Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)
Оценка 4.9

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Оценка 4.9
Библиография
docx
история
7 кл—8 кл
28.12.2018
Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)
Определить, когда на Руси началось Смутное время- время социальных потрясений и кризиса политической власти. Охарактеризовать правление Бориса Годунова на оценках и мнениях русских историков. Выразить личное отношение к личности Годунова. Посмотреть глазаи Пушкина на Бориса Годунова и оценить в нём человеческие качества.
РОЛЬ БОРИСА ГОДУНОВА В ИСТОРИИ РОССИИ.docx
РОЛЬ БОРИСА ГОДУНОВА В ИСТОРИИ РОССИИ  (клуб знатоков истории) Ч а с т ь 1. Правление Бориса Годунова Цели мероприятия:  1. Рассудить,   когда   на   Руси   началось   Смутное   время   –   время   социальных потрясений и кризиса политической власти.  2. Дать   оценку   правления   Бориса   Годунова,   рассмотрев   мнения   русских историков.  3. Определить и выразить личное мнение о правлении Б. Годунова.  4. Объяснить   возможность   появления   на   Руси   в   этот   период   личности Лжедмитрия I.  5. Посмотреть «глазами» А. С. Пушкина на Бориса Годунова, оценить в нем человеческие качества.  6. Выявить отношение А. С. Пушкина к личности Б. Годунова через различные способы раскрытия характера героя в драматическом произведении: монологи героя и других действующих лиц.  7. При   сопоставлении   с   героем­антагонистом   развивать   навыки   работы   с текстом драматического произведения; умения работать в творческих группах.  Оборудование:  историческая карта «Российское государство в конце ХVI века»; атласы «История   России   с   древнейших   времен до конца ХVII в»; исторические документы, портреты Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Людовика XI;   схемы:  «Строительство   Москвы»,  «Засечные   и   сторожевые   линии   при   Б. Годунове»;   названия   городов,   основанных   в   правление   Б.   Годунова,   даты   их основания;   портрет   А.   С.   Пушкина;   иллюстрации   художников   к   пушкинской трагедии;   аудиозапись   (опера   М.   П.   Мусоргского   «Борис   Годунов»,   ария   и речитатив  Б. Годунова; высказывания Н. М. Карамзина, Н. Муравьева, А. С. Пушкина (см. ниже).  О п е р е ж а ю щ и е   з а д а н и я:  групповые:  работа   с   историческими   документами:   Платонов С.   Ф.   «Борис Годунов»,   «Полный   курс   лекций   по   русской   истории»,   Пашков   Б.   Г.   «Русь, Россия,   Российская   империя»,   Карамзин   Н.   М.   «Об   истории   государства Российского»; работа с текстом трагедии Пушкина А. С. «Борис Годунов» по вопросам;  индивидуальные:  выразительное   чтение   монолога   Б.   Годунова;   работа   с иллюстрацией. Н о в о е   п о н я т и е: известники. Ход мероприятия 1. Организационный момент. Приветствие.  2. Объявление темы и цели мероприятия.  – К нашему сегодняшнему мероприятию мы взяли эпиграф – слова летописца, переведенные на современный русский язык:  Да, ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу,  Своих царей великих поминают.  За их труды, за славу, за добро –  А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют…  На   сегодняшнем   уроке   вы   сами   раскроете   смысл   этих   слов,   оценивая правление Бориса Годунова.  3. Основная часть урока.  – Борис Годунов царствует на Руси с 1598 года по 1605 год. Но только ли это время   мы   можем   назвать   периодом   его   правления?  (Нет.   1584–1598   гг.   –   в правление   Федора   Ивановича   Б.   Годунов   был   фактическим   правителем Российского государства.) – Правление Б. Годунова было достаточно долгим, изобилующим множеством событий,   оставивших   след   в   русской   истории.   Но   чтобы   начать   разговор   об оценке этого правления, обратимся к последним годам его царствования.  – Какое   событие   поразило   и   лишило   рассудка   царя   Бориса,   привело   в смятение всю Россию?  (Появление слухов о Лжедмитрии, чудом спасшемся царевиче Дмитрии, а затем и появление его на Руси.) – Кто выступает в роли царевича Дмитрия? (Григорий Отрепьев, холоп бояр Романовых.) – Кому было выгодно появление Лжедмитрия на Руси?  (Боярам, боярину Федору Романову – монаху Филарету.) – Почему   стало   возможным   появление   на  Руси   слухов  о чудом   спасшемся царевиче Дмитрии? (Недовольство политикой Б. Годунова.) – А есть ли основания для боярского и народного недовольства политикой Б. Годунова? (Да, есть.) – Прежде чем доказать это утверждение, давайте обратимся к исторической карте. Уже в октябре 1604 года Лжедмитрий движется из Польши на территорию Руси. Его цель – Москва. З   а   д   а   н   и   е:  найдите,   используя   историческую   карту,   доказательства народного недовольства политикой царя Бориса.  Ученик   должен   показать   по   карте   путь   Лжедмитрия   из   Польши   к Москве, доказывая, что путь длинный через Чернигов и Северские земли – через поселения казаков, недовольных политикой Б. Годунова; они вступают в войско Лжедмитрия. – Через какие города прошел на своем пути Лжедмитрий? Как его встречали? (Чернигов, Севск, Кромы, Тула – все города встречают его как освободителя, как истинного царя.)  З   а   д   а   н   и   е:  докажите,   опираясь   на   документы,   что   для   народного   и боярского недовольства политикой Бориса Годунова были основания. (Ученики должны   назвать   исторический   источник   и   изложить   материал   своими словами.   Кратко   –   Годунов­опричник;   участие   его   в   смерти   царевича Дмитрия в 1591 г.; как добивается власти; каково отношение к боярскому окружению; доносы; закрепощение крестьян в 1597 г.; перепись населения в 1592 г.; неурожаи, голод – изменение мнения народа. В 1601–1603 гг. – кара Божья; незаконность занятия престола; не наследный правитель.) З а д а н и е: основываясь на перечисленных вами фактах и мнениях, сделайте (Борис   Годунов   –   незаконно вывод,   каким   правителем   был   Борис   Годунов.  безнравственный   злодей, захвативший власть в государстве.)   интриган,   бесчестный   человек, З а д а н и е: прослушайте монолог Бориса Годунова. (С купюрами.) – Как он сам оценивает свою деятельность, есть ли положительные моменты в его царствовании? Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно.  Но счастья нет моей душе.  Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной – Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе.  Мне счастья нет.  Бог насылал на нашу землю глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища.  Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви.  И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.  – Итак, как Борис Годунов сам оценивает свое правление? – Какие положительные моменты своего царствования вспоминает Годунов?  – Слышим ли мы покаяние в словах царя Бориса? И за какой поступок? («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста...»; за убийство царевича Дмитрия.) З а д а н и е: определите, где ложь, а где правда в словах Бориса. – Обратимся   к   документам.  Найдем   ли   мы   мнения   и   оценки   историков   и современников   царя,   сходные   с   вашим   мнением?  (Учащиеся,   используя документ,   должны   дать   положительную   оценку   правления   Бориса Годунова. Кратко: 1589 г. – учреждение патриаршества на Руси; возвышение международного   авторитета   Руси;   градостроительство;   укрепление южных   рубежей   государства;   мирные   договоры   со   странами   Европы   и Востока; возвращение части земель Прибалтики и др.) – Основываясь   на   этих   фактах   и   мнениях,   как   мы   можем   оценить деятельность   царя   Бориса   Годунова?  (Б.   Годунов   –   талантливый государственный   деятель,   много   сделавший   для   укрепления   и   развития Российского государства.) 4. Итоги мероприятия. – Итак, мы сделали с вами два противоположных вывода о правлении Бориса Годунова. С одной стороны, он талантливый государственный деятель, много сделавший   для   развития   государства   Российского,   с   другой   стороны,   он интриган,   злодей,   незаконно   захвативший   власть   в   государстве.   И   историк Карамзин Н. М. как будто подтверждает наши выводы:  «...сколь неизъяснимо слияние добра и зла в сердце человеческом». З а д а н и е.  – А   теперь,   зная   правление   Бориса   Годунова   и   правление   Лжедмитрия, подумаем и, может быть, поспорим: когда на Руси началось Смутное время? Высказывая   свое  мнение,  аргументируйте   его.  (Начало   Смутного   времени   – правление Бориса Годунова.) Историк Радзинский в своих сочинениях называет Бориса Годунова первым самозванцем   на   Руси,   избранным   демократически.   Ведь   он   не   наследный, незаконный правитель.  З а д а н и е.  – А   теперь   отгадайте   загадку.   Постарайтесь   угадать:   чьи   это   словесные портреты? Есть ли сходство в правлении этих исторических деятелей? В чем это сходство? 1. В борьбе со своими противниками он использовал любые средства: обман, вероломство,   ложь.   Хитрый   и   скупой,   король   не   жалел   денег   для   подкупа сильных врагов, стремился поссорить их. Когда это было выгодно, он льстил людям, которых ненавидел и боялся. Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться,   тот   не   умеет   царствовать».   «Врагов,   попадавших   в   его   руки, король держал по много лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться   в   полный   рост.   Располагая   деньгами   и   постоянным   войском, правитель не нуждался больше в Генеральных штатах и созывал их всего один раз, чтобы заручиться поддержкой сословий. (Людовик XI, король Франции.) 2.   В   правление   свое   он   проявлял   незаурядную   выдержку,   хитрость, дипломатический талант. Все цели его деятельности клонились к собственным интересам, к своему обогащению, к усилению своей власти и своего рода. Он умел   выжидать,   пользоваться   удобными   минутами,   надевать   на   себя   личину благочестия и всяких добродетелей, показывать доброту и милосердие, а где нужно – строгость и суровость. Этот правитель был милостив с теми, кто был с ним заодно, и не допускал долгое время проживать спокойно тем, в ком видел своих соперников и недоброжелателей. (Б. Годунов.) В ы в о д ы   у ч а щ и х с я: оба хитры, проявляли дипломатический талант, с противниками   боролись   тайно,   используя   подкуп,   наговор,   добивались поддержки   сословий   только   тогда,   когда   это   было   им   необходимо,   вся деятельность их направлена на собственное обогащение, усиление своей власти.  – Как вы думаете, сохранил бы Борис Годунов власть, если бы действовал другими   методами?  (Нет.   Его   правление   сопровождалось   бы   социальными потрясениями и восстаниями народа, борьбой бояр.) – Итак, подводя итог нашей работе, вспомним, что мы неоднозначно оценили правление Б. Годунова, познакомились с разноречивыми мнениями историков и современников о царе. Не случайно на Руси не сохранилось ни сочинений, ни сказаний о деяниях царя Бориса. И на следующем уроке вы посмотрите, как образ Бориса Годунова оценивается в литературе XIX века. Ч а с т ь 2. «Обнажена моя душа пред вами…» 1. Вступительное слово учителя.  – На   этом   мероприятии   мы   познакомились   с   еще   одной   гранью   таланта великого   Пушкина   –   поэтом­историком.   Что   же   такое   для   него  История? Почему у Пушкина так много произведений исторического звучания? Прежде чем вы ответите, обратите внимание на высказывания, записанные на доске. На доске записано: «История народа принадлежит государю.  – В этом высказывании историко­политическая концепция.  Вторая запись: «История принадлежит народу.  Н. М. Карамзин». Н. Муравьев». – Какой демократизм в этом высказывании! Пушкин же выдвигает свое кредо. Обращает   внимание   на   следующую   запись:   «История   народа принадлежит поэту.  А. С. Пушкин». – Что   же   это   означает?  (Осмысление   истории,   исследование   ее литературно­художественными средствами.) – Так что же значила для Пушкина  История?  (Не только прошлое, но и настоящее, ключ к пониманию будущего.) – Мы уже говорили, что роль Пушкина в русской литературе подобна роли Петра   I   в   истории:   он   первооткрыватель   и   родоначальник.   Одним   из   его открытий   является   создание   русской   трагедии.   Вот   как   Пушкин   понимает сущность трагедии: «Что развивается в трагедии? Какова цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая и судьба народная».  Пушкин назвал свою трагедию «Борис Годунов». Тем самым подчеркнул в заглавии, что центральная фигура или, по его шутливому выражению, «первая персона», которая определила эпоху, – царь Борис.  Цель   нашего   мероприятия   –   выяснить,   чем   так   привлекла   поэта   эпоха Смутного времени и сам Борис Годунов.  «Обнажена моя душа пред вами...» – произносит Борис Годунов в трагедии, и так же звучит тема нашего урока. Каким же нам откроется пушкинский Борис Годунов?.. А   сделать   это   будет   не   так   просто,   ведь   особенностью   драматического произведения является то, что авторское отношение не обнаруживается явно, открыто.  – Как мы можем выявить отношение драматурга к герою? (Через речь героя, других действующих лиц о нем, через сравнение с другими персонажами.) 2. Беседа. Работа с текстом.  – Начало трагедии: Борис еще не появился, а мы уже многое узнаем о нем из диалога Шуйского и Воротынского.  Проверка задания группы 1.  – Какой образ Бориса Годунова еще до его появления на сцене создается в диалоге Шуйского и Воротынского? (Незнатен, хитер, смел, жесток, склонен к притворству, способен на злодейство.) – О каком злодействе идет речь? (Годунов изображается Пушкиным, вслед   построившим   свое   царствование   на   человеком, за   Карамзиным, преступлении, на крови невинного дитя.) А он умел и страхом, и любовью, И славою народ очаровать... – говорит о нем Шуйский.  – А какое место в трагедии отводится «мнению народному»? Проверка задания группы 2.  – Как  связаны «судьба  человеческая» (Б.  Годунова)   и «судьба   народная»? Проследите отношение народа к Борису Годунову в начале и конце трагедии. (Народ   –   могучая,   но   стихийная   сила;   народ   без   царя   –   сирота;   единая трагическая вина объединяет Годунова, убийцу Дмитрия, и народ, избравший его на царство: «…владыкою себе цареубийцу мы нарекли»).  – А   какому   герою   автор   отдает   право   вершить   нравственный   суд   над   Б. Годуновым? (Пимену.) Почему? Проверка задания группы 3.  – Почему   сцена   «В   келье»   важна   для   понимания   авторского   отношения   к событиям, героям? В чем видит Пимен свой долг и предназначение? (Писатель­ историк   (летописец),   по   Пушкину,   независим   в   высшем   смысле   слова,   он произносит суд над властителями, суд Божий.) Суд над Б. Годуновым вершит и юродивый Николка. (Суть юродства: люди, наделенные   высшим   познанием,   умом   христовым,   прозорливостью,   могут предсказывать бедствия и скорби.) – Найдите   сцену,   в   которой   он   появляется.  («Площадь   перед   собором   в Москве».)  Какая   реплика   юродивого   вас   удивила?  (Царь   Борис   просит помолиться за него, и юродивый отвечает: «Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит».)  Почему же? И при чем здесь царь Ирод? Смысл этой реплики   в трагедии?  (...Так   неожиданно   входит   в   трагедию   и   библейский сюжет – судьба Христа.) Итак,   монах   Пимен   и   «блаженный»   Николка   даны   в   трагедии   как   судьи: каждый из них взывает к совести, каждый – око истории, глас Божий.  Перед   судом   собственной   совести   предстает   Борис   в   сцене   «Царские палаты», Пушкин рисует нам Б. Годунова на пике власти, такого сильного с виду и жалкого внутри.  – Какие чувства испытывает Б. Годунов? А поможет нам охарактеризовать его душевные переживания музыка.  Прослушивание   арии  Б.   Годунова   из  оперы   М.  П.  Мусоргского  (монолог «Достиг я высшей власти»). (Тревогу, безысходность слышим мы. Пушкин открывает нам в Б. Годунове высокого трагического героя, страдающего от мучений   совести,   но   до   конца   ее   обличений   он   не   принимает.   Отсюда неизбежный конец.)  Судьба   Бориса   завершена,   он   успевает   умереть   величественно,   с предсмертным   монологом   –   завещанием   царевичу...   И   здесь   видим   еще   одну грань характера Б. Годунова – через отношение к сыну.  Индивидуальное  задание:  сопоставление текста  и иллюстрации  Кившенко. Каким мы видим Бориса Годунова? (Любящий и заботящийся отец.) Таким он остается и на смертном одре.  Выразительное чтение монолога Б. Годунова.  – Что можно сказать о Б. Годунове как о человеке по этому монологу?  (Б. Годунов   исполнен   государственной   и   просто   человеческой   мудрости,   он прощается с семьей, просит прощения как христианин...) Он умирает, но трон законного наследника не остается пустым, его готов занять Лжедмитрий.  Проверка задания группы 4.  – Что   общего   и   чем   различаются   Б.   Годунов   и   Самозванец?  (Общее:   оба приходят к власти через преступление, путем убийства «невинных деток»; различное:   Б.   Годунов   –   личность   более   масштабная,   чем   Григорий. Отрепьев,   неглубокий   и   самоуверенный   человек;   его   короткая   борьба   с совестью скоро заканчивается нравственным падением.) 3. Итоги мероприятия. – Чем же привлекла Пушкина эпоха Смуты и облик государя Б. Годунова? Удалось ли поэту обнажить душу этого героя перед нами? Пушкин создает характер многогранный. Мы видим Бориса Годунова и как человека   жестокого,   построившего   свое   царствование   на   крови   невинного ребенка, убийцу, человека подозрительного, и в то же время Пушкин рисует нам Б.   Годунова   человеком,   испытывающим   муки   совести,   как   высокого трагического героя, и как любящего отца, и прекрасного семьянина.  И в этом состоит чудесное свойство пушкинского гения – его  гуманность, вера   в   человека,   в   его   светлое   начало,   ведь   даже   в   злодее   Пушкин   умеет рассмотреть частичку хорошего.  Своей трагедией А. С. Пушкин подтвердил слова Н. М. Карамзина о том, «сколь неизъяснимо слияние добра и зла в сердце человеческом».

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)

Клуб знатоков истории на тему "Роль Бориса Годунова в истории России". (7-8 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018