Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Оценка 5

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
05.03.2017
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Комплексное учебно-методическое обеспечение – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.docx
Комплексное учебно­методическое обеспечение  образовательного процесса А.А. Лимаренко, методист ГБПОУ «УИ ТЛТУ» Комплексное учебно­методическое обеспечение  – это совокупность всех учебно­методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий   и   т.д.),   представляющих   собой   проект   системного   описания образовательного   процесса,   который   впоследствии   будет   реализован   на практике.   Комплексное   учебно­методическое   обеспечение   является дидактическим   средством   управления   подготовкой   специалистов, комплексной информационной  моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы. Учебно­методическое   обеспечение   специальности,   дисциплины, раздела,   темы,   модуля   представляется   в   виде   некоторого   комплекса, который в той или иной форме должен: ­ отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения; ­   содержать   дидактический   материал,   адекватный   организационной форме   обучения   и   позволяющий   студенту   достигать   требуемого   уровня усвоения; ­   представлять   студенту   возможность   в   любой   момент   времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; ­   максимально   включать   объективные   методы   контроля   качества образования со стороны администрации и педагогов. Система   учебно­методической   документации   и   средств   обучения должна   охватывать   все   основное   содержание   программного   материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания   обучения   по   каждой   теме   (разделу)   учебной   программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой   документацией,   позволяющим   качественно   осуществлять учебный процесс. Цели формирования комплексного учебно­методического обеспечения: ­ для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему. ­ для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины. Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную,  воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно­ методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных  функций педагогического процесса в совокупности. К средствам обучения относятся: 1.Учебно­методическая литература: учебники, учебные пособия,  конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные  методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания 2.Учебно­наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы,  рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы, 3.Натуральные:   приборы,   механизмы,   инструменты,   модели,   макеты, образцы.   К   числу   такого   рода   источников   учебной   информации   относят различные   карточки­задания,   дидактические   задания   для   выполнения самостоятельных,  практических,  лабораторных   работ  и   курсовых   проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач. ­ технические средства обучения: ­   аудиовизуальные   (проигрыватель, интерактивная   доска, Интернет);   телевизор,   компьютер,   магнитофон,   диапроектор,   мультимедиа­система, ­ технические средства программированного обучения. Учебно­методическое   обеспечение   специальности/   профессии должно включать в себя: ­ нормативный комплект специальности; ­ учебно­методические комплексы дисциплин; ­ учебно­методические комплексы профессионального модуля; ­   учебно­методический   комплект   учебной   и   производственной практики; ­ комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»; ­ комплект «Итоговая аттестация»; ­ комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»; ­ комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа». Учебно­методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты): ­ нормативно­правовая документация; ­ учебно­программная, планирующая документация; ­ учебно­методическая документация; ­   материально­техническое, обеспечение. В   УМК   по   учебной   дисциплине   раздел   «Нормативно­правовая документация» включает:   информационное   и   программное ­   выписка   из   федерального   государственного   образовательного стандарта   по   профессии   или   специальности   среднего   профессионального образования   с   указанием   требований   к   умениям,   навыкам,   знаниям, практическому   опыту   по   учебной   дисциплине   (для   общеобразовательных дисциплин ­ выписка из стандарта среднего общего образования); ­   ведомственные   стандартизирующие   документы,   рекомендации   по организации образовательного процесса; ­   методические   рекомендации,   указания   ФИРО   по   планированию   и организации образовательного процесса. Раздел   «Учебно­программная, включает следующие документы:   планирующая   документация» ­ примерная программа учебной дисциплины (при наличии); ­ программа учебной дисциплины; ­ календарно­тематический план; ­ индивидуальный план преподавателя; ­комплект   планов   учебных   занятий   всех   видов,   инструкционных, технологических карт. Раздел «Учебно­методическая документация» включает: ­ конспекты лекций (допускаются тезисы); ­ учебную литературу, в том числе на электронном носителе; ­ дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе; ­ справочники, каталоги, альбомы; ­   методические   указания   по   выполнению   лабораторных   работ   и практических заданий; ­   методические   рекомендации   по   изучению   учебной   дисциплине,   ее разделов, тем, отдельных элементов; ­ методические разработки, авторские разработки; ­   методические   рекомендации   по   организации   самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся; ­ темы курсовых работ и методические указания по их выполнению; ­ тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ; ­   тематические   «копилки»   ­   комплекты   технологических   задач, производственных ситуаций, профессиональных задач; ­ положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов,   викторин,   олимпиад,   ролевых   и   деловых   игр   по   учебной дисциплине; ­ комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине; ­   методический   комплект   «входного»   контроля   уровня   знаний обучающихся (для общеобразовательных дисциплин); ­ систему контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине; ­ критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний обучающихся; ­       документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий; Раздел   «Материально­техническое,   информационное   и программное обеспечение» включает: ­      перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской; ­       перечень   основной   и   дополнительной   учебной   и   методической литературы по учебной дисциплине; ­       учебно­наглядные материалы ­ схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи; ­       мультимедийные   презентации   по   темам,   элементам   учебной дисциплины; ­      видео и интерактивные материалы; ­      перечень используемых технических средств обучения; ­      перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.  Учебно­методический   комплекс   по   профессиональному   модулю охватывает   все   нормативные   и   дидактические   аспекты   обучения   с   учетом квалификационных требований по производственной практике. Учебно­методический   комплекс   по   профессиональному   модулю включает в себя следующие разделы: ­ нормативно­правовая документация; ­ учебно­программная, планирующая документация; ­ учебно­методическая документация; ­ материально­техническое,   информационное   и   программное обеспечение. В   УМК   по   профессиональному   модулю   раздел   «Нормативно­ правовая документация» включает: ­      выписка   из   федерального   государственного   образовательного стандарта   по   профессии   или   специальности   среднего   профессионального образования   с   указанием   требований   к   умениям,   навыкам,   знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю; ­      ведомственные   стандартизирующие   документы,   рекомендации   по организации образовательного процесса и производственного обучения; ­      методические рекомендации, указания ФИРО  по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения. Раздел   «Учебно­программная,   планирующая   документация» включает следующие документы: ­     примерная программа профессионального модуля (при наличии); ­     программа профессионального модуля; ­     программа учебной, производственной практики; ­      календарно­тематический   план   (КТП)   по   междисциплинарным курсам   либо   по   всему   профессиональному   модулю   с   учебной   практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике); ­     индивидуальный план преподавателя; ­      комплект   планов   учебных   занятий   всех   видов,   инструкционных, технологических карт. Раздел «Учебно­методическая документация» включает: ­     конспекты лекций (допускаются тезисы); ­     учебную литературу, в том числе на электронном носителе; ­     дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе; ­     справочники, каталоги, альбомы; ­      методические   указания   по   выполнению   лабораторных   работ   и практических заданий; ­      перечень учебно­производственных   работ по  учебным  практикам, производственному обучению; ­      методические   рекомендации   по   изучению   профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов; ­     методические разработки, авторские разработки; ­      методические   рекомендации   по   организации   самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся; ­     темы курсовых работ и методические указания по их выполнению; ­      тематику   и   методические   рекомендации   по   подготовке   к семинарским   занятиям,   разработке   и   выполнению   проектных   заданий, исследовательских и творческих работ; ­      тематические   «копилки»   ­   комплекты   технологических   задач, производственных ситуаций, профессиональных задач; ­      положения,   методические   рекомендации   по   организации   и проведению   конкурсов,   викторин,   олимпиад,   ролевых   и   деловых   игр   по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю; ­     комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю; ­      систему   контроля   знаний   у   обучающихся   по   МДК, профессиональному модулю; ­     критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся; ­      документация   по   мониторингу   качества   освоения   обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий; Раздел   «Материально­техническое,   информационное   и программное обеспечение» включает: ­     перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской; ­      перечень   основной   и   дополнительной   учебной   и   методической литературы по МДК, профессиональному модулю; ­      мультимедийные   презентации   по   темам,   элементам   МДК, профессионального модуля; ­     видео и интерактивные материалы; ­      учебно­наглядные материалы ­ схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи; ­     перечень используемых технических средств обучения; ­      перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.   При   формировании   преподавателем   УМК   по   теме,   разделу   МДК, профессионального   модуля   используются   все   вышеперечисленные   пункты данного раздела. Организация   работы   по   созданию   учебно­методического   комплекса дисциплины   (междисциплинарного   курса,   профессионального   модуля) осуществляется   в   соответствии   с   планом   работы   предметной   (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей. Непосредственной   разработкой   учебно­методического   комплекса дисциплины   (междисциплинарного   курса,   профессионального   модуля) занимаются дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль). преподаватели, данную   ведущие       Преподаватели­разработчики   несут   ответственность   за   содержание учебно­методического   комплекса   дисциплины   (междисциплинарного   курса, профессионального модуля). Материалы,   входящие   в   состав   учебно­методического   комплекса, обсуждаются   на   заседании   предметной   (цикловой)   комиссии.   Рабочие программы, контрольно­оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются   заместителем   директора   по   учебной   работе,   программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты   проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно­производственной работе. контрольно­оценочных средств   для     Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно­оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по   профессиональному   модулю   согласовываются   с   представителями работодателя. Контроль   качества   материалов,   входящих   в   состав   учебно­ методического   комплекса   дисциплины   (междисциплинарного   курса, профессионального   модуля),   возлагается   на   председателя   предметной (цикловой) комиссии и методиста. Контрольный экземпляр учебно­методического комплекса дисциплины (междисциплинарного   курса,   профессионального   модуля)   на   бумажном   и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.  Учебно­методический   комплект   учебной   и   производственной практики   это   сборник   документов,   регламентирующий   время,   отведенное студенту   на   закрепление   и   углубление   знаний,   полученных   в   процессе обучения,   а   также   на   приобретение   умений   и   навыков   по   всем   видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает: Программы   учебной,   производственной   и   (или)   преддипломной практики по специальности/профессии; Календарные планы всех видов практик; Критерии оценки результатов практик; Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.  Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование» Это   комплект   документов,   необходимых   студенту   при   написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно­ поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое   проектирование   по   данной   дисциплине.   В   том   случае,   когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию   не   является   обязательной   частью   учебно­методического комплекса дисциплины. Это: Тематика   курсовых   работ   (проектов)   –   разрабатывается преподавателями­предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК; Методические   материалы   по   выполнению,   оформлению   и   защите курсовой работы; Критерии оценки курсовой работы; Образцы оформления курсовой работы, рецензий на курсовую работу. Комплект   «Итоговая   аттестация»   включает   Программы   ИГА выпускников по специальности. Комплект   «Дипломные   работы   или   дипломное   проектирование» является   частью   комплекта   «Итоговая   государственная   аттестация», включает: ­     Программу итоговой государственной аттестации; ­      Критерии   оценки   ВКР   и   дипломного   проекта   и   защиты   ВКР   и дипломного проекта; ­     Перечень сформированных ОК и ПК; ­     Квалификационные требования к выпускнику по специальности; ­      Тематика   дипломных   проектов   (работ)   и   методические рекомендации по их выполнению и оформлению.  Самостоятельная работа студентов (СРС) ­ часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов. Комплект   «Внеаудиторная   самостоятельная   работа»   является сборником   учебно­методических   разработок   для   организации   процесса самостоятельного   освоения   части   учебного   материала   дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе   УМК   дисциплин,   которые   используются   преподавателями повседневно.   Кроме   того,   в   комплект   включаются   междисциплинарные (метапредметные)   разработки,   способствующие   развитию   творческого мышления и самостоятельности студента. Например, ­      Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента; ­      Сборники   ситуационных   заданий   (учебного   и   производственного характера); ­     Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению; ­      Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению; ­      Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.   Учебные материалы Учебные материалы содержат: ­ теоретические материалы для изучения; ­ задания промежуточного и текущего контроля; ­ эталоны ответов к заданиям для самоконтроля, обучающегося; ­ ссылки на дополнительные источники информации; ­ словарь основных терминов, изучаемых в данном учебном элементе (может быть отдельной книгой для всего модуля). Источниками для создания учебных материалов могут служить вполне традиционные учебники, видеозаписи, аудиокассеты, журналы и т.д., но все они должны дополняться соответствующими пояснениями и инструкциями. То   есть   в   отличие   от   более   привычных   для   нас   источников   учебной информации   учебные   материалы   не   столько   теоретичны,   сколько технологичны. Они являются руководством к определенному действию. Для   эффективного   обучения   на   основе   любого   вида   учебных материалов   необходимо,   чтобы   в   них,   кроме   информационного   блока, обязательно были включены: ­   цели   обучения.   Работая   с   учебным   материалом,   учащийся   должен четко представлять, что все выполняемые им шаги по освоению темы или раздела в сумме приведут его к конкретному, определенному результату; ­ обратная связь о ходе и успешности обучения – задания, выполняя которые   учащийся   может   продемонстрировать,   что   учебный   материал   им усвоен, тема или раздел им поняты. В каких случаях целесообразно разрабатывать учебные материалы для самостоятельного обучения: ­     чтобы восполнить пробелы в знаниях и навыках учащихся. Включая эту   информацию   в   материалы   для   самостоятельного   обучения,   вы   даете возможность   тем,  кто   в  ней   нуждается,  изучить  этот   материал   заранее   до начала работы; ­     чтобы рассмотреть материал, который не является обязательным, но который «полезно было бы знать», т.е. дополнительные материалы для более углубленного   изучения   темы   или   рассмотрения   сложной   проблемы.   Такой материал   можно   выдавать   учащимся без   необходимости   тратить   на   его рассмотрения часы непосредственного общения; ­      чтобы   обучающиеся   могли   получить   индивидуальную   обратную связь   о   прогрессе   в   освоении   темы.   Формы   обратной   связи,   которые используются обычно на занятиях (ответы к заданиям, ключи к тестам и т.д.), можно включить и в материалы для самообучения; ­      материал,   который   трудно   понять   при   ознакомлении   с   ним. Обучающиеся   смогут   рассматривать   его   столько   раз,   сколько   потребуется (изучать темы, выполнять упражнения до полного усвоения) в удобном для себя темпе; ­      материал, который может потребоваться в будущем. Это поможет учащимся повторить материал непосредственно перед тем, как возникает в этом потребность.  Преподаватель   высокой   квалификации,   возможно,   предпочтет   не пользоваться готовой разработкой, а составит учебные материалы самостоя­ тельно, основываясь на собственном опыте и анализе учебной и научной ли­ тературы.   Начинающему   преподавателю,   напротив,   готовые   учебные   и методические материалы помогут организовать процесс обучения по модулю. Одной из важных особенностей учебных материалов модуля является высокая степень   их   готовности   либо   к   самостоятельному   изучению,   либо   к использованию   в   аудитории.   Правильно   составленные   учебные   материалы модулей позволяют максимально достичь конечных результатов обучения.

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017