Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся
Оценка 4.6

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
технология
5 кл—6 кл
05.03.2018
Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач эстетического воспитания. Творчество детей, как правило, не рассматривается как отдельный вид искусства. К нему принято относиться немного свысока, но его роль в развитии юной личности не подвергается сомнению. Детская восприимчивость практически безгранична, и задача родителей и педагогов в этот период – успеть дать ребенку не только максимум информации, но и предоставить возможность почувствовать себя творцом, прикоснуться к волшебству создания чего-то нового, чего до него еще не существовало.
Занятие.docx
Парачук Андрей Валентинович,методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Тема: Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся. Цель: Создать условия для раскрытия возможностей коллективных форм работы на уроках изобразительного искусства. Задачи: -познакомить с основными формами групповых работ; -создать условия для профессионального самосовершенствования учителей; -заинтересовать участников мастер-класса в использовании коллективных форм работы в своей практике. Этапы проведения мастер-класса. Организационно-мотивационный. Операционно-познавательный. I. II. III. Итогово-рефлексивный. Ход занятия. I этап.Организационно-мотивационный. Добрый день, уважаемые коллеги!   ­Какое  у вас сегодня настроение? ­Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца дня! Понятий творчества  ­ множество. Отдельные аспекты творчества  изучались   и продолжают изучаться отечественными и зарубежными учеными. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность,  целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач эстетического воспитания. Творчество детей, как правило, не рассматривается как отдельный вид  искусства. К нему принято относиться немного свысока, но его роль в  развитии юной личности не подвергается сомнению. Детская восприимчивость практически безгранична, и задача родителей и педагогов в этот период –  успеть дать ребенку не только максимум информации, но и предоставить  возможность почувствовать себя творцом, прикоснуться к волшебству  создания чего­то нового, чего до него еще не существовало. II этап. Операционно-познавательный. 1.Условия возникновения темы. В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни. Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Ребёнок в состоянии, с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, чем самостоятельно. Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности. 2.Презентация педагогического опыта. Теоретическая база опыта. От самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ.В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно- взаимодействующая. - Что такое совместно-индивидуальная деятельность? Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. - Как вы понимаете совместно-последовательную деятельность? Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа: 1.Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия; 2.Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия. - И, наконец, что предполагает совместно- взаимодействующая деятельность? Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. Технология опыта. Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами, идеями, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета интересным, богатым, глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся – разнообразными, творческими и практически убедительными. Главной задачей такого учителя является формирование творческой личности. В своей педагогической деятельности на уроках изобразительного искусства я как можно чаще стараюсь использовать коллективную деятельность как средство, активизирующее развитие творческого потенциала детей.Именно коллективная деятельность, как комплексная педагогическая технология, интегрирует в себе формы образования, воспитания и эстетического общения Вот примеры некоторых художественно-творческих приёмов, которые я использую на своих уроках. Очень нравится ребятам тема “Улицы старого города”, где они рисуют, раскрашивают и украшают созданные ими архитектурные сооружения. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию. Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. При выполнении темы “Гомель будущего” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры родного города, но и фантазируют на темы далёкого будущего .Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 5 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Выполнение работы в технике бумажной пластики. Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя. Если цель урока изобразительного искусства — обобщить знания, полученные на занятиях блока уроков, и учитель выбирает коллективную работу как прием обобщения знаний, то коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями. 3.Имитационная игра. Предлагаю разделиться на три группы и проработать на практике все три формы групповых работ. 1 группа-Совместно-индивидуальная деятельность. Тема: «Осенний парк». 2 группа-Совместно-последовательная деятельность. Тема: «Дизайн платьев для Весны, Лета, Осени, Зимы». 3 группа-Совместно-взаимодействующая деятельность.Тема: « Заселяем необитаемый остров». Общее задание: выполнить работу в группах и продумать для изучения или закрепления каких разделов и тем можно использовать аналогичные задания. Оцените свои работы и работы коллег: 1 группа: дать самооценку своим работам; 2 группа: взаимооценка в микрогруппах на словесно- содержательном уровне; 3 группа: в начале игры дать прогностическую оценку своему проекту и сравнить её с результатами своей работы.( Можно спросить, что такое прогностическая оценка). Для всех групп будут розданы карточки с критериями оценок, из которых участники должны выбрать соответствующие их заданиям. III этап.Итогово-рефлексивный. Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества. Сделаем в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной изобразительной деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность. Таким образом, в ходе занятия, мы использовали разные формы групповой  работы, которые способствуют развитию творческих способностей. Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся

Коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства как способ развития творческих способностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018