Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Оценка 4.8

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
естествознание +2
1 кл—4 кл
18.02.2019
Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них разные умения. Эта разработка помогает развить их через использование компетентностно-ориентированных заданий. Задания представлены по разным классам. Так же данные задания могут быть использованы учителем на различных уроках, во внеурочной деятельности.
МОЙ ДОКЛАД.doc
Компетентностно­ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности,   а   значит,   умения   ставить   цель   и   добиваться   ее,   правильно   планируя   и организуя свою деятельность.. Цель своей педагогической деятельности я вижу в следующем ­   научить  детей учиться,   помочь   сформироваться   ребенку   как   личности,   способной   адаптироваться   к меняющимся жизненным условиям.  Чтобы научиться добывать новые знания самостоятельно, учащимся нужно овладеть «техникой» исследовательского поиска.       Работа  с   детьми   в   рамках   начальных   основ   исследовательского   поиска  позволит достигнуть важнейших целей образования:     ­ самостоятельного мышления;     ­ решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;     ­ навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.          А   приобщение   детей   к   исследовательской   деятельности   на   ранней   стадии   общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.       Чтобы  привить  детям  начальные   навыки  исследовательского   поведения   необходимо сформировать у них следующие умения: – видеть проблему; – задавать вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определения понятия; – классифицировать; – наблюдать; – проводить эксперимент; – делать выводы и умозаключения; – структурировать материал; – аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.      «Организация   научно­исследовательской   деятельности   младших   школьников   – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, наличия желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.              Стимулирование   исследовательской   активности,   поддержка   любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – моя  главная задача, как учителя, а так же увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. В своей деятельности активно использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать   исследовательскую   деятельность   ребёнка,   помогающие   осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап­это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. Мы рассматриваем вопросы, как можно   получить   информацию.   Это   задать   вопросы   самому   себе,   спросить   у   взрослого человека,   посмотреть   в   книгах,   понаблюдать,   провести   эксперимент,  посмотреть   в компьютере и т. д. Впоследствии,   мы   учимся,   как   надо   собрать   всю   доступную   информацию   и обработать её. Затем  собранные сведения мы анализируем и обобщаем, после чего делаем сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой  исследовательской деятельности. На данном этапе я выступаю в роли консультанта­помощника. Исследовательская деятельность занимает достаточно много времени и в урочной, и в неурочной деятельности. За частую, наиболее активно  исследованием занимается только часть детей, а перед нами стоит задача  развитие каждого рёбёнка в классе.  Поэтому на втором этапе я использую на уроках компетентностно­ориентированные задания.     Такие   задания     являются     одной   из   форм     подготовительной   работы   к исследовательской   деятельности     учащихся.   На   этом   этапе   моя   задача     –   изменить организацию  традиционного   урока,  включить     специально   организованную  деятельность учащихся в образовательный процесс.  Компетентностно­ориентированное задание имеет определённый алгоритм:  1. Формулирование стимула;  2. Определение аспекта/аспектов, подлежащих формированию/ оценке; 3. Определение задачной формулировки на основе выбранного аспекта;   4. Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность; 5. Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ;  6. Создание ключей / модельных ответов , т. е. инструмента проверки;  7. Самоэкспертиза задания.  Компетентностно­ориентированные   задания   интересны   тем,   что   начинаются   со стимула,  который   мотивирует   учащихся   на   выполнение   деятельности,   эмоционально насыщает урок. Описание, каких­ либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу. Формируются информационного поиска.   аспекты  первичной   обработки   информации,   планирование  Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для   выполнения   задания.   Она   задаёт   деятельность,   формулирует   требования   к   ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся.   позволяющих   реализовать   планируемую Выбор   источников   информации, деятельность, зависит от уровня сложности предложенного задания.   Бланк   для   выполнения  задания   задаёт   структуру   предъявления   учащимся результата   своей   деятельности   по   выполнению   задания.   Форма   для   фиксации   ответа зависит   от   формы   проведения   контроля   (письменной   или   компьютерной).   Место,   для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.        Выполнение компетентностно­ориентированного задания предполагает  планирование информационного поиска, извлечение первичной информации, осуществление первичной обработки информации, а так же, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация.   Ученики   самостоятельно   следуют   заданной   процедуре   группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.  После того как учащиеся выполнят компетентностно­ориентированное  задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата   (продукта)   деятельности,   когда   ученик   сравнивает   характеристики запланированного   и   полученного   продукта   и   делает   вывод   о   соответствии   продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем. Таким образом, каждая составляющая компетентностно­ориентированного задания подчинена   тому,   что   это   задание   должно   организовать деятельность   учащегося,   а   не воспроизведение им информации или отдельных действий. Процесс использования компетентностно ­ ориентированных заданий может быть выстроен различными   способами,   но   при   этом   должны   выдерживаться   требования   к формированию компетентности   разрешения   проблем,   то   есть   наличия   следующих аспектов:   ­       Идентификация (определение) проблемы ­       Целеполагание и планирование деятельности ­       Применение технологий и инструкций ­       Планирование ресурсов ­       Оценка деятельности ­       Оценка результата (продукта) деятельности ­       Оценка собственного продвижения (рефлексия) и коммуникативной компетентности, то есть наличие: ­       Письменная коммуникация ­       Публичное выступление ­       Диалог ­       Продуктивная групповая коммуникации. Выполняя компетентностно – ориентированные  задания в системе учащиеся имеют следующие результаты: 1. Умеют организовать свою работу , 2. Умеют формулировать проблему(задачу), умеют выстраивать структуру исследования, находить  информацию. 3. Умеют работать с информацией,  с  источниками информации, научным текстом, терминами, понятиями,  4. Умеют выделять главное, составлять план, формулировать несложные  выводы, 5. Умеют представить результат своей работы. 6. Провести самооценку своей деятельности. Я как учитель могу оценивать: – степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над заданием; – степень индивидуального вклада в групповую работу и ответственности при выполнении отведённой роли; – практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; – количество и качество новой информации использованной для выполнения задания; – степень осмысления использованной информации; – уровень сложности и степень владения использованными методиками; – оригинальность идеи, способа решения проблемы; – осмысление проблемы  и формулирование цели; – уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; – владение навыками самоконтроля и самоанализа; – творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации. Данные   задания   могут   быть   использованы   учителем   на   различных   уроках:     уроках открытия   новых   знаний,   развивающего   контроля.   Важен   сам   процесс   участия     детей   в учебной или творческой работе, когда вместо традиционного «учитель­ученик» появляется «исследователь­исследователь». В   результате   такой   работы   у   младших   школьников   к   концу   начальной   школы формируются:    коммуникативные компетенции учебно­познавательные,   информационные, Результатом использования мною технологии исследовательского поиска является позитивная динамика в процессе обучения и воспитания.  Меня очень радуют результаты учебной   и   внеурочной   деятельности   учащихся,   которых   они   добиваются     на   уроках, принимая   участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах,   региональных,   международных играх и конкурсах.  Создавая   условия   для   развития   индивидуальности   ребенка,   включая   его   в деятельность,   можно   рассчитывать   на   новый   качественный   результат,   необходимый современному   обществу.   Учащиеся,   осознающие   свою   способность   приобретать   новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально  иной уровень учебной мотивации,  приобретают более  высокий  статус  в школьной среде.  Приложение     1 Характеристика задания: Ключевая компетентность: самоорганизационная компетентность. Аспект: целеполагание и планирование деятельности.(определяет и выстраивает в хронологической последовательности, шаги по решению задач, проблем, ситуаций) Уровень : 1 Класс: 2. Предмет: литературное чтение. Сложность задания: 2. Текст задания: Мальвина дала задание Буратино выучить стихотворение. Помоги Буратино выполнить задание, составив для него памятку по заучиванию стихотворения наизусть. Расставь в нужном порядке номера действий. Источник: 1. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения) 2. Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них. 3. Перечитай стихотворение и подумай , о чем в нем говорится. 4. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут основные мысли. 5. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова. 6. Повтори медленно четверостишие (Книгу держи закрытой). Инструмент проверки(ключ): 5 баллов – 3,2,4,5,6,1. 0 баллов- другой ответ. Приложение 2 Предмет: Обучение грамоте Тема: Количество слогов в словах Класс: 1 Характеристика задания: Ключевая компетентность: информационная Аспект: первичная обработка информации ­ проводит наблюдение \ эксперимент по плану  в соответствии с поставленной задачей ­ воспринимает основное содержание  фактической/оценочной информации в  монологе, диалоге, дискуссии (группа),  определяя основную мысль, причинно­ следственные  связи, отношение говорящего к  событиям и действующим лицам Уровень: I Сложность задания: 1 Текст задания: Ты из цветов составляешь букеты, Подбирая цветок за цветком. И душистое, свежее лето, С большой радостью входит в твой дом. Распредели названия цветов по порядку, начиная с большего количества слогов: [Источник информации: рисунки цветов с их названиями] ромашка Ответ: мак колокольчик лютик 1___________________ 2____________________ 3____________________ 4____________________ Инструмент проверки: модельный ответ. 1. Колокольчик 2. Ромашка 3. Лютик 4. Мак 4 балла – верно соблюдена последовательность записи слов -1 балл за каждую допущенную ошибку 0 баллов задание выполнено неверно Приложение 3 Тема: Дроби. Компетентность: Коммуникативная Аспект: Письменная коммуникация ­ оформляет свою мысль в форме  стандартных продуктов письменной  коммуникации простой структуры ­ излагает вопрос с соблюдением норм  оформления текста и вспомогательной  графики, заданных образцом Уровень: 1 Класс:4 Сложность: 1 уровень. Твой младший брат спросил: «Что такое дроби?». Опираясь на рисунок, подготовь объяснение, что значит каждое число в записи дроби. Источник: 3 2 Бланк ответа: Число под чертой обозначает Это число называется Число над чертой обозначает Это число называется Инструмент проверки (модельный ответ): Число под чертой обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили прямоугольник (целое). Это число называется знаменатель. Число над чертой обозначает, сколько из этих частей (долей) раскрасили в зелёный цвет. Это число называется числитель. 2 балла – если мысль оформлена грамотно с соблюдением норм оформления текста. 1 балл- если есть 1 или 2 ошибки в грамотности мысли или в оформлении текста. 0 баллов при допущении большего количества ошибок. Приложение 4 Компетентность: Самоорганизационная Аспект: Планирование ресурсов (называет ресурсы, необходимые для выполнения  известной деятельности) Уровень: I Класс: 4 класс Предмет: Окружающий мир Сложность задания: 1 балл Источники: Таблица А Физическая карта мира Б Физическая карта России В Карта природных зон Австралии Г Политическая карта Африки Д Политическая карта Африки Е Фотография из космоса Текст задания: Стимул: Ты разгадываешь кроссворд. Почти все слова отгаданы. Но осталось отгадать ещё одно слово. Задание: Выбери в таблице источник, который поможет тебе узнать название гор Северной Америки. Отметь в бланке ответов галочкой верный источник. Бланк ответов:A B C D E Инструмент проверки (ключ): 1 балл – Правильный ответ: А 0 балл – Даны другие варианты ответа

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание как новая форма   подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся  в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019