Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.
Оценка 4.9

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
администрации
Взрослым
12.03.2017
Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.
Сравнение Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по профессиям и специальностям среднего профессионального обучения с заданиями чемпионата профессионального мастерства «World Skills». Рассматривается,что есть общего в этих соревнованиях и в чём заключаются основные отличия. Рассматривается вопрос, почему требования «World Skills» невозможно применить ко всем специальностям среднего профессионального образования.Документ Microsoft Office Word (.docx)
статья Георгиевск 2.docx
Блинохватов Михаил Андреевич Преподаватель высшей категории ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум им. атамана М.И. Платова»   ст. Григорополисская. Компетентностный   подход:   инновации   и   традиции   ­   «World  Skills»   и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства. Время   стремительно   движется   вперед   и   вместе   с   ним   очень   быстро изменяются   запросы   общества.   Еще   недавно   не   было   отбоя   от   вчерашних выпускников в приемных комиссиях многочисленных новообразованных вузов на юридические и экономические факультеты. По прошествии четырёх­пяти лет, с   дипломом   в   руках,   большинство   из   них   оказывались   совершенно невостребованными   на   рынке   труды.   Причин   тому   много:   и   переизбыток специалистов,   и   недостаточный   уровень   квалификации,   и   отсутствие   опыта, который просто негде брать. В результате общество сталкивается со следующей проблемой. В условиях возрождения экономики, многие отрасли которой были воссозданы   заново   в   период   борьбы   с   санкциями,   работодатели   подчас сталкиваются   с   острой   нехваткой   рабочих   рук.   При   этом   на   рынке   труда присутствует   большое   количество   молодежи,   которая   нуждается   в трудоустройстве,   что   создает   взрывоопасную   ситуацию,   предоставляя благоприятную   среду   для   роста   экстремистских   настроений,   со   всеми вытекающими из этого последствиями. Выход   из   сложившейся   ситуации   очевиден,   и   по   нему,   судя   по   многим признакам,   уже   двинулось   наше   общество   в   целом   и   система   образования   в частности.   Повсеместно   звучат   слова   о   необходимости   подъема   престижа рабочих   профессий.   Одним   из   важнейших   механизмов,   служащим   этой   цели является международное движение «World  Skills», которое позволяет вывести на новый уровень систему подготовки специалистов. Активное включение в него России поддержано на самом высоком уровне. Так президент РФ В.В. Путин отмечал,   что   к   включению   в   это   движение   страны   «мы   относимся   очень внимательно» и кто бы ни возглавлял Россию в 2019 году, мировой чемпионат World Skills в Казани пройдет на высоком уровне.   Премьер­министр Д.А. Медведев подчеркнул, что «World  Skills» имеет большое   значение   для   дальнейшего   развития   экономики,   прежде   всего   – высокотехнологичных отраслей промышленности.  Так что же это за движение, присоединение к которому так важно для нашей страны? Как свидетельствует официальный сайт «World Skills», оно было основано   в   1946   году   и   в   настоящее   время   объединяет   75   стран,   являясь международной площадкой для профессионального роста и совершенствования рабочих навыков. Главной целью создатели провозглашают повышение престижа рабочих   профессий,   чему   способствует   значительный   премиальный   фонд. Основными задачами организации являются следующие: ­ построение карьеры;  ­ популяризация  профессии;   ­ образование и профессиональная подготовки; ­ международное   сотрудничество;   ­   исследования   в   областях,   связанных   с профессиональными навыками. Конечно же, вызывает удивление бурный интерес, проявляемый на всех уровнях   к   данному   чемпионату.   Складывается   такое   ощущение,   как   будто раньше в системе СПО соревнований подобного рода никогда не было. Между тем, имеются многолетние традиции проведения Олимпиад профессионального мастерства   по   профессиям   и   специальностям   СПО,   которые   охватывают практически   все   регионы   РФ.   Так,   В   2012   году   участниками   Всероссийской олимпиады   профессионального   мастерства   по   профессиям   СПО   стали представители 65 субъектов Российской Федерации, что составляет 78,3 % от общего количества. В 2013 году численный состав участников остался прежним (65 субъектов РФ или 78,3 % от общего количества субъектов РФ).   Как отмечали эксперты, основной задачей олимпиад является проверка соответствия   уровня   подготовки     принятым   профессиональным   стандартам. Большое   внимание   уделяется   теоретическим   познаниям   студентов,   в способности   их   применять   в   различных,   в   том   числе   измененных   условиях. Кроме того, движение призвано стимулировать педагогических работников на поиск новых форм и методов работы; способности студентов к проектированию   стимулирование   студентов   к   дальнейшему своей   деятельности; профессиональному и личностному развитию; повышение интереса к будущей профессиональной  деятельности,  обмен  передовым  педагогическим  опытом  в области СПО.  Еще одно отличие олимпиад от чемпионата – это масштаб мероприятий. Олимпиады завершаются на всероссийском уровне, чемпионат же выходит на международный. Естественно, это положительно влияет на престиж участников, а также способствует как формальному, так и неформальному взаимодействию, обмену   опытом,   достижению   международного   признанного   стандарта   в различных профессиях и специальностях.     В   отличие   от   олимпиад   по   специальности,   «World  Skills»   в   целом ориентирован   не   столько   на   теоретические   аспекты,   сколько   на   оценку компетенций.   При   этом   большое   внимание   разработчики   уделяют   формам   и методам оценивания последних. Каждая компетенция (профессия) имеет свой пакет   документов:   ­   техническое   описание,   конкурсное   задание,   критерии оценки   квалификации,   требования   техники   безопасности,   инфраструктурный лист (перечень всего необходимого оборудования, инструментов и расходных материалов для соревнования).   Большинство   умений   и   навыков,   необходимых   для   выполнения конкурсных   заданий   WorldSkills,   не   предусмотрены   ФГОСами.   Участники работают «на публику», что повышает значимость работы участников, тогда как на   Всероссийской   олимпиаде   профессионального   мастерства   участники замкнуты в пространстве «мастерской», работают сами на себя. Соревнования чемпионата   отличаются   большей   зрелищностью,   каждый   этап   выступления транслируется   на   экраны,   в   рамках   чемпионата   обязательно   проводятся различные мастер­классы и пр. На   соревнованиях   WSR   оценка   конкурсантов   осуществляется   с   трёх позиций: самооценка, экспертная оценка и клиентская оценка. Критерии оценки профессиональных   компетенций   на   состязаниях   основываются   на   строгом соответствии стандартам (на продукцию, услугу, работу, процесс и т.п.). Для   обеспечения   максимальной   объективности   процедура   оценивания осуществляется экспертами, подготовка которых является отдельной задачей организации   «World   Skills»   Russia   (WSR).   Особое   внимание   уделяется подготовке   судейской   комиссии,   при   разработке   материалов   систематически учитываются запросы и требования работодателей. Так в 2016 году в России впервые прошел первый чемпионат экспертов, в котором приняли участие 650 основных   экспертов,   а   также   186   региональных   экспертов,   приглашенных национальными   с   целью   обучения,   дальнейшей   сертификации   и   развития экспертного   сообщества   в   своих   регионах.   В   системе   Всероссийского олимпиадного движения подобный институт отсутствует. Встречаются   высказывания,   утверждающие,   что   задания   чемпионата направлены   на   выявление   уровня   квалификации,   а   олимпиады   ­   уровня профессиональной компетентности. По всей видимости, организаторы  WSR  с подобной   трактовкой   вряд   ли   согласились   бы.   В   качестве   факта, подтверждающего   это,   является   вручение   первых   паспортов     компетенций (Skills Passport), прошедшее 22 февраля 2017 года на площадке московского коворкинг­центра   «Точка   кипения».   Эти   документы   торжественно   вручили выпускникам   колледжей   и   техникумов,   успешно   прошедших   процедуру демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Так все же, что же проверяется на олимпиадах и чемпионате WorldSkills Russia:   квалификация   или   компетентность?   Для   ответа   на   этот   непростой вопрос необходимо обратиться к самим терминам и их трактовкам, которая в литературе   тоже   может   различаться.   Так   в   словаре   по   профориентации   и психологической поддержке квалификация определяется как: 1) степень и вид профессиональной  обученности (подготовленности) индивида, наличие у него знаний,   умений   и   навыков,   необходимых   для   выполнения   им   определенной работы;   2)   характеристика   определенного   вида   работы,   устанавливаемая   в зависимости   от   ее   сложности,   точности   и   ответственности;   3)   степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Обращаясь   к   понятию   «компетенция»   или   «компетентность»,   важно подчеркнуть   расхождения   в   их   трактовке.   Соотношение   двух   категорий попытался   описать   А.В.   Хуторской.   По   его   мнению,   «компетентность   – владение,   обладание   человеком   соответствующей   компетенцией,   включающей его   личностное   отношение   к   ней   и   предмету   деятельности.   Компетенция   – включает   совокупность   взаимосвязанных   качеств   личности   (знаний,   умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». С   учетом   названных   теоретических   позиций,   можно   заключить,   что  WSR  в   большей   степени   направлены   на   контроль   степени соревнования   сформированности   компетенций   у   обучающихся.   Как   подчеркивают организаторы, теоретические знания не подлежат явной проверке, однако без их наличия невозможно выполнение практических заданий на достойном уровне. При  этом  экспертами оценивается  весь  комплекс  знаний, умений  и  навыков, служащих   формированию   определенной   компетенции.   Именно   такой интегративный   подход   соответствует   новому   подходу   в   образовании,   что   и находит выражение в появлении новой формы итоговой аттестации в стандартах WSR для выпускников колледжей и техникумов.  Однако важно подчеркнуть, что данный подход в условиях современной системы   образования   и   уровня   развития   российской   экономики   имеет   ряд ограничений.   Во­первых,   ориентированы   стандарты   в   большей   степени   на передовые и инновационные сферы, а также сферу услуг. Сельскохозяйственное производство в отечественном варианте ни к одной из названных категорий не относится, однако нуждается в обеспечении высококлассными специалистами международного уровня. Как представляется, выход в данной ситуации может быть найден в компромиссе: критерии оценки выполнения заданий максимально приблизить   к   требованиям   соревнований   WorldSkills,   увеличив   количество критериев.   Необходимость   усложнения   заданий   Всероссийской   олимпиады профессионального   мастерства   учтена   при   актуализации   банка   конкурсных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства   в   соответствии   с   федеральными   государственными образовательными  стандартами нового  поколения (вид работ (услуг) I.2.1), а также при проектировании состава конкурсных заданий (вид работ (услуг) I.2.3). Уже   разработаны,   но   ещё   не   утверждены   документы   по   специальности «Ветеринария».  Литература: Аналитические   материалы  по   результатам   комплексного   мониторинга результатов  регионального и заключительного этапов Всероссийских олимпиад   организованных   и   проведенных   по профессионального   мастерства, доработанным   нормативным   и   методическим   документам   в   2014году [Электронный   ресурс]  http://www.olimpiada­profmast.ru/wp­content/uploads  / 2014 /10/ Богачева   Л.   С.   Компетентность   и   компетенция   как   понятийно­ терминологическая   проблема   [Текст]   //   Актуальные   вопросы   современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. – 134­138 с.     Официальный   сайт   движения   WorldSkills   Russia   [Электронный   ресурс] http://worldskillsrussia.org. http :// worldskills . ru /.    Словарь   по   профориентации   и   психологической   поддержке (дата  http://vocabulary.ru/termin/kvalifikacija.html  [Электронный   ресурс] обращения: 8.03.2017).

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.

Компетентностный подход: инновации и традиции - «World Skills» и Всероссийские олимпиады профессионального мастерства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017