• Вырабатывать четкую дифференциацию звуков [с] - [с‘] изолированно, в слогах и словосочетаниях;
• Формировать умение различать звуки [с] - [с‘], по акустическим и артикуляционным признакам;
• Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза;
• Совершенствовать пространственную ориентировку;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Закреплять навыки согласования прилагательных и существительных.• Вырабатывать четкую дифференциацию звуков [с] - [с‘] изолированно, в слогах и словосочетаниях;
• Формировать умение различать звуки [с] - [с‘], по акустическим и артикуляционным признакам;
• Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза;
• Совершенствовать пространственную ориентировку;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Закреплять навыки согласования прилагательных и существительных.
Групповое логопедическое занятие по артикуляционно с-с.docx
Групповое занятие
по артикуляционноакустической дисграфии во 2м классе.
«Дифференциация звуков [c]–[c']»
Цели: дифференциация звуков [с] [с‘]
Задачи:
Вырабатывать четкую дифференциацию звуков [с] [с‘] изолированно, в слогах и словосочетаниях;
Формировать умение различать звуки [с] [с‘], по акустическим и артикуляционным признакам;
Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза;
Совершенствовать пространственную ориентировку;
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Закреплять навыки согласования прилагательных и существительных.
Оборудование:
Надписи: СТОРОЖЕВАЯ, ГОВОРЯЩИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СРОЧНЫЕ, ХИТРАЯ МОДНОЕ, ПОПУГАЙ, ПИСЬМА,
ЛИСА, ГОРОШЕК, ПЛАТЬЕ, СОБАКА
Надписи – названия транспорта: САМОКАТ, ВЕЛОСИПЕД, САМОСВАЛ АВТОБУС, САНКИ и т.д.
Буква «С», синий и зеленый колокольчики, синий и зеленый наушники
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем занятии мы с вами отправимся в путешествие, но прежде, мы выполним
упражнения, после которых вы будете лучше слышать, запоминать, размышлять.
– Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца,
соедините ладони вместе и потрите их друг о друга, разогретыми руками быстро потрите щеки. Кончиками
пальцев, часто как по барабану постучите по макушке, сожмите руки в расслабленный кулак и начинайте
энергично, быстро поглаживать внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
II. Основная часть
1. Формулирование темы занятия запись её на доске
– Вот мы и готовы к путешествию, а узнать – куда, нам помогут загадки:
У него – два колеса Что за чудо – длинный дом!
И седло на раме. Пассажиров много в нем.
Две педали есть внизу, Носит обувь из резины
Крутят их ногами. (Велосипед ) И питается бензином. (Автобус) * * * * * *
Быстро в небе проплывает, Есть и водный, и воздушный,
Обгоняя птиц полет. Тот, что движется по суше,
Человек им управляет. Грузы возит и людей.
Что такое? ... (Самолет ) Что это? Скажи скорей! (Транспорт )
* * * * * *
Возьмут с большой горы разбег, Удивительный вагон!
Когда на землю ляжет снег. Посудите сами:
А в гору их за поводок Рельсы в воздухе, а он
Везётстарается седок. (Санки) Держит их руками. (Троллейбус)
* * *
На дыбы поставил кузов
И избавился от груза (Самосвал)
(Ответы выставляются на доске)
– Посмотрите что за надписи находятся на доске? Как мы все назовем, одним словом? (Транспорт)
– А кто скажет, что общего во всех названиях данного транспорта? (В написании всех слов встречается буква С)
– Молодцы. Вот сегодня мы и будем путешествовать по стране буквы «С»
– Тема нашего занятия дифференциация звуков [с] [с']
2. Определение норм артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами)
– К путешествию все готовы? Тогда в путь. Первая станция «ГИМНАСТИЧЕСКАЯ». Здесь нас ждет старый
приятель ЯЗЫЧОК. Вместе с ним мы выполним артикуляционную гимнастику для четкого произношения
повторяемых звуков. Приготовили зеркала.
«Лопаточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Закрыть рот
повторить 4 раза
«Почистим нижние зубы»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» зубы, делая
движения из стороны в сторону, снизу вверх, под счет до 6. Повторить 4 раза
«Киска сердиться»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет 1 выгнуть язык
горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет 2 вернуться в исходное положение, не отрывая кончик языка
от нижних зубов. Повторить 4 раза
– Молодцы. Наше путешествие продолжается.
Мы едем едем, едем
В далекие края
Прекрасные соседи,
Отличные друзья
3. Сравнительная характеристика звуков [с] [с']. Соотнесение звуков с буквой и символами
– Вот мы на станции «ЗВУКОВАЯ». Посмотрите девочка плачет, давайте спросим, что у нее случилось? Девочка,
как тебя зовут и что у тебя случилось?
Ребенок: Меня зовут …, а плачу я потому, что не могу выполнить задание. Ребята помогите мне. – У меня есть 4 символа (колокольчики и наушники.) помогите мне выбрать те символы, которыми обозначают
звуки буквы С. Давайте поможем девочке, для этого нам нужно вспомнить, а что обозначают эти символы?
(син.кол. – твердый звонкий, зел.кол. – мягк.звонк., син.науш. – твердый глух, зел.наушн. – мяг.глухой)
(Работа с речевыми профилями звуков.)
Звук [С]: Губы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена
посередине языка
– Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному.
Звук [С’]: Губы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена
посередине языка. Спинка языка приподнята и выгнута вперед вверх, язык напряжен
– Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному
– Что общего в профилях?
– В чем разница?
– Назовите букву, которая данные звуки обозначает на письме.
– Как на письме определить мягкость звука [С]:
– Молодцы. Продолжаем путешествие
4. Развитие слухового и зрительного восприятия (построение словосочетаний)
Ждет гостей
Из дальних стран
На балконе
Царь Салтан
И у него на станции «ПУТАНИЦА» есть для нас задание, для того что бы его выполнить, нужно внимательно
посмотреть на задание №1 на наших листочках
СТОРОЖЕВАЯ ПОПУГАЙ
ГОВОРЯЩИЙ ПИСЬМА
ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСА
МОДНОЕ ГОРОШЕК
СРОЧНЫЕ ПЛАТЬЕ,
ХИТРАЯ СОБАКА
– Посмотрите внимательно, что обозначают слова в левом столбике? (Признаки) А в правом? (Предметы)
– Составь словосочетания: соедини линиями слова – признаки из левого столбика со словами из правого столбика
(простым карандашом).
– Давайте проверим, что у нас получилось (проверка на доске).
– Молодцы. Наше путешествие продолжается.
Мы едем едем, едем
В далекие края
Прекрасные соседи,
Отличные друзья
5. Развитие памяти (письмо по памяти)
– Станция «ВСПОМИНАЙКА». Сейчас я даю вам немного времени, что бы вы постарались запомнить сочетания
слов, которые мы получили в № 1.
– Время истекло.
– Перевернем наши листочки, и запишем словосочетания, которые вам удалось запомнить.. Записываем ручкой.
– Хорошо, теперь я открою доску, а вы проверите.
– Молодцы
6. Развитие фонематического восприятия – Сейчас мы немного отдохнем и поиграем на станции «ХЛОПУШКИ», я буду называть вам слова, а вы, как только
услышите слово, которое начинается со звука [С], хлопните в ладоши 1 раз. Если услышите слово, в котором нет
звука [С] – хлопните 2 раза.
Слова: сапог, кошка, шапка, сова, лиса, солнце, луг, река, кисель, стол.
– А теперь, я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое заканчивается на звуки [С, С`],
хлопните в ладоши 1 раз. Если услышите слово, в котором нет звуков [С – С']– хлопните 2 раза.
Слова: мак, шар, нос, сосна, насос, клен, кипарис, барабан, завод, барбарис.
7. Соотнесение звуков с буквой и символами
– Молодцы. С этим заданием справились, можем продолжить наше путешествие. Но что бы двинуться в путь
нужно выполнить задания деда Буквоеда…
Дед Буквоед съел все буквы С и заменил их символами, а цвет у них не обозначил. Нужно навести порядок в
словах – раскрасить символы синим и зеленым цветом.
К доске вызываются 4 человека дается им по 2 слова. Остальные делают на листах
Замени символы буквой С.
.
ОБАКА
ОВА НО
КИ
О
НА
ОК
ЕНО
ЫР ЛИ
ЯТА
8. Развитие внимания
– Приближаемся к станции «УГАДАЙКА».Здесь буква С, нам тоже оставила задание
У вас есть листочки, на которых записана пословица. Для того что бы её прочитать, нужно простым карандашом
зачеркнуть все буквы С. Кто первым прочитает пословицу, поднимет руку
СССССДСЕСЛСУССССССВСРСЕСМСЯ,СССССССАССССПСОСТСЕСХСЕСССССЧСАССССССС.(Делу время –
потехе час)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
9. Совершенствование ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять
указания взрослого (графический диктант)
– Молодцы, буква С вами сегодня довольна, но каждое путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.
Возвращаться мы будем на….а это мы узнаем если выполним последнее задание. У нас на листочках есть клетки.
Я думаю, что транспорт на котором мы поедим домой мы нарисуем под диктовку. Готовы? (графический рисунок
паровоза.)
Описание графического рисунка:
Ведем 3 клетки вниз,1кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 1 кл – вправо, 1 кл – вниз, 1 кл. – вправо,1 кл. – вниз, 2 кл. –
вправо, 1 кл. – вверх, 1кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 2 кл. – вправо, 1 кл. – вниз, 1 кл. – вправо, 1 кл. – вниз, 2 кл. – вправо, 1кл. – вверх, 2 кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 2 клетки. – влево, 6 кл.– влево, 4 кл. – вниз, 2 кл. – влево, 1 кл. –
вверх, 1 кл. – влево, 2 кл. – вверх, 1 кл. – вправо, 3 кл. – вверх, 1 кл. – вправо, 1 кл. – вверх,6 кл. – влево, 1 кл. –
вниз, 1 кл. – вправо, 3 кл. – вниз, 1 кл. – вправо, 2 кл. – вниз, 1 кл. – влево, 3 кл. – вниз, 1 кл. – влево, 1 кл.вверх, 1
кл. – влево.
– Что у нас получилось? (Паровоз)
– Какой последний звук слышится в этом слове?
– Какой буквой его обозначаем. З?
– На следующее занятие мы с вами отправимся в город буквы З.
III. Итог занятия
Домашнее задание:
– Что бы наше следующее занятие было интересным, дома вам нужно будет повторить все, что вы знаете о букве
«З»
– На сегодня наше занятие закончено.
Использованная литература:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речиучащихся начальных классов: книга для логопедов /
Л.Н.Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Козак О.Н. Загадки и кроссворды /О.Н.Козак. – Спб.: союз, 1997.
4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В.Мазанова. –
М.:Издательство ГНОМ и Д. – 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.