Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.)
Тема: «Осень»
Цели:
1. Уточнение представлений об осени и ее приметах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
4. Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
5. Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
6. Развитие графо-моторных навыков.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.
Л о г о п е д. О каком времени года я рассказа?
- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?
- Сегодня мы будем говорить про осень.
II. Основная часть.
1. Игра «Листочки».
Л о г о п е д. Я собрала красивый букет из осенних листьев!
Давайте назовем каждый листок.
Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)
Л о г о п е д. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:
Березовый листок упал с ...
Кленовый упал с ...
Каштановый упал с ...
Рябиновый упал с ...
2. Игра «Это осень?».
Л о г о п е д. Послушайте короткие рассказы про времена года и выберите те, в которых говорится про осень.
Вот и пролетело веселое лето. Пришла пора убирать урожай. Ваня копает картофель. Костя собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Вера и Федя собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. (По И. Соколову-Микитову.)
Морозы сковали землю. 3амерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и 3051 лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. (По К.В. Лукашевичу.)
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. В такую пору хорошо надеть тёплую куртку и высокие сапоги. На голых сучьях повисли капли росы. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы ... (По Г. Скребицкому.)
Дети выбирают рассказы про осень.
Л о г о п е д. Какие еще осенние признаки вы услышали в рассказах? (сбор урожая, смена легкой одежды на теплую и др.).
3. Игра «Закончи предложение».
На смену лету пришла ...
С деревьев опадают ...
Часто моросит ...
Птицы собираются в стаи и ...
Зверям некогда резвиться, они ...
Скоро наступит ...
4. Физкультминутка.
|
Капля раз, |
Правая рука вверх |
|
Капля два |
Левая рука вверх |
|
Очень медленно сперва |
Медленно руки опускаются на пояс |
|
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом |
Ритмичные шаги на месте |
|
Мы зонты свои раскрыли, |
Развести руки в стороны |
|
От дождя себя укрыли. (Я. Аким) |
Руки полукругом над головой |
5. Игра с мячом «Подбери слово».
Л о г о п е д. Я буду называть слово-действие, а вы подберите подходящее слово-предмет. Помните, что мы говорим про осень!
Моросит … улетают ...
Опадают … припасают ….
Собирают … созревают ...
Желтеют …
А теперь наоборот я называю слово-предмет, а вы слово-действие.
Листочки ... белка ....
Птицы ... дождик ...
Тучи ...
6. Игра «Один - много».
Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.
Например: желтый лист - желтые листья.
Зеленая травинка -
Красный листочек -
Коричневая шишка -
Высокий клен -
Толстый дуб -
Темная туча -
7. Игра «Раскрась».
Работа с раздаточным материалом.
Логопед раздает каждому ребенку картинки-загадки с наложенным изображением кленовых листьев.
Л о г о п е д. Какие листья вы видит на картинке?
Посчитайте, сколько их.
Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики - большие.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.