное  заключается в том, что Ленинград имел очень важное стратегическое  значение. Захватить Ленинград – значит захватить побережье Балтийского  моря, а это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского флота. Вот  почему захват Ленинграда был важнейшей целью Гитлера и его окружения. Ученик 2: С июля 1941 года начинается строительство оборонительных  сооружений на подступах к Ленинграду, создаётся совет по эвакуации.  Поскольку положение на фронтах становилось с каждым днём всё тревожнее,  1 с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе  заводы. К концу лета было отправлено около ста предприятий и вывезено 500  тысяч жителей. А между тем, немецкие войска наступали на всех фронтах. Преодолев  героическое сопротивление советских войск и прорвавшись через народное  ополчение, которые испытывали нехватку оружия и боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую  Ленинград с остальной страной, и блокировал город. Началась героическая  борьба ленинградцев в условиях блокады. Слайд № 5 Ученик 1: На защиту города поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в  народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Блокада города и вражеские обстрелы продолжались почти 900 дней. За это  время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных  авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. Слайд № 6 Ученик 2: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была  зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За  годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло около 1  млн. мирных жителей. Большинство из них от голода. Люди умирали и их не  успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен  был подвергнуться полному уничтожению. Учитель: Вот выдержка из секретной документации немецкого военно­ морского штаба: “Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.... После поражения  Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования  этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем  обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха  сравнять его с землей”. Слайд № 7 Ученик 3: В блокадном городе жители страдали от холода: не работало  центральное отопление; от голода: сгорели продовольственные склады, запасы закончились ,а новые завозить в город почти не было возможности; от  болезней, вызванных голодом и холодом; от постоянных бомбежек и  обстрелов. Не работал водопровод, и люди брали воду в Неве, зимой делали  2 проруби. И при всем этом город не просто выживал, он боролся, работал,  сражался. Он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150  тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и  мин. Слайд № 8­9 Видео “Блокада Ленинграда” Учитель: До января 1943 года, когда частично была прорвана блокада города фактически единственной связующей ниточкой между Ленинградом и как  тогда говорили “Большой землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по льду. Ее назвали “Дорога  жизни”. В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили  людей, прежде всего детей. Немецкие самолеты постоянно держали под  прицелом “дорогу жизни”, бомбили, ломали лед. По статистике каждая  четвертая машина уходила под воду, часто вместе с водителем. Видео Приложение 2 Ученица: Летунова Эльвира И было так на всем ходу Машина задняя осела Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на пять минут ­ пустяк,  Поломка эта не угроза, Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь ­ опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб ­ две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора,  И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони.  Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари Шестнадцать тысяч матерей  3 Пайки получат на заре ­ Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам О, мы познали в декабре: Не зря священным даром назван Обычный хлеб, и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь Ссылка на видео “Дорога жизни” Слайд № 10 Ученик 5: Жители Ленинграда – люди, сильные духом. Помогала им в этом  как могла ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала свои стихи. Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги Берггольц стал голосом  долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах,  стал голосом самого Ленинграда. Ольга Берггольц стала поэтом,  олицетворяющим стойкость Ленинграда. Из черных “тарелок” радио звучали патриотические песни, летели в эфир  призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город  не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором  отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую  энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому  городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в  замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду и Жизнь продолжала теплиться. Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, Но мы не забыты с тобой, не одни, ­ и это уже победа. Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и  здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как  и все горожане. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были  эвакуировать из блокадного Ленинграда, но он умер от голода, и Ольга  Федоровна осталась в городе. Она не только решила остаться в блокадном  городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть  духом. Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих  после взятия города немедленному уничтожению. Ссылка на видео “Блокадный Ленинград. Ольга Берггольц” Слайд № 11 4 Ученик 6: Особенно тяжело в блокадном городе было детям. Их было более  400 тысяч. Наравне со взрослыми они переносили все невероятные лишения,  которые выпали на их долю. Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.  Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих  станков. Подростки­рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные,  они по 12­14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в  разгром врага. Учитель: ребята в нашем поселении живёт жительница блокадного  Ленинграда Белозёрова Александра Киреевна. Из­за слабого здоровья она не  смогла к нам приехать. Но я хочу вам прочитать её воспоминания о тех днях. Слайд № 12 Александра Киреевна Белозёрова уехала в Ленинград, когда ей и не было  17 лет. 22 июня объявили о начале войны. С первых дней войны Ленинград  готовился к защите. Мужчин всех мобилизовали, а многие уходили  добровольно на фронт. Когда начали бомбить Ленинград все окна  замаскировали, заклеили бумагой. Жители дежурили у своих домов по 2 часа,  чтобы ликвидировать очаги пожара от бомбёжек.  Началась карточная система. Рабочим давали в сутки 250 граммов хлеба,  иждивенцам – 125 граммов. Хотя по карточкам можно было получить крупу и другие продукты, но их не давали т.к. магазины были пустые. Она работала на Пролетарском паровозо­ремонтном заводе формовщицей в цеху а потом  перешла в цех изготовления военной продукции – отливали бомбы и снаряды.  Александра Киреевна перевыполняла,  норму была Стахановкой и висела на  доске почёта. За перевыполнение нормы мастер в цехе давал дополнительный  талон на 400 грамм хлеба. Видимо она и осталась жива, хотя сама еле ходила,  ноги опухли. Александру Киреевну как хорошую работницу цех отправил на  усиление питание. Коммуникации, транспорт, электричество ничего не  работали. Город бомбили более 40 раз в сутки. С дальнобойных орудий  обстреливали город зажигательными и фугасными бомбами. Люди умирали семьями от холода и голода, умирали на улицах, идя на работу в проходной, в цехах завода. Но всё равно люди шли молча, становились за  станки и работали. Люди уже привыкли к смерти и мёртвым, которые лежали  около них. Но всё равно Ленинградцы верили в Победу и их это вдохновляло.  Мы – Ленинградцы тоже своим трудом в тылу, несмотря на то, что было  трудно,  приближали Победу и освобождение города Ленинграда от немецко­ 5 фашистских захватчиков. Мне была вручена медаль «За освобождение  Ленинграда» Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре  рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. В  блокадном хлебе муки практически не было. Это была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби, шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны,  ветвей березы, целлюлоза. А ведь этот хлеб был практически единственным  продуктом питания. Ольга Бергольц писала: “...сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и  кровью пополам...” В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы  стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях  дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто  рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.  Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел  выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая  болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в  школу, но и прямо в классе. Видео “Дети блокадного Ленинграда”. Приложение 3 Слайд № 13 Ученик 7: Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили. 27 января  1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали  все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: “Город  Ленинград освобожден от вражеской блокады!” Все выбежали на улицу,  кричали: “Ура!”,­ поздравляли друг друга. Тот день стал одним из самых  счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до  этого праздника, за время блокады потерял родственников, друзей,  знакомых... В честь победы в битве за Ленинград над Невой прогремели 24 залпа  торжественного салюта. Ученик: Дергачёв Денис Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало... Казалось, что все небо грохотало, Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют 6 Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди... Видео “Прорыв блокады Ленинграда.Операция “Искра” Учитель: Прошло 73 года. Выросло не одно поколение, которое никогда не  знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады,  навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в  величественных и мемориальных комплексах Слайд № 14 Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное  кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города,  погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами  братских могил. Горит вечный огонь. Ученик 8: Кузнецов Никита Опять война, опять блокада, ­ А может нам о них забыть? Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне”. И может показаться правы и убедительны слова, Но даже, если это правда, такая правда не права! Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна! Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда! Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что  пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто  выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили,  и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной  благодарности. Объявляется минута молчания. Слайд № 15 (Метроном) Приложение 4 Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить  невозможное ­ пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться  людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы  она не ушла навсегда. Слайд № 16 Песня «Нам мир завещано беречь» уч­ся 5 кл. 7 Список литературы 1. Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе  (1941­1944)/Шефановская И.­Наука,1996 2. Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков  А.Н.­Лики России,2014 3. Блокада Ленинграда. Полная хроника ­ 900 дней и ночей/А.Сульдин.­ Аст,2015 4. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005 5. Классные часы.10 класс/Авт.­сост. О.Е.Жиренко, С.И.Лобачева.­  М:ВАКО, 2015 6. Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В.  http://festival.1september.ru/articles/650196/ 7. Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов  http://www.wysotsky.com/0009/533.htm 8. Фотографии для презентации http://1941­1945.at.ua/ 8

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"

Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017