Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Оценка 4.9

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
Детсад
22.02.2018
Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Материал конференции направлен на сохранение психологического здоровья педагогов как фактор здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении. Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.Конференция направлена на сохранение психологического здоровья педагогов как фактор здорового психолого-педагогического пространства в образовательном учреждении.
ОТ ЗДОРОВОГО ПЕДАГОГА.doc
Тема конференции:  «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» В современном обществе достаточно остро стоит проблема сохранения здоровья физического,   психического   и   социального.   Сохранение   духовно­психологического здоровья   человека,   живущего   в  нестабильном,  изменяющемся   мире,  выступает   на первый   план.   Без   психологической   устойчивости   невозможны   ни   сохранение здоровья,   ни   поддержание   работоспособности,   ни   успешная   самореализация. Организация   работы   по   сохранению   психического   здоровья   педагогов   является наиболее   актуальной   задачей   современной   системы   образования. Охране   и восстановлению   профессионального   здоровья   педагога   в   значительной   степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика: ­ во­первых, педагогическая  профессия – профессия здоровьеразрушающая; ­ во­вторых, кризис  педагогической  профессии, воспитатели,  как  и  учителя, «постарели», т.к. молодёжь всё реже идёт в педагогику. В методах воспитания всё чаще встречается излишняя строгость, что создаёт психологическую   напряженность   во   взаимоотношениях   с  детьми.  Это   вредно   для педагогов,   т.к.   порождает   психосоматические   болезни   и   усиливает   проявления хронических   заболеваний,   но   недостаточная   заработная   плата   не   позволяет полноценно восстанавливать здоровье. Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания:                                                                 (см. таблицу) 1. сердечно­сосудистые;  2. желудочно­кишечные;  3. нарушения опорно­двигательного аппарата;  4. болезни крови;  5. нарушение функций щитовидной железы.   1. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно­сосудистые заболевания. 2. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он её или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не 1 перевариваю…» или «Меня от него тошнит…». Язык явно проговаривает «мнение» желудка   о   ситуации.   Если   ситуация   неблагоприятная,   желудок   напрягается,   его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Напряжение в желудке вызывает спазм, что способствует возникновению заболевания. 3. Проблемы  остеохондроза,   одна   из   самых   серьезных   для   педагогов. Причина этого – результат воздействия многих факторов, основные из которых – наследственность и его образ жизни. 4. Болезни   крови  могут   возникать   из­за   серьёзных   психологических срывов и стрессов. Вспомните фразу: «Он мне столько крови попортил», «Уж он моей крови попил». Кровь ­ это озеро чистой воды по имени жизнь. Стрессы ­ камни, с шумом падающие в это «озеро», расплескивающие воду, пугающие рыбное царство. Проблему   со  щитовидкой  многие   называют   «проглоченной   обидой». Всю ту неправду жизни, о которой мы упоминали, «чувствует» и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла, т.е. спазм, что приводит к заболеванию щитовидной железы. 5. Причинами всех этих заболеваний у педагогов являются стресс и психическое напряжение. ­   главным   болезнеобразующим   фактором   для   педагога   является профессиональный эмоциональный стресс; ­   существуют   две   основные   причины,   разрушающие   здоровье   педагога: мировоззренческая и психическая, причём вторая вытекает из первой. Мировоззренческие причины:                                                      (см. таблицу) 1. Неумение принимать жизнь такой, «какая она есть». 2. Неумение жить в данный момент без критики и протеста, считая его самым важным в жизни. 3. Наличие   высоких   жизненных   притязаний   (желаний),   не   соответствующих возможностям. 4. Неумение   найти   свое   место   в   жизни,   которое   позволяло   бы   получать удовлетворение. 5. Неосознание  себя  частицей  великих  исторических   процессов,  непонимание того, что каждый у нас является творцом истории. 6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём. 7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своём месте. Психические причины: 1. Неумение противостоять стрессам. 2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями. 3. Частое превышение своих психических возможностей. 4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости. Педагог сознательный, культурный, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами, ради двух целей: ­ чтобы не болеть; ­ чтобы принимать правильные решения. 2 Преобладание  тех или иных эмоций в жизни человека  ведет к здоровью  или болезни. Надо научиться: ­ жить с хорошими эмоциями; ­ противодействовать негативным эмоциям. Чтобы сделать  из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их. Многие   представители   педагогической   профессии   не   могут,   к  сожалению, похвастаться   своим   здоровьем,   а   между   тем   требуемая   от   педагога   активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем. Многим   психическим   расстройствам   и   психосоматическим   заболеваниям предшествуют   снижение   настроения,   переживания   неблагополучия,   негативные изменения в эмоциях и чувствах. Чем более устойчивы такие состояния, тем больше вероятности, что их разряда обратимых функциональных расстройств, не лишающих трудоспособности и возможности жить полноценной жизнью, они перейдут в болезнь. Поэтому так велико значение ощущений благополучия для психического здоровья. Напряжённость,   высокая   интенсивность   работы,   с   которой   сталкивается подавляющее большинство профессионалов в современных условиях,   приводит к тому, что, приходя с работы, человек буквально валится  с ног. Каждый день он испытывает большую усталость, накапливающуюся со временем, и от неё не спасает даже длительный отдых. Не случайно синдром «хронической усталости» (СХУ) в конце  XX  был   официально   признан   болезнью.   Его   возникновение   вызывается многими   факторами,   главная   причина  ­  работа   иммунной   системы   в   режиме длительного напряжения.  Проявление   состояния   эмоционального   выгорания   в   педагогической деятельности в исследовании среди педагогов, имеющих разный опыт педагогической деятельности   (от   2   лет   до   25   лет),   было   выявлено,   что   чаще   всего   состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы   саморегуляции   и  психологической   защиты,  которые   позволяют   им  более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявление состояний эмоционального выгорания вновь повышается. Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком  своей  деятельности, так как приводит к эмоциональной  и личностной   отстраненности,   неудовлетворенности   собой,   за   которыми   следуют тревога,   депрессия   и   всевозможные   психосоматические   нарушения,   неадекватное эмоциональное реагирование.  Категория   педагогических   работников   наиболее   подвержена   стрессам, эмоциональным   перегрузкам   в   силу   особенностей   профессии.   Педагог дополнительного   образования   как   представитель   системы   дополнительного 3 образования   детей   не   исключение,   поскольку   он   постоянно   находится   в   нервном напряжении, обеспечивая:   набор детей в группы творческого объединения и сохранение контингента на протяжении всего курса обучения, что требует больших усилий;  свой   профессионально­личностный   авторитет   не   только   у   руководства   и детей, но и их родителей;  содержательность процесса обучения и воспитания, направленного не только на обучение, но и, в первую очередь, на воспитание и развитие познавательных и личностных   качеств   своих   подопечных,   формирование   любви   к   творчеству;   для обеспечения   успешности   детей   в   творчестве,   педагогу   необходимо   самому   быть активным и творческим, стимулировать детей собственным примером к участию во всевозможных выставках, концертных программах и самых различных мероприятиях;  активное   участие   в   культурно­досуговых,   конкурсных   мероприятиях,   что создаёт   дополнительную   стрессовую   ситуацию,   мобилизующую   все   всевозможные ресурсы   организма,   по   завершению   которых   человек   испытывает   внутреннее опустошение, ведущее к эмоциональному истощению, стрессу. Проблема   эмоциональных   нагрузок   очень   актуальна   в   педагогическом коллективе.   Нередко   педагоги   жалуются   на   стресс,   депрессивное   состояние.   Все возрастающие   требования   к  результатам   педагогической   деятельности   лишают   их времени на полноценный отдых, занятия своими увлечениями. Результат: педагоги чувствуют   себя   выжатыми,   часто   бывают,   раздражительны   и   неуравновешенны   в общении с коллегами, неадекватно реагируют на предъявляемые к ним требования. В худших   случаях   начинается   физическое   недомогание,  приводящее   к   больничному листу.   В   сложившихся   условиях   приоритетными   направлениями   психолого­ педагогической работы были определены: 1. Повышение   компетентности   педагогов   в   вопросах   профилактики эмоционального выгорания. 2. Содействие   сохранению   физического,   психологического   и   социального здоровья педагогов, формирование позитивного мышления. Психоэмоциональное   состояние   педагога   имеет   значимое   влияние   на обучающихся, что проявляется в уровне работоспособности детей, эмоциональном настрое   на   занятиях,   в   их   творческих   успехах.   Результаты   исследования свидетельствуют о том, что 42% детей чувствуют утомление к концу занятия. Более чем   у   50%   детей   неблагоприятное   психоэмоциональное   состояние,   это   дети   тех педагогов, у которых был выявлен синдром эмоционального выгорания. Для   сохранения  здоровья   педагогов   предлагается  разработать здоровьесберегающий   уголок  (уголок   психологической   разгрузки),   для   всех участников   образовательного   процесса.   В   основе   технологии  ­  элемент   песочной терапии:   оборудованный   столик   с   песком   и   специальной   подсветкой   (цветные лампочки), расслабляющая музыка. Если педагог или ребёнок почувствуют усталость или раздражение, то может посетить этот уголок.  4 Таким образом,  путь к психологическому здоровью педагога как ведущего субъекта образовательного процесса лежит через организацию своевременной целенаправленной  работы по выявлению и коррекции его проблем с целью обеспечения   здоровой,   творческой,   развивающей   среды   для   ребёнка   в избранном виде деятельности. В   разговоре   о   здоровье   педагогов   особое   внимание   было   уделено   овладению психологической   культурой,   самовоспитанию,   саморазвитию  способности   и   умений сохранять,   укреплять,   активизировать   защитные,   компенсаторные,   регуляторные механизмы,   обеспечивающие   развитие  личности   педагога,   его   работоспособность   и эффективность.   Такой  акцент   был   сделан   не   случайно,   поскольку   именно   данные механизмы,  процессы   и   качества   составляют   основу   профессионального   здоровья педагога. Будем же стремиться к сбережению и укреплению как физического, так и психологического,   профессионального   здоровья,  французский   философ   Мишель Монтенью говорил:  «Здоровье  ­   это   драгоценность   и   притом   единственная,   ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку  жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА... ОНО НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ, НО И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ. ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ ­ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ. Материал подготовлен педагогом­психологом д/с «Золотой ключик» ­  Е.М.Бондарь 5 Используемая литература: 1. Журнал «Психолог в детском саду»  2008г, №3 стр.75 ­96. 2. «Как сохранить здоровье педагога» ­ авторы: В.Г. Лободин, Г.В. Лавренова, С.В. Лободина метод. пособие. ­  М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г.  стр. 5­15.  «Он разбил мне сердце»  «Сердце кровью обливается»  «Чует моё сердце, плохо дело»  «Чувствую сердцем, он жив» I. Сердечно ­ сосудистые заболевания Педагоги­ «группа риска»  «Я его не перевариваю…»  «Меня от него тошнит…» II. Желудочно­ кишечные заболевания IV. Болезни крови  Наследственность      и образ жизни. III. Нарушения опорно­ двигательного аппарата V. Нарушения функций щитовидной железы. 6  «Он мне столько крови попортил»  «Уж он моей крови попил»      Проглоченная обида ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ Неумение принимать жизнь такой, «какая она есть» Неумение   жить   в   данный   момент без критики и протеста, считая его самым важным в жизни Неумение противостоять стрессам. Отсутствие   навыка   управления своими эмоциями. Частое   психических возможностей. превышение   своих Неумение   вырастить   в   себе   и освоить эмоцию радости. Наличие   высоких   жизненных притязаний не соответствующих возможностям (желаний),     Неумение   найти   свое   место   в жизни,   которое   позволяло   бы получать удовлетворение.   Неосознание себя   частицей великих   исторических   процессов, непонимание   того,   что   каждый   у нас является творцом истории.   принимать свой Неумение социальный   статус   и   достойно пребывать в нём.   Незнание того, что каждый из нас,  очень нужен на своём месте 7 8

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Конференция для педагогов-психологов по теме: «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018