Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.) по теме "Осень золотая!"

  • docx
  • 12.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Осень золотая.docx

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических навыков в старшей логопедической группе (Антоновой С. Ю.)

Тема: «Осень»

Цели:

1.     Уточнение представлений об осени и ее приметах.

2.     Расширение и активизация словаря по теме.

3.     Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).

4.     Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).

5.     Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.

6.     Развитие графо-моторных навыков.

7.     Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.

Л о г о п е д. О каком времени года я рассказа?

- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?

- Сегодня мы будем говорить про осень.

 

II. Основная часть.

1. Игра «Листочки».

Л о г о п е д. Я собрала красивый букет из осенних листьев!

Давайте назовем каждый листок.

Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)

Л о г о п е д. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:

Березовый листок упал с ...

Кленовый упал с ...

Каштановый упал с ...

Рябиновый упал с ...

2. Игра «Это осень?».

Л о г о п е д. Послушайте короткие рассказы про времена года и выберите те, в которых говорится про осень.

Вот и пролетело веселое лето. Пришла пора убирать урожай. Ваня копает картофель. Костя собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Вера и Федя собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. (По И. Соколову-Микитову.)

Морозы сковали землю. 3амерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и 3051 лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. (По К.В. Лукашевичу.)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. В такую пору хорошо надеть тёплую куртку и высокие сапоги. На голых сучьях повисли капли росы. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы ... (По Г. Скребицкому.)

Дети выбирают рассказы про осень.

Л о г о п е д. Какие еще осенние признаки вы услышали в рассказах? (сбор урожая, смена легкой одежды на теплую и др.).

3.     Игра «Закончи предложение».

На смену лету пришла ...

С деревьев опадают ...

Часто моросит ...

Птицы собираются в стаи и ...

Зверям некогда резвиться, они ...

Скоро наступит ...

4. Физкультминутка.

Капля раз,

Правая рука вверх

Капля два

Левая рука вверх

Очень медленно сперва

Медленно руки опускаются на пояс

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Ритмичные шаги на месте

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны

От дождя себя укрыли.           

(Я. Аким)

Руки полукругом над головой

 

5. Игра с мячом «Подбери слово».

Л о г о п е д. Я буду называть слово-действие, а вы подберите подходящее слово-предмет. Помните, что мы говорим про осень!

         Моросит … улетают ...

         Опадают … припасают ….

         Собирают … созревают ...

         Желтеют …

А теперь наоборот я называю слово-предмет, а вы слово-действие.

         Листочки ... белка ....

         Птицы ... дождик ...

         Тучи ...

6. Игра «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.

Например: желтый лист - желтые листья.

Зеленая травинка -

Красный листочек -

Коричневая шишка -

Высокий клен -

Толстый дуб -

Темная туча -

7. Игра «Раскрась».

Работа с раздаточным материалом.

Логопед раздает каждому ребенку картинки-загадки с наложенным изображением кленовых листьев.

Л о г о п е д. Какие листья вы видит на картинке?

Посчитайте, сколько их.

Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики - большие.

 

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.