"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"
Оценка 4.6

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
14.02.2019
"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Проводя игру, детям объяснялось её правило. В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые картинки-образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков.
Комплекс коррекционно.doc
Комплекс коррекционно­развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов 1.   Развитие   пассивного   и   активного   словаря   • Настольные   игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».  Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления. Одним   из   эффективных   способов   обогащения   словаря   детей   являются   настольные игры   (лото,  домино,   парные   картинки,   кубики).   Проводя   игру,   детям   объяснялось   её правило. В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые   картинки­образцы,   уточнялось:   «Что   нарисовано   на   картинке?»,   «Как   можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После   уточнения   шло   объяснение:   «Вот   пред   вами   маленькие   картинки,   на   каждой нарисована  только часть фрукта, вы  должны  сложить  целую картинку, каждый  свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков. •Игра «Чудесный мешочек» Цель:   расширение   предметного   словаря,   в   процессе   расширения   словаря   обратить внимание на правильность грамматического оформления слов. В мешочек помещались разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускал в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определял и назвал то, что он ощупывал. Вытащив предмет, он говорил, например, про мяч: « Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол». •Игра «Что не так?» Цель:   расширять   предметный   словарь,   обращая   особое   внимание   на   слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание. Детям   давалась   инструкция:   «Внимательно   слушайте,   правильно   ли   я   называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию». Цель:   пополнять   пассивный   словарь   детей   словами­признаками,   научить   подмечать ведущие признаки предметов. Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного   из   резины».   Дошкольники   узнавали   предмет   по   описанию,   запоминая   не только название предмета, но и его признаки. • Игра «Меморина» Цель:   обогащение   и   активизация   словарного   запаса;   развитие   памяти,   слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей. Примечание:   картинки   в   игре   могут   быть   как   предметные,   так   и   сюжетные, одинаковые или похожие, отличающиеся какими­либо элементами. Принцип   игры   прост:   ребёнку   надо   было   найти   пары   одинаковых   ИЛИ   похожих предметов (или сюжетов) из данных 8­16 карточек (в зависимости от возраста и развития ребёнка). Карточки были разложены на столе, перевёрнуты изображением вниз, что как раз и создавало эффект неожиданности. Игроки поочереди открывали одну за другой две карточки.   Если   картинки   оказывались   разными,   то   карточки   опять   переворачивались картинкой   вниз.   Если   же   картинки   оказывались   одинаковыми   (или   похожими),   то открывший их получал фишку. Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза   одну   карточку   не   открывать.   В   конце   игры,   подсчитав   фишки,   определялся победитель.   Маленькие   дети   ходили   поочереди,   а   детям   постарше   давалось   право дополнительного хода, тому, кто нашёл пару. Это повышало внимание и интерес к игре. Если в начале игры ребёнку предлагалось найти и назвать два одинаковых фрукта, то на этапе закрепления он уже находил два похожих фрукта. Или давалось задание по теме «Овощи»   найти   две   такие   половинки,   которые   составят   целое.   Открывая   картинки, ребёнок произносил: «Эта половинка морковки, а это половинка огурца. Разные овощи. При работе по теме «Одежда», использовались другие пары картинок  по теме посуда следующие. Применялись не только предметные но и сюжетные картинки. Так по теме «Зимние забавы» дети, открывая карточки, составляли предложения (Девочка катается на лыжах. Мальчик   лепет   снеговика.)   развивая   глагольный   словарь,   а   затем,   отобрав   6   разных картинок, составляли рассказ. •Игра «Путаница». Цель:   расширять   предметный   словарь,   обращая   особое   внимание   на   слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета. Детям раздавались конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом  и  складывали  свою  одежду.  Игра  была   адаптирована  под  другие  лексические темы. •Упражнение «Покажи, где нарисовано... ?» Цель: развивать пассивный словарь. Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки. мяч дерево кружка пирамида ручка блюдце стакан карандаш книга стул Предусматривался   вариант   усложнения   игры,   когда   ребёнок   должен   был   показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать. • Упражнение «Подбери нужное слово» Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова. Мокрый; тяжёлый; радостный. Светит; пишет; висит. •Упражнение «Кто как кричит» Цель: уточнить названия действий животных. кошка – мяукает кузнечик ­ стрекочет конь – ржёт корова ­ мычит курица – кудахчет собака ­ лает петух – кукарекает голубь ­ воркует •Упражнение «Запомни и назови» Цель: развивать активный словарь детей. Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более   5).   Затем   картинки   убирались.   Дети   воссоздавали   увиденное   в   нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко. •Упражнение «Часть ­ целое» Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта. Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья ­ дерево. Спинка, ножки, сиденье ­ стул. Крылья, клюв, хвост ­ птица. •Упражнение «Что это?» Цель:   расширять   предметный   словарь,   обращая   особое   внимание   на   слова, обозначающие обобщенные понятия. Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это... Ромашка, василёк, незабудка ­ это... Комар, кузнечик, жук ­ это ... Заяц, лиса, волк ­ это... Кукушка, сова, орёл ­ это... •Упражнение «Какой?» Цель: развитие словаря признаков. Детям   предлагалось   подобрать   прилагательные   к   слову   лес   (большой,   зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное), тот выигрывал. •Упражнение «Скамей правильно» Цель: развитие глагольного словаря. машина (ехать) заяц (прыгать) самолёт (лететь) лошадь (скакать) корабль (плыть) гусеница (ползти) •Упражнение «Исправь ошибку» Цель:   развитие   глагольного   словаря,   логического   мышления.   Повар   лечит,   а   врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т.д. •Упражнение «Снежный ком» Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи. Детям   предлагалось   с   «новыми»   словами   составить   словосочетания,   предложения, рассказ. 2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов) •Игра «Скажи по­другому» (с волшебной палочкой). Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи. Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку. Бой ­ битва, сражение. Буря ­ ураган, шторм. Доктор ­ врач. Детвора ­ дети, ребята. Холод ­ стужа, мороз. Вежливый — любезный. Дремучий ­ густой, глухой. Жаркий ­ знойный, горячий. Интересный ­ занимательный, увлекательный. Мокрый ­ сырой, влажный. Пожилой ­ старый, дряхлый. •Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом). Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы. Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот   ребёнок   отдавал   мяч   следующему,   кто   правильно   подбирал   слово.   Всем   детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать ­ мчаться, нестись. Беспокоиться­ волноваться, переживать. Бороться ­   биться,   сражаться,   воевать.   Бояться   —   пугаться,   страшиться,   робеть.   Горевать   ­ печалиться, грустить. Заглядеться ­ залюбоваться, засмотреться. •Игра «Упрямые дети» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением. Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл». отъехал – приехал вылетел ­ залетел въехал – съехал взлетел ­ приземлился выехал – заехал укатил ­ прикатил заплыл – выплыл уплыл ­ приплыл •Игра «Скажи наоборот» Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением. Взрослый   произносил   фразу   с   эпитетом,   ребёнок   повторял   её,   называя   антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. ­ У меня тупой нож). •Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов. Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением. Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ... Сосна высокая, а куст ... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка ... Опёнок съедобный, а мухомор ... •Упражнение «Подбери правильно» Цель:   развивать   пассивный   словарь   детей,   уточнить   значения   слов   с   помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию. Образец: Густой туман. Дремучий лес. Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар); Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы); Горячий, знойный (чай, воздух). 3. Развитие словообразования •Игра «Назови ласково Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением. блюдце ­ овца ­ собака ­ белка ­ сани ­ ложка ­ кольцо­ коса­ сумка ­ шапка ­ •Игра «Большой ­ маленький» Цель:   научить   детей   образовывать   существительные   с   уменьшительным   и ласкательным значением. замок ­ мяч ­ стул ­ заяц ­ ключ ­ яблоко ­ сын ­ апельсин ­ колокол ­ банан ­ •Игра «Кузовок» Цель:   развивать   интерес   к   игре,   учить   детей   образовывать   существительные   с ласкательным значением. Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на ­ ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.). •Упражнение « Что приготовим?» Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. Из яблока ­ яблочное повидло; Из банана ­ банановое повидло; Из лимона ­ лимонный сок; Из груши ­ грушевый компот; Из малины ­ малиновое варенье; Из грибов ­ грибной суп и т.д. •Упражнение «Какой?» Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?)... Стул низкий, а стол (какой?)... Слон большой, а муравей (какой?)... •Упражнение «Что из чего?» Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных. из соломы ­ из шерсти – из меха – из глины ­ из стекла­ из картона­ из бумаги­ из снега­ из металла­ из железа­ •Упражнение «Чей хвост?» ( Чья лапа. Чьё ухо.) Цель:   научить   детей   образовывать   притяжательные   прилагательные   от существительных. у кита —у волка — у барсука ­у белки ­ у кошки ­у утки ­ у льва ­у кота ­ у гуся ­у лисы ­ у петуха ­у собаки ­ •Упражнение «Доскажи слово» Цель:   научить   детей   образовывать   существительные   и   прилагательные   разными способами. Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку. Жил да был весёлый гном Он в лесу построил ... (дом). Рядом жил поменьше гномик Под кустом он сделал ... (домик). Самый маленький гномишко Под грибом сложил ... (домишко). Старый, мудрый гном ­ гномище Выстроил большой ... (домище). Был он стар и был он сед И большой был ... (домосед). А за печкой за трубой Жил у гнома ... (домовой). Очень строгий, деловитый, Аккуратный, ... (домовитый). Мох, калину, зверобой ­ Всё из леса нёс ... (домой). Есть любил он суп вчерашний Пил он только квас ...(домашний). Каждый день соседи ­ гномы Навещали деда ... (дома). Всех встречал радушно гном, Все любили этот ... (дом). В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. 4. Усвоение лексической сочетаемости слов Упражнение «Запомни и измени слово по образцу» Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей лампа кошка стул •Упражнение «Один ­ много» Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это ….. лимоны. Это груша, а это .... груши. Это яблоко, а это ….. яблоки. •Упражнение «Какого цвета» Цель:   учить   правильно   согласовывать   название   предмета   с   названием   признака. Образец: яблоко красное. Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка. Литература 1.  Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико­грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.­СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2001.­218с. 2.   Анищенкова   Е.С.   Практическое   пособие   по   исправлению   звукопроизношения   у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова. ­М.:АСТ: Астрель.2007. ­ 158с. 7.  Баева А.И.Изучение состояния речевых процессов у 5­6 летних детей с общим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2004. — 43с. 7.   Безгина Б.Ю.Речевой этикет старших дошкольников. Методичебское пособие для воспитателей. ­ М.: «Мозаика ­ Синтез»,2004.­40с. 8.   Бобылева   З.Т.   Использование   речевого   лото   в   логопедической   работе   с дошкольниками // Дефектология . №8 ­ 1998 , 24. 12. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А Я. №2 (14) 2005.­ 4с. 15. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"

"Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких разделов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019